Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал icon

Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал



НазваниеСукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал
Дата конвертации16.07.2012
Размер120,05 Kb.
ТипУстный журнал
скачать >>>

МОУ Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №2


Классный час «Моя малая Родина»


Учитель высшей категории

Сукманова Галина Анатольевна


История родного края


Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края.


Форма проведения: устный журнал


Перед проведением классного часа

? Совместно с учителем литературы задать детям мини- сочинение по теме «Биография моей семьи». Лучшие опубликовать в школьной газете.

  • Объявить о проведении фотовыставки по темам: «Моё село» и «Родные пейзажи». Оформить фотовыставку.

 Подготовить исполнение частушек или записать на видеокассету.

? Для самых любознательных вывесить вопросы викторины «Мой край»

! Подготовить ведущих, наметить план проведения кл.часа.

Вопросы для викторины:

  • Какие народы проживали на территории нашей области в 16 веке?

  • Кто правил Сибирским государством?

  • В чем заслуга Ермака?

  • В каком году наш край вошел в состав России?

  • Кто и когда основал село Мокроусово?

  • Чем занималось население нашего края?

  • Чем славилось наше село?



План проведения классного часа


  1. Музыкальное вступление (песня о Мокроусово).

  2. Вступительное слово учителя (открытие устного журнала)

  3. Слово ведущим

  4. Страница 1 «История нашего края».

  5. Страница 2 «История села Мокроусово».

  6. Страница 3 Литературная страница.

  7. Страница 4 Символы района.

  8. Итоги викторины и фотовыставки, вручение призов.



Страницы журнала

Страница 1 История нашего края


Тысячи лет назад по степи от Азии в Европу шли орды кочевников – скифов, сарматов, гуннов, печенегов, половцев, татаро-монголов, калмыков. По пути они проходили через Южное Зауралье, часто воюя с местными жителями. В 16 веке в наш край пришли монголы. Хан Батый правил русскими княжествами, его брат Шейбани получил степь к востоку от Уральских гор, в том числе территорию Южного Урала, где кочевал со своими воинами. Прежних обитателей угров монголы вытеснили на север. А сами кочевали летом в зауральских степях, зимой уходя со скотом на юг. После смерти Шейбани среди татар разгорелись междоусобицы. Орды кочевников воевали между собой за власть и земли.

В середине 15 века наша территория входила в состав Сибирского царства, которое образовали оставшиеся татары. Его центром был город Искер (около Тобольска). Для охраны дороги из Великой степи к Искеру на Тоболе был построен военный городок – Царево Городище (г.Курган). В середине 16 века хан Кучум начал наступление на Сибирское государство, желая вернуть земли своего предка Шейбани. Войны тянулись много лет. Правители Сибирского государства обратились за помощью к русскому царю Ивану Грозному. В 1555г Сибирское государство вошло в состав России. Но Кучум организовал еще одно наступление на Сибирь, захватил Искер и разорвал отношения с Россией. Его воины стали нападать на русские земли по Уралу. Купцы Строгановы наняли на службу казачий отряд атамана Ермака Тимофеевича. Он в 1581г с отрядом около 800 человек начал продвижение в Сибирь. 25 октября этого года они разбили Кучума, и Сибирское государство стало русским владением. Окончательно наш край вошел в состав России в 1586г, когда из России прибыли в Сибирь русские воеводы, чтобы закрепить дело Ермака. Воеводы основали на реке Туре г. Тюмень, а в 1587г г. Тобольск, который долго был столицей Сибири. Строится система укреплений от набегов вольных татар. Под защитой укреплений растет русское население. Возникают не только остроги – военно-административные центры, но слободы – поселения крестьян, получающих льготу от несения повинностей несколько лет.

Но набеги кочевников продолжались еще очень долго. За период с 1690-1724гг степняки взяли в плен на Урале, в Южном Зауралье и Сибири около 15 тысяч людей и многих убили в боях.

Поэтому старались укреплять слободы и деревни. Укрепления деревень состояло обычно из крепости в середине поселения, рва, рогаток вокруг него. Самым мощным укреплением в Южном Зауралье являлся Далматов монастырь, куда собирались во время набегов тысячи крестьян. Толщина его стен доходила до 3,5 м, высота – до 6,5м. К 1732г в монастыре имелось 10 пушек.

С начала 20-х годов 18 века русское население все больше смещается в южные районы края. Одновременно идет заселение свободных земель переселенцами с других территорий России. Численность деревень была от 2-5 человек до 10 человек.

К началу 80-х годов 18 века территория нашего края в административном отношении входила в состав Тобольского наместничества (Курганский уезд), Уфимское наместничество (Челябинский уезд), Пермское наместничество (Шадринский уезд).

Уезды делились на волости. К началу 60-х годов 19 века территория нашего края была полностью заселена. Русские люди, заселяя новые земли строили остроги, заставы, форпосты, редуты, крепости, слободы, села, деревни, выселки, хутора. Вместе с заселением шло и освоение края: развивались земледелие, скотоводство, различные промыслы, торговля.


Страница 2. История села Мокроусово.

Села, как и люди имеют свою биографию.

Село Мокроусово зародилось в результате продвижения русских переселенцев на юг.

Наше село основано в 1760 году бывшим солдатом Иваном Степановичем Мокроусовым.

А первым поселением на территории всего района был Мало-Кызацкий форпост, построенный в 1743 году, где стоял гарнизон из 135 драгун. Там и служил Иван Мокроусов. Отслужив, он построил себе дом в трех верстах от крепости на берегу речки Кизак.. Рядом с ним стали селиться другие обыватели. Ближайшая церковь находилась в 40 км севернее – в деревне Кизак (теперь в Тюменской области). Жители окрестных деревень обратились к духовенству. Это обращение сохранилось в архиве Тюменской области. Приводим его дословно: «1760 года августа 5 дня Ялуторовского дистрикта новозаводимой Кызыцкой слободы (д.Кизак) обыватели: деревни Мокроусовской Михаил Кишкопаров, Никон Пьянков, Игнатей Болотов, Матвей Юдин, Иван Фомягин, Гаврила Мачехин, Степан Куликов, Максим Ряпков, Федор Дружинин; деревни Крепостной Федор, Яков Антроповы, Влас Щульгин, Борис, Иван Лопаревы, Дмитрий Папулов; деревни Малокызацкой Иван Жиляков, Афанасий Кизеров, Федор, Иван, Исаак Мандрыгины, Василий Волков; деревни Кокоревой Алексей Кокорев, Парфен, Ерофей Шешуковы, Василий Шадрин. Тимофей и Марко Лазаревы, Семен Богатырев; деревни Соловьевой Василий Соловьев, Яков Комлев, Петр Сединкин, Иван Старцев, Гаврила и Немнон Бучельниковы; деревни Ереминой Иван, Игнатий, Павел Еремины, Осип, Алексей, Григорий Шушарины, Василий Шаламов, Иван Михалищев и етех деревень обыватели дали сею подписку в том, что желаемы новозданную церковь во имя святыя Троицы при деревне Мокроусовской деревянную построить в два года и внутрь церкви. И в алтаре украшением простыми иконами и на окладе иконостасом, также и церковного круга служению книги и одежны на престоле и жертвенники и священническое облачение цветное аниволевое в показанные два года исправить можем. И по постройке той церкви по исправности и другим украшать желаем. А священнослужителям к пропитанию содержать хлебом дачи по сему надлежит также и пашенная земля, и сенные покосы, и они быть имеют. И в том, мы, обыватели, сию подписку дали, за руками ж к сей подписке, вместо вышеописанных обывателей, Михаила Кишкопарова со товарищами, которые писаны выше сего, и за себя Игнатий Болотов руку приложил».

Большинство фамилий, упомянутых в прошении, и поныне сохранились в районе.

Но исчезла деревня Соловьевка и Малый Кизак.

С прошением к митрополиту Тобольскому и Сибирскому Павлу был Иван Степанович Мокроусов. И хотя в то время в Мокроусовой было всего 30 дворов и 225 душ, Мокроусов добился разрешения на постройку церкви. 26 ноября 1763 года её возведение было завершено. Иван Мокроусов опять был ходоком в Тобольск с доношением об окончании строительства. К тому времени в приходе уже было 151 двор, мужчин – 604. женщин – 606. а всего 1210 душ. Первым священником был диакон Далмат Одинцов, церковным старостой – Степан Куликов.

По списку населенных мест Тобольской губернии, изданному в 1904 году, в Мокроусово числится 116 дворов, в них 310 душ мужского полу, 287 женского. В селе имелась церковь, часовня, волостное правление, министерская школа (открытая в 1871г), церковно-приходская школа (открытая в 1898г), народная библиотека-читальня, хлебозапасной магазин, 24 торговые лавки, маслодельный, свечной, мыловаренные заводы. Казенная пивная и винные лавки, чайная.

Основным занятием населения было земледелие и животноводство.

Широко славилось сибирское масло. Его продавали за границу в Англию, Германию, Данию. «Сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность» - признавал в 1910 году премьер-министр П.А.Столыпин.


Так было до 1928 года. Ярмарки прекратились, но каждое воскресенье крестьяне приезжали из сел и деревень в Мокроусово на базар. Мокроусово было волостным центром Ялуторовского уезда Тобольской губернии. Волостная управа была в двух домах. В одном доме был волостной писарь, в другом - урядник. Здесь же была «чижовка», куда запирали дебоширов. Был сельский староста, у него помощники-«сотские». Все они выбирались на сельских сходах.

На левом берегу реки Кизак, недалеко от нынешней плотины, стояла паровая мельница. Её построил немец-инженер. Были еще три ветряные мельницы.

Мокроусово было небольшое село – всего три улицы:

  1. Рябковская (Коммунальная), один край этой улицы назывался – Хохловский, другой – Теребиловкой (в сторону Порогов).

  2. Средняя (Красных Борцов), (около плотины Копыловский край – сейчас улица Рабочая).

  3. Задняя (Октябрьская), (от Дома культуры в сторону первой школы называли Молотковский край).

Поповский край – улица Куйбышева от моста в сторону автохозяйства.

Черепановка – улица Кирова от центра занятости до моста, за речкой эта улица уже называлась Патраковка. Номеров на домах не было, все знали друг друга. Двери домов не запирались на замки, никто не опасался воров, все люди были местные.


Страница 3. Литературная страница.

Проецируем на экран фотослады.

Песня о Мокроусово

Много песен поют о России,

Сколько сложено не перечесть,

Мы споем о селе в Зауралье,

Здесь родились и выросли здесь.

О тебе я пою Мокроусово,

Моя родина здесь и мой дом,

Где бы ни был я, где не скитался,

Ты всегда будешь в сердце моем.

Припев: Мокроусово, Мокроусово

Уголочек до боли родной.

Все, что есть

В моей жизни лучшего,

Оно связано только с тобой.


Тополями, березками белыми

Зеленело родное село,

В летний сад мы на танцы бегали,

Вечерами спешили в кино.

Никогда не забуду веселых

Дорогих и любимых друзей,

Сколько было прекрасного в жизни

Здесь на родине малой моей.


Если вдруг сердце грустью наполнится,

Я пойду, где был отчий наш дом,

Погляжу на окошки на милые.

Тополя, что растут под окном.

Не Москва, не Курган – неприметное

Затерялося наше село.

Дорогое мое Мокроусово.

Здесь всегда будет сердце моё.

Л.И.Глущенко, с.Мокроусово.


Зима не хочет… Олег Ксенофонтов


Зима не хочет мой покинуть край

И от своей освободить рутины.

Не за горами уж веселый май,

но для веселья нет еще причины.

Ёще везде-везде белеет снег,

И по ночам мороз вовсю гуляет.

Весна лишь в полдень начинает бег.

Но очень быстро бег её стихает.

Стихает бег…,и больше нет тепла…

Ах, эта вечная игра в бирюльки

И лишь о том, что к нам весна пришла,

Напоминают длинные сосульки.


В.Гилев

Здравствуй, напротив оконца

Полдня восторженный блеск!

Тополем красное солнце

Вознесено до небес!

И ничего мне не надо,

Только б смотреть и смотреть

На торжество листопада

С желтых осин в сентябре.

Только бы слушать и слушать,

Тихо шурша по листве,

Как проливается в душу

Осени праздничный свет!

Артем Захаров


Ностальгия

Кто кончил школу много лет назад,

И то бывает в этот день растроган,

Увидев первоклассников парад,

Услышав под окошком детский гомон.

Года учебы. Их забыть нельзя.

Их любят. Эти дни неповторимы.

Не потому ли с Первым сентября

Справляет моя школа именины?

Цветы, цветы, сегодня им стоять

На подоконниках всех классных комнат.

Их людям взрослым со двора видать,

Которые о многом им напомнят.

Напомнят первый класс. Что всех важней,

Тетрадку первую и первые чернила.

Напомнят лучшую из всех учителей,

Что по слогам читать мальцов учила.

Года учёбы – их забыть нельзя,

Их любят. Эти дни неповторимы.


Страница 4

Символы района

29.11.1996г

Из Устава Мокроусовского района.

Эмблема района представляет собой геральдический знак в форме щита прямоугольной формы. В верхней части эмблемы слово «Мокроусово», выполненное старославянским шрифтом.

Эмблему по диагонали из левого нижнего угла в верхний правый разделяют два хлебных колоса и лавровая ветвь с пятиконечной звездой посередине.

Хлебные колосья символизируют традиционное занятие жителей, проживающих на территории района – земледелие, с преобладанием возделывания зерновых культур. Двойное изображение колоса символизирует образование Мокроусовского района дважды – в 1924 и в 1965 годах.

Лавровая ветвь на золотом фоне символизирует героическое прошлое людей района. Пятиконечная звезда – звезда Героев Советского Союза и награды защитников Родины.

В левом верхнем углу на красном фоне изображение типичной сибирской сторожевой башни, символизируещее первое поселение на территории района – Мало - Кызацкий форпост.

В правом нижнем углу знака на голубом фоне изображение рыбы – символ края озерного и рыбного.

Всё изображение эмблемы заключено в золотистое окаймление.


Чувство личности, человеческого достоинства невозможно без национального самосознания, основанного на духовной связи с родным народом, со своей малой Родиной. Хорошо ли мы знаем историю родного края? Мне, кажется, недостаточно.

Проверим.

Экспресс викторина.

Тема: «Моя малая Родина»


Форма проведения: монтаж-композиция.


Цель: знакомство с историей родного села – своей малой Родины, воспитание гражданских качеств личности (чувства уважения и любви к истории родного края, патриотизма).


Творческие задания


1

Составить мини-рассказы о родном селе.

Вы можете выбрать тему:

  • Историческую (биография села, чем было знаменито село).


2

Составить мини-рассказы о родном селе.

Вы можете выбрать тему:

  • Современную (что вам нравится в облике села, какие эмоции вызывают у вас родные места и пейзажи, интересные встречи ).

3

Найти в тексте данных книг название трех главных улиц села Мокроусово:


  • Улица Коммунальная ----------

  • Улица Красных Борцов -------

  • Улица Октябрьская -----------

  • Постарайтесь найти объяснение названиям улиц.

4

Подобрать поэтичное сопровождение к слайдам о селе, используя поэзию местных поэтов.


5 подобрать названия фотографиям

6. Когда были созданы первые школы села?


7

Будьте экскурсоводом. Что бы вы показали и рассказали о нашем селе?


Подобрать поэтичное сопровождение к слайдам о селе, используя поэзию местных поэтов



В любую карту загляни –
Дорог на свете много,
Но начинаются они
От школьного порога.








Мокроусовский край мой родной,
Золотая пшеничная нива,
Нет милее тебя под луной
С визилем, поляком и крапивой.



-------------------------------------


Творческие задания


1

Составить мини-рассказы о родном селе.

Вы можете выбрать тему:

  • Историческую (биография села, чем было знаменито село).



6. Когда были созданы первые школы села?


Литература


  1. История земли Курганской, Курган, 1997.

  2. Фольклор и литература Зауралья, Курган, 2000.

  3. Курганская область, Курган «Парус-М», 1993.

  4. В уголке России (К 20-летию районного музея), Курган, 1997.

  5. На них земля держится (К 70-летию Мокроусовского района), Курган, 1994.

  6. Эх, ты, звонкая частушка! Курган, 1994.

  7. Вербный край. В.Гилев. Челябинск, 1991.

  8. Исторические и литературные рубрики районной газеты «Восход».










Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал iconВозраст детей: 4-6 классы Форма объединения
Цель программы: воспитание у детей чувства патриотизма, любви к природе родного края, уважения к народному творчеству и многонациональной...
Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал iconПрирода родного края, полезные ископаемые данной местности. Природные сообщества родного края (2-3), их охрана, водоёмы
Природа родного края, полезные ископаемые данной местности. Природные сообщества родного края (2-3), их охрана, водоёмы. Участие...
Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал iconПроблемно-поисковая деятельность учащихся на уроках краеведения
История родного поселка, города, области ближе каждому из нас, чем иные очень важные, но абстрактные дисциплины. Во все времена знание...
Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал iconТезисы бинарного урока (история + информатика) «Страницы истории нашего края»
Человека всегда интересовало его прошлое. Не требует особых доказательств необходимость и полезность изучения истории родного края....
Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал iconПриказ №96 г. Липецк «Об итогах областной конференции юных исследователей природы родного края»
В соответствии с планом мероприятий на 2011 год государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного образования...
Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал icon«Отечество – 2010» Секция «Летопись родного края» «Стекольные» страницы истории Никольского
Цель работы: восстановление страниц истории Никольского поселения, связанных со стекольным производством
Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал iconПриказ №93 г. Липецк «Об итогах заочного областного конкурса юных исследователей природы родного края»
В соответствии с планом мероприятий на 2008 год государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного образования...
Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал iconОгородникова Галина Ивановна Топонимы – «язык земли»
Целью работы является систематическое повышение профессионального уровня и удовлетворение интереса к топонимике родного края
Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал iconЗанятие «История возникновения родного города»
Цель: Познакомить с историей возникновения города, его названием. Научить узнавать город по открыткам. Воспитывать интерес к истории...
Сукманова Галина Анатольевна История родного края Цель: воспитание любви и уважения к истории родного края. Форма проведения : устный журнал icon4 класс (автор Жданова Оксана Александровна, учитель географии, биологии маоу сош №8) Тема: «Поверхность нашего края». Тип урока
Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы