Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) icon

Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет)



НазваниеРельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет)
Дата конвертации16.07.2012
Размер155.32 Kb.
ТипРеферат
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет)


Рельефы и росписи эпохи Древнего царства в заупокойных храмах при царских пирамидах, в погребениях знатных людей (мастаба). Стиль, приемы исполнения. ОглавлениеИскусство Древнего Египта в истории человечества -------2Общественно-политическая ситуация --------------------------3Приоритеты искусства Древнего Египта ----------------------4Назначение пирамид -----------------------------------------------5«Ка» --------------------------------------------------------------------7Скульптура -----------------------------------------------------------8Рельефы и росписи -------------------------------------------------9Канон ----------------------------------------------------------------13Итог ------------------------------------------------------------------14Библиография ------------------------------------------------------15 Искусство Древнего Египта в истории Человечества. Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. иобычно наше с ними знакомство начинается с удивления перед ихпроизведениями искусства. Да, "их" искусство действительно непохожена наше, оно для нас "непонятно"; мы не можем в его произведения"войти" так, как, например, привыкли входить в картины эпохи Ренессансаили пейзажи Античной Греции и Рима. Это другой мир и ключ к егопониманию надо искать в его истории, это она рассказывает намо человеке и его мире его времени. Очаги культуры на земной поверхности никогда нерасполагались равномерно. Среди них наиболее нам близки те, что сейчаспринято объединят понятием "Древний Восток". Среди цивилизаций ДревнегоВостока особый интерес для исследователя своей непревзойденноймонументальностью, монолитностью, представляет Египетская, возникшая вдолине реки Нил около шести тысячелетий назад. Первыми понятиями, которые мы здесь встречаем считаются по правуотмеченная еще древними греками "Гигантомания" и особая беспримернаястабильность - застылость форм, или, как мы сказали бы сейчас, отсутствиепрогресса. Одной из причин этой заторможенности" М.Э. Матье считает особуюситуацию египетской экономики, главной отраслью которой было земледелие^1. С первых веков Египта оно не могло существовать безискусственного орошения, базировавшегося в свою очередь на сохраненииобщинного способа хозяйствования и исключавшего возможность индивидуальнойобработки земли. Эта "общественная формация", это общество, смогшеесохранить себя практически неизменным на протяжении почти трехтысячелетий выработало свою оригинальную высочайшую и утонченнейшуюкультуру, ту, об ^1 М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л.-М. 1961. с. 4-5.искусстве которой с неизменным уважением, как о чем-то грандиозном,нечеловечески масштабном, отзывались лучшие люди культур - потомков. Вовсем искусстве Египта мы отмечаем черту, нашему времени к сожалению очень не свойственную, - величие. Архитектура здесь правит бал и все искусства ей подчиняются, живутпо ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем- ведь тогда не разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" исобственно "искусство". Общественно-политическая ситуация. Описание жизни того времени положено начинать с "образованиярабовладельческого государства". итак, в какой-то период своегосуществования человечество в рассматриваемом нами Египте пришло к такой форме государственного устройства при которой практическибезграничная власть над сотнями тысяч подданных сосредоточилась в рукаходного правителя - фараона. Отметим далее, что Египет - это страна, гдедля наиболее успешного функционирования главной отрасли народногохозяйства страны - сельского хозяйства, необходимо объединение как можнобольшей территории плодородной земли в долине Нила дляцентрализованного управления водными ресурсами - фактором, имеющимпринципиальное экономическое значение. фактором. первое объединение всейстраны произошло коло 2900 года до н. э. и сохранялось при фараонахIII - V династий в течении всего так называемого Древнего царства - до2270 года. Эти годы в силу ряда причин мы можем назвать временемпроцветания и большого культурного подъема Египта. Именно в этот периодбыли созданы самые огромные на земле памятники каменного зодчества -пирамиды. Именно Древнее царство выработало те каноны изобразительногоискусства, по которым потом на протяжении тысячелетий творили всеегипетские художники. В этой работе слишком мало места для того, чтобывыстраивать претендующие на абсолютную истину теории о его принципах,но хотя бы в скобках необходимо заметить, что искусство, пути его развитияникогда не есть просто "отражение жизни", хотя его творцы - всегда людиопределенного времени, и хотят они того или нет, они живут жизнью своейэпохи и размышляют о над ее насущными вопросами в своих произведениях.Египтяне Древнего царства найдя некоторое новое системное решениедля структуризации своего общественного устройства (объединение-покорение многих ранее враждовавших между собой номов рабовладельческогоЕгипта под власть одного фараона), находят и в искусстве адекватный новойжизни новый язык. Это была эпоха разработки принципиально новых ценностей исвершения самых грандиозных открытий египетского искусства.Бессмертные памятники донесли и до наших дней живое дыхание тех великихжизненных перемен, которым, несомненно, предшествовали, л которымнаследовали долгие периоды медленных эволюций С другой стороны эторешение оказалось настолько удачным, что смогло остаться удовлетворяющимпрактически без серьезных изменений на протяжении всей долгой историиДревнего Египта. Приоритеты искусства Древнего Египта. Исключительное значение архитектуры в сравнении с другими видамиизобразительного искусства. В Египте все виды изобразительного искусстваможно назвать рожденными от архитектуры. Замечательно по этому поводувысказывание В.В. Павлова, стоит привести его здесь полностью:"Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характерпластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясьархитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Такоесинтетическое решение вызывалось не только соображениями художественногопорядка, оно диктовалось египетской религией, всей совокупностьюрелигиозноматических представлений. Развитие архитектуры и искусства вДревнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обрядепогребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучиеплемени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, какбыл приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени илистраны. Само погребение такой важной персоны было исключительноважным событием как его собственной жизни, так и жизни всего егонарода. Переход человека в мир иной становился триумфом всей его жизни иобставлялся поистине с царским великолепием. Поэтому вполне естественно,что его усыпальница как архитектурное сооружение должна была быть достойнойсвоей роли "вечного жилища" для своего властителя. У разных народов поразному прославлялись цари: в Ассирии и Урарту нам известнывеликолепные дворцы и храмы с рельефами, повествующими об их подвигах;в Египте - храмы и пирамиды - усыпальницы фараонов и их приближенных. Но итам и здесь для памятников Древнего Востока всегда очень характерна естественная монументальность, вписанность и найденность архитектурыв ландшафте и окружающем мире. Если же мы станем говорить обособенностях сохранившейся архитектуры Египта, то мы отметим, чтоее гениальная простота, цельность, исключительная мощь и соразмерностьпропорций делают ее оригинальным и почти магическим исключением. Назначение пирамид. "Царские усыпальницы - пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства,навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества." -пишет В.В. Павлов. "Долгое время, следуя Геродоту, в них виделипростой памятник нелепого тщеславия и жестокости деспота. На самом . же деле все обстояло значительно сложнее. А. Мень «Такиеграндиозные сооружения должны были родиться, подобно готическим соборам,результатом массового воодушевления. колоссальные трудности, связанные свозведением этих рукотворных гор, не могли быть преодолены только спомощью бичей Люди должны были верить во что-то, когда создавалипирамиды»^1. Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этихстранных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своеймагией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти онстановился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близгорода, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темныхглубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь.«Пик вечного дома, вознесенный над полями, рощами пальм, городом и рекой,был постоянным напоминанием о том, что Великий Маг бодрствует, что онсовершает свое служение на благо египетского народа. Это приводит нас квопросу о том, как представляли себе египтяне посмертную судьбучеловека"^2. Для некоторых древних культур характерно представление ожизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, чтодля благополучной и счастливой жизни "там" необходимо все то же, чтои "здесь". Во времена Древнего царства такая привилегия быладоступна лишь фараонам строились несколько иначе, чем гробницы фараона. Всовременном языке для и очень состоятельным его приближенным. Гробницыприближенных обычно их обозначения принято арабское слово "мастаба" вбуквальном переводе означающее "каменная скамья". Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и егоприближенные, заранее, с первых дней собственного правления начиналистроитьсебе надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами росписи ивсе остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами,солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти людидолжны ^1 Эммануил Светлов. Магизм и единобожие. Брюссель. 1971. с. 99. ^2 Эммануил Светлов. Ук. Соч. с. 99.были следовать в гроб за своим господином или будучи убитыми ещена земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почтисразу от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстаетстраной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами, здесь небывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводиласьизображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри гробницы. Крометого, на внутренних стенах гробницы должны были быть изображены славныедеяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то,что можно условно назвать изображениями "культового назначения". "Искусствоздесь столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земнуювласть, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя быобщего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян"^1. «Ка». Мумии фараонов служили вполне определенной цели. Мумия илискульптура умершего должны были быть максимально портретными и анатомическиреальными потому, что по египетской религиозной традиции после смертидвойник человека "ка" (нечто вроде "духа тела") возвращается к человеку, опознает его в набальзамированной мумии или статуе и вновь вселяется внего, оживляя для другой - вечной жизни. Недаром даже до наших временсохранен египетский текст церемонии "открытия уст" статуи, служивший дляее оживления. Этим можно объяснить столь высокое развитие портретнойскульптуры в Древнем Египте. Рельефам и росписям художники тожепридавали портретное сходство. Яркое тому подтверждение - сходстворельефов, изображающих Хемиуна в его мастаба, и его скульптурногоизображения; близость рельефного профиля царского вельможи Нефера счертами лица его так называемой «резервной головы». ^1 Н.А. Дмитриева. Искусство Древнего Мира. М.1986. с. 29 Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умершийбыли продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися наизображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможнымивеличием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов. В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражениелиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставилсвоей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображалчеловека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного. Вовсем великолепии мы можем наблюдать эту тенденцию в искусстве Древнегоцарства. Скульптура. Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на нашвзгляд была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй,составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями,которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптуройАнтичной Греции классического периода, но там назначение скульптуры былосовершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла насмену одухотворенная гармония человеческого тела. Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменнойглыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптордаже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной откаменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона. Рельефы и росписи. Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, изкоторого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел отскульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потомучто ко времени пятой - шестой династий фараоны теряют часть своего былогомогущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам.. В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений,больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляетсявласть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться ссобственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Онидобиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их "дома вечности"были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами.В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, чтои в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, чтодистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельможмы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господинмой», или подобными им. Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себетребующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубокочувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. ониставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения иизображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею,субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны назрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенныенепревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, аиногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скореенапоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желаниеукрасить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, нонепреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык,отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака,строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенныхобъемов. Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастухдоит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадогусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображениеммимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия,установленной на века"^1. Нам известно три типа египетского рельефа:выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались онииногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокоехудожественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениямиповерхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природныхсвойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, вэтом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительногоискусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемногоскульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны иживописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем.Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккараиллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владееттехникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостностиизображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью,«образ энергичного, волевого, умного человека»^2. Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимостицелостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бывырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывалсяиероглифами. Это был трех синтез искусств - архитектоника организующаяпространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировкаобъема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 34.^2 История искусства зарубежных стран /// Первобытное общество, ДревнийВосток, Античность. Под ред. М.А. Доброклонского. М. 1980. Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись.Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенногорельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостнаяживопись. Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала всебя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборкарельефа и окончательная раскраска. В росписях использовалисьминеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит,синяя - лазурит, и черная - сажа. Содержание росписей и рельефов взахоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во-первых - прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенныеим в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященныетаинственной будущей жизни, "жизни вечной и вечному блаженству"^1». Сюжетыросписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы вразличных ипостасях: на празднике жизни - на пиру, в наблюдении за ходомсельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, наохоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары. Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывалиськак нечто целое, и создававший их человек находил нужное решениепоставленнойзадаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в Египте, врельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью. Являетсятипичным использование фризообразной композиции, в основе своейподразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стенасмотрится пестрой красочнойплоскостью. Характерный пример - росписи весьма известной гробницы вельможиТи (сер. III тыс. до н. э.). При чуть более близком рассмотрении "ковер"распадается на огромное количество отдельных эпизодов, сплавленных общимритмом и пространственными законами - гробница Хнумхотепа. Здесь уже^1 Encyclopedia Britannica. Www.ebig.com file///C:/EB/_12htm#first_hitтрудно говорить о застылости и тому подобных вещах. Живость инепосредственность в изображениях людей и их занятий выше всякой критики.Возможно эти качества жанровых сцен в сопоставлении с преопределеннойфиксированностью и торжественной представительностью парадных портретовможно объяснить разницей в том, какую сакральную функцию выполнялиразличные изображения: представляли перед богами самого Фараона, или жерассказывали о быте его подданных. В последнем случае важно было живо иреалистично отобразить функции персонажей, что бы они и дальше столь живослужили господину. Мы не должны также удивляться многочисленнымизображениям животных в гробницах. Многие животные в Древнем Египтеобожествлялись и их изображения являлись изображениями богов. Градация размеров, масштабов фигур внутри однойкомпозиции, дающая декоративную живость и легкую певучую вариативностьритма была для египтян прежде всего градацией ценностей^1. Главный геройросписей изображался самым большим. Его близкие родственники иприближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенныеперсонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры -рельефы вгробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была наиболееуниверсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения особых,различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного положения.Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не обозначалосьдаже каким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме исключительнойвеличины его фигуры иэффектной, предопределенной каноном, позой . Нельзя также однозначно утверждать, что какие-то фигуры в росписяхили рельефах разработаны тщательнее других. И росписи и рельефы даюткартину жизни текущей одинаково размеренно и неотвратимо для всех.Композиция, как ^1 Н.А. Дмитриева. Ук. Соч. с. 44.правило, построчная, с соблюдением симметрии и уравновешенная. Изображения на рельефах и росписях выполнялись как и в круглой скульптуре соблюдениемстрогой подчиненности архитектурным формам, с ориентацией на их пропорциии ритмы, на их масштабы. Египтянам удавалось добиваться неподражаемой гармонии и единства всовместном использовании иероглифов и изобразительных композиций. Кромеинформативной функции, иероглифы также служили выразительным средствомдекорации архитектуры. Внося в живописную или рельефную композициюэлемент регулярности и стабильности, они были первой ступенью шагом напути к подчинению архитектонике здания (помещения) живописи или рельефа. Сходство композиций построения иероглифов и композиций росписей ирельефов позволяют заключить, что первое произошло из второго, сохранивмногие характерные черты. В качестве первого примера пиктографии(рисуночного письма) обычно приводят плиту фараона Нармера, с однойстороны несомненно являющуюся произведением высокого искусства, и с другойстороны несущую в своем изображении вполне конкретную статистическуюинформацию. Здесь изображение тождественно письму. В дальнейшем произойдетдифференциация, которая, впрочем, не убьет родственности и совместимости:живопись и рельефы Древнего царства довольно часто сотрудничают сиероглифическими надписями. Наблюдая это соседство мы отмечаемнесомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы длянепосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительнымизнаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентныморнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна изсторон. Канон. В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего.Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и всеприжизненные титулы и заслуги покойника. Из этого вырос подробныйизобразительный и/или письменный рассказ о его жизни. композиционные формы,"знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными". Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенноепредметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнемуцарству была свойственна "вера в безусловную реальностьхудожественных образов". Говоря о "каноне" не следует никогда преувеличивать его значениев искусстве древнего Египта. Он лишь предписывал средства и форму, ноникогда - содержание. Последнее во все времена зависело от самогохудожника, его личности и его мастерства. В качестве наиболеехарактерного примера приведем сравнение трех скульптур сидящих людей -писца из Лувра, писца из каирского музея и зодчего Хемиуна. Их позыпредопределены и зафиксированы каноном, но при их сравнении у нас не можетвозникнуть и сомнения в природной оригинальности каждого из них,свойственной истиным шедеврам человеческого гения. Здесь и остроиндивидуальные портретные характеристики, и своеобразие авторского решенияв каждом отдельном случае, и анатомическая точность мастера. Прежде всегобросается в глаза то, что у каждого из персонажей неповторимо-конкретноепортретное выражение лица. Взгляды писцов отображают их преданностьгосподам. Взгляд напряженно-порывистый - у писца из Лувра и спокойнождущий у писца из Каирского музея. Выражение лица Хемиуна определяет егокак уравновешенного и властного важного государственного сановника,знающего цену и себе и другим. * * *Искусство Египта периода Древнего Царства по праву считается классикойдревнеегипетского искусства. Человек уже познает мир, изображает его, дажевластвует над ним, не теряя в то же время целостности восприятия мира, неотъединяясь от него. Библиография : 1. Искусство Древнего Египта. М.Э. Матье. 1961 г. М. 2. Искусство Древнего Египта. 1970 г. М.Э. Матье 3. Искусство Древнего Египта. М. 1962. В.В Павлов. 4. Искусство Древнего Мира. М. 1986. Н.А Дмитриева, Н.А.Виноградова. 5. История искусства зарубежных стран. М. Репинская академия художеств. 1962. общ. ред. М.В. Доброклонский, 6. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древнийвосток, Античность. Репинская академия художеств. Общ.ред. М.В.Доброклонский. М. 1980. 7. Магизм и единобожие. Брюссель1970. Эммануил Светлов (прот. А.Мень.) 8. Encyclopedia Britannica. Www.ebig.com




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconРельефы и росписи эпохи Древнего царства в заупокойных храмах при царских пирамидах, в погребениях знатных людей (мастаба). Стиль, приемы исполнения. Оглавление
Ренессанса или пейзажи Античной Греции и Рима. Это другой мир и ключ к его пониманию надо искать в его истории, это она рассказывает...
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconВопросы к экзамену по истории древнего востока
Египет в период Нового царства: создание мировой Египетской державы (XVIII династия)
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconВведение ст. 3 Религиозная реформа ст. 4
Изменение в иконографии. Скульптура. Росписи. Рельефы ст. 6
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconКонтрольная работа по всеобщей истории в 5 классе по теме: «Древний Восток: Египет, Двуречье, Финикия, Палестина, Вавилон, Ассирия»
Укажите, что было выбито на камне, который нашли археологи на территории древнего Вавилонского царства
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconЦивилизации Древнего Востока. Древний Египет Цивилизации Древнего Востока. Древний Египет
Некоторые разводили уток и голубей, но курица была неизвестна египтянам. Рыбаки плели из бечевок (сделанных из волокон тростника)...
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconРаннее царство Египет Источники и историография Древнего Египта
Систематическое и углубленное изучение Древнего Египта началось только в XIX веке
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconРеферат по истории древнего мира на тему: Земледелие, финансы и торговля в Древнем Египте
Земледелие в Древнем Египте. (додинастический период, период Раннего и Древнего царства). 4
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconРаннее царство Египет
Систематическое и углубленное изучение Древнего Египта началось только в XIX веке
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconБыт и культура народов Древнего Египта
Культура эпохи Раннего царства (религия, письменность, начала знаний, искусство)
Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) iconЗадание внеаудиторное 3 семестр 2011-2012 уч года Сделать альбом упражнений по росписи ткани Выполнить алmбом «Элементы пермогорской росписи»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы