Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» icon

Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба»



НазваниеТехнологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба»
Дата конвертации15.07.2012
Размер350,74 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственный университет – Высшая школа экономики



Факультет государственного и муниципального управления


Программа дисциплины

Технологии государственного управления

(читается в рамках дисциплины

«Современное государственное управление и государственная служба»

для специальности 080500.68 – «Менеджмент»

подготовки магистра)


Авторы программы:

Дмитриева Н. Е.(nedmitrieva@hse.ru), Елисеенко В. Ф. (veliseenko@hse.ru), Клименко А. В. (klimenko@hse.ru), Клищ Н. Н. (nklishch@hse.ru), Сизова О. В, Суворова И. К. (isuvorova@hse.ru)



Рекомендовано секцией УМС

Одобрено на заседании кафедры

«Государственное и муниципальное управление»

Теории и практики государственного управления

Председатель

Зав. кафедрой

Киселева В.В.___________

Клименко А. В.____________

«___» _____________ 2009

«___» _____________ 2009







Утверждено УС факультета государственного и муниципального управления




Ученый секретарь

_____________ Л.М. Симонова




«___» _____________ 2009





Москва

Оглавление


Оглавление 2

Аннотация курса 3

Распределение часов курса по темам и видам работ 3

Содержание программы 5

Раздел 1. Основные теории государственного управления 5

Тема 1.1. Государство и государственное управление 5

Тема 1.2. Эволюция теорий государственного управления 5

Раздел 2. Оптимизация функций, структуры и процессов органов исполнительной власти 6

Тема 2.1. Функционал и типология органов исполнительной власти 6

Тема 2.2. Распределение и разграничение полномочий между уровнями публичной власти 7

Тема 2.3. Оптимизация административных процессов в органах исполнительной власти 7

Раздел 3. Управление по результатам 8

Тема 3.1. Планирование деятельности органов исполнительной власти 8

Тема 3.2. Технологии бюджетирования 9

Раздел 4. Контрактные отношения и аутсорсинг 10

Тема 4.1. Контракты в государственном секторе, модели и технологии аутсорсинга 10

Раздел 5. Кадровые технологии в государственном секторе 11

Тема 5.1. Карьера чиновника и оплата труда 11

Раздел 6. Взаимодействие государства с гражданским обществом 12

Тема 6.1. Технологии противодействия коррупции 12

Тема 6.2. Государственно-частное партнерство (ГЧП) 12

Раздел 7. Электронное правительство 14

Тема 7.1. Понятие и основные элементы электронного правительства 14

Раздел 8. Качество государственного управления 15

Тема 8.1. Лучшая практика и оценки качества государственного управления 15

Формы контроля 17

Реферирование статьи 17

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 18

Методические рекомендации для преподавателя 19

Методические рекомендации для студента 19


Аннотация курса


Курс рассчитан на магистров 1 курса факультетов, изучающих социальные науки. Начиная изучение данного курса, студенты должны обладать знаниями, полученными в объеме программ бакалавриата. От студентов требуются: навыки активного восприятия и обсуждения лекционного материала, умение аналитически работать с литературой, в том числе – на иностранных языках, навыки письменного изложения своей точки зрения, устойчивый интерес к углубленному изучению проблем государственного управления и функционирования органов государственной власти и готовность применить полученные знания на практике. Для успешного освоения курса магистры также должны обладать знаниями по общей теории государства и права, микро- и макроэкономике, экономике общественного сектора, институциональной теории, теории организаций, социологии, менеджментустории организаций, ть курса одавания..

Учебная дисциплина «Технологии государственного управления» нацелена на формирование у магистров знания основных методов и технологий, используемых в органах государственного и муниципального управления для достижения поставленных перед ними целей и задач.

В результате изучения дисциплины магистр должен:

  1. знать и использовать понятийный аппарат теории государственного и муниципального управления;

  2. иметь представление об основных концепциях государственного и муниципального управления;

  3. освоить содержание основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти;

  4. обладать навыками работы с нормативными актами, иными документами, а также текстами по теории государственного управления;

  5. получить навыки подготовки проектов решений, аналитических записок, заключений по представленным документам;

  6. обладать навыками поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области государственного управления и подготовки предложений по их решению;

  7. знать о современных направлениях развития методов государственного управления и уметь критически оценить перспективы их внедрения в определенной области;


Данная дисциплина сфокусирована на способах, формах и методах подготовки и реализации организационных, административно-управленческих, бюджетных, контрактных и иных решений в системе исполнительной власти и бюджетного сектора.

Распределение часов курса по темам и видам работ


 

Наименование разделов

ВСЕГО

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

 

56

108

28

12

68

1.

Основные теории государственного управления

16

4

2

10

1.1.

Государство и государственное управление

 

2

 

 

 

Основные характеристики типов и функций государства

 

 

2

 

1.2.

Эволюция теорий государственного управления

 

2

 

 

2.

Оптимизация функций, структуры и процессов органов власти

18

6

4

8

2.1.

Функционал и типология органов исполнительной власти

 

2

 

 

 

Функциональный анализ полномочий органов исполнительной власти

 

 

2

 

2.2.

Распределение и разграничение полномочий между уровнями публичной власти

 

2

 

 

2.3.

Оптимизация административных процессов

 

2

 

 

 

Стандарт госуслуги (домашнее задание)

 

 

2

 

3.

Управление по результатам

22

8

4

10

3.1.

Планирование деятельности органов исполнительной власти

 

2

 

 

 

Программно-целевой метод планирования деятельности

 

 

2

 

3.2.

Технологии бюджетирования

 

4

 

 

 

Бюджетная классификация

 

 

2

 

4.

Контрактные отношения и аутсорсинг

18

2

0

16

4.1.

Контракты в государственном секторе, модели и технологии аутсорсинга

 

2

 

 

5.

Кадровые технологии в государственном секторе

20

2

2

16

5.1.

Карьера чиновника и оплата труда

 

2

 

 

 

Разработка должностного регламента

 

 

2

 

6.

Взаимодействие государства с гражданским обществом

14

4

2

8

6.1.

Технологии противодействия коррупции

 

2

 

 

6.2.

Государственно-частное партнерство (ГЧП)

 

2

 

 

 

Основные модели ГЧП в общественном секторе

 

 

2

 

7.

Электронное правительство

8

2

2

4

7.1.

Понятие и основные элементы электронного правительства

 

2

 

 

 

Анализ готовности к электронному правительству

 

 

2

 

8.

Качество государственного управления

10

2

2

6

8.1.

Лучшая практика и оценки качества государственного управления

 

2

 

 

 

Разработка индексов качества государственного управления

 

 

2

 



Содержание программы

Раздел 1. Основные теории государственного управления

Тема 1.1. Государство и государственное управление


Государственное управление как наука и как профессиональная деятельность. Определение государства. Трактовки государства. Теория общественного договора. Естественное право и происхождение государства. Некоторые другие теории происхождения государства. Функции государства.

Понятие государственного управления. Основные подходы к определению сущности государственного управления: правовой, политический, менеджериальный.

Основные характеристики государственного управления. Типы государственного устройства. Структура государственного устройства и государственного управления. Виды государственного управления. Субъект и объект государственного управления. Функции государственного управления. Модель Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика. Методы государственного управления.

Особенности государственного управления. Отличия государственного управления от управления в коммерческой сфере по целям и задачам, организации и результатам деятельности. Эффективность государственного управления. Справедливость в государственном управлении.

Тема 1.2. Эволюция теорий государственного управления


Обзор развития теории государственного управления. Соотношение и основные тенденции в развитии теории государственного управления по сравнению с управлением в коммерческой сфере.

Ключевые вехи развития теории государственного управления:

Становление науки государственного управления. «Классическая дихотомия» Вудро Вильсона (1887) – Фрэнка Гуднау (1900). «Идеальная бюрократия» Макса Вебера (1922). Другие комплексные разработки Макса Вебера (1864-1920).

Классическая школа и школа человеческих отношений.

Поведенческий подход, системный подход и ситуационный подход .

Концепция «максимизирующего бюрократа» Вильяма Нисканена (1971).

Новое государственное управление. Зарождение и первые примеры внедрения. Достижения и проблемы имплементации подхода. Отношение к новому государственному управлению в современной управленческой практике.

Другие исследовательские подходы к управленческой проблематике: государственное управление и менеджмент, управление персоналом, экономика, социология, политика и пр.

Семинар 1. Государственное устройство, структура и формирование органов власти разных стран


Работа на семинаре проводится в малых группах. В результате анализа текстов конституций стран с различным государственным устройством определяются основные понятия и закономерности организации и структуры государственного управления.

Знание содержания Конституции Российской Федерации является обязательным. Также для подготовки к семинару рекомендуется предварительно ознакомиться с конституциями США, Франции и ФРГ (содержатся в хрестоматии).

Основная литература:


  • Конституция Российской Федерации.

  • Классики государственного управления. М. МГУ, 2004.

  • Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов. – М: Прогресс, 2001.

  • Новая институциональная экономика. М.: Теис, 2002. Под ред. Шаститко А. Е. Гл. 16.

  • Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. - М.: Издательство Московского университета, 1997. Гл.3-5.

  • Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.


Дополнительная литература:

  • Вудро Вильсон. Наука государственного управления.

  • Роберт К.Мертон. Бюрократическая структура и индивидуальность.

  • Герберт А. Саймон. Поговорки управления.

  • Клименко А.В. Глава 14 - Государство, общественный сектор и человеческое развитие. В кн: Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие. 2-ое издание. М. Права человека. 2008

  • Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Б.А. Страшуна. Общая часть. Гл. 4-6.

  • Повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Подходы к проведению административной реформы в Российской Федерации. Документ Всемирного банка: Е. Добролюбова, Н. Маннинг, Н. Парисон, Ю. Широкова, Г. Эванс.

Раздел 2. Оптимизация функций, структуры и процессов органов исполнительной власти

Тема 2.1. Функционал и типология органов исполнительной власти


Функции государства и функции социального управления. Функции государственного аппарата и функции органов исполнительной власти. Становление системы разграничения и закрепления полномочий органов государственной власти: исторический аспект и сравнительно-сопоставительный анализ. Функции органов исполнительной власти: определение и критерии выделения функции, классификация функций, критерии необходимости и рациональности.

Типы органов исполнительной власти: министерства, агентства, службы, надзоры, комитеты, управления. Система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314. Особенности организации структуры региональных органов исполнительной власти.

Функциональный анализ деятельности органов исполнительной власти: цели, задачи и этапы анализа. Горизонтальный и вертикальный функциональный анализ. Проведение функционального анализа в рамках мероприятий административной реформы. Результаты горизонтального функционального анализа на федеральном уровне. Региональный опыт функционального анализа.

Организационный дизайн и эталонные модели. Моделирование исполнительной власти: отраслевой, функциональный, агентский подходы. Отношения между органами исполнительной власти разных типов: межведомственное взаимодействие и координация. Регламенты взаимодействия органов исполнительной власти.

Основная литература:




Дополнительная литература:





Тема 2.2. Распределение и разграничение полномочий между уровнями публичной власти


Основные принципы и подходы к делегированию полномочий. Конституционно-правовые основы делегирования государственных полномочий. Законодательство Российской Федерации о порядке разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Законодательные основы передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и перераспределения полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Правовые основы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Основная литература:




Дополнительная литература:





Семинар 3. Функциональный анализ полномочий органов исполнительной власти разных типов


В ходе семинара студенты получают навыки функционального анализа полномочий федеральных органов исполнительной власти (министерств, агентств, служб в одной сфере деятельности), законодательно установленных и закрепленных в их положениях, навыки определения типа функции, исполняемой федеральным органом исполнительной власти, конечного результата исполнения функции и её получателей.

Тема 2.3. Оптимизация административных процессов в органах исполнительной власти


Административная реформа: оптимизация исполнения функций органов государственной власти. Нормативная правовая база административных регламентов. Результаты регламентации деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Структура административного регламента.

Административный регламент предоставления государственной услуги и стандарт услуги – сходство и различия. Принцип качества предоставления государственных услуг. «Одно окно». Типы и модели организаций «одного окна». Многофункциональные центры в Российской Федерации.

Основная литература:





  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. n 1789-р

  • Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2007 г. N 813 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679"



Дополнительная литература:


  • Постановление правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. n 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг



Семинар 4. Регламентация и стандартизация


Подготовка административного регламента на основе нормативных правовых актов в малых группах


Раздел 3. Управление по результатам

Тема 3.1. Планирование деятельности органов исполнительной власти


Определение и основные элементы процесса планирования. Необходимость планирования и ограничения государственного планирования. Планирование деятельности в органах исполнительной власти. Типы планов и их особенности. Методы планирования. Последовательность планирования, циклы и этапы процесса планирования. Теоретические трактовки планирования. История вопроса.

Определение целей и задач деятельности органов исполнительной власти. Альтернативы и варианты планов.

Система плановых документов и их взаимосвязь в современной российской практике. Основные инструменты планирования и типы планов. Проблема интеграции планов с бюджетным процессом. Взаимосвязь планов федерального и регионального уровней.

Основная литература:


  • Стратегическое управление и производительность (гл. 28) в кН.: Эффективность государственного управления. М. 1998 г.

  • Лексин В. Н., Лексин А. Н., Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М. УРСС, 1997. Гл. 3.1.-3.4., 3.9.

  • Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р)


Дополнительная литература:

  • История государственного управления в России. Под ред. Р. Г. Пихои. М. РАГС, 2003.

  • Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.

  • Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.

  • Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. М., 1994.

  • Стратегическое планирование Под ред. Уткина Э.А. М. 1998.

  • Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000



Тема 3.2. Технологии бюджетирования



Понятие и основные функции бюджета. Бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная классификация. Этапы формирования бюджета, цикл бюджетирования и его элементы. Основные методы бюджетирования. Методы бюджетирования ориентированного на результат и практика их внедрения в России. Обоснование бюджетных расходов.

Действующие и вновь принимаемые бюджетные обязательства. Планирование новых обязательств и бюджетные ограничения. Государственное задание. Цели бюджета. Оценки эффективности бюджетных расходов и факторы их потенциальной неэффективности.

Приоритеты современной российской бюджетной политики.

Основная литература:


  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

  • Классики теории государственного управления: американская школа. Н. Кейден Государственное бюджетирование в неопределенной и нестабильной среде.

Дополнительная литература:

  • Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах).

  • Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 года №239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

  • Постановление правительства от 6 марта 2005 года №118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год».

  • Бушмин, Е. В. Бюджет государства и информационные технологии. Перспектива, 2001.

Семинар 5. Целеполагание в системе государственного управления


На основе текста Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года определить набор целей разного уровня для одного из предложенных направлений. Необходимо определить - цели страны по данному направлению (цели первого уровня), правительства РФ (цели второго уровня), органов исполнительной власти, в том числе, межведомственные (цели третьего уровня).

Работа проводится в малых группах. На основе предложенной выдержки из Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года студенты должны сформировать набор целей по одному из направлений (демографическая политика, здравоохранение, образование).

Семинар 6. Программно-целевой метод планирования деятельности


Студенты изучают и заполняют разделы утверждаемой ведомственной целевой программы «Повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг»

Работа проводится в малых группах. Студенты получают макет ВЦП «Повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг». Необходимо ответить на вопросы и сформировать (частично) следующие разделы программы:

  • Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы;

  • Перечень и описание мероприятий программы;

  • Ресурсное обеспечение программы;

  • Описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.

Источники для подготовки:

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах (распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в редакции распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 № 221);

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»

Семинар 7. Бюджетная классификация


Работа проводится в малых группах. Студенты должны определить коды главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов, КОСГУ для предложенного перечня видов деятельности органов исполнительной власти.

Источники для подготовки:

Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

Приказ Минфина России от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.11.2008 №204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

Раздел 4. Контрактные отношения и аутсорсинг

Тема 4.1. Контракты в государственном секторе, модели и технологии аутсорсинга


Теория контрактации в государственном управлении. Модели организации исполнения государственных функций предоставления государственных услуг. Эффективность контрактов на оказание государственных услуг и роль непосредственных получателей услуги в управлении такими контрактами.

Традиционные (регулятивные) и результативные контракты. Преимущества, ограничения и причины неоптимальности регулятивных контрактов. Возможности применения результативных контрактов в отраслях социальной сферы. Переход от регулятивных контрактов к результативным.

Место контрактных отношений в общей структуре взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики.

«Совокупность ресурсов аутсорсинга». Понимание предмета аутсорсинга в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. Место аутсорсинга административно-управленческих процессов в «пирамиде аутсорсинга». Траектории приоритетного внедрения аутсорсинга в мировой практике государственного управления.

Правовые, экономические и управленческие основы аутсорсинга. Особенности «контракта на исполнение государственных функций или оказание государственных услуг» как основы аутсорсинга административных процессов. Разработка процедур и механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов.

Анализ моделей построения системы аутсорсинговых контрактов, предлагаемых к внедрению в России.

Раздел 5. Кадровые технологии в государственном секторе

Тема 5.1. Карьера чиновника и оплата труда


Основы управления персоналом на государственной службе (public personnel management). Модели профессионального развития государственных служащих. Индивидуальные планы профессионального развития: международный опыт и российская практика. Профессиональные качества государственных служащих, модели компетентностей. Метод HAY. Концепции лидерства и организационного поведения. Кадровые технологии и кадровая работа. Системы карьерного роста и ротации государственных служащих.

Расходы на государственную службу, системы оплаты государственных служащих. Тарифные и нетарифные принципы оплаты труда. Особенности вознаграждения в spoil и merit systems. Международный опыт оплаты государственных служащих. Оплата труда на государственной службе Российской Федерации: виды и основные принципы. Структура и основные компоненты оплаты труда государственных служащих. Формы оплаты труда государственных служащих: денежное содержание и денежное вознаграждение. Фонд оплаты труда государственных служащих. Методы премирования и депремирования государственных служащих.

Оплата труда государственных служащих по результатам: методологические принципы и международный опыт. Коллективные и индивидуальные соглашения об оплате. Использование показателей результативности в системах оплаты государственных служащих. Особый порядок оплаты труда государственных гражданских служащих Российской Федерации. Нематериальные формы стимулирования государственных служащих по результатам служебной деятельности.

Основная литература:


  • Клименко А.В., Клищ Н.Н. Глава 3. Финансовое обеспечение и оплата труда на государственной службе. В учебнике: Государственная служба: комплексный подход. М.: Из-во «Дело» АНХ, 2009.

Дополнительная литература:

  • Барабашев А.Г., Кабышев С.В., Клименко А.В., Клищ Н.Н., Конов А.В., Оболонский А.В. и др. Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность. / Отв. ред. А.Г. Барабашев и С.В. Кабышев – М.: «Формула права», 2006;

  • Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы.// СОЦИС, №2, 1999, с. 34-40;

  • Волгин Н.А. Оплата труда государственных служащих: анализ, зарубежный опыт, новые подходы / Волгин Н.А., Дудников С.В. - М.: Триада, 2000;

  • Иванова В.П. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом.// М.: - Известия, 2003;

  • Armstrong, M., Brown, D. (2006) Strategic Reward: Making It Happen. Kogan Page, Limited, 2006;

  • Edenborough, R. (2005) Assessment Methods in Recruitment, Selection and Performance: A Manager's Guide to Psychometric Testing, Interviews and Assessment Centres. Kogan Page, Limited, 2005;

  • Human Resource Guidance. EEO Data in the Public Service / State Service Commission, 2001/ http://www.ssc.govt.nz;

  • OECD Report. Individual country reports on performance-related pay, HRM Survey, OECD Headquarters, Paris, 7-8 October, 2004.



Семинар 8. Разработка должностного регламента


Получив материалы по административному регламенту, студенты на его основе разрабатывают макет должностного регламента государственного служащего (по одной выбранной преподавателем должности), участвующего в исполнении административного регламента. Основное внимание должно быть обращено на показатели результативности служебной деятельности, знания и навыки, необходимые для исполнения функции (услуги) отраженной в административном регламенте.

Раздел 6. Взаимодействие государства с гражданским обществом

Тема 6.1. Технологии противодействия коррупции


Правовая основа противодействия коррупции. Меры по профилактике коррупции в рамках мероприятий по административной реформе. Типовые программы противодействия коррупции для федеральных и региональных органов исполнительной власти. Региональный опыт проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»: методологические подходы к их реализации.

Основная литература:




Дополнительная литература:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.)

  • Меры по борьбе с коррупцией. Меры по борьбе с отмыванием денег. Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века (Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 апреля 2002 г.)

  • Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний (Приняты Комитетом министров Совета Европы 8 апреля 2003 г.)

  • Парижская декларация против отмывания денег (Итоговая декларация Парламентской конференции Евросоюза по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г.)

  • Модельный закон "Об основах законодательства об антикоррупционной политике" (Принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.)



Тема 6.2. Государственно-частное партнерство (ГЧП)



Основные положения теории партнерства государства и бизнеса в современной экономике. Определения ГЧП и базовые принципы. ГЧП как инновационный способ привлечения частных инвестиций и менеджмента для финансирования, организации производства и предоставления населению общественных благ и услуг. Классификация государственно-частных партнерств. Концессии.

Нормативная правовая база. Структура и функции органов исполнительной власти по регулированию государственно-частных партнерств. Мировой опыт организации органов по регулированию ГЧП. Выгоды государства, бизнеса и гражданского общества от применения механизмов ГЧП в общественно значимых проектах.

Контракты по проектам ГЧП. Организация тендерного процесса в ГЧП. Подготовка тендерных предложений и проведение конкурсных процедур. Справедливость конкуренции и прозрачность тендерного процесса. Содержание, схемы, участники, источники финансирования. Риски в ГЧП. Дефиниции. Категории рисков. Трансфер рисков. Интересы сторон.

Государственные институты развития в России: задачи, функции, виды. Банк развития. Формы и методы работы государственного института развития. Практика формирования проектов Инвестиционного фонда. Фонд поддержки реформы ЖКХ. Программы ГЧП. Организация диалога с частными партнерами.

Управление подготовкой и реализацией проекта ГЧП. Административная компетенция государственных и муниципальных органов и функции проектной команды. Организация работы государственных органов с консультантами.

Организация государственно-частного партнерства на региональном и муниципальном уровне. Рекомендации по организации ГЧП в регионах и муниципальных образованиях.

Потенциал развития ГЧП. Зарубежная практика и выводы для Российской Федерации.

Основная литература:


  • Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ (СЗ РФ. 2005. №30 (ч.2). Ст.3126.

  • Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.

  • Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. Фонд «Институт экономики города». М., 2006.

  • Зворыкина Ю.В. Государственные и муниципальные концессии в России.- М.: Современная экономика и право, 2002.

  • Право на этапе перехода 2007. Государственно-частные партнерства. Правовая реформа в России. Европейский банк реконструкции и развития. www.ebrd.com/law

  • Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. Европейская Экономическая Комиссия ООН. ООН, Нью-Йорк и Женева, 2008

  • Шохин А.Н. Принципы диалога государства и бизнеса. Стенограмма выступления в сб. «Модернизация экономики и государство».М., Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007.


Дополнительная литература:

  • Банк развития. Выпуск №1, 2008. Внешэкономбанк

  • Государственно-частное партнерство. Журнал "Закон", 08.02.2007. http://www.zakon.ru/: Статьи:

  • Ю.Е. Туктаров. Гарантии муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

  • А.Б. Клячин.Структурировании сделок прямого частного инвестирования в России.

  • С.В. Гомцян. Сохранение стабильности и устойчивости банковской системы России.

  • В.В. Мазурок. Некоторые аспекты участия публичных образований в концессионных соглашениях.

  • В. Н. Лисица. Категория «инвестор» в международном и национальном праве.

  • П.Н. Бобин. Проблемы гражданско-правового регулирования недропользования.

  • С.А. Зинченко, О.Г. Ломидзе, В.В. Галлов. Концессионное соглашение – правовая форма взаимодействия бизнеса и государства.

  • Государственно-частное партнерство в инновационных системах. Под ред. С.Н. Сильвестрова. РАН, Институт экономики, М., 2008.

  • Институализация процесса социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Доклад Министерства регионального развития. http://www.minregion.ru.

  • Кабашкин В.А. Партнерство в государстве – залог успеха. Научное издание.

  • «Новости» - М., 2007.

  • Королев В.А. Повышение квалификации государственных служащих: потенциал развития государственно-частного партнерства. Ст. в журнале «Вопросы государственного и муниципального управления», №2, 2008.-М., ГУ-ВШЭ

  • Мартусевич Р.А. Мировой опыт государственно-частных партнерств в коммунальном хозяйстве: факторы успеха и неудач с позиций частного сектора. Ст.в сб. «Модернизация экономики и государство».М., Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007.



Семинар 9. Основные модели ГЧП в общественном секторе


Семинар посвящен рассмотрению и анализу моделей ГЧП в современных экономиках, институциональной базы ГЧП, принципов эффективного формирования и управления программами и проектами ГЧП, проблем развития ГЧП и успешной зарубежной и отечественной практики ГЧП в общественном секторе.


Раздел 7. Электронное правительство

Тема 7.1. Понятие и основные элементы электронного правительства


Определение электронного государство и электронного правительства. Определения электронного правительства. Тенденции развития электронного общества. Электронная демократия, правосудие, коммерция. Цели и риски электронного правительства. Индексы готовности к электронному обществу и правительству.

Функциональные элементы электронного правительства – электронный документ и документооборот, учет и нотариат, деловые процессы, базы данных. Условия внедрения электронного правительства.

Последовательность оптимизации и автоматизации административно-управленческих процессов. Стадии «зрелости» электронных услуг. Порталы государственных и муниципальных услуг.

Нормативно правовые основы электронного правительства и концепции его развития. ФЦП «Электронная Россия», региональные программы информатизации.

Примеры и лучшие практики формирования электронного правительства и оказания е-услуг в различных странах.

Основная литература:


  • Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002 – 2010 годы»

  • Клименко А.В. Электронные административные регламенты. В кн.: Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М., 2004 г.


Дополнительная литература:

  • Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 годах, Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р.

  • Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. М., ИНФРА-М, 2004 г.



Семинар 10. Анализ готовности к электронному правительству


Семинар проводится в компьютерном классе. Обучающиеся обсуждают требования, предъявляемые к электронному правительству со стороны граждан и организаций, формируют компоненты и механизм расчёта индекса качества электронного правительства.

Во второй части семинара, пользуясь применяемой на практике методологией, студенты проводят обследование порталов (федеральных органов власти и/или органов власти субъектов РФ), заполняя анкету готовности к электронному правительству.

Раздел 8. Качество государственного управления

Тема 8.1. Лучшая практика и оценки качества государственного управления


Лучшие практик и инновации в государственном управлении. Сравнительные оценки качества государственного управления. Цели сравнительных оценок качества государственного управления (глобализация и процесс унификации государственных институтов, изучение и поиск лучшей практики). Ограничения на передачу лучшего опыта (государственное устройство, социальные и культурные особенности стран).

Значение международного опыта (преодоление разрыва в уровне развития, прозрачные условия для международного бизнеса, распространение влияния, проч.). Стимулы к инновациям в сфере государственного управления. Основные тенденции развития государственного управления.

Организации, участвующие в оценке и распространении лучшей практики государственного управления (международные, национальные, правительственные и неправительственные, частные организации).

Индексы качества государственного управления. Международные прямые оценки и рейтинги качества государственного управления. Индекс Всемирного банка GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot). Индекс конкурентоспособности роста (Всемирный экономический форум). Исследование условий ведения бизнеса (BEEPS - The Business Environment and Enterprise Performance Survey). Индекс восприятия коррупции. Индекс экономической свободы. Национальные оценки.

Российская практика сравнительных оценок качества государственного управления и их использования в практике управления.

Основная литература:


  • Кауфманн Даниэль, Краай Аарт, Лобатон Пабло. Значение государственного управления. Всемирный банк, Группа изучения проблем развития, Институт Всемирного банка, Октябрь, 1999.

  • Инновации в сфере управления и государственно-административной деятельности как средство достижения согласованных на международном уровне целей развития, в том числе целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Комитет экспертов по государственному управлению ООН, 2006

  • Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

  • Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».


Дополнительная литература:

  • Алескеров Ф. Т., Головщинский К. И., Клименко А. В. Оценки качества государственного управления, ГУ-ВШЭ, 2006, Препринт, серия WP8, Государственное и муниципальное управление.



Семинар 11. Разработка индексов качества государственного управления


Работа проводится в малых группах. Студенты должны разработать систему индексов качества государственного управления в Российской Федерации с учетом направлений и мероприятий реформы государственной службы и административной реформы. Студенты выделяют наиболее важные направления совершенствования государственного управления и предлагают процедуры, методы сравнения и расчета индексов, характеризующих динамику развития по этим направлениям.

По итогам работы в группах проводится обсуждение адекватности предложений и возможностей их практического использования.

Формы контроля


Текущий контроль заключается в обеспечении участия магистра в выполнении заданий на семинаре. Задания сформулированы таким образом, что предполагают знание студентом соответствующих тематических разделов программы. Для обеспечения участия студента в выполнении заданий на семинаре обсуждаемый материал включается в задания итоговой письменной работы.

Промежуточный контроль осуществляется в виде оценки качества реферата и проверки домашнего задания. При оценке реферата учитывается способность студента к пониманию поставленного вопроса и качество изложения мыслей. При проверке домашнего задания учитывается полнота работы, качество анализа данных, уровень формализации при изложении, степень обобщения результатов опроса.

Итоговый контроль состоит в оценке качества итоговой письменной работы. Задание итоговой письменной работы содержит два открытых вопроса. Пользоваться какими-либо источниками при написании итоговой работы запрещено.

Вес каждого открытого вопроса при оценке итоговой работы – 50%. Вес итоговой письменной работы в общей оценке знаний студента по дисциплине – 50%.

Время написания итоговой работы – 50 минут.


Итоговая оценка студента складывается из:

  • Посещение занятий (15% итоговой оценки);

  • Написание реферата (20% итоговой оценки);

  • Выполнение домашнего задания (15% итоговой оценки);

  • Итоговая письменная работа – экзамен (50% итоговой оценки)

Реферирование статьи


Студенты, выполняющие курсовую работу по данному курсу, от написания реферата освобождаются. Для освобождения от написания реферата студент должен предоставить до момента начала написания реферата согласие научного руководителя на руководство курсовой работой по тематике курса. В противном случае написание реферата обязательно.

Реферат пишется на семинаре. Студент предварительно изучает (и может принести с собой) все предлагаемые для реферирования статьи. Конкретную тему реферата студент согласует с преподавателем.

Время написания реферата – 60 минут.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы





  1. Теория общественного договора как основа формирования государства. Ее значение для функционирования современной бюрократии.

  2. Функции государственного управления. Концепция Л. Гулика и Л. Урвика.

  3. Виды государственного управления и управленческие последствия их реализации.

  4. Типологии методов государственного управления.

  5. Государственное управление и менеджмент: общее и различия.

  6. «Классическая дихотомия» В.Вильсона и Ф.Гуднау. Современные подходы к решению вопроса.

  7. «Идеальная бюрократия» М.Вебера. Концепция и основные направления критики. Оценка актуальности.

  8. Школа человеческих отношений (Мак-Грегор, Фоллет, Мэйо, Маслоу) и ее вклад в развитие теории государственного управления.

  9. Концепция «максимизирующего бюрократа» В.Нисканена и ее влияние на понимание проблем государственного управления. Способы противодействия.

  10. «Новое государственное управление»: проблемы и перспективы использования подхода в госуправлении.

  11. Раскройте экономическое содержание и сущность государственно-частного партнерства.

  12. Что такое ГЧП? Дайте определение ГЧП.

  13. Охарактеризуйте роль и место ГЧП в системе современных механизмов управления государственной и муниципальной собственностью.

  14. Чем отличаются приватизация от ГЧП? В какой диалектической связи находятся эти два процесса разгосударствления?

  15. В каких формах проявляется ГЧП? В чем их общие черты и различия?

  16. Какие модели ГЧП реализуются в мировой и отечественной практике?

  17. Охарактеризуйте общие масштабы и отраслевую структуру ГЧП в мире на современном этапе.

  18. Объясните влияние мирового финансового кризиса на развитие проектов ГЧП.

  19. Каковы основные тенденции развития ГЧП в мировой экономике?

  20. Что дает ГЧП государству, бизнесу, обществу?

  21. Охарактеризуйте основные проблемы развития ГЧП и пути их преодоления.

  22. Что такое концессия, каковы ее основные черты, позволяющие ее считать одной из основных форм ГЧП?

  23. В чем заключается сущность и механизм проектного финансирования государственно-частных партнерств.

  24. Приведите классификацию рисков при реализации проектов ГЧП.

  25. Каковы механизмы снижения рисков в проектах ГЧП?

  26. Охарактеризуйте современное состояние и перспективы развития ГЧП в России.

  27. В чем состоит роль и значение ГЧП при проведении государственной инвестиционной политики Правительством Российской Федерации?

  28. Какие специфические инструменты ГЧП разработаны в России?



Методические рекомендации для преподавателя


Данный курс может быть использован не только для факультета «Государственное и муниципальное управление», но также может быть рекомендован и для иных специальностей, где предполагается взаимодействие с государственными структурами, знание методов и процедур их деятельности.

Для проведения семинарских занятий необходимо активно использовать методы работы в малых группах, вовлечение в индивидуальную работу. Задача преподавателя состоит в максимальном отказе от роли лектора, его функции состоят главным образом в модерации дискуссий.

Материалы для занятий необходимо обновлять ежегодно, учитываю изменяющиеся условия.

Семинар по теме Электронного правительства проводится в компьютерном классе. Студенты самостоятельно изучают сайты органов власти в соответствии с предложенным им гайдом.

Методические рекомендации для студента


Программа курса ориентирована на изучение современных технологий государственного управления, что обуславливает ограниченный перечень литературы на русском языке. Для успешного освоения материалов курса рекомендуется не ограничиваться русскоязычными источниками.

Семинарские занятия предполагают активное использование навыков презентации, работы в группах, подготовки групповых работ.








Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconПрограмма дисциплины Технологии государственного управления
«Современное государственное управление и государственная служба» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconФакультет государственного и муниципального управления название дисциплины «Этика политики и государственного управления»
Учебный курс предназначен для студентов 4-го курса фгиму гу-вшэ, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное...
Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconФакультет государственного и муниципального управления название дисциплины «Этика политики и государственного управления»
Учебный курс предназначен для студентов 4-го курса фгиму гу-вшэ, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное...
Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconФакультет государственного и муниципального управления название дисциплины «Этика политики и государственного управления»
Учебный курс предназначен для студентов 4-го курса фгиму гу-вшэ, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное...
Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconФакультет государственного и муниципального управления название дисциплины «Этика политики и государственного управления»
Учебный курс предназначен для студентов 4-го курса фгиму гу-вшэ, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное...
Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconПрограмма дисциплины «Политические технологии и современное общество» Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Курса. Изучение данной учебной дисциплины представляет собой составную часть подготовки современных квалифицированных специалистов...
Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconПрограмма дисциплины «Политические технологии и современное общество» Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Курса. Изучение данной учебной дисциплины представляет собой составную часть подготовки современных квалифицированных специалистов...
Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconФакультет государственного и муниципального управления название дисциплины «Этика публичной сферы»
Учебный курс предназначен для студентов 4-го курса фгиму гу-вшэ, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное...
Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconФакультет государственного и муниципального управления название дисциплины «Этика публичной сферы»
Учебный курс предназначен для студентов 4-го курса фгиму гу-вшэ, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное...
Технологии государственного управления читается в рамках дисциплины «Современное государственное управление и государственная служба» iconГрафик профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в Высшей школе государственного управления Финансового университета на 2011 год Профессиональная переподготовка
Государственное и муниципальное управление (специализация «Государственная служба»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы