Необходимость и сущность государственного регулирования экономики icon

Необходимость и сущность государственного регулирования экономики



НазваниеНеобходимость и сущность государственного регулирования экономики
Дата конвертации15.07.2012
Размер235,9 Kb.
ТипРеферат
Необходимость и сущность государственного регулирования экономики


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА Контрольная работа по предмету «Государственное регулирование экономики»Тема: Необходимость и сущность государственного регулирования экономики. студента II курса заочной формы обучения (второе высшее образование) Сидорова Алексея Станиславовича Киев 2000 СодержаниеНеобходимость государственного регулирования рыночной экономики.Экономические школы о государственном регулировании рыночной экономики 2Сущность государственного регулирования рыночной экономики 5 Административное регулирование 5 Экономическое регулирование 6 Государственное предпринимательство 9 Налоговая политика и бюджетное регулирование 10Заключение 13Использованная литература. 14Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.Экономические школы о государственном регулировании рыночной экономики История государственного регулирования восходит к концу средневековья.В то время основной экономической школой была школа меркантелистов.Сущность теории меркантелизма заключается в тождественности понятий«капитал» и «деньги». Одностороння трактовка функции денег привела к тому,что меркантелисты считали основным источником капитала сферу обращения.Поскольку, по мнению меркантелистов, в результате внутригосударственногообращения денег их количество не увеличивается, а происходит толькоперераспределения капитала, основное внимание они уделяли международнойторговле. Главной задачей государства, таким образом, становилосьподдержание положительного сальдо внешнеторгового баланса. Эта цельпредполагала активное вмешательство государства в экономику и воздействиена нее административными и экономическими рычагами. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли висторию экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль,Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечитьполное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такиерычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с однойстороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другойстороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно,эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихсяресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими каксаморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой.Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней идаже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о том, чтонаиболее приемлемой является экономическая политика государственногоневмешательства. Классической школой признавалось, что иногда могут возникатьненормальные обстоятельства, такие, как войны, политические перевороты,засухи, биржевые крахи, золотая лихорадка и т.д., которые уводят экономикус пути полной занятости. Но при этом утверждалось, что присущая рыночнойсистеме способность к автоматическому саморегулированию вскоревосстанавливает в экономике уровень производства при полной занятостиресурсов. Если же и произойдет временное сокращение общих расходов, то онобудет компенсировано снижением цен и заработной платы, так что реальныйдоход и занятость не снизятся. Считалось, что финансовый рынок, и вчастности ставки процента, автоматически приводят в соответствие планысубъектов рынка по сбережениям и инвестициям. Классическая экономическая теория государственного невмешательстваимеет своих приверженцев во многих странах, несмотря на то, что сама теорияплохо состыковывается с имеющими место фактами длительных спадов впроизводстве, безработицей и инфляцией. В 1936 г. крупнейший английский экономист Джон Мейнард Кейнс послеокончания «великой депрессии» 30-х годов выдвинул новое объяснение уровнязанятости в капиталистической экономике и сформулировал новые принципы иинструменты государственного регулирования рынка. Согласно этой теории, прикапитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полнуюзанятость, полная занятость — частный случай, а не закономерность,капитализм — не саморегулирующейся системой, способной к бесконечномупроцветанию. Кейнсианской теорией занятости отвергается положение о том, что ставкапроцента уравнивает сбережения и инвестиции. Субъекты сбережений иинвесторы — это разные группы населения. В условиях здоровой экономикинаселение сберегает значительные суммы даже во время ее процветания. Приэтом по собственной инициативе. Корпорации и фирмы, располагая сбережениямив виде нераспределенных прибылей, принимают инвестиционные решения исходяиз: а) ожидаемой нормы чистой прибыли; б) реальной ставки процента. Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен изаработной платы. Теоретической основой неоклассической модели послужили концепциинеоклассического направления экономической мысли. Трансформация моделигосударственного регулирования заключалась в отказе от воздействия навоспроизводство через спрос, а вместо этого предполагалось использованиекосвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложениясчитают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродитьполную свободу частного предпринимательства. Экономический пострассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляетсяиз двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации частиприбыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этойтеорией государство должно обеспечить условия для процесса накоплениякапитала и повышения производительности производства. Главные препятствия на этом пути — высокие налоги на прибыль иинфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляцияудорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств длянакопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционныхмероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговыхльгот предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличитего дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией и выполнение государствомдругих экономических функций. Следовательно, следующим шагом станетсокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета дляподдержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ иобщее разгосударствливание экономики. К мероприятиям по разгосударствливанию экономики относятся: . политика приватизации государственной собственности; . политика дерегулирования, которая означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, де регулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неоклассической модели государство может лишькосвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономическогоразвития страны отводится рыночным силам. Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночнойэкономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способепроизводства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу оограниченности капиталистического способа производства в чистом виде инеобходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетомсоциального аспекта. Главным недостатком марксистской теории с позиции современнойотечественной политэкономии считается именно вывод о необходимостиреволюционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономической системы. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение онеобходимости государственного вмешательства в действие рыночногомеханизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнениио методах и размерах такого вмешательства. Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мереявляется условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни быловмешательства государства может быть только теоретической абстракцией.Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступаетактивным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренциизначительная часть производительных сил перерастает рамки классическойчастной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержаниебольших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. Вусловиях монополистической конкуренции, когда производство сталохарактеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, самимонополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей ролигосударства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнемрынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, чтообщие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируютновые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой,экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянииразрешить все проблемы экономического роста, особенно проблемы связанные своспроизводством всех ресурсов. Наряду с двигательными силами в немзаложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось ираньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятостиресурсов и прежде всего рабочей силы. Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, какминимум, тремя причинами. Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма —конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории являетсямонополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрываетконкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решениимакроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественногопроизводства. На определенном этапе развития капитализма монополистическийкапитал начинает сращиваться с государственной системой управления с цельюреализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечениювсесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже,общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставленазаконодательная и иная антимонополистическая деятельность государства. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такойструктуры производства, которая позволяла бы ему оставатьсяконкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должнапроизводить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотреныограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупнаякорпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор поискусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношениюмежду спросом и предложением. Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержаниярабоспособности рыночного механизма является правовая защита производителейи потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности иэеономической самостоятельности. Собственник, не уверенный внеприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и несможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитиекоторых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные илипроизводства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степеньюриска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересахвсех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а ихрезультаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта:фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охранаправопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования,здравоохранение, создание и поддержание нормального функционированияобщеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль идр.). В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностейрыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе,поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечениефункционирования рыночного механизма, разработка теории общественноговыбора и принципов рационального экономического поведения.Сущность государственного регулирования рыночной экономики В развитии экономики государство призвано корректировать тенедостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствуетрациональному использованию исчерпаемых ресурсов, защиты окружающей среды,не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всемучеловечеству. Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутныхэкономических интересов.Административное регулирование Административные методы государственного регулирования находятэффективное применение в таких основных областях: . прямой контроль государства над монопольными рынками; . административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов; . обеспечение экономической безопасности производства; . разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением; . определение и поддержание минимально допустимых параметров и норм жизнедеятельности человека; . защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений. Сфера применения административных регуляторов рыночных отношенийдовольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно работают наповышение эффективности экономических отношений. Однако воздействие государства на экономику не может носитьпроизвольный характер. Рыночный механизм диктует экономическим действиямгосударства свои требования. Применение внешних регуляторов не должно вестик ослаблению рыночных стимулов. В противном случае общество сталкивается стакими явлениями, как разрегулирование кредитно-денежной системы игосударственных финансов, рост безработицы и инфляции и т.д.Экономическое регулирование В смешанной экономике правительство полностью интегрировано вкругооборот материальных и денежных средств, образующих экономическиймеханизм. Все реально функционирующие экономические системы — это системы«смешанные»; повсюду правительство и рыночная система делят между собойфункцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики: . Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе? . Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию? . Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями? Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаютсядруг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управленииэкономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования,пределов действия той или иной формы, а также направленности регулированияэкономики. Но во всех случаях, экономические функции правительства вразвитии экономики играют очень существенную роль. Количественно выразить экономическую роль правительства в управленииэкономикой чрезвычайно трудно. Эта роль осуществляется в таких широкихмасштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень егоэкономических функций. С определенной достоверностью можно установить долюнационального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объемпродукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размерыгосударственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие мерыгосударства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья итруда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспеченияравного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикойценообразования в определенных отраслях и т.д. Да и сам процесс расчетамакроэкономических показателей достаточно трудоъемкий иресурсотребовательный процесс. Для его осуществления необходимо поддержаниев собственности государства больших вычислительных и аналитическихмощностей. Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать иоблегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести: . обеспечение правовой базы регулирующей функционирование инфраструтуры рынка, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики; . защита экономической самостоятельности, конкуренции и обеспечения равноправия всех форм собственности; . перераспределение общественного продукта в интересах социально незащищенного и экономически не самостоятельного населения; . корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры и сбалансированности национального продукта и национальной экономики; . стабилизация экономических процессов, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста . содействие и поддержание рыночного механизма демонополизации экономики. Рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение,при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждыйиз них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому ина цену продаваемого продукта. Монополия по своей природе порождает нерациональное распределениеэкономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий естьограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавецданного товара будет только один, то у потребителя не окажется выбора.Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменители данного товара. Спросна товары-заменители возрастет, что влечер за собой увеличение предложения.В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключаютвозможность существования даже косвенных конкурентных рынков, правительстворегулирует цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт,связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятияобщественного пользования в той или иной степени в большинстве государствподвергаются правительственному регулированию, а во многих странахнационализированы и являются собственностью государства. Одна из экономических функций правительства связана сперераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночнаясистема может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода крыночным отношениям в Украине быстро появились миллионеры и миллиардеры, адесятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличии отцивилизованных государств, где рыночная система существует долгие годы,такое расслоение общества вызвало сильную социальную напряженность.Занимаясь перераспределнием доходов, государство параллельно решает другуюне менее важную задачу, которая заключается в создании общественныхинститутов оправдывающих социальное неравенство. В тоже самое время, в государствах с длительной историей рыночныхотношений правительства разрабатывают и осуществляют программы социальногообеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия побезработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных группнаселения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходынаселения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходовпутем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощьюсистемы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения игосударственных расходов по социальному обеспечению некоторая долянационального дохода переводится от относительно богатых к относительнобедным. Функция, связаная с корректированием распределения ресурсов с цельюизменения структуры национального продукта, призвана сгладить диспропорциив развитии национального рынка. Утверждение, что одним из достоинствконкурентной рыночной системы является обеспечение эффективногораспределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо приодном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные спроизводством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение вкривых рыночного спроса и предложения. Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могутвозникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектовперемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни кпроизводству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такойтретьей стороной выступает само население. Когда химическое предприятие илиметаллургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу,то часть издержек по поддержанию собственного здоровья и окружающей средыперекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. Вцелях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающуюсреду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальныхзагрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов.Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок киздержкам перераспределния на единицу продукции. Корректировка можетпроизводиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в СШАпрограмма продовольственных талонов предназначена для улучшения рационапитания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, чтоулучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, анизкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Болеепроизводительный труд участников экономического процесса несет за собойвыгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на сторонерыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей(безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.). Действие правительства по обеспечению рационального распределения ииспользования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложениепредприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может водних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные ипотребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налогивысвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для ихпритока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с цельюосуществления изменений в структуре национального продукта страны. Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощьючастному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильногоуровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупногообъема инвестиций. Высокий уровень общих инвестиций означает, что длямногих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень необеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительствунадлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественныеблага и услуги, с целью стимулирования совокупного спроса, а с другойстороны — сокращать налоги с целью стимулирования инвестиций частногосектора. Другая ситуация может возникнуть, если государстов попытаетсярасходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономикипроизводящие совокупный общественный продукт. Когда совокупные расходыпревышают величину совокупного продукта при полной занятости, избыточныерасходы вызовут повышение уровня цен и раскручивание механизма инфляции.Государственное предпринимательство Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений можетбыть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточенымощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно. В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущееместо занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономикеиграет и государственная собственность. Она распространяется на землю, лесаи другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и намногие предприятия. На долю государственной собственности во многихразвитых странах приходится до 25% национального богатства. На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственнаяпредпринимательская деятельность государства, приобретал все большеезначение государственный сектор в экономике. В развитых странах напредприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой дотрети валового национального продукта. Сфера государственнойпроизводственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочнойслужбы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государстваосваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектроннойпромышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств внациональном доходе приблизилась к 40% вместо 5-10% в начале века.Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достиглиогромных размеров: в Швеции — до 25%, Италии и Великобритании — до 30%, вАвстрии и Франции — свыше 40% общего объема капитальных вложений.Практически на средства государства ведутся фундаментальные научныеисследования. Располагая финансами, государства выступают по отношению к частномусектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно еепокупателя, что придает определенную стабильность рынку. Государственныерасходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так,в США к началу 90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей,почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). Вдополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты,которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков,определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат посоциальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственныхрасходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующуюструктурную политику, формировать такие производственные структуры, которыеотвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научныеисследования и подготовку высококвалифицированных кадров. Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанныхгосударственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуетсяв проблему пределов и форм государственного контроля, его возможностиреально влиять на поведение экономических субъектов. Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим: . обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; . стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально- экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций; . координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; . создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; . выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; . поддержание в нормальном состоянии кредитно-денежной и финансовой системы. Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровнепредприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогативаисключительно государства.Налоговая политика и бюджетное регулирование Для оплаты государственных расходов и различных выплат населениюгосударству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммыможно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбораналогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль,государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы:товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос отом, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, какимобразом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будутизыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться нацели производства государственных товаров и услуг. Государство всегдаоблагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушливремена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради ихсобственной выгоды. В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организацийсоставляли 90% всех поступлений. Подоходный налог с населения составлялнемногим больше 10%, чем достигался определенный уровень социальнойсправедливости. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40% доходаперераспределялось в самом производстве, 15-17% национального доходасоставляли расходы на оборону и только менее 25% направлялось в социальнуюсферу. В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все болееактивным инструментом государственной социальной и экономической политики.Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие: . Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос. . В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике на Украине. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития. . В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов: V налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.); V налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.); V налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.); V налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость); V налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей через более высокие цены на непосредственных потребителей). Среди методов налогового регулирования важнейшее место занимаетсистема налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивногообложения доходов физических лиц, налогообложение корпораций осуществляетсяпо пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льготгосударство воздействует на инвестиционный процесс в определенномнаправлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговоерегулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшениесовокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры,дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочкуплатежа налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Системаналогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулированиясо стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала. К основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся:система специальных амортизационных отчислений, в том числе системаускоренной амортизации в наиболее динамично развивающихся отраслях;налоговые скидки на инвестиции; различного рода инвестиционные премии,субсидии, инвестиционные фонды. Анализ результатов налоговых реформ в развитых капиталистическихстранах позволил западным экономистам вывести зависимость между величинойналоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей иналоговыми доходами государства. Рост налоговых ставок имеет предел, закоторым начинается падение деловой активности, а значит, сокращение доходовбюджета. Считается, что предел наступает при перераспределении через бюджетболее 30% от суммы всех доходов предпринимателей и населения. Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитнойполитике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные икредитные организации, заинтересованные в постоянном росте оборотакредитных средств как источника роста их прибыли. В переходный период крыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческиебанки, которые по существу торгуют денежным капиталом и получают огромныеприбыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населенияпосредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитноесредство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще болеевысокие проценты или непосредственно пускают их в оборот. В переходный период, ввиду неразвитости кредитной системы Украины инесовершенства законодательной базы, для большинства промышленных иагропромышленных предприятий ставки процента оказались непосильными, чтопривело к практически полному отсутствию новых инвестиций. В то же времяпосреднические фирмы, занятые в сфере обращения и на «дорогом» кредитеполучают многомиллионные прибыли. Использование временно свободных накоплений как кредитного средства вопределенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельностиили стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на негосо стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше рисктоварно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средствпроизводства и товаров выступают как денежные средства. Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмоминфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений являетсяважнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральныебанки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банкиобязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, которыйустанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученныерезервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную(учетную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностьюгосударства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объемоборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставкикредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижаетсяинвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболееэффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижениюинфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочнымитемпами роста национального дохода. При таком условии достигаетсястабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста. Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще однуважную функцию стабилизации рыночной экономики — защиту накопленийпредприятий и населения.Заключение Изучение данной темы дает обильную пищу для полемики и дискуссий.Очень часто государство является первопричиной изменений экономическогоповедения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависятрешения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственнаяполитика достигает цели, в большинстве случаев, тогда, когда она поощряет,а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условийпредпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, тоесть общества. Следовательно, государство должно благоприятствоватьреализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма. Следуетотметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, гдеего вмешательство излишне. В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаетусловия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозысо стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественныхтоварах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения,решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственноевмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизми принести заметный вред экономике страны, как это было например, воФранции и Великобритании в конце 70-х, начале 80-х годов. Из-за слишкомактивного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов,темпы экономического роста заметно упали. Решением проблемы явилисьприватизация и де регулирование экономики. Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, чтопервостепенной задачей всего государственного механизма является достижение«золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику.Использованная литература.1. Гурне Б. Державне регулювання — К., 1993.2. Дідківська Л.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки Навчальний посібник. — К.: Т-во “Знання”, 20003. Мочерний С.В. Основи економічних знань — Львов, 20004. Г.І. Башнянин, Л.Ю. Лазур, В.С. Медеведєв Політична економія. — К., Видавицтво «Ніка-Центр Ельга», 2000.5. Мочерный С.В., Симоненко В.К., Секретарюк В.В., Устенко А.А. «Основы экономической теории» — К., Издательство «Знання», 20006. Юхименко П.І., Леоненко П.М. Історія економічних учень — К., 2000




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconНеобходимость государственного регулирования экономики в рыночных системах
Какие конкретные инструменты такого регулирования? Как соединяется механизм государственного регулирования с механизмом ринка?
Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconНеобходимость государственного регулирования экономики в рыночных системах

Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconУрок обществознания
Показать, что рынок не является идеальным механизмом, доказать необходимость государственного регулирования экономики
Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconСодержание Введение Государственный кредит, его сущность, необходимость и формы организации
Понятие, социально-экономическая сущность и особенности государственного кредита
Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вэд, таких как: сущность государственного управления внешнеэкономической деятельностью, способы государственного регулирования вэд,...
Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconНеобходимость государственного регулирования общественного развития

Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconУчебник: Экономическая теория
Несовершенства рынка и необходимость его государственного регулирования
Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconАнтимонопольная политика РФ значение и проблемы
Ущерб, наносимый монополиями, и необходимость государственного регулирования
Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconБилет 27. Необходимость и сущность денег в рыночной экономике
Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих необходимость товарного производства и, следовательно,...
Необходимость и сущность государственного регулирования экономики iconСущность, методы и формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы