Авторское право icon

Авторское право



НазваниеАвторское право
Дата конвертации15.07.2012
Размер378.56 Kb.
ТипРеферат
Авторское право


Введение "Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать" Интеллектуальная собственность - очень тонкая материя. Идеи витают ввоздухе. "Слово не воробей - вылетит, не поймаешь", - гласит русскаяпословица. Ну, а если это "слово" на самом деле - научная идея, ключ кзавоеванию рынка или вообще любая концепция? Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы,независимо, была ли эта собственность материализована. Научно-техническая революция заставила обратить внимание на "невидимую руку" прогресса человечества. Интеллект превращается вматериальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения. Личные неимущественные права, согласно российскому законодательству,не отчуждаемы и, следовательно, не обратимы. Вместе с тем нельзя сказать,что они не имеют ценности. Например, право на имя может иметь вполнереальную ценность, как для автора, так и для работодателя, который охотнобы выкупил бы имя у автора право на имя, будь такая возможностьпредусмотрена законодательством. Поскольку законодательство такуювозможность не предусматривает, работодатель вынужден искать более хитрыеприемы, позволяющие обеспечить такое использование автором своего права наимя и других личных неимущественных прав, которые выгодны работодателю. Приэтом автор получает соответствующую компенсацию. Иначе говоря, даже личнымнеимущественным правам можно предать определенную оборотоспособность. Вдоговорах, на основании которых происходит передача прав интеллектуальнойсобственности, обязательно отражается оценка передаваемых прав и порядокрасчетов между сторонами. Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемыеим имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием ииспользованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское правокак самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всебя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав изаконных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболееблагоприятных условий для создания научных и художественных произведений;широкое использование их обществом. В соответствии с законодательством РФ авторское правораспространяется на произведения:- обнародованные и не обнародованные, по нахождению в объективной формна территории РФ, независимо от гражданства авторов и правопреемников;- на произведения, обнародованные и не обнародованные по нахождению в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами -гражданами РФ, и их правопреемниками;- на произведения, обнародованные или не обнародованные, но находящиеся вкакой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами и ихприемниками, - гражданами других государств в соответствии смеждународными договорами РФ. Произведение так же считается опубликованным в РФ, если в течение 30дней после даты первого опубликования за ее оно было опубликовано натерритории РФ.
При представлении РФ правовой охраны произведению в соответствии смеждународными договорами РФ автор произведения определяется позаконодательству государства, на территории которого имел место юридическийфакт, послуживший основанием для обладания авторским правом. Авторские права распространяются на произведения:- науки;- фотографические;- декоративно-прикладного искусства;- архитектуры;- сценографического искусства;- живописи;- скульптуры;- графики;- дизайна;- графических рассказов;- аудиовизуальные, музыкальные (с текстами и без текстов);- хореографии и пантомимы;- драматические и музыкально-драматические;- переводы;- литературные;- для ЭВМ;- производные, сборники и т.д. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупностьправовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использованияпроизведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные имущественные инеимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведениялитературы, науки и искусства. Нормы и принципы авторского права. Как и всякий другой правовой институт, авторское право имеетпринципы:Свобода творчества. Позволяет автору выбирать интересующую его тему, формубудущего произведения, метод создания, использовать произведения всемидозволенными законом способами. Конституционное законодательствогарантирует свободу научного, технического и художественного творчествапутем широкого развертывания научных исследований, изобретательской ирационализаторской работы, развития литературы и искусства. В КонституцииРФ закреплено:1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического идругих видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственностьохраняется законом.2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованиемучреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.3. Каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурногонаследия. Беречь памятники истории и культуры.Принцип сочетания личных интересов с интересами всего общества.Принцип моральной и материальной заинтересованности в использованиипроизведений. Материальное поощрение: государственные и именные премии.Принцип всемирной охраны права и законного интереса авторов. Отражен нетолько в нормах права, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенныхавторских прав. Нормы авторского права содержаться в различных законодательных инормативных актах федерального и республиканского значения. Основыгражданского законодательства устанавливают принципиальные положения повопросам, требующим единообразного решения во всех республиках. Такоеединства предопределено и необходимостью участия в международных конвенцияхоб охране авторских прав Вместе с тем Конституция РФ относит "правовоерегулирование интеллектуальной собственности" к совместному ведениюФедерации и республик в ее составе. Права авторов и их защита. Права авторов, их содержание и осуществление. Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежатследующие права:- право авторства (на авторство);- право на имя;- на опубликование и иное использования произведения;- на вознаграждение за использование произведения другими лицами.( п.2 ст.135 Основ гражданского законодательства).Основное право лица, занимающегося научной или художественнойдеятельностью, - право на авторство. Оно является основополагающим в томкомплексе прав, которым пользуется автор. В юридической литературе высказываются предложения о необходимостизакрепления этого права в законе. В содержание права на авторство входит не только право лица считатьсятворцом созданного произведения, но и требовать ссылки на автора при егоиспользовании. Право авторства сохраняется у лица независимо от формы,назначения и достоинства произведения. Не имеет значения, выпущенопроизведение в свет или не выпущено. С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы,науки и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить,а свет произведение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно.Он реализует право на имя в случаях использования его произведения, когдавступает в договорные отношения с другими лицами и организациями. Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование,воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованиемпонимается всякое сообщение произведения неопределенному кругу лиц любымустановленным законом способом, то есть путем издания, публичногоисполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и так далее. Право автора на воспроизведение означает возможность размноженияпроизведения с помощью снятия с него копий или иным способом. Иопубликование, и воспроизведение осуществляются на основе договора, которыйзаключает автор с организацией (издательством, театром, киностудией и такдалее). Воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласияавтора. Исключение из правила об использовании произведения на основедоговора закреплено в законе. Статья 492 ГК предусматривает случаииспользования произведения без согласия автора и без уплаты авторскоговознаграждения, а ст. 495 ГК – использование произведения без согласияавтора, но с выплатой авторского вознаграждения (ст.138 Основ). Правоавтора на распространение своего произведения сегодня приобретает тотсмысл, который закладывал законодатель, закрепляя его за творцомпроизведения. Сложившаяся в последние годы практика издания произведений засчет средств автора предоставила ему возможность самому распространять своипроизведения. Поэтому сами собой отпали утверждения ученых-юристов о том,что автор не обладает правом на распространение своего произведения, таккак не располагает печатными средствами, бумагой и так далее.Право на неприкосновенность произведения означает запрет внесения измененийв само произведение, его согласия при любом способе использования (издание,публичное исполнение, публичный показ и так далее). Статья 480 ГК запрещает без согласия автора снабжать произведение приего издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями икакими бы то ни было пояснениями. Упоминается лишь один из способовиспользования - издания, но этот порядок должен сохраняться при всех иныхспособах использования произведения. В отличие от других субъективных прав автора, представляющих мерувозможного поведения, право на неприкосновенность произведения и имениавтора изложено как запрет, адресованный третьим лицам. Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными.Автор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другимиорганизациями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведенияк выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор илирежиссер, совершенствуя произведение, не вправе нарушить замысел автора,особенности его стиля и так далее. Вносимые ими в произведения должнысогласовываться с автором. К числу прав автора, закрепленных законом, относится право навознаграждение за разрешение использовать произведение. Это - имущественноеправо. Особенности авторского вознаграждения определяются спецификойтворческого труда. Факт создания произведения еще не порождает у авторавозможности реализовать право на вознаграждение. Осуществление данногоправа с использованием произведения другими лицами, иными словами, когдаустановлена общественная полезность произведения. Ставки авторского вознаграждения за использование произведенийучитывают вид, характер произведения, его объем, сложность, количественныекритерии. При издании научного или художественного произведениявознаграждение выплачиваются, исходя из ставки за один авторский лист.Поэтические произведения оплачиваются по ставкам за одну строку. Отдельныепроизведения - рассказ, эпиграмма, стихотворение до 30 строк - оплачиваютсяаккордно, то есть за произведение в целом. Ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы,науки и искусства дифференцированы в зависимости от вида произведения(художественная проза, одноактная пьеса, литературно-критические,литературоведческие работы, научно-популярная, учебная литература и такдалее). При издании произведения литературы, науки и искусства автор получает100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычнооплачивается в уменьшенном размере: второе и третье издание литературно-художественного произведение - в размере 60% от первого издания; четвертое- 40%; пятое - 30% и так далее. При издании переработанного автором произведения авторскоевознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материалоплачивается, как первое издание - 100%, ранее опубликованный материал - впроцентном исчислении с учетом порядкового номера издания. Отпадение государственной монополии в издательском деле привело кутрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшихсяранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательстваориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения,одновременно дополняя их современными (например, возможностью полученияавтором части дохода, полученного издательством от распространения тиражаего произведения). Аналогичным в принципе образом строится расчетавторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и других произведений. Одни ставки применяютсяпри оплате публичного произведения, созданного по заказу зрелищногопредприятия, другие - публичного исполнения уже опубликованныхпроизведений. За произведение, выполненное по заказу, либо за право первойпостановки неопубликованного произведения автору выплачиваетсяединовременное вознаграждение. Кроме того, зрелищное предприятие, публичноисполняющее произведение, выплачивает автору вознаграждение в видеопределенного процента от суммы валового сбора, поступившего от продажибилетов. Публичное исполнение уже опубликованных произведений оплачиваетсяв виде процентов от поспектакльных сборов. Рассмотренные выше права авторов произведений литературы, науки иискусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают правона авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведение и имениавтора, право на опубликование. Имущественным считают право навоспроизведение и распространение произведения, на авторскоевознаграждение. Личные и имущественные права тесно переплетены, каждое принадлежащееавтору право призвано в той или иной мере охранять как его имущественные,так и неимущественные интересы. Приведем несколько примеров. Право автора на имя, которое являетсяличным правом автора, в определенных случаях затрагивает его имущественныеинтересы. Если не указан один из соавторов, то он лишается авторскоговознаграждения. Лицо, выдавшее чужое произведение за свое, нарушает правона авторство и право на имя действительного автора, а также его право наавторское вознаграждение, В данном случае тесно переплетены личные иимущественные интересы автора. Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать дляавтора имущественные последствия. Право на неприкосновенность произведениятоже может порождать для автора имущественные последствия. Например,искажение театром пьесы при постановке может снизить посещаемостьзрелищного учреждения или привести к исключению пьесы из репертуара театра.В свою очередь это приведет к уменьшению размера вознаграждения илипрекращению его выплаты. Практически трудно выделить личные и имущественные права в чистомвиде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право может охранять егоимущественный и неимущественный интересы.Право на авторство, авторское имя и неприкосновенность произведенияохраняются бессрочно (ст. 137 Основ гражданского законодательства). Основные способы защиты авторских прав. При нарушении личныхнеимущественных прав автор может требовать восстановления нарушенного правапутем внесения соответствующих исправлений, сообщения в печати или инымспособом о допущенном нарушении. Нарушение имущественных прав (ст. 500 ГК) может быть связано снарушением других имущественных прав автора. Например, права собственностина объект, в котором материализовано произведение (картина, рукопись,клавир и т. п.). Возмещение стоимости утраченной или поврежденной вещи нелишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушениемавторского права. Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правамприсуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить авторанаписать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого насебя обязательства. Право на авторство, право на авторское имя, нанеприкосновенность произведения защищаются независимо от истечения срокаисковой давности. Органы защиты авторских прав. Судебный порядок защиты авторских правнаиболее распространен. Его основу составляет исковое производство. В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личныенеимущественные или имущественные). Исковые требования неимущественногохарактера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковыетребования имущественного характера – со взысканием авторскоговознаграждения или убытков. Возможны иски, в которых одновременно заявленытребования о восстановлении личных неимущественных интересов иимущественных прав. Нарушение имущественных интересов автора в ряде случаев не затрагиваетего личных прав. Оно возможно при правомерном использовании организациейпроизведения, а также при бездоговорном использования. В первом случае речьидет об определении вознаграждения ниже предусмотренного, несоблюдениипорядка и сроков выплаты вознаграждения и т. д.; во втором — об отказеорганизации выплатить автору причитающийся ему гонорар. Права авторов внутри страны и за ее пределами до 1990 года охранялисьВсесоюзным агентством по авторским правам (ВААП). Оно было создаю в 1973году по инициативе творческих союзов, Академии наук СССР, Агентства печати"Новости" и других организаций. Охраняя права и законные интересы авторов иих правопреемников, ВААП обеспечивало представительство, принималонеобходимые меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенногоправа. ВААП вело дел; авторов в административных и судебных органах,выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения. Вместе с тем, ВААП обладало монополией на заключение договоров,нередко без их на то согласия. Фактически оно выполняло функции органагосударственного управления в сфере авторских отношений. Поэтомупроисходящие процессы радикального обновления существенно отразились на егодеятельности. В настоящее время оно преобразовано в Российское агентствоинтеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте РФ. РАИС являетсяфедеральным ведомством, разрабатывающим и осуществляющим государственнуюполитику в сфере охраны авторских и смежных прав. РАИС отказалось от многихмонопольных функций, сохранив за собой, в частности, функции содействияобладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право наобращение в суд и на заключение договоров об использовании авторских прав вРФ и за рубежом исключительно по поручениям авторов или иныхправообладателей, а также получение и выплату авторского вознаграждения запубличное использование (исполнение) некоторых произведений и авторскоговознаграждения, поступающего из-за рубежа в валюте. РАИС вправе издаватьинструкции и разъяснения по единообразному применению авторского права,обязательные для всех ведомств, организаций и иных пользователейпроизведений. Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов. Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшимисовершеннолетия либо признанными в установленном законом порядкенедееспособными или ограниченно дееспособными. Например, Надя Рушена, засвои 17 лет, создала около 11 тыс. рисунков. При жизни Нади состоялось 15выставок ее работ, в том числе за рубежом. Первый поэтический сборник НикиТурбиной вышел в свет, когда юной поэтессе было всего 8 лет. В России и зарубежом широко известны имена других юных дарований. Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь праваавторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни напрактике. Сама эта возможность входит в содержание гражданскойправоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состоянияздоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности вконкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Рольтакого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства,т. е. действие фактического характера, а не сделка. Но посколькуфактические действия могут совершаться и недееспособными липами, конкретныесубъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояниядееспособности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных имипроизведении являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица. Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками илинаркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальноеположение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могутосуществлять свои авторские права лишь с согласия попечителей (ст.16 ГК).Это означает, что автор, дееспособность которого ограничена по суду, самосуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачейкоторого является ограждение подопечного от злоупотреблений со сторонытретьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель неустраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в егоинтересах. Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 15 до 18 лет,осуществляют спои авторские нрава совершенно самостоятельно (ст. 13 ГК).Это исключение из общего правила, согласно которому граждане могутсамостоятельно осуществлять свои гражданские права лишь с 18 лет, еслитолько законом не указано иное. Наличие такого отступления вполнеоправдано, так как в данном возрасте можно предполагать достаточнуюзрелость несовершеннолетних для разумного распоряжения достигнутыми имитворческими результатами. Авторские права юридических лиц. Наряду с физическими липами обладателями авторских прав напроизведения науки, литературы и искусства по российскому законодательствувыступают юридические лица. Если последние являются правопреемникамисоздателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав невызывает никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельныеавторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведениесоздано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское правоможет перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т. д. Но всех этихслучаях юридическое лицо становится обладателем производного авторскогоправа, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло кюридическому лицу по указанным в законе основаниям. Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателемпервоначального авторского права, т. е. Приобретать права на произведениепосредством своих собственных действий, долгие годы оставался в советскойнауке авторского права спорным. Многие ученые, основываясь на техположениях советского авторского законодательства, в соответствии с которымправа на научные сборники, словари, энциклопедические издания, журналы,кинофильмы и т. п. возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали,что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческойдеятельности, необходимой для объединения самостоятельных произведенийотдельных авторов в единое целое произведение. Иными словами, они считали,что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначальногоавторского права, что и находило прямое отражение в авторскомзаконодательстве. По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе неможет стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили изтого, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как быни повлияло юридическое лицо на создание произведения, само созданиепроизведения является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либоособую творческую деятельность юридического лица, не охватываемуютворчеством конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь говоритьоб организационной деятельности юридического лица, о создании имматериальной базы для творчества физических лиц и т. д., однако указанныедействия не являются основанием для признания за юридическим лицомпервоначального авторского права. Поэтому с их точки зрения наделениенекоторых юридических лиц авторскими правами первоначального характераявлялось не более чем законодательным приемом, преследующим определенныецели. Так, конструкция первоначального авторского права юридического лицаспособствовала устранению правовой неопределенности, возникающей в силуотсутствия у обладателя авторского права на все произведение, в частностиоблегчала использование произведений. Данное объяснение представляетсядостаточно убедительным. Большой, а иногда и недостаточно определенный круглиц, внесших творческий вклад в создание сложного составного произведениявкупе с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами,участвовавшими в его создании, делают целесообразным признание обладателемавторского права на произведение в целом одного лица. В самом деле, этолицо (киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т.п.) лишь условно может быть признано автором произведения, так как вдействительности его творцами являются конкретные физические лица. Однакотакой юридический прием, являющийся своеобразной юридической фикцией,вполне оправдан по изложенным выше соображениям. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", однако, вообщеотказался от данной юридической конструкции. В качестве авторовпроизведений им признаются лишь физические лица, творческим трудом которыхони созданы (ст. 1). Такой подход, безусловно, более точно отражаетдействительное положение дел, но насколько он согласуется с потребностямипрактики, покажет будущее. Во всяком случае можно констатировать, что сточки зрения действующего авторского законодательства у таких составныхпроизведений, как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов,периодические издания и т. п. вообще нет авторов, а авторамиаудиовизуальных произведений признаны не все лица, внесшие творческий вкладв их создание, а только режиссер-постановщик, сценарист и композитор (ст.11, 13 Закона). Практическое значение данной проблемы во многом снимаетсяблагодаря тому, что исключительные права на использование рассматриваемыхпроизведений по-прежнему признаются за их издателями и изготовителями. Иностранные авторы. Субъектами авторского права признаются не только граждане России, нои иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведенияроссийских авторов охраняются независимо от места их обнародования илинахождения в иной объективной форме, то охрана произведений иностранныхавторов зависит от ряда закрепленных в законе условий. Прежде всего,признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения,которые обнародованы на территории России, либо не обнародованы, нонаходятся на ее территории в какой-либо объективной форме (п. 1 ст.5 Закона«Об авторском праве и смежных правах»). В данном случае правовое положениеиностранных авторов не имеет никаких отличий от правового положенияроссийских авторов. Указанное правило выражает территориальный принцип,известный авторскому законодательству многих стран и закрепленныйважнейшими международными конвенциями. Если произведение иностранного автора обнародовано или находится вобъективной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляетсяв соответствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирнойконвенции об авторском праве на территории России охраняются всепроизведения граждан стран—участниц Всемирной конвенции, а также любыепроизведения, впервые опубликованные на их территории. Важно лишь, чтобыони вышли в свет после 27 июля 1973г. —даты присоединения СССР к Всемирнойконвенции. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" ввел правило, ранеесоветскому авторскому законодательству не известное, в соответствии скоторым произведение также считается опубликованным в РФ, если в течение 30дней после первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано натерритории РФ. Присоединение России к Бернской конвенции. В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли статьучастниками Бернского Союза в силу несоответствия предоставляемой понациональному законодательству охраны произведениям "уровню БернскойКонвенции". Но, несмотря на то, что Закон, принятие которого позволило быприсоединиться к Бернской Конвенции, вступил в силу только 3 августа 1993года, некоторыми правоведами уже в 1992 году поднимался вопрос о способевозможного присоединения России. В частности, один из них отмечал, чтостатья 18 Бернской Конвенции не содержит обязательства обеспечения охраны собратной силой, и, поэтому не исключено, что Российская федерация приприсоединении к Бернской Конвенции выразит именно такую точку зрения.Позднее этим же специалистом не раз высказывалось мнение о необходимостиприсоединения России к Конвенции без обратной силы, что "для России, дляроссийских организаций, использующих иностранные произведения" оказалось бы"наиболее выгодным и безболезненным, особенно в течение первых лет послеприсоединения". 13 марта 1995 года произошло долгожданное событие - Россия, наконец,стала полноправной участницей Бернской Конвенции об охране литературных ихудожественных произведений. При подаче дипломатической ноты оприсоединении Россия уведомила других участников Конвенции о том, что"действие Бернской Конвенции не распространяется на произведения, которыена дату вступления этой Конвенции в силу для Российской федерации ужеявляются на ее территории общественным достоянием". В соответствии со статьей 28 Закона РФ "Об авторском праве и смежныхправах" произведение перестает охраняться, и переходит в общественноедостояние, в результате истечения срока действия авторского права. Как, ужеранее отмечалось, в случае, если страна предоставляет охранунеопубликованным произведениям иностранных авторов, срок охраны истекает намомент опубликования этого произведения в стране, не связанной с ней каким-либо соглашением об охране авторских прав. Рассмотрим, как в России решается судьба иностранных неопубликованныхпроизведений. Согласно статье 5 Закона "Об авторском праве и смежных правах", охранапо авторскому праву предоставляется неопубликованным произведенияминостранных авторов следующим образом:- если они находятся в какой-либо объективной форме на территории России,то они охраняются по Российскому законодательству во всех случаях;- если они находятся в какой-либо объективной форме за пределами РоссийскойФедерации, то получают охрану на основе международных договоров. Что касается первой группы неопубликованных произведений, выделеннойзаконодателем, здесь ситуация вполне понятна: неопубликованные иностранныепроизведения, которые находятся на территории России, охраняются поРоссийскому авторскому праву. Поскольку само произведение в определеннойматериальной форме находится на Российской территории, все противоправныедействия в отношении этого произведения (например, обнародование безсогласия автора, плагиат, переработка и пр.) также могут иметь место на еетерритории, и, следовательно, попадают под Российскую юрисдикцию. Охрана,предоставленная такому произведению, носит условный характер, так как онапоставлена в зависимость от места последующего опубликования. В случае еслипубликация будет иметь место в России, оно будет продолжать находиться подохраной. Если же оно будет обнародовано за рубежом, такое произведениеРоссийским авторским правом охраняться не будет вследствие истечения срокапредоставляемой охраны. Следовательно, после присоединения России кБернской Конвенции, в случае, если до 13 марта 1995 года такое произведениебыло впервые опубликовано за рубежом и вследствие этого утратило правовуюохрану, Россия, согласно пункту 2 статьи 18 Бернской Конвенции, не обязанавновь ставить это произведение под охрану. Вопрос же в отношении неопубликованных произведений иностранныхавторов, находящихся в какой-либо материальной форме за рубежом, крайнесложен. Российским Законом предусмотрено, что охрана таким произведениямпредоставляется лишь на основании международных договоров. Еслипредположить, что Закон адекватно отражает российскою практику охранынеопубликованных произведений иностранцев, то все иностранные произведения,находящиеся в объективной форме за рубежом, независимо от того, были ли ониобнародованы или нет до 13 марта 1995 года, подлежат охране на территорииРоссии с этой даты. И, следовательно, другие члены Бернского Союза могли бывыдвинуть справедливые возражения против участия России в БернскойКонвенции без обратной силы. Занятая российским законодателем позиция в отношении охраныиностранных неопубликованных произведений была подвергнута критикеспециалистами, которые указывали на то, что она служит источникомвозникновения множества проблем на практике. Например, будет ли охранятьсяпроизведение, один экземпляр которого находится за границей, а другой - нароссийской территории? Или, с какого момента подлежат охране созданные зарубежом произведения: с момента создания иди с момента пересечения границы? На последний вопрос практика, причем широко распространенная даетследующий ответ: когда неопубликованное произведение иностранного авторапопадает на территорию России, оно подлежит охране по российскомуавторскому праву с момента его создания. И, хотя подход законодателя,отраженный в Законе не изменился по сравнению с позицией статьи 478Гражданского Кодекса РСФСР и статьи 136 Основ гражданского законодательства1991 года. Это не означает, что неопубликованные иностранные произведения,находящиеся в материальной форме за пределам Российской федерации, неохраняются по российскому законодательству. В литературе отмечалось, что "неопубликованные произведенияиностранных авторов, находящиеся за рубежом, не могут рассматриваться" вРоссии как произведения, "постоянно находящиеся в сфере общественногодостояния", и, следовательно, подлежат охране наравне с произведениями,находящимися на ее территории. Необходимо также отметить, что нередко при заключении двустороннихдоговоров охрана неопубликованных произведений вообще не оговаривалась,например, статья 2 Соглашения с Польшей об охране авторских прав гласит: "Каждая договаривающаяся Сторона признает авторские права граждан иорганизаций другой договаривающейся Стороны их правопреемников напроизведения науки, литературы искусства, независимо от места их первогоопубликования, а также авторские права граждан третьих стран и ихправопреемников на произведения, впервые выпущенные в свет на территорииСоветского Союза или Польской Народной республики...". Из приведеннойцитаты видно, что определяется судьбам лишь опубликованных произведений. Намой взгляд, такая формулировка - это результат того, что не былонеобходимости предусматривать взаимных обязанностей по охраненеопубликованных произведений, так как произведения иностранных авторов итак подлежали охране в обоих договаривающихся государствах. Итак, российское (а до 25 декабря 1991 года советское) авторское правофактически охраняло, и охраняет любые неопубликованные произведенияиностранных авторов с момента их создания. Но, если это произведениевпервые публикуется не в России и не в стране, связанной с Россиеймеждународным договором, то такое произведение становится в Россииобщественным достоянием, так как ранее предоставленный срок охраны истек.Именно поэтому Россия смогла присоединиться к Бернской Конвенции. Этоозначает, что в отношении граждан стран, участвующих и в Бернской, и воВсемирной Конвенции, в России будут охраняться только те произведения,которые будут опубликованы после 26 мая 1973 года (дата присоединения СССРк Всемирной Конвенции). Что касается граждан государств, участвующих тольков Бернской Конвенции, то в России будут поставлены под охрану только те ихпроизведения, которые впервые опубликованы в этих странах после 13 марта1995 года. В прессе высказывались различные оценки принятого решения оприсоединении без обратной силы. Одни специалисты целиком и полностьюподдержала его, другие же осуждая его, утверждали, что "по сути жеоказалось, что к Бернской Конвенции Россия не присоединилась".Заинтересованные же лица - издатели, единодушно поддерживая присоединение кБернской Конвенции, также разошлись в оценке порядка такого присоединения,крупные издатели, которые "присоединились к Берну в одностороннем порядке"еще в 1993 году либо удивлены таким подходом, либо полностью отвергают его,рассматривая решение правительства как "возведение воровства вгосударственную политику" и "легализацию пиратства". Высказывалось мнение,что присоединение России к Бернской Конвенции с обратной силой отвечало быинтересам российских издателей, так как им "выгодно покупать права иплатить иностранным авторам", что позволит им "иметь возможность, продаватьправа на книги российских авторов". Естественно, что крупным издательствам под силу выплачивать огромныегонорары за приобретение исключительных прав на распространениепроизведений иностранных авторов на территории России. Это им действительновыгодно, так как их затраты окупятся через реализацию книжной продукции, встоимость которой включаются и суммы авторских гонораров, и передачанеисключительных прав на использование другим издательствам, в конечномитоге за счет Российских читателей. Присоединение с обратной силой кКонвенции, по мнению иных издателей, также не "позволило бы встать на ногимолодым издателям", не имеющим большого стартового капитала. На мой взгляд,это также прекратило бы приток в Россию множества произведений зарубежнойлитературы, что, в конечном счете, отразилось бы как на развитии толькопоявившееся книжной индустрии, так и на культурно-духовной сфере нашегообщества. Действительно, при принятии ответственных правовых решений, какимявляется решение о присоединении к Бернской Конвенции, необходимо исходитьиз интересов всего общества, а не отдельных его групп. Учитывая то, чтонормы Конвенции действуют не в идеальных, а реальных условиях, должныприниматься во внимание и те экономические последствия, которые могло быповлечь предоставление охраны произведениям, ранее считавшимся в Россииобщественным достоянием. Как было показано выше, критика присоединения без обратной силы носитв основном экономический характер. Вопрос о самой формулировкепостановления не поднимался. Специалисты, несмотря на то, что в прессе ибыло отменено, что формулировка не ясна, ограничились лишь констатациейтого, что она означает, что Россия присоединилась к Бернской Конвенции безобратной силы, думается, что необходимо рассмотреть постановлениеправительства именно с точки зрения данной им формулировки, котораядопускает неоднозначность ее толкования. Итак, постановление содержит указание на то, что произведениям,ставшим на территории российской федерации общественным настоянием немомент присоединения к Бернской Конвенции, охрана вновь предоставлена небудет. Рассматривая обоснование возможности присоединения России безобратной силы, нами приводилось положение статьи 28 Закона РФ "Об авторскомправе смежных правах", согласно которому причиной перехода произведения вобщественное достояние служит истечение срока охраны. Однако статья 28предусматривает и иную причину: перешедшими в общественное достояние такжесчитаются произведения, охрана которым на территории России никогда непредоставлялась. В формулировке, данной правительством, не указывается, покакой именно причине не будут охраняться произведения, ставшие натерритории РФ общественным достоянием, хотя такой причиной являетсяистечение сроков охраны. Нами было отмечено, что на законодательном уровнеохрана предоставляется лишь тем иностранным неопубликованным произведениям,которые находятся на российской территории, хотя практика и иначе решаетэтот вопрос. Однако, именно то, что на практике охранялись, и охраняютсявсе неопубликованные произведения иностранных авторов, позволилоистолковать статью 18 Бернской Конвенции как не обязывающую, предоставлятьохрану с обратной силой. Тем не менее, зарубежные специалисты, не знакомыес российской практикой, могут провести анализ на законодательном уровне исделать вывод, что Россия, присоединяясь к Конвенции, приняла решение неохранять иностранные произведения, ставшие на ее территории общественнымдостоянием в силу того, что они никогда не охранялись. По такое решениепротиворечило бы пункту 2 статьи 18 Конвенции, которой все причинынеохраняемости, кроме истечения срока охраны, безразличны. Еслиформулировка правительства будет истолкована таким образом, это можетпослужить основанием возникновения споров с другими членами Конвенции поповоду применения Бернской Конвенции. Думается, что лучшим способом устранить имеющееся противоречие доприсоединения к Конвенции было бы привести действующее законодательство обавторском праве в соответствие с практикой, закрепив, что охрана пороссийскому законодательству предоставляется всем иностраннымнеопубликованным произведениям, независимо от того, на территории какогогосударства они находятся. Это значительно упростило бы аргументациюпринятого Россией решения о присоединении без обратной силы. Иначе этупроблему можно было бы решить, указав при подаче ноты, что действиеБернской Конвенции не будет распространяться на произведения, которые надату вступления Конвенции в силу для России уже являются не ее территорииобщественным достоянием вследствие истечения ранее предоставленного срокаохраны. Сегодня же, на мой взгляд, единственный способ устранить всякуювозможность возникновения спорной ситуации - дополнительно уведомить страныСоюза о причинах, по которым иностранные произведения перешли в сферуобщего достояния. Несмотря на то, что некоторые специалисты считают, что"непредставление обратной силы вообще лишает Конвенцию смысла", ярассматриваю присоединение Российской федерации к Бернской Конвенции какчрезвычайно значительное событие. Во-первых, теперь Россия связанамеждународным договором со многими странами, отношения с которыми поавторскому праву никак не регулировались. Во-вторых, произведенияиностранных авторов тех стран, с которыми Россия была связана ВсемирнойКонвенцией, получают охрану также по Бернской Конвенции, уровень которойнамного выше. Что же касается стран, связанных с Россией по БернскойКонвенции, то их интересы, конечно, затронуты присоединением без обратнойсилы. Однако, учитывая то, что произведения граждан большинства государств-членов Бернского Союза уже охранялись по Всемирной Конвенции и подвусторонним соглашениям, нарушение интересов этих государств не стольсущественно. Думается, что по истечении некоторого переходного периода"привыкания" к защите авторских прав граждан стран-участниц БернскойКонвенции, Россия пойдет по пути заключения двусторонних соглашений сотдельными странами, как это делается сейчас в США, по которым охрана будетпредоставляться с обратной силой. Однако это не может произойти раньше, чемРоссия действительно будет к этому готова. Соавторство. Условия возникновения соавторства. Авторское право на произведение, созданного совместным трудом двух иболее лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо оттого, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит изчастей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Возникновение соавторствадоктрина и судебная практика связывают с рядом условий, которые выводятсяиз действующего законодательства. Прежде всего, о соавторстве можноговорить лишь в том случае, если в результате совместных усилий несколькихлиц создано единое коллективное произведение. Не вызывает сомнений, чтотакое коллективное произведение создается в тех случаях, когда произведениесоздается в тех случаях, когда произведение образует одно неразрывное целое(например, роман или картину, созданные несколькими лицами). Сложнееобстоит дело в тех случаях, когда каждая часть произведения имеетсамостоятельное значение и может быть использована самостоятельно(например, стихи и музыка в песне, главы учебника, написанного коллективомсоавтором). Ясно, что коллективное произведение не может быть создано врезультате простого механического соединения произведений авторов.Необходима такая взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобыони воспринимались публикой как единое произведение. Иными словами,изменение или изъятие какой-либо части коллективного произведения должновлечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможностьиспользования произведения как единого целого. Например, если изъять изучебника по гражданскому праву любую из глав, посвященных, например,сделкам, юридическим лицам, исковой давности и т. д., то данный учебниквряд ли может рассматриваться как завершенное коллективное произведение,способное выполнять свои функции. Точно так же изменение музыкальноготекста оперы должно влечь за собой соответствующее изменение либретто.Напротив, изъятие из книги иллюстраций не может повлиять на литературныедостоинства опубликованного произведения, поскольку текст и иллюстрации кнему не составляют со своей совокупности единого произведения. Поэтомуписатель и художник не выступают в данном случае как соавторы. То же самоеможно сказать и обо всех других составных произведениях, напримерсборниках, журналах и т. п. .Вторым непременным условием возникновения соавторства являетсясоздание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этомпод совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесструда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать надпроизведением сообща от начала до конца; каждый из них может создать какую-либо обособленную часть произведения; один из них может доработатьрезультат другого и т. п. Важно не то, как, в какой форме трудились надпроизведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом ихсовместных усилий. Показательным в этом отношении является следующее дело,рассмотренное Верховным Судом РСФСР. К. предъявил иск к Т. и М. о признанииего соавтором повести "Когда отзвенел малиновый звон", выпущенной в светиздательством " Молодая гвардия ". Ростовский областной суд в иске К.отказал. Рассмотрев дело по кассационной жалобе истца, Верховный Суд РСФСРоставил решение Ростовского областного суда в силе, а жалобу безудовлетворения. В определении Верховного Суда отмечалось, что истецдетально осведомлен о работе ответчика Т., который их использовал. Однакоэтого совершенно недостаточно для признания творческого участия истца внаписании повести. До выхода книги в свет ни у истца, ни у ответчика невозникало намерения создать коллективное произведение. Отсутствует совместная творческая работа над произведением и в рядедругих случаев, когда одно лицо в силу своих служебных обязанностей или подругим основаниям оказывает Л. помощь создателю произведения, норезультаты его труда не находят прямого отражения в произведении. Так,никто не ставит под сомнение необходимость, полезность и даже творческийхарактер труда редактора. Однако, если редактор не выходит за пределы своихобязанностей, он не может претендовать на соавторство. Редактор призванпомочь автору улучшить свое произведение, исправить его отдельныенедостатки, устранить повторы и т. п. Но все изменения в произведениевносятся самим автором, который может согласиться или не согласиться средактором. Важнейшим условием соавторства является также то, что вклад лиц,претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. ВерховныйСуд неоднократно указывал, что "не дает оснований для признания соавторстваоказание автору или соавторам. технический помощи (подбор материалов,вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.)"4. Поэтому при разрешенииспоров о соавторстве одним из главных вопросов, стоящих перед судом,является установление характера труда, вложенного в произведение каждым изего создателей. Нередко решить этот вопрос бывает непросто. Так, многоспоров возникает по поводу авторства на произведения, созданные на основевоспоминаний так называемых "бывалых людей", обработок мелодий народныхпевцов и т. д. На практике эти произведения чаще всего выходят в свет подименем автора воспоминаний, что, может быть, обеспечивает лучшее восприятиепроизведения публикой, но не всегда правильно отражает вклад автора. Так,если рассказчик лишь сообщает писателю какие-либо исторические факты илидетали своей биографии, на основе которых последний создает системухудожественных образов и облекает разрозненные воспоминания в единоепроизведение, субъектом авторского права должен признаваться создательхудожественного произведения. Поэтому пути идет судебная практика. Примеромможет служить следующее дело. Е., проживший богатую событиями жизнь,собирался воплотить свои воспоминания в литературное произведение. Однакосам осуществить свой замысел он не смог и поэтому начал сотрудничать слитератором С. На протяжении двух лет Е. и С. систематически встречались по2 – 3 раза в месяц, и Е. рассказывал С. эпизоды из своей жизни. Используяэти рассказы, С. написал роман «Накануне». Е. претендовал на соавторство ивыплату ему половины гонорара. Дело неоднократно рассматривалось судебнымиинстанциями, и в итоге иск Е. был отклонен. Верховный Суд исходил из того,что воспоминания не были облечены в литературную форму, он не участвовал вразработке плана произведения, в составе системы образов и действующих лиц,то есть, не участвовал в создании многопланового литературногопроизведения, а был лишь рассказчиком отдельных эпизодов из своей жизни. Напротив, автором произведения должен быть признан рассказчик, еслилицо, записавшее его воспоминания, не внесло ничего нового ни в содержание,ни во внутреннюю форму произведения, а лишь выполняло техническую иредакторскую работу. Если же в создании художественной формы произведенияпринимали участие и рассказчик, и обработчик его воспоминаний, есть всеоснования говорить о соавторстве. Во всех этих. случаях критерием,помогающим установить действительного автора произведения, являетсятворческий характер внесенного в создание произведения вклада. Наконец, условием признания тех или иных лиц соавторами произведенияявляется наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом подсоглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленноена совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выраженов любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того,предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения,если возникает необходимость внести в него изменения и дополнениятворческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и ненарушало ничьих охраняемых законом авторских прав Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможностьвозникновения соавторства без совместной творческой работы надпроизведением. В силу одного соглашения соавторство возникнуть не может. Вчастности, соглашение о совместной творческой работе над будущимпроизведением остается лишь предварительной договоренностью, не имеющейюридического значения, если авторами в действительности не будет проделанасовместная творческая работа по созданию коллективного произведения.Конечно, в реальной жизни встречаются случаи, когда в число соавтороввключаются лица, которые не принимали никакого участия в работе надпроизведением либо их вклад не носил творческого характера. Безусловно, этоявляется нарушением закона, и в случае выявления действительныхобстоятельств такие лица подлежат исключению из числа соавторов. Говоря о соглашении, как условии возникновения соавторства, следуетотметить, что ни в прежнем законодательстве, ни в Законе РФ «Об авторскомправе и смежных правах» такое требование не зафиксировано. Необходимостьсоглашения о соавторстве установлена Верховным Судом СССР в постановленииот 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства при рассмотренииспоров, возникших из авторских правоотношений» Верховный Суд указал, что посмыслу закона «соавторство двух и более лиц на произведение науки,литературы и искусства возникает в тех случаях, когда каждый из них повзаимному согласию внес в это произведение свой творческий вклад.Соглашение о соавторстве может быть достигнуто в любой стадии созданияколлективного произведения или после его завершения. В силу законасоавторство на коллективное произведение может возникнуть и при отсутствиитакого соглашения». Как видим, вопрос решен достаточно определеннымобразом, не оставляющим каких-либо сомнений в позиции Верховного Суда. Это, однако, не помешало тому, что в юридической литературе вокруграссматриваемого вопроса более трех десятилетий ведутся споры. Большинствоученых считает соглашение непременным условием соавторства и поддерживаетразъяснение Верховного Суда на этот счет. Часть ученых считает данноеразъяснение ошибочным, не вытекающим из закона и не согласующимся с темимногочисленными ситуациями, когда соавторство возникает без согласиясоздателей произведений. В качестве примера обычно ссылаются на доработкупроизведений умерших авторов. Так, творческая доработка российскимкомпозитором Р. Щедриным произведения французкого композитора 19 в. Ж. Бизепривела к созданию коллективного произведения, названного им «Кармен-сюита». С позиции сторонников соглашения о соавторстве, признание вподобных случаях соавторства принципиально недопустимо, поскольку это можетсовершенно исказить творческий замысел автора дорабатываемого произведения.Поэтому с их точки зрения, лицо, внесшее свой творческий вклад в чужоепроизведение, приобретает самостоятельное авторское право на результатсвоего творчества, не становясь соавтором оригинала. Данная точка зрениязаслуживает поддержки как отвечающая смыслу закона, имеющая под собойлегальную базу и согласующаяся с судебной практикой. Осуществление авторских прав на коллективное произведение. Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем авторамсообща, независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов ихарактера произведения. Закон характеризует права соавторов как совместные(п.1 ст.10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), чтосоответствует установившемуся в науке взгляду на авторское право соавторовкак неделимое право. Из этого вытекает важный практический вывод. Вопрос об использованииколлективного произведения решается во всех случаях всеми соавторамисообща, на основании единогласия, а не по большинству голосов. Еслисоавторы не могут достигнуть в этом вопросе согласия, он передается наразрешение суда. Принцип совместного распоряжения произведением непрепятствует, однако, соавторам заключить между собой соглашение,устанавливающее иной порядок осуществления их авторских прав. Например,соавторы могут поручить осуществление авторских прав одному из авторов,могут договориться о принципах распределения авторского вознаграждения,порядке обозначения имен соавторов и так далее. Авторское законодательствоне устанавливает в отношении соглашений соавторов никаких правил, передаваярешение этого вопроса полностью на усмотрение сторон. В юридическойлитературе во избежание споров рекомендуется заключать подобные соглашенияв письменной форме, либо в виде отдельного документа, заполняемогосоавторами, либо в виде специальной оговорки в авторском договоре,заключенного соавторами с организацией, использующей их произведения. Чащевсего на практике такие соглашения определяют порядок распределенияавторского гонорара и порядок указания имен соавторов. По своей юридическойприроде соглашение соавторов является одной из разновидностей договоров опорядке пользования жилой площади и так далее. По мнению Э.П.Гаврилова,соглашение о совместном использовании произведения является договором осовместной деятельности, с чем трудно согласиться ввиду отсутствия усоавторов общей хозяйственной цели. В случае, если между соавторами ни какого особого соглашения о порядкеиспользования произведения не заключалось, все права осуществляются повзаимного согласию. В частности, предполагается, что соавторы имеют равныеправа на вознаграждение, их имена указываются в алфавитном порядке и томуподобное. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, тони один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретитьиспользование произведения. Виды соавторства. Закон выделяет два вида коллективных произведений и, соответственно,два вида соавторства – нераздельное и раздельное. При нераздельномсоавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляетсобой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельногозначения. Такие произведения встречаются в литературе (романы И.Ильфа иЕ.Петорва), в живописи (картина И.Репина и И.Айвазовского «Пушкин вКрыму»), в науке (монографии). При нераздельном соавторстве результатытворческого труда лиц, принимавших участие в создании произведения, немогут быть практически выделены из единого объекта авторского права. При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым,однако, оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этомизвестно, кем из авторов созданы эти части. Примером раздельногосоавторства может служить музыкально-драматическое произведение, учебникили коллективная монография, написанные несколькими лицами с указаниемавторов отдельных глав. Разграничение раздельного и нераздельногосоавторства имеет большое практическое значение. Признание соавторстванераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, таки на любую его часть осуществляются соавторами сообща. У каждого изсоавторов нет в этом случае самостоятельного объекта, которым бы он мограспорядиться по своему личному усмотрению. Как правило, если соавторствоявляется нераздельным, с создателями произведения заключается единыйавторский договор. Наконец, если кто-либо из соавторов нарушает своиобязательства по созданию произведения, все стороны несут за этоответственность. При раздельном соавторстве использование коллективного произведения вцелом также осуществляется по взаимному согласию всех соавторов. Однако,каждый соавтор вправе самостоятельно, без согласия других соавторов,распорядиться своей частью произведения. Соавторы отвечают, как правило,лишь за свою часть коллективного произведения и не должны нестиответственность за нарушение обязательств другими соавторами. С каждым изсоавторов обычно заключается отдельный авторский договор, а созданныесоавторами части коллективного произведения обозначаются их именами. От раздельного соавторства необходимо отличать совместноеиспользование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотяи взаимосвязаны, но не на столько, чтобы составить единое произведение.Например, как уже отмечалось, писатель и художник не становятся соавторамиот того, что книга снабжается иллюстрациями, если только речь не идет оспециальных книжках-картинках для детей. Напротив, фотоочерк, рисунки икарикатуры с пояснительным текстом образуют единое произведение, и потомуесли снимок (рисунок) и текст сделаны разными лицами, они признаютсясоавторами. При отсутствии совместного творческого труда не возникает соавторстваи в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданныхразными авторами, появляется новый объект авторского права. Так,энциклопедический словарь, журнал, научный сборник представляет собой новыепроизведения как результат творческой работы по подборке и систематизацииматериала. Однако, авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале,не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит всвет в результате творческих усилий других лиц. Наконец, не возникает соавторства в случаях дозволенного закономиспользования чужого опубликованного произведения для создания нового,творчески самостоятельного произведения. Так, не являются соавторами авторромана и автор созданного на его основе сценария, автор оригинальногопроизведения и переводчик. Претензии лиц, стремящихся в этих случаяхдоказать свое право на соавторство, отклоняются судебными органами.Например, широко комментировалось в юридической литературе решение по искунаследников поэта Р. к Г. и А., авторам текста популярной музыкальнойкомедии «Севастопольский вальс». Обстоятельства дела таковы. Поэт Р.являлся автором текста известной песни «Севастопольский вальс».Впоследствии была создана музыкальная комедия под таким же названием,причем в ее тексте несколько раз повторялись слова припева песни, частичноизмененного ответчиками. Основываясь на этом, наследники Р. требовалипризнать его соавтором текста музыкальной комедии. Рассмотревобстоятельства дела, суд пришел к выводу, что в данном случае речь идет одвух творчески самостоятельных произведениях, и на этом основании отказал виске. Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ. Понятие программной продукции. В нашей стране в последние годы бурно развивается информатика - новоенаправление человеческой деятельности, связанной с хранением, обработкой ипередачей информации с помощью ЭВМ. Важной составляющей информатикиявляется программное обеспечение ЭВМ, создание и реализация которого вкачестве товарной продукции осуществляются в гражданско-правовых формах. Как и во всякой науке, находящейся в процессе становления, винформатике еще не устоялись основные понятия и не получили легальногозакрепления в




Похожие:

Авторское право iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в январе 2012 г. Авторское право 67. 623. 3 А 22
Авторское право : учеб метод пособие / Ом юрид ин-т; сост. Н. В. Слесарюк. Омск, 2011. 79 с.; 5,0 услов печ л. 200 экз
Авторское право iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в сентябре 2010 г. Авторское право 67. 623. 3 В 26
Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее / В. Веинке. М. Юрид лит., 1979. 231 с
Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право и авторский договор

Авторское право iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в апреле 2009 г. Авторское право 67. 623 М 79
Административное право : практикум : учеб пособие. Саратов : ipr media; М. Спс гарант, 2009. 162 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы