Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства icon

Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства



НазваниеКрещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства
Дата конвертации25.07.2012
Размер83.57 Kb.
ТипРеферат
Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях


Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату – 2000-летие Христианства. Уже былонаписано множество работ по этой теме, сколько было телепередач… И это за 9с небольшим лет нашей российской «демократии». Христианство опять вошло вмоду. Теперь даже в Совете Федерации заседают представители крупныхрелигиозных конфессий. Правда главенство отдается христианству. Но почемухристианству ? Может потому, что оно явилось изначально золотой серединоймежду замкнутостью иудаизма как конфессии, и нетерпимостью к инакомыслию и«неверным» у ислама. Несмотря на 20-летие воинствующего атеизма, христианство все жеосталось в русских. (20-летие воинствующего атеизма – это мое личноемнение: я считаю, что когда Сталин пригласил к себе попов и разрешил имоткрыть семинарии во время войны воинствующий атеизм кончился. Именноленинская политика была политикой атеизма. Сталин погубил «великое дело»тов. Ленина.) Но в чем были правы волхвы Киева и Новгорода, и позже – коммунисты, -так это в том, что христианство губит человеческое(творческое) начало. Оно– изначально чуждая религия. Христианство было чуждо свободолюбивымславянам. Но то, что христианство – исконно русская религия – чистаяправда. Христианство не смогло бы утвердиться, если бы оно не имело военнойподдержки. Взгляд со стороны: «…православие (христианство) утвердилось наРуси благодаря тому, что Владимир из-за своей алчности и жажды властипродался Византии, которая помогла ему с администрированием и финансами…»Начать порабощать собственный народ, родную кровь мог только очень жестокийи беспринципный человек. А может он вовсе и не славянин по происхождению? Вэтом свете теория норманистов выглядит очень убедительно. Но, теории -теориями, а по историческим источникам все выглядит совершенно иначе. Выбор веры Религиозная политика князя Владимира в 980-е годы отличалась, каккажется, известным налетом авантюризма, что, собственно, и неудивительно:князь был чистокровным скандинавом, хотя и рожденным на Руси, и ктрадиционной славянской вере относился, видимо, вполне скептически (как,возможно, и ко всем остальным). Да и трудно предположить, что у вечныхстранников-варягов, даже благородной крови, потомком которых он был,оставалось после веков жизни на чужой земле за душой что-то особенносвятое. Княжеская авантюра нашла свое отражение в летописном рассказе об«испытании вер», уже изложенном выше. Итак, в 986 г. к князю якобызачастили миссионеры из разных стран. Владимир выслушал всех, затемосуществил «разведку» и после совета и зрелого размышления остановился навосточном (византийском) христианстве ради красоты богослужения. Нужнодумать, что бродячий фольклорный сюжет «испытания вер» был призван«облагородить» летописную историю, подменив сведения о княжеских поискахновой политической ориентации, а соответственно — и веры, поскольку всредние века (а кое-где и сегодня) эти вещи не разделяли: единоверец былсоюзником.
Князь, видимо, поочередно давал понять мусульманам (ВолжскойБолгарии), иудеям, западным и восточным христианам, что не прочь принять ихверу и закон, и, очевидно, следил за реакцией, взвешивая плюсы и минусы,«за» и «против». Заметим, что Владимиру не пришло в голову сменитьславянское язычество на близкое балтийское или чуждое, но сходное восновных принципах угро-финское: их носители (голядь, чудь, весь, меря ипр.) сами зависели от Руси. Князь выбирал между различными вариантами единобожия (монотеизма),поскольку в сопредельных и доступных его влиянию землях просто не быломощных государств, потенциальных союзников, исповедовавших иные религии (небрать же в расчет далекую Индию или и вовсе запредельный Китай, кудадобирались разве что купцы по Великому шелковому пути). А европейскиеязыческие народы сами наперебой крестились. Конечно, окончательный выборбыл продиктован прежде всего экономическими соображениями: именно вКонстантинополе испокон веков сходились торговые связи восточных славян совсем средиземноморским миром, что порождало тесные отношения попеременногосотрудничества-соперничества с империей. Но не следует забывать иединственного в своем роде и тогдашнем мире византийского великолепия,пленявшего не одно поколение славянских и варяжских купцов и воинов.Отказавшись от ориентации на разгромленную Хазарию, Русь, вполнеестественно, обратилась в сторону Византии. Но если «хазарский» период непривел к принятию иудаизма, период «византийский» мог открыться толькоофициальным крещением (т.е. утверждением государственного статусахристианства) — иначе «разговор», диалог просто оказался бы невозможен.Русь как бы взялась изучить «язык» интересного и нужного ей собеседника, нос первого же момента, видимо, решила «выторговать» за этот шаг как можнобольше: династический брак князя с византийской принцессой и соответственнополноправный статус в европейской политике. Добиться этого, особеннопринцессы, было нелегко — нужно знать унаследованное из античных временвысокомерное отношение ромеев к варварам-язычникам, даже желающимкреститься. Примерный ход событий, связанных с крещением князя Владимира и егобраком, восстановлен польским историком Анджеем Поппэ. Согласно его версии,Владимир крестился 6 января 988 г. в Киеве, а не в Корсуни-Херсоне (близнынешнего Севастополя), как говорит летописец. Впрочем, среди историковпреобладают сторонники херсо-несского крещения. В качестве даты крещенияназывают также 1 марта 987 г., есть сведения, что не от греческих, а отболгарских (славянских) священников. Согласно летописной версии, Владимирвзял Корсунь, чтобы вынудить Византию отдать за него Анну. По болееубедительной реконструкции А. Поппэ, произошло это из-за отпадениясвоевольного города от империи — князь выполнял здесь свои союзническиеобязательства, а город вернул императору в качестве своеобразного выкупа заневесту. Летописная история крещения князя в Корсуни маловероятна еще поодной причине: корсунское священство в вероисповедном плане отличалось отконстантинопольского, и отношения между ними были весьма напряженными.Странно было бы, ориентируясь на Византию, принимать крещение в непокорномгороде, исповедующем к тому же иной вариант вероучения. Крещение Руси Вскоре после крещения князя были окрещены и киевляне-язычники.Принятие таинства было, как сказали бы сегодня, добровольно-принудительным.Предварительно по велению князя низвергли идолы его собственного пантеона:одни изрубили, другие сожгли, а Перуна привязали к конскому хвосту иволочили его с горы к ручью, причем двенадцать мужей избивали идол палками.«Делалось это, — говорит летописец, — не потому, что дерево что-нибудьчувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе».Перуна кинули в Днепр, и специально приставленные люди отпихивали его отберега до самых днепровских порогов, которые, видимо, воспринимались какграница «своего» мира (такая граница может не совпадать с политической).Власть князя, как видно, была весьма сильна: он решительно расправился сидолами, не побоявшись народного возмущения. Более того, если веритьлетописи, никаких волнений в Киеве и не последовало. А князь, не даваяязычникам опомниться, послал по всему городу глашатаев со словами: «Если непридет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, илираб, — да будет мне враг». Угроза достаточно серьезная. Обратим внимание на места постройки церквей: они фактически заместилиязыческие святилища, как бы унаследовав сакральность (священность) их мест.Тот же механизм замещения будет в полную силу действовать и в народныхпредставлениях, приведя в итоге к возникновению новой картины мира наосновании синтеза языческой и христианской моделей. Противоречие междуверами с веками сгладилось, сошло на нет. Христианство, еще на византийскойпочве включившее в себя многие элементы языческой народной магии, слилось всознании масс народа со славянскими верованиями и обрядами. У развитоймонотеистической религии (иудаизм, христианство, ислам) и магическогоязычества есть нечто общее, а именно — признание существования «мира иного»и его влияния на мир здешний и живущих в нем людей. Но это влияние ивзаимодействие миров трактуется по-разному. Религия — это диалог с высшимсуществом, где человек, признавая свою подчиненность божественной воле инадеясь получить посмертное спасение в результате милости Бога, обращаетсяк Нему с хвалой или просьбой. Других причин для молитвы, по сути, несуществует. Божество для религиозного сознания — высшая личность,индивидуальность, совершенно свободная и подчиняющаяся только Своей воле.Для магии иной мир населен множеством существ, которые тем не менееявляются мнимыми (как и христианские бесы), поскольку несвободны. Этиложные индивиды в принципе не отличаются от безличных слепых сил, скоторыми работает наука (имеющая некоторые общие основания с магией, вчастности предпосылку существования вечных неизменных законов, знаниекоторых позволяет осуществлять целенаправленную предсказуемую деятельностьпо изменению мира). Объекты магии вполне поддаются управлению ииспользованию, для чего следует овладеть магической техникой (заклинаниями,тайными именами и т.п.). Тогда результат гарантирован. Двоеверие Традиционная вера и не собиралась умирать на Руси. Как писал иеромонахИоанн (Кологривов), русский католик, член ордена иезуитов, читавший всередине XX в. лекции в Папском Восточном институте в Риме, «именаязыческих богов и самая память о них были вырваны из русской души, нохристианству тем не менее нс всегда удавалось укоренить в ней свои догматыи верования. Евангельское учение и древние языческие представлениярасположились одно над другими, и это положение не исчезло до наших дней.Не только языческие обряды народ кое-где сохранил, но и самый духмногобожия под христианскою внешностью; или, говоря еще яснее, русскоенародное христианство представляет собою некое языческое христианство, гдемногобожие представлено верованиями, а христианство—культом». Язычестводолгое время открыто сопротивлялось христианизации (полностью Русь былаокрещена в XII в.), а будучи наконец побеждено и уступив важнейшие позиции,по-прежнему наполняло «низкие», бытовые уровни народной жизни, благополучнососуществуя с христианством, деля с ним сферы влияния и постепенно сливаясьв единое мировоззрение, называемое в науке вслед за средневековымицерковными авторами «двоеверием». Еще в Риме пламенному раннему христианству, религии откровения ижертвенного искупления, религии последних времен, когда конец привычноустойчивого мира кажется совсем близким, почти ощутимым, пришлосьприспосабливаться к условиям длительного бытования, да еще и в статусегосударственной религии огромной пышной многонациональной империи. Так былов Византии: культ Диониса, например, оказался заменен культом св. Георгия,храмы в чью честь строились на местах былых Дионисовых святилищ, апраздники совпадали с днями дионисий, — отождествление пространственное ивременное приводило к отождествлению самой христианской фигуры с языческой.Так было на Западе. Так было и на Руси. Известно, например, что в Новгородецерковь св. Власия стояла на Волосовой улице, а святой в ней был изображенна иконе в окружении скота (ср. «скотья бога» Волоса). Таких примеров можнобыло бы привести немало. Как умирала языческая свобода… Принесенное «из-за моря» и навязываемое княжеской властью христианствобыло для русского смерда или простого горожанина своего рода «речью нанепонятном языке». Идеи ожидания Мессии (Спасителя) и его вторичногоприхода, самопожертвования во искупление человеческих грехов, линейноговремени и всеобщего воскресения мертвых «во плоти» в конце времен не имелипрямых соответствий в языческих представлениях о мире. Понятным в новойвере было только то, что имело традиционные соответствия. Например,эсхатологические ожидания, связанные с представлениями о грядущем концесвета, времен и Страшном суде как прологе «будущего века», Царства Божия,могли как-то соотноситься с традиционным представлением о гибели мира и еговозрождении в новом качестве. Известен был и мотив смерти и воскресениясына бога. В общем же, чтобы сделать язык новой веры понятным, необходимобыло установить соответствия старых и новых персонажей, т.е. осуществитьперевод. Такому «переводу» и был подвергнут языческий пантеон. Фигурыверхних уровней иерархии совпали в новой модели с христианской «верхушкой»:божественным семейством, ангелами, святыми, мифологические функции получили сам Христос. Произошло это фактически вопреки официальному объявлениюпрежних богов демонами. Просто иначе объяснить массам новое учение едва либыло возможно. В качестве бесов переосмыслились преимущественно низшиесущества языческой иерархии, а многие из них и вовсе сохранились в народныхпредставлениях без особых изменений. Богородица и особенно Параскева-Пятница и Анастасия приняли, вероятно,функции Мокоши (насколько они поддаются реконструкции); парные святыеестественно заместили мифических близнецов (близнечные мифы широкораспространены у многих народов; у индоевропейцев близнецы регулярносвязаны с конями. Георгий-победоносец и пророк Илия слились во едино собразом Перуна. Христос стал пониматься как существо воплотившее суть триипостаси единого: Род, Сварог, Даждьбог.И таких примеров можно привести множество.




Похожие:

Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconКрещение Руси историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconОбъективные причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси и мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconПо истории древняя Русь IX xiii вв
Основные этапы становления государственности. Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. Внутренняя...
Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconПравославие и соцкультурное развитие, особенности Древней Руси
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconПравославие и соцкультурное развитие, особенности Древней Руси
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconЦель проекта: на основе проведенных исследований и использования современных технологий познакомиться с историей крещения Руси. Задачи
Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси,...
Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconЗарождение и развитие учётно-статистических работ до XVIII века
Учётно-статистические работы в России зародились прежде всего с фискальными целями. Принятие христианства крещение Руси в 988 г ускорило...
Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconПринятие христианства на Руси и его историческое значение

Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconДокументы
1. /Принятие христианства на Руси и его историческое значение.doc
Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства iconКрещение Руси

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы