Социальная политика icon

Социальная политика



НазваниеСоциальная политика
Дата конвертации16.07.2012
Размер219,66 Kb.
ТипРеферат
Социальная политика


Введение Экономическая деятельность человека в конечном счете имеет цельюсоздание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди всвоей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, поскольку иизменения условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрывеот изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требуетсогласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. В XX веке в промышленно развитых странах всё болеераспространяется концепции и доктрины, возлагающие на государство задачуобеспечения таких прав человека, как право на определённый стандартблагосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика“социального рыночного хозяйства”, означающая широкие социальныемероприятия, проводимые государством. Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах срыночной экономикой осуществляется в результате свободной игры рыночныхсил, но и на основе государственного регулирования различных потоковдоходов путем их перераспределения. Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономикигосударства в формирующемся рыночном хозяйстве нашей страны являетсядеятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработкестратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступаетфактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику,которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним изважнейших направлений его деятельности является регулирование занятости истимулирование высококвалифици-рованного и производительного труда и, какследствие, увеличения национального дохода. Глава I. Сущность и основные направления социальной политики Государственная социальная политика—это целенаправленная деятельностьгосударства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов,смягчение противоречий между участниками рыночной экономики ипредотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредствомгосударственной социальной политики в рыночной экономике реализуетсяпринцип социальной справедливости, предполагающий определенную мерувыравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий иравных стартовых условий для всех слоев населения. Типы социальной политики государства. Характер и содержание социальнойполитики зависят от степени вмешательства государства в управлениесоциальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня вразвитых странах типы государственной социальной политики можно разделитьна две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случаесоциальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществитьрынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингентусоциальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационныйхарактер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идейконсерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известнойстепенью условности) является американская модель. Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играетважнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами ирассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом иполитическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это болееконструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точкизрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал –демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно)является шведский вариант социального государства. Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех илииных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственноговмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов,степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится вдиапазоне между этими двумя группами. Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии.Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства,однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная.Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но ихсоциальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет илиберальных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальнойрыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближениеосновных характеристик различных типов государственной социальной политики,особенно это относится к идеологии перспектив ее развития. Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можносделать следующие выводы. 1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь этокасается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ иуслуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функциейуровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него. 2. Существует прямая зависимость между уровнем многих социальныхиндикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельностигосударства—это, в частности, подтверждается многочисленными в последниегоды исследованиями международных организаций (например, расчеты индексаразвитая человеческого потенциала). 3. Общество всегда стоит перед выбором—рост личных доходов (низкийуровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровняудовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всегообщества (или его значительной части). 4. Идеология государственной политики в социальной сфере по отношениюк центральному вопросу—степени вмешательства государства в социальную сферу– претерпевает циклические изменения не только в зависимости отэкономических возможностей общества, но и в соответствии с реакциеймассового избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы. Социальная роль государства. Для всех стран «золотым периодом» вразвитии социальной деятельности государства были 60—70-е годы. В эти годынаиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовомнациональном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достиглав начале 80-х годов: 21%—в США; 24%—в Англии; 30%—во Франции; 31,5%—вГермании; более трети—в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся вдругую сторону. Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов,форм организации и финансирования социальных программ. Причины пересмотра,как правило, одинаковые—это необходимость увеличения гибкостипредоставления выплат, усиления их способности соответствоватьпотребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствиягосударства в экономике и обществе, усиления контроля над государственнымирасходами. Циклическая смена приоритетов в социальной политике развитыхгосударств привела к перераспределению средств между отдельными статьямисоциальных расходов, но, как правило, не затронула серьезных социальныхдостижений предшествующего развития, доля расходов на социальные нужды вВВП также не претерпела существенных изменений. В большинстве странфинансовый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен благодарянекоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилениюналоговой дисциплины и другим мерам. В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движениимаятника, общественный выбор в большинстве стран диктует необходимостьнового пересмотра социальной роли государства в сторону ее усиления. Россия традиционно относится к типу государств с сильной рольюгосударства в социальной сфере. Если не говорить о более низкомматериальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий исоциальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономическихпреобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночногохозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная рольгосударства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающейудовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей,но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждансамостоятельно решать проблемы собственного благосостояния. Социальная политика играет, с точки зрения функционированияэкономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национальногобогатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальнойполитике концентрируются цели экономического роста; все другие аспектыэкономического развития начинают рассматриваться в качестве средствреализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономическогороста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачиваетстимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем вышедостигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям,культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требуетдальнейшего развития социальной сферы. Социальная политика осуществляется на разных условиях экономическойдеятельности. Так, можно говорить о социальной политики фирмы (корпорации)в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственнойсоциальной политики. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можноговорить о государственной социальной политике (например, в решенииглобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической группстран и даже континентов). Под уровнем жизни населения понимается уровень потребленияматериальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскимитоварами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизнииспользуется такие показатели, как потребление основных продуктов на душунаселения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью (обычноиспользуется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей).Немаловажное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структурыпотребления (например, какова доля в структуре потребления продуктовпитания наиболее биологически ценных продуктов). Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точкуотсчета. Таковой является “потребительская корзина”, включающая набор благи услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связивыделяют “минимальный уровень потребления” и “рациональный уровеньпотребления”. Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшениекоторого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий егосуществования. Именно здесь проходит так называемая “черта бедности”. Приэтом не следует путать “минимальный уровень потребления” с “физическимуровнем потребления”, ниже которого человек просто не может существоватьфизически. Доля населения, находящегося за “чертой бедности”, являетсяодним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в даннойстране. “Рациональный уровень потребления” отражает количество и структурупотребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значениедля оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такомупотребителю. Значительно более сложным для оценки является показатель качестважизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценокпоказателей, как условия и безопасность труда, состояние Среды обитания,наличие и возможность использования свободного времени, физическая иимущественная безопасность граждан и т. п. Здесь требуется интегральныесоциологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественнуюопределённость. Необходимо также отметить, что оценки уровня и качества жизниизменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назадрассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегкапревышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, длякоренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональнымобразом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской илиамериканской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Такимобразом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международномаспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства. В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будетнаходиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожиданиянаселения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностямиобщества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтомувыбор направлений и механизмов реализации социальной политики для Россииимеет сейчас особо важное значение. Социальная политика не может рассматриваться как исключительноэкономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своегоисследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономическихмеханизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковымотносятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержаниезанятости населения. Глава II. Социальная защита населения Понятие "социальная защита" впервые использовали американскиезаконодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовоеобоснование нового для США института обязательного страхования на случайстарости, смерти, инвалидности и безработицы. Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых ипрактиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социальноуязвимых слоев населения. В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились, чемуспособствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендацийМеждународной организации труда, Всемирной организации здравоохранения,Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальномустрахованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходовработающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охранетруда, заработной плате. Широкое применение международным сообществом категории "социальнаязащита" во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими всоциальной политике западных стран в 30-50-х годах. У нас термин "социальная защита" стал употребляться относительнонедавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использованиивозникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, неспособным материально себя обеспечить. При этом зачастую используют производный термин от "социальнойзащиты", а именно - "социальная защищенность". Их различие состоит всоотнесении действия и состояния: для "социальной защиты" ключевым служит характер намерений(государства, общественных структур и личности) по реализации социальнойполитики или мер по самозащите; для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается вопределении состояния, в котором находится защищаемая личность илисоциальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.). Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории:политэкономический, методологический и инструменталистский. Так, по мнению Б.Ракитского, социальная защищенность в широком смыслепредставляет собой такой общественный порядок, в рамках которого объектымогут отстаивать свои интересы. К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: видыи организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан,которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальнымстрахованием. Данный методологический подход опирается на позиции МОТ,рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинациюразличных институтов социального страхования и социальной помощи. Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защитыдостаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальнойзащиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное,медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы);социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальныесистемы охраны труда; помощь государства в получении образования; системысоциальной защиты на уровне предприятий. Обобщив трактовки категории "социальная защита", можно дать следующееопределение данного понятия: социальная защита охватывает комплексотношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников иработодателей), общественных организаций и государства, связанных сминимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе итрудовой). К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающимсоциальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утратытрудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточнаяпрофессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда,приводящие к утрате места работы. Для отдельного работника данные рискиносят вероятностно-случайный характер, а для совокупного - объективно-массовый. Социальная защита работников включает в себя следующие направления: - создание условий для занятости населения трудовой деятельностью,позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах,достаточных для достойного существования; - обеспечение безопасных условий труда для работников и доступаграждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации ипрофессионального образования; - обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумомматериальных средств в случаях безработицы, потери или резкого сокращениядохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту,производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности,старости, утраты кормильца. Теоретико-методологическое обоснование доктрины социальной защиты и еезаконодательное выражение зависят от трех групп факторов - политических,экономических и социальных. формирующих пространство жизнедеятельностилюдей. Политические факторы охватывают идеологию, законодательство,институциональную структуру государства и общества. Экономические(материально-вещественные) факторы определяют уровень материальногоблагосостояния страны и ее населения. Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические, религиозные компонентыжизнедеятельности) - степень гармонизации отношений между государством,обществом и индивидом. Следует отметить, что эти три группы факторов развиваются по своимсобственным законам, поэтому требуется постоянный поиск компромиссов дляснятия возникающих между ними противоречий. Известно, например, что воснове экономического и социального поведения субъектов трудовых отношенийлежат различные интересы. Если экономическое поведение диктуется принципомличной выгоды, а критериями успеха выступают прибыль и богатство, то воснове социального - морально-этические нормы. Ориентация на социальныекритерии означает, что в системе координат общественного развития всякаяэкономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должнаукладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Добровольно напрактике это соблюдается крайне редко. Естественное право реализует своипринципы только в тех случаях, если оно воплощается (формализуется) впозитивное право, т.е. в закон. В этом и заключается политическая функциягосударства: в нахождении баланса интересов между различными классами ислоями общества по поводу сложившихся необходимых норм социальной защиты,закреплении их в форме законов и контроле за исполнением последних. Именноони образуют "рамки", в которых реализуются интересы различных субъектов. В рыночной экономике эгоистические побуждения предпринимателей кполучению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию кминимизации издержек производства, включая заработную плату и социальныевыплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторовприводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайниеее формы веду к деградации условий жизнедеятельности работников и членов ихсемей. Противостояние эгоистическим интереса предпринимателей, удержание наприемлемом уровне социального положения зависимых (а следовательно,уязвимых) наемных работников является одной из основных политическихфункций государства. Целеполагающий смысл этой функции состоит вобеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагаетсбалансированный учет интересов всех слоев классов общества как целостногосоциального образования. В этой связи перераспределение ВВП - важноесредств улучшения положения наименее защищенных групп населения. Критериями эффективности функционирования государства являютсяпоказатели материального положен населения, продолжительность жизниграждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социальногоиждивенчества. Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видна прианализе трудовых отношений, в которых переплетены интересы, общие дляработодателей и работников (по поводу необходимости обеспечениянепрерывного процесса производства как основы их материальногоблагополучия) и противоречащие друг другу: - работодатель заинтересован в повышении прибыли (за счет экономииматериальных и трудовых ресурсов); - наемный работник - в безопасных условиях труда, достойной зарплате,приемлемой трудовой нагрузке и т.п. В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения вобласти социальной защиты граждан, В частности, в ст.7 сказано: "В Российской федерации охраняется труд издоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплатытруда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается системасоциальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иныегарантии социальной защиты". Таким образом, конституционное, трудовое и социальное правопредставляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты, Подобной точки зрения придерживается и Ю.Хабермас, который считает.что: "развитая система социальной защиты становится политическимсодержанием массовой демократии. Политическая система не в состояниидобиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимностисвоим действиям должна предлагать государственные и социальные программы,выполнение которых подлежит контролю". Анализ базовых положений международных документов, отечественнойзаконодательной базы в рассматриваемой области позволяет выделить важнейшиепринципы социальной защиты работников: - социальная ответственность общества и государства за бережноеотношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выборпрофессии, места работы и обучения; - обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни,компенсацию утраты трудоспособности; - социальная справедливость в области трудовых отношений - равноевознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда,сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия вслучае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утратытрудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональнойреабилитации пострадавших на производстве; - всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных ипрофессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту какглавного ориентира социально-экономического развития общества; - минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков,доступность и открытость соответствующей информации, примат безопасности идостижение социального согласия в обществе по поводу установления уровнейпрофессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизациии компенсации; - государственные гарантии, связанные с социальной защитой приодновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственныхсистем и программ защиты. Глава III. Особенности социальной политики в России Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальныхэкономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первыйплан, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором,определяющим границы радикализма. Действительно, с одной стороны, потребность и готовность обществапойти на радикальные экономические преобразования достигает максимуматогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальныепроблемы в рамках сложившейся экономической ситуации. С другой, радикальный слом существующих экономических механизмовзачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация,когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан.Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается насоциальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказзначительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформсоциальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию населениесудит о самих реформах. В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальныхэкономических преобразований в России основной упор был сделан нафинансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию.Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. Врезультате население России столкнулось с резким падением жизненного уровняна фоне усиления социальной дифференциации общества. Так, рост цен в 1992 г. на потребительские товары был 26-кратный. В тоже время денежные доходы населения увеличились примерно в 10 раз, в томчисле заработная плата в 12 раз. Соответственно сократились потребительскиерасходы, что не могло не сказаться на реальных доходах населения. Падениереальных доходов, в свою очередь, повлекло за собой не только сокращениепотребление основных продуктов, но и ухудшение структуры потребления. Падение жизненного уровня сопровождалось социальной дифференциациейобщества, в том числе по заработной плате. Так, заработки 10% наиболеевысокооплачиваемых работников превышали заработки 10% наименее оплачиваемыхдо 1991 г. в 4 раза, в марте 1992 г. в 11 раз и в сентябре в 16 раз. Значительно увеличилось число лиц, находящихся за “чертойбедности”, которое, по данным государственной статистики, к концу 1992 г.составило почти треть населения. “Средний” же класс, который служитосновным стабилизатором социальной напряжённости, по существу, так и несформировался. Мероприятия по финансовой поддержки государственных предприятий,проведение во второй половине 1992 г., приостановили массовую безработицу,обусловленную банкротством предприятий. Однако, ситуация на рынке трудапостепенно обострялась. Обострилась проблема охраны труда. Заметно ухудшилась демографическаяситуация. Начался процесс депопуляции населения. Вследствии обострения социальных проблем в стране усилена социальнаяориентация реформ. В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество.Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновениепринципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, наформирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболеерадикальным было правовое и реальное оформление института частнойсобственности, следствием чего стало: — становление и развития нового сектора экономики и соответственносоздание новых рабочих мест. — образование нового источника доходов - предпринимательского и доходаот собственности в самых разнообразных его видах. Множественность форм трудовой активности, особенно развитиеиндивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятостинаселения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговлинабольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятиеограничений на вторичную занятость также расширило спектр источниковдоходов. Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости илимедленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе примененияльготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств,неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентнойбезработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы:отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частичнооплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполногорабочего времени. Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательнымвыбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальныепоследствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количестванеэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятогонаселения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т. п.Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этомдостигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнегозаконодательства зарегистрированные безработные становятся объектомсоциальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионовформально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людейоказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являютсяобъектом социальной политики государства. Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации иизменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяетподчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политикефинансово- экономических структур правительства России. Социальный его“блок” (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости,Федеральную миграционную службу и т. д.) практически не обладаетвозможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К егопрерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативноерегулирование конкретных процессов на рынке труда. Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимостьсоздание правовых основ, регулирующих поведение всех экономическихсубъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости — первыйправовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночнымотношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели квозникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положениесегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом озанятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольнолиберальны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия,составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработицегарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточновысокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамикиреальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не всостоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных наприемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите даннойкатегории людей. Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящеевремя отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто поистечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право наполучение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденцияроста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данногокруга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государствоплатить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но итем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации итрудовых навыков). Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ — сегодня главная еёфункция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать вкачестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала рядмер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения.Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идеяподдержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если онапротиворечит проводимой структурной политики и складывающейся экономическойконъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес,если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Системапрофессиональной подготовки и переподготовки работников не может бытьэффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современногопроизводства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда,носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на нихФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались нареализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости наоснове коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом вэтом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое междуправительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениямипредпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействиязанятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождениятарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление напереобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства свыплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по меступоследней работы; защиту интересов работников в период массовоговысвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов);приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие,на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочие. Заключение Социальная жизнь общества за последний период пошла по двумнаправлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, ихформ. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющемучислу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета,явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления небыли явно видны при старой политической системе. Пособия и разного родавыплаты и дотации не исправляют положения. Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют наэкономическое и политическое положение государства. Тем самым становитсяочевидно, что для нормального функционирования социально ориентированнойрыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительноепретворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных наповышение занятости и обеспечение государством социальной поддержкинаселения. Библиографический список1. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998. – 792 с.2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 1995. – 625 с.3. Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 1996. – 835 с.4. В. Роик. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд, 11/2000. С. 42-44.5. Е. Шестакова. Реформирование системы социальной защиты населения в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения, 1/1997. С. 45-53.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социальная политика iconСодержание дисциплины «Социальная политика» Тема Социальная политика как учебная
Социальная политика как учебная дисциплина: теоретические знания, методы работы с различными группами общества. Предмет курса. Цели,...
Социальная политика iconПрограмма курса «Социальная политика»
См.: Дунаева Е. А., Клеандров Е. И. Социальная политика: Учебно-методическое пособие. – Тобольск: тгпи имени Д. И. Менделеева, 2004....
Социальная политика iconРефера т по дисциплине: «Социальная политика» на тему: «Социальная политика и гражданское общество»

Социальная политика iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социальная работа с семьёй и детьми»
Молодежная социальная политика. Государственная молодежная политика. Определение, роль молодежи в обществе
Социальная политика icon040100. 68 Социальная работа по магистерской программе «организация и управление в социальной работе»
Социальная политика и социальная работа: основные направления и формы взаимодействия
Социальная политика iconПрограмма дисциплины «современная социальная политика» для специальности 020300 Социология
Курс «Современная социальная политика» состоит из теоретической и прикладной частей. Первая часть – лекционная. В рамках теоретической...
Социальная политика iconПрограмма дисциплины «современная социальная политика» для специальности 040201. 65 «Социология» подготовки специалиста
Курс «Современная социальная политика» состоит из теоретической и прикладной частей. Первая часть – лекционная. В рамках теоретической...
Социальная политика iconI. Социальная политика современного государства. 1 государственная политика занятости и ее эффективность
Стратегия и методы функционирования социально ориентированной экономики в современном обществе
Социальная политика iconI. Социальная политика современного государства. 1 государственная политика занятости и ее эффективность
Стратегия и методы функционирования социально ориентированной экономики в современном обществе
Социальная политика iconПолитика и власть основные значения слова "политика"
Путина", "экономическая политика", "политика кнута и пряника" и т п., в том числе и применительно к ситуациям, не связанным напрямую...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы