Налоговая система РФ icon

Налоговая система РФ



НазваниеНалоговая система РФ
Дата конвертации16.07.2012
Размер216.51 Kb.
ТипРеферат
Налоговая система РФ


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. М.В.Ломоносова РЕФЕРАТ По предмету: Государственное управление На тему: Налоговая система РФ . МОСКВА,2000г. СОДЕРЖАНИЕ:1. Введение………………………………………………………………………………32. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации………..4 - классификация налогов……………………………………………………...5 - принципы налогообложения………………………………………………...93. Развитие налоговой системы России в 1990-х годах……………………………...10 4. Недостатки налоговой системы России….………………………………………..125. Заключение………………………………….……………………………………..…166. Список использованной литературы…………………………………………….....17 ВВЕДЕНИЕ Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишьрасполагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить всезаинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане июридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательныхплатежей государству. С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу"рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному ростуодних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других. В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. сзавидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговойреформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишьнебольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего"косметический" характер. А ведь эффективно действующая налоговая системастраны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны ибюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, но во многомспособствует экономическому развитию государства. Неэффективно жедействующая налоговая система страны, наоборот, становится тормозомэкономического развития, что и наблюдается в современной России. Поэтомунеслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были поставлены напервое место среди наиболее важных проблем современной экономики России,требующих скорейшего решения. Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговойсфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом,характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой"отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налоги сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такоймножественности заключается в различиях источников (зарплата, дивиденды поакциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход,имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения. Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство: - финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводствов народном хозяйстве, - финансирует социальные программы - пенсионного и социальногообеспечения, образования, здравоохранения и др.
, - обеспечивает свою оборону и безопасность, - содержит законодательные, исполнительные и судебные органыгосударственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмезднуюпомощь другим странам. Это первая и основная функция налогов - служить источником средств длягосударственной казны: государственного бюджета и других денежных фондовгосударства. В настоящее время налоговой системе России присущпреимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенногов налоге стимулирующего и регулирующего начала. Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средствомподдержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, изкоторого строится система налогообложения товаропроизводителей, являетсяпринцип его равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равныхналоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности,ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли. Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегченияжизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью системаналогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, вкоторой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, аполучатели меньших доходов - по более низким. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннеговалового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения иперераспределения валового внутреннего продукта и национального доходареализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государствоформирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Целью данной курсовой работы является анализ особенностей и проблемсовременной налоговой системы в России, выявление основных ее недостаткови оценка пре8дложений по ее оптимизации; В соответствии с поставленными задачами я рассматриваю основные понятия,принципы и механизмы налоговой системы и налоговой политики в РоссийскойФедерации. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации По Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации" от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной идругим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующегоуровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке ина условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов,сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке,образует налоговую систему. Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос,взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним изусловий совершения в отношении плательщиков сборов государственнымиорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органамии должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлениеопределенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Классификация налогов Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицироватьпо различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность имеханизм их действия. Налоги классифицируются следующим образом: - по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. Вто же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К нимотносятся земельный налог, налоги в дорожные фонды. - по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенныеналоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходаналогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода илиимущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается напредприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующееих. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщикамиприменительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в ценытоваров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель,поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг. Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнееиспользовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этомслучае под налоговым воздействием оказываются и материальные, и рабочаясила, и доход. - в зависимости от характера использования налоги подразделяются наналоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются вбюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации,местный) и используются как денежный фонд, общий для расходовисполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные,зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строгоцелевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фондобязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд. - в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на тривида в зависимости от их территориального уровня: 1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральнымзаконодательством), 2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным ирегиональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты), 3.местный (правовое регулирование осуществляется федеральным имуниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты). При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным.Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый,т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливатьналоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ. Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкиезаконодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ иместные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на ихтерритории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы поэтим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговымкодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам. Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговуюнагрузку на своей территории сверх установленных федеральнымзаконодательством пределов, но могут создавать более благоприятныеналоговые условия для населения и организаций за счет установленияпониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д.вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ иобязательны к уплате на всей территории России К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов: косвенные налоги: - налог на добавленную стоимость (НДС), - акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минеральногосырья, - таможенная пошлина и таможенные сборы, - налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,выраженных в иностранной валюте. прямые налоги: - налог на прибыль(доход) организаций, - налог на доходы от капитала, - подоходный налог с физических лиц, - взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, - налоги на пользование недрами, - государственная пошлина, - налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, - налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, - сбор за право пользования объектами животного мира и воднымибиологическими ресурсами, - лесной налог - водный налог - экологический налог - федеральные лицензионные сборы. Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но вопределенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13%налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - втерриториальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов вфедеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку иликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранн2ых денежных знаков,30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подо2ходного налога). Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговымкодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны куплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам (налоги административно-территориальных единицреспублик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.)в настоящее время относятся 7 налогов: косвенные налоги: - налог с продаж. прямые налоги: - налог на имущество предприятий; - налог на недвижимость; - дорожный налог; - транспортный налог; - налог на игорный бизнес; - региональные лицензионные сборы. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие всоответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальныхобразований. Обязательны к уплате на территории соответствующихмуниципальных образований. К местным налогам относятся: -земельный налог -налог на имущество физических лиц -налог на рекламу -налог на наследование и дарения -местные лицензионные сборы -регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью -налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники -сбор за выигрыш на бегах -сбор за право проведения кино и телесъёмок -сбор за право использования местной символики -курортный сбор -сбор за право торговли -налог на строительство объектов производственного назначения вкурортной зоне -налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурнойсферы. Действующие на данный момент ставки налогообложения по основным налогамприведены в табл.1.1. Формально ставка налогообложения прибыли в России (35%) более или менеесоответствует уровню развитых стран, но действующие правила определенияналогооблагаемой базы приводят к тому, что уровень изъятия реальной прибылипредприятий в России значительно выше и нередко превышает 100%. Откровенно конфискационный характер налогообложения прибыли связан стем, что в налогооблагаемую базу включаются многие виды расходов, которые вмеждународной практике принято относить в себестоимость (например, расходына рекламу), и с тем, что отечественная методика прибыли недооцениваетуровень инфляции. Основной недостаток налоговой системы России состоит втом, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятиядоходов, вследствие чего многие из предприятий поставлены на граньубыточности и банкротства. В отличие от многих развитых стран подоходный налог в России до сих поростается, как во времена командной экономики, преимущественно налогом назарплату и взимается почти исключительно по месту ее выплаты, т.е. напредприятиях (в 1995 г. по данным ГНС доля подоходного налога,удерживаемого на предприятиях и организациях составила 99% его общихпоступлений). Остальные доходы физических лиц, не являющиеся заработнойплатой, фактически ускользают от подоходного налогообложения (не говоря ужоб занижении во многих организациях в официальной отчетности реальногоуровня заработной платы, процветает т.н. система выдачи заработной платы в"конвертах"), вследствие чего подоходный налог слабо затрагивает наиболеесостоятельных граждан. Табл.1.1. Действующие на территории РФ ставки налогообложения поосновным видам налогов, 2000 г., % - налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц - налог на прибыль 30 % - подоходный налог12, 20, 30 - налог на прибыль банков, страховых и кредитных организаций 43% - налог на имущество граждан 0,1% - налог на добавленную стоимость 20% - земельный налог 0,1-2% - налог на отдельные продовольственные товары и товары для детей10% - налог на покупку иностранных денежных знаков 0,5% - налог на имущество предприятий 2% - налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурнойсферы 1,5% Поступления по налогу на имущество на 99,5% в 1996 г. обеспечили такжепредприятия, а не физические лица, т.е. по этому налогу также наблюдаетсяогромная диспропорция в сторону налогообложения предприятий и организаций,а не физических лиц. Причины этого заключаются не в ставках налогообложенияимущества, а вследствие недооценки имущества физических лиц, большихвозможностей по уклонению от уплаты этого налога. Дополнительным препятствием для дальнейшего расширения сферыналогообложения собственности граждан является сохраняющееся преобладаниегосударственной собственности на землю и нежилому фонду в городах, а такжевсе еще недостаточный уровень приватизации городского жилого фонда. Несмот8ря на единые нормативы разделения федеральных налогов,фактическ8ие соотношения поступлений налогов в федеральный и региональныебюджеты заметно различаются по территориям. Причина этого фактически можетбыть в несоблюдении регионами федерального законодательства или в особыхиндивидуальных соглашениях с Центром, различии в структуре налогов, разнойзначимости региональных и местных налогов (разные их количества и ставки),различия в системе налоговых льгот и др. Кроме структурных недостатков самой налоговой системы РоссийскойФедерации необходимо отметить и общий низкий уровень поступления доходов вбюджеты. Так, в 1995 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (учитываяи поступления во внебюджетные фонды) поступило 33,8 % ВВП. В развитыхстранах этот показатель существенно выше - до 50% и больше. В то же времярасходы консолидированного бюджета в 1995 г. составили 38,9% ВВП (т.е.дефицит бюджета - 5,1% ВВП). Принципы налогообложения Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определитьосновные принципы налогообложения. Как правило, они едины дляналогообложения любой страны и заключается в следующем: 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства. 2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. 3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. 4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. 6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этими принципами должно руководствоваться любое государство припостроении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всехфункций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерациине был учтен мировой опыт, кроме того, не была правильно оцененаэкономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действиясуществующего налогового законодательства выявились многочисленныепротиворечия. Непродуманные попытки исключить эти противоречиямногочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в своюочередь к нестабильности и еще большей противоречивости и запутанности.Несмотря на все сказанное, в действующей налоговой системе есть иположительные моменты. На данный момент налоговая система РоссийскойФедерации построена на следующих принципах: 1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан. 2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший – прямых. Причем доля косвенных налогов в последнее время возрастает. 3. Создание разветвленной системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные. 4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства. 5. Разработаны и утверждены жесткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности. 6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учет в налоговых органах, с правом открытия расчетного счета в банках только после регистрации в налоговых органах. 7. Определена первоочередность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия. Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбеотсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовыхсанкций, если их применение может привести к банкротству и прекращениюдальнейшей производственной деятельности налогоплательщика. Развитие налоговой системы России в 1990-х годах Налоговая система Российской Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению ссоветской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. сменакомандно-административной системы управления на рыночную потребовалапересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа небыла доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились рядпережитков советской эпохи. Главн2ым изменением налоговой системы стало то, что основными налогами,обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленнуюстоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество,составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений. Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота наналог на добавленную стоимость и акцизы. Однако, изменив состав и структуру налоговых доходов, налоговая реформаначала 1990-х гг. не смогла коренным образом изменить порядок взимания, атакже принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранивпрактику советских времен. В основе этой практики осталась ориентацияналоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных илиприватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где основуналоговых поступлений составляет подоходный налог и доходы по социальномустрахованию). Т.о., для России характерен перекос в сторону корпоративныхдоходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходыфизических лиц и конечное потребление. Этот перекос связан прежде всего стем, что достигнутый в России уровень налогообложения прибыли и доходов откапитала является экономически завышенным и не стимулирует экономическоеразвитие предприятий. В условиях быстрого роста частного сектора сохранение прежней налоговойпрактики взимания налогов неизбежно повлекло за собой снижение сбора поналогам "рыночного" типа и уменьшение их доли в бюджетных доходах. Половинчатость реформ породила кризис бюджетных поступлений, которыйособенно остро проявился в 1993 г., когда в бюджетную систему России былособрано всего 24,7% ВВП. Второй серьезный шаг в реформировании налоговой системы страны былсделан в 1995 г., когда были ликвидированы либо включены в федеральныйбюджет все внебюджетные фонды (включая Федеральный дорожный фонд), заисключением четырех внебюджетных фондов системы социального страхования. В последние годы ведется много разговоров о необходимости проведенияновой налоговой реформы. При этом предлагаются самые различные вариантыэтой реформы, но, как говорится, "воз и ныне там". При проведении такойреформы необходимо учитывать, что налоговые поступления зависят от двухосновных факторов: налоговой ставки и налогооблагаемой базы. Как писал А.Лаффер, "рост налогового бремени может приводить к увеличению доходовтолько до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогомчасть национального производства. Когда этот предел будет превышен, ростналоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета",что и произошло в современной России. На перспективы изменения собираемости налогов также влияет структура налоговых поступлений в регионе: чемболее она диверсифицирована как по видам налогов, так и по отраслямэкономики, тем выше устойчивость налоговых платежей. Важной особенностью 1999 г. стало практически повсеместное введение врегионах страны налога с продаж (в том числе в Москве), налоговая ставкакоторого варьируется по регионам в пределах 2-5%. Но вводя налог с продаж,регионы в соответствии с законодательством должны отменить практически вседругие местные налоги. На 2000 г. Правительство России планировало снижение налогового бременина 1,1% ВВП. В частности, с 01.01.2000 г. сократит количество ставокподоходного налога с пяти до трех, при этом максимальная ставка снижается с45% до 30% (для доходов свыше 150 тысяч рублей). Будут отменены некоторыеналоги: на доходы банков, с биржевой деятельности, гербовый сбор, налог нареализацию горюче-смазочных материалов. Также будут снижены на 1%отчисления в фонд социального страхования, (сейчас на соцстрах с фондаоплаты труда берется 5,4%). Компенсировать это снижение налогового бремениПравительство собирается за счет ужесточения порядка возмещения НДС(возмещать будут только налог по товарам, оплаченным "живыми" деньгами),индексирования ставки акцизов на подакцизные товары на 30% (на табачныеизделия - на 140%). Недостатки налоговой системы России Существующая налоговая страны требует серьезного реформирования, т.к. необеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороныдолжна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытияосновных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страныдолжна способствовать нормальному функционированию экономики государства,экономическому росту и развитию территорий. В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зренияможно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить илиминимизировать: 1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет. 2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает. 3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию эк8ономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот. 4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%. 5. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям. 6. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с 88законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов. 7. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие). 8. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д. 9. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов. В первую очередь необходимо постепенное прекращение в регионах любых форм зачетов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем остальным. В определенной степени интересна работа, проведенная департаментом финансов Министерства экономики РФ в 1997-1998 гг. по определению оптимального уровня отчислений в федеральный и территориальные бюджеты от трех основных налогов - налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц. С точки зрения максимального увеличения не дотационных регионов перспективным является решение, при котором доли отчислений в федеральный бюджет по НДС - 50%, по налогу на прибыль - 75%, по подоходному налогу - 5,7%. Если же речь зайдет о возможности уменьшения суммы поступлений в федеральный бюджет на 5% в пользу территориальных бюджетов, тогда наиболее перспективным является вариант оптимизации, при котором доля отчислений в федеральный бюджет по НДС - 50%, по налогу на прибыль - 56%, по подоходному налогу - 20% (при этом число регионов, для которых отношение доходов к расходам улучшилось по сравнению с существующим распределением, составляет 72). Одной из важных проблем в современной системе налогообложения являетсясистема налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Этоотносится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль.Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах)регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммыналогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При такомметоде понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремлениеуменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме,т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но этотребует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов,налоговой полиции. Заключение Налоги – необходимый элемент механизма государственного регулированиярыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие сучетом интересов общества. Именно в налоговой системе и налоговой политике заложены и возможностииспользования их в целях развития и совершенствования федеративных2отношений, а также местного самоуправления, что относится к числуп2ервостепенных задач, стоящих сегодня перед государством. Налоговая система действует на всей территории России. Это единаяналоговая система российского государства, что относится ко всем тремуровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во –первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органамигосударственной власти субъектов Федерации и органами местногосамоуправления) одни и те же виды налогов. Во – вторых, что единствоотражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектамиФедерации, между органами местного самоуправления. Необходимость единства налоговой системы в Российской Федерации вытекаетиз закрепленных в Конституции РФ гарантий единства экономическогопространства, отнесения к ведению Российской Федерации вопросов финансовогорегулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов –установление общих принципов налогообложения и сборов. В работе я постаралась затронуть как теоретические, так и практическиепроблемы функционирования налоговой системы нашей страны на современномэтапе развития. И хотя реформирование ее идет и сейчас (готовиться кпринятию вторая часть Налогового кодекса), налоговая система России ещенуждается в дальнейшем совершенствовании. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Воскобойников А., Евсеев Д. О перспективах реформирования налоговойсистемы России / Федерализм. - 1997,№6. - с.39 2. Дмитриев М. Бюджетная политика в современной России / Моск. ЦентрКарнеги. - М: 1997. - 58 с. 3. Дубов В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования /Федерализм. - 1997,№4. - с.22. 4. Кирова Е., Фокин Ю. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения /Экономист. - 1998,№10. - с.52-59. 5. Пансков В. Налоги и налогообложение в РФ. М.: 2000. 6. Пансков В. Налоговое бремя в российской налоговой системе /Федерализм. 1998,№11. - с.18 7. Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы / Экономист. - 1996, №5. -с.31-38 8. Проблемы совершенствования налогообложения в РФ / Федерализм. - 1998,№1. - с.23 9. Тимофеева О. Налоговый кодекс / Экономист. - 1998, №3. - с.65-75 10. Основы налогообложения и гражданского права, М.:1998. 11. Налоги и налоговое право. Под ред. Брызналина А.В.- М.:1998.




Похожие:

Налоговая система РФ iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Налоговая система РФ iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы...
Налоговая система РФ iconНалоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка
Российской Федерации. На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему...
Налоговая система РФ iconНалоговая система
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства
Налоговая система РФ iconПрограмма дисциплины «Налоговая система Российской Федерации» для направления 080100. 65 "Экономика"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 65 "Экономика",...
Налоговая система РФ iconСистема ценообразования и налоговая система

Налоговая система РФ iconНалоговая система РФ

Налоговая система РФ iconНалоговая система

Налоговая система РФ iconНалоговая Система РФ

Налоговая система РФ iconНалоговая система Дании

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы