Социальные институты и организации icon

Социальные институты и организации



НазваниеСоциальные институты и организации
Дата конвертации16.07.2012
Размер137,1 Kb.
ТипРеферат
Социальные институты и организации


План: 1. Понятие "социальный институт". 2. Виды и функции социальных институтов. 3. Семья как важнейший социальный институт. 1. Понятие "социальный институт". Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместнойдеятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самыхразнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования,здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всегоупотребляемое значение термина "социальный институт" связано схарактеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизацииобщественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации истандартизации называется институционализацией. Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним изнеобходимых условий появления социальных институтов служит соответствующаясоциальная потребность. Институты призваны организовывать совместнуюдеятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальныхпотребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность ввоспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношениямежду полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечиваетподготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способностидля того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечиватьсвое существование и т.д. Возникновение определенных общественныхпотребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыминеобходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институтобразуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношенийконкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как идругие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и ихвзаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер,обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальныйинститут представляет собой самостоятельное общественное образование,которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальныеинституты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы,характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов иопределенной изменчивостью их функций. Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, этосистема ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведениялюдей и других элементов социокультурного процесса Эта система гарантируетсходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенныестремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешаетконфликты,возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояниеравновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности иобщества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещене обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы онработал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности,были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в формусоциальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурныхэлементов, формирования на их основе системы потребностей личности,ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементоминституционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализацииявляется организационное оформление социального института. Внешнесоциальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений,снабженных определенными материальными средствами и выполняющимиопределенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоитиз определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала,чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы,министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своейдеятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями,финансами и т. д.). Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своейдеятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели,набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. Наоснове всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социальногоинститута. Социальные институты - это организованные объединения людейвыполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающиесовместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальныхролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. 2 Виды и функции социальных институтов. Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальнуюфункцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общиесоциальные функции социальных институтов как определенных видов социальнойсистемы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направленийстремились как-то классифицировать их, представить в виде определеннойупорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификациюпредставила так называемая "институциональная школа". Представителиинституциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделиличетыре основных функции социальных институтов:1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим этуфункцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты,такие, как государство.2) Социализация -- передача индивидам установленных в данном обществеобразцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования,религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. 4) Функцииуправления и контроля осуществляются через систему социальных норм ипредписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные иправовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальныеинституты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональнымикачествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен,деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всюсовокупность производства и распределения общественного богатства соединяя,вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого родаобщественные организации, преследующие политические цели, направленные наустановление и поддержание определенной формы политической власти. Ихсовокупность составляет политическую систему данного общества. Политическиеинституты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранениеидеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставятцелью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальныхценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а такжесоциализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартовповедения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляцииповедения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственнуюаргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществеимперативные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этикуповедения. 5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляциюповедения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридическихи административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительнойсилой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институтыоснованы на более или менее длительном принятии конвенциональных (подоговору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормырегулируют повседневныеконтакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Ониопределяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методыпередачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламентсобраний, заседаний, деятельность каких-то объединений. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качествекоторой выступает общество или сообщество, называется дисфункциейсоциального института. Как отмечалось ранее, основой формирования ифункционирования конкретного социального института является удовлетворениетой или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протеканияобщественных процессов, ускорения темпов социальных перемен можетвозникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находятадекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальныхинститутов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. Ссодержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целейдеятельности института, неопределенности функций, в падении его социальногопрестижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую",ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную надостижение рациональной цели. Одним из явных выражений дисфункции социального института являетсяперсонализация его деятельности. Социальный институт, как известно,функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждыйчеловек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своимстатусом, играет определенные роли. Персонализация социального институтаозначает, что он перестает действовать в соответствии с объективнымипотребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции взависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизнистихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности,стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушениясуществующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобногорода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункциянекоторых экономических институтов является причиной существования такназываемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество,кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самогосоциального института или же созданием нового социального института,удовлетворяющего данную общественную потребность. Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов:простую и сложную. Простые социальные институты - организованныеобъединения людей, которые выполняют определенные социально значимыефункции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнениячленами института своих социальных ролей, обусловленных социальнымиценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система невыделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормысами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социальногоинститута. 3. Семья как важнейший социальный институт. Классическим примером простого социального института является институтсемьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровномродстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимнойответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщинойи мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует ихполовую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права иобязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную системуотношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, нои их детей, а также других родственников. Поэтому семью следуетрассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, тоесть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющихфункции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи,взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм,подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных инегативных санкций. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательностькоторых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главнымисреди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образованиесемьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончаниедеторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступлениев брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращениесуществования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семьяобладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типовсемейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная иполигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачнойпары - мужа и жены, полигамная - как правило, мух имеет право иметьнесколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяютсяпростой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семьяпредставляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Еслинекоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, илисложная, семья, включающая в себя два или более поколений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества.Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачногопартнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которымируководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за ихневыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую вданном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной иженщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половуюжизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные праваи обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной иженщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными иродовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцыповедения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. Свозникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовойхарактер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности нетолько на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отнынесоциальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение,но и государственные органы. Основная, первая функция семьи, как следует из определенияА.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводствонаселения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - вличностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряддругих важных социальных функций:а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержаниекультурного воспроизводства общества;б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества,уход за детьми и престарелыми членами семьи;в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи длядругих, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособныхчленов общества;г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентацияповедения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а такжерегламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовноевзаимообогащение;е) социально-статусная - предоставление определенного социального статусачленам семьи, воспроизводство социальной структуры;ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащениеинтересов;з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональнойподдержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическаятерапия. Для понимания семьи как социального института большое значение имеетанализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальныхролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциямииндивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь насупружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь,брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший,младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения рядаусловий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивиддолжен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим всемье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормыдиктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образсвоего поведения, индивид должен точно определить свое место и место другихв ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главысемьи, вообще или в частности, главного распорядителя материальногодостояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованностьтой или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевымикачествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевомустатусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современныхусловиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение такжеимеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связаннаяс ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности безособых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, какэтого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи игралроль материального покровителя других ее членов, но его финансовоеположение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения егороли. Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенныхфункций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1)конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием уодного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при которомпротиворечие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих изразных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенныхсемьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми иродителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3)внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себяпротиворечивые требования. В современной семье такого рода проблемы бываютчаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда рольженщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье(хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) ссовременной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечениисемьи материальными средствами. Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус всоциальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своегостатуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важнаспособность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место средипредпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическимосвоением роли, связанные с такими осо-бенностями личностей супругов, какнедостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность кисполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например,девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственныезаботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, неподчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи каксоциального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейныхотношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов,в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, прикоторых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а мужбыл хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивалэкономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которыхподавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистскойкультурами стали участвовать в производственной, политической деятельности,экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущееучастие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характерфункционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных дляобщества последствий. С одной стороны, оно способствовало ростусамосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны,усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическоеповедение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности. Литература1. Андреев Ю.П. Категория <социальный институт> // Философские науки.1984. № 1.2. Аникевич А. Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования, Красноярск. 1986. Власть: Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.3. Воучел Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 1972. С. 163 -- 173.4. Земски М. Семья и личность. М., 1986.5. Коэн Дж. Структура социологической теории. М., 1985.6. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., !971.7. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1983.8. Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализации науки //Социологические проблемы науки. М., 1974.9. Троц М. Социология образования //Американская социология. М., 1972. С. 174 -- 187.10. Харчев Г.Г. Брак и семья в СССР. М., 1974.11. Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социальные институты и организации iconПрограмма дисциплины "Социология" для направления
«Социальные взаимодействия»; «Социализация»; «Социальная структура и социальная стратификация»; «Социальные группы и организации»;...
Социальные институты и организации iconСоциальные организации и самоорганизации. Социальные институты

Социальные институты и организации iconВведение Социальные институты: сущность, структура и функции
Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения,...
Социальные институты и организации iconВопросы к экзамену по социологии специфика социологии как науки, ее объект и предмет
Социальные институты как элементы социальной структуры, основные и неосновные социальные институты
Социальные институты и организации iconРабочая программа для аспирантов специальности 22. 00. 04 социальная структура, социальные институты и процессы очной и заочной форм обучения
Акулич Е. М. Социальные институты и процессы. Рабочая программа для аспирантов, обучающихся по специальности 22. 00. 04 – «Социальная...
Социальные институты и организации iconТема социальные институты основные и не основные социальные институты

Социальные институты и организации iconЛекция Социальные институты. Контроль и девиация
Институты возникают как результаты действий людей, оформляются нормативно и культурными образцами (институализация) и далее выступают...
Социальные институты и организации iconФакультет менеджмента Программа дисциплины «Социальные теории организации»
«Социальные теории организации» для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Социальные институты и организации iconПрограмма кандидатского экзамена по истории и философии науки Специальность 220004. 78 «Социальная структура, социальные институты и процессы» (уп 220004 78-11-1-3580. plax)
Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки для специальности 22. 00. 04 «Социальная структура, социальные институты...
Социальные институты и организации iconСоциальные институты и их типы

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы