Крещение Руси icon

Крещение Руси



НазваниеКрещение Руси
Дата конвертации15.07.2012
Размер128.05 Kb.
ТипРеферат
Крещение Руси


КАК ПРОИСХОДИЛО КРЕЩЕНИЕ РУСИ. Памятник “Крещения Руси” в 988г . С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать подсловосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличиев прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения кхристианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такогособытия отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийсяна несколько столетий процесс введения христианства в качествегосударственной религии централизованной Киевской державы. Официальноеначало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующимразвитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988году только жителей своей столицы, а в последующие годы — и население рядадругих городов Киевской Руси. Нельзя называть приобщение к христианству одних лишь киевлян«крещением Руси», этим мы допускаем грубейшее нарушение элементарнойлогики, известное под названием подмены понятий. Один из начальных моментовдлительного процесса христианизации Древней Руси непозволительноотождествлять со всем процессом, у многих складывается впечатление, чтоэто одномоментное и вполне законченное событие, а 988 год считаютвременем утверждения христианства в древнерусском обществе. Крещениекиевлян князем Владимиром (это уже “второе крещение Руси”) – лишь началоакции князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределахцентрализованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителейдругих древнерусских городов, расположенных главным образом на водном путиот Киева к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь считаетофициальным принятием христианства на Руси и недавно отметила тысячелетнийюбилей по этому поводу. Однако нужно разделять два понятия: “Крещениекиевлян” и “Крещение Руси” – первое событие прошло в один день, а второе –целая эпоха, которая растянулось на столетия. Дальше речь пойдет имено оцелой исторической вехе в жизни наших предков и о роли христианизации Руси. Русь на пороге “Крещения” Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложноепереплетение религиозных представлений религиозных представлений, человекпоклонялся силам природы: воде, огню и землею. Поклоняясь, воде он верил вее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланый небом.Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным –солнцем, что дает тепло и свет. Верили в очищающую силу огня – отсюда иобычай прыгать через огонь в ночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия восновной вид хозяйства и с изменением в связи с этим социальных отношений,человек чаще стал олицетворять те явления природы, с которыми был связанбыт землероба. Земледельческий культ ярко отразился в праздниках в честьсолнечного бога. Существует два расхожих мнения о состоянии духовной культурыславянских народов нашей страны.
В первом крещение киевлян рассматриваетсясовременными церковными авторами как начало культурного прогрессадревнерусского общества, — прогресса, сводящегося к простому усвоениювизантийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими за душойничего, кроме природной гениальности, понимаемой как способность к быстромуи глубокому усвоению готовых культурных форм. С другой стороны болееглубокий анализ культурного наследия нашей страны показывает, что ковремени принятия христианства русское искусство находилось на достаточновысокой ступени развития. Более тысячи лет русскому народному творчеству,русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре,музыке. Между тем усвоение и творческое переосмысление элементоввизантийской культуры, попавших на Русь в ходе христианизациидревнерусского общества (христианство в данном случае выступало в ролипростого передатчика этих элементов), стали возможными только потому, что вдохристианской Руси не было какого-то культурного вакуума, а существовалдостаточно высокий уровень развития духовной культуры. Богословы современного русского православия стремятся связать воединодва процесса: христианизацию Древней Руси и возникновение древнерусскойгосударственности, причем связать так, чтобы первый процесс воспринималсякак первооснова второго. Историки же считают, что Древнерусскоегосударство возникло более, чем за столетие до крещение киевлян и сталоисторической реальностью задолго до религиозной акции киевского князяВладимира Святославовича. Образование государства – не начало, аопределенный итог общественного развития, переход в новое качество,которому предшествовал продолжительный подготовительный период, длительныйпроцесс постепенного накапливания количественных изменений в общественнойжизни Древней Руси. Следовательно, становление русской государственностипроисходило в еще более древние времена. К тому же логично предположить,что носильное насаждение христианства возможно только лишь при условииединого, сильного государства. Известный факт, что массовая христианизациявстретила яростный отпор со стороны язычников. Крещение князя Владимира. При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшегозначения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятиехристианства. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческоевоспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжитьСвятослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимиркняжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме затеремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами,затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под980 год).В "Слове о Законе и Благодати" святитель Иларион, Митрополит Киевский,пишет о князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело нанего Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Онуразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившеговсе видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной,христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелсяон духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю вхристианство." Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианиномкнязю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона,обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться схристианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмыи совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира естьнесколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принялкрещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второйверсии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987году в Васильеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболеедостоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобныйНестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князьВладимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий годпо Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его;летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова(6695-5508=987). Приняв христианнскую православную веру, князь Владимир (в крещенииВасилий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князяВладимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Онруководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо длярусского народа христианизация означала приобщение к высокой культурехристианских народов и более успешное развитие своей культурной игосударственной жизни. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда ужепроникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешногоосуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимуюпомощь, особенно в деле организации церковного управления и развитиядуховной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскимиимператорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев ссупругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный градразличную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимирприступил к официальному введению христианства на Руси. Крещение киевлян князем Владимиром. Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Онприказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный деньпроизошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попамицарицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди вводу и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега погрудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы жесовершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на землепо поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились подомам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо исказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этихи дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебяхристианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твоюсилу."Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в989-990 годах. Крещение Руси Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственнойрелигии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезныхосложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) необошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие городаКиевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк,Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющеебольшинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русьстала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования РусскойПравославной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги наславянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовкидуховенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князьВладимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньшестояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, гдестоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другимгородам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей наКрещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественныйкаменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) иперенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этотсимволизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси ивещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своегонарода. По свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел "собрать улучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сынвеликий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которогохристианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, имонастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. Ирадовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При ЯрославеМудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества,как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многомопределивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни КиевскойРуси. Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл вНовгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основанияпредполагать, что такие школы существовали и при других архиерейскихкафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попеченияЯрослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путемсоздани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждаетлетопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. Исобрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. Инаписали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаютсяучением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и,много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", тоесть основал первую на руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имеловозможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокойстепени развития просвещения в Киевской Руси при Яроставе Мудромсвидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона,посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси инаписанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжноймудростью". Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святогоВладимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которуюдает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другойже засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отецведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,учение получая книжное". Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. "Велика ведьбывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путьпокаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь -реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведьнеизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания...Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душесвоей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святымимужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольскиепоучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу". В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось вРостово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископовРостовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителемкоторой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), средиславянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусскогогосударства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, инокомКиево-Печерского монастыря. Образование Поместной Русской Православной Церкви Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появиласьновая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви -Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православнойцеркви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровнаяместь, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли грахданскаяправоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья;стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. "Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю РюрикуРостиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживатьвас от кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь поднялазначение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь междучастями государства". Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляети перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданскогообщежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс вжизни христианских обществ". Роль принятия христианства Принятие христианства способствовало широкому распространению на Русиграмотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной сгреческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы ибиблиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси.Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городахвозникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, какизвестно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый вэтом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху чтениекниг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского,написанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келиипреподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлениюкниг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их,и сам Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имелпостриженник этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал ихмонастырю. Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич,который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети",князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии";"богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописныекниги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли толькосостоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняетсявлиянием переводной литературы и живым интересом ново просвещенногорусского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, чторусскими писателями в то время были в основном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законеи Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков."Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословскихсведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено этообразцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово оЗаконе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахомДометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы. Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал житиясвятых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобногоФеодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временныхлет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельнойлитературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведенана языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),латинский (1884 год), венгерский (1916 год). Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью итерпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгойтребовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапеее развития появилось милосердие к ее пасомым. Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологическойакцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальныхотношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировалосоциально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитиепроцессом христианизации одних видов социально-культурной деятельностисопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим.Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для культовых целей),ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храмеместа нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождаетсяправославное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой ненаходилось богослужебного применения. Преследовался народный театр(скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество,истреблялись как «языческое наследие» памятники дохристианской славянскойкультуры. По поводу принятии христианства на Древней Руси можно сказатьоднозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественныхотношениях восточных славян.Литература: "Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии1988 г. “Крещение Руси”: Факты против легенд и мифов. Лениздат 1986г. CD-ROM диск журнала Chip. Одна гривна с портретом князя Владимира.




Похожие:

Крещение Руси iconОбъективные причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси и мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси iconКрещение Руси

Крещение Руси iconКрещение на Руси

Крещение Руси iconКрещение Руси

Крещение Руси iconКрещение Руси

Крещение Руси iconКрещение Руси Владимиром Красное Солнышко Любечский съезд князей Правление Владимира Мономаха На Любечском съезде князей было принято решение
Муж Рогнеды Полоцкой, до крещения многоженец, отец Ярослава Мудрого, креститель Руси
Крещение Руси iconСергей Родин       химера
Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев это второй...
Крещение Руси iconЗарождение и развитие учётно-статистических работ до XVIII века
Учётно-статистические работы в России зародились прежде всего с фискальными целями. Принятие христианства крещение Руси в 988 г ускорило...
Крещение Руси iconКрещение Руси историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
Крещение Руси iconКрещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату 2000-летие Христианства

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы