Демократия и средний класс icon

Демократия и средний класс



НазваниеДемократия и средний класс
Дата конвертации16.07.2012
Размер250,18 Kb.
ТипРеферат
Демократия и средний класс


Министерство образования РФ Волжский политехнический институт Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Реферат по политологи : Демократия и средний класс. Проверил преподаватель: Демидова И.Ю. Выполнил студент: Адамов А.С. Группа ВВТ 407 Волжский 2002г.Содержание 1. Введение ....................................................................... ......................................1 2. Демократия . Основные понятия ......................................................................2 3. Политическаясистема........................................................................................3 3.1 Введение.............................................................................................................4 3.2 Основные понятия политческой системы и системногоподхода..................4 3.3 Типология политическихсистем.......................................................................6 3.4 Политическийрежим..........................................................................................7 4. Средний класс.....................................................................................................8 4.1 Процесс формирования и развития среднего класса.Введение.....................8 4.2. Теоретико-методологические проблемы идентификации среднегокласса...9 4.2.1 Средний класс в контексте социальныхперемен.............................................9 4.3. Теории среднего класса: традиции иэволюция...............................................11 5.1Заключение..........................................................................................................14 6. Списоклитературы............................................................................................151.Введение . На мой взгляд данная тема счас достаточно актуальна . Для пониманияданной проблемы нужно сначало разобраться в самих терминнах «демократия» и«средний класс» . Многообразие и неопределенность самого понятия«демократия» также способствует углублению в проблему . В основном , многиепонимают термин «демократия» , как власть народа , не подразделяя ее наболее «низкие уровни». Примерно тоже самое происходит и с понятием «средний класс» . Этот терминтак же не имеет одного , точного определения . Он состоит из несколькихслоев : «Низкий средний класс» , «Средний средний класс» , «Высокий среднийкласс». Эти разделения являются постоянными , но те социальные группы ,которые входят в них , постоянно меняются в зависимости от времени , страныи других обстоятельств . Множество расхождений и отсутствие точных определений представляет даннуютему очень обширной , но если выбрать хорошо выбранный путь , не касаясьдругих «скрытых проблем» , то можно сгруппировать некоторую «относительно»четкую черту вокруг этой проблемы. Понятие проблемы будет раскрыватся по ходу работы , а так же сравниватсяс высказываниями известых политологов . Но на мой взгляд исследованиеданной проблемы не может ограничется только знаниям по предмету«Политология» . В данном случае нужно учитывать «Социологию» , «Экономику»и многие другие сферы. На мой взгляд на проблему нужно смотреть не только с одной стороны ,например с экономической стороны , но также и с других , так же , не маловажных сторон. При много граневом осмотре проблемы возникают дополнительныеходы ее решения , а так же дополнительные вопросы. В последствии все этиданные связываются между собой и ужевидны проблемы на более понятном уровне. Так же я взял эту тему всвязи с тем , что Россия очень интересноотносится к этой проблеме. Можно задать любому вопрос : « Что вы думаите онашей демократии и о нашем среднем классе ?» . Я более чем уверен чтополовина просто затруднится ответить . Скажут , что есть демократия , естьсредний класс ( понятно что он должен где-то быть ) , но подробно кто внего входит и почему , не сможет однозначно ответить . Про демократию можноуслышать примерно такие же доводы в ответ .А старшее поколенне не хотитпризнавать этот термин ни в какой форме. С одной стороны они правы , а сдругой нет . Демократия разносторонна и полное отрицание ее не даст ни чегоположительного. Можно приводить много примеров развитых стран в которыхдемократия существует в обществе. Но этим можно убетить только не знающегочеловека. Тот кто знает проблему глубже , может сказать ,что демократия уних сложилась из-за территориально – исторического фактора . Европа –исторический центр демократии . А Сша – из-за своей истории(борьба занезависимость) и отдаленности от Европы. Можно сказать : «Сколько странн столько и демократий» . Каждаядемократия различна.Нет двух одинаковых , так как на политический строй влияет множествофакторов .Демократия . Основные понятия В политической литературе , в средствах массовой информации малотерменнов которые используются так часто как «демократия». Трудно так жеобъяснить причину столь пристального изучения проблемы демократии. Но намой взгляд популярность ее заключается в том , что жить в том (демократии), в чем ты плохо разбираешься очень опасно , не интересно и проблематично .Каждый знает что он хорошо знает свою квартиру , но придя в неизвестноеместо , чувствуется некоторая нестабильность. Если смотреть по истории , тосамые долгие политические устои – террания и монархия . На мой взгяд напротежение веков уже произошло , тоже что и с квартирой. Привыкнув к одномустрою некоторые государства так и не смоли от него отказатся , напримерАнглия,где есть монархия , хотя и она не имеет власти , но народ верит в королеву. Он верил в нее в течение многих веков и не хочит менять свои идеалы.Примерно тоже самое и в других странах. Демократия имеет длительную историю и ее можно рассматривать какрезультат развития западной цивилизации , особенно греческого и римскогонаследия , с одной стороны , и иудео-христьянской традиции – с другой .Термин «демократия» происходит от греческого слова и в переводе означаетвласть народа . Еще Кельзен утверждал , что в 19 – 20 вв слово «демократия» , ставгосподствующем лозонгом , утратило четко очерченное и твердое содержание. Нельзя сказать , что этот вопрос окончательно решен в наши дни, когдадемократия стала как бы велением времени и весь мир стал на рельсыдемократизации. В настоящие время термин «демократия используется» в несколькихзначениях. Форма правления , при котором политическое решение принимаютнепосредственно все без исключения граждание , действующие в соответствии справилами правления большенста , называется «прямой демократии» илидемократией участия. Если начать перечеслять остальные значения , то можно увидеть небольшиесходства или различия . Это может и запутать и расширить понятия«демократии».Можно привести множество примеров , где одно значение лучшеподходит для описания данной ситуации.Например , в древнегреческй демократии существовала «прямая демократия» .Такое положение стало возможно в силу ограниченных размеровдревнегреческого государства , которое охватывало город и прилегающие кнему сельскую территорию с населением , как правило , не более 10 тыс.человек. Начиная с античности демократия перетерпела множество изменений.Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имелавозникшая в Новое время идея о прирожденных , неотчужденных правах каждогочеловека на жизнь , свободу и частную собственность. Неразрывнаявзаимосвязь этой триады выражается в убеждении , что частная собственность– основа индивидуальной свободы , которая в свою очередь рассматривается вкачестве необходимого условия самореализации отдельного индивида ,выполнения главного предназначения его жизни. Необходимым условием демократии в любых ее формах является политическаясвобода. Но она не может быть соответствующем образом реализована там ,где нет реального выбора в социальной и экономической сфере , где велекосоциальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегдасоотносится с принципом справедливости. Там , где социальное неравенствоспособствует подрыву принципа справедливости , необходима та или инаясистема перераспределения материальных благ. Как показывает мировой опыт , рыночная экономика и свобода конкуренцииобеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности истимулирования индивидуальной инициативы . Но при этом недачные инепривилигированные также должны пользоваться материальными благами , онине должны оставаться на обочине общественной жизни.С этой точки зренияпротиворечие между требованиями социальной справедливости и принципамиэкономичемкой эффективности остается как бы неразрешимой проблемойсовременного индустриального общества.Но тем не менее по мере развитиякапитализма в конце 19-20в. принцыпы индивидуализма , свободного рынказначительно улучшились , роль государства в жизни общества возросла.Появились новые сисстемы , предлагающие увеличить роли государства вважнейших сферах жизни общества. За государством была признана функция регулятора экономических исоциальных процессов.Затем эта функция расширилась : реализация программпомощи низкодоходных и неимущим категориям населения , решение проблембезработицы и многих других проблем общества. Такие функции добавились из-за того что рынок сам не может распределить так материальные блага , чтобыгарантировать минимум благ малоимущем слоям населения. Другими словами , в государстве благосостояния политические правадополняются социальными правами , предусматривающими предоставление всемчленам общества принятого в нем минимума материальных благ.Вводится принципсоциальной ответственности как частных корпораций , так и государства.Социальные программы становятся неотъемленной частью правового государства, которое приобретает форму государства благосостояния.На этой основепроисходит расширение функций государстваВо многом дополняющих , а в ряде случаев и заменящих функции институтовгражданского общества. Изменяющиеся границы и трактовки государстваблагосостояния определяются не просто решениями политических руководителей, а фундаментальными изменеиями в структуре современного индустриальногообщества . Поэтому его следует рассмотреть детально. В заключение к этому хочу отметить .Я думаю , что в «демократи» среднийкласс не должен зависить от государства , от его «подарков» . Должно бытьна оборот от «среднего класса» должно зависить государство.Средний классявляется , по моиму мненю ,главным источником стабильности демократическогогосударства . Чем лучше государство похоже на эллипс , тем стабильнее отсуществует.Но слишком переусердствовать с средним классом тоже нельзя .Длялучшего понимания системы можно провести анализ , в которм я постараюсьпроанализировать политическую систему и в заключение дать свою точку зрения. Этот анализ поможит понять как Российскую систему , так и другие.Политическое исследование поможет получить некоторые ответы , но из-за тогочто происходит углубление в проблему появляются новые проблемы из которыхпока окончательно нет выхода и может быть даже и некогда не найдутся .3.Политическая система.3.1 Введение Прежде чем приступить к анализу политической системы , можно отметитьодно остоятельство. Этот важнейший методический инструмент анализа взападной политической науке начиная с 50-х годов . Речь пойдет о системноманализе. Зачинатели данного подхода – амнериканские политологи Д.Истон ,К.Дойч , Г.Алмонд. Системный подход – одно из методологических направлений в политическихисследованиях. Его никак нельзя путать с политической системой ,представляющей собой реальное образование институтов. Это совершенно разныевещи и их смещение существенно ухудшит качество и достоверность результатовисследования.3.2 Основные понятия политческой системы и системного подходаСуществует множество пониманий политической системы . Каждый подходинтересен по своиму . Привиду один из примеров : Д.Истон Мы можем характеризовать политическую систему как ...комплексвзаимодействий , с помощью которых достигается и осуществляется властноеразмещение ресурсов в обществе. Модель полетической системы Истона построенна по аналогие скибернетической системой , функционирующей по замкнутой схеме . Истонрассматривал систему как некий «черный ящиу» , игнорируя происходящеевнутри «ящика». Он анализировал главным образом отношения системы со всейсредой , которая состоит из комплекса других систем . входящих в глобальнуюсоциальную систему : экономическую , культурную , религиозную ,экологическую , психологическую и т.д. Отношение между политической системой и ее средой представленны в виде«входа» со стороны среды , который дает импульс системе , и «выхода» ,который является реакцией системы на импульс. Реакция выходы воздействуетна среду , а среда в свою очередь снова на систему. Истон выделял два вида входов : «Требования» и «Поддержка» . Спектор требований может быть велик : повышение зарплаты , понижениеналогов , увелечение потока спонсирования образования , молодежныхинститутов и т.д.Если требований слишком много , то это ведет к ослаблению системы из-засоздаваемых для нее перезагрузок , которые она способна разрешить лишь доопределенных приделов.Перезагрузка может быть количественной ,если требований много и парламентили правительство просто физически не в состоянии реагировать на все этитребования . Может быть качественной , если требования слишко сложны .Поэтому их нужно перевести в соответствие с возможностями системы. Полити ,государственные деятели , политические партии призваны регулироватьтребования , чтобы они не создавали слишком большие и чреватые для всейсистемы непредсказуемыми последствиями перегрузки. Эту же задачу выполняютсуществующие в обществе система ценностей , культурных норм , установки ит.д. , которые сдерживают требования в определенных рамках. «Поддержка» - не менее важнен для системы , чем первый. Следуетразличать поддержку общества в целом , поддержку режима и поддержкуконкретного правительства. Например , можно быть патриотом своей родины ,но презирать при этом существующий режим , поддерживать режим .одновременно не приемля действующее правительство , поддерживатьправительство в целом , но негоативно оценивать отдельных министров и т.д. Хорошим примеров является Россия . В данное время «Требования» плохоотфильтровываются и правительство не успевает физически все «переработать».Подход Истона так же подтверждает , что средний класс является основойдемократии. У среднего класса меньше «Требований» , он больше занят «своимиделами» . Если средний класс будет составлять основу , то на «вход» будутпоступать в основном заявки других слоев . И тем самым будет время управительства . Если подумать о «Поддерже» , то с учетом , что среднний клас являетсяосновой , можно с уверенностью сказать о стабильности . По моиму мнениюесть принцип близости слоев .То есть средний класс блтже к верхнему , к среднему ближе класс пониже .Если нет большого разрыва между низом и верхом , то низкие слои могутсвязатся через средние с верхами. По моиму хорший примерером является : Назаводе есть хороший начальник ( в данном понимание это верх) , есть у негомного хороших сотрудников ранга поменьше ( средний класс) , и есть обычныеработники ( класс по ниже) . Естественно легче передать просьбу сотруднику, чем самому начальнику , у которого и так много проблем . А еслипредставить , что Начальник один и сотрудников не хватает . Значит система Истона являетс хорошой основой для понимания . Впродолжение к ней можно добавить . Решение , принимаемые системой в ответ на требования и поддержку ,называютвыходами . Последнее в свою очередь становятся источником новых требованийи поддержки , характер и содержание которых зависит от механизма обратнойреакции или обратной связи. Справедливости ради следует отметить , что в принципе сторонникисистемного анализаНапример Г.Алмонд , признают необходимость выделения при анализеполитической системы структур , выполняющие политические функции. Г. Алмонд утверждал :....политическую систему можно определить как комплекс взаимодействующихролей или как структуру ролей , если понимать под структурой систематизациювзаимодействий.«роль - это тот организованный сектор ориентаций действующего лица ,которое составляет и определяет свое участие в процессе взаимодействия» При таком подходе вопрос об структуре институтов , «анатомии»политической системы как бы теряет актуальность. Прежде всего обращают на себя внимание неопределенности , аморфности инекоторойИскусственности построений системников. Взаимодействие политической системысо средой , обратные связи входов и выходов , разумеется , важны , но онисоставляют лишь один из множества аспестов проблемы. Центральное место висследование должныа занимать сама политическая система , ее структурныеэлементы , конфигурация и т.д. у сторонников системного подхода же системапревращается в «черный ящик» и то , что происходит внутри него . Политическая система предполагает наличие не только системы отношений ,но и в первую очередь структур , инфраструктур , на онснове которых могутразвертыватьсяуказанные отношения . Как подчеркивал Т.Парсонс , структура составляетанатомию социальной системы , а функции – ее физиологию. Этот постулат не вменьшей мере верен и приемлен к политической системе. Говоря о политическойсистеме , мы подразумеваем политическое устройство , политическуюсамоорганизацию общества , которую невозможно представить себе безструктуры институтов. Как утверждал , например , М .Дюверже ....комплекс политических институтов , функционирующих в данной стране вданный момент , составляют «политический режим» : в некотором роде ,политические режимы – это некие скопления , для которых политическиеинституты являюся звездами. Политические режемы составляют устойчивые и хорошо скоординированныекомплексы институтов , отдельные элементы которых трудно отделить друг отдруга . Очевидно , что , не выяснив вопрос об анатомии политической системы ,нельзя вести серьезный разговор о целях и функциях политической системы ,условиях и принципах распределения и реализации политической власти и омногих других ключевых проблемах. Таким образом , политическая система представляет собой комплексинститутов и организаций , в совокупности составляющих политическуюсамоорганизацию общества. Центральным , или осевым , институтомполитической системы , вокруг которого груПпируются остальные институты . является государство .Выделение понятия«политическая система» диктуется тем , что оно свободно от правовых изаконодательных значений , ассоциируемых с поятием «государство».Государство по своей сути призвано обеспечить целостность и единстворазнообразных институтов и агенств , выполняющих разнообразные функцииуправления. Высшие органы государственной власти в лице главы государства иего аппарата , правительства , парламента и судебных органов в совокупностииграют роль управляющей подсистемы. Немаловажное место в политической системе занимают партии и сязанные сним организации , объедиения , союзы , механизмы реализации политическогопроцесса и т.д.Подчеркивая значимость партий , немецкий политоллог К. Фон Бейме назвалсовременные западноевропейские политические системы партийнымидемократиями.Немного разобрав системный подход и политическую систему актуально будет нареально существующии типы политических систем . Сравнить их с сществующейсистемой России и увидев как они работают попытатся дать некоторые оценкиэтим сестемам.3.3 Типология политических систем Политическая система характерезуется интегрированностью , что в своюочередь предполагает вертикальную и горизонтальную согласованость ееструктур.Политическая система , ровно как и любая другая система , открытавлиянию окружающей среды . Открытость уже сама по себе предполагает , чтополитическая система является частью или подсистемой другой , более широкойсистемы , а именно человеческого социума в целом. Среду политическойсистемы можно условно разделить на ближнию и дальную.«Ближния система» - это собственно подсистема политического . Говоря о «дальной среде» , мы понимаем в виду общество , взятое в целом, влияние на политическую систему которого осуществляется во многомопосредственно , опять же в общем контексте подсистемы политического. Приэтом важно учесть , что при всей открытости политической системы влияниюобеих сред она обладает значительной долей самостоятельности и самаспособна оказывать на них значительное влияние. Деятельность и функционирование политической системы предполагаютопределенные правила . Различают правила , призванные регулировать путь ,способы и методы , с помощью которых члены общества могут воздействовать наполитическую власть , и правила , определяющие способы реализацииполитической власти. Первые охватывают отношения подчинения и участия , авторые – управления и регулирования.Поэтому естественно , что политическиеотношения – важная структурно-функциональная составляющая мира политики.Если речь идет от отношениях , то естественно , предполагаетсясуществование и субъектов отношений . К. Маркс считал субъектами политики иполитических отношений классы , А. Парето и Г.Моска – элиты , А Бентли ,Д.Трумен и др. – заинтересованные группы. Однако очевидно , чтополитические отношения можно реализовать как между различными политическимиинститутами , так и между различными социальо-политическими системами.Иначе говоря и те , и другие могут выступать в качестве субъектовполитических отношений . Срассматриваемой точки зрения одним из основных для всех теорийполитических является поставленный некогда Платоном вопрос : «Кто долженгосподствоваь ?» или , другими словами : «Чья воля может и должнадоменировать а обществе ?» На этот ответ есть множество ответов : волянарода , воля государства , воля вождя и т.д. Вопрос может быть поставлени несколько иначе : «кому следует править , почему , как , в чьих интересах?» В зависимости от ответов формируются параметры политической системы.Поэтому естественно , что классификация , или типология политических системсоставляет одну из важнейших задачь политологии. Платон разделял на следующие типы : 1) монархия – власть одного хорошего человека , ее искажение – тиррания 2) аристократия – правление нескольких хороших людей , искажение – олигархия 3) демократия – правление многих или всег народа .Существует еще множество типологий . Каждая из них имеет свои достоинства инедостатки. С учетом достижений зпадной и отечественной политической наукисуществует еще одна интересная типология . В античной Греции типологизацию строили на одной и той же моделиполитической организации – полисе . В наши дни в боьшенстве случаевиспользуется однолинейная схема типологизации : либо по вертикали –разграничение и сравнение «низших» и «высших» форм правления(рабовладельческие – феодальные – капиталистические) , либо по горизонтали( коллективиские – индивидуистические; диктаторские – либеральные). Поэтомузачастую вне поля зрения исследования остается проблема соотношения разныхуровней типологизации3.4 Политический режим Наряду с политической системой часто используется понятие «политическийрежим».Как соотносятся эти понятия ,является, одним из сложнейших вопроссовременной политической науке. Главное отличие политического режима намечаются в рамках самихполитических систем по принципам организации ветвей и конкретных институтоввласти , формам и методам осуществления политической власти.Некоторыеполитологи рассматривают партии и партийные системы в качестве стержневыхэлементов политических режимов . Например , по словам М. Дюверже......базой для фундаментальной классификации современных режимовстановится разница между однопартийными , двухпартийными и многопартийнымисистемами. В заключение к «Типологии политических систем» и «политических режимов»хочу высказать свою точку зрения . В теории все методы типологизации оченьхорошо работают , но в реальности сложно различить тип политической системы. Зачастую политическая система включает в себя несколько составляющих изразных типов политических систем , тем самым уменьшает ее восприятия и какследствие создает ложное представление о себе . В таких системах не просторазобраться как она устроина . Еще сложней понять как она работает и чтоожидать от этой политической системы в ближайшее время . При сложных взаимосвязей политической системы многие слои общества могутне воспринимать ее должноым образом . Некоторые партии формироватьнезбытчные требования . Общество отделяется от государства . Государствоуже не может общатся с обществом и взаимодействовать с ним . Если при такойсистеме , существует , малочисленный средний класс , то проблемаусугубляется . На мой взгляд , средний класс призван быть , как бы«переводчиком» между «верхами» и «низами» . Понимая и находясь ближе к двумклассам одновременно . При этом легче понять проблему . Но в настоящее время в России средний класс малочисленный и не стабильный. Он постоянно меняется , то возростоя , то убывая , но всетаки по немногообретает стабильность . Сам средний класс по себе тоже очень сложноепонятие . Чтобы понять кто входит в него нужно подходить не толлко с однойстороны .4 Средний класс4.1 Процесс формирования и развития среднего класса. Введение. На мой взгяд лучше начать рассмотрение проблемы «средний класс» сэкономической точки зрения , так как большенство смотрят именно по этомупоказателю . Это конечно же не спаведливо , так как формирование такогосложного класса , как средний, должно вклчать в себя множество параметров .Каждый параметр важен по своиму и нельзя его просто отбрасывать из-за каких-либо сооброжений . Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовыхсоциальных процессов. В начале экономических реформ предполагалось, что ониприведут к рождению масштабного среднего класса - экономическисамостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнятьтрадиционные для него функции – инвестировать российскую экономику, игратьроль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатораобщественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса можнобыло бы рассматривать в качестве важного критерия эффективности реформ,свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных иполитических институтов. Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос вначале 1998г. Действительно, ход и результаты экономического развития в1996-97 гг. давали основания полагать, что формирование среднего класса вРоссии идет достаточно успешно. Несмотря на рост напряженности на рынкетруда, формирование феномена задолженности по денежным выплатам населению,кризис бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо проявили себя ипозитивные тенденции - оживление на потребительском рынке, ростплатежеспособного спроса со стороны населения, увеличение объемасбережений, реструктуризация потребления в пользу снижения доли расходов напитание в общей структуре потребительских расходов, что являлось косвеннымсвидетельством существования и развития российского среднего класса. Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить экономическоеположение слоев населения, которые могут быть отнесены к среднему классу.Общественная тональность в отношении его судьбы резко изменилась. Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительногопериода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие"средний класс" как ее элемент практически игнорировались общественныминауками. Хотя термин "средний класс" в настоящее время прочно вошел и вобщественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное времяиспользовалась как публицистический термин и не имела ни научного описания,ни методологии исследования. Еще менее ясными являются количественныеоценки размера и структуры среднего класса. Представления о границах исоставе этого слоя существенно варьируются – различные исследователиоценивают их от 15 до 60-70% населения страны. Настоящее исследование было направлено на восполнение существующихпробелов и преследовало следующие цели:уточнить методологию анализа формирования среднего класса с учетомспецифики периода трансформации, который переживает современнаяРоссия;сформировать методические подходы и построить систему взаимосвязанныхпараметров, характеризующих размер и структуру среднего класса;опираясь на данные официальной статистики и существующие социологическиеисследования, оценить размер и структуру среднего класса.4.2. Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса4.2.1 Средний класс в контексте социальных перемен Социальная структура российского общества под воздействием экономическихреформ изменяется и характеризуется крайней неустойчивостью: идет активныйпроцесс размывания социальных групп, сложившихся к моменту начала реформ, иодновременно происходит становление ряда новых общественных страт. Основнымусловием преодоления кризиса переходного периода является выработканаселением успешных моделей социально-экономического поведения, основанныхна личностных, материальных и профессионально-квалификационных ресурсах,эффективных в реально сложившейся институциональной среде. По существу,именно социально-экономическая адаптация становится доминирующим процессом,определяющим тенденции социального развития России. Особенностиадаптационного процесса в России состоят не только в глубоких модификацияхсистемы ценностей и моделей социально-экономического поведения, но и ввысокой степени нестабильности самой социальной среды. С этим во многомсвязаны трудности, связанные с формированием российского среднего класса. Который постоянно меняется . Одни успевают приспасобится , а другие нет .Рыночная экономика и капитализм постоянно регулируют материальные благамежду людьми. Наличие и большой удельный вес среднего класса в системе социальнойстратификации является одним из существенных признаков развитогоцивилизованного общества. В современных развитых обществах социальнуюструктуру можно представить в виде эллипса, верхнюю и нижнюю частикоторого образуют, соответственно, элита и бедные слои, а промежуточную,значительно превосходящую их по численности, - средний класс. В такихобществах средний класс является основным творцом экономического процесса,гарантом социальной и политической стабильности, проводником вертикальноймобильности. Его отличительные черты - высокий образовательный уровень ипрофессионализм, социальная и экономическая активность, наличиематериальных активов, способных демпфировать последствия экономическойнестабильности и помочь пережить период реструктуризации бизнеса изанятости. Другой тип социальной структуры может быть представлен в виде пирамиды,верхушку которой образуют олигархические элиты, а основание - бедные ибеднейшие слои. Если продолжить геометрическую аналогию, то в советскийпериод социальная пирамида опиралась на устойчивое основание - рабочих икрестьян. В ходе реформ она была перевернута, тем самым, превратившись внеустойчивую конфигурацию. Перевернется пирамида или примет форму эллипса -это ключевой момент проистекающей социальной трансформации. В свете сказанного возникающее время от времени повышенное внимание кпроблемам формирования российского среднего класса со стороны властныхструктур оправдано. Однако этот периодически возникающий интерес, ксожалению, не превратился в целенаправленные и систематические усилия поподдержке формирующегося среднего класса. Недостаток внимания к проблемам формирования среднего класса со сторонывластей компенсируется расширением интереса к этому предмету со сторонынаучных кругов. Первой развилкой научной дискуссии по проблемам среднегокласса явилось обсуждение вопроса о том, существовало ли такое социальноеобразование в советский период. Приверженцы первой точки зрения полагают,что к началу проведения реформ в СССР существовала потенциально широкаябаза среднего класса. Они опираются на тот факт, что в социальной структуреСССР имелись профессиональные категории, сходные с теми, которые формируютсредний класс в западных обществах. Те, кто придерживаются противоположной точки зрения, считают, что среднийкласс формируется как важный элемент социальной структуры современногообщества в условиях и в результате более или менее длительногофункционирования и развития свободной рыночной экономики. Поэтому он неможет ни существовать, ни даже "предсуществовать" в принципиально иныхсоциально-экономических условиях. За этой дискуссией кроется различие в понимании специфики трансформациипроцессов. Если под ними понимать переход от традиционного к лучшемуобществу с соответству ющей сменой моделей и механизмов социальногодействия, то понятно, что социальная структура формируется не только подвоздействием некоторых объективных характеристик, но и под влиянием другихфакторов, таких как социально-экономические ориентации, рыночные позиции,шансы на рынке труда и потребления. В этом смысле, на мой взгляд, уместнееговорить не о распавшемся вследствие неудачных реформ среднем классе и не осформировавшемся среднем классе в постсоветской России, а о достаточнопредставительном слое, имеющем при определенных условиях шансы превратитьсяв средний класс модернизированного общества. Если сама актуальность проблемы среднего класса не вызывает сомнений, торазличные ее аспекты, связанные с критериями идентификации, оценкамиреальной и потенциальной численности, основными моделями социальногодействия неизбежно носят остро дискуссионный характер. Существующая в этомвопросе неопределенность порождает необходимость более пристальногорассмотрения основных теоретических подходов к проблеме.4.3. Теории среднего класса: традиции и эволюция В научной литературе присутствуют две традиции исследования классов -теория стратификации и классовая теория. Стратификация являетсяотносительным понятием, подразумевающим некоторую упорядоченность членовобщества на основе одного, нескольких или системы критериев. Классовая жетеория всегда предполагает анализ межгруппового социального конфликта. Преодоление противоречия между классовыми и стратификационными теориямипроисходило в рамках веберовской традиции, которая утверждала множество поотношению к основным элементам социальной структуры и при этом вводила ванализ стратификации категории социального действия и социальной динамики.Тип социального действия рассматривается здесь в качестве основнойгруппообразующей характеристики элемента социальной структуры, аперспективы социальной мобильности - как важнейший момент положенияразличных групп в социальной иерархии. В конечном итоге именно эта точка зрения, как представляется, возобладалаи в мировой, и в российской социологии. Подход с позиций социальногодействия в определенном смысле снимает проблему критериев отнесения ксреднему классу, вокруг которых также ведется непрекращающаяся дискуссия. Другое направление исследований среднего класса связано с попыткойпостроения системы стратификационных признаков. К этому направлениюотносятся различного рода многомерные построения стратификационногопространства. Все основные предлагаемые различными исследователямистратификационные критерии могут быть сведены в единую таблицу (Таблица 1).Таблица 1. Стратификационные критерии идентификации среднего класса(сводная группировка)|Группы критериев |Критерии |Некоторые возможные || | |шкалы ||1. Материальное |Текущий доход | ||благосостояние |Движимое имущество | ||(материальный статус) |Недвижимое имущество и | || |транспорт | || |Сбережения (денежные | || |вклады, наличные деньги, | || |облигации и иные ценные | || |бумаги, кроме | || |"голосующих") | ||2. Владение средствами|Предприятия, фирмы с |• Наличие/отсутствие ||производства |наемной рабочей силой, |• Величина в денежном||(капиталом) |товарные фермы и пр.: |выражении || |полная собственность или | || |участие в собственности во| || |всех формах, включая | || |простые акции и другие | || |"голосующие" ценные бумаги| || | | || |Имущество для | || |индивидуальной трудовой | || |деятельности | ||3. |Управленческий статус |• ||Профессионально-должно| |Исполнитель/руководите||стной | |ль того или иного ||(социально-профессиона| |уровня ||льный) статус | | || |Образование, квалификация |• Кол-во лет обучения|| | | || | |• Кол-во и тип || | |дипломов || |Уровень сложности |• Занятость || |профессиональной |физическим/ умственным|| |деятельности |трудом || | |• Различные типы || | |автономий труда || |Сектор экономики |• Гос./частный || | |• Промышленность/ с/х|| | |/социальная сфера и || | |пр. || | |• ||4. Политический статус|Степень влияния на |• Экспертные оценки || |принятие решений органами |влияния слоя в целом, || |государственной власти |подгрупп и индивидов || |различных уровней и | || |органами местного | || |самоуправления | ||5. Потенциал |Возможности восходящей и |• Фактическая ||социальной мобильности|нисходящей мобильности у |мобильность || |представителей группы |• Потенциальная || |(слоя) |мобильность ||6. Статусность образа |Статусные аспекты образа и|• Экспертные оценки ||(стиля) жизни |качества жизни | || |-качество текущего | || |потребления | || |-качество среды проживания| || | | || |-качество досуга | || |-круг общения | || |-социальное настроение и | || |пр. | ||7. Социальный престиж |Социльный престиж группы в| || |целом, отдельных подгрупп,| || |аспектов профессиональной | || |деятельности и стиля жизни| | Эволюция представлений о среднем классе наложила отпечаток на методикуего идентификации и сделала одни стратификационные критерии "более равными,чем другие". Такими "первыми среди равных" являются показателиматериального благосостояния и профессионально-должностной статус.Применение то одного, то другого критерия в качестве основногоидентификатора среднего класса дает порой крайне противоречивые результаты,вносящие путаницу в определение численности и состава среднего класса.Основной причиной несовпадения социальных объектов, выделенных либо наосновании критерия материальной обеспеченности, либо социального статуса,является широкомасштабная иллегальная деятельность, проявляющаяся, преждевсего, через неформальную занятость, которой по различным оценкам охваченодо 20% трудоспособного населения. Столь же несопоставимыми по численности, характеру занятости,социокультурным характеристикам социальные группы оказываются приизолированном рассмотрении среднего класса с точки зрения объективных исубъективных факторов - самоидентификация по отношению к социальнойиерархии. Что делает средний класс фундаментом социальной стабильности? Преждевсего, промежуточное, среднее положение данного класса внутри материальнойи имуществен ной шкалы свидетельствует об определенных успехах идостижениях в деятельности принадлежащих к нему людей. Потребностьзакрепить достигнутые позиции объективно связана с нежеланием изменятьправила игры, овладение которыми позволило этих успехов добиться. Вторым основанием, позволяющим считать средний класс базой социальнойстабильности, является его ведущая роль в процессе вертикальноймобильности. Большинство взаимообменов в обществе происходит как внутрисамого среднего класса, так и между ним и другими элементами социальнойструктуры, причем мобильность может быть и восходящей и нисходящей. Значительно реже рассматриваются специфические функции среднего класса:высокая производительность труда; производство и распространение знаний,информации, идеологии; определение характера и структуры потребительскогорынка; обеспечении гарантий политической свободы.5.1 Заключение Тема реферата состоит из двух неоднозначно определенных терминов :«Демократи» и «Средний класс» . Эти понятия тесно связаны между собой ,зависимы и важны друг для друга. Можно даже написать «Демократия» или«Средний класс» . Проблема взаимодействия политического режима (в данномслучаи «демократия») с частью «внешней среды» ( «средний класс» ) не такпросто , как кажется на первый взгяд . Она зависит от многих факторов какформирования государства , так и от факторов формирования общества . Нельзясравнивать нанешнее отношение между демократией и средним классом , неучитывая что было до демократии , какое общество существовало до этого. Намой взгляд , так же нельзя брать «пример» с других демократических стран .Копирование ихнего политического режима не приведет к лучшим результатам ,так как каждое государство уникально в своих проблемах и решений этихпроблем по своиму. У каждого государства свое историческое развитие , своякультура , свои ценности , своя жизнь. В каждом государстве общество формировалось по своим ступеням развития .Складовались некоторые принципы , отношения и многие другие параметры .Государство тоже менялось по своим историческим последовотельностям .Сколько государств , столько и демократий , столько же и средних классов.Ив данной ситуации нельзя точно определить их взаимодействие, хотя мояпопытка разобраться сначало в политической системе и политическом режиме ,а уже потом сравнивать с средним класомкажется мне наиболее доступной в донном вопросе.Список литературы :1.Введение в политическую науку . Гаджиев К.С. Издетельская корпорация«Логос» , 1997г. , 544 стр2.Политология . Курс лекций . Под редакцией доктора юридических наук,профессорМ.Н. Марченко Изд 3-е , перераб и доп – Издательство ЗЕРЦАЛО , 1999. –608с




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Демократия и средний класс iconНизший средний класс в России
Оценки колеблются от 10 до 42 от всего населения страны. Для лучшего понимания среднего класса необходимо рассмотреть его состав....
Демократия и средний класс iconНизший средний класс в России Сачук Денис
Оценки колеблются от 10 до 42 от всего населения страны. Для лучшего понимания среднего класса необходимо рассмотреть его состав....
Демократия и средний класс iconДемократия что такое демократия?

Демократия и средний класс iconСредний класс РФ

Демократия и средний класс iconМастер-класс «малый и средний бизнес в россии»
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Демократия и средний класс iconАвтор: Попова Людмила Викторовна, педагог-организатор
Класс состоит из 13 человек: 6 мальчиков и 7 девочек. Социальный статус – средний
Демократия и средний класс iconАвтор: Попова Людмила Викторовна, педагог-организатор Характеристика
Класс состоит из 13 человек: 6 мальчиков и 7 девочек. Социальный статус – средний
Демократия и средний класс icon11 класс 50 заданий по 2 балла за каждый верно указанный ответ. Правильный ответ только один
В современном обществе важнейшее место занимает «средний класс». Он заработал капитал. Именно представители этого класса наиболее...
Демократия и средний класс iconСредний класс в четырех российских регионах Региональные политики и поведенческие стратегии
Между демократическим перераспределением и авторитарным sq (Carles Boix, 2003; Daron Acemoglu and James A. Robinson, 2006)
Демократия и средний класс iconСоциальная стратификация Социальная стратификация
Ядром среднего класса («старый средний класс») являются мелкие и средние собственники-предприниматели
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы