Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г icon

Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г



НазваниеНекоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г
Дата конвертации16.07.2012
Размер119.25 Kb.
ТипРеферат
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект


Воложанинов Д.В. начальник Правового отдела Администрации г. Губкинский Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект. Начавшаяся в 1993 году конституционно-правовая реформа изменилаформировавшуюся десятилетиями систему отечественного законодательства. Еетемпы и масштаб были настолько велики, а вновь складывающиеся общественныеотношения столь нетипичны, что в их законодательное регулированиеконституционным путем были включены представительные органы, как РоссийскойФедерации, так и ее субъектов. Если по Конституции РСФСР 1978 года правомпринимать собственные законы обладали лишь автономные республики, то с 1993года свое законодательство вправе стали иметь все субъекты РФ. Данная практика вполне объяснима требованиями, выдвинутымипринципиальными изменениями в экономике и общественном строе России, но вряде отраслей законодательства она не вполне оправдана, а где-то подчас инедопустима вовсе. Именно в данном контексте представляется мне нелогичное развитиеодного из институтов муниципального права - законодательства омуниципальной службе. Наделав много шума, как для непосредственныхсубъектов указанных правоотношений, так и вокруг них в общественномсознании, во многих моментах так и не реализовавшись на практике,законодательство о муниципальной службе уже сейчас нуждается в серьезномизменении. Федеральный закон от 8 января 1998 года "Об основах муниципальнойслужбы в Российской Федерации" в пункте 7 части 1 статьи 5 устанавливаетединство основных требований к муниципальной службе в качестве одного изосновных принципов муниципальной службы в Российской Федерации. В то жевремя, установив ряд запретов и гарантий муниципальной службы, федеральныйзакон состоит, в большинстве своем, из отсылочных норм, корреспондирующих кзаконам субъектов Российской Федерации, уставам и иным нормативным правовымактам органов местного самоуправления. Таким образом, в законе заложено ключевое противоречие, имеющее крайненегативные практические последствия. Статья 2 указанного закона определяет муниципальную службу какпрофессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе, намуниципальной должности, не являющейся выборной. Отношения, связанные спрохождением муниципальной службы, подлежат регулированию законодательствомо труде с особенностями, установленными законодательством о муниципальнойслужбе. На какую же муниципальную должность принимается работник при первомпоступлении на муниципальную службу и по какой проходит муниципальнуюслужбу при дальнейших перемещениях.
Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РоссийскойФедерации» в статье 8 «Классификация муниципальных должностей муниципальнойслужбы» установил: «Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаютсянормативными правовыми актами органов местного самоуправления всоответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы,утверждаемым законом субъекта Российской Федерации». Сравнительный анализ основных муниципальных должностей ряда городовУрала, Сибири и Дальнего Востока показал, что все муниципальные должности,также как и государственные должности подразделяются на пять групп:1. высшие муниципальные должности;2. главные муниципальные должности;3. ведущие муниципальные должности;4. старшие муниципальные должности;5. младшие муниципальные должности. Но распределение муниципальных должностей по группам в разных городахпроведено различно. Так должность заместителя мэра в ряде городов отнесена к высшей группемуниципальных должностей (Новосибирск, Барнаул, Благовещенск, Екатеринбург,Кемерово, Курган, Хабаровск), а в ряде городов (Иркутск, Пермь, Тюмень,Чита) к главной группе муниципальных должностей. Должность начальника управления в Новосибирске, Кемерово являетсявысшей муниципальной должностью, в Барнауле, Благовещенске, Екатеринбурге,Кургане, Хабаровске - главной, а в Иркутске, Перми, Тюмени, Чите - ведущеймуниципальной должностью. Должность начальника отдела в Новосибирске отнесена к главноймуниципальной должности, в Барнауле, Благовещенске, Екатеринбурге,Кемерово, Кургане, Хабаровске - к ведущей, в Иркутске, Перми, Тюмени, Читеэто старшая муниципальная должность. Должность главного специалиста в Кургане отнесена к ведущеймуниципальной должности, в Новосибирске, Барнауле, Благовещенске,Екатеринбурге, Кемерово, Тюмени, Хабаровске - к старшей, в Иркутске, Перми,Чите к младшей муниципальной должности. Анализируя характер деятельности в органах местного самоуправления,можно все должности разделить на пять групп:1. должности, исполнение обязанностей по которым, как правило, связано с деятельностью учетно-статистического, делопроизводственного и иного вспомогательного характера;2. должности, исполнение обязанностей по которым, как правило, связано с деятельностью преимущественно информационно-аналитического характера;3. должности, исполнение обязанностей по которым заключается в непосредственной организации работы муниципальных служащих первых двух групп, а также предусматривает разработку нормативно-правовых актов и деятельность информационно-аналитического характера;4. должности, исполнение обязанностей по которым заключается в опосредованной организации работы муниципальных служащих первых двух групп через непосредственное руководство деятельностью муниципальных служащих третьей группы, а также предусматривает разработку нормативно- правовых актов и деятельность информационно-аналитического характера;5. должности, исполнение обязанностей по которым заключается в принятии административных решений. Таким образом, не смотря на функциональное единство муниципальнойслужбы, именно оно и не принимается за основу в классификации должностей.На практике, в различных муниципальных образованиях, за принцип беретсяособенности внутрииерархической организации аппарата. Помимо недоумения отом, каким образом специалист, участвующий в решении сложнейших проблем (кпримеру, специалист юридической службы) может занимать младшуюмуниципальную должность являясь главным специалистом, возникают чистопрактические трудности при перемещениях таких специалистов из аппаратаадминистрации города или района одного субъекта Федерации в органыгосударственной власти другого субъекта РФ. Ведь соотношение муниципальныхи государственных должностей устанавливается также законом субъекта, а нефедеральным законом. В итоге несогласованность законодательства субъектовФедерации может сказаться на правах граждан, к примеру, в сфере социальногообеспечения (см. статью 18 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" опенсионном обеспечении). Другое противоречие заложено в законодательном определенииквалификационных требований по муниципальным должностям муниципальнойслужбы. В статье 5 Федерального закона "Об основах муниципальной службы вРоссийской Федерации" закреплен один из принципов муниципальной службы вРоссийской Федерации - принцип равного доступа граждан к муниципальнойслужбе в соответствии с их профессиональной подготовкой и способностями.Однако отсылочное положение статьи 20 федерального закона ставит названныйпринцип под сомнение. В соответствии со статьей 20 требования кмуниципальным должностям муниципальной службы устанавливаются уставамимуниципальных образований в соответствии с законами субъектов РоссийскойФедерации. То есть, переезжая в рамках даже соседних субъектов Федерации, кпримеру, из Ямало-Ненецкого автономного округа в Ханты-Мансийский,специалист, обладающий достаточным опытом и необходимым образованием сдолжности ведущей может попасть на главную или старшую муниципальнуюдолжность, либо наоборот. Сравнительный анализ требований к образованию муниципальных служащихряда городов Урала, Сибири и Дальнего Востока показал, что для занятиядолжности муниципальной службы, в основном требуется иметь высшеепрофессиональное образование по специализации муниципальных должностей илиобразование, считающееся равноценным, или любое высшее образование. Правда,в Новосибирске и Иркутске, для занятия высших муниципальных должностей, кравноценному образованию необходимо иметь высшее профессиональноеобразование. В Ямало-Ненецком автономном округе для занятия высшеймуниципальной должности помимо высшего профессионального образования илиобразования, считающегося равноценным, необходимо иметь так жедополнительное высшее образование по специальности "государственное илимуниципальное управление" (статья 2 Закона Ямало-Ненецкого автономногоокруга "О квалификационных требованиях по муниципальным должностяммуниципальной службы и квалификационных разрядах муниципальных служащих"). Для младших муниципальных должностей допускается среднеепрофессиональное образование по специализации муниципальных должностей. Сравнительный анализ требований к образованию муниципальных служащих городов Урала, Сибири и Дальнего Востока|Наименование |Ямало-Не|Новосиб|Благовещ|Иркутс|Кемеро|Курган||должности |нецкий |ирск |енск |к |во | || |автономн|99 | | | | || |ый округ| | | | | ||Высшее проф. |Высшая |Высшая | |Главна| | ||образование по | | | |я | | ||специализации мун. | | | | | | ||должностей или | | | | | | ||образование, | | | | | | ||считающееся | | | | | | ||равноценным с доп. | | | | | | ||высшим проф. | | | | | | ||образованием | | | | | | ||Высшее проф. |Главная | |Высшая |Ведуща| | ||образование по |Ведущая | |Главная |я | | ||специализации мун. | | | | | | ||должностей или | | | | | | ||образование, | | | | | | ||считающееся | | | | | | ||равноцен. | | | | | | ||Высшее проф. |Старшая |Главная| | | | ||образование по | | | | | | ||специальности «гос.| | | | | | ||и мун. управление»| | | | | | ||или по | | | | | | ||специализации мун. | | | | | | ||должностей | | | | | | ||Высшее проф. | |Ведущая| | | |Главна||образование по | | | | | |я ||специализации | | | | | |Ведуща||муниципальных | | | | | |я ||должностей | | | | | |Старша|| | | | | | |я ||Высшее | |Старшая|Ведущая | |Главна|Ведуща||профессиональное | | |Старшая | |я |я ||образование | | | | |Ведуща|Старша|| | | | | |я |я || | | | | |Старша|Младша|| | | | | |я |я ||Высшее или среднее | | | |Старша| | ||проф. образование | | | |я | | ||по специализации | | | |Младша| | ||мун. должностей или| | | |я | | ||образование, | | | | | | ||считающееся | | | | | | ||равноценным | | | | | | ||Высшее или среднее | | | | | |Младша||проф. образование | | | | | |я ||по специализации | | | | | | ||мун. должностей | | | | | | ||Среднее проф. |Младшая | |Младшая | | | ||образование по | | | | | | ||специализации мун. | | | | | | ||должностей | | | | | | ||Среднее проф. | |Младшая| | | | ||образование | | | | | | | Помимо различий в квалификационных требованиях к муниципальнымдолжностям муниципальной службы в различных субъектах Российской Федерации,серьезной проблемой в настоящее время является противоречие законафактического закону юридическому. То есть требования законодательствасубъектов Российской Федерации к муниципальным должностям муниципальнойслужбы неадекватны реальному положению дел. Так Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 сентября 1999 года "Оквалификационных требованиях по муниципальным должностям муниципальнойслужбы и квалификационных разрядах муниципальных служащих в Ямало-Ненецкомавтономном округе" установил следующие требования к гражданам, претендующимна занятие муниципальных должностей: 1) для высших муниципальных должностей муниципальной службы необходимоиметь высшее профессиональное образование по специализации муниципальнойдолжности или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшимпрофессиональным образованием по специальности "государственное имуниципальное управление"; 2) для главных муниципальных должностей - высшее профессиональноеобразование по специализации муниципальной должности, либо образование,считающееся равноценным, либо по специализации "государственное имуниципальное управление"; 3) для ведущих муниципальных должностей - высшее профессиональноеобразование по специализации муниципальной должности, либо образование,считающееся равноценным, либо по специализации "государственное имуниципальное управление"; 4) для старших муниципальных должностей муниципальной службы - высшеепрофессиональное образование по специальности "государственное имуниципальное управление" либо по специализации муниципальных должностейили образование, считающееся равноценным; 5) для младших муниципальных должностей муниципальной службы -среднее профессиональное образование по специализации муниципальныхдолжностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным. На практике данные требования крайне сложно исполнить. Так, из анализа данных, представленных отдельными муниципальнымиобразованиями по Постановлению Администрации Ямало-Ненецкого автономногоокруга №558 от 4 августа 1999 года, можно заключить, что требования кмуниципальным должностям муниципальной службы только по образованию (безучета требований по стажу) фактически не исполняются. В аппаратеАдминистрации города Ноябрьска всего шесть специалистов занимают младшиемуниципальные должности, в то время как специалистов, обладающих среднимспециальным образованием - 31. Следовательно, двадцать пять специалистов неотвечают установленным законом квалификационным требованиям, так какработают на старших, ведущих, главных и иных муниципальных должностях. Вдругих муниципальных образованиях картина редко отличается. Требования к муниципальным должностям муниципальной службы,установленные законом автономного округа по стажу так же не везде могутбыть исполнены. Важным недостатком закона "О квалификационныхтребованиях по муниципальным должностям муниципальной службы иквалификационных разрядах муниципальных служащих в Ямало-Ненецкомавтономном округе" является абсолютная определенность требований по стажу,что противоречит части 1 статьи 11 Закона Ямало-Ненецкого автономногоокруга "О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе", всоответствии с которым конкретные требования к муниципальным должностямустанавливаются нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления с учетом требований законов автономного округа и федеральныхзаконов. Полагаю, что более разумным было бы установление альтернативныхили относительно определенных требований к стажу муниципальных должностей,к примеру - от одного года до трех лет. На откуп региональному законодательству отдано установление иквалификационных разрядов муниципальных служащих. В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об основахмуниципальной службы в Российской Федерации" квалификационные разрядыприсваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационногоэкзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональнойподготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям,предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы всоответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальнойслужбы. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения припереводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальныедолжности муниципальной службы, либо государственные должностигосударственной службы субъектов Российской Федерации, а также приувольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаютсязаконами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральнымизаконами. Часть 5 статьи 1 Закона автономного округа "О муниципальнойслужбе в Ямало-Ненецком автономном округе" соответствует редакциифедерального закона. Таким образом, законодательные установления ограничиваются границамитерриториальной юрисдикции автономного округа, да и любого другого субъектаФедерации. В то же время специалист, отработав определенное время в органахместного самоуправления, может переехать из Салехарда в Омск или из Москвыв Воронеж. Каково будет соотношение квалификационных разрядов по прежней ипо новой муниципальной должности? Сравнительный анализ квалификационных разрядов муниципальных служащих городов Урала, Сибири и Дальнего Востока|Наименование |Благовещенс|Екатеринбург |Иркутск |Ямало-Ненец||должности |к | | |кий || | | | |автономный || | | | |округ ||Действительный|Высшая |Высшая |Главная |Высшая ||муниципальный | | | | ||советник 1 | | | | ||класса | | | | ||Действительный|Высшая |Высшая |Главная |Высшая ||муниципальный | | | | ||советник 2 | | | | ||класса | | | | ||Действительный|Высшая |Высшая |Главная |Высшая ||муниципальный | | | | ||советник 3 | | | | ||класса | | | | ||Муниципальный | | | | ||советник | | | | ||Муниципальный |Главная |Главная |Ведущая |Главная ||советник 1 |Ведущая |Ведущая | | ||класса | | | | ||Муниципальный |Главная |Главная |Ведущая |Главная ||советник 2 |Ведущая |Ведущая | | ||класса | | | | ||Муниципальный |Главная |Главная |Ведущая |Главная ||советник 3 |Ведущая |Ведущая | | ||класса | | | | ||Советник |Старшая |Старшая |Старшая |Старщая ||муниципальной | | | | ||службы 1 | | | | ||класса | | | | ||Советник |Старшая |Старшая |Старшая |Старшая ||муниципальной | | | | ||службы 2 | | | | ||класса | | | | ||Советник |Старшая |Старшая |Старшая |Старшая ||муниципальной | | | | ||службы 3 | | | | ||класса | | | | ||Референт |Младшая |Младшая |Младшая |Младшая ||муниципальной | | | | ||службы 1 | | | | ||класса | | | | ||Референт |Младшая |Младшая |Младшая |Младшая ||муниципальной | | | | ||службы 2 | | | | ||класса | | | | ||Референт |Младшая |Младшая |Младшая |Младшая ||муниципальной | | | | ||службы 3 | | | | ||класса | | | | || | | | | | Таким образом, столь либеральный, диспозитивный подход к установлениюряда существенных правовых институтов муниципальной службы не толькопротиворечит принципу единства требований к муниципальной службе,установленных в федеральном законе, но и способен негативным образомсказаться на законных интересах граждан, осуществляющих своюпрофессиональную деятельность на муниципальных должностях, а значит и нагарантиях муниципальных служащих, в целом на устойчивости муниципальногоуправления. Однако из приведенного в данном материале анализа региональногозаконодательства не всегда следует его несостоятельность в сферерегулирования отношений муниципальной службы, хотя отдельные отношенияследует регламентировать все же на федеральном уровне. В соответствии спунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общихпринципов организации местного самоуправления, а значит и муниципальнойслужбы в Российской Федерации, относится к предметам совместного веденияРоссийской Федерации и ее субъектов, а, значит, причины сложившихсяпротиворечий кроются в общем отставании федерального законодательства. Полагаю, что выход из сложившейся ситуации может находиться всовместных инициативах органов законодательной власти субъектов РоссийскойФедерации, а так же различных ассоциаций и соглашений городов и субъектовРФ.




Похожие:

Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconРоссийская федерация федеральный закон
Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее граждане),...
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconЗакон о муниципальной службе в российской федерации
Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее граждане),...
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconОзнаки правового регулювання
Поняття правового регулювання І його відмінність від правового впливу. Сфера, основні напрямки І межі правового регулювання. Види,...
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconЗаконность и правопорядок
Механизм правового регулирования это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений...
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconПоложение института проблем правового регулирования
Гу-вшэ) и определяет правовой статус Института проблем правового регулирования Государственного университета Высшей школы экономики...
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconКурсовая работа по теории государства и права тема: особенности образования правового государства в казахстане
Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconПрограмма дисциплины «Государственная и муниципальная собственность: вопросы конституционно-правового регулирования» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки специалиста
«Государственная и муниципальная собственность: вопросы конституционно-правового регулирования»
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconПрограмма дисциплины: «Публичная служба: проблемы правового регулирования» для специальности 030501. 65 Юриспруденция подготовки магистра
Российской Федерации и зарубежных странах, содержании, структуре, формах и методах деятельности государственной администрации, а...
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconКомиссия Общественной палаты Российской Федерации по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению д о к л а д «Социально-трудовые отношения в Российской Федерации: состояние и проблемы правового регулирования»
Подготовлен Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению к рассмотрению на...
Некоторые проблемы правового регулирования муниципальной службы. Федеральный и региональный аспект Воложанинов Д. В. начальник Правового отдела Администрации г iconНекоторые соображения о «русской isda»1
Одной из наиболее сложных тем современного этапа развития российского законодательства является изучение правового регулирования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы