Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны icon

Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны



НазваниеПетербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны
Дата конвертации16.07.2012
Размер115.75 Kb.
ТипРеферат
Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны


Первухин Кирилл 10 «В» Реферат по литературе на тему: «Петербург в изображении поэтов-эмигрантов первой волны». «Москва 2003» План: 1. Вступление. (Анализ общей ситуации в литературной жизни России на рубеже веков.) 1. Общая ситуация 2. Кризис символизма 3. Акмеизм 4. Футуризм 5. Вклад творчества эмигрантов в русскую культуру 2. основная часть (Анализ стихотворений) 1. Петербург И. Бунина 2. Петербург И. Северянина 3. Петербург Г. Иванова 4. Петербург С. Чёрного 5. Петербург А. Белого 6. Петербург В. Набокова 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Конец XIX - начало XX вв. в России были ознаменованы появлениембольшого числа талантливейших поэтов и писателей. Успешно пробующих себякак в новых модернистских течениях (И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, ДМережковский, И. Бунин, Г. Иванов, А. Блок, Б. Бугаев (Белый), А.Ахматова, Е. Кузмин, Б. Пастернак.), так и всатирической поэзии и публицистики (С. Чёрный, Тэффи, А.Аверченко.). Были и дружившие с ними поэты (М. Волошин и М. Цветаева),считавшие своей специальностью, не поэзию, а жизнь и не причислявшие себяни к одному из многочисленных течений. «Творчество души», сотворение нового человека – вот высшая ценность иглавная цель символизма, возникшего в русской культуре в наиболеедраматический, кризисно-переломный момент отечественной истории, в 90-900-егоды. Символизм, ставящий перед собой подобную цель, был, прежде всего,культурным явлением, а не просто направлением в литературе, театре, музыке.«Символистами» могли быть люди, не сочинявшие симфоний, не рисующие картин,но «Делающие» свою жизнь по законам символистского вероисповедания. То естьостро переживающие «конец века», воспринимавшийся как конец человеческойистории, вслед за которым начнётся новая жизнь – жизнь в Вечности. Онанаконец-то разрешит все противоречия, весь трагизм человеческогосуществования, отданного во власть времени. «Творчество жизни» непременно сопряжено с «откровением», с постижениемтайн бытия, перед которыми, в глазах символистов, бессильны «позитивные»науки с их частыми открытиями. «Творчество жизни» предполагает активное,деятельное отношение к миру. Символисты всячески противопоставляли«декадентам», жившим, как и символисты, «на рубеже веков», так же ощущавшимприближение «конца света», торжество хаоса. Символисты же претендовали нато, что сумеют хаос заклясть, подчинить при помощи «магии слов». Вместе с тем они понимали, что «новый мир» и «новый человек» невозникнут до тех пор, пока «старый мир» и «старый человек» не будутпринесены в жертву – именно таким жертвенным началом должно быть пронизаносознание человека-творца. «Мы требуем от поэта, - писал Брюсов впрограммной для русского символизма статье «Священная жертва», - чтобы оннеустанно приносил свои «священные жертвы» не только стихами но и каждымчасом своей жизни, каждым чувством, - своей любовью, своей ненавистьюдостижениями и падениями. Пусть поэт творит не свои книги, а свою жизнь.
Пусть хранит он алтарный пламень неугасаемый, как огонь Весты, пустьразожжет его великий костер, не боясь, что на нём сгорит его жизнь. Наалтарь нашего божества мы бросаем самих себя. Только жреческий нож,рассекающий грудь, даёт право на имя поэта». В 1910-е годы явственно дали о себе знать направления, которые всталиво враждебную позицию и к символизму, и друг к другу: акмеизм, эгофутуризми первые начатки футуризма. Акмеизм стал новой поэтической школой (акмеизмот слова ???? – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора). «Всегдапомнить о непознаваемом», но только «не оскорблять своей мысли о нём болееили менее вероятными догадками – вот принцип акмеизма» - говорил Гумилёв. Возникает кружок «Цех поэтов» (1911г.) во главе с Н. Гумилёвым и С.Городецким. Членами «Цеха» были в основном начинающие поэты: А. Ахматова,Н. Бурлюк, В. Гиппиус, М. Зенкевич, О. Мандельштам, В. Нарбут и другие. Стремясь рассеять атмосферу иррационального, освободить поэзию от«мистического тумана», акмеисты принимали весь мир – видимый, звучащий,слышимый. Это течение выразило присущее определённой части русскойинтеллигенции стремление укрыться от бурь «стенающего времени» вэстетизированную старину, «вещный» мир стилизованной современности,замкнутый круг интимных переживаний. За программным акмеистическимжизнеутверждением стояло внутреннее депрессивное состояние. Акмеистыуходили от истории и современности, утверждая только эстетическую функциюискусства. Специфика футуризма как течения модернистской поэзии заключалась,прежде всего, в анархическом бунтарстве против поэтических норм и традицийв искусстве. Приверженцы этого направления, такие как В. Хлебников, В.Маяковский и другие, стремились обновить, оживить слово, его глубинныйсмысл, вывести из него целый ряд родственных значений и звучаний – всё этооказало плодотворное влияние на развитие русского стихосложения. Октябрьская революция разделила русских писателей и поэтов – на тех,кто не принял революции и уехал за границу Советской России, и на тех, ктоостался в стране. В результате революции и гражданской войны образовалиськак бы два потока русской литературы. За границей оказались Бунин,Цветаева, Зайцев, Северянин, Ходасевич, Мережковский, Шмелёв, Набоков,Иванов, Адамович, Куприн, Осоргин (Ильин), Глазданов, Сосинский, Гиппиус,Андреев, Замятин, Ремизов, Аверченко, Алданов (Ландау), Саша Чёрный(Гликберг), Тэффи (Лохвитская), Кузнецова, Степун, Одоевцева, Шаховская,Поплавский, Бахрах и другие. «Ни одна эмиграция в истории не получала столь повелительного наказапродолжать и развивать дело родной культуры, как зарубежная Русь. И русскаяэмиграция, имеющая в своих рядах цвет русской интеллигенции, обладающаякультурным достоянием, всегда стремилась воссоздать Россию и её культуру начужой земле». «Зарубежная русская литература есть временно отведённый в сторону потокобщерусской литературы, который – придёт время, - вольётся в общее руслорусской литературы, и воды этого отдельно текущего за рубежом Россиипотока, пожалуй, больше будут содействовать обогащению этого общего русла,чем воды внутрироссийские,» - так с некоторой полемичностью, но в целомверно определил место литературы Зарубежья в общерусской культуре известныйисследователь Г. Струве. География эмиграции «первой волны» - Литва, Финляндия, Чехословакия,Париж, София, Берлин, Харбин, Белград, Америка. В Америку русские писателистали уезжать из Франции тогда, когда фашисты начали оккупацию Европы. Настроения, ностальгию большинства русских писателей-эмигрантоввыражают слова великого философа И. Ильина: «Если не все мы, то, наверное,многие из нас изведали за эти тёмные, скорбные и скудные годыпространственного отрыва от русского народа, русской природы, русской землии русского национального быта, - тоску по родине: это своеобразное духовноеощущение, которое приходит само, овладевает душой и, подобно голоду илюбви, неотступно требует утоления, пока не получит его. Это ощущение можнобыло передать так: всё то, что предлагают нам другие народы – их быт, ихязык, их душевный строй и духовная культура – переживаются в эпоху такойтоски как не то, не отвечающее нашей душе и нашему духу; это воздух,который кажется нам безвоздушным; это пища, которая не насыщает нас; этопитьё, которое не утоляет жажду; если это сон, то после него хочется опятьзаснуть; если это бодрствование, то душа мечтает о том, чтобы приснилась еёчудесная Россия». Многие поэты-эмигранты, измученные ностальгическими переживаниями,посвящали свои произведения родине и самому её сердцу - Петербургу. Иван Алексеевич Бунин в стихотворении «На Невском» (1916г.) передаётсвоё ощущение Петербурга как огромного, холодного, равнодушного, живущегосвоей жизнью города, где проносящиеся кареты, колёса, взрывающие снег намостовых, зажигающиеся огни в несметных окнах, грубо чернеющие баржи наканале являются живыми участниками событий, истинными жителями этогогорода. Символистскими мазками, как в вихре, передаётся динамичная инапряженная жизнь Петербурга: движением пролетающих воронов, напряженными,поджатыми губами кучера в пронёсшейся карете, описанием скульптур наАнечковом мосту: И на мосту, с дыбящего коня И с бронзового юноши нагого, Повисшего у диких конских ног, Дымились клочья праха снегового... Ощущение одиночества, отверженности и близости смерти поэт, по егословам, не мог забыть всю жизнь: Я молод был, безвестен, одинок В чужом мне мире, сложном и огромном. Всю жизнь я позабыть не мог Об этом вечере бездомном. Начинавшие в 1910-е годы как эгофутуристы Игорь Лотарёв (Северянин) иего друг и соратник Георгий Иванов по своим идейно-художественнымпрограммам заняли некую серединную позицию между акмеизмом и футуризмом.Эклектика эстетических деклараций и поэтической практики отличалаэгофутуризм от других поэтических течений. Однако, вскоре сначала Иванов, а впоследствии и Северянин, у которого,по словам первого, «некоторые эстетические принципы акмеизма обнаружились скакой-то пародийной наглядностью», отошли от эгофутуристической концепции всвоём творчестве. Игорь Северянин в 1917 году ощущал Петербург городом, «качающимся натопком месте», для него Петроград – город, обречённый на разрушение дляпостроения «на его граните» нового красавца-города как символа новойРоссии. Северянин называет Петербург – «склепом для мертвецов»,«окровавленным пиратом», «живым мертвецом», возможно, именно потому, чтоэтот город был колыбелью революции. Северянин гневно обвиняет Петроград иобрекает его на гибель: …Твоя пугающая близость – Над нами занесённый нож. Твои болезни, голод, сырость – Вот чем ты власть свою умножь!.. Ты проклят. Над тобой проклятья Ты словно шхуна без руля. Раскрой же топкие объятья, Держащая тебя земля. В более позднем стихотворении Северянина «В этот май» (1929г.),описывающем майский день на стрелке Васильевского острова, слышится то жепечальное пророчество: …Была обречённость и гибель В глазах, островах, в белой жути. И в каждой-то каменной глыбе Был сказ о последней минуте. «Болотной, чахоточно-белой» кажется автору майская сирень, «угасающими»- детские «горелки»… в тот май полумёртвый на Стрелке, где мертвыми сталифиалки…» Интересно, что совсем иначе описывает Северянин Москву: …В ней и убогое богато, Полны значения пустячки: Княгиня старая с Арбата Читает Фета сквозь очки… У поэта Москва ассоциируется с уютными церквушками, вечернимипрогулками на тройке вдоль Москвы-реки, «кокотками», радушными особняками,где «московским солнышком хозяйка растапливает «невский лёд»… («СтихиМоскве» 1925г.) Примкнув к акмеизму, в последующих своих книгах Георгий Ивановпрозрачностью стиха и чёткостью мысли поставил преграду неосимволизму,неофутуризму и прочим «нео», затемняющим сам смысл поэзии, уводящим её набоковые тропы, где забыта евангельская истина, что «слово – есть Бог». Много и с очень разным настроением писал о Петербурге Георгий Иванов(стихотворения «Петроградские волшебства», «Видения в Летнем саду», «Кпамятнику). Петроград для него – прежде всего воплощение истории могуществаРуси, «блеск славы давней и живой». Дома, улицы, площади, колонны, - всёпронизано памятью о русских царях, полководцах, зодчих: Священный сумрак белой ночи! Неумолкающий прибой! И снова вечность смотрит в очи Гранитным сфинксом над Невой. Томящий ветер дышит снова, Рождая смутные мечты, И вдохновения былого, Железный город, полон ты! Былое величие и красота Петергофа так близки поэту, что он «мечтаетзастыть в саду пустынном фонтаном, деревом иль изваянием» (стихотворение«Петергоф»). В «Стихах о Петрограде» чувствуется, что настоящее города вызываеттолько боль и раздражение поэта: «Нева плещется гулко», «бледное солнцесияет редко», Сурово желтеют старинные зданья, И кони над площадью смотрят сердито, И плещутся волны, слагая преданья О славе былого, о том, что забыто. Петербуржцы кажутся Иванову людьми «расчётливыми, скупыми и грубыми». Идаже «воспетый поэтами всадник победный глядит с осужденьем в бездушныелица». В таком настроении поэт и прошлое России ощущает не по обыкновениюмогущественным и славным, а кровавым, с жестокими неправыми судами,изменами, переворотами. В конце стихотворения прорывается досада и больпоэта: А люди проходят, а люди не видят, О, город гранитный, твоей красоты, И плещутся волны в напрасной обиде, И бледное солнце глядит с высоты. Совсем иначе - с удивительной лёгкостью, чувственностью, радостьюописывает Иванов зимний Петербург в стихотворении «Опять на площадидворцовой…». «Блестящая серебром колонна», «покрытая ковром морозного инеямостовая», «беспечный смех», «живые лица», «залитая солнцем Нева», - всёэто заставляет радостно трепетать сердце поэта. Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг), сотрудничавший во многихсатирический журналах, едко высмеивал быт и идеалы русского обывателя,пустую жизнь ренегатствующей интеллигенции, всё же редко поднимался доуровня политической сатиры, не посягая на социальные идеалы (сборник«Сатиры» 1910г.) Так, в лёгкую сатирическую сказку облекает автор скучную быльпетербургских окраин («Окраина Петербурга» 1910 г.): Фонари горят как бельма, Липкий смрад навис кругом За рубашку ветер – шельма Лезет острым холодком. В стихотворение «На петербургской даче» 1909 года Саша Чёрный свеликолепным юмором описывает всю бесконечную обыденность и скукупроисходящего, принимая и с юмором вышучивая своих друзей и самого себя: На потолке в сырой тени Уснули мухи. Сатанею… Какой восторг в такие дни Узнать, что шаху дали в шею! -------------------------------------- Дрожу, как мокрая овца… И нет конца, и нет конца! В стихотворении «Санкт-Петербург» 1910 года юмор Чёрного сочетается сгорькой иронией, скепсисом по отношению к «прекрасному будущему» и попыткой принять «естественного» человека в его усиливающемся одиночестве. В 1914 году Саша Чёрный уходит добровольцем на фронт и возвращается ктворчеству уже в 1922 в Берлине (цикл «Война»). Зарубежное творчество СашиЧёрного пронизано болью и тоской по утраченной родине. Он идеализирует то,что раньше высмеивал - старый петербургский быт, «несуразную огромнуюстрану свою, которая кажется ему недосягаемым миражом». Всё чаще звучатмотивы безысходности, жизненного тупика. Сходство Петербурга Саши Чёрного и Петербурга Достоевского особеннопроявляется в стихотворении первого «Вид из окна» (1910г.). …Там где-то небо спит аршином выше, а вниз сползает серый люк двора… «Чужие тени», «холодные стёкла», «колонны труб и скат слинявшей крыши»,«махнато-пыльные провода», всё это вызывает у Чёрного такое же подавленноеотношение к жизни, как у героев Достоевского. Захватанные копотью и пылью, Туманами, парами и дождём, Громады стен с утра влекут к бессилью, Твердя глазам: мы ничего не ждём… В поэтической прозе А. Белого (роман «Петербург» 1927г.) городфактически является одним из героев произведения. Он предстаёт перед намито промозгло-серый с «хвостатой и виснущей копотью под серыми камняминабережных перил», то с залитым ярким лунным светом каналами и куполомИсакия, то с высвеченными багряным вечерним солнцем «аметистово-дымнымикружевами» зданий, причудливыми выступами и карнизами, балконами икариатидами. В Петербурге А. Белого есть не только дворы-колодцы («по квадрату наобывателя»), но и дворцы, построенные Растрелли, бережно хранящие историю сПетровских времён; Летний сад, хоть и утративший былую красоту, но любимыйи охраняемый; бурная, лижущая гранит, Нева; Мойка, окружённая светлымидомами, украшенными милыми львиными головами и, конечно, Невский проспект.Невский, величие которого превращает отдельного человека «в икринку»,уносящий людей в едином мыслительном потоке, в единой бессмысленной фразе.И эта бессмысленная толпа, эта «многоножка» пробегает по Невскомустолетиями, разрушая временные пределы. Особенно дорога А. Беломунеобъятная прямолинейная упорядоченность параллельных Питерских проспектов,пересечённых сетью улиц под прямым углом. «Успокаивала его фигура –квадрат». «Есть бесконечность бегущих проспектов с бесконечностью бегущихпересекающихся призраков. Весь Петербург – бесконечность проспектов,возведённая а энную степень. За Петербургом – ничего нет». Так для А.Белого Петербург стал символом, раздвигающим границы времени ипространства. Символизм Бориса Бугаева (А. Белого) активный, жизнеутверждающий,заставляющий хаос отступить перед магией структуры, слова, символа,разнообразия ролей и масок, превращающих жизнь в мистерию, театрализацию,несущую в себе глубинные тайны бытия. Величайший писатель-интеллектуал нашего времени Владимир ВладимировичНабоков, живя в Америке, не находит там ничего «райского, никакой Аркадии»,несмотря на всю её красоту и даже на возможное сходство с русской природой.Бродя «в светлом лабиринте памяти», он даже в европейских пейзажах видел«густую еловую опушку русского парка». Только словом, «изогнутым как радуга», мечтает поэт вернуться в«полыхающий сумрак России…» Почти во всех его произведениях звучит надеждавернуться на родину. Одна мысль об этом возвращении сопряжена для русскихизгнанников с ощущением страха, памятью о бегстве: Бессмертное счастие наше Россией зовется в веках, Мы края не видели краше, А были во многих краях, Наш дом на чужбине случайной, Где мирен изгнанника сон, Как ветром, как морем, как тайной, Россией всегда окружен.(1927г.) Всю жизнь Набоков вспоминал, думал и писал о Петербурге: Мне чудится в Рождественское утро Мой лёгкий, мой воздушный Петербург…/поэма «Петербург»/ Хранимые памятью всю жизнь картины постоянно оживают в его стихах: А в городском саду – моём любимом Между Невой и дымчатым собором, Сияющие, лёгкие виденья… Неизбежно живёт в нём память о России, и о городе: Санкт-Петербург – узорный иней, Ex libris беса, может быть, Но дивный… Ты уплыл и ныне Мне не понять и не забыть Возвращение, даже бегство в прошлое, постоянно звучит в его поэзии и«его Россия» чаще всего означает для него Петербург: В Петровом бледном небе – штиль, Флотилия туманов вольных, И на торцах восьмиугольных, Все та же золотая пыль. Вероятно, та боль и гнев, с которой описывают поэты-эмигранты былсвязан с постоянным желанием и невозможностью оказаться там вновь. Хочетсязакончить словами Осипа Мандельштама, который осуществил своё желание уже в30ом году, после долгих лет странствий по России: Я вернулся в мой город, знакомый до слёз, До прожилок, до детских припухлых желёз. Ты вернулся сюда, - так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денёк, Где к зловещему дёгтю подмешан желток. --------------------------------------------------- Петербург, я ещё не хочу умирать…




Похожие:

Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) программа дисциплины опд. Р. 05 Литература русского зарубежья
Цель курса – сформировать представления об основных тенденциях развития русской литературы ХХ века в зарубежье и о творчестве писателей...
Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны iconПрирода в творчестве русских поэтов

Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны iconOleg Budnitskii. Von Berlin aus gesehen Die Russische Revolution, die Juden und die Sowjetmacht // Verena Dohrn, Gertrud Pickhan (Hg.), Transit und Transformation. Osteuropдisch-jьdische Migranten in Berlin 1918-­1939
И в которых, по русской традиции, выяснялось, кто виноват и что делать. Положение проигравших всегда не слишком приятное. Положение...
Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны iconOleg Budnitskii. Von Berlin aus gesehen Die Russische Revolution, die Juden und die Sowjetmacht // Verena Dohrn, Gertrud Pickhan (Hg.), Transit und Transformation. Osteuropäisch-jüdische Migranten in Berlin 1918-­1939
И в которых, по русской традиции, выяснялось, кто виноват и что делать. Положение проигравших всегда не слишком приятное. Положение...
Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны iconТ-21. Длина волны. Скорость распространения волны
По условию предыдущей задачи определите период волны, если скорость волны равна 200 м/с
Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны iconЭмиграция первой волны

Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №23: А. П. Чехов обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения) Рассказ о творчестве одного из поэтов серебряного века

Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны iconТема: Стихи поэтов Дона: Н. Скрёбова, Н. Доризо, А. Сафронова. Задачи: Образовательные
Образовательные: сформировать начальное понятие о личности и творчестве писателей; совершенствовать навыки анализа литературного...
Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны iconСанкт-Петербург
По итогам второй волны полностью укомплектовали бюджетные (а некоторые и контрактные) места сорок вузов
Петербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны iconТемы вашего учебного проекта
Работа в группах идёт по индивидуальному плану. Результаты работы оформляются в виде презентаций, буклетов. Эти занятия помогут обучающимся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы