Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) icon

Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета)



НазваниеСценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета)
Дата конвертации16.07.2012
Размер105,01 Kb.
ТипСценарий
скачать >>>

Сценарий классного часа

«Обычай – деспот меж людей». А.С.Пушкин (Из истории русского этикета)

(1 час)


Цель: Познакомить с историей русского этикета

Задачи:

- Показать, что правила этикета возникли глубоко в древности и были вызваны насущной необходимостью.

- Проследить, как изменились нормы поведения человека в обществе.

- Создать условия для понимания детьми необходимости правил этикета

Форма проведения: классный час

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, костюмы для представления.

Прилагаемые медиаматериалы: презентация, музыка.


Ход классного часа

Слайд 1.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим об этикете.

Слайд 2.

А кто помнит, что такое этикет? («Установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе», — Академический словарь современного русского языка). Мы коснемся некоторых моментов истории русского этикета. Ведь важно, владея нормами современного эти­кета, знать и его историю. Так ведь?

Ведущий 1. «Уважение к минувшему — вот черта, от­личающая образованность от дикости». Так писал наш великий поэт Александр Сергее­вич Пушкин. Ясно, что это утверждение в рав­ной мере относится и к внешней культуре человека.

Ведущий 2. Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Доказано, что стремление вести себя прилично уходит в глубь тысячелетий истории человечества. Правила поведения зафиксированы в древней­ших письменных документах, и совершенно очевидно, что правила эти существовали еще и до появления письменности.

Учитель. Но кто же придумал правила этикета? Кто заставил считаться с ними, как с зако­нами? Конечно, люди. Но не вдруг, не сразу. Эти правила возникали и складывались на протя­жении столетий. И конечно, они были самым тесным об­разом связаны с традициями, обычаями той или иной страны, с понятиями о добре и зле, с законами, которые принимало общество.

Ведущий 1. Пришло время, и правила этикета стали записывать.

Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н. э. Она так и называлась: «Инструкция по поведению». К сожалению, содержание книги до нас не дошло. А вот первая дошедшая до нас книга о поведении была издана в 1204 году. Называ­лась она «Дисциплина Клерикалис», и напи­сал ее испанский священник Педро Альфонсо. Предназначалась она священнослужите­лям, монахам. И лишь позже стали издавать­ся пособия по этикету в Голландии, Франции, Англии и других странах Европы. Основное внимание в таких книгах уделялось порядку приема гостей, ведению бесед и поведению за столом.

Ведущий 2. Правила поведения на Руси, как и везде, складывались под влиянием обычаев, тради­ций, религиозных норм. Огромное воздействие оказало крещение Руси. У Византии взяли не только христианство, но и мораль, запрещав­шую убивать, красть, мстить. Смягчились нра­вы, культура Византии благотворно повлияла на всю духовную жизнь Руси. Привозили из Византии греческие кни­ги. А великие князья устраивали для дети­шек школы. В наставлениях того времени для молодежи находим мы и черты древнерусско­го этикета.

Слайд 3.

Учитель. Вот что писал великий князь Владимир Мономах в «Поучении», адре­сованном детям: «Дети мои или иной кто, слушая эту гра­мотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно труди­тесь...

Старых чтите, как отца, а молодых как братьев. Более же все­го чтите гостя, отку­да бы он к вам ни при­шел, простолюдин ли, или знатный, или по­сол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем зем­лям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите челове­ка, не приветив его, и доброе слово ему мол­вите.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному... Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...»

Архивариус. Позвольте представиться, архивариус. Я горю желанием познакомить вас со своим трудом, в котором рассказываю об этикете придворной жизни. Смею утверждать, что придворная жизнь — это серьез­ная, холодная, напряженная игра. Основным занятием во все времена были развлечения. Маскарады, изысканные застолья, балы требовали хороших манер и особых качеств человека, но прежде всего благородства происхождения. В эпоху расцвета королевской власти говорили, что законы эти­кета связывают монархов гораздо сильнее, чем закон конституции. Существовало выражение: этикет делает королей рабами двора.

Слайд 4.

Архивариус. Особый интерес для меня имела история русского эти­кета.

В русском обществе этикет стал формироваться при царствова­нии Петра I. До него на Руси представители господствующих клас­сов общались редко, да и сам круг общающихся был ограничен. Жили замкнуто, встречи носили либо деловой, либо случайный ха­рактер.

Слайд 5.

В новой столице, Петербурге, стали устраиваться всевозможные празднества на Неве, смотры флота, театральные представления, маскарады, приемы иностранных гостей. Все это разрушило прежнюю замкнутость, увеличило общение. В 1718 г. Петр I вво­дит ассамблеи — вольные собрания, открывающиеся по вечерам в знатных домах по установленному порядку. Их участниками могли быть дворяне, люди высших чинов, а также знатные купцы и глав­ные мастера. Лакеям и служителям вход был воспрещен.

Ассамблеи давались с 5 до 10 часов вечера. Самая большая ком­ната дома отводилась под танцевальный зал, где исполнялись за­падноевропейские танцы (менуэт, англез). В соседних комнатах обычно играли в шахматы и карты. Одна комната предназначалась для курения.

Слайд 6.

Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины. Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних начинали танцы, после чего танцевать могли гости. Мужчина, желавший танцевать с дамой, подходил к ней и отвешивал три церемониальных покло­на, что было обязательной формой приглашения. Во время танца он должен был едва касаться пальцами ее пальцев, а после окон­чания — целовать ей руку.

ПетрI любил, чтобы на ассамбле­ях было весело. Вдруг во время медленного танца начинала зву­чать быстрая мелодия. Дамы по этому сигналу оставляли кавале­ров, приглашая новых, не танцующих ранее. Кавалеры, в свою очередь, ловили покинувших их дам или искали других. В такие моменты возникали беготня, шум, крик, толкотня. Раздавался новый сигнал, все принимало прежний вид. И тот, кто остался без дамы, подвергался штрафу.

Слайд 7.

Ведущий 1. Императорский двор славился своим блеском и великолепием. Чтобы быть на хорошем счету при дворе, требовались большие расходы на платье. Даже приез­жающие в Россию французы, привыкшие к блеску Версаля, удивлялись роскоши русского двора.

Для закрепления новых правил в рус­ском обществе Петр приказал издать особую книгу. Появилась она в 1717 году и называ­лась «Юности честное зерцало, или Показа­ние к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».

Слайд 8.

Ведущий 2. Мудреное, на современный взгляд, назва­ние, но раньше многие книги обладали заго­ловками, в которых подробно расписывалось содержание. Этого требовал этикет того вре­мени, уважение к читателю!

В книге давались советы молодым лю­дям дворянского происхождения, как держать себя в обществе, в семье, как добиваться успеха при дворе и в свете.

Учитель. Обратимся к книге «Юности честное зерца­ло». Вот что она советовала молодым лю­дям: «Вежливу быть на словах, а шляпу дол­жен держать в руках не убыточно, а похва­лы достойно, и лучше, когда про кого гово­рят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван...» Пожалуй, не ус­тарело, а?

Архивариус. В послепетровское время, когда дворянское государство укре­пилось, для дворянского быта XVIII века стали характерны пышность, роскошь, строжайшая сословная замкнутость, до мелочей разработанный этикет.

В этот период на русское общество чрезмерным было француз­ское влияние. Французский язык в России стал почти официаль­ным. Во время приемов, на званых ужинах, балах, маскарадах и на частных вечерах было принято говорить по-французски.


Высшее дворянство воспитывало своих детей дома или в специальных учебных заведениях, военных или гражданских. Под влиянием французских воспитателей в дво­рянском обществе XVIII века сложились два любопытных харак­терных типа. Их называли петиметрами и кокетками.

(Появляются два петиметра, затем две кокетки, смешно одетые, с большими тростями, с поднятыми воротниками, начесанными волосами. При разговоре делают невероятные ударения в словах.)

1-й петиметр. Знаешь, Александер, я настоящий пе­тиметр!

2-й петиметр. Знаешь, Мишель! Я так же считаю се­бя великосветским кавалером, воспитанным на французский ма­нер!

1-й петиметр. Для меня ничего русского не сущест­вует! Да и вообще, я о своей родине ничего знать не хочу!

2-й петиметр. Я не только не хочу знать русского права, я бы и русского языка знать не хотел! Противный язык! Для чего я русским родился?!

1-я кокетка. Я вся в делах и заботах!

2-я кокетка. Чем же Вы так заняты, любезная?

1-я кокетка. Я так устала! Я весь день училась изящ­но кланяться, грациозно танцевать!

2-я кокетка. Это что! Я за туалетом весь день просиживаю! В одном «пудер-мантель» четыре часа провела, белилась, румянилась, сурьмила брови.

1-я кокетка. А я вот вчера умудрилась приклеить мушку величиною с гривенник.

2-я кокетка. А я вчера как настоящая французская кокетка принимала гостей, лежа в постели среди груды подушек.

Петиметры начинают раскланиваться с кокетками.

1-й петиметр. Позвольте представиться, Александер!

2-й петиметр. Мишель! Я к вашим услугам.

Слайд 9.

Архивариус. Все, что делалось в Париже, становилось обязательным и на Тверском бульваре. Во всем — слепое подра­жание французской моде. У петиметра до самых ушей был гал­стук, а на груди — огромное количество брелков. В одной руке он держал трость, а в другой — круглую шляпу, которую не мог одеть на взбитую прическу. Чинные и важные поклоны, приветствия рукой, реверансы и всякие другие внешние приветствия, проявления этикета того вре­мени представляли довольно театральную картину на улицах Пе­тербурга и Москвы.

Слайд 10.

Архивариус. Что касается купеческого сословия, поначалу оно представляло собой «темное царство». (Появляются купец и купчиха.) Жило купечество по старинке, как отцы и деды учили. И своим детям то же самое наказывали.

Купец. Вот раньше времена-то были. Сиди у окошка, поглядывай, как свиньи в лужах похрюкивают, да куры по двору погуливают, только и всех делов, как от мух назойливых отмахи­ваться, а теперича и присесть некогда. Царь-батюшка как пона­вез этих иностранных етикетов, — хоть коровой мычи, хоть ка­раул кричи! Бороду теперь надо брить, умываться да зубы чис­тить, а по утрам-то кофий заставляет пить, табак в нос пихать да курить. Кафтан-то, кафтан-то подрезали, аж срамное место ви­дать. А виданное ли дело перед бабой кланяться да руки ей це­ловать? Тьфу! Отродье поганое! Совсем черт одурел!

Купчиха. (Входит) Батюшка, ваш кофий.

Купец. (Пьет, морщится) Мне б медовухи!

Архивариус. Утром купец сидел в лавке, где выпивал со знакомыми приятелями несколько так называемых «галенков» чаю. В полдень обедал. После обеда спал три часа. В остальное время играл в шашки и вел беседы. В девять часов вечера ужи­нал и сразу шел спать.

Купцы, стремясь придать своей речи от­тенок вежливости и подражая во всем провинциальным дворя­нам, употребляли как вторую часть слова частицу «с».

Любые действия главы дома воспринимались как неоспори­мые. Муж при отъезде наказывал жене, как жить без него.

Купец. Аграфена! Аграфена! Куда подевалась, кузькина мать?

Купчиха. Иду! Иду! Идол окаянный! (в сторону).

Купец. Смотри, Аграфена, уезжаю. Привезу подарков с ярмонки, ну а ты на соседских мужиков не заглядывайся, маманьку слушай.

Купчиха. Как же я без тебя, касатик?! Ой! Не могу! Да что же как долго - три дня?

Купец. Ничаво! Ничаво!

Архивариус. Жена, провожая мужа, должна была от­дать земной поклон, а проводив его — броситься на крыльцо и выть, показывая этим свою верность и любовь к мужу. (Купец уходит, а купчиха провожает его, причитая да приговаривая. Музыка идет легким фоном.)

Слайд 12.

Архивариус. Жизнь и быт крестьянства России вплоть до конца XIX века отличались замкнутостью. Но именно в кре­стьянской среде складывались своеобразные правила поведения, свойственные русскому народу: уважение к отцу, матери, стари­кам, учтивость, гостеприимство.

От настоящей хозяйки требова­лось прежде всего терпение, предупредитель­ность, вежливость и деликатность.

Не менее серьезного отношения требова­ли от хозяйки и обязанности матери. Под детскую всегда отводили самую чистую и светлую комнату, поскольку для ребенка здесь открывался целый мир. А к хорошим манерам ребенка приучали с самого нежного возраста. При этом старались в присутствии посторонних не делать выговоры детям за шалости. Но и излишне хвалить не торопи­лись. Помнили, что самый главный воспита­тель — личный пример родителей. Отсюда большое внимание к языку и тону, с помо­щью которого общались между собою родители. Прекрасно понимали, что школа не воспитывает, а только учит. А в основу вос­питания клали прежде всего уважение к старшим.

Ведущий1. А как же молодые люди вели себя в этой среде?

Архивариус. Никакие вольности между молодыми людьми не допускались. Парень провожал понравившуюся ему девушку домой, но в дом никогда не заходил.

Ведущий 2. Из книги об этикете XIX века: «Вежливость - ни качество, ни добродетель, это свойство, которому мы научаемся и ко­торому должны научить наших детей, так же как научаемся правильно говорить и оде­ваться со вкусом. Не есть ли вежливость форма, в которую мы облекаем наши по­ступки?»

Ведущий 1. Двадцатый век упростил и демократизировал правила поведения. Ушли в прошлое многие обычаи и предрассудки. Но тем, кто порой свысока смотрит на людей, живших в веках минувших, кто считает, что все старые правила устарели, хочется сказать: «Не спешите судить и стряхивать пыль прошлого». Ведь нам остались ценности, выработанные предшествующими поколениями.

Ведущий 2. В любом селе из века в век

Гостей поклоном привечают.

День добрый, добрый человек!

И люди тем же отвечают.

Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей. Они выражают богатый опыт человеческого обще­ния. Разумность, простота, естественность, максимальное уважение к человеку, его достоинству — вот на чем основывается современный этикет.

Ведущий 1. Ах, этикет, ах, этикет! Действительно, нужен ли он нам сегодня!

Ведущий 2. Большинство людей считает, что нужен.

Современный этикет несложен. Не так уж трудно запом­нить, что мужчина должен подать женщине руку, помогая выйти из транспорта, помочь одеть или снять пальто, уступить место в автобусе, а входя в помещение, снять головной убор. Так давайте будем вежливы и предупредительны друг к другу. Ведь это так несложно, но так приятно!

Ведущий 1. И ещё один совет. Мода постоянно меняется, поэтому, несмотря на все её капризы, усвойте золотое правило и следуйте ему всегда: «Избегайте излишеств! Всё хорошо в меру». Такова одна из заповедей современного этикета, пришедшая к нам из глубины веков.


Использованная литература:

  1. Матчина. С.В. Творческое представление «Бонжур, мадам!»: Из истории этикета// Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. – 128с. – с.104-113.

  2. Я познаю мир: Этикет во все времена: Детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 445с.










Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconСценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета)
Показать, что правила этикета возникли глубоко в древности и были вызваны насущной необходимостью
Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconМетодическая разработка классного часа курение: дань моде, привычка, болезнь
Оформление: На стенах развешиваются плакаты, на доске пишется тема классного часа, эпиграфы
Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconДокументы
1. /Сценарий классного часа . 1 класс.docx
Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconСценарий классного часа: (01. 09. 2008г.)
Учитель английского языка Галаган Ольга Николаевна «моу гимназии №3 г. Белгорода»
Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconДокументи
1. /Сценарий классного часа Тепло родного дома Остапенко Т.И..docx
Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconЦель классного часа: развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся
Краткие рекомендации к проведению классного часа «Самый, самый, самый или «Книга рекордов» 6 а класса»
Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconЦель: сформировать отрицательное отношение к алкоголю, курению и наркомании. Задачи
Сценарий классного часа по профилактике вредных привычек у учащихся 10 – 11 классов
Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconДокументы
1. /ЗавучИНФО/Сенчук Т.В. Сценарий классного часа Секреты имен и фамилий 2 класс.doc
Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconДокументы
1. /ЗавучИНФО/Сенчук Т.В. Сценарий классного часа Секреты имен и фамилий 2 класс.doc
Сценарий классного часа «Обычай деспот меж людей». А. С. Пушкин (Из истории русского этикета) iconСценарий классного часа в 8 классе «Первое слово, главное слово в каждой судьбе»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы