Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место icon

Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место



НазваниеПрограмма Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место
Дата конвертации15.07.2012
Размер231.27 Kb.
ТипПрограмма
Программа Модернизации России С.Ю. Витте


Личность С.Ю. ВИТТЕ. В истории России конца ХIХ - начала ХХ в. фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения,многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый главаСовета министров, член Государственного совета - таковы основные служебныепосты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановникоказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различныенаправления внешней, но особенно внутренней политики империи, ставсвоеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности мощнойгосударственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимытолько с личностью другого выдающегося администратора-преобразователяпериода заката монархии - Петра Аркадьевича Столыпина. Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянскойсемье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. началслужбу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетомжелезнодорожного движения, а через год был назначен начальником службыдвижения казенной Одесской железной дороги. Бюрократическая карьера С. Ю. Витте началась в 1889 г., когда ему былпредложен важный пост директора Департамента железнодорожных делМинистерства финансов. В феврале 1892 г. С. Ю. Витте стал министром путейсообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшейадминистрации, возглавив Министерство финансов, в компетенцию котороговходили все вопросы торговли, промышленности, кредита, налогообложения. Емуподчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк, Крестьянскийпоземельный банк, Монетный двор. На этом влиятельном посту С. Ю. Виттеоставался бессменно 11 лет, вплоть до августа 1903 г. С его именем связаноосуществление ряда важных экономических преобразований. Славянофильская ориентация С. Ю. Витте, которой он придерживался смолодых лет, объясняет большой интерес, проявленный им к учению немецкогоэкономиста первой половины ХIХ в. Фридриха Листа, разработавшего, впротивовес “космополитической политической экономии”, теорию “национальнойэкономии”. Взгляды Ф. Листа на роль национального хозяйства и егогосударственного регулирования составили основу программы российскогоминистра финансов. Будучи сторонником жесткой протекционистской политики,Ф. Лист считал, и этот взгляд целиком разделял С. Ю. Витте, что важнейшейзадачей государства является поощрение развития отечественнойпромышленности, при слабом развитии которой общий экономический прогрессстраны невозможен. Согласно этим представлениям, индустрии надлежало игратьроль локомотива всего народного хозяйства. Концепция базировалась напредставлениях, что “бедным странам” в целях экономической модернизациинеобходимо добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенногопокровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежногообращения. Эти меры должны были создать условия для развития внутреннегорынка и финансовой независимости от заграничных сырьевых и денежныхисточников. Принимая учение Ф. Листа, С. Ю. Витте не считал необходимымраспространять таможенную защиту на сельское хозяйство. “Из всех видовпокровительства, - писал он, - таможенная защита земледелия оправдываетсянаименее. Меры к подъему сельского хозяйства должны быть иные: созданиеобширного внутреннего рынка путем развития местной промышленности,уменьшения накладных расходов, посредством развития техники и торговлисельскохозяйственными продуктами и подъемом сельскохозяйственных знаний длялучшего использования почвенных богатств и уменьшения расходовпроизводства”. Эти взгляды сановник будет пропагандировать многие годы, нотак и не сможет сформулировать конкретно принципы и механизмы, позволившиебы в такой сельскохозяйственной стране, как Россия, достичь столь важнойцели.Экономические преобразования. При ближайшем участии С. Ю. Витте в империи были проведены крупныеэкономические преобразования, укрепившие государственные финансы иускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение казеннойвинной монополии (1894 г.), строительство Транссибирской железнодорожноймагистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904г.), развитие сети технических и профессиональных училищ. Узловым жепунктом экономической программы Витте стало проведение в середине 90-хгодов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшейкрупные инвестиции из-за границы в ведущие отрасли промышленности. Будучидолгое время убежденным монархистом-славянофилом, С. Ю. Витте далеко несразу осознал необходимость преобразования экономики России по западнымобразцам. Однако, став министром, довольно быстро уверился в том, чтоускоренное промышленное развитие страны - залог государственнойустойчивости. Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшейфинансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежнойединицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономическихнововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России ив последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальныепотрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразилаострую потребность государства преодолеть очевидную архаическуюзамкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовыхструктур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграцииРоссии в систему мирового рынка. Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именемминистра финансов С. Ю. Витте. Однако результативность его реформаторскихусилий во многом была следствием двух взаимосвязанных обстоятельств. Во-первых, огромной подготовительной работы его предшественников на постуглавы финансового ведомства. Но, пожалуй, еще в большей степени успехневиданного в истории России начинания обеспечивала несомненная иоднозначная поддержка, которую получали конкретные предложения и проектыВитте на самом верху иерархической пирамиды. Без покровительства жеимператора Николая II некоторые принципиальные предложения Витте не моглибы материализоваться. Сама идея укрепления рубля переходом на золотойпаритет отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежностьвалюты стимулировала инвестиции капиталов. Аграрному же сектору подобноепреобразование не сулило в обозримом будущем никаких особых выгод и даженаоборот: стабилизация отечественной денежной единицы, повышение ее курсанеизбежно должно было привести к удорожанию экспорта. Главными жепродуктами российского вывоза исстари служили продукты сельского хозяйства,и намечаемая реформа ущемляла интересы крупных дворян-землевладельцев,давно “правивших бал” в имперских коридорах власти, оказывая существенноевлияние на курс государственной политики. Весьма влиятельные силы, в первую очередь из кругов Государственногосовета, неоднократно пытались блокировать их, умышленно тормозя обсуждениенамеченных мер, и по старой бюрократической традиции старались если и неотвергнуть сразу же нежелательное предложение, то похоронить его вбесконечных обсуждениях и согласованиях. Реализация узловых пунктоввиттевской программы, превращение идей в законоположения происходило вбольшинстве случаев вопреки мнению “государственных старцев”, прямымицарскими указами, что и гарантировало успех. Ко времени занятия должности министра финансов С. Ю. Витте уже несомневался в целесообразности и необходимости ускоренного промышленногоразвития России, в чем видел залог государственной стабильности. Дляосуществления этой стратегической цели необходимо было решить важнейшиезадачи: увеличить инвестирование капитала, создать надежную систему кредитаи обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле индустриализацииРоссии зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, таккак внутренние источники представлялись ему недостаточными. Однако добитьсясколько-нибудь благоприятных результатов было невозможно, пока русскаяденежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной. Позднее С. Ю. Витте писал, что когда он стал министром финансов (в1893 г.), то уже не сомневался в том, что “денежное обращение, основанноена металле, есть благо; но так как я ранее этим вопросом глубоко незанимался, то поэтому у меня являлись не то что бы некоторые колебания, анепоследовательные шаги, и в этом нет ничего удивительного”. Если этотважнейший принцип новым министром финансов был принят сразу, то конкретныепути его претворения в жизнь первые год-полтора его министерства служилипредметом оживленных дискуссий и раздумий.Денежная реформа. Первоначально Сергей Юльевич был сторонником укрепления кредитногорубля посредством административного контроля. Ему казалось, что ужесточениенадзора за обращением денег и усиление ответственности отечественныхфинансовых кругов за исполнение распоряжений центральной власти позволятукрепить рубль. В начале 1893 г. был предпринят ряд шагов, показавших, чтофинансовое ведомство настроено весьма решительно. Были установленытаможенные пошлины (1 копейка за 100 рублей), запрещены сделки, основанныена курсовой разнице рубля, как и прочих ценностей, усилен контроль забиржевыми операциями в России и введен запрет на производство биржевыхсделок маклерами-иностранцами. Благодаря этим решениям колебания курсастали уменьшаться. Так, если в 1891 г. в Лондоне они составляли 28,4%, то в1892 г. - 8,8%, а в 1893 г. - 5,3%. Но довольно быстро министр финансовпонял, что эти меры малоэффективны и что необходима качественнаяперестройка всей финансовой системы. Но прежде чем приступать к реформированию, надо было окончательнорешить для себя и доказать другим, в первую очередь монарху, в какомнаправлении осуществлять реформу: на базе монометаллизма (золото) илибиметаллизма (серебро и золото). Трезвый расчет и видение историческихвозможностей России сделали С.Ю. Витте убежденным сторонникоммонометаллизма. Деятельность Министерства финансов стала мишенью ожесточенных нападоксо стороны консервативных кругов общества. Сторонники историческойисключительности и национальной самобытности развернули шумную кампанию подискредитации и самого С. Ю. Витте, и его финансовых начинаний. Наивысшегонакала общественные страсти достигли в 1896 г. Русское общество, совсем ещенедавно очень далекое от экономических интересов, вдруг с невиданным жаромпогрузилось в оживленные дискуссии о путях и методах финансовойреорганизации. Конкретных и весомых аргументов у противников золотого рубляпрактически не было. Нападки базировались почти исключительно на эмоциях.Звучали голоса о “грядущем разбазаривании национальных богатств”, обобнищании страны, о превращении ее во вторую Индию и т. д. Вся реформа денежного обращения была рассчитана на будущееиндустриальное развитие России, и ему она служила. Но неизбежно вставалвопрос о том, как девальвация и свободный размен рубля на золото отразятсяна внутрихозяйственной деятельности и в первую очередь на положенииосновной части подданных российской короны в ближайшем времени. С. Ю. Виттесчитал (и его предположения оправдались полностью), что ни к каким заметнымобщественно-экономическим пертурбациям реорганизация финансового обращенияне приведет. Система конвертации валюты затрагивала главным образомвнешнеэкономическую деятельность, а вводимое соотношение металлических ибумажных денежных знаков лишь закрепляло реально сложившееся положение.Уклад жизни основной массы населения, его повседневное материальное ипроизводственное обеспечение фактически не зависели ни от самого золотогопаритета, ни от характера мировых денежных расчетов. Русские крестьяне вмассе своей оставались вне системы мирового денежного рынка, а “ценоваяпогода” внутри империи поддавалась контролю со стороны государства. В представленном в Государственный совет в марте 1896 г.законопроекте “Об исправлении денежного обращения” С. Ю. Витте следующимобразом определял главные условия проведения и цели реформы: “Закрепитьдостигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведенияпод них прочного фундамента металлического денежного обращения”. При этомреформа “должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейшегопотрясения и каких бы то ни было искусственных изменений существующихусловий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные итрудовые интересы населения... Проектируемая реформа, не нарушая народныхпривычек, не колебля цен, не внося беспорядка во все расчеты, поведет засобой переход нашей родины от неопределенного с юридической стороны,вредного в экономическом и опасного в политическом отношенияхбумагоденежного обращения к обращению золотой монеты и разменных на неезнаков." Введение золотой валюты укрепило государственные финансы истимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам ростапромышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому вбольшой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций виндустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.)их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В концеXIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российскогоденежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежноймассы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы вэту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять сталавозрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось сохранитьв неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обменбумажных денег на золото.Поддержка и развитие промышленности. На рубеже XX века экономическая платформа Витте приняла вполнеопределенный и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнатьв промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочныепозиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренноепромышленное развитие обеспечивалось путем привлечения иностранныхкапиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казенной винноймонополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленностиот западных конкурентов и поощрения вывоза. Иностранным капиталам в нейотводилась особая роль - в конце 90-х годов Витте выступил занеограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожноедело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этомна пример из истории США и Германии. Особенность приводимого Витте курса состояла в том, что он как ни одиниз царских министров финансов, широко использовал исключительнуюэкономическую силу власти, существовавшую в России. Орудиямигосударственного вмешательства служили Государственный банк и учрежденияминистра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков. В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитиюпромышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышлана 1 место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режими развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя,охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственныхзаймов и железнодорожных обществ. В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а самВитте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическомаппарате империи. Витте не скупился в расходах, рекламируя в европейскихгазетах и журналах финансовое положение России, свой экономический курс исобственную персону. В русской печати министра резко критиковали за отступничество егобывшие единомышленники. За неограниченное использование государственноговмешательства Витте подвергался критике и со стороны приверженцев реформ1860-х годов, считавших, что индустриализация возможна только черезперемены в государственной системе - создание настоящего ("объединенного")правительства и введение правительственного учреждения. В либеральныхкругах "система" Витте была воспринята как "грандиозная экономическаядиверсия самодержавия", отвлекавшая внимание населения от социально-экономических и культурно-политических реформ. В конце 1890-х годовказалось, что Витте доказал своей политикой невероятное: жизнеспособностьфеодальной по своей природе власти в условиях индустриализации, возможностьуспешно развивать экономику, ничего не меняя в системе государственногоуправления. Однако, честолюбивым замыслам Витте не суждено было осуществиться.Первый удар по ним нанес мировой экономический кризис, резко затормозившийразвитие промышленности; сократился приток иностранных капиталов,нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Дальнем иСреднем Востоке, сама по себе связанная с большими расходами, еще иобострила русско-английские противоречия и приблизила войну с Японией. Сначалом же военных действий ни о какой последовательной экономическойпрограмме не могло уже быть речи.Сельское хозяйство. Ускоренная индустриализация России не могла быть успешной присохранении традиционной системы власти и существовавших экономическихотношений в деревне. В 1896 году Витте отказался от поддержки общинногоземлевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитетеминистров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К. Плеве, К.П.Победоносцевым и П.Н. Дурново. К 1899 году при участии Витте былиразработаны и приняты законы об отмене круговой поруки. Но общинноеземлевладение оказалось твердым орешком. В январе 1902 года Виттевозглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности,тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общуюразработку крестьянского вопроса. Противники Витте из помещичьего лагеряобвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности онразорил сельское хозяйство. Это, во общем, несправедливо. Главная причинаотставания сельского хозяйства заключалась в сохранении крепостническихпережитков в деревне. Выкуп за землю вынул из кармана крестьян большеденег, чем создание промышленности. Сделал свое дело аграрный кризис. А вотко всему этому добавилась уже и политика Витте. Развитие промышленности во всех странах шло за счет средств,накопленных первоначально в сельском хозяйстве. Там, где этот процесс шелестественным и неспешным темпом, он не был болезненным. Необходимостьбыстрого скачка оказалась чувствительной. Россия была догоняющей страной ирасплачивалась за это.Отстранение Витте от должности министра финансов. Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис ивиттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельскоехозяйство на рубеже XIX - XX веков к глубокому кризису. К концу XIX века иВитте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных силсельского населения". Эти слова отражали искреннюю и глубокую тревогупредставителей власти. На платежеспособности крестьян держались и развитиепромышленности, и государственный бюджет. Противники Витте усилили нападкина политику индустриализации. В июне 1902 года Плеве в противовес Особому совещанию создал при своемминистерстве (внутренних дел) еще один центр разработки аграрной политики,которая стала поприщем соперничества двух министров. В манифесте 26 февраля 1903 года, определившем программу царизма,какой ее видели Николай II и Плеве, снова, хотя и с некоторыми оговорками,провозглашалась "неприкосновенность общинного строя крестьянскогоземлевладения". Объединенными усилиями противники Витте при очевидномсочувствии императора начали оттеснять министра финансов и от рычаговуправления дальневосточной политикой, находившихся до того в его почтиисключительном владении. Каковы бы ни были в совокупности причиныувольнения Витте с должности министра, отставка в августе 1903 годананесла ему удар: пост председателя комитета министров, который он получил,был неизмеримо менее влиятелен. Сам Витте поэтому сравнивал свое пребываниена этом посту с тюремным заключением. По мнению А.Ф. Керенского, устранение Витте и замена его в 1903 годуоголтелым реакционером Плеве, сразу же приступившим к разрушению основполитической жизни империи, ознаменовали начало того периода в русскойистории, который можно рассматривать как пролог к революции 1905 года.Последствия деятельности Плеве были столь плачевны, что в революционноедвижение постепенно втягивались не только наиболее прогрессивныепредставители земства и интеллигенции, но и рабочие, а затем и крестьяне. Самодержавие, ставшее к тому времени не более чем пережиткомроссийской истории, было обречено. Однако, Николай II, вместо того, чтобыпродолжить реформы своего деда и даровать конституцию, с помощью такихлюдей, как Плеве, упрямо тянул страну назад, к самым мрачным временамбюрократического абсолютизма.Правительство С.Ю. Витте, и попытки продолжения реформ. Новая ситуация создалась после 15 июля 1904 года, когда был убитминистр внутренних дел Плеве. Она породила энтузиазм и небывалоевозбуждение. На пост министра внутренних дел был назначен генерал-губернатор Вильны князь П.Д.Святополк-Мирский, о котором с почтениемотзывались все, знавшие его. Культурный образованный человек он обладалвзглядами, куда более современными, чем взгляды его предшественника.Вступление на министерский пост он ознаменовал заявлением, в котором онобещал проводить политику, прислушивающуюся к голосу общественности, смнением которой он, по его словам, всегда считался; стремился разрядитьсгущавшуюся политическую атмосферу. К Витте вернулось деятельное состояние;он высказался за создание "объединенного" правительства с ним самим вкачестве премьера и даже засел за изучение государственного права, чтобыпостичь основы конституционного строя. На протяжении осени 1904 года, получившей в политической историиРоссии парадоксальное название "политическая весна", "весна Святополк-Мирского", Витте принял во всех действиях живое и хлопотливое участие,демонстративно поддерживая Святополк-Мирского. 12 декабря 1904 года был опубликован императорский указ,предусматривавший осуществление целого ряда реформ. Его положения касались:религиозной терпимости; свободы слова и реформы законов о печати;пересмотра трудового законодательства. Витте попытался обернуть его себе напользу, добившись того, чтобы разработка намеченных в нем мероприятий былапоручена комитету министров. Витте опубликовал свою антиобщинную платформу (декабрь 1904 "Запискапо крестьянскому делу"). Рост эффективности сельскохозяйственногопроизводства при низких ценах на его продукцию был важной составной частьювиттевской программы индустриализации. Он видел в этом средство и длявысвобождения в деревне рабочих рук, которые использовались бы впромышленности, для удешевления труда промышленного пролетариата. Тут-тоглавным тормозом и оказывалась община, приверженцем которой он был вмолодости. Витте стал видеть в общине причину крестьянского оскудения ипредмет крайнего поклонения как крайних консерваторов, интриговавших противнего у царя, так и социалистов, учения которых были враждебны всему тому,что он отстаивал. Он требовал сделать из крестьянина "персону" путемуравнения крестьян в правах с другими сословиями. Речь шла при этом обовсех правах, в том числе и имущественных, иными словами - о выходе изобщины с выделом земли. В общине Витте видел не только препятствие кразвитию сельскохозяйственного производства, но и одну из формреволюционной угрозы, поскольку она воспитывала пренебрежение к правусобственности. Он утверждал в мемуарах, что видел суть крестьянскоговопроса именно в замене общинной собственности на землю - индивидуальной, ане в недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы провестипринудительное отчуждение помещичьих владений. Однако, все это, по крайней мере по отношению ко времени пребыванияВитте в министерстве финансов, было до некоторой степени запоздалымостроумием. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямыхналогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины. Но вСовещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности подпредседательством Витте общине был нанесен сильный удар, впрочем, чистотеоретический. Витте считал, что если бы Совещанию дали окончить работу, томногое, что потом произошло, было бы устранено. Крестьянство, вероятно, небыло бы так взбаламучено революцией, как оно оказалось.С.Ю. Витте и события 1905 года: манифест 17 октября. Меж тем приближался январь 1905, и уже шла русско-японская война.Поражения в Манчжурии снова продемонстрировали слабость власти. Либералысочли, что за проигранную войну царизм вынужден будет, как и в 1861 году,заплатить реформами. Чтобы добиться этих реформ, и в первую очередьконституции, они не только усилили пропаганду в земских и интеллигентскихкругах, но и решились на попытку скоординировать действия среволюционерами. События "Кровавого воскресенья" произвели коренной переворот вмышлении рабочих масс, на которые до этого времени весьма слабодействовала направленная на них пропаганда. Генерал Трепов и те, ктопозволил ему совершить этот безумный акт, разорвали те духовные узы,которые связывали царя и простых рабочих. 17 января 1905 года Николай II, обращавшийся за советом к Витте идругим министрам, приказал ему составить из них совещание по "мерам,необходимым для успокоения страны", и о возможных реформах, сверхпредусмотренных указом от 12 декабря 1904 года. Итак шла осень 1905 года. Разразилась забастовка, которая систорической точки зрения носила уникальный характер, ибо она парализовалавсю жизнь в стане. По мере нарастания осенних революционных событий Виттезапугивал царя и его окружение и предлагал для спасения создать кабинетминистров, передать крестьянский вопрос будущей Думе. На революционныесобытия первых дней октября 1905 г. Витте отозвался речью о том, что "нужносильное правительство, чтобы бороться с анархией", и запиской царю спрограммой либеральных реформ. Витте не был сторонником конституции и парламентаризма. Еще совсемнедавно он доказывал, что даже бесправное местное земство несовместимо ссамодержавием. Больше всего его устроил бы строй, где царь считался бысамодержцем, а реальная власть принадлежала бы ему, Витте. Но умный ибеспринципный Сергей Юльевич лучше других царских сановников умел оцениватьситуацию и маневрировать в волнах политического океана. Вот почему воктябре 1905 г. Витте "поставил" на конституцию. После нескольких днейтяжких колебаний предложение Витте о конституции было принято. Царь решилопубликовать манифест, в котором без упоминания самого слова "конституция"будет провозглашено создание нового порядка, означавшего по сути делаконституционную систему. Был издан составленный под руководством Виттедокумент, получивший известность как манифест 17 октября. 18 февраля 1905 года - весьма знаменательный день. Были одновременноопубликованы три в высшей степени важных документа: Манифест Николая II, обращенный с призывом ко всем "истинно русскимлюдям" объединиться вокруг трона и дать отпор тем, кто хочет подорватьдревние основы самодержавия; Рескрипт новому министру внутренних дел А.Г. Булыгину разработать"совещательный" статус Думы (Святополк-Мирский сразу после "Кровавоговоскресенья" ушел в отставку); Указ сенату, предписывающий принимать к рассмотрению прошения,врученные или направленные ему из различных слоев населения. К заслугам Витте перед старой Россией, выразившимся в экономическихпреобразованиях и только что заключенном мире с Японией, добавился теперь иманифест 17 октября, вызвавший надежды на политическое обновлениегосударства и общества. 19 октября появился указ о создании первого вистории России объединенного Совета Министров, во главе которого и былпоставлен Витте. Совет отнюдь не стал, как и обещал царю Витте, кабинетом в европейскомсмысле. Он был ответственен не перед Думой, а перед царем. И министровназначал царь, и во всех делах, которые Совет рассматривал, за царемоставалось последнее слово. Будучи министром финансов, Витте имел большуювласть и пользовался большим влиянием, чем как глава правительства; нетолько ограниченность компетенции Совета министров играла здесь роль, но иразличный характер отношений Витте с Александром III и Николаем II. Первыйво всем доверял Витте, а второй считал его чуть ли не злым гением своегоцарствования. Сейчас же после своего назначения Витте вступил в переговоры спредставителями либеральной общественности об их вхождении в правительство.Переговоры ничем не закончились, оказавшись политическим маневром царизма,несколько раз повторенным впоследствии преемниками Витте. 21 марта Совет министров, собравшись под предводительством Сольского,не без строгости осудил указ от 18 февраля 1905. Царя как бы обвинили влиберализме. Активное участие Витте в том заседании не осталось безпоследствий - царь закрыл возглавлявшееся Витте сельскохозяйственноесовещание и совещание министров (по "объединенному" правительству). Витте снова оказался не у дел, но пробыл в тени недолго. В это времяприближалась развязка русско-японской войны. После Цусимы поиски путипрекращения войны с Японией снова вывели полуопального сановника напередний план (май 1905). 24 мая 1905 года на совещании при Советеминистров Витте заявил, что "дипломатическая партия проиграна", инеизвестно, какой мирный договор удастся заключит министру иностранных дел.А через месяц (хотя это решение далось царю нелегко) вести переговоры омире было поручено Витте. Недюжинная одаренность, государственная опытность, широта взглядов иумение ориентироваться в чуждых российскому бюрократу американскихполитических правах помогли Витте в переговорах о мире с Японией.Соглашение с Японией, которого Витте добился для России, не носилоунизительного характера и не предусматривало никаких крупных уступок. 15сентября 1905 года Витте вернулся в Петербург. Он получил за Портсмутскийдоговор графский титул. Именно осенью 1905 года (в октябре) впервые обсуждалась на совещанииВитте с "общественными деятелями" кандидатура Столыпина на пост министравнутренних дел. С этого периода они находились на политической аренеодновременно. Все конфликты обострились в первой половине февраля 1906г. Ставпредседателем Совета Министров, Витте не потерял интереса к переустройствукрестьянского землевладения, хотя центральным становился теперь вопрос опринудительном отчуждении в пользу крестьян части казенных и помещичьихземель. Временами, в моменты подъема крестьянского движения, даже в самыхконсервативных помещичьих кругах готовы были пойти и на это; 3 ноябряцарским манифестом были отменены выкупные платежи. Однако как толькокарательная политика приносила успех, аграрное реформаторство встречалосопротивление. В начале 1906 г. царь пишет: "Частная собственность должнаоставаться неприкосновенной". Как меру, обещавшую смягчить крестьянскийнатиск на землевладение помещиков, Николай II одобрил необходимостьпризнать надельные земли собственностью владельцев и установить порядоквыхода крестьян из общины этот вопрос был включен в программу занятий Думы,разработанную виттеевским кабинетом. Законопроект I Думы о земельной реформе, который предусматривалразрешить эту проблему путем выкупа земли у частных собственников ипередачи ее крестьянам, позволил бы крестьянам самим определить будущееобщинного землевладения. Это был разумный и демократичный путь решениядревнейшей и наиболее существенной социально-политической проблемы России. В случае принятия законопроекта в деревне немедленно начался быпроцесс социального расслоения, и нет сомнений, что из недр крестьянскихмасс возникло бы "буржуазное" меньшинство, что позволило бы осуществитьвнедрение фермерской системы по французскому или немецкому образцу. Помещики в провинции приняли в штыки идею отчуждения их земель в любомварианте. К Николаю пошли записки, в которых требовали заменить Витте"лицом более твердых государственных принципов". А Николаю и навязанная емуконституция, и принудительное отчуждение, и Витте лично были поперек горла. Правительство Витте, кроме подготовки к созыву Думы, занималосьвведением исключительного положения в отдельных местностях, расширениемправительственной пропаганды как "средства успокоения населения иутверждения в нем правильных политических понятий", применением военно-полевых судов, смертной казни, репрессий против государственных служащих заучастие в революционном движении. Порой Совету министров приходилосьотмечать и даже пресекать карательные излишества, выражать неодобрениечерносотенным выступлениям, приравненных по наказуемости к революционным,вырабатывать меры по предотвращению погромов. Действия против революцииВитте делил на карательные -"так сказать, меры отрицательного свойства",дающие "только наружное временное успокоение" и меры "ограничительногохарактера" уступки тем или иным социальным группам для их умиротворения. В полугодичной деятельности Кабинета большое место отводилосьпреобразованиям, связанным с осуществлением провозглашенных 17 октябрясвобод, - законам об обществах и союзах, о собраниях, о печати. Элементыправового порядка Витте хотел использовать для развития нового строя,противоречивый характер которого современники выражали парадоксальнойформулой: "конституционная империя с самодержавным царем". Витте и сам в случае тактической необходимости готов был следоватьэтой формуле, выступать сторонником неограниченной царской власти.Отставка Витте и его смерть. В середине апреля были опубликованы результаты выборов в Думу, а вконце апреля 1906 г. перед открытием Думы Витте вышел в отставку. Онсчитал, что обеспечил политическую устойчивость режима, исполнив две своиглавные задачи: возвращение войск с Дальнего Востока в Европейскую Россию иполучение большого займа в Европе. А по А.Ф. Керенскому: "Для Витте,который проявил себя как величайший государственный деятель в историиРоссии, эти свободные выборы оказались "лебединой песней". Перед самымоткрытием Думы (27 апреля 1906 г.) его выбросили из правительства. Реформы,которые он разрабатывал, были преданы забвению а его место занял типичныйпредставитель Санкт-Петербургской бюрократии И.Л. Горемыкин. У Горемыкина,опиравшегося на поддержку царя, не было ни малейшего желания сотрудничать сизбранным составом Думы". Отставка с поста председателя Совета министров стала для Витте концомполитической карьеры. Однако, сидеть, сложа руки, он не собирался и нетерял надежды вернуться к власти. Оставались еще такие средстваполитической борьбы, как трибуна Государственного совета и печать. С присущей ему энергией Витте использовал их для того, чтобы снять ссебя ответственность за происхождение русско-японской войны и революции ивообще представить свою государственную деятельность в выгодном свете. Витте не терял надежды на возвращение к государственной деятельностидо последнего дня своей жизни. В начале первой мировой войны, предсказывая,что она окончится крахом для самодержавия, Витте заявил о готовности взятьна себя миротворческую миссию и попытался вступить в переговоры с немцами.Но он уже был смертельно болен и скончался 28 февраля 1915 года. Несмотряна войну, имя бывшего премьера в течение нескольких дней не сходило состраниц газет. Царская чета встретила известия о смерти Витте, как подарок судьбы.Витте был единственным из министров Николая II, не просто усердноработавшем в тени императорской власти, но вышедшим из этой тени, непомерновозвысившимся в дни своего короткого премьерства. Что бы он не писал и непечатал о русско-японской войне и революции, доказывая свою непричастностьк их происхождению, выставляя себя спасителем царской власти, для НиколаяII события ненавистной ему революции были прежде всего связаны с именемВитте. Царь не мог простить ему унижений, пережитых в трудные дни осени1905 года, когда Витте вынудил его сделать то, чего он не хотел и чтопротиворечило прочно сложившимся в его сознании представлениям осамодержавной власти. Среди государственных деятелей последних летсуществования Российской империи Витте выделялся необычным прагматизмом,граничившим с политиканством. Прагматизм Витте был не только отражениемсвойств его личности, но и явлением времени. Витте показал себя выдающимсямастером латать расползшийся политический режим, ограждая его отрадикального обновления. Он многое сделал для того, чтобы продлить векстарой власти, однако был не в силах приспособить отжившую свое системугосударственного управления к новым отношениям и институтам и противостоятьестественному ходу вещей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте; Вопросы истории N8,1990 2. П.Н. Зырянов Петр Аркадьевич Столыпин; Вопросы истории N6,1990 3. П.Н. Зырянов Столыпин и судьбы крестьянства; Диалог N12,1990 4. А.Ф. Керенский Россия на историческом повороте; Вопросы истории N6 - N8,1990 5. В.С. Дякин Когда мы проскочили поворот ?; Знание - сила N2,1991; Тематическая подборка "Россия начала XX века" 6. В.С. Дякин Был ли шанс у Столыпина ? Звезда N12,1990 СОДЕРЖАНИЕЛичность С.Ю. ВИТТЕ. 2Экономические преобразования. 4Денежная реформа. 7Поддержка и развитие промышленности. 10Сельское хозяйство. 12Отстранение Витте от должности министра финансов. 14Правительство С.Ю. Витте, и попытки продолжения реформ. 16С.Ю. Витте и события 1905 года: манифест 17 октября. 18Отставка Витте и его смерть. 24СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место iconПрограмма Модернизации России С. Ю. Витте Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте
Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода...
Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место iconС. Ю. Витте 30 июня исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Юльевича Витте. Преобразование тарифного дела, превращение России в крупнейшуюжелезнодорожную державу, управление финансами в сложную эпоху переходаст

Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место iconРеформаторская деятельность С. Ю. Витте Реформаторская деятельность С. Ю. Витте
Витте. Он был министром путей сообщения и министром финансов, председателем Совета министров России, почетным членом Императорской...
Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место iconВеликие реформаторы России: государственная деятельность Сергея Юльевича Витте

Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место icon“реформистская деятельность с. Ю. Витте” Подготовил Томилин В. А. Казань, 2001. План введение роль крестьянской общины в дореформеное время время и реформы с. Ю. Витте заключение список использованной литератур введение каждое время для истории России было по-своему судьбоносным

Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место iconС. Ю. Витте. Политический портрет "в россии необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются". Сергей Юльевич Витте План Введени Становление личности2

Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место iconС. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг

Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место icon“финансовая и денежно-кредитная система в россии в XIX веке. Денежная реформа с. Ю. Витте.” Выполнил студент Кособоков А. Л., факультет э и М, группа 102, шифр 96090 г. Москва 1997 г финансовая и денежно-кредитная система в россии в XIX веке. Денежная реформа с. Ю. Витте содержание: Финансовая систе
Финансовая и денежно-кредитная система в России в XIX веке. Денежная реформа С. Ю. Витте
Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место iconС. Ю. Витте и его экономическая политика
Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы