Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» icon

Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого»



НазваниеКогнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого»
Дата конвертации15.07.2012
Размер56,79 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА


Антонова Н.В. (ГУ-ВШЭ, Москва)


Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого», «идентичность», «Я-концепция». Анализируются механизмы формирования имиджа, особое внимание среди которых уделено механизму когнитивного диссонанса. Действие данного механизма анализируется в трех аспектах: как механизм мотивации к деятельности по созданию имиджа у индуктора, как механизм формирования образа Другого у реципиента и как механизм межличностного взаимодействия между индуктором и реципиентом.


В современной психологии понятие «имидж» становится все более популярным. Из сленга профессиональных имиджмейкеров оно переместилось в понятийный аппарат научной психологии и занимает в нем все более прочное место (Перелыгина Е.Б., 2002). Однако до сих пор не вполне определены границы данного понятия и его соотношение со смежными понятиями.

Слово image в переводе с английского языка означает, как известно, «образ». Поэтому часто имидж понимают как образ человека (также предмета, группы), формирующийся в процессе общения в когнитивной сфере взаимодействующих с ним людей. Использование понятия «образ» включает проблематику имиджа в контекст исследований социальной перцепции и социального познания. Однако при подобном определении имиджа возникает вопрос о соотношении понятия «имидж» с таким понятием, как «образ Другого». Г.М.Андреева (Андреева Г.М., 2000) включает в список результатов социального познания следующие элементы картины социального мира: образ Я, образ Другого, образ Группы, образ Времени, образ Среды и др. Очевидно, что имидж вполне заслуживает своего места в этом ряду.

Ряд исследователей имиджа решают проблему соотношения понятий «имидж» и «образ Другого» через введение категории деятельности по созданию имиджа как специфического вида деятельности. Так, Е.Б.Перелыгина отмечает: « .. имидж выступает не только как явление, включенное в систему деятельности субъекта, используемое в процессе деятельности, но и как возникающее в процессе этой деятельности, являющееся ее продуктом. … имидж выступает как результат определенной целенаправленной активности со стороны субъекта» (Перелыгина Е.Б., 2002, с. 24). Можно заключить, что образ Другого и имидж являются взаимосвязанными, но не идентичными когнитивными образованиями: имидж – это такой образ другого человека, который формируется в результате его целенаправленной активности по созданию желаемых для него элементов данного образа. Теоретически соотношение образа Другого и имиджа можно было бы представить следующими образом (рис.1), причем имидж, взаимодействуя с образом Другого, постепенно замещает последний.



Рис. 1. Соотношение образа Другого и имиджа.


Однако, реальную границу между имиджем как результатом деятельности по созданию имиджа и образом Другого, формирующегося спонтанно, провести достаточно сложно, и в эмпирических исследованиях они обычно отождествляются.

В данной статье мы будем говорить об имидже человека (индивидуальном имидже), опуская такие разновидности имиджа, как предметный и групповой. Человека, имидж которого формируется, мы традиционно называем индуктором имиджа, а воспринимающего (или воспринимающих) – реципиентом (аудиторией) имиджа.

Основными механизмами формирования имиджа являются:

  1. категоризация – базовый механизм, основанный на отнесении воспринимаемого индивида к определенной категории (Перелыгина Е.Б., 2002);

  2. все механизмы социальной перцепции – идентификация, эмпатия, каузальная атрибуция, социально-психологическая рефлексия (Г.М.Андреева, 2000);

  3. механизм когнитивного диссонанса (Перелыгина Е.Б., 2002);

  4. некоторые иррациональные механизмы (перенос; ассоциации; актуализации архетипов и т.п.) (Змановская Е.В., 2005).

Из представленных механизмов наименее изучен с точки зрения формирования имиджа механизм формирования когнитивного диссонанса. Е.Б.Перелыгина (Перелыгина Е.Б., 2002) предлагает анализ включения данного механизма как запускающего деятельность по созданию имиджа. В этом случае рассматривается когнитивный диссонанс в когнитивной сфере индуктора имиджа, что выделяет данный механизм из ряда остальных, действующих в когнитивной сфере реципиента.

В когнитивной сфере индуктора его собственный имидж представлен в виде структуры «Я глазами других» (в традиционной терминологии «зеркального Я»). Соответственно имидж тесно связан с Я-концепцией и идентичностью личности (Антонова Н.В., 2003). При возникновении диссонанса между Я-реальным, Я-идеальным и Я-зеркальным возникает стремление индивида к деятельности по созданию имиджа, то есть воздействию на реципиента с целью коррекции «образа себя у другого». Следует заметить, что зеркальное Я, то есть представления индуктора о том, как его воспринимают другие люди, может не совпадать с реальным образом себя у других, то есть имиджем. Степень их совпадения зависит от уровня развития социально-психологической рефлексии реципиента, его чувствительности к обратной связи и других переменных. Е.Б.Перелыгина выделяет еще одну подструктуру – «Образ себя для других» – как цель самопрезентации. Эта когнитивная структура формируется в результате отбора тех составляющих Я-реального и Я-идеального, которые, с точки зрения индуктора, наиболее точно соответствуют целям его самопрезентации. Мы не разделяем отождествляем эту структуру с имиджем, так как реальный имидж относится к когнитивной сфере реципиента, а не индуктора. Скорее «Образ себя для других» содержательно идентичен тому, что Р.Фогельсон называл «предъявляемой идентичностью» (Fogelson R.D.,1982). Вслед за Р.Фогельсоном мы различаем личную идентичность (в которой выделяются два аспекта – социальный и личностный) и предъявляемую идентичность, включающую тот набор самопрезентаций, которые индивид осознанно или неосознанно отбирает для трансляции другим людям с целью повлиять на формирующийся у них образ собственной личности. Предъявляемая идентичность, как и личная, может включать личностный и социальный аспекты в различном соотношении (в зависимости от целей самопрезентации). Я-реальное, Я-идеальное и Я-зеркальное можно считать аспектами личной идентичности. Предъявляемая идентичность связана с личной идентичностью, так как использует содержание последней, однако может значительно отличаться от нее по объему включенного содержания. Это динамичная структура, изменяющаяся иногда даже в течение одного акта общения (например, если изменилась ситуация или состав участников общения). Она может приближаться или к Я-реальному (тогда индуктор будет использовать стратегию самораскрытия как стратегию формирования имиджа), или же к Я-идеальному (тогда индуктор будет прибегать скорее к стратегии самопредъявления и, возможно, даже манипуляции). Таким образом, имидж связан с Я-концепцией и идентичностью индуктора не прямо, а через предъявляемую идентичность (рис.2). Тогда действие механизма когнитивного диссонанса на процесс создания имиджа осуществляется следующим образом: при несоответствии когнитивных элементов «Я-зеркального» и «Я-идеального» включается процесс коррекции предъявляемой идентичности и затем – выбор новых средств самопрезентации.




Рис. 2. Взаимосвязь различных аспектов Я-концепции и имиджа в когнитивной сфере индуктора имиджа (компоненты когнитивной сферы индуктора обозначены курсивом; жирными стрелками обозначены связи между потенциально диссонантными структурами)


Можно ли рассмотреть механизм с «другой стороны» - со стороны реципиента? Очевидно, это возможно, если рассматривать его в связи с действием эффектов «первичности» и «новизны». Диссонанс, возникающий между когнитивными элементами, сформированными ранее, и поступающими вновь (вследствие, например, изменения стратегии самопрезентации индуктора) вызывает у реципиента потребность снять этот диссонанс и запускает известные механизмы: или переструктурирование образа Другого и формирование нового имиджа, или же, вследствие включения сопротивления изменениям, избегание новой информации и непринятие новых средств самопрезентации. Таким образом, последствия использования новых средств самопрезентации предугадать достаточно трудно.

Механизм когнитивного диссонанса можно также использовать в контексте описания межличностного взаимодействия между индуктором и реципиентом, используя модель Т.Ньюкома. Этот механизм подробно описан Е.Б.Перелыгиной (Перелыгина Е.Б., 2002).

Таким образом, изучение когнитивного диссонанса как механизма формирования имиджа может оказаться очень плодотворным и позволит рассмотреть данный процесс в различных аспектах.


Литература.

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

  2. Антонова Н.В. Личностные истоки имиджа. // Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. М., 2003.

  3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М., 2002.

  4. Fogelson R.D. Person, self and identity. //Psychosocial theories of the self. – N.Y., L., 1982, p.115-132.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» iconКогнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого»
Действие данного механизма анализируется в трех аспектах: как механизм мотивации к деятельности по созданию имиджа у индуктора, как...
Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» iconИмидж и идентичность личности н. В. Антонова (г. Дедовск, россия)
Вопрос о соотношении имиджа и идентичности личности до сих пор недостаточно исследован. В ряде исследований простраивается связь...
Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» iconИмидж и идентичность личности н. В. Антонова (г. Дедовск, россия)
Вопрос о соотношении имиджа и идентичности личности до сих пор недостаточно исследован. В ряде исследований простраивается связь...
Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» icon«Формирование имиджа современной организации»
В данной работе рассма­триваются история происхождения имиджа организации и составляющие имиджа компании: внешний, внутренний, неосязае­мый...
Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» iconСодержание Введение Понятие имиджа и его природа. Функции и основные задачи имиджа. Типы имиджа в деловом этикете – индивидуальный и корпоративный. Заключение Список использованной литературы Введение
При начале контактов правильно подобранный и реализованный имидж помогает создать благоприятное первое впечатление, вызвать уважение...
Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» iconКонтрольная работа по дисциплине «Деловое общение» на тему вариант №27 «Имидж в деловом этикете»
Понятие имиджа. Социально-психологическая природа имиджа. Имидж в системе этикетного поведения и социального влияния
Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» iconПонятие имиджа. Социально психологическая природа имиджа. Имидж в системе этикетного поведения и социального влияния
Понятие имиджа. Социально – психологическая природа имиджа. Имидж в системе этикетного поведения и социального влияния
Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» iconПроект составная имиджа учебного заведения
Одним из компонентов создаваемого имиджа, на наш взгляд, является проектная деятельность педагогического коллектива и учащихся
Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» iconТгспа, г. Тобольск Формирование имиджа предприятия гостиничной индустрии на основе культурного наследия региона
Всем известно как много значит грамотная организация корпоративной культуры и, в частности, внешнего и внутреннего имиджа в гостиничной...
Когнитивный диссонанс как механизм формирования имиджа антонова Н. В. (Гу-вшэ, Москва) Рассматривается понятие имиджа в соотношении с понятиями «образ Другого» iconН. В. (Гу-вшэ, Москва) Идентичность и имидж: путь к индивидуальности
Если раньше люди стремились быть «как все» то сейчас они стремятся утвердить свою индивидуальность. Не случайно именно в последние...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы