Крестьянский быт icon

Крестьянский быт



НазваниеКрестьянский быт
Дата конвертации16.07.2012
Размер143.51 Kb.
ТипРеферат
Крестьянский быт


Русское жилище как и жилище любого народа имеет много разных типов.Но есть общие черты, который характерны для жилья разных слоев общества иразных времен. Прежде всего русское жилище - это не отдельный дом, аогражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, таки хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши,сенники. Изба было общее название жилого строения. Горница, как показываетсамо слово, было строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, иобыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Названиеповалуши характерно для восточных губерний, и значило кладовую,обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранениявещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комнатахолодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летнимжилым помещением. Еще в 17 веке в Москве двор даже знатного человека представлял собойтерриторию, обнесенную каменным забором, застроенную несколькими каменнымизданиями, между которыми торчали деревянные здания, избы, горницы, светлицыи множество изб людских и служебных, многие из которых были соединеныкрытыми переходами. У простолюдинов избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил вмаленькое волоковое окно; при собственно так называемых избах былипристройки, называемые комнатами. “В этом пространстве жил бедный русскиймужик ... часто вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками,посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а отпечи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разныепристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы наподклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Курные избы были не только вгородах, но и в посадах и в 16 веке и в самой Москве. Случалось, что водном и том же дворе находились и курные избы, называемые черными, илипоземными, и белые с трубами, и горницы на нижних этажах”. Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек,обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый планчаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности, хотя в реальнойжизни отделить одни от других весьма затруднительно. Следовательно,историческое развитие крестьянских построек тесно переплетено с историейразвития крестьянского хозяйства, с технологией процессов, развитием орудийтруда. Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практическиотличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, носостояли из одних и тех же элементов. Все постройки в буквальном смыслеслова рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездныхгородах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи,были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Этаприверженность традициям видна и в том, что еще в 18 веке большая частьнаселения предпочитала отапливать жилища “по-черному”, т.е. печи в избахставились без печных труб. Этот консерватизм прослеживается и ворганизации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных построек. Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “избада сенник”, т.е. основная жилая постройка и основная хозяйственнаяпостройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие такиххозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев,мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие“крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, накотором они располагались, включая огород, гуменник и т.п. Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов спрекрасным “деловым” лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчасв Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева для построек считалисьсосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница и дубценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке.Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или всооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары).Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина)применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесуполучали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кораели или других деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой вкровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам.Так, для стен сруба стремились подобрать особые “теплые” деревья, поросшиемхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса накровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойныедеревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозилиськ месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко отпоселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться,высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собиралиуже на дворе или поблизости от двора. Тщательно выбирали и место для будущего дома. Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно несооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам зданий(изб, клетей) закладывались опоры - крупные валуны, большие пни. В редкихслучаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили ив середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволялограничиться опорой на четыре основные точки, т.к. сруб - цельносвязаннаяконструкция В основе подавляющего большинства построек лежала “клетка”, “венец”, -связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такойрубки могли быть различными по технике исполнения, но назначение связи быловсегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами безкаких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянныхштырей или спиц и т.п.). Бревна метились, каждое из них имело строгоопределенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубиливторой, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определеннойвысоты. Конструктивно такой сруб без специальных связующих элементов могподняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял ихв гнезда крепления, обеспечивая необходимую вертикальную связь, наиболеепрочную в углах сруба.Основные конструктивные типы рубленых крестьянскихжилых строений - “крестовик”, “пятистенок”, дом с прирубом. Крыша у русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни,иногда, в безлесных местах, - соломенная. Стропильная техника сооружениякровли, как и другие виды конструкции крыш, хотя и были известны русскиммастерам, но в крестьянских избах не употреблялись. Срубы просто“сводились” как основания для кровли. Для этого после определенной высотыбревна стен начинали постепенно и пропорционально укорачивать. Сводя их подвершину кровли. Если укорачивали бревна всех четырех стен, получаласькровля “костром”, т.е. четырехскатная, если с двух сторон - двухскатная, содной стороны - односкатная. Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. И нетолько потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопленияв течение семи- восьми месяцев не обойтись. Нужно отметить, что такназываемая “русская”, а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубоместное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольскихжилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетиянашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздополнее использовать топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи,который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовленияпищи, но и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грабы, ягоды,подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила крестьянинуна помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всегогода. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь,чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печинакапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день,утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставаласьгорячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Этаособенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, вкоторой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не толькокрестьянскую, т.к. образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильноотличался от крестьянской жизни. Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточнострогим, хотя и неписаным законам. Большая часть “мебели” составляла частьконструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью,тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавкиможно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены онибыли не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, илипосудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. Подиагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звалсясвятым, красным, кутным. Одним из обязательных элементов интерьера были полати, специальныйпомост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. Всеверных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, науровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнималисьнад уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской пары в избе(но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одномиз углов дома. Это место считалось почетным. Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, накоторых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. Встене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды. Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, неделенной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдениеопределенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть избы,где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и заходитьтуда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним -тем более. Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться вполовине избы у дверей. Самовольное, без приглашения вторжение в “краснуюполовину”, где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло бытьвоспринято как оскорбление. К жилой избе в 18 веке обязательно пристраивались сени, хотя вкрестьянском обиходе они были более известны под именем “мост”. По-видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство передвходом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом(“сенью”). Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур передвходом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение,где держали часть запасов продовольствия. В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерстворусского крестьянина. Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровлякрыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен -наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко,классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтонрасписывали. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе КиевскойРуси. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужскойкостюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами.Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс,украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шубаи островерхая меховая шапка. С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр,придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особойэффектностью декоративного оформления. Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и укрестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степеньюубранства. Обувь простого народа была лапти из древесной коры - обувь древняя,употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги,чеботы, башмаки и ичетыги. Эта обувь делалась из телячьей, конской,коровьей (юфти, т.е. кожа быка или коровы, выделанная на чистом дегте)кожи. Для богатых людей эту же обувь делали из персидского или турецкогосафьяна. Сапоги имели длину до колен, чеботы - полусапожки с остроконечнымизагнутыми кверху носами. Башмаки носились с ичетыгами, т.е. сафьяновымичулками или получулками. Обувь мужская и женская почти не различалась.Посадские жены носили сапоги, н дворянки ходили только в башмаках ичеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья. Обувь была всегда цветная, чаще всего красная или желтая, иногдазеленая, голубая, лазоревая, белая, телесного цвета. Она расшиваласьзолотом, особенно голенища, унизывалась жемчугом. Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых - шелковые.Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужскиерубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья иподпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. По подолуи по краям рукавов рубахи расшивались узорами, украшались тесьмой. Ноособое внимание обращали на стоячий воротник рубахи - ожерелье. Его делалипристегивающимся и украшенным соответственно богатству носящего. Русские штаны или порты шились без разрезов, с узлом, с помощьюкоторого можно было делать их шире или уже. У бедных они делались иххолста, белого или крашеного, из сермяги - грубой шерстяной ткани; узажиточных из сукна, богатые имели шелковые штаны, особенно летом. Штаныбыли не длинны и достигали только колен, делались с карманами (зепью) ибыли цветными - желтые, лазоревые, чаще всего красные. На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя быладомашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или приниматьгостей, надевали на нее другую; Третья была накидная для выхода. Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Этоплатье было узкое, длиной до колен или иногда до икр, но чаще всего недоходившее даже и до колен. На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий.Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукаваего были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки илибрыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлятьоткрытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее времяэти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощьюбрать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощьюзавязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другогоцвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизьзипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шилисьи на легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся чуга, ферезь,армяк, тегиляй, терлик. Верхние, или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка,ферезея, епанча и шуба. Опашень - это летняя одежда. Охабень плащ срукавами и с капюшоном. Ферезея - плащ, одеваемый в дорогу. Шубы былисамым нарядным платьем для русского, потому что давали возможность щеголять разнообразными мехами. Множество мехов в доме составляло признакдовольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили вшубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показатьсвое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи; у людейсреднего состояния - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всехвидов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались обыкновенно сукном,но иногда делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. Впервых ходили в церковь, в гости или принимали гостей дома, последниеодевали в дорогу. Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Черные и вообщетемные цвета употреблялись только на печальных (траурных), или такназываемых смирных одеждах. Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром)считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскуюособу, и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев,раздавали их на время из царской казны. Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса.Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими,как нашивками и пуговицами. Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькиешапочки, покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже вкомнатах, а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь, и за топоссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки - колпак, зимойподбитый мехом. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна иливойлока, зимою подбитые овчиной. Третий вид - четырехугольная шапка,украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертыйрод - горлатные шапки, их носили исключительно князья и бояре. Такимобразом, по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека.Высокие шапки означали знатность породы и сана. Женские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности, такчто уже издали можно было отличить женщину от мужчины. Не говоря уже оголовных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как и у мужчин,прибавлялось слово “женский”, например женская шуба, женский опашень ит.д. Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или красногоцвета. К рукавам рубашки пристегивались запястья, вышитые золотом илижемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку снизу доверху,до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летникиподбивались мехом и назывались кортелями. Распространение получили исарафаны. Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды -телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы. Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Этобыли шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния исоставляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских,для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ своиволосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большимбесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключаямужа, не увидели ее простоволосою. Поверх волосника накладывался платок(убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда женщинывыходили в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью налбу. Иногда это был кокошник. Имелось также очень большое разнообразиеженских шапок. Девицы носили на голове венцы - обручи без верха. Зимоюдевицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом. Одежда (и женская и мужская) дополнялась украшениями. Бедные поселянки ходили в длинных рубахах. На рубахи надевали летники,иногда белого цвета, иногда крашеные, а голову покрывали платком,завязанным под подбородком. Сверху всего, вместо накидного платья,поселянки надевали одежду из грубого сукна или серемяги - серник. В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались оченьбогатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большейчасти одежды кроились и шились дома: шить на стороне не считалось дажепризнаком хорошего хозяйства. Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали вклетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средствомот моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи,как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенныевоскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не толькопростой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне нещеголяли одеждою. Зато когда надо было себя показать, русский человек“скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды инавешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям имсамим, отцами, дедами и бабками”. Сложившийся образ русского народного мужского костюма: рубаха-косоворотка, иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу,выпускаемая поверх нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный типрусского народного женского костюма: рубаха и сарафан стройного,расширенного книзу силуэта. Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещёможно встретить в глубоких деревнях - маленький сруб, иногда безпредбанника, в углу - печь - каменка, рядом с ней - полки или полати, накоторых парятся, в углу - бочка для воды, которую нагревают, бросаятуда раскалённые камни, и всё это освещается маленьким окошечком, свет изкоторого тонет в черноте закопчённых стен и потолков. Сверху такоесооружение часто имеет почти плоскую односкатную кровлю, крытую берестой идерном. Традиция мыться в банях среди русских крестьян была неповсеместной. В иных местах мылись в печах. XVI век - время распространения построек для скота. Они ставилисьотдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это времяможно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, ана них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела кобразованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева изагоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь,здесь же ставится клеть). Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовлениедругих изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятиембольших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этихпродуктов питания для продажи. Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяноймуки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной мукивыпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и"перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобноготеста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п.Перечисленные изделия далеко не исчерпывают разнообразия хлебныхпродуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке. Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные,гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зернослужило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки.Разнообразие огородных и садовых культур, возделываемых в XVI веке,обусловливало разнообразие овощей и фруктов, употреблявшихся в пищу:капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак,стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для солений (чеьра, мята,тмин), яблоки, вишни, сливы. Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные.Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной ирастительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. ДляXVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в XVIвеке являются столовые обиходники монастырей. Ещё большее разнообразиеблюд представлено в Домострое, где имеется специальный раздел "Книги вовесь год, что в столы еству подают..." Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий отличался ужеочень большим разнообразием. Успехи в развитии земледелия, в частностиогородничества и садоводства, привели к значительному обогащению ирасширению ассортимента растительной пищи вообще. Наряду с мясной имолочной пищей очень важную роль продолжала играть пища рыбная.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Крестьянский быт iconПервая экспозиция «Русский крестьянский быт начала XX века»
Наш музей это наша история, память, душа. Он оказывает влияние на формирование духовности и морали, чести и патриотизма
Крестьянский быт iconБыт русских царей XVI-XVII вв
Вотчинный тип отражался во всех мелочах и порядках его домашней жизни и домашнего хозяйства. Это был простой деревенский, и следовательно...
Крестьянский быт iconСборник методических материалов №2 «Из опыта работы педагогов моу Лицей №8» Содержание Повторительно-обобщающий урок «Крестьянский вопрос во внутренней политике России xix»
...
Крестьянский быт icon«Крестьянский социализм»

Крестьянский быт iconГерцен, Чернышевский и крестьянский социализм

Крестьянский быт iconБыт русского народа XVI -xvii веков
Чтобы понять истоки условий и причин, определяющих образ жизни, быт и культуру русского народа, необходимо рассмотреть общественно-политическую...
Крестьянский быт iconКрестьянский бюджет и кредит в России в конце XIX- начале XX в в

Крестьянский быт iconБыт и нравы провинциальной России. H. В. Гоголь Быт и нравы провинциальной России ( по одному или нескольким произведениям Гоголя ) Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым

Крестьянский быт iconРеферат Быт и нравы русской семьи XVI-XVII веков
Быт и нравы русской семьи XVI – XVII веков в отечественной историографии
Крестьянский быт iconКультура и быт населения Украины

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы