Этногенез icon

Этногенез



НазваниеЭтногенез
Дата конвертации16.07.2012
Размер212,91 Kb.
ТипРеферат
Этногенез


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Новгородский Государственный университет Имени Ярослава Мудрого [pic] Кафедра «Прикладная математика и информатика». Реферирование источника: Л.Н. Гумилев «Этносфера: История людей и история природы». Преподаватель: Биндюкова Г.Н. Студент группы № 3311 Савельева Евгения Сергеевна. Новгород Великий 2003г.Содержание1. О термине «Этнос» 32. Этнос как явление 83.Этнос и категория времени 124. Этногенез и этносфера 145. Четыре фазы этногенеза 176. Пассионарность 187. Природа пассионарности 20Выводы 21Литература 221. О термине «Этнос» Человечество, как и любая биологическая форма, стремится краспространению по всей поверхности земного шара. Действительно, кораблибороздят просторы океанов с глубокой древности, в условиях пессимума живутплемена Африки, Южной Америки и других континентов, даже в пустыняхархеологи находят следы существования древних поселений, а полярные зоныосваиваются экспедициями. В отличие от большинства млекопитающих, Homo sapiens нельзя назвать нистадным, ни индивидуальным животным. Человек существует в коллективе,который в зависимости от ситуации можно назвать либо обществом, либонародностью. Однако эти два понятия настолько различны между собой, что ихсравнение бесполезно – как нельзя сравнивать, например, длину и вес;степень нагрева и электрический заряд. И если общественное развитиечеловечества изучено всесторонне: все мы знаем, что общество развивается поспирали, то вопрос о народностях, которые будем именовать этносами, крайнезапутан и противоречив. Несомненно, каждый человек на вопрос о том, кто он,ответит: «Я русский» или «Я француз», тем самым определяя свою этническуюпринадлежность. Но это еще не все. С другой стороны, тот же карел издеревни, приехав в российский город (например, Ленинград), назовет себярусским, но в своей деревне будет именоваться карелом, и это без тени лжи.Аналогичная ситуация складывается и во Франции, где кельты-бретонцы и иберы-гасконцы, живя на своей малой родине и одеваясь в свои костюмы, тем неменее являются французами. Разве можно сказать про бретонского дворянинаШатобриана и Жиля де Ретца, соратника Жанна д’Арк, что они не французы?Таким образом, очевиден вывод, что понятие этнической принадлежности –релятивное, а не абсолютное. Значит, этнос – коллектив особей, противопоставляющий себя всемпрочим коллективам. Этнос более или менее устойчив, хотя и егосуществование конечно во времени. Для определения этноса сложно найти какой-либо реальный признак, кроме признания каждой особи: «мы такие-то, а всепрочие – другие». Исчезновение и возникновение этносов, установлениепринципиальных различий между ними, а также характер этническойпреемственности носит название этногенеза. Достоверный материал для анализа можно почерпнуть из так называемойисторической эпохи, представляющей собой период в 3000 лет, с XII в. дон.э. по XIX в. н.э. Для исключения аберрации близости или дальностиследует ограничиться этой наиболее полно изученной эпохой. Наилучшим методом исследования полученного материала, по мнениюавтора, будет синхронистическая методика, основанная на сопоставлениисведений. Она характерна не только для гуманитарных, но и для естественныхнаук, где особенно важно установление связей между фактами. Следовательно,проблему этносов надо поместить на стыке трех наук: истории, географии-ландшафтоведения и биологии – экологии и генетики. А коль скоро так, томожно дать второе определение термина этнос: этнос – специфическая формасуществования вида Homo sapiens, а этногенез – локальный вариантвнутривидовой эволюции, происходящей под влиянием исторического ихорономического (ландшафтного) факторов. При изучении общих закономерностей этнологии, прежде всего надлежитотметить, что подлинный этнос и этноним, то есть этническое название вовсене одно и то же. Примеров может служить история древнеримской цивилизации.Первоначально римлянами могли считаться исключительно те, кто являлсягражданами полиса Рима; по мере расширения границ империи, в эпоху I-II вв.количество римлян резко возросло за счет включения в их число почти всехжителей провинций. В дальнейшем римлянами были названы все, свободныежители на территории Римской империи, в том числе греки, галлы, германцы,берберы и т.д. В таком виде этнос просуществовал достаточно длительноевремя и не распался. Экспансия Рима на другие территории позволила создатьграндиозную империю, причем первоначальное этническое наименование не имелоничего общего с последующим. Более того, историческую преемственность можноусматривать даже между римлянами и румынами, так как последние селились наДунае – месте ссылки подданных Римской империи и только впоследствииприняли название «румыны» – то есть «римляне». Отсюда вытекает, что словоменяет смысл и содержание и не может служить опознавательным признакомэтноса. Возможно, ответ на существо проблемы этнологии сможет дать история –наука, эталоном которой является государство, племенной союз или подобныеобразования. Однако часто такие общины, обладающие всеми качествами этноса,весьма неустойчивы и дробятся, и хотя общность исторической судьбы поройспособствует образованию и сохранению этноса, все же историческая судьбаможет быть общей и у двух-трех народов. Так, например, англосаксы иуэльсские кельты объединены с XIII в., однако не слились в один этнос.Следовательно, этническое становление лежит глубже, чем явленияисторического процесса, а история способна помочь этнологии, но не заменитьее. Многие этносы делятся на племена и роды. Можно ли это считатьобязательной и неотъемлемой принадлежностью этноса, или, возможно, формойколлектива, предшествовавшей появлению самого этноса? Определенно, что нет.Прежде всего, далеко не все народы имели за весь период своей историиродовое или племенное деление. Такового нет и не было у испанцев,французов, румын, англичан, итальянцев и многих других народов. Вероятно,этих вполне развитых народов родоплеменное деление заменено делениемклассовым, что является установленным фактом, не подлежащим пересмотру.Зато у народов с родоплеменным устройством деление на кланы несет функциюподдержания самого этнического единства. Деление этноса на племена являетсякак бы «скелетом», позволяющим наращивать мышцы и тем самым набирать силудля борьбы с окружающей средой. Точно также при рассмотрении западногообщества можно обнаружить деление этносов на группы – консорции. Каждыйкласс мог состоять из разных консорций: так, например, во Франциигосподствующий класс включал в себя представителей рыцарей, феодалов,высшего духовенства, ученых, городского патрициата и т.д. В буржуазномобществе присутствуют уже не те консорции, но принцип остается единым.Конечно, консорции неизмеримо менее стойки, чем родоплеменные связи, но ипоследние не вечны. Существуют также конвиксия – единицы, объединенныеобщностью быта. Среди таких образований – старообрядческая община,участники которой не приняли некоторых реформ церковного обряда. Онапросуществовала до начала XX в., и только потом стала постепеннорассасываться, так как повод для ее возникновения давно пересталсуществовать, осталась лишь инерция. Конвиксии, как и другиевнутриэтнические сущности, поддерживают целостность этноса. Дроблениевнутри этноса есть условие, характерное для любых эпох и стадий развития. Итак, ни одна из гуманитарных наук не способна дать исчерпывающегоответа на существо проблемы этнологии и этногенеза. Значит, надоанализировать данный вопрос с точки зрения наук естественных. Согласно биологической концепции, человечество представляет собой видHomo sapiens, и тогда ему свойственны все закономерности развития любоговида млекопитающих. Как и всем животным, человеку присуще инстинктпродолжения вида (размножения), стремление распространить свое потомство нанаибольшую площадь (ареал), а также способность приспособления к среде(адаптация). Населяя конкретный биоценоз – связанную систему экологических,исторических и физиологических форм, человечество, как и любая другаяпопуляция, стремится распространить свое влияние за пределы данногобиоценоза, определенным образом видоизменяя его и вызывая тем самымсукцессию – смену биоценозов[1]. В этом приближении этнос являетсябиологической единицей, таксономически стоящей ниже вида, как популяция, асамо этническое деление человечества – одним из способов адаптации вландшафтах не столько в структуре, сколько в поведении. Благодаряприменению естественных наук отыскана дефиниция, которую невозможно найтив науках гуманитарных. Но, помимо этого, необходимо отделить этнологию от чистобиологической дисциплины - антропологии, науки о человеческих расах, ведьрасы тоже рассматриваются как таксономические единицы ниже вида. Расы иэтносы – понятия не только не совпадающие, но и исключающие друг друга, таккак каждый этнос состоит из смешения двух и более рас, а каждая раса, всвою очередь, входит в состав многих этносов. Достаточно вспомнитьЕвропейскую Россию, где насчитывается пять расовых компонентов второгопорядка, не говоря о пришлых монголоидных элементах, чтобы решить данныйвопрос. Расовая теория к этнологии неприменима. Следовательно, этносыотличаются друг от друга чем-то другим, хотя и не менее значительным. Итак, определив этнос как подвид в биологическом аспекте, авторпредлагает рассмотреть проблему на стыке исторических, географических ибиологических наук. Л.Н. Гумилев отмечает также, что этническая структуравсегда возникает в определенных и неповторимых условиях, ином ландшафте,что накладывает отпечаток на ее дальнейшее развитие.2. Этнос как явлениеСогласно принятой Аристотелем зоологической систематике, этнос — мельчайшаятаксономическая единица, определяемая не столько по признакам соматическомуили физиологическому, сколько по поведению. То есть, представители одного итого же этноса в определенных критических условиях реагируют сходно, ачлены иных этносов по-иному. Собственно, только в этом и проявляется«психический склад», считающийся одним из признаков нации. Разумеется,здесь должны приниматься во внимание только статистические средние издостаточно больших чисел, с уклонениями во все стороны. Однако, посколькумы почти всегда имеем дело либо с народами многочисленными, пустьнедостаточно обособленными, либо с народностями, четко отграниченными отсоседей, пусть даже численно малыми, то отмеченная неопределенностьявляется величиной, которой должно пренебречь. Этнос, как и вид, поопределению Аристотеля, «это не сводимая ни на что другое особенность,делающий предмет тем, что он есть»[2]. Именно поэтому этнос не является ниспекулятивной категорией, ни философским обобщением тех или иных черт. Онощущается нами непосредственно, как свет, тепло, электрический разряд, и,следовательно, должен изучаться как одно из явлений природы, биосферы, а некак гуманитарная концепция, возникающая в мозгу наблюдателя.В отличие от социальных таксономических единиц, как принятых в историческомматериализме — формации, так и в буржуазной западноевропейской социологии —цивилизации, этносы при возникновении связаны с определенными ландшафтнымирайонами. Для общественного развития наличие этносов является только фоном,правда, необходимым, потому что если нет людей, то нет и закономерностейобщественного развития, а люди до сих пор не существовали вне этносов. Несмотря на существование особей, не помнящих родства, какими были,например, рабы в Древнем Риме, их также можно причислить к этносу, только ссовременной, а не древнеримской точки зрения, ведь римское общество без нихне могло существовать. Точно также причислялись к определенному этносу илюди, перешедшие в данный этнос путем смены традиций, вероисповедания (всредние века). Ренегат мог вообще не уделять внимания вопросам веры – важнобыло то, что он порвал с прошлым и включился в новый коллектив - этнос. Таким образом, процессы индивидуального приспособления у всехживотных осуществляются с помощью механизма условного рефлекса. 1) Приобретение в онтогенезе условных связей с реальной действительностьюобеспечивает животному анализ и синтез факторов внешней среды и активныйвыбор оптимальных условий для своегосуществования по данным сигналов. 2) Своевременная информация через сигналы о приближающихся событияхобеспечивает животному возможность осуществить профилактические адаптивныереакции и подготовить адекватным образом функциональное состояниеорганизма.3) Функциональная преемственность наблюдается:между поколениями — родителями и потомством, членами сообщества или стада,а для человека — преемственность цивилизации[3]. Однако стоит уделить внимание и тому факту, что одним из наиболеехарактерных свойств человечества является его почти повсеместнаяприспособленность к среде. Адаптация к той или иной местности зависит частоот условий, в которых живет особь, а потому для приспособления к ландшафтучеловек был вынужден его изменять. В свою очередь, изменение условийсуществования иной раз влияет на этносы настолько сильно, что образуютсяновые варианты и создаются модификации, более или менее или менееустойчивые. Иными словами, стоит обратить внимание на характер и вариацииантропогенного фактора ландшафтообразования с учетом деления человечествана этносы. И все же вопрос, как влияет на природу человечество, слишкомглобален; целесообразнее проследить, как влияют на нее разные народы наразных стадиях своего развития. В данном случае стоит применить методклассификации и систематики, позволяющий разбить этносы на две группысогласно их отношению к биоценозам – это так называемые персистенты, тоесть этносы, застывшие на определенной точке развития и относящиеся кприроде консервативно и сукцессии, чье отношение к природе кардинальноотличается от только что названного вида этносов. Для наглядногопредставления можно привести пример этносов, удовлетворяющих первомуусловию: некоторые индейские племена, жившие на территории Северной Америкидо прихода европейцев, враждовали с соседними племенами, причем вмеждоусобных войнах погибало очень много людей. Причиной этого были нестолько напряженные отношения между ними, сколько необходимостьрегулировать численность населения ввиду ограниченности пищевых ресурсов.То есть убийство ради убийства, своего рода природная конкуренция. В такомслучае природные богатства остаются в сохранности, и говорить о каком-либоизменении природы не приходится. Впрочем, другие индейские племена –ацтеки, весьма интенсивно изменили место своего обитания – Мексиканскоенагорье, где они строили теоккали (вариация рельефа), соорудили акведуки иискусственные озера, сеяли маис, картофель, разводили кошениль – насекомое,дающее краситель. Примером еще одной цивилизации, оказавшей значительноевлияние на природный ландшафт своей страны, стал Китай, причем китайцыпревратили территорию равнины между Хуанхэ и Янцзы из влажных джунглей,изобилующих растительностью, дикими хищниками и непригодных дляжизнедеятельности человека, в то, что мы можем созерцать сегодня, именноцеленаправленным изменением ландшафта. Суммируя все наблюдения, приведенные выше, можно сказать, что этногенез,т.е. творческое преображение этнических коллективов и сопутствующее емуантропогенное видоизменение ландшафтов, происходят на поверхности земли тотут, то там, своего рода толчками, после чего следуют периоды затухающейинерции, переходящие в устойчивое состояние равновесия между этносами иокружающей географической средой. А теперь следует перевести данное обобщение на язык смежных научныхдисциплин, причастных к исследуемой проблеме. В плане диалектического материализма момент творческой динамики этносасоответствует скачку при переходе количества в качество. В плане зоогеографии — это антропогенная сукцессия, затухающая вследствиесопротивления среды. В плане геоморфологии — это тектонические микроизменения, где этносыприравниваются к прочим природным факторам. Развалины городов можнорассматривать как метаморфизованный антропогенный рельеф. В плане генетики — это микромутация, появление нового признака, который впроцессе эволюции утрачивается. Передача его от поколения к поколениюпроисходит не столько передачей генотипа, сколько посредством «сигнальнойнаследственности», видоизменение которой легко увязывается с факторомотрицательного отбора. В плане истории культуры – это возникновение и утрата традиции; явление,не объясненное и поныне. 3.Этнос и категория времени Одним из индикаторов определения состояния народа, удобным дляклассификации, является отношение этнического сознания ко времени. Несмотряна то, что считается очевидным существование ньютоновского времени,привычного человечеству и эйнштейновского, зависящего от скорости, не длявсех народов это – общедоступная истина. У чукчей, например, не играет ролини смена времен года, ни возраст человека. Значимыми для них являются лишьтакие события, как убийство медведя или приезд товарища с товарами. Другиенароды устанавливают хронологию по поколениям, третьи - как древние тюрки– по фенологическому календарю. В Европе и на Ближнем Востоке существуетциклическое восприятие времени, то есть дни недели в таком случае носятназвание планет или просто числительных. Однако такая системалетоисчисления ограничена, а потому потребовалась иная, усовершенствованнаяхронология, начало которой было положено еще народами Средиземноморскогобассейна. Это линейная система отсчета, где годы носили названия лиц:царей, архонтов, консулов, а их совокупность образовывала ряд. Так, вДревнем Риме летоисчисление велось по именам консулов: «в консульстве Юлияи Кальпурния», а впоследствии был введен юлианский солнечный календарь. Вфеодально-раздробленной Европе этническая интеграция стала ощутимой лишь вконце XIV века; тогда же была введена единая линейная хронология,распространившаяся теперь на всю Ойкумену. Что касается эйнштейновскоговремени, то оно также нашло свое отражение в этнографическом материале. Вомногих сказках и легендах время рассматривалось не как нечто статическое иопределенное, а как относительная субстанция. Известен эпизод из Библии, вкотором Иисус Навин во время боя евреев с обитателями Палестины остановилсолнце. Здесь можно увидеть такой пример, что за короткое время боя былосовершено так много подвигов, сколько нельзя совершить обычно. Наотносительность времени указывается и в индийском учении Будды, согласнокоторому временем можно управлять, оно не является линейным и изоморфным.Это роднит буддийское восприятие с теорией относительности Эйнштейна. Рассматривая различные народности, можно видеть связь между характеромотсчета времени и «цивилизованностью» народа. Эту связь легко представитьв виде таблицы:|Характер отсчета |Назначение отсчета |Кем употребляется ||1. Отсчета времени нет|Нет потребности |Людьми, с точки || | |зрения педагогики,|| | |недоразвитыми || | |(дебилы) ||2. Фенологический |Для приспособления |Людьми, зависящими||календарь |коллектива к |от природы || |явлениям природы |непосредственно ||3. Циклический |Для фиксации |Людьми с родовым ||календарь |повседневных событий|сознанием || | | ||4. «Живая хронология» |Для фиксации |Переходная форма || |исторических событий|от стабильного || |в пределах одного |сознания к || |поколения |динамическому ||5. Линейный отсчет |Для политических и |Людьми дела — || |деловых целей |практиками в || | |развивающемся || | |этносе ||6. Квантование времени|Для анализа и |Учеными-теоретикам|| |синтеза исторических|и || |явлений | ||7. Релятивное время |Для исследования |Практически || |космоса и творческих|применяется очень || |процессов |редко | Оба предела – нижний и верхний – практически не используются в реальномстановлении этносов, так как подавляющее большинство явлений лежит междуними. Приведенные выше наблюдения позволяют сделать вывод, что этносам,находящимся в развитии, присущи не только приобретения, выражающиеся вусложнении восприятия времени, но и утраты, влекущие за собой упрощениеэтого восприятия. А поскольку речь идет не об индивидуальностях, а оботносительно больших количествах людей, то можно отнести отмеченные намиколебания этнической среды к вариациям стереотипа поведения, являющегосяосновным признаком объективного определения этноса. А из этого вытекаетвывод, что степень разнообразия не случайна, а характеризует возрастэтноса, при начале этногенетического процесса идет усложнение, призатухании — упрощение.4. Этногенез и этносфера Если рассматривать представителей различных этносов, всегда найдетсяотличие, не относящееся даже к индивидуальным особенностям, в то время какодежда, образ жизни, профессия могут быть аналогичными. Приведенный пример может показаться несущественным, да и сама проблемане заслуживающей внимания, однако если обратиться к историческому опыту,можно увидеть, что наряду со спонтанным общественным развитием по спиралиприсутствуют локальные ритмы иного происхождения. Одни народы полностьюисчезают с лица земли; другие, напротив, возникают вследствие вспышкиопределенного рода активности. Подобное этническое развитие часто не имеетничего общего с развитием общественным и тем более со сменами формаций –очень редко в историческом процессе происходит совпадение смены формаций ипоявления новых народов, тогда как в пределах одной формации достаточночасто возникают новые этносы. Возвращаясь к исходной точке, автор осмысливает зримое проявлениеразличия этносов – противопоставление себя всем остальным. Вероятно, это –не единство языка, ибо есть этносы, говорящие на двух и более языках,коими являются французы, в то время как на арабском языке говорятнесколько разных народов, как, впрочем, и на английском. Языковыеособенности не мешали кельтам сражаться во времена французской революции забурбонские лилии. Это означает только одно – этнические связи многосложнее и мощнее языковых. Каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю структуру, неповторимуюдля других этнических субстанций. Внутренняя структура этноса – это строгоопределенная норма отношений между коллективом и индивидом, а такжеколлективом между собой. Эта норма негласно существует во всех областяхжизни и быта, воспринимается в каждом отдельном этносе как единственновозможный способ существования. Поэтому для членов конкретного этноса онанезаметна, в то время как иноплеменникам сразу бросается в глаза.Историческим примером могут служить отношения между скифами и древнимигреками. Последние никак не могли понять обычай варварских племеннапиваться во время своих праздников до бесчувствия, скифы же чувствовалиомерзение, наблюдая вакхические пляски греков. Увидев своего царя,участвовавшего в таком сомнительном действе, они просто убили его. Подобныхпримеров можно привести любое количество, в том числе и в отношениинормативов, поддерживающих этническую структуру. В аспекте гуманитарныхнаук описанное явление известно как традиция и модификация социальныхвзаимоотношений, а в плане естественном оно столь же закономерно трактуетсякак стереотип поведения, существующий в локальных зонах и внутривидовыхпопуляциях. И несмотря на то, что традиция, казалось бы, не имеет никакогоотношения к биологии, у некоторых животных, имеющих процессы сигнальнойнаследственности, присутствует традиция, то есть условный рефлекс,передающийся от родителей к детям в процессе воспитания[4]. У человекаэто именуется «преемственностью цивилизации», которую обеспечивает «сигналсигналов» – речь. Далее автор переходит к вопросу о том, является ли сочетаниеландшафтов причиной этногенеза или только благоприятствует ему. Если быпричина возникновения новых народов лежала в географических условиях, тоони, как постоянно действующие, вызывали бы народообразование постоянно, аэтого нет. Более того, искусственные ландшафты ведут себя так же, какестественные – в смысле воздействия на этнос. Так, иногда коллективпредпринимает титаническую работу по перестройке природы согласно темтребованиям, которые он к ней предъявляет. После выполнения данной миссииэтнос живет за счет привычного ландшафта и лишь поддерживает его. Однако вслучае неудачных социальных преобразований или войн этнос приходит вупадок, как и созданный им ландшафт. Так было в Древнем Египте, в СеверномКитае, Месопотамии. В другом случае воздействие этноса на ландшафт бываетмалозаметным, так как сводится к эксплуатации природных богатств –примером может служить переселение европейских колонистов в Америку ипоследующее уничтожение ими бизонов. Несомненно, что этногенез вопределенной мере обусловлен географическими условиями, хотя происходит вбольшей мере благодаря иным причинам. Итак, общий признак для динамического состояния любого этноса —способность возникшей популяции к так называемым «сверхнапряжениям»,которые проявляются либо в преобразовании природы, либо в миграциях, тожесвязанных с изменением ландшафта на вновь освоенных территориях, либо вповышенной интеллектуальной, военной, организационно-государственной,торговой и т.п. деятельности. Почти всеизвестные нам этносы сгруппированы в своеобразные конструкции — «культуры»,или «суперэтнические целостности». Первоначально этнос занимает район, вкотором он появился и соседствует, не всегда мирно, со своими«сверстниками». Затем, набрав силу, он мигрирует, оставив на родине частьсвоего состава. При этом он обязательно теряет изрядную долюпервоначального запаса энергии. Некоторые этнические группы гибнут, адругие, попав в изоляцию от мощных соседей, превращаются в изолированные,реликтовые этносы, у которых нет ни прироста населения, ни саморазвитияобщественного бытия, а модификации происходят только при воздействиисоседей. Следовательно, этногенез можно понять как множество процессов этногенезовв тех или иных регионах. Ритмичности в описанном феномене нет. Этоуказывает, что здесь наблюдается не явление саморазвития, а влияниеэкзогенных факторов, своего рода толчков, после которых инерция постепеннозатухает. Для спонтанного общественного развития по спирали этносфера иэтногенез являются фоном. Причину же, вызывающую образование этносов, можнообнаружить, только проанализировав историю человечества в этническомаспекте.5. Четыре фазы этногенеза В этой главе автор рассматривает несколько этногенетических фаз – фазуисторического становления, когда процесс развития этноса идет весьмапродуктивно; затем – исторического существования, в ходе которойскладывается комплексное своеобразие этноса; после чего Л.Н. Гумилевговорит о существовании фазы исторического упадка, варьирующейся по своейпротяженности и, наконец, о фазе исторических реликтов, целиком зависящейот историко-географических особенностей данной местности. Для наглядногопредставления изложенного автор обращается к истории древнеримскогосуперэтноса. Период его существования можно разбить на фазы; тогда фазойисторического становления будет эпоха от основания Рима до окончаниялатинских войн, когда новый этнос подчинил себе всю Среднюю Италию.Следующий период – фаза исторического существования – началась успешнымизавоеваниями Рима: победа над Карфагеном, Македонией и другимигосударствами древнего мира. Эта фаза продолжалась и во время восстаний«союзников», требовавших уравнения в правах с римлянами, и в период«золотой посредственности» Октавиана Августа, а закончилась она лишь послесмерти Марка Аврелия. В дальнейшем римляне стали сливаться с провинциалами,войска (преторианская гвардия) были распущены, хоть и не сразу, началосьпостепенное ослабление империи. Но это не следует считать концом римскогоэтноса, который еще продолжал существовать. Конец произошел несколькопозже, после нашествия варваров и Великого переселения народов – но это ужесовсем другая история. Примеры рождения и умирания этносов многочисленны –это и арабский мир в средние века, и Древняя Эллада, и Македония…Все онитолько подтверждают теорию Л.Н. Гумилева о фазовом, циклическом развитииэтносов, их смене. [Более подробно об этом автор высказывается в своейкниге «Конец и вновь начало»].6. ПассионарностьФормирование нового этноса всегда начинается одной особенностью;непреоборимым внутренним стремлением небольшого числа людей к крайнеактивной целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменениемокружения (этнического или природного), причем достижение этой цели, частоиллюзорной или губительной для самого субъекта, представляется ему ценнеедаже собственной жизни. Это, безусловно, отклонение от видовой нормыповедения, потому что описанный импульс противоречит инстинктусамосохранения. Этот импульс может быть связан как с повышеннымиспособностями (талант), так и со средними, и это показывает егосамостоятельность среди прочих импульсов поведения, уже описанных впсихологии. Автор называет эту черту пассионарность, что в переводе слатинского означает «страсть». Пассионарность обладает различными модусами– то может быть алчность, властолюбие, гордость, тщеславие, равнойлегкостью толкающие пассионарную особь на подвиги или преступления. Яркимпримером пассионария может служить Наполеон I. После египетского похода онстал настолько богатым, что мог бы безбедно прожить всю оставшуюся жизнь,однако он не остановился на этом, продолжив завоевания. Известно, что этозакончилось печально. Конечно, пассионарные особи бывают разных типов – истинныепассионарии, как Наполеон или Юлий Цезарь; «гармоничные особи» нестремящиеся переделать мир – такими были парижские буржуа, кричавшие: «Мыхотим не воевать, а торговать!»;существуют и так называемые субпассионарии,являющие собой почти полною противоположность пассионарным особям. Вистории эта группа наиболее ярко представлена солдатами-наемниками,ландскнехтами, конкистадорами, миссионерами и подобными элементами. Онихарактеризуются повышенной реактивностью, пониженной целеустремленностью.Значит, в основе трех характеристик лежит не банальное деление на «толпу» и«героев», а лишь разная степень выраженности такого качества, какпассионарность. Ничего общего с какими бы то ни было классовыми, сословнымиподразделениями отмеченные выше характерологические типы не имеют, хотяпассионарность может быть характерна для этноса целиком, а не просто дляодного человека.Таким образом, именно такая черта, как пассионарность, присущаяопределенному количеству людей, становится, по мнению автора,основополагающей причиной возникновения этноса. По мере изменения уровняпассионарности происходят закономерные изменения и в этносах, наступает таили иная стадия развития, и развитие это подтверждается многимиисторическими примерами.7. Природа пассионарностиПассионарность, согласно Л.Н. Гумилеву, имеет отношение не столько кпсихологии, сколько к природе. Известно, что в биосфере происходят мутации,ведущие к изменению генофонда организмов. Вполне возможно, что существуетген, определяющий пассионарность, и его активизация наступает подвоздействием тех или иных природных факторов. Кроме того, академик В.И.Вернадский, основоположник учения о биосфере, предлагал рассматриватьлюбое действие живого вещества как генератора свободной энергии[5]. Авторутверждает, что именно под воздействием этой энергии, способной производитьработу, появляется пассионарность. Поскольку люди входят в биосферу Земли, они не могут избегнутьвоздействия биохимических процессов, формирующих их подсознание или сферуэмоций. А эмоции не в меньшей степени, чем сознание, толкают людей напоступки, которые интегрируются в этногенные и ландшафтогенные процессы.Разница же между сознательной и эмоциональной областями поведенияэтнических сообществ в том, что первая подчиняется закону спонтанногообщественного развития, а вторая связана с энергетическими толчками. Врезультате возникает пассионарное поколение, постепенно утрачивающееинерцию пассионарности из-за сопротивления среды и переходящее креликтовому состоянию этно-ландшафтного равновесия.ВыводыТаким образом, в своей книге «Этносфера: История людей и история природы»Л.Н. Гумилев повествует о этногенетических процессах, происходящих вОйкумене, а также о том, какое воздействие оказывают они на человеческуюпопуляцию. Ограничив период, подлежащий изучению, эпохой в 3000 лет (такназываемый исторический период), авторисследует главные, на его взгляд, закономерности этногенеза, причем подэтносом он понимает биологическую единицу, таксономически стоящую нижевида, как популяция. Науку этнологию Л.Н. Гумилев помещает на стыкеистории, географии и биологии, и только такой подход способен помочьисследователю разобраться в столь запутанной проблеме. Автор рассматриваетнесколько категорий, характерных для того или иного этноса – таких, какязык, временное и пространственное мировосприятие, преемственностьпоколений, а также способность к так называемым «сверхнапряжениям»,проявляющихся в усиленном преобразовании природы, неизвестном дотоле либо вмиграциях (как Великое переселение народов). Следовательно, существуетнечто, лежащее, возможно, даже вне человеческой психики, но определяющеевсе поступки данного индивида на протяжении всего его жизненного пути. Этоновое качество Л.Н. Гумилев назвал пассионарностью, причем на конкретныхисторических примерах рассказал о ее вариациях и модусах – полюсах. Взависимости от уровня пассионарности этноса формируется его историческаясудьба в данный момент; и наряду с общественным развитием существуетразвитие этническое, обусловленное пассионарностью и проходящее через рядстадий. Этапы, через которые проходит любой этнос, достаточно давнозамечены и даже описаны историками, однако такого полного объяснения сучетом этнических особенностей не смог дать никто. В этом – неоценимыйвклад Л.Н. Гумилева в историю, заслуживающий внимания читателя. Болееподробно о пассионарности и стадиях этногенеза (подъема, акматическая,надлома, инерционная, обскурации, реликта) можно прочитать в книге «Конеци вновь начало», чье название уже говорит нам о бесконечном процессе сменыпопуляций, ареалов и этносов в Ойкумене. Литература:Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.-М.: Экопрос, 1993.-544 с.-----------------------[1] Калесник С.В. Основы общего землеведения. М.,1965, стр. 362[2] Аристотель. Политика. М.,1911, стр.268[3] Лобашев М.Е. Сигнальная наследственность. - В кн.:Исследования погенетике, т.1. Л.,1961, стр. 4-5[4] Лобашев М.Е. Сигнальная наследственность. - В кн.:Исследования погенетике, т.1. Л.,1961[5] Вернадский В.И.Химическое строение биосферы Земли и ееокруженияю.М.,1965, стр.284-285.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этногенез icon«Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории
Этногенез iconКонцепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории
Этногенез iconЭтногенез

Этногенез iconЭтногенез белорусов

Этногенез iconЭтногенез народов Дагестана

Этногенез iconЭтногенез восточных славян

Этногенез iconЭтногенез. Теория Л. Н. Гумилева

Этногенез iconЭтногенез и биосфера Земли

Этногенез iconЭтногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография)

Этногенез iconЭтногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы