Сасанидское государство icon

Сасанидское государство



НазваниеСасанидское государство
Дата конвертации15.07.2012
Размер254,21 Kb.
ТипРеферат
Сасанидское государство


Министерство высшего образования РФ УГТУ-УПИ Реферат по культурологии на тему «Сасанидское государство» Студент: Милёхин М. В. Группа: Р-102а г. Екатеринбург 1999 год Содержание:1.Введение 3 стр2.Раннесасанидское государство 3 стр3.Общественное и государственное устройство сасанидского Ирана 5 стр4.Международная торговля 8 стр5.Религия Ирана 9 стр6.Позднесасанидская держава 11 стр7.Последние завоевания сасанидов. Южная Аравия12 стр8.Культура сасанидского Ирана 13 стр9. Заключение 14 стр САСАНИДСКАЯ ДЕРЖАВА В 3-5 ВВ. 1. Введение Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитителиодними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще вначале 3 тысячелетия до н.э. свою письменность и государственныеобъединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народ ирана втечение многих тысячелетий сохранял и непрерывно развивал свою культуру,оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, всвою очередь, заимствую их достижения. В нашей стране интерес к прошлому Ирана был всегда велик как средиученых, так и в широких кругах читателей. Это лекго объяняется тем, чтоначиная с древнейших времен история Ирана была неразрывно связна с историейобширный областей нашей страны. Особенно плодотворны были культурныеконтакты и торговые связи, которые в древности почти никогда непрерывались. 2. Раннесасанидское государство Весной 227 г. н.э. поблизости от Стахра, столицы Парса (Персиды),короновался на власть в Иране царь Парса Арташир, сын царя Папака,происходившего из рода Сасана. Коронации предшествовала победа надпарфянским царем Артабаном 5. И то и другое событие были запечатлены дляпотомства на скальных рельефах. Были отчеканены монеты с новым титуломАрташира - “Поклоняющийся (Ахура-)Мазде, бог, царь царей Ирана,происходящий от богов”. Так окончательно пришла к власти в Иране новаядинастия - Сасаниды, объединившая страну на четыре столетия. Еще в 208 г. государство парфян раскололось на две части: одни областипризнали царем Валарша V, другие - его брата Артабана V. Несколько позже вборьбу за Парфию включился римский император Каракалла. Процесс распадапарфянской державы на ряд независимых и полузависимых царств былпроявлением глубокого кризиса обществ Средиземноморья. Его же проявлениембыл и захват власти в Стахре Папаком - мелким правителем и жрецом одного израйонов Парса. После смерти Папака его сын Арташир предпринял рядпобедоносных походов в соседние области. Завоевав их, он двинул войска вМесопотамию, где получил поддержку правителей ряда мелких полузависимыхгосударств. Объединенные силы союзников осадили Селевкию, которая пала в223 г. Все эти успехи превратили нового повелителя Парса в грозногопротивника парфянского царя царей, но в решительном сражении разбить армиюАртабана удалось лишь с помощью месопотамских союзников и владетелейнекоторых “царств”(шахров), расположенных на территории Ирана, а такжепредставителей части знатнейших парфянских родов. Парфянскую династию ослабляли внутренние расприи и неудачи во внешнейполитике, а Сасаниды были связаны с одним из древних религиозных центровИрана. Между тем тяжелое экономическое положение страны, ее распад на рядвладений, ослабивший внутриэкономические связи, и почти полное прекращениемеждународной торговли требовали сильной государственной власти, котораямогла бы наладить хозяйственную жизнь в стране и интересах и знати, чьидоходы падали, и торговых городов. Для создания сильной власти нужно былодержать в руках экономическое “сердце Ирана” - Месапатамию. В 3 в. судьба сасанидского государства решалась на его западныхграницах. Через три года после коронации новый царь царей (шаханишах),Арташир 1, повел персидскую армию в Сирию и Малую Азию. Угроза персидского вторжения была настолько серьезной, что в 232 г.римскую армию в Северной Месопотамии вынужден был возглавить императорАлександр Север. Римлянам не удалось достичь иранской столицы, но в то жевремя они добились некоторых успехов в Армении. Стычки на границе непрекращались до 237 г. Сын шаханшаха и его наследник Шапур, командовавшийперсидской армией, овладел Хатрой в Месопотамии, но не добился решающейпобеды. В 242 г. император Гордиан 3 снова начал военные действия. Втечении двадцати лет провинции Месопотамии испытывали ужас чужеземныхвторжений. Ни один год с 242 по 260 г. практически не был спокойным. Судя по торжественной надписи Шапура 1 (243-273) на так называемойКаабе Зороастра в местности Накш-и Рустам, три войны с Римом принесли успех Ирану. Первая война кончилась смертью императора Гордиана, пленениемзнатных римлян и большого количества римских солдат и выплатой значительнойдани - 500 тыс. денариев. Между 244-251 гг. персидскими войсками быазавоевана часть Армении, а также Адиабена (район древней Ассирии). Втораявойна была снова развязана римлянами. Военные действия развернулись натерритории Сирии. Армия Шапура 1 сокрушила многочисленные римские легионы иовладела штурмом важнейшими городами в Сирии и на востоке Малой Азии.Заключенный мир был непрочен: военные действия фактически не прекращались.Временный успех императора Валерана в 257 г. опять сменился поражениями; назападных границах римлян теснили варвары, а в восточных провинциях втечение 15 лет (251 г.) свирепствовала чума. В этот тяжелый для Рима момент“судьба Востока вновь затрубила в страшную трубу, возвещая о страшныхопасностях”, - говорит римский историк Аммиан Марцеллин. Шапур напал наКарры (Харран) и Эдуссу в Северной Месопотамии. Римляне наконец поняли, чтоимеют дело с великой державой. Речь шла не только о месопотамской границе.Под угрозой была власть Рима во всех восточных провинциях. Решительноесражение у Эдессы было проиграно римлянами. В плен попал сам Валериан,сенаторы и другие вельможи. Шапур в своей надписи сообщает, что иранскаяармия взяла 36 городов и крепостей. Такого поражения Римская империя еще незнала. Успехи Шапура 1 на западе показали силу и сплоченность молодогогосударства или, может быть, скорее слабость Рима: Шапуру 1 в год смертипришлось еще прежить позор поражения. Во 2-3 вв. основной торговый путьмежду Западом и Востоком стал проходить напрямик из Месапотамии кСредиземному морю через Сирийскую степь, чтобы миновать трудные перевалы вЗакавказье и Армении, где бушевали почти непрерывные войны. Нейтральныйоазис Пальмира (Тадмор) среди пустыни стал важным перевалочным пунктом длямеждународной торговли, здесь выросло государство, при цареце Зенобиизаявившее претензии на великодержавное положение на Ближнем Востоке; однакооно было уничтожено римским императором Аврелианом. Персидский корпус,посланный на помощь Зенобии, был разгромлен. Но и этот успех Рима ненарушил устойчивости западных границ Ирана. В результате этих войн к Ирану были присоединены значительныетерритории, и к 60-ти годам 3 в. его пределы простирались от НижнейМесопотамии и Сирии до Инда, от Большого Кавказа до Оманского полуострова вАравии. Шапур 1 претендовал на “владение” такими землями, как Согд, Чач(район Ташкента) и Кушанское царство. Первый тур в единоборстве двухосновных держав Ближнего Востока и Средиземноморья - Римской империи иСасанидского Ирана - выиграл Иран. В завоеванных иранцами областяхутверждался зороастризм. В дальнейшем взаимоотношения Ирана с Римом не разприобретали трагическую остроту. Начиная с середины 4 в. основной границей, которую приходилосьудерживать Ирану, стала восточная. Здесь, как и ранее на западе, Сасанидыначали с крупных военных успехов. В царствование Арташира 1 здесьпроисходило постепенное укрепление власти Ирана с опорой на союз с местнымидинастиями, но и позже продолжали существовать полусамостоятельные царства,которыми правили владыки стары, досасанидских династий. Вероятно, впервыемежду 245 и 248 гг. шаханшах Шапур 1 предпринял большой завоевательныйпоход в пределы восточных земель. В результате на востоке Иранского нагорьябыл основан новый “царский” город Нишапур; на монетном дворе древнегогорода Мерва чеканились золотые “денары” Шапура 1, а его сын Нарсе получилв удел все только что завоеванные восточные провинции. Этот удел назывался“Сакастан, Турестан и Инд до побережья моря” и сохранялся, судя понадписям, по крайней мере до 20-х годов 4 в. После походов на восток Шапур 1 и до середины 4в. сасанидские цари врядли вели какие-нибудь серьезные войны на востоке своей державы: все их силыв то время были исчерпаны тяжелой борьбой на западных границах. Первоедостоверное сообщение о восточной войне Шапура 2 датируется началом 357 г.Шапур в это время с трудом сдерживал натиск “враждебных племен”, пытавшихсяперейти границу Ирана. Он нес большие потери в упорной борьбе и в концеконцов в 358 г. заключил с ними “союзный договор”. Затем он втянулся ввойны на западе и получил возможность для активных военных действий навостоке лишь в самом конце 60-х годов 4 в., когда, вероятно, и предпринялбольшой поход, окончательно сокрушив Кушанское царство. ТерриторяКушанского царства была включена в новый важнейший удел, называвшийся“царством Кушан” (Кушаншахр). Им владели сасанидские царевичи, имевшиеправо выпуска собственной серебряной и золотой монеты. Во всех этихсобытиях принимали участие кочевники-хиониты, в то время выступавшие каксоюзники Сасанидов. В начале 5 в. бывшие кушанские земли завоевывает Кидара - основательцарства кидаритов. Союз с кочевниками помог ему вытеснить сасанидскиевойска из Бактрии. Тогда же на этих и соседних территориях возниклокняжество, возглавляемое предствителями кочевого племени эфталитов.Сасаниды удерживали лишь Мерв, Герат и некоторые другие города. Война скидаритами произошла около 442 г. К 449-450 гг. относится победа над нимишаханшаха Ездигерда 2 и захват Южной Бактрии. Однако в 457-459 гг. вмеждоусобной войне между Сасанидами Хормиздом и Перозом последний уступилэфталитом в обмен на их помощь Восточный Тохаристан (Бактрию) вместе скультурным и религиозным центром этих земель - городом Балхом. С 70-х годовV в. Пероз вел упорные войны на востоке против кидаритов и эфталитов,постоянно терпя неудачи. В последнем походе (484 г.) сасанидская армия быланаголову разбита эфталитами. Пероз погиб в бою. Победители захватили гаремцаря, обоз с казной и множество пленных. Иран был обложен тяжелой данью,которую Сасаниды платили эфталитам вплоть до 60-х годов 6 в. Однако вотличие от Римской империи Иранская держава не рухнула под давлениемварварских племен. 3. Общественное и государственное устройство сасанидского Ирана Для раннесасанидского периода характерно сохранение трех основных зонпозднепарфянской эпохи: зоны самоуправляющихся городов (преимущественно назападе), зоны полузависимых царств и владений (шахров) - по всему Ирану - изоны царского домена (дастакерта). Однако эта структура постепеннонарушается. Картина гибели самоуправляющихся городов, вероятно, наиболее наглядна.Они начали терять свои органы управления еще при парфянах, а распад Парфиипривел к ослаблению экономичских связей и торговли. После объединения Иранапод властью новой династии в областях, которые в середине 3 в. становятсядоменом царя царей, старые города заново “основываются”, получая именашаханшахов и , вероятно, теряя самоупрвление. Создатель монархии Арташир 1“основал” лишь три города на западе Ирана, тогда как его сын Шапур 1,расширив границы дастакерта, “основал” уже 16 городов как на западе, так ина востоке страны. Отныне ими стали управлять шахрабы - государственныечиновники, осуществлявшие в городах и округе как гражданскую и военнуювласть. Сельская округа, приписанная к этим городам, перешла в ведениецентральной администрации. Таким образом, вместо самоуправляющихся городов селевкидской ипарфянской эпох, которые помимо центрального правительства осуществляликонтроль над значительными терриориями, в сасанидскую эпоху возникаютгорода - ставки центрального управления. Вместо “союза” царя и городовтеперь характерны расширяющийся царский дастакерт и гибнущие “вольные”города. В 3-4 вв. институт шахрабов становится важнейшим в системесасанидской администрации. Однако и этот институт, развитие которого тесносвязано прежде всего с расширением царского домена, теряет свое значение,видимо, уже в конце 4 в. К моменту захвата власти Сасанидами в Иране было велико число “союзных”полузависимых царств и областей. Некоторые из них были просто крупнымиимениями, охватывашими ряд сельских общин, но хозяева имений действовали вних как маленькие государи. Уже в системе парфянского государства они быистоль независимы, что от политической ориентации того или иного царькаиногда зависела судьба царства. Тенденция отдельных правителей ксепаратизму проявлялась в любой сложной политической ситуации. В сущности,и переход власти в Иране от парфянской династии к сасанидской,первоначально захватившей власть в Парсе, был проявлением именно такойтенденции, бывшей чертой процесса феодализации общества. Сасанидский период характерен постепенно растущей централизацией,однако и раннесасанидское государство первоначально представляло собой лишьфедерацию отдельных царств и более мелких владений, находившихся в разнойстепени зависимости от центральной власти, по-разному связанных с нейэкономически. В раннесасанидских надписях все еще упоминаются прежниеместные полузависимые “цари” в различных областях Закавказья, Ирана,Месопотамии. Однако уже при Шапуре 1 была уничтожена самостоятельность рядашахров. Часть ранее автономных царств стала управляться сыновьями царяцарей Ирана. Лишь царство Элимаида в Западном Иране просуществовало досередины 4 в., и цари Элимаиды, так жа как и вдадетели завоеванныхСасанидами кушанских земель, сохранили право выпуска собственной монеты. Управление важных областей сасанидскими царевичами, как и сходный пофункции и возникший в результате той же ситуации институт шахрабов,прекращает свое существование к концу 5 в. На быстрый процесс феодализацииуказывает растущий сепаратизм владетелей отдельных шахров и более мелкихобластей. Согласно позднейшим зороастрийским дидактическим сочинениям, всенаселение Ирана делилось на четыре сословия: жрецов, воинов, писцов иземледельцев. Это деление, восходящее к религиозным представлениям“Авесты”, естественно, н отражало реальной классовой стратификациисасанидской эпохи, но освящалось религией и традицией. Многие вельможи иземлевладельцы принадлежали к воинам, государственные чиновники ипридворные формально входили в сословие писцов, зороастрийские жрецысоставляли особое сословие, а врачи, асторлоги, купцы, ремесленники - вподатное сословие земледельцев, так же как и рядовые крестьяне. Зороастризмв его новой, догматической форме стал при Сасанидах государственнойрелигией; жрецы (маги) были наставниками царя царей и цариц, сосредоточилив своих руках судопроизводство и образование. Представители рода Сасанидов - васпухры, высший ранг знати - вазурги, атакже мелкие землевладельцы - азаты (букв.”свободные”) составляли высшийразряд иранского общества эпохи Сасанидов. Владетельные принцы, шахрабы идругие вельмои, составлявшие высшую знать, образовывали совет царя царей справом голоса по местнической системе. Каждый вельможа имел определенноеместо в зале совета в зависимости от его знатности. При дворе армянскихАршакидов, обычаи которого были сходны с сасанидскими, знать, имевшая правозаседать в царском совете, получала отличительные знаки своего ранга (трон,подушку и почетную головную повязку -диадему). Младшие цари, кроме того,восседали на драгоценных тронах, которые им даровал шаханшах за особыеотличия. При дворе существовал сложнейший церемониал с целой иерархиейпридворных должностей. Создание Сасанидской державы было попыткой создать централизованнуюимперию, которая (подобно Танской в Китае) была бы основана нараннефеодальных общественных отношениях. В середине 3 в. в Иране происходит значительное перераспределениеземельного фонда. Растет царский дстакерт, постепенно охватившийзначительную часть территории государства. Расширение царских земель шло засчет сокращения уделов крупной знати и земель, приписанных ранее ксамоуправляющимся городам. Однако в то же время источники отмечают крупныеи все увеличивающиеся пожалования земель из этого фонда как знати, так ихрамам. В особенности растет землевладение зороастрийских храмов. Шаханшахижалуют храмам не только земли, но и стада, сады, виноградники, рабов и т.д.Из царских пожалований, а также из дарений знати на благотворительные целии отправление определенных литургий складывались весьма крупные владения.Основной доход с этого имущества шел храмам, а на долю жертвователяосавался очень небольшой процент. В одной из своих надписей Шапур 1объявил, что он жертвует храмам и этот процент, которые составлял ежегоднотысячу ягнят, более двух тонн зерна и громадное количество вина. Большие массивы земель все еще находились во владении свободныхсельских общин. С течением времени этот земельный фонд также сокращался.Земли общин передавались в условное частное владение знати, иногда -крупному чиновничеству с правом сбора налогов и собственной юрисдикцией.Постепенно такие земли становились фактической собственностью владельцев.Изменение характера собственности на землю и типичное для феодальногообщества совмещение права собственника с политическими и судебными правамихорошо прослеживается в позднесасанидскую эпоху. В некоторых крупных частновладельческих хозяйствах, в особенности взападных районах Ирана, использовались рабы, хотя нет достоверныхсвидетельств о том, что рабский труд являлся основой их экономики.Напротив, уже к 3 в. восходят данные источников о частичном освобождениирабов, наделении их землей для ведения собственного хозяйства. “Рабскоеслужение” в таких случаях занимало от 1/3 до 1/10 времени раба и частоконкретно выражалось в предоставлении ему определенной дли дохода сучастка, который он возделывал, что постепенно приближало его в социальномсмысле к закрепощенному общиннику. Чаще всего рабы использовались в ремеслеи домашнем хозяйстве. В раннесасанидский период известна и практикапоселения военнопленных на царских землях; та же практика существовала вкрупных хозяйствах, причем иногда “рабами” храма становились (по разнымпричинам) даже крупные вельможы. Их “рабская служба” заключалась в том, чтоони возводили на свои средства различные постройки. О налогообложении податного населения в Иране данные для периода 3-4вв. отрывочны и неполны. Податное население платило налоги в зависимости отурожая; земельного кадастра не существовало. Лучше известно о налогах,которые собирались с “иноверце” - иудеев и христиан, проживавших натерритории всего Ирана. Юрисдикция зороастрийского жречества нераспространялась на приверженцев других религий - иудеев, христиан и т.п.,живших в пределах державы в довольно значительном числе, особенно взападных областях. Нередко иноверцы подвергались преследованиям со сторонысасанидского правительства. Они были всегда готовы к изгнаниям ипереселениям и обзаводились скорее движимым, чем ндвижимым имуществом.Поэтому христиане, евреи, а позже и манихеи составляли в значительной частиремесленное и торговое население. 4. Международная торговля Международная торговля сохраняла при Сасанидах огромное значение.Важнейшие пути, пересекавшие Иран, сложились в основном к началу 1 в. н.э.Ответвление “царской дороги” от Герата (ныне в Афганистане) шло на север, кМерву, и далее в Самарканд, где этот путь, вероятно, сливался с Шелковымпутем из Китая по оазисам Восточного Туркестана. Район Малой Азии и Сириисвязывались с Шелковым путем сухопутной дорогой вдоль Евфрата, выводившей кгаваням Персидского залива, или древней караванной дорогой из Сирии черезИран. Вне контроля Парфии и сасанидского Ирана были морской путь в Индию(через Красное море и Персидский залив), вновь открытый к середине 1 в.н.э., а также “Путь благовоний” - караванный путь из приморской Сирии вЮжную Аравию. Главным международными товарами были предметы роскоши - китайский шелк-сырец, торговля которым осуществлялась при посредничестве согдийскихторговых факторий, распространившихся по трассе Шелкового пути, а такжеиндийские твары, попадавшие в Иран преимущественно сухопутным путем, -драгоценные камни, благовония, опиум, пряности. Особую торговую активностьи в парфянский и в сасанидский периоды проявляли христиане-сирийцы(арамеи), торговые поселения которых существовали не только в городахМесопотамии, но и на востоке Ирана, в Средней Азии, а в более позднее время- вплоть до границ Китая. Международная торговля Ирана была в основном караванной ; плаванияиранских купцов по Персидскому заливу были нерегулярны. Караваны изМесопотамии доставляли в восточные области Ирана сирийское стекло, шелковыеткани египетской и малоазийской работы, сирийские и египетские шерстяныеткани, изделия из металла, вино, масло. Далее эти товары переправлялись,главным образом караванами местных купцов, в Китай и Индию. Прежде чемзаключался тот или иной торговый договор необходимо было установитьхарактер товара - “надежный” или “ненадежный”. “Ненадежными” считаллисьпрежде всего товары международной караванной торговли; они подвергалисьтаким опасностям, как “море”, “огонь”, “враги” и “власть”. Сильнеестихийных бедствий были, конечно, опасности, зависевшие от “власти”:бесконечные пошлины, которые приходилось платить на любых границах и влюбых городах, государственная монополия на продажу определенных товаров(прежде всего на шелк-сырец), военные действия в районе караванной торговлии т.д. В эпоху общеэкономического кризиса 3 в. на Ближнем Востокекараванная торговля почти прекратилась. Однако с образованием сасанидскогогосударства она вскоре была снова налажена. Как и раньше, главным товаромбыл шелк; шелковыми тканями платили налоги, ими одаривали послов имонархов, покупали союзников, расплачивались с солдатами. Как и в парфянский период, в сасанидскую эпоху известны крупныемеждунаодные торговые рынки. Но международная торговля была тесно связана сполитикой: медь и железо считались “стратегическим товаром”, и византийскиеимператоры запрещали продавать их персам. 5. Религия Ирана В сасанидский период зороастризм становится государственной религией.Свидетельством этому является принятый Арташиром 1 после коронации новый,зороастрийский, царский титул - “Поклоняющийся (Ахура-)Мадзе...” - иоснование им “царского” (коронационного) храма огня, ставшегообщегосударственным святилищем. В то время Арташир сосредоточил в своихруках не только гражданскую и военную, но и религиозную власть. В спискахего двора нет титула “верховный жрец”, как нет его и в списках двора егонаследника Шапура 1. Первоначально зороастризм сасанидских монарховотражался в их официальных памятниках лишь посредством титулатуры исимволов. Зороастризм раннесасанидского времени был сходен с его формами впарфянское время. В нем бесспорно существенную роль играл культ не толькоАхурамазды, но и Анахиты, в то время преимущественно богини войны и победы,и культ бога Митры. Несколько позже большое значение приобрел и культсамого Арташира 1, храм которого в гроте Накш-и Раджаб долго почитался. Все это было фоном деятельнсти первого реформатора сасанидской религии- жреца Картира, карьера которого началась, вероятно, в последние годыцарствования Арташира 1. Тогда он имел скромное звание хербед - нечто вродеучителя при храме, знакомящего будущих жрецов с зороастрийским ритуалом.Картир возвысился при Шапуре 1, который поручил ему организациюзороастрийских храмов и жреческих общин в Иране и в завоеванных областях.Заняв выдающееся положение в государстве, став духовником внука Шапура 1,Варахрана 2 (276-293), который занял престол Ирана при его активномсодействии, затем “владыкой” храма Анахиты в Стахре, родовом святилищеСасадинов (и до и после него жрецами здесь были сами шаханшахи Ирана),затем единственным толкователем “воли богов”, вершителем судеб всегогосударства, Картир, уже глубокий старик, вероятно, был убит при очередномгосударственном перевороте. Его жизнь и деяния по созданию государственной религии и организациицеркви и провозглашенная им “исповедь веры” изложены в надписях самогоКартира, где он молит богов, чтобы они дали ему возможность объяснить“живущим”, в чем состоит божественное воздаяние праведникам, чобы богиоткрыли ему “существо” ада и рая, чтобы с божественной помощью Картирпоказал, “каких божественных дел ради, что именно сделано мною по всейстране, чего ради и как это было сделано, чтобы для них (т.е. для“живущих”) все эти дела стали бы твердо установленными”. Далее Картирподробно рассказывает о том, что с помощью богов он (вернее, его “двойник”-душа) якобы совершил путешествие в потусторонний мир к престолу Ахурамаздыв сопровождении персонификации зороастрийской веры - НаиблагороднейшейДевы. У некоего золотого трона происходит пир, и здесь же находятся весы(на них божество Рашну взвешивает добро и зло). Здесь же находятся душиправедников, достигшие этого почета благодаря исполнению опредленныхритуалов и исповеданию определенных религиозных догматов. Отсюда, совершивритуальную трапезу, эти души (в том числе и “двойник” Картира) проходят помосту Чинват в рай. Таким образом, Картир считал себя пророком, подобным Заратуштре. Воткак завершается текст его напписей: “... и тот, кто эту надпись увидит ипрочтет, тот пусть по отношению к богам и владыкам станет благочестивым исправедливым. И также в этих именно молитвах и догматах, в делахрелигиозных и вере, которые теперь установлены мной для жителей этогоземного мира, пусть он станет более твердым, а другие (молитвы, дла и веру)- пусть не исповедуют. И пусть он знает: есть рай и есть ад, и тот, ктоизбрал добро, пусть попадет в рай, а тот, кто избрал зло, пусть в ад будетнизвергнут. И тот, кто избрал добро и неуклонно следует по пути добра,бренное тело того человека достигнет славы и процветания, а душа егодостигнет праведности, чего и я, Картир, достиг “. Картир был не только создателем первого канона государственой религии,но еще более политиком. В своих надписях он пишет об основных итогах своейдеятельности по созданию государственной религии. Картир проводил свою реформу в весьма напряженной обстановке - придворе Шапура 1 во время его коронации был принят еще один пророк исоздатель собственной религии - Мани, пропаганда учения которого быларазрешена по всему Ирану. Это было вызвано прежде всего тем, что завоеванияСасанидов открыли для Ирана новые идейные горизонты: христианство,гностические учения, неоплатонизм, древневосточные космогоническиесмологические идеи, различные толки зороастризма, иудаизм. Возможно, чтоименно политический расчет создать такую веру, которая могла бы всюду статьпопулярной, заставил Шапура принять Мани и разрешить пропаганду его учения.Принцип веры заключался прежде всего в том, что она должна быть понятной “влюбой стране, на любом языке”. Так же как и в христианстве, иудаизме и зороастризме, в учеии Манисодержалась идея Страшного суда, идея прихода мессии; последователи Манипризнавали Христа, Будду, Заратуштру. По учению Мани, основное в человеке -даже не душа, которая, как и весь мир, порождена злом, а “искра божьегосвета”, и задача истинного праведника - способствовать ее освобождению.Этого можно достичь льшь крайней степенью аскетизма. Основной акцент ученияМани - крайний пессимизм, отрицание любых активных действий (кромепроповеди учения), замкнутость и обособленность (последователь учения,например, не должен делать добра никому, кто “против священного долга”). Навостоке Ирана при жизни Мани действовали двенадцать проповедников его идей;в Мерве, тоже при жизни Мани, существовала большая манихейская община,многочисленные общины были в Месопотамии. Стройная замкнутая структура общин последователей учения Мани,таинстенность мистических обрядов, изучение “гороскопа, судьбы и звезд”,слава манихеев как превосходных врачей, знающих самые сильные заклинания, -все это привлекало к ним и тех, кому не было дела до “познания сущностибытия”. В хаосе различных вероучений, сект и школ эпохи падения эллинизма шлипоиски единого “религиозного языка”, напряженная борьба, ценою большихжертв подготовившая почву для успеха “великих религий”. Но именнозороастризм как религия, традиционная для Ирана, мог скорее всего занять впереработанном виде место идеологического фундамента централизованногогосударства, и поэтому увлечение манихейством Шапура1 и части иранскойзнати было лишь эпизодом. Во вновь завоеванные области вместе ссасанидскими войсками шли и зороастрийские жрецы Картира. Судьба “пророка” Мани была трагична. Он был казнен через несколько летпосле смерти своего царсвенного покровителя; его учение было объявленовреднейшей ересью, и, несмотря на отдельные благоприятные для манихееобстоятельства, члены этой секты вынуждены были действовать тайно. В 484 г. сирийская церковь в Иране официально приняла несторианскоеверосповедание, в византийском православии считавшееся ересью, и порвала свизантийской церковью. Кроме того, в Иране и особенно в Закавказье былраспространен монофизитский толк христианства, который в Византии такжесчитался еретическим. В конце 5 в. несториане и монофизиты былилегализированы иранским правительством. Громадная роль Картира при дворе первых сасанидских монархов привел ктому, что государство быстро шло к теократии. Молодой шаханшах Варахран 2полностью находился под влиянием Картира и его парти, провозгласившей дажедоктрину “идеального государя”. Согласно той доктрине, государь должен бытьрелигиозен, всегда доверять своем духовному наставнику, действоватьсогласно догматам веры. Но переворот Наре (293 г.) привел, в частности, креставрации династийного культа - жрецм Анахиты снова стали сами повелителиИрана, и в Парсе на рельефе в Наш-и Рустаме Нарсе венчала на царствованиеэто богиня. “Реставация” подвела итог и напряженной борьбе различныхпридворных групп и жречества, разгоревшейся вокруг концепции власти царяцарей, - вновь возобладала идея единства “светской” и “духовной” властишаханшха. Новая реформа зороастризма, предпринятая главным жрецом страны(магупатом) Атурпатом Михраспанданом, являлась результатом этих событий итакже сопоровождалась разного рода “чудесами”. Ее существо в формулировкезороастрийских жрецов мало отличалось от реформы Картира: действуя поприказу Шапура 2, Атурпат “очистил от скверны и наново возродил древнююверу”, проведя новую кодификацию “Авесты”. Реформа Атурпата прежде всего коснулась магустана - зороастрийскойцеркви. При дворе шаханшахов появляются несколько магупатов различныхобластей Ирана, а сам Атурпат получает титул магупата магупатов (поаналогии с титулом “царь царей”). В силу ряда политических причин именно 4в. сасанидские шаханшахи стали возводить свою генеалогю к древним царямахеменидского времени “Дариям” и “Кейанидам”. В 4 в. по всему Ирану распространяется и новый тип зороастйских храмов- открытые со всех четырех сторон павильоны (так называемые “четыреарки”), совершенно непохожиет на традиционные храмы позднеахеменидской ираннесасанидской эпох. 6. Позднесасанидская держава В 5 в. в Иране завершается установление раннефеодальных социально-экономических отношений и возрастает политическое могущество емельныхмагнатов. Следует лишь вкратце упомянуть об историческом эпизодемаздакиского движения и о последнем возвышении централизованой сасанидскоймонархии. После поражения шаханшаха Пероза в борьбе с эфталитами (484 г.) его сынКавад остался у них заложником. Когда же преемник Пероза был ослепленнизложен знатью, заговорщики возвели на престол Кавада, прибывшего сэфталитскими отрядами. Умный и тонкий политик, Кавад ясно сознавалопасность оказаться марионеткой в руках сильных вельмож. Чтобы ослабить их,он, с одной стороны, организовал придворные интриги, а с другой - пожелалвоспользоваться демагогическими лозунгами жреца одного из зороастрийскиххрамов, Маздака, который в то время начал проповедовать свое учение. В нембыло сравнительно мало нового. Религия, к исповеданию которой призывалМаздак, была, разумеется, зороастризмом, но с добавлением некоторых идейиз проповедей Мани и неортодоксальных школ зороастризма. В отличие отманихейства, однако, Маздак призвал к активным действиям верующих дляокончательной победы “царства света” (порождением “царства света”признавалась, в частности, и “сильная и разумная” царская власть).Подлинное царство “силы и разума”, п этому учению , должно быть построенона всеобщем равенстве уравнительном распрелении жизненных благ и должнонаступить в ближайшее врея. По-видиму, самого Маздака прежде всегоинтересовали вопросы веры, участия зоострийских жрецов на шаханшаха,характера центральной власти. Но новое религиозное учение в условияхфеодализации общества, крупных нудач во внешней политике, голода, неурожаястало идеологическим знаменем открытого восстания крестьян и городскойбедноты. Сделав Маздака своим ближайшим советником и пожаловав ему титулверховного жреца, Кавад хотел воспользоваться его авторитетом и абстрактныипризывами к общему благу и равенству, чтобы нейтрализовать опозицию придворе и среди духовенства. Для него это было временной политическойакцией, направленной на ослабление позиции крупных вельмож,превратившихсяк тому времени почти в независимых правителей в своих землях, и получениеширокой опоры у азатов и служилой знти. Но вскоре движение уже нельзя быловтиснуть в рамки контролируемого процесса. Лозунг об уравнениисобственности у богатых и бедных, был лишь “революционной интерпретацией”в низах зороастрийских формул о духовном равенстве, но он пользовалсябольшой популярностью, и сторонник Маздака получили на время безраздельнуювласть в стране. Размах движения потребовал консолидации сил знати. В 496г. цаский совет сестил Кавада с престола и заточил его в тюрьму. На престолИран был возведен брат Кавада. Однако, бежав из тюрьмы, Кавад опять получилпомощь у государя эфталитов, на дочери которого он был женат, и в 499 г.при поддержке эфталитских отрядов снова занял престол Ирана. Но в новыхобстоятельствах он не мог уже поддерживать маздакитов. Широкие реформыналогобложения, объявленные Кавадом (их провел в жизнь его сын Хосров 1),откололи от крайних маздакитов мелких землевладельцев. За прошедшеедстилетие мелкопоместная аристократия заняла ключевые позиции и в армии, ив администрации и могла стать сильной опорой центрального правительства.Кавад отходит от маздакитов. В 528 г. после диспута между зороастрийскимижрецами и Маздаком последний был признан “отступником от праведной веры”,схвачен и казнен. Его последователей ждала жестокая кара. С подавлением движения маздакитов процесс феодализации Ирана можносчитать законченным. Закреплению нового социально-экономческого порядка,прежде всего в интересах мелкой феодальной знати, служила сильнаяцентрализованная царская власть, установившаяся при последних Сасанидах инаправленная на подавление сепаратизма крупных феодалов. Как на всемБлижнем Востоке, в Иране средневековье наступило в резуьтате внутреннихпроцессов. 7. Последние завоевания сасанидов. Южная Аравия Дальнейшая история сасанидского Ирана выходит за рамки эпохи древности.Скажем о ней лишь вкратце. Годы правления последних Сасанидов казалисьвременем небывалого процветания державы. Сын Кавада Хосров 1 провелрешительные меры по упорядочению всей государственной, военной и налоговойсистемы и, казалось, вновь создал централизованнцю империю. Около 570 г.персы завоевали Йемен на Аравийском полуострове и обеспечили себегосподство на морских путях в Красном море. Завоевание Южной Аравии вовлекло в орбиту мировой истории еще одну, дотой поры почти совершенно изолированную цивилизацию. Классовое общество и государство самостоятельно возникли а юго-западеАравии еще во второй половине 2 тысячелетия до н.э. Это была цивилизацияюжноаравийских семитских племен (отличных по языку от арабов),распространившаяся в 1 тысячелетии до н.э. и на территорию Африки(совр.Эфиопию). Два фактора определили своеобразие этой культуры: положение наперекрестке торговых путей, связывавших Средиземноморье с Восточной Африкойи Индией, и большая отдаленность от всех других государств. Здесь быласоздана высокая техника ирригации. Соседство скотоводческих арабских племенспособствовало возникновению обмена на границе оседлой и кочевой зон.Особое значение в экономике Южной Аравии получили производившиеся здесьблаговония, высоко ценившися во всех древних странах. Культура благовонийстала освой сказочных богатств, заслуживших Йемену прозвище “СчастливойАавии”. В древней Южной Аравии существовало много государств. В конце 5 в.Южная Аравия включается в борьбу великих держав -Византии и Ирана - загосподство на торговых путях из Индии и Китая; христианство и иудаизмстановятся знаменами враждующих политических группировок, ориентирующися наВизантию и Иран. Опорой Византии ставновится Аксум, в то время как Хымьярориентируется на Иран. Ожесточенные хымьяро-эфиопские войны 6 в. привели краспаду хымьярского государства и к завоеванию Йемена сасанидским Ираном. 8. Культура сасанидского Ирана Выше уже говорилось о реформах зороастритизма, проведенных Картиром.Уже к позднесасанидской эпохе относится введение так называемого авестскогоалфавита, созданного специально для записи зороастрийских религиозныхтекстов. Тогда же был создан словарь авестских слов с их переводом насреднеперсидский. Сасанидское искусство возникает как бы внезапно. В царствование пятипервых шаханшахов в различных районах Парса было создано тридцать громадныхскальных рельефов. На них, а также на монетах, резных камнях-печатях исеребряных чашах за какое-то десятилетие сформировались новые для Иранаканоны “официального портрета” царей, вельмож и жрецов, каноны образовосновных зороастийскх божеств - Ахурамазды, Митры и Анахиты. В сасанидскомискусстве заметно влияние Кавказа, Средней и Центральной Азии, а еговлияние, в свою очередь, ощущается на обширной территории от Атлантики доКитая. Некоторые из олицетворений различных зороастийских божеств,распространенных в искусстве Ахеменидов, были перенесены в сасанидскоеискусство. Среди них - крылатые быки, крылатые и рогатые львы, грифоны,львы, нападающие на быка, и др. Не меньшим, чем вклад Ахеменидов, был вклад искусства парфян ивосточноримских провинций. Рельефы парфянской эпохи отражают, в сущности,те же идеи, что и рельефы сасанидских шаханшахов: они также прокламировализаконность династии и победы царей. Влияние искусства восточноримских провинций наиболее ярко отразилось вБишапуре, городе, построенном Шапуром 1 руками римских пленных. Мозаики,укршавшие пол парадного зала дворца, выполнены в сирийско-римском стиле, ихсюжеты те же, что и на современных им мозаиках Антиохии. В сохранившихсячастях, исполненных, видимо, сирийскими художниками, представлены портретыактеров и театральные маски, танцовщинцы, музыканты, цветы, фрукты.Вероятно, персы хотели изобразить один из самых значительных зорастрийскихпраздников - осенний праздник Михраган, и, быть может, потому их выборсклонился к сюжетам, связаннным на Западе с дионисийским культом. На частиметаллических изделий и сасанидских печатей также изображаются такие“западные” персонажи, как эроты, пегасы, сфинксы, которые включены взороастирйскую религиозную иконографию. Из разного рода источников известно около сотни названий рзличныхрелигиозных, литературных и научных произведений сасанидской эпохи;несколько десятков сасанидских книг разных жанров было переведено наарабский, а затем и на новоперсидский языки в эпоху средневековья.Несомненно существование эпоса, наполненного квазиисторическими именамицарей, героев и целых династий. Этот жанр литературы был неразрывно связанс религиозными сочинениями, но, по-видимому, не соприкасался с реальнойисторией, о чем свидетельствует хотя бы то, что генеалогия династии непростиралсть далее ближних предков Арташира 1. 9. Заключение Период царствования в Иране шаханшахов сасанидской династии (3-7 вв.),хотя и представляется блестящей эпохой развития иранской государственностии культуры, тем не менее довольно монотонен, как только речь заходит оконкретных исторических событиях. В особености это относится к 3 - началу4 в. Самые интересные люди этой эпохи - Картир и Мани, пророки игосударственные деятели, пытавшиеся в той или иной степени воздействоватьна судьбы страны - каждый по своим силам. И хотя они открывают нам 3 в. снеожиданной стороны - как эпоху контрастов и противоречий, все же одни ониеще не заполняют своими, пусть очень яркими, характерами, своей, пустьтрагичной, судьбой всю живую историю это периода; в тени их громкойрелигиозной полемики и яростной политической борьбы оказались скрытымимногие второстепенные персонажи менее известные, изредка упоминаемые темили иным современником событий. История этого периода, в особенностиистория 70-90-х годов 3 в. (после побед шаханшаха Шапура 1 над Римскойимперией, казни Мани, расцвета карьеры Картира), все еще не более чемперечень имен “царей и пророков”. Список используемой литературы:История древнего мира. [Кн.3] Упадок древних обществ. Луконин В.Г.“Сасанидская держава в 3-5 вв.” Москва 1982Иран в 3 веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции. ЛуконинВ.Г. Москва 1979Культура и экономика древнего Ирана. Дандамаев М.А.,Луконин В.Г. Москва1980




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сасанидское государство iconI нельзя не согласиться с тем, что «Газпром» — это не совсем корпорация, а нынешнее государство РФ — это не совсем государство, точнее, не совсем нация-государство.
Эксперт — Украина. Киев, 2006, №7, c. 52–57. Речь идёт не о том, что корпорация превращается в государство, а напротив, государство...
Сасанидское государство iconВопрос Понятие, признаки и функции государства. Термин «государство»
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая...
Сасанидское государство iconРеферат Предмет: Философия Тема: Учение Платона о государстве План реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона
При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие государство, в котором каждый...
Сасанидское государство iconСодержание 1 введение 2 Почему возникает государство? 2
Что разрушает государство, и каким оно должно быть, чтобы спастись от разрушения. 9
Сасанидское государство iconВ. Г. Ледяев государство vs гражданское общество: скрытые практики власти и сопротивления анализ проблемы «государство/гражданское общество»
Представляют собой как бы две параллельные самовоспроизводящиеся области в россии данная ситуация налицо, что и позволяет рассматривать...
Сасанидское государство iconВ. Г. Ледяев государство vs гражданское общество: скрытые практики власти и сопротивления анализ проблемы «государство/гражданское общество»
Представляют собой как бы две параллельные самовоспроизводящиеся области в россии данная ситуация налицо, что и позволяет рассматривать...
Сасанидское государство iconКазахстан на рубеже нашей эры государство Усуней
В конце I тыс до н э. На территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство известное из китайских источников как...
Сасанидское государство iconПравовое государство: основные характеристики
Государство в своей деятельности связано и ограничено правом стоит под правом, а не вне и над ним
Сасанидское государство iconОбразование. Педагогика. Циклы
Представление об идеале формируют общество, государство. Государство, как правило, является заказчиком образовательного (воспитательного)...
Сасанидское государство icon"Государство" Платона
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы