Возможность интеграции теорий на примере рэпт icon

Возможность интеграции теорий на примере рэпт



НазваниеВозможность интеграции теорий на примере рэпт
Каратаев Р.Г
Дата конвертации15.07.2012
Размер364.28 Kb.
ТипРеферат
Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ


томский государственный университет факультет психологии Курсовая работа на тему: «Возможность интеграции теорий на примере РЭПТ» Выполнил: студент III курса ФП гр.2092 Каратаев Р.Г. Проверил: Профессор, член корреспонденции РАО Залевский Г.В. 2002г. Введение ----------------------------------------------------------------- 2 Теоретический аспект рационально-эмотивной терапии. 4 Бихевиорально-когнитивная интеграция. ------------------- 10 Развенчание мифа о невозможности интеграции. ----------15 Случай из практики -------------------------------------------------23 Заключение-------------------------------------------------------------30 Список литературы--------------------------------------------------31 Введение. На протяжении большого количества времени эта проблема не затрагиваласьв литературе, попытки объединения есть, но они очень своеобразнооцениваются практиками и теоретиками в области психологии, психотерапии. Аречь идёт о таком, на мой взгляд, интересном вопросе, как интеграцияметодов, и использование методик в практическом применении к пациенту, сосближением методологий. Попытки совместить теорию и практику уже были, Лазарус с егоэклектическим подходом, Нельсон-Джоунс и его консультирование по жизненнымумениям, но одобрительных реакций в сторону интегрированных направлений нетак много, и даже были упрёки по отношению к ним. В этой курсовой работе я делаю попытку отразить совместное применениеметодов различных направлений с интеграцией теоретических моментовлежащих в основе этих методов. На примере рационально-эмотивной терапии А. Эллиса в этой курсовойработе я освещаю вопрос совместного использования практической стороны и непротиворечащей ей теоретической стороны. В большей степени будет затронутаповеденческая и когнитивная часть этой теории, но также я обозначу иэмоциональный аспект. Следующая курсовая работа, в большей степенипосвящённая эмоциональному и динамическому аспекту теории и практикирационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберта Эллиса, дополнит разборпоставленного вопроса. Так же я провожу пилотажное исследование с целью обозначить и отразитьспособность рационально-эмотивной терапии использовать практически методикиинтегрированного типа, не расходящиеся с теоретическими моментами РЭТинтегрированной теории. В дальнейшем с помощью метода теоретическогоанализа, а также разбора практического примера РЭТ-терапевта, я отражаювзаимосвязь между поведенческим и когнитивным направлением. В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, вчастности, в исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научныепринципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведенияживотных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивныевозможности, что бы понять, как у них происходит научение. Кроме того,возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того неподозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов.
Тренингсоциальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациентыобучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий,необходимых для совладания с ситуациями страха. Использование воображения,новых способов мышления и применения стратегий включает когнитивныепроцессы. Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуетсятрансформацией ее классической модели, основанной на принципахклассического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенчискуюмодель. Мишенью "чистого" поведенческого терапевта является изменениеповедения; мишенью когнитивного терапевта - изменение в восприятии себя иокружающей действительности. Когнитивно-поведенчиские терапевты признают ито и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и егопоследствия воздействуют на представления о себе и мире. Теоретический аспект рационально-эмотивной терапии. Нужна ли интеграция в современной психологии на уровне теорий, аточнее, возможна ли эта интеграция в данное научное время? Этот вопроспостоянно возникает при практических занятиях, а также постояннозатрагивается в научной литературе различных направлений психологии.Разные теории в свою очередь не мешают современному консультанту, так илииначе поддерживающему определённую школу, соединять на практике методы иметодики, основанные на разных теоретических постулатах. Если поведенческаятехника помогает человеку в решении его проблемы, то не важно, что в целомконсультант в теоретическом плане склонен, например, рассматривать человекас феноменологической позиции, главное помочь человеку. Такое отношение, намой взгляд, не совсем верно, так как есть возможность интеграцииметодологий, при успешной совместной практике. В современной психологиипоявилась новое направление, которое берёт истоки из поведенческого подходапсихологии и успешно интегрирует динамическое, когнитивное игуманистическое направление психологии. Рационалоно-эмотивная теория и терапия Альберта Эллиса*, в которой безпротиворечий взаимодействуют три "краеугольных камня": мышление, эмоция,поведение. Все три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них частовызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е.думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится иего эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменитсяповедение. Существует не много психологических направлений,ориентированных непосредственно на эмоции, поскольку на эмоции труднооказать прямое воздействие. В этом отношение теории РЭТ, возможно являетсяуникальной, поскольку она фокусируется на взаимодействии мыслей и эмоций. Первый и наиболее важный принцип рационально-эмотивной теории состоит втом, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональноесостояние человека. Проще говоря, Альберт Эллис - исполнительный директор нью-йоркского Институтарационально-эмотивной терапии. Более 40 лет он проработал в областипсихотерапии, семейного консультирования и сексуальной терапии.Американская гуманистическая ассоциация наградила Эллиса званием ГуманистаГода, Американская гуманистическая ассоциация удостоила его награды заособый вклад в науку, а Академия психологов особо отметила его вклад всемейную терапию. Доктор Эллис является автором или редактором около 50книг и монографий, а также более 500 статей на психологические,психиатрические и социологические темы. ОН получил докторскую степень вобласти клинической психологии в Университете Колумбии ( Нью-Йорке) в 1947году.как мы думаем, так и чувствуем. Не события и другие люди заставляют нас"чувствовать хорошо" или " чувствовать плохо ", а наши собственныемыслительные процессы определяют самочувствие. Поэтому, хотя внешниесобытия в прошлом или настоящем оказывают влияние на нас, но они неявляются причиной наших эмоций. Наши внутренние качества, наше восприятие иоценка внешних событий и обстоятельств являются более прямым и мощнымисточником наших эмоциональных реакций. Второй главный принцип рационально-эмотивной теории гласит, что воснове патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежатнарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение,упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы,абсолютизация. И заключительной третьей частью теории является важность формирование уклиента новой рациональной жизненной философии. Рациональная философияутверждает, что построить справедливые отношения с окружающими можно наоснове человеческого благоразумия и предвиденья наших действий. Чтонравственно, а что не нравственно решается в каждой конкретной ситуации;абсолютно правых или неправых не бывает. В действительности, оценка своихдействий категориями абсолютной правоты или ошибочности ведёт к чувствамвены, стыда, к тревоге и депрессии, либо враждебности и нетерпимости кдругим. Наша точка зрения на события зависит от нашего восприятия и оценки,которые в свою очередь отражают наши личностные системы ценностей. Как идругие философские школы, рационально-эмотивная философия включает: 1. эпистемологию, теорию познания. 2. диалектику, искусство аргументации. 3. систему ценностей. 4. этические принципы. Но что же послужило отправной точкой для этого определения рациональнойфилософии, истоки РЭТ восходят к философам-стоикам. Эпиктен писал: "Людейрасстраивает не события, а то, как они на них смотрят". Из современныхконсультантов предшественников РЭТ был Альфред Адлер. "Я убеждён, - говорилон, - что поведение человека берет начало в идеях… Человек не относится квнешнему миру предопределённым образом, как часто предполагают. Он всегдаотносится к нему согласно своей собственной интерпретации себя и своейнастоящей проблемы... Именно его отношения к жизни определяет его связи свнешнем миром" (A.Adler,1964). В первой книге по индивидуальной психологии(1931) Адлер сформулировал девиз "Всё зависит от мнения". Философская направленность РЭТ - это откровенный гедонизм. Однако, вотличие от слепого инстинктивного гедонизма Фрейдовского "Оно", в РЭТгедонизм управляем и имеет индивидуальные особенности. В то время как вконцепции "Оно" всеми нами управляют одни и те же импульсы, согласно РЭТлюдям присущ активный поиск разнообразных приятных переживаний, поискудовольствия. РЭТ не предписывает, как и за счёт чего получатьудовольствие, но подчеркивает, что получение удовольствия и сохранениежизни являются основными целями жизни. Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений вкогнитивной сфере. Эти нарушения в когнитивной сфере Эллис назвалиррациональными установками. Он выделил четыре группы таких установок,которые наиболее часто создают проблемы у пациентов: 1.Установки долженствования. Некоторые люди убеждены в том, что в миресуществуют некие универсальные установки (принципы),которые, несмотря ни на что, должны быть реализованы. Например, "мир долженбыть справедливым", "люди должны быть честными". Такие установки частовыявляются в подростковом возрасте. 2.Установки преувеличения (драматизация, катастрофизация). При этихотдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофическиевне какой-либо системы отсчета. Катастрофические установки проявляются ввысказываниях пациентов в виде оценок, выраженных в самой крайней степени:"ужасно", "невыносимо" и т. п. Например: "Ужасно остаться одному настарости лет". 3.Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе этойустановки лежит иррациональное убеждение в том, что, для того чтобыосуществиться и стать счастливым, человек должен обладать определённымикачествами. Например: "Я должен быть на высоте в моей профессии, иначе яничего не стою". 4.Оценочная установка. При этой установке оценивается личность человекав целом, а не отдельные черты, качества, поступки и т.д. Другими словами,здесь отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом. С точки зрения Эллиса, иррациональные установки - это жёсткиеэмоционально-когнитивные связи. Они имеют характер предписания, требования,приказа, носят, как говорил Эллис, абсолютистский характер. Поэтому обычноиррациональные установки не соответствуют реальности. Отсутствие реализациииррациональных установок приводит к длительным, неадекватным ситуацииэмоциям. Помимо четырёх иррациональных установок Эллис, в разное время, выделилдвенадцать иррациональных идей, по его мнению, лежащих в основе большинстваэмоциональных расстройств. В дальнейшем, этот список пополнился ещёпятнадцатью пунктами, но это, по словам самого Эллиса лишь дополнения иуглубления в основные двенадцать пунктов. 1.Для каждого взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждыйего шаг был привлекательным для окружающих. 2.Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строгонаказывать. 3.Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами. 4.Это катастрофа когда всё идёт не так, как хотелось бы. 5.Если что-то пугает или вызывает опасения - постоянно будь начеку. 6.Легче избегать ответственности и трудности, чем их преодолевать. 7.Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем-то, чтоон ощущает в себе. 8.Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным иуспешным. (Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиватьсяуспеха.) 9.То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиятьна неё. 10.На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому нужносделать всё, что бы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении. 11.Плыть по печению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью. 12.Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их. У нормально функционирующего человека существует рациональная системаустановок, в отличии иррациональных установок она является более гибкой, атак же ей соответствует умеренная сила эмоций. Эмоции при нормальномфункционировании также могут носить интенсивный характер, но они незахватывают человека целиком, как это происходит при нестабильномэмоциональном состоянии у человека с жёсткими убеждениями. РЭТ не интересует генез иррациональных установок, ее интересует, чтоподкрепляет их в настоящем. В основе проблемы главным образом лежитинтерпретация в "здесь и сейчас", а не прошлый негативный опыт, которыйпроизошёл с человеком в детстве. Настоящая причина расстройств, стало быть,сами люди, а не то, что случается с ними, хотя и жизненный опыт,безусловно, оказывает некоторое влияние на то, что они думают и чувствуют. Эллис считает, что иррациональные идеи имеют глубокое биологическиекорни и людям трудно отказаться от них. Люди не являются исключительнопродуктами социального научения. Патологические симптомы являютсярезультатом биосоциального научения: люди склоны к иррациональным,эмпирически не обоснованным идеям не только потому, что они особымвоспитывались в семье, а потому, что они, прежде всего люди. РЭТ считает, что среда - особенно родительская семья в детстве -подкрепляет, но не создаёт тенденцию мыслить иррационально. Родители учатдетей отвечать определённым стандартам, и прививают им ценности, однако онине требуют от них абсолютного соблюдения норм. Люди сами, естественнымобразом, добавляют к социально усвоенным нормам жёсткие команды. Люди по природе своей как разумны, так и не разумны. С одной стороны,они предрасположены к самосохранению, к размышлению, к креативности; ониучатся на ошибках и способны к личностному росту. С другой стороны, онисклонны к саморазрушению, к немедленному удовлетворению потребности вудовольствиях, к откладыванию дел, к повторению одних и тех же ошибок, ксуеверию, нетерпимости, перфекционизму и максимализму они избегают глубокихразмышлений и не актуализируют свой потенциал роста. Последнем, что можно отметить в теории РЭТ - это так называемая модель"АСП" или как называл её Эллис: "ABC-теория личности". Всё, что человекделает в большинстве своём направленно на удовлетворения собственныхжеланий, то есть главным отражающем человека элементом будет стремление егок какой-то цели (G - goals), но на пути к достижению этой цели человексталкивается с препятствиями. В РЭТ эти препятствия называются НегативнымиАктивизирующими Событиями (A-activating events). В свою очередь эти Авлияют на формирование убеждения, и если человек в следствии НегативногоАктивизирующего События будет идти по пути иррациональных установок, то вследствии их он построит систему иррациональных убеждений (iB - irrationalBeliefs), которые в свою очередь будут влиять на эмоциональные иповеденческие реакции (C- conseguences). Вдальнейшем на основе убеждений происходит формирование жизненной философиичеловека, и если в её основе главенствующие, большее положение занимаютиррациональные убеждения, то это прямым образом отразится на:психологическом, эмоциональном и поведенческом уровне человека. От того,какой жизненной философии придерживается человек, будет показывать еговозможность к самоактуализации. Бихевиорально-когнитивная интеграция. С самого своего возникновения в начале 70-х годов когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) и когнитивно-бихевиоральное моделирования(КБМ) стремились к интеграции клинических задач психодинамики и системнойпсихологии с бихевиоральными техниками. Все эти направления внесли свойвклад в общий процесс психотерапевтической интеграции. Но как возможно совместить такие два на первый взгляд несовместимыхнаправления, бихевиоральное и когнитивное. Уже в работах Пиаже былазатронута проблема существования у животных определённых мыслительныхпроцессов, хотя классический бихевиоральный подход это отрицает, говоря ооперантном обусловливании. В дальнейшем приверженцы поведенческогонаправления согласились с так называемым черным ящиком, находящимся междустимулом и реакцией, но когнитивные психологи сделали предположение о том,что когниции это ничто иное, как недостающие звено между стимулом иреакцией. У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаружился ряд общих черт(Ch. L. Doyle, 1987): 1. И те и другие интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредотачиваются на актуальном поведении, а когнитивные - на том, что думает человек о себе и о мире. 2. И те и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта - как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные - новым способам мышления. 3. И те и другие дают свои клиентам домашнее задания, с тем чтобы те практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов консультирования. Клинической областью, сблизивший когнитивный и поведенческий подходы,явилось невротическая депрессия. Бек (1967), наблюдая больных сневротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживанияхпостоянно звучали темы поражения, безнадёжности и неадекватности. Под влиянием Пиаже Бек концептуализировал проблемы депрессивногопациента: события ассимилируются в негавистическую, абсолютистскуюкогнитивную структуру, результатом чего является уход от действительности исоциальной жизни. Пиаже также учил, что деятельность и её последствия имеютсилу изменять когнитивную структуру. Это привело Бека к составлениютерапевтической программы, которая использовала некоторые из инструментов,разработанных поведенческими терапевтами (самоконтроль, ролевая игра,моделирование, домашние задание и д.р.). Между поведенческой и когнитивной терапией очень трудно провести прямуюзакономерность, но в работах классических бихевиаристов есть очень многоаспектов, которые можно рассмотреть через призму когнитивной теории, икоторые послужили отправной точкой, эволюционной основой для когнитивнойтеории. Один из классиков бихевиоральной теории Иван Петрович Павлов всвоём эксперименте пришёл к тому, что получил условный рефлекс путёмсоединения нового стимула с безусловным рефлексом. Эту же закономерность мыможем проследить в формировании убеждений в когнитивной теории, если взятьстимул за активизирующее событие, а эмоциональную реакцию, как условныйрефлекс, взаимодействующий с безусловным рефлексом - когницией. Примеромможет послужить постоянное общение на определённую тему двух людей. Еслимнение одного человека серьёзно противоречит другому, по обсуждаемой теме,то у него складывается отрицательная эмоциональная реакция на основекогнитивного вывода, и это эмоциональное состояние возникает каждый раздаже при косвенном упоминании этой темы, причем такой эмоциональной реакциине возникает при общении на эту же тему с другим человеком. В дальнейшем в работах Уотсона так же можно выделить насколько примеровзатрагивания будущей когнитивной теории. Его предположение о существованиивнутреннего стимула, который происходит из внутренней среды можноопределить как когниции. Так же Уотсон даёт новое определение стимула,определяя его как ситуацию. Очень интересным стал эксперимент проведённыйУотсоном и Рейнором с участием 11-летнего мальчика Альберта[1,224с.]. В этом эксперименте прослеживалась закономерность влиянияконкретной ситуации на эмоциональную реакцию человека, относительно этойситуации, вследствие его научения, или как сказали бы когнитивныепсихологи, убеждения. Так же одним из первых психологов поведенческогонаправления он даёт определение мышления, он определяет его как разговор ссамим с собой. В дальнейшем он делает вывод о том, что человеческоемышление при реагировании на новую ситуацию имеет много общего с поведениемпроб и ошибок. Но совершенно новый смысл вносит в бихевиоральное направлениезнаменитый учёный Скинер. Он заявляет о том, что реакцию, которая имеламесто, невозможно предсказать или проконтролировать, и единственное, чтоможно предсказать, - это вероятность возникновения подобной реакции вбудущем. Тем самым он изменяет устоявшийся взгляд на классическуюустановку, стимул - реакция, в плане не предсказуемости реакции отвоздействующего стимула. Он по сути дела заявляет о том, что человек не вполной мере зависим от внешней среды, и что есть что-то особое, внутреннее.Скинер делает упор на операнте, как на единице прогнозирующей наукеповедения, подчёркивая, что поведение оперирует в окружающей среде,производя последствия. Он заявляет о том, что поведение само воздействуетна окружающую среду, производя последствия, и само зависимо от этихпоследствий. Как это схоже с утверждениями Эллиса о том, что эмоциональнаяи поведенческая реакция человека, вызванная определённой ситуацией наопределённое событие, также может быть активизирующем событием. Ещё одним нововведением в бихевиоральную психологию, которые внёсСкинер, стало определение самости. Скинер рассматривал самость какрепертуар видов поведения, соответствующих набору подкреплений, зависящихот сопряжённых обстоятельств. Если рассматривать причинную обусловленностьповедения с традиционной точки зрения, люди выступают в роли автономнодействующих индивидов, ответственных за собственную жизнь. Скиннер,наверное, первым даёт понять наряду с основой человеческого поведения, изависимости его от внешних условий то, что человек - это автономнаясистема со своими убеждениями и различными способностями реагирования наодну и туже ситуацию. Далее в психотерапевтической практике Скиннер делает акцент заболеванияна том, что оно приобретается в первую очередь за счёт научения. Так жеотносительно диагностики в психотерапии, он делает акцент на двухпеременных, которые так же являются основными в РЭТ практике, этоспособность консультанта быть контролирующем лицом во времяконсультирования. Во-вторых, достаточно сильное изменение отношения клиентак консультанту, при достаточном стечении времени консультант может статьдостаточно весомым подкрепляющем стимулом. В РЭТ терапии большоеколичество внимания уделяют проблеме самоконтроля, в планеконтролирования, собственного выбора убеждения и в дальнейшем реагирования.В определении психотерапии, которую даёт Скинер, так же делается акцент наконтроле, а точнее: "Психотерапия - это форма контроля, нацеленного наисправления проблем, вызванных другими средствами контроля". [1,229с.] Последнюю точку в продвижении к когнитивной теории и практики, в общем,и РЭТ в частности, является социально-когнитивная теория знаменитогоКанадского учёного Альберта Бандуры. Многие скажут о том, что это уже иесть в большей степени когнитивная теория, чем бихевиоральная, но я позволюсебе не согласиться. Такой вывод можно сделать на основе того, что в своейтеории учёный берёт, хотя и очень измененную, но всё же схему классическогобихевиоризма стимул-реакция. Вторым важным доказательством может послужитьприведение примеров в большей части поведенческого толка. И последним такжеможно упомянуть мнение Бандуры на счет теории Скиннера, он хотя иоспаривает её, но всё же придерживается её основ и строит весомую частьсвоей теории на её основе. Вот, что он пишет о человеческой природе: "Улюдей с рождения есть элементарные рефлексы, но люди не имеют врожденныхрепертуаров поведения, следовательно, они должны их приобрести в процессенаучения. Часто бывает трудно чётко разделить поведение, основанное наопыте, и физиологическое влияние, поэтому представляется целесообразныманализировать детерминанты поведения, а не пытаться выделять такиекатегории поведения, как выученное и врождённое поведение". Бандура отказывается от классической модели стимул - реакция, изаявляет о том, что между стимулом и реакцией находиться ничто иное, какопосредованные организмом когнитивные процессы. Так же Бандура вводитпонятие человеческой агентности как способности осуществлять самоуправлениечерез контроль над собственными мыслительными процессами, мотивациями идействиями. На основе человеческой агентности в дальнейшем исследовательопределяет понятие взаимного детерминизма, по его словам: "В основевзаимодействующей агентности лежит модель триадрической взаимности.Взаимность связана с причинной обусловленностью трёх факторов. Поведение,когнитивные и личностные факторы и влияние окружающей среды действуют какнезависимые взаимные детерминанты". В Эллисовской РЭТ теории это правило нетолько также формулируется, но и занимает такое же место по отношению кчеловеческой природе: " Другими словами, ощущение, движение, эмоции имышление не существуют в изоляции. Если человек ощущает или воспринимаеткакой-то предмет ( например, палку ), он чаще всего одновременно производиткакие-то действия ( поднимает ее, отталкивает иливыбрасывает ), чувствует ( она ему нравится или не нравится ) и думает что-то ( воспринимает, что видел такую же раньше или представляет себе, что сней можно сделать )". Может на чей-то взгляд эти примеры, которые приведены здесь, не оченьотражают интегративный момент бихевиорально-когнетивной теории. Но несогласиться с примерами приведёнными в главе нельзя, так как сами авторытеорий частенько склоняются к сравнению своих определений и теоретическихоснов с другими близкими в методологическом плане теориями. На мой взгляд,здесь отражено непосредственное психоэволюционное развитие теорий отклассической бихевиоральной теории до бихевиорально-когнетивной. Развенчание мифа о невозможности интеграции. Очень интересно отражена это тема, интегрирования в двух докладахЛазаруса, представленных в Фениксе, "О техническом эклектизме" и"Эффективная терапия: запрет прокрустова ложа и развенчание десяти мифов".В этих работах он представил свой взгляд на проблему интеграции всовременной практике и теории. По его словам после распада психоанализа наотдельные школы, взявшие его за основу, но изменившие направления(например, работы Адлера, Юнга, Ранка, Хорни, Салливана) привели к тому,что количество практик и теорий возросло и продолжает возрастать. Приводякак доказательство справочник Херинка (Herink,1980), описывающий 250 видовпсихотерапий, Лазарус приходит к выводу: "Трудно сказать, является этопоказателем эволюции или деградации".[3,332c.] По его мнению, на теоретическом уровне не возможно интеграции, атолько лишь на практическом уровне, который он обозначил, как техническийэклектизм: "Психотерапевт, не забывающий в своей деятельности об этике,может пользоваться разными техниками, которые кажутся ему полезными,независимо от их происхождения".[3,333c.] Это не совсем правильный подход кпроблеме интеграции, и практические заимствования консультантами методик,по их мнению, помогающих клиенту, но не совпадающими с их методологическойосновой в большей степени вносят хаос и сумятицу в теории. Можно такжепоставить под вопрос реальность помощи такого консультирования. Но чтолежит в основе такого противоречия и непонимания на уровне теорий,относительно практической, реальной помощи оказываемой при использованииразличных методов и методик, берущих своё начало от разных школ. И еслипрактики работают, то единственный ответ, который может быть на этот вопрос- это правильность теоретической части на которой построена та или инаяметодика. Что же получается, что это не согласование по сути своей регидно,то есть современный практик способен согласиться с практикой, но несогласен с теорией. Хорошим отражением вышесказанного может послужитьпример с больным, который пришёл на приём к психотерапевту. Он заявляет,что у него болит душа, но вот проблема у каждого психотерапевта определениедуши и её нахождения различно, у динамического, метафорически, в половыхорганах, у гуманистического в сердце, у бихевиарального в мышцах, укогнитивного в мозгу, и каждый терапевт на сегодняшний день при егонаправлении, даст мифические пилюли от сердца, мышц, мозга и для половыхорганов. " Какая-нибудь, поможет!" Теория и практика РЭТ даёт возможностьинтегрировать теорию и практику, и это реальный пример соединения различныхметодов и методик воедино. Но всё вышесказанное не принуждает к поголовномусинтетическому эклектизму, при доказанной ограниченности ортодоксальныхподходов, он лишь показывает возможность на примере конкретной теории ипрактики возможность интеграции. Ещё одним из аспектов, который, на мой взгляд, нужно затронуть - этотрудности с интеграцией в современной психологической теории на уровненесовместимости, защищаемости теорий от вмешательства в них других теорий.На мой взгляд, для возможного слияния теорий нужно обозначить три основныхмомента интеграции: 1. Равнозначное учитывание когнитивной, поведенческой, эмоциональной и феноменологической части человека в теории. 2. Практические и теоретические аспекты должны соответствовать друг другу. 3 Возможность внесения корректив и изменений в теорию. Равнозначное учитывание трёх основных составляющих, первогообозначенного момента, закономерно прослеживается через предложеннуюЭллисом схему ABC, в которой отражена взаимосвязь когниций, эмоций иповедения. Эллис даже ввёл новое понимание эмоций, рассматривая их черезкогниции, вследствие чего он выделяет "горячие" когниции (очень сильноеэмоциональные переживания), "тёплые" когниции (эмоционально умеренные или,как называл их Эллис, адекватные) и "холодные" когниции (недостаточноэмоциональные реакции). Основным источником адекватных чувств и поступков РЭТ считаетрациональные или реалистические Убеждения (rB - rational Beliefs), такиекак: "Я недоволен тем, что у меня в этот раз ничего не вышло. Надеюсь, вследующий раз я добьюсь успеха. Да, я предпочитаю получать одобрениезначимых для меня людей. Но если они отвергнут меня, это не будет концомсвета - я постараюсь получить их одобрение в следующий раз". Другими словами, РЭТ считает, что дело не в Активизирующих Событиях(А), а в разумных Убеждениях (В) относительно этих событий. Далее, РЭТ считает, что вредные для человека чувства и поступки восновном проистекают из иррациональных Убеждений (iВ). А именно: когдачеловека отвергают, он на стадии А (Активизирующее Событие) осознанно илинеосознанно говорит себе примерно следующее: "Я не должен был потерпетьпоражение и оказаться отверженным. Это ужасно. Я не могу этого вынести. Яничтожество, я заслуженно наказан. Конечно, я навсегда останусь неудачникоми ко мне всегда будут плохо относиться!" Практически все виды когнитивно-бихевиоральной терапии придерживаютсяпринципов, схожих с АВС РЭТ, но есть в этих подходах и существенныеразличия. Если говорить конкретнее, представители других психотерапевтическихшкол согласны с тем, что иррациональные Убеждения (iВ) ведут кэмоциональным нарушениям, но считают, что это происходит всегда, т.е. чтоналичие иррациональных Убеждений автоматически ведет к эмоциональномунарушению. Такую точку зрения нельзя считать правильной, поскольку, какуказал Джон Дьюи еще в начале века, люди могут иметь самые безумныеубеждения, при этом нисколько от этого не страдая. Более того, какправильно заметил Ричард Лазарус, иррациональные и нереалистичные убеждения(например, когда смертельно больной человек убежден, что выздоровеет) могутпомогать уменьшить страдания и тревогу. Поэтому РЭТ имеет дело не со всеми иррациональными убеждениями, а лишьс теми, которые носят оценочный характер и связаны с желаниями итребованиями. В отличие от учителя логики, который может попробовать помочьвам полностью изменить нелогичное и нереалистичное мышление, имеет делотолько с iВ, связанными с тем, чего вы хотите и поэтому считаетенеобходимым, РЭТ имеет дело только с теми иррациональными Убеждениями (iВ),которые связаны с вашими целями, желаниями и идеями. Поэтомупсихотерапевтический процесс довольно краткий. РЭТ считает важным проводить четкое разграничение между рациональными(гВ) и иррациональными Убеждениями (iВ). Кроме того, РЭТ являетсяпрактически единственной психотерапевтической школой, показывающей, в чемразница между адекватными и неадекватными чувствами и между полезным ивредным поведением. Придерживаясь прагматического подхода Дьюи, РЭТ считаетрациональными те Убеждения (В), которые помогают человеку достичьпоставленных им целей и служат его интересам, одновременно не нарушаяинтересов социальной группы, в которой он живет. Иррациональные Убеждения(iВ) - это убеждения, которые, содержат в себе оценку и мешаютосуществлению целей человека, причиняя ему ненужную боль, страдания ииногда даже приводя к безвременной смерти. Обычно помогающие человеку гВ логичны и реалистичны, а вредящие ему iВ- наоборот. Но это не всегда так! Например, как уже было сказано выше, затаким нелогичным Убеждением, как: "Раз меня бросил любимый, значит, со мнойчто-то не так", - может следовать абсолютно рациональное Убеждение: "Дажеесли со мной что-то не так, я, скорее всего, найду кого-то, кто сможетполюбить меня". А за нереалистичным Убеждением: "Раз меня отверг человек,которого я люблю, значит, любой, кого я полюблю, тоже отвергнет меня", -может следовать реалистичное Убеждение: "Даже если все, кого я полюблю,отвергнут меня, я смогу быть счастливым и без любви". Только определенные iВ - а именно требования к себе, окружающим людям имиру - почти всегда вызывают тревожность, депрессию, ярость и презрение ксебе. В когнитивно-бихевиоральных видах психотерапии, разработанных Беком(Веck, 1976), Молтсби (Maultsby, 1984) и другими когнитивистами, большоевнимание уделяется разным нереалистичным и нелогичным умозаключениям ипредположениям, которые не соответствуют действительности и довольно легкооспариваются психотерапевтами. Эллис также относит эти Убеждения ккатегории иррациональных (iВ), но, согласно РЭТ, они не причиняли бы вреда,если бы не опирались на безусловные и абсолютистские требования. Давайте теперь затронем второй аспект. О том, что практика должнасоотноситься с теоретической частью и не выходить за её приделы. Причёмречь идёт не о жёстком регламентировании и ригидном ограничивании в рамкаходной теории, а о лабильном изменении теории с изменением в практике. Возвращаясь к теоретической и практической части РЭТ можно суверенностью сказать, что практика РЭТ не только полностью отражаеттеоретическую часть, как это и должно быть, но также не выходит за ееприделы. С чем же это связанно, а ответ довольно прост, в теоретической РЭТесть все нужные компоненты. Что же касается практики, то она опирается натри кита - это поведенческие техники, когнитивные техники и эмотивныетехники. Когнитивные техники. Когнитивные техники включают в себя работу с когнитивной частьючеловека, его жизненной философией. Это такие техники как, научный опрос иобсуждение. Основной когнитивной техникой оспаривания является техниканаучного опроса. Консультанты требуют от своих клиентов использовать разум,логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса являетсяобъяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживаюткритики. Желательный когнитивный результат обсуждения определенныхиррациональных убеждений и их производных — это составление оптимальногонабора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий (Э),связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческиерезультаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и этирезультаты должны взаимодействовать с данными философиями. Консультанты могут обсуждать с клиентами различные аспекты ихиррационального мышления. Например, с 24-летним программистом Роджером,который боялся публичных выступлений, Эллис обсуждал вред самооценки; Эллисрассматривал возможность безусловно принимать себя, независимо от того, какпрошло выступление, и от того, беспокоился ли Роджер из-за возможнойнеудачи и демонстрации своей тревоги окружающим (Ellis, 1991е). Эмотивные техники. Эмотивные техники включают в себя работу с эмоциональный аспектомчеловека, который проявляется в процессе эмоционального дискутирования, приформировании рационально-эмотивных мысленных образов, безусловногопринятия, а также использования рациональной ролевой игры и даже юмора.Энергичное (решительное) оспаривание могут применять и консультанты вотношении клиентов, и клиенты в отношении самих себя (Ellis, 1993е). Таккак многие иррациональные убеждения подразумевают «горячие» когниции,которые включают в себя сильно выраженный эмоциональный компонент,требуется убедительное и решительное оспаривание. Консультантам частоприходится аргументировать, убеждать, а также указывать клиентам на слабые,нелогичные места в их убеждениях. Мягкого или не слишком энергичногодискутирования может оказаться недостаточно. Формирование рационально-эмотивных мысленных образов. Суть методики,основывающейся на формировании рационально-эмотивных масленых образов,заключается в следующем. Консультанты побуждают клиентов вообразить одну изсамых плохих бедственных ситуаций активизирующего события (А), котораямогла бы возникнуть в их жизни. Например, клиент может вообразить, что егоотверг человек, чье одобрение ему необходимо. Клиенты пытаются ярко и вовсех деталях представить какую-либо бедственную ситуацию, связанную свозникновением множества проблем в жизни. Затем консультанты побуждают клиентов представить нежелательноеотрицательное эмоциональное последствие (например, тревогу, депрессию,гнев, ненависть или жалость к себе), вызванное данной бедственной ситуацией(А), и постараться реально прочувствовать это последствие (П1). Клиентыдолжны спонтанно чувствовать то, что они чувствуют, а не то, что онипредполагают чувствовать. Как только клиенты ощутят себя неадекватнорасстроенными в П1 , они должны удерживать это ощущение в течение одной-двух минут. Затем, сохраняя ту же самую бедственную активизирующую ситуацию(А) в воображении, клиенты должны начать работу, направленную на замещениеотрицательного ощущения чрезмерного расстройства заданным адекватнымотрицательным эмоциональным последствием (П2), таким как печаль,разочарование, сожаление, фрустрация, раздражение или неудовольствие. Для того чтобы сделать это, клиент должен постоянно повторять самомусебе как можно более убедительно одно и то же, произносить четкосформулированные разумные, рациональные установки или помогающие справитьсяс ситуацией утверждения. Безусловное принятие. Исходное принятие консультантом клиентов какличностей помогает клиентам чувствовать и думать, что их принимают,несмотря на какие бы то ни было свойственные им отрицательные качества. Использование юмора. Разумное использование юмора помогает сводитьиррациональные убеждения и пагубное поведение клиентов к нелепости.Консультанты часто представляют в гротескном виде нервозные идеи клиентов ииспользуют «игру слов, шутки, иронию, причуды, эмоционально-вызывающийязык, сленг, а иногда даже веселые непристойности...» Использование рациональной ролевой игры. Эллис использует ролевую игру,чтобы показать клиентам, каковы их ложные идеи и как они влияют наотношения с другими людьми. Например, Роджер играя роль, с трудомпроизносил монолог перед Эллисом и группой, к которой он присоединился вдополнение к индивидуальным занятиям. Когда Роджер проявил тревогу в ходеролевой игры, Эллис остановил его, чтобы дать встревоженному клиентувозможность спросить самого себя: «Что я говорю сейчас такого, что могло бызаставить меня встревожиться? И что я могу сделать прямо сейчас, чтобы моятревога исчезла?» Поведенческие техники. Работа с техниками поведенческого направления помогают клиентам вреальной жизни опробовать их утверждения. Они дают возможность проверитьтак ли, на самом деле, реагируют на них люди, как они считали на протяжениидолго времени или даже всей жизни. Техники поведенческой части обучаютлюдей, а так же упражняют их рациональному поведению в сложных ситуациях.Например, клиентов, которые имеют убеждения долженства, связанные снеобходимостью одобрения, и производные этих убеждений, такие как страхотвержения, можно поощрить назначить кому-нибудь свидание или заставитьсебя общаться. Одновременно клиенты должны убеждать себя в том, чтоотвержение не ужасно, а только доставляет неудобства. Клиентам сперфекционистскими убеждениями можно дать задание специально попробоватьплохо произнести публичную речь. Упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости. Эллис выдвинул гипотезу, согласно которой тревога Эго тесно связана счувствами стыда, вины, смущения и унижения. Следовательно, чем сильнее людипротивостоят иррациональным убеждениям, стоящим за этими чувствами, темниже вероятность того, что они нарушат свое душевное равновесие. Клиентовпобуждают публично совершать такие действия, которые они расценивают какособенно постыдные или смущающие. Например, клиенты могут громко требоватьостановить движение, находясь в лифтах, автобусах или поездах метро илигромко просить продать им имеющие отношение к сексу предметы в аптеках.Цель этих упражнений — доказать, что данное поведение само по себе вдействительности не является постыдным и его можно осуществлять, ощущаяотносительный комфорт и принимая себя. Кроме того, консультанты побуждаютклиентов бороться с чувством стыда посредством увеличения степенисамораскрытия тех своих сторон, которые клиенты воспринимают как постыдныеили которые, по их ощущению, другие люди воспринимают как постыдные. Обучение навыкам (тренинг навыков). Различие между поведенческими и познавательными навыками являетсянеопределенным. Всегда, когда консультанты помогают клиентам развиватьповеденческие навыки (например, ассертивность и навыки общения), ониобучают клиентов когнитивно рассматривать имеющиеся у них иррациональныеубеждения и производные самодекларации. Иногда консультанты рекомендуютклиентам стремиться к получению дополнительного опыта, необходимого дляприобретения соответствующих навыков. Что же касается общей картины то совершенно понятно, что эти три группытехник работают вместе неразрывно, дополняя друг друга. Просто при подходек каждому клиенту определяется, и в ход первоначально пускается та техника,которая более приемлема для данного клиента. Третий момент, который нужен для сближения теорий - это возможностьвнесения корректив. Самым ярким и отражающим этот момент может послужитьпример Альберта Эллиса, который в 1955 году разработал новый подход иназвал его рациональной терапией (РТ). В 1961 году он изменил название нарационально-эмотивную терапию (РЭТ). В 1993 году Эллис ещё раз изменилназвание рационально-эмотивно поведенческую терапию (РЭПТ). Эллис ввёлслово "поведенческий" в название своего подхода ради точности. С самогоначала большое внимание уделялось поведению наряду с познавательнойспособностью и эмоцией. Эллис пишет: "Итак, для того чтобы исправитьсовершённые мною в прошлом ошибки и отразить самую суть, я теперь будуназывать свой подход рационально-эмотивно-поведенческой терапией".[1,310c.] Может это пример не совсем отражает третий аспект, и можнопредположить, что меняется только названия, но как заявляет сам автор, чтоза этим изменением стоит не только уточнение в названии, а глубокийпересмотр всей теории. Случай из практики. Описание приводимого здесь случая, заимствованно у Эллиса(Ellis,1989), помимо анамнестических данных и сведений о проведённомлечении, включает также протокол первой беседы терапевта с пациенткой. Этотпротокол, снабжённый комментариями Эллиса, представляет значительныйинтерес, поскольку отражает процесс РЭТ, некоторые её механизмы, а такжестиль работы РЭТ-терапевта. Отношение между пациентом и терапевтом в РЭТ отличается от таковогопри других видах терапии. РЭТ-терапевт очень активен, без колебанийвысказывает свою точку зрения, отвечает на прямые вопросы о своей личнойжизни, много говорит, особенно на первых занятиях, и очень энергичен ичасто директивен при групповой терапии. В то же время он много объясняет,интерпретирует и «читает лекции». Он может позволить себе быть не слишкоммягким по отношению к некоторым пациентам и может легко работать спациентами, которые ему не нравятся. Итак, речь идет о 25-летней одинокой женщине, начальнике отделакомпьютерного программирования. Данные из ее медицинской карточки:неспособность контролировать эмоции; сильное чувство вины, неуверенности инеполноценности; постоянная депрессия; конфликт между внутренним и внешним«Я»; переедание; употребление спиртного: прием диетических таблеток. Ее мать умерла, когда девочке было два года, поэтому она воспитываласьлюбящим, но строгим и несколько отстраненным отцом и тиранической бабушкойсо стороны отца. Она хорошо училась в школе, но у нее было мало друзей.Хотя она была довольно привлекательной, она всегда стыдилась своего тела.Редко встречалась с молодыми людьми и в основном была занята своей работой.В 25 лет она стала начальником отдела в своей фирме. Она отличаласьнапряженной сексуальностью и несколько раз в неделю занималасьмастурбацией, но половая связь с мужчиной у нее была только один раз — и тов состоянии алкогольного опьянения. Со студенческих лет она много ела ивыпивала. Три года лечилась у психоаналитика, но это ей не помогло. Врезультате она разочаровалась в психотерапии и пришла на прием к терапевтутолько по настоянию своего шефа, который очень ценил ее и не хотел большемириться с ее пьянством. Первая беседа Т-1: Итак, с чего вы хотите начать? П-1: Я не знаю. Я словно окаменела. Т-2: Окаменела? Отчего? П-2: От вас! Вы пугаете меня! Т-3: Как так? Что я делаю? Чем именно я вас пугаю? П-3: Наверное, я боюсь того, что могу узнать о самой себе. Т-4: Ну хорошо, предположим, что вы открываете что-то страшное в себе:что вы по-глупому ведете себя или что-нибудь другое. Почему это будетужасным? П-4: Потому что я — самое главное для себя сейчас. Т-5: Нет, я не думаю, что это так. Как раз наоборот — вы на самом делесамое ничтожное для себя. Вы готовы оттаскать себя за волосы, если я скажу,что вы поступаете глупо. Если бы вы не были самообвинителем, вас бы незаботило то, что я скажу. А так, если я скажу что-нибудь негативное о вас,вы начнете бить себя немилосердно, не так ли? П-5: Да, я так делаю. Т-6: Хорошо. Вы боитесь на самом деле не меня — вы боитесь собственнойкритики. П-6 (вздыхает): Хорошо. Т-7: Итак, зачем вам нужно критиковать себя? Допустим, я считаю, чтовы — самый плохой человек, которого я когда-либо встречал. Тогда почему выдолжны критиковать себя? П-7 (пауза): Так надо. Я всегда так делаю. Мне кажется, что я простодерьмо. Т-8: Но ведь это не так! Если вы не умеете ходить на лыжах илиплавать, вы можете научиться этому. Так же можно научиться не обвинятьсебя, независимо от того, что вы делаете. П-8: Я не знаю. Т-9: Вы не знаете как. П-9: Возможно. Т-10: У меня впечатление, что вы говорите: «Я должна ругать себя, еслия что-то делаю не так». Не от этого ли возникает ваша депрессия? П-10: Да, я думаю, что это так (молчание). Т-11: Что угнетает вас сейчас больше всего? П-11: Я не могу точно сказать. Я хочу все изменить. Меня все угнетает. Т-12: Приведите несколько примеров. П-12: Из-за чего у меня депрессия? У меня нет цели в жизни. Я не знаю,кто я. Не знаю, куда я иду. Т-13: Тогда это означает, что вы не сведущи! (Пациентка кивает.) Ну, ачто же страшного в этом? Очень плохо, что вы не сведущи. Было бы лучше,если бы вы были сведущи — если бы у вас была цель и вы бы знали, кудаидете. Но давайте предположим худшее: до конца жизни у вас нет цели. Почемуже вы от этого будете плохой? П-13: Потому что каждый должен иметь цель. Т-14: Кто вам сказал, что «должен»? П-14: Потому что я верю в это. (Молчание.) Т-15: Я знаю. Но подумайте немного об этом. Вы же умная женщина.Откуда появилось это «должен»? П-15: Я не знаю. Мне сейчас трудно соображать. Я очень нервничаю!Извините. Т-16: Да, но вы можете соображать. Разве сейчас вы не говорите просебя: «О, это безнадежно! Я не могу сообразить. Какое я дерьмо, раз я немогу сообразить!»? Видите: вы вините себя за это. П-16-П-26. Пациентка расстраивается из-за того, что она реагируетнедостаточно хорошо, но терапевт показывает ей, что это не столь важно, иуспокаивает ее. П-27: Я не могу представить, что можно жить без цели! Т-28: Но огромное большинство людей живут без цели! П-28 (зло): Ну и отлично! Значит, и я смогу обойтись без этого! Т-29: Нет, минуточку! Вы шарахнулись из одной крайности в другую. Вывысказали одну здоровую мысль и одну нездоровую. Теперь, если бы вы смогли различить эти две мысли — а вы в состоянии это сделать, —то вы решили бы проблему. То, что вы на самом деле имеете в виду, звучиттак: «Было бы лучше, если бы у меня была цель, потому что я была бысчастливее». Не так ли? П-29: Да. Т-30: Но затем вы магически перепрыгнули к «следовательно, я должна!»Теперь вы видите разницу между «было бы лучше, если бы у меня была цель» и«я должна, я обязана, мне следует»? П-30: Да, вижу. Т-31: В чем же тогда разница? П-31 (смеется): Я это сказала просто для того, чтобы согласиться свами. Т-32: Так будет мало пользы. Если вы будете соглашаться со мной, то выуйдете от меня с тем, с чем пришли! П-32: (понимающе улыбается). Т-33: Вы способны думать. Пора прекратить отступать, отказыватьсядумать — ведь это то, что вы делали на протяжении жизни, поэтому вы ибольны. Давайте снова вернемся к этому: «Было бы лучше, если бы у меня былацель в жизни». Мы могли бы обосновать, почему это было бы лучше. Этослишком очевидно. А теперь, почему заявление «Я должна делать то, что былобы лучше» является магическим? П-33: Вы имеете в виду, почему я такчувствую? Т-34: Нет, нет. Это убеждение. Вы чувствуете так потому, что выубеждены в этом. П-34: Да. Т-35: Если бы вы были убеждены в том, что вы — кенгуру, то вы прыгалибы и чувствовали как кенгуру. Чувства приходят от ваших убеждений. Теперь явременно забываю о ваших чувствах, потому что мы не можем изменить чувства,не изменив сначала ваши убеждения. Итак, я стараюсь показать вам: у вас дваубеждения; одно — «было бы лучше, если бы у меня была цель в жизни». Высогласны? (Пациентка кивает.) И это совершенно разумно. Мы можем доказатьэто. Второе — «следовательно, я должна делать то, что было бы лучше». Итак,мы имеем два различных заявления. Первое, как я сказал, — здоровое, потомучто мы можем доказать это. Оно имеет отношение к действительности. Мы можемперечислить преимущества от обладания целью — для любого человека, нетолько для вас. Но второе утверждение — безумное. Почему оно безумно? П-36: Я не считаю его безумным. Т-37: Кто вам сказал, что вы должны? П-37: Я не знаю, откуда это пошло! Кто-то сказал. Т-38: Кто бы это ни сказал,он был пьян! П-38 (смеется): Отлично. Т-40: Я вам скажу сейчас, что такое эмоциональное нарушение: вера в«должен» вместо «было бы лучше». Представьте, вы говорите: «Я хотела бы,чтобы у меня сейчас в кармане лежал доллар», а у вас было бы толькодевяносто центов. Что бы вы чувствовали? П-40: Я бы не слишком расстроилась. Т-41: Да, вы были бы только чуточку разочарованы. Было бы лучше иметьдоллар. А теперь представьте, что вы говорите: «Я должна всегда иметь вкармане доллар» и обнаруживаете, что у вас только девяносто центов. Как вытеперь будете чувствовать себя? П-41: Я была бы страшно расстроена, согласно вашей логике. Т-42: Но непотому, что у вас только девяносто центов. П-42: А потому что я думаю, чтоя должна иметь доллар. Т-43: Правильно! Должна. Давайте продвинемся еще наодин шаг. Представьте, что вы говорите: «Я должна всегда иметь доллар вкармане» и обнаруживаете, что у вас доллар и десять центов. Как вы теперьбудете чувствовать себя? П-43: Думаю, что превосходно! Т-44: Нет, вы почувствуете тревогу! П-44 (смеется): Вы имеете в виду, что у меня возникнет чувство вины:«что мне делать с лишними деньгами»? Т-45: Нет. П-45: Извините, я не улавливаю. Т-46: Потому что вы не думаете! Подумайте, если вы говорите: «Я должнаиметь доллар», а у вас доллар и десять центов, будете ли вы тревожны? Любойбудет тревожен. А почему? П-46: Потому что это нарушает их долженствование. Это нарушает ихправило, которое они считают правильным. Т-47: Да, и это относится не только к настоящему. Они могут легкопотерять двадцать центов. И это будет их тревожить. Потому что «должен»значит «все время я должен...». П-47: Кажется, я понимаю теперь, что вы имеете в виду! Они могли , быпотерять часть денег и поэтому постоянно чувствуют неуверенность. Т-48:Вот! Тревога возникает из долженствования. П-48 (после долгого молчания):Почему вы создаете такое напряжение в самом начале? Т-49: Я думаю, что я этого не делаю. Я вижу сотни людей, и вы одна изнемногих, кто сам провоцирует в себе тревогу. Вы вносите своидолженствования во все, включая эту ситуацию. Каждый раз, когда выиспытываете тревогу, вы заменяете «было бы лучше» на «должен». В этом —суть эмоционального нарушения! Очень просто. И теперь, почему я должентратить ваше время и говорить о вещах, не относящихся к делу? П-49: Возможно, я лучше поняла бы ваши объяснения, если бы не была так напряжена в самом начале. Т-50: Но тогда, если я начну гладить вас по голове, вы до конца своейжизни будете считать, что вас должны гладить по голове. В этом еще однодолженствование. «Он должен поддерживать меня и объяснять, не торопясь, —чтобы такое дерьмо, как я, успевало понимать. Но если он будет спешить изаставлять меня думать, то, о ужас, — я сделаю ошибку!» Не верьте в это! Выв состоянии понимать то, о чем я говорю, если перестанете думать осовершенстве выполнения. «Я все должна выполнять совершенно» — вот о чем вы постоянно думаете, сидя здесь. Скакой стати вы должны любое дело выполнять в совершенстве? П-50: Я не люблюказаться бестолковой! Т-51: Нет, дело не в этом. Сейчас вы обманываете саму себя. Потому чтоопять вы сказали одну здоровую мысль и одну нездоровую. Здоровая: «Я нелюблю казаться бестолковой, потому что лучше быть сообразительной». Нозатем вы сразу перепрыгнули к нездоровой мысли: «Ужасно, если я оказываюсьбестолковой, — я должна быть сообразительной». П-51 (убежденно): Да. Т-52: Тот же самый вздор! Всегда одно и то же! Если вы заметите в себеэтот вздор и перестанете твердить: «О, какая же я бестолковая! Он презираетменя! Лучше мне умереть!», тогда вам сразу станет лучше. П-52 (смеется): Вы как будто бы слышите эти глупые мысли в моейголове. Т-53: Совершенно верно! У вас должны быть эти мысли, потому что у меняесть хорошая теория. И согласно моей теории эти сумасшедшие мыслипредшествуют эмоциональным расстройствам. П-53: У меня не было ни малейшего представления о том, чем вызвано моерасстройство. Т-54: Нет, у вас было представление. Я только что говорил вам. П-54:Да, да, я знаю! Т-55: Так в чем же причина вашего расстройства? Скажите мне. П-55: Ярасстроена потому, что... Роль, в которой я себя представляла, когда пришласюда (смеется почти весело), и что я должна буду делать... И благодаря вамвсе это рухнуло. И мне это не нравится. Т-56: «И разве не ужасно, что я не смогла показать себя! Если бы ядавала ему быстрые и правильные ответы, он бы просиял от счастья и сказал:«Какая сообразительная женщина!», и тогда все было бы хорошо». П-56 (смеется, поняв юмор): Конечно! Т-57: Дерьмо все это! Вы были бы такой же расстроенной, как и сейчас.Это бы нисколько не помогло вам! Фактически вы стали бы еще болеерехнувшейся. Потому что вы ушли бы отсюда с той же самой философией, скоторой и пришли сюда: «Когда я делаю что-нибудь хорошо и люди гладят меняпо голове и говорят, какая я замечательная женщина, тогда все прекрасно!»Это глупая философия! Потому что, если, допустим, я безумно полюбил вас,следующий человек, с которым вы будете разговаривать, может возненавидетьвас. Хотя бы потому, что я люблю карие глаза, а он — голубые. И тогда вамконец, потому что вы думаете: «Меня должны принимать! Я должна бытьсообразительной!» С какой стати? П-57 (спокойно и рассудительно): Верно. Т-58: Теперь понятно? П-58:Да. Т-59: Если вы запомните этот урок, наша встреча будет весьма полезнойдля вас. Потому что вы не должны расстраивать себя. Как я сказал прежде, если я думаю, что вы последнее дерьмо на свете, то это— мое мнение, и я имею право на него. Но превращает ли это вас в кусокдерьма? П-59 (задумывается). Т-60: Превращает? П-60: Нет. Т-61: А что же превращает вас в дерьмо? П-61: Мысли о том, что вы такдумаете обо мне. Т-62: Вот именно! Ваше убеждение в том, что вы дерьмо. Новам не нужно верить в это. Я контролирую мои мысли — мое убеждениеотносительно вас. Но это не должно отражаться на вас. Вы всегдаконтролируете то, что вы думаете. Но вы полагаете, что это не так. Давайтевернемся к депрессии. Депрессия, как я уже говорил, происходит изсамобичевания. За что вы бичуете себя? П-62: Потому что я не могу жить в согласии... есть конфликт в том, чтолюди, по-видимому, думают обо мне, и тем, что я думаю о себе. Т-63:Правильно. П-63: И, видимо, не стоит винить в этом других людей. Возможно, япретендую на роль лидера. Но, между прочим, я чувствую как раз сейчас, чтовсю жизнь я принуждала себя быть не тем, кто я есть, и чем старше ястановлюсь, тем труднее мне сохранять этот фасад, эту внешность...облицовка становится все тоньше и тоньше, и я уже больше не справляюсь сэтим. Т-64: Да, но... Боюсь, что вы не совсем правы. Потому что, как это нистранно, происходит как раз обратное. Вы верите в то, что роль лидера — этоваша роль. Правильно? П-64: Да. Т-65: И они думают, что вы выполняете ее? П-65: Обычно да. Т-66:Выходит, что они правы. П-66: Да, но мне приходится тратить все больше сил. Т-67: Потому чтовы ничем другим не занимаетесь. Ведь вы отвечаете их ожиданиям в отношениисебя. Они не считали бы вас лидером, если бы вы не вели себя как лидер.Следовательно, вы отвечаете их ожиданиям, но вы не отвечаете вашимидеалистическим и непрактическим ожиданиям в отношении лидерства. П-67(почти плача): Думаю, что нет. Т-68: Видите ли, это спорный вопрос. С их точки зрения, у вас сработой все в порядке. Но вы ведь не ангел, вы не совершенство. Но выдолжны им быть, чтобы стать настоящим лидером. Следовательно, вы ненастоящий лидер, а бутафория. Понимаете? Теперь, если вы откажетесь отсвоих безумных ожиданий и вернетесь к ожиданиям других, вам не придетсябеспокоиться. Потому что с их точки зрения вы делаете все как надо иотвечаете их ожиданиям. Вы думаете про себя: «Я должна быть настоящимлидером в собственных глазах, быть совершенной. Если я и удовлетворяюдругих, но знаю при этом, что сделала какое-то дело хуже, чем я должна быласделать, тогда я дрянь. Потому что я только притворяюсь перед ними, что я не дрянь, а на самом деле —дрянь!» П-68 (смеется, затем серьезно): Верно! Т-69: Но это все — из-за ваших глупых ожиданий, а вовсе не из-задругих людей. И что странно, вы, несмотря на разные препятствия —депрессию, самобичевание и т. д., — удивительно хорошо справляетесь наработе. Представьте, каких успехов вы могли бы достичь без этих дурацкихпрепятствий! Поймите, вы удовлетворяете их, но тратите много времени иэнергии, бичуя себя. Вообразите, сколько бы вы успели сделать безсамобичевания! Понятно это? П-69 (с убежденностью): Да! Комментарий. Невзирая на то, какие чувства выражает пациентка, терапевт пытаетсяподвести ее к иррациональным мыслям, которые лежат в основе этих чувств,прежде всего к ее катастрофическим мыслям о том, что будет ужасным, есликто-нибудь, включая терапевта, не будет любить ее. Терапевт без колебаний противоречит пациентке, приводя доказательстваиз ее собственной жизни или из своего знания людей. Обычно терапевт опережает пациентку на один шаг, например, говорит ей,что она самообвинитель, еще до того, как она сама назвала себя так.Опираясь на теорию РЭТ, согласно которой ее мышлением управляютдолженствования, когда она испытывает тревогу, депрессию или чувство вины,он заставляет ее принять эти долженствования, а затем "атакует" их (Т-14, Т-15). Т




Похожие:

Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconПрограмма дисциплины История и теория европейской интеграции для специальности 030700. 68
Цель курса «История европейской интеграции» – показать конкретно-исторически и теоретически истоки процесса европейской интеграции...
Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconВопросы к экзамену по курсу
Цели и стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира)
Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconВопросы к экзамену по курсу «Европейская интеграция и отношения России и ес»
Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира)
Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconВопросы к экзамену по курсу «Европейская интеграция и отношения России и ес»
Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира)
Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconВопросы к экзамену по курсу «Европейский Союз и Россия»
Цели и стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира)
Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconАкционерные общества
Практика: «Максимализация рыночной стоимости компании, как основной критерий эффективности вертикальной интеграции (на примере ОАО...
Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconВопросы к экзамену/зачету по курсу «Европейская интеграция и отношения России и ес»
Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира)
Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Цель курса «История европейской интеграции» – показать конкретно-исторически и теоретически истоки процесса европейской интеграции...
Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconВопросы к экзамену/зачету по курсу «Европейская интеграция и отношения России и ес» 4 курс мж – 2011/12 учебный год
Стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира)
Возможность интеграции теорий на примере рэпт iconВопросы к экзамену по курсу «Европейский Союз и Россия» 4 курс фпэк 2011/12 учебный год (с красными рамочками)
Цели и стадии региональной интеграции (на примере основных региональных группировок мира)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы