Обычаи и традиции Шотландии icon

Обычаи и традиции Шотландии



НазваниеОбычаи и традиции Шотландии
Дата конвертации25.07.2012
Размер372,33 Kb.
ТипРеферат
Обычаи и традиции Шотландии


Введение. В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своемуисторическому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких ипоказательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Длятого, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа,его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять егодушу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь тойили иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического идуховного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи итрадиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрална протяжении веков как результат практического и духовного постиженияреальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни,мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой,подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живоерациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое”при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля.Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует. В этой работе пойдет речь об обычаях и традициях народа Шотландии. Почемуне всей Великобритании? Причина вполне объяснима: попытаться изложитьтрадиции всех народов Соединенного Королевства, втиснув всю информацию вузкие рамки данной работы, - значит объять необъятное. Поэтому было бывполне разумно рассмотреть культуру отдельного народа Великобритании и,соответственно, исследовать ее более глубже. В этой связи очень важноознакомиться, хотя бы кратко, с историей и географией данного народа и егостраны, так как исторический подход даёт возможность вскрыть напластованияв сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичное ядро,определить его материальные корни и его первоначальные функции. Именноблагодаря историческому подходу можно определить настоящее месторелигиозных верований и церковных обрядов, место магии и суеверий внародных обычаях и традициях. Вообще говоря, только под историческим угломзрения может быть понята сущность любого праздника как такового. Тема обычаев и традиций шотландцев, как и любого народа, населяющегоЗемлю, необычайно широка и многогранна. Но она поддаётся и делению на болеечастные и узкие темы, чтобы вникнуть в суть каждой по отдельности и темсамым более доступно изложить весь материал. Это такие темы как шотландскийнациональный костюм и его связь с понятием клановости; старинныесельскохозяйственные обычаи шотландцев и их связь с культом растительностии солнца; семейно-брачные обычаи; современные обычаи. Итак, зададимся целью выяснить, как география и история Шотландииповлияла на ее культуру; пронаблюдать истоки обычаев и традиций, что в нихизменилось со временем, и под влиянием чего произошли эти изменения.Рассматривая традиции и обычаи народов Шотландии, мы можем понять, в чемособенности их культуры, и какие ее элементы отличают их от нас. Глава 1. Шотландия занимает северную часть острова Великобритании и прилегающиеострова: Гебридские, Оркнейские, Шетландские. Основная территория Шотландиис запада и севера окружена Атлантическим океаном, с востока - Севернымморем, а с юга - территорией Англии и Ирландским морем. Главными заливамивосточного побережья являются залив Мори-Ферт на севере и Ферт-оф-Форт - наюге. Ферт-оф-Клайд омывает юго-западное побережье Шотландии. Самымивысокими горами являются Грампианские горы, протянувшиеся на севереШотландии, которые включают в себя самую высокую вершину Шотландии, иВеликобритании в целом, Бен-Невис. Её высота составляет 1343 м. Главнымиречными системами являются системы рек Форт и Клайд (приложение 1). Оченьмного в Шотландии горных озёр, включая озёра Лох Ломонд и Лох Несс(приложение 2). Лох Несс, возможно, самое известное озеро в Британии, таккак, говорят, что в нём обитает чудовище доисторических времён - Несси,однако факт этот не имеет доказательств, несмотря на многочисленныесвидетельства “очевидцев”. Хотя, бесспорно, озеро привлекает толпытуристов. Со своими чащами, озёрами, горами, островами и древними замками Шотландияпо праву считается одной из красивейших стран, и туризм - одна из еёважнейших отраслей. В Шотландии имеются и залежи полезных ископаемых - угля и железа, нефти игаза. Здесь также развиты такие отрасли как рыболовство, производство вискии т.д. Развито сельское хозяйство - земледелие и скотоводство. Околочетвёртой части всей площади страны возделывается или находится подпастбищами. Основной шотландской культурой является овёс. И более половинывсех возделываемых площадей, в основном в Лоуленде - низинной частиШотландии, занимается под эту культуру. Недаром Шотландию называют “Land ofCakes”. Такое название дано потому, что она известна своими "оутмилкейкс"1. От этого же названия, кстати, происходит и “Cake Day” (или ещё по-шотландски Hogmanay, что значит “Канун Нового Года”). В Хайленде (гористая часть Шотландии), разводят овец и коров. Здесьразвито сельское _____________________________________________________________________________________ 1 Oatmeal cakes (англ.) - пироги из овсяной муки. 2 Crafting (англ.) - фермерство.хозяйство в форме крофтинга2. Люди покупают права на владение участкомземли, но часто этогоучастка достаточно только для того, чтобы выращивать картофель, однукорову, три овцы и т. д.; это маломасштабная ферма на плохой земле, так какна верху зимы долгие, а лета - дождливые и земля не подходит для настоящегофермерства. Что касается островов, Оркнейских и Шетландских, то нужно заметить, чтодеревья здесь почти не растут из-за суровых зимних сильных штормовыхветров, но благодаря омывающему их тёплому течению Гольфстрима имеютотносительно мягкий климат. Шетландские острова известны производимой здесьодеждой из шерсти (особенно с острова Фэр-Айл, маленького острова на южнойоконечности Шетландских островов). Шетландские шали, вывязываемые изшерсти, так тонки, что при размере шали в 1,5 кв. м., её можно протянутьчерез обручальное кольцо. Гебриды (острова Скай, Малл, Юра известны своими крофтами. Эти домакрофтеров, всё ещё заселённые, имеют толстые каменные стены, земляные полыи соломенные крыши. На острове Скай находится самое большое селение подназванием "порти", привлекающее туристов - любителей кельтской старины. Гебридские острова, в свою очередь, делятся на Гебридские острова иВнутренние Гебриды. Внутренние Гебриды известны своим островом Иона, гдезахоронено 52 древних шотландских короля, не говоря уже о принцах,епископах и чифтейнах. Остров привлекает паломников со всего мира. ОстровСтаффа знаменит пещерой Фингала, с которой связана легенда о двухвеликанах, бросавших друг в друга скалы. Над Внутренними Гибридами находятся Гебридские острова: Льюис и Гаррис, атакже мелкие острова. Это гористые острова, где преобладают рыболовецкиегавани. Столицей Льюиса и Гарриса является г. Сторновэй, невдалеке откоторого находится Шотландский Стоунхенд. Шотландский Стоунхенд -доисторический каменный кромлех, состоящий из камней сорокафутовой высоты.Тринадцать монолитов окружают одну большую каменную пирамиду, а другиекамни, которые, возможно, образовывали концентрические круги, разбросанывокруг. О Стоунхендже ещё будет упомянуто позднее, в связи с обычаямишотландцев, имеющими в своей основе языческие обряды. Древнейшие археологические памятники на территории Шотландии относятся ктретьему тысячелетию до н.э. В первые столетия до н.э. началось заселениетерритории Шотландии кельтскими племенам, к древнему населению Шотландииотносились пикты, которые являлись древнейшим народом, живущим натерритории Шотландии и назывались они иберийцы. Впоследствии кельты дали имназвание пиктов. В начале н.э. у некоторых племён стало зарождаться классовое общество.Неоднократные попытки римлян, начиная с I века н.э., подчинить Шотландию, анадо заметить, что римское её название было Каледония, окончились неудачей. Римляне завоевали юг Шотландии, но отступили перед Гардианской Стеной(Северная Англия) во II веке н.э. Шотландия в то время являлась гнездомвоевавших между собой племён, каждое из которых имело своего короля,который в течение короткого времени правил своей малой территорией дотого, как быть покорённым своим более удачливым соперником. В постримские времена картина сложилась следующая - пикты находились насевере, скотты (из Ирландии) - на западе, бритты на юго-западе, а англы илиангло-саксы на юго-западе. В IX веке скотты и пикты объединились вкоролевство, названное Скотия, как это звучало на средневековом латинском,и сражались против набегов викингов. Название "Шотландия" произошло в XI веке, когда название "Скотия" былодано юго-западному участку, заселённому племенами скоттов. Феодальнаясистема в Шотландии была основана в XII столетии. Эдуард I Английскийзавоевал Шотландию в 1296 г., но шотландцы под предводительством Валласа1 иБрюса2 оказали очень сильное сопротивление, таким образом, в 1328 годуАнглия признала независимость Шотландии.Интересно отметить, что имя Роберта I у шотландцев всегда ассоциировалось смужеством и настойчивостью. Его считают известным Шотландским героем. Онсражался с Эдуардом I и Эдуардом II, королями английскими, и разбилангличан при Баннокберне в 1314 году. Существует легенда, что после одногоиз своих поражений, Роберт I скрывался в пещере и, как гласит придание,увидел паука, плетущего свою паутину. Паутина обрывалась, но паук, несмотряна это,______________________________________________________________________________________1 Вильям Валлас - шотландский национальный лидер 1272-1305 гг.2 Роберт Брюс - король Шотландии Роберт I 1274-1329 гг.снова и снова сплетал её. Брюс созвал и объединил свои силы и в этот разодержал победу надАнглией. Дочь Брюса положила начало трагической, но крепкой династии Стюартов, скоторой связан большой период в истории Шотландии. Дворцы Стюартов и местаих сражений расположены по всей Шотландии, существует также тропа Марии,Королевы Шотландской (Марии Стюарт - 1542 - 1587 гг.). Она являласькоролевой Шотландии с 1542 по 1567 гг. и была заключена в тюрьму ЕлизаветойI Английской, а в 1587 году казнена за государственную измену. Как имяМарии Стюарт, так и имя Чарльза Эдварда Стюарта - шотландского принца,который был разбит в Битве при Куллодене в 1746 году и бежал во Францию,овеяны духом романтизма. С казнью Марии Стюарт в 1587 году, Шотландия потеряла свою независимость.А в 1603 году короны двух народов английского и шотландского былиобъединены путём законодательного союза двух королевств, который былокончательно провозглашен только в 1707 году. Многие шотландцы поддерживаливосстания 1715 и 1745 годов. И как уже упоминалось, с поражением ПринцаЧарльза (по прозвищу Бонни, что значит “красавчик”) в 1746 году надеждыСтюартов рухнули. После 1745 года клановая система пошатнулась. Клан в Шотландии - это группа семей, носящих одну фамилию (напримерМакДональд - “сын Дональда”, так как "Mac" по-шотландски значит “сын”) иимеющих общего предка. До 1745 года Шотландские кланы управлялись чифтейнами. Следует заметить,что система кланов популярна до сих пор и сохранилась она больше какнациональная традиция шотландцев. Когда шотландец вспоминает о своейРодине, то ему приходят на ум печальные вересковые пустоши, развалинызамков, поношенная прадедовская юбка-килт и пиброх - заунывная мелодияволынки (приложение 3). В Шотландии клановая принадлежность определялась покостюму, особенно по мужской юбке-килт. Расцветка юбки должна бытьконкретной - в соответствии с тартаном - шерстяной материей с образцомлиний различной ширины и различных цветов, которые пересекают друг другапод определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый изкоторых связан с определённым шотландским кланом. Каждый клан в Хайлендеимеет определённый связанный с ним цвет и определённый проверенный образец,который члены клана носят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета являетсясоциальным нарушением, и это также недопустимо, как кораблю поднять намачте иностранный флаг. За этим строго наблюдает в Шотландии ответственноелицо, Главный Герольд, Хранитель гербов и старшинства кланов. В его сложныеобязанности входит следить за тем, чтобы никто не присвоил себенедозволенные титулы, чужие клетки, не завёл на волынке во времяцеремониального марша мелодию иного клана. Со всех концов света приходят кнему запросы относительно клановой принадлежности и символики. Дажеамериканские, австралийские, новозеландские, канадские поколения шотландцевне потеряли интереса к исконным родовым обычаям и традициям, вспоминают освоих корнях и чем дальше, тем больше приходят к мысли: “Где бы мы ни были,мы - шотландцы!” У каждого клана есть свой праздник, и в этот день все члены клананадевают свой костюм, где бы они ни были. Традиционно, кроме юбки-килта, в шотландский национальный костюм входиттвидовая куртка, простые длинные чулки, берет и кожаный спорран, - кошелёккоторый висит на узком ремешке, охватывающем бёдра. Этот вариант костюманосят днём. Для вечера имеется другой вариант костюма - юбка-килтнадевается с меховым спорраном, чулками со своим определённым тартаном,усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой. Шотландский берет -"тэмешэнтэ" - это шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером наверху.Обычно тэмешэнте носят слегка сдвинув набок. Название своё берет получил отимени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием. Следуетупомянуть и такую деталь костюма, как нож. Истинный горец за своим правымчулком должен носить нож, на рукоятке которого выгравирован цветокчертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горец всовывал нож свнутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало -объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны. Традиции ношения шотландцами своего костюма так прочны, что примеромможет служить выдержка из статьи Л. Мартынова о том, как однажды канадскийпутешественник и писатель исследователь Арктики Фарли Моуэт в конце ноябряпосетил Москву. “Дело было в самом конце ноября, - пишет Л. Мартынов, -Моуэт явился в шотландском костюме: в короткой юбке, толстых клетчатыхшерстяных чулках, подвёрнутых под коленями. Из-под пиджака на юбкуспускался громадный кошель с отделкой из оленьего меха - спорран.Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точно также, и уже поэтому онсразу может узнать в толпе своего, отметить с ним праздник или, в случаенеобходимости, - прийти на помощь. И хотя шанс встретить другого Моуэта вмосковской толпе был крайне незначителен, да к тому же погода неблагоприятствовала хождению с голыми коленками - ледяной ветер гнал порошу,- никакого разговора о другом костюме и быть не могло. -Традиция, - объяснил Фарли и успокоил собравшихся. - В канадской тундребыло труднее, но в этот день я не могу иначе...”1 Традиция клановых цветов появилась не так уж и давно. Англичане в своёвремя запретили шотландцам носить национальный костюм. Это было в 1746году, когда в битве на плоскогорье Куллоден y Инвернесса шотландцы потерялишансы на независимость. Запрет действовал до 1782 года, а когда егоотменили, то выяснилось, что старые узоры - забыты. Пришлось изобретатьновые, записанные за каждым кланом. Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, какюбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, атолько хайлендеры - горцы. Как уже мы знаем, Хайлленд включает в себя самые высокие горы БританскихОстровов, самые дикие озёра и острова. По своему происхождению хайлендерысчитают себя кельтами. Они гордятся тем, что являются потомками скоттов,которые пришли в Британию из Ирландии в VI веке, и они называют себя"скоттами". Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в ЗападномХайленде и Гебридских островах, всё ещё говорят на шотландском гэлльском -древнем кельтском языке, который очень похож на ирландский галльский исроден валлийскому. Фермеры Хайлендера или, как их тут называют,"крофтеры", ведут тяжелую и простую жизнь, занимаясь земледелием искотоводством: выращивают овёс и картофель, разводят овец и коров,рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневнойодеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению к лоулендерам -жителям равнины, большинство из которых являются потомками датчан и англо-саксов. По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлендеры.До середины __________________________________________________________________________________ 1 Мартынов Л. Вокруг Света. 1979. №5. С. 38.нашего века жители равнин - лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые.Повторюсь, что каждая традиция в своей основе несёт практический смысл.Хайлендеры носили килт и гетры негористой местности. В связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетрытирольцев, костюм гималайских горцев - подоткнутый халат кончается надколенями, а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнееходить по крутым горным тропкам. У лоулендеров же не было необходимостипередвигаться по горам и поэтому, естественно, и соответствующего для этогокостюма. Интересно описывает происхождение традиции носить юбку-килтлоулендерами журналист Л.Мартынов: “В 1953 году лорд Лаурдейл, глава кланаМэйтлендов, должен был возглавить торжественную процессию государственногозначения, неся шотландский флаг с Андреевским крестом, естественно, что икостюм его мог быть только шотландским. Но у низинного клана Мэйтлендовникаких собственных клеток не существовало. Выход из положения был найден:по счастью Мэйтленды состоят в родственных отношениях с горскими кланамиКаббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, и из их соединения появилсясобственный тартан - клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов. Впоследствиилорд Лайон на основании долгих расчётов определил мэйтлендам тартан и занёсего в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и дляостальных лоулендеров.”1 Всего сорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели усебя горский костюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-разному, но возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландскихтрадиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность.Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытностьискоренить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал“сас-сэнах” - таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан. Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага Шотландии - чертополохе(приложение 4). Интересна легенда о происхождении этой национальнойэмблемы. В древние времена викинги высадились на восточном побережье Шотландии снамерением ___________________________________________________________________________ _______ 1 Мартынов Л. Вокруг света. 1979. №5. С. 39.захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы и занялирасположение за рекой Тэй - крупной рекой в Шотландии, в месте, где имелсяудобный брод. Так как они прибылик вечеру, то уставшие и измождённые после долгого перехода, разбили лагерьи расположились на отдых, считая, что враг не станет наступать доследующего дня. Однако, викинги были рядом; не обнаружив охраны и часовыхвокруг лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй, с намерением внезапнозахватить скоттов и зарезать их во сне. С этой целью они разулись, чтобыкак можно меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг одиниз викингов наступил на чертополох. От внезапной и острой боли онвскрикнул. Услышав крик, скотты подняли в лагере тревогу. Викинги вынуждены былиотступить, а чертополох, в знак признательности за своевременную инежданную помощь, скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы. Шотландцы были превосходными и смелыми лучниками. В качестве одной извоенных почётных традиций шотландцев - охрана королевы лучниками, в случаееё приезда. Эта традиция пошла с давних времён, когда шотландские королиимели право требовать от всех кланов лучников для личной охраны. Сейчасгвардия лучников - четыреста немолодых землевладельцев, которые в случаеприезда королевы в Шотландию должны оставив все дела, явиться для еёохраны, вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подразделений такжепридирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконечников, как этоделали в ХII веке. И каждый из пожилых лучников способен пробить стрелойтолстую доску - традиция требует от каждого из наследственных членовгвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё это,конечно, занимает немало времени, но, как считают в Шотландии, выполнениетрадиционных и родовых обязанностей лучше всего спаивает клан. Апринадлежность к спаянной, даже архаичной, организации помогает жить внынешнем неустойчивом мире. Ведь член клана безошибочно рассчитывает наподдержку собратьев. В Глазго (крупнейшем шотландском городе) с 1806 года,например, существует организация клановой взаимопомощи, которая помогаетсвоим с трудоустройством. Бывают даже международные встречи кланов вЭдинбурге - столице Шотландии. На встречи кланов съезжаются люди, носящиеодно и то же шотландское имя. Делегаты таких встреч одеваются внациональные костюмы, речь о которых шла выше. На встречах кланов всегдаприсутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов,происходят соревнования в метании бревна - кэбера, в беге в гору, танцы,одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами- старый, добрый, истинно шотландский танец, едят хаггис - копчёный овечийжелудок, набитый кусками мяса со специями. Это очень сытное, хотя снепривычки не очень вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельнымпюре или пюре из репы. Итак, из всего вышесказанного ясно видно, что географические условиясказываются на обычаях тех или иных народов, так, например, в связи сгористой местностью появилась всем известная мужская юбка-килт, котораястала яркой отличительной чертой шотландцев. Также можно заметить, чтоистория Шотландии была довольно насыщенной. Страна пережила набегивикингов, завоевание римлянами, которые пытались внедрить свою культуру. Инесмотря на то, что шотландцы в борьбе за свою независимость отвергали ее,все равно произошло некоторое смешение. Хотя с уверенностью можно сказать,как бы глубоки ни были исторические истоки шотландских обычаев и традиций -они стойки и утверждены на веки, имея тенденцию не умирать. Глава 2. Поскольку шотландцы являются, в основном, крестьянами, то и обычаи их сдавних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животноводов. Всяих трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой: солнцем,дождём, другими явлениями природы, урожайностью полей, плодородием скота,сменой времён года, сменой дня и ночи. Древние кельты делили год нахолодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан) периоды.Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ, аначало тёплого - от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убедил людей втом, что периоды сельскохозяйственных работ следует согласовывать сдвижением Луны и Солнца. Ярким примером развития астрономических знаний и их использованиянародами Запада может служить кромлех Стоунхендж, расположенный в Англиимежду Бристолем и Солсбери, а также Шотландский Стоунхендж, о котором ужеупоминалось выше, расположенный недалеко от г. Сторновэя - столицы о.Гарриса и о. Льюиса (Гебридские острова). Эти сооружения представляли собойдва концентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38-ми парвертикально стоявших камней, его конструкция включала также и третьесооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами.Шотландский Стоунхендж состоял, как уже упоминалось, из 13 монолитов. Вцентре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит, а на северо-восток от него вне сооружения - другой. Исследователи обратили внимание на то, что оси каждого из этих загадочныхсооружений, проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены ктой точке горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце. Этикромлехи, бесспорно, являются древнейшими в Европе астрономическимсооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил - Солнца иЛуны, что необходимо для определения времени. По преданиям, перед такимиалтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня,начинавшуюся при первых лучах солнца. В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организовансовременный орден друидов, члены которого пытаются реконструировать старыедруидские ритуалы и церемонии. По инициативе ордена стала вновь совершатьсяежегодная служба летнего солнцестояния в Стоунхендже, и совершается она втом же самом месте и в тот же час, что и в древние времена. Следует заметить, что у кельтов имелась прямая связь календаря ссельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их празднества. Большимпраздником для древних шотландцев (кельтов) был Самхейн - праздник, когдаотмечали приход скота с пастбищ и начало нового года. Первого мая совершалиобряд Белтан, во время которого скот перед выгоном на пастбище проводиличерез дым от костров. К началу февраля, когда ягнятся овцы, относитьсяпраздник Имболе, а 1 августа отмечали день Лугнаса, совершая обряд дляполучения хорошего урожая, посвященный богу Лугу (Луг-дуну); день Лугнаса вдревних кельтских документах толковался как время начала жатвы. Даты всехкельтских праздников указывают нам на высокий уровень знаний иразработанность календаря у этого народа. Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцестояния,как 21 июня. После распространения христианства с VI в н.э. церковьпыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздникв честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основупраздника ей не удалось, лишь сроки выполнения языческих обрядовпереместились с 21 на 24 июня. У кельтских народов Британии св. Иоанн остался в стороне от перенесённыхна его день народных обрядов и никакой функции в обрядности для летнегосолнцестояния не выполнял. Само время праздника Летнего солнцестоянияговорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды иритуалы дня св. Джона сходен с таким же комплексом обрядов дня зимнегосолнцестояния - 21 декабря. У кельтов с обоими днями связано много поверийо якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцестояний нечистой силе;центральное место в праздновании этих дней занимают различные формыритуальных огней; большую роль в обрядах, приуроченных к этим двум датам,играет зелень - зелёные ветки, цветы, даже деревья, в некоторых обрядахзимнего и летнего праздника имеются мотивы брака, семейного благополучия. Ещё во второй половине ХIХ в. сельские жители Шотландии были убеждены,что именно в ночь накануне дня св. Джона ведьмы собираются на свои шумныесборища: феи водят хороводы на лесных лужайках, вершинах холмов;многочисленные духи бродят по земле. По кельтским представлениям, эта ночьбыла второй по значению из трёх годовых “ночей духов”, когда большую властьприобретали разные сверхъестественные существа. Кельты считали, что в этуночь души язычников посещают землю и веселятся до рассвета. Существовало впрошлом также поверье, что в ночь на 24 июня души всех людей во время снапокидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь прийти кцерковному крыльцу, то можно увидеть души тех, кто умрёт в приходе втекущем году. Как уже было сказано, большую роль в празднике св. Джонаиграли ритуальные огни различного вида, особенно костры. В недалёкомпрошлом в ночь накануне дня св. Иоанна костры горели во всех областяхВеликобритании на городских и сельских площадях. Зажигали и большиеобщинные костры вне населённых пунктов, обычно на возвышенностях, холмах.Так, в шотландских городах Абердине и Элгине народ разжигал костры как наглавных дорогах и городских площадях, так и почти перед каждым домом. В 1581 г. элгинский городской магистрат издал указ, запрещавший обычай,но это не дало результатов; в 1599 г. несколько лиц предстало перед судомза то, что они “зажигали огни Белтана в канун для летнего солнцестояния”.Огни и факелы в эту ночь вызывали так часто пожары, что почти во всехгородах и деревнях назначалась особая охрана, которая должна была следитьза кострами. Для больших костров, разжигаемых на вершинах холмов, топливо задолго допраздника собирала местная молодёжь. Но каждая семья старалась разжечь исвой собственный костёр перед домом. Обычаи и обряды шотландцев, связанные с зажжением костров, многочисленныи разнообразны. Костры имели в народных обычаях двоякое значение: по болеестарым представлениям, им приписывалась связь с солнцем, а со временем имстало придаваться очистительное значение. Переплетение этих двух осмысленийогня можно встретить в кельтских обычаях часто. Считалось, что огни св.Иоанна (св. Джона), как и солнечные лучи, оказывают благотворное влияние нарост растений, на благополучие людей и животных, если, например, отблескили тень от костра падает на поля, то на этом участке хорошо будут растихлеба. Золу от костра сыпали по полям, чтобы обеспечить урожай. Во многихместах Шотландии для того, чтобы сделать землю плодородной, в пашню иогородные грядки втыкали обгорелые палки от костра. Связь с культом солнцаимел и распространённый среди шотландцев обычай катать с гор или крутыхобрывов рек колёса, обвитые соломой и зажженные. Иногда при этом гадали:если колесо горело всё время, пока катилось, то урожай будет хорошим. Близкий к солнечному культу обряд бытовал на Оркнейских островах в концеХVIII в. На вершине самого высокого холма в приходе разжигали большойкостёр, и все присутствующие в полном молчании несколько раз обходили егокругом, по движению солнца, начиная обход с востока. В более позднее время большинство обрядов, совершаемых вокруг костров днялетнего солнцестояния, по-видимому, исходили уже из представления об огнекак силе, уничтожающей всякое зло и обладающей очистительными иобеззараживающими свойствами. С течением времени смысл ритуалов, связанныхс культом солнца, забывался или переосмыслялся, но приписывание огнюочистительных свойств и вытекающие из такого толкования магические действияпродолжали бытовать, иногда вплоть до настоящего времени. Повсеместносуществовало поверье, что если дымом от костра окурить посевы и поле, тоурожай будет лучше сохранён. Скот обходили с зажженными от костра ветками -для защиты от нечистой силы. По рассказам одного путешественника ХVIII в., кельтское население островаМейкланд (Оркнейские острова) ещё за две недели до дня св. Иоанна начиналозаготовлять длинные вязанки вереска. Когда в ночь на 24 июня зажигалсякостёр, каждый юноша также зажигал одну из приготовленных им вязанок ибегал по полям и вокруг посёлка, размахивая ею в воздухе. Фермеры с горящимпучком вереска в руках совершали по ходу солнца обход своих полей и стад.После того, как костёр догорал, молодые люди прыгали через угасающее пламя.По старым представлениям кельтов огонь ритуального костра предохранялчеловека и всё его богатство от всякого зла, от колдовства и чар нечистойсилы. В прошлом на кострах совершались жертвоприношения богам, а в глубокойдревности жертвами часто были и люди. О том, что древние кельты на своихбольших праздниках сжигали людей, есть сообщения Юлия Цезаря и другихантичных авторов. Из прутьев ивы и травы сплетали большую корзину, в неёсажали раба или животное и затем всё это поджигали. Следы древнихжертвоприношений проявляются в обычае шотландцев бросать в огонь костракость какого-нибудь животного. Рыбаки Шетландских островов такжеобязательно клали в свои костры кости рыб, домашних животных, пучки шерсти,и т.д. В праздник летнего солнцестояния у шотландцев имела место общиннаятрапеза: в ХIX в. у них повсеместно существовал обычай в вечер накануне днясв. Иоанна выставлять на улицу перед каждым домом столы, на которые ставилисыр, масло, творог, лепешки и бутылки с виски для угощения соседей ипрохожих. Как и в день зимнего солнцестояния, большую роль во всех обрядах,приуроченных к 21-24 июня, играла всевозможная зелень. Кельты украшали кпразднику дома, церкви цветами, зелёными ветками. В зимний цикл праздниковмагическую силу приписывали веткам вечной зелени как символу бессмертной,живительной силы природы; в разгар же лета вечнозелёные деревья не имелитакого значения: в июне почти все растения были в пышном цвету, поэтомувсем им приписывались какие-то магические свойства. Именно в ночь накануне дня св. Иоанна старались собрать на зиму различныетравы для медицинских целей, так как считали, что целебные свойства такихтрав в это время намного эффективнее. Особенно много собирали цветовзверобоя. Издавна корни, сок, цветы этого растения применяли в народноймедицине для лечения ран и как успокаивающее средство, но цветок, крометого, по поверьям, обладал и значительной магической силой. Зверобой былнастолько тесно связан с днём св. Иоанна, что в английском языке онизвестен под названием “растение св. Иоанна”. Его пучки подвешивали надокнами и дверьми домов как защиту от нечистой силы, цветы его с этой жецелью прикалывали к одежде. По представлениям кельтов, таинственное магическое значение в этот периодполного расцвета всей природы имел и папоротник: в полночь он будто бырасцветал на короткое мгновение. Смельчаки отправлялись в полночь в лес,чтобы увидеть цветок папоротника и собрать его семена. Такие походысчитались очень опасными, так как это растение зорко охраняли феи и разнаянечистая сила. Тот, кому всё же удавалось заполучить семена, мог якобыстать невидимым и наблюдать танцы и игры фей в эту волшебную ночь.Шотландцы к тому же считали семена папоротника самыми действенными противнечистой силы. От нечистой же силы помогали собранные в эту ночь ягодыбузины и прибитые над дверьми и над воротами веточки берёзы. Берёза играласущественную роль в обрядах дня летнего солнцестояния у всех кельтскихнародов. В обычаи дня летнего солнцестояния много вплетено семейно - брачныхмотивов. В ночь на 24 июня много гадали. Гадали и девушки и парни, частоиспользуя для этой цели различные цветы и растения (чаще всего зверобой),иногда и какие-нибудь предметы. В Шотландии в эту ночь возлюбленные давалидруг другу клятву верности, нарушение которой считалось преступлением.Клятву такую произносили либо возле камня-мегалита, либо возле почитаемогоисточника и скрепляли её рукопожатием. Большинство таких обычаев дня летнего солнцестояния уже утрачено, но и внаши дни во многих местах Британских островов июнь считается наиболееподходящим месяцем для заключения браков. Описанные выше обычаи в связи с праздником св. Иоанна или, как его вШотландии называют св. Джона, наиболее характерны были для областей, гдепреобладало земледельческое хозяйство, то есть больше всего на территорииЛоуленда. В тех же областях, где преобладало скотоводство (особенноовцеводство), день летнего солнцестояния имел в народном календаре меньшеезначение и с ним было связано меньше старых обычаев. В Шотландии у овцеводов Хайленда в июне справлялся обычно свой праздник,которым отмечалось окончание мытья, стрижки и клеймения овец. Этот праздникприурочивался ко дню св. Колумба (16 июня). Поэтому у большинствашотландских горцев св. Колумб считался покровителем и охранителем скота. Вего день хозяйки приготовляли особый пирог из ячменной или овсяной муки иделили его между теми детьми, которые должны были летом растить ивыхаживать ягнят. В этот же день устраивалась и коллективная трапеза. На некоторых Шетландских островах бытует обычай в день святого Колумбавсё утреннее молоко от коров доставлять управляющему манора, чтобы онпоровну распределил его между людьми острова - “по обычаю древних времён”.Днём для тех, кто ухаживал за овцами, стриг и клеймил их, приготовлялипраздничный обед. Раздавали также угощение (обычно сырное печенье)молодёжи. Вечером на деревенской площади устраивались игры и танцы.Хайлендские танцы исполнялись шотландцами-горцами в своих живописныхнациональных костюмах по музыку волынок. С особой радостью шотландцы встречали праздник начала уборки урожая,который приходился на 1 августа. Как уже упоминалось, год у древних кельтовделился на две половины, и каждое полугодие начиналось большим праздником(Самхейн-1 ноября и Белтан -1 мая). Меньшие праздники открывали и четвертигода - 1 февраля и 1 августа, так что 1 августа по кельтскому календарю,приспособленному к нуждам скотоводов, был днём начала нового сезона. День 1 августа имеет много названий, но наиболее распространённое срединих Лугнаса, которое переводится как ”сборище Луга” или “свадьба Луга”. Луг- один из богов кельтского пантеона, покровитель земледелия и многихремёсел. Кельты называли его “длиннорукий” и “многоискусный”. Сохраниласьдревняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Лугв честь своей приёмной матери богини Таилтине после её смерти. Образ этойбогини связывают с землёй, плодородием, ведь её имя "Таилтин" от слова"talam" - земля. Праздник Лугнаса был не только скотоводческим, но и земледельческим: онотмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках приперечислении всех праздников день Лугнаса толковался как “время началажатвы”, период, когда “земля страдает под тяжестью своих плодов”. Подобно тому, как христианская церковь приурочила праздник ИоаннаКрестителя ко дню летнего солнцестояния, но название "День св. Джона" неповлияло на языческую основу этого праздника, так и 1 августа, несмотря нато, что это был день памяти Петра и Маккавея не был подчинён церковномувлиянию. И его языческие ритуалы оставались неизменными на протяжениимногих веков. Главные черты праздника были следующие: торжественное началожатвы или другого вида уборочных работ, обрядовое вкушение плодов первогоурожая, в котором должны были принимать участие все члены общины; собраниеи пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожаякакому-то божеству на вершине горы. Первого августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и главасемьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба. На Гебридских островах жнец поднимал первый сноп над собой и триждыобводил им вокруг своей головы, а все стоявшие около него члены семьи пелив это время специальную песню, в которой просили бога благословить новыйурожай и предохранить его от всякого зла. Зерно первого снопа быстрообмолачивали, перемалывали в муку на ручной мельнице, из муки на овечьейшкуре замешивали тесто и пекли лепешки для каждого члена семьи. Смысл обычая поедать первые плоды состоял в том, чтобы заручитьсяблагосклонностью духа или божества растительности, чтобы получитьвозможность без всякого вреда для себя есть плоды нового урожая. Первомувкушению хлеба из нового урожая придавалось большое значение: участие втакой трапезе должна была принимать вся семья, и этот ритуал, по поверью,предотвращал голод, недостаток в пище в течение всего года. Важное значение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде женщиныобычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, небольшие сыры изтворога - на счастье. Такие сыры и масло специально приготовлялись дляпразднования этого дня. Накануне 1 августа совершались магические действиянад скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей, особенно заботились окоровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синиенитки, произносили магические заклинания над выменем. По очень старомуобычаю в этот день старались искупать скот в море или реке. Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев - сборища навершинах гор всей или даже нескольких сельских общин. Высоко в горахприносились жертвы, а затем устраивались игры, различные состязания, танцы.В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониямизарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и частьприготовленного для общей трапезы кушанья. Собранные колосья зарывались невозле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которуюиногда приходилось взбираться несколько часов. Возможно этот обычай древнихкельтов был связан с легендой о том, что приёмная мать Луга, богиняТаилтине, была погребена на высоком холме и Луг повелел устраивать навершине его ежегодный праздник. Служители церкви старались искоренить обычай собираться на вершинах гор;преследование лиц, исполнявших этот обычай, особенно усилилось послеРеформации в Шотландии. Но шотландцы упорно продолжали соблюдать своистарые обычаи. Когда же за их исполнение церковь стала угрожать суровойкарой, люди начали подниматься в горы тайно, выходя на их склоны якобы длясбора черники, ягоды которой как раз поспевали к этому дню. Так возникновый обычай - обязательный сбор черники в день Лугнаса, её ягоды сталирассматриваться как символ плодородия. Как и плоды первого урожая, в этотдень каждый должен был съесть несколько черничных ягод. Больным и старикамих приносили домой. По чернике предсказывали будущий урожай; по поверьям,приготовленные из неё вино и торт укрепляли любовь. В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было вобычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них. Многие кельтскиеобычаи, соблюдавшиеся ещё в ХIX в. являются пережитками некогдасуществовавших свободных отношений между полами во время описываемогопраздника. На Оркнейских островах существовал обычай, согласно которому молодыепарни и девушки из простонародья образовывали пары на время, пока длиласьярмарка, и в течение этого времени назывались братьями и сёстрами Лэммеса(урожая). Этот обычай продолжал бытовать и позднее. В 1900 г. один местныйкраевед сообщал о нём с Оркнейских островов: "Титул брат и сестра Лэммесане совсем ещё вышел из употребления, точно так же как и обычай соглашениядвух молодых людей быть возлюбленными во время всей ярмарки Лэммеса”. Подобные обычаи выполнялись с целью магической помощи плодородию земли,истощённой созревшим урожаем. Среди шотландцев был также распространёнинтересный обычай заключения временных, испытательных браков. Так, наоткрываемой в день праздника сбора урожая ярмарке на рыночной площадизаключались временные браки путём простого “скрепления рук”. Такой бракпродолжался 1 год и 1 день. Парни выстраивались в ряд на одной стороненасыпи, девушки - на другой, и их отцы и матери, собравшись посредине,договаривались о союзах между ними, и брак скреплялся пожатием рук молодыхлюдей. Если же по истечении указанного срока молодые люди решалирасторгнуть свой брак, то они вновь приходили на эту же площадь,становились спиной друг к другу (парень лицом к северу, девушка к югу) ирасходились в разные стороны уже разведёнными, свободными вступать в новыесоюзы. В пограничной области между Шотландией и Англией на подобных ярмаркахнастолько часто заключались временные браки, что из окрестных монастырейсюда стали специально направлять монахов, чтобы они давали церковноеблагословение таким союзам. Иногда и зажиточные шотландцы следовали этомуобычаю, чтобы быть уверенными в прочности и счастье предстоящего союза. Описанное выше ясно дает понять, что земледелие и скотоводство - самыеважные виды деятельности шотландцев и играют немаловажную роль в их жизни.А так как природа является основой древних языческих обрядов и праздников,связанных с землей, плодородием, стихией, то вполне очевидно и неудивительно, что большинство традиций перенято шотландцами у кельтов. Всепризнаки кельтского наследия налицо: в шотландских обычаях имеют местокульт солнца, ритуалы, связанные с костром, растениями и дажежертвоприношение богам. Эта сторона жизнедеятельности шотландцев глубокопронизана древне-языческим духом кельтов. Глава 3. После того как церкви не удалось искоренить древние обычаи кельтов вдень праздника начала жатвы, она попыталась придать им религиозныйхарактер, набросив свой церковный покров на старые народные обряды:перенесение праздников на воскресенье, благословение временных браков,освящение первых плодов и т.д. Со временем сборища на холмах стали переплетаться с христианскимиобрядами, а восхождение на горы сочеталось с паломничеством к святымместам. Обычно в наиболее популярных местах сборищ строились часовни,открывались мощи святых, святые источники. Однако неоднократные попыткиперенести место празднования с вершины гор к их подножию успеха не имели. Следует упомянуть также о таком обычае на юге Шотландии, как борьба двухсторон. Обычно сражающимися партиями были пастухи двух приходов. Занесколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстояниипримерно 2-3 км друг от друга, строили башню из земли и дёрна (высотой 4-3метра, диаметром 3 м). День 1 августа пастухи проводили в обороне своейбашни и атаках-вылазках на соседнюю. Все сражающиеся были вооруженыдубинками и между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые.Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника ипоставить на его место свой. После окончания игры парни пожимали друг другуруки, целовались и мир полностью восстанавливался. Позднее эти летние обычаи воплотились в Хайленд Гэтэрингз - традиционныхежегодных фестивалях шотландских игр и музыки, проводимых в центреХайленда. Самыми известными Хайленд Гэтэрингз являются те, что проводятся вг. Брейма и традиционно посещаются членами королевской семьи. Август и сентябрь являлись основными месяцами уборки зерновых наБританских островах. Тяжёлая, многочасовая работа почти не оставлялавремени для отдыха. Всё благополучие семьи во многом зависело от того,насколько быстро удавалось собрать и заложить в хранилище хлеб донаступления дождливых осенних дней. Поэтому в эти месяцы особенно следилиза приметами, предсказывающими погоду во время жатвы. Так, считалось, чтосухой и тёплый август не принесёт вреда урожаю. У гэлов Шотландии, жителей Хайленда и прилегающих к Шотландии островов,большим годовым праздником был день св. Михаила - 29 сентября. Многиеприуроченные к этому дню обычаи и обряды очень похожи на те, что происходятна праздник Лугнаса, хотя их и разделяют почти 2 месяца. Разница во временибыла вызвана тем, что переселившиеся в Шотландию гэлы из Ирландии привезлис собой свои праздники и обычаи, которые здесь получили новое осмысление иновое приурочивание. В Шотландии начало осени считали с Михайлова дня (29сентября). Среди шотландцев была распространена поговорка - ”Лето есть додня св. Михаила”. Св. Михаил был одним из наиболее популярных святых как у ирландцев, так иу шотландцев, даже у тех из них, которые принадлежали к протестантскойцеркви. Шотландцы называли его Михаил Победоносец, победитель властитемноты. Его наделяли самыми различными функциями он был патроном моря иморяков, лодок и лодочников, лошадей и всадников. На иконах Михаила обычноизображали всадника, сидящего на белом коне, с трезубым копьём в правойруке и треугольным щитом в левой - изображение, во многом сходное сизображением популярного в европейских странах св. Георгия. Скорее всего,образ св. Михаила, прежде всего покровителя скота, вытеснил почитаемогокогда-то здесь одного из языческих богов древних кельтов. И, хотя день св.Михаила считается христианским праздником, многие из связанных с нимобрядов - явно языческие по своему происхождению и характеру. Смысл всехсвязанных с 29 сентября обрядов и церемоний тот же, что и в предыдущемпразднике: отметить сбор и первую пробу плодов нового урожая. Красной нитьючерез все присоединённые к празднику обряды и обычаи проходят мотивыобеспечения плодородия земли, приплода скота и потомства людям. На этонаправлены обряды, совершаемые при подготовке к празднику. Так, за несколько дней до 29 сентября женщины и девушки отправлялись вполя для сбора моркови, которая играла существенную роль в ритуалах этогодня. Морковь или выдергивали руками, или выкапывали лопатой, сделанной вформе равностороннего треугольника, или небольшой трезубой мотыгой(несомненные аналогии с постоянными атрибутами св. Михаила - треугольнымщитом и трезубцем). О том, что этот обычай связан с магией плодородия идаже, возможно, являлся пережитком фаллического культа, свидетельствуютзаклинания, сопровождавшие сбор моркови. В них женщины просили для себяхорошего потомства: “Потомства, самого лучшего потомства, потомства моемучреву”. Дома женщины мыли собранную морковь и связывали её в небольшиепучки красной шерстяной нитью в три оборота. Большое внимание уделяли женщины приготовлению обрядовых блюд кпразднику. Обычно резали ягнёнка - обязательно мужского пола, с белойшкуркой без единого пятна или повреждения. Ещё более важное значениепридавали выпечке особого вида хлебов и лепёшек, так называемых "струан"св. Михаила. В обрядах, связанных с их приготовлением, видно, какое большоесакраментальное значение придавали шотландцы хлебу, особенно испечённому изпервых зёрен урожая. Для его приготовления брали смесь всех хлебных злаков,выращенных на ферме в течение года. Муку должны были смолоть только наручной мельнице, а месить тесто на шкуре ягнёнка. В качестве топлива в очагклали только священные породы деревьев: дуб, рябину и пр. Сверху выпеченныйхлеб покрывали смесью из взбитых сливок, яиц и масла. Шотландцы в прошломделали три вида хлебов: общинный струан. Его съедали за коллективнойтрапезой, на которую собиралась вся община. Выпекали также семейный струани небольшие хлебцы - струаны для каждого члена семьи. Их называли маленькийструан или по имени тех, для кого они были предназначены. Такие небольшиехлебцы были одинаковы по размерам, но разнообразны по форме: треугольные,пяти, семиугольные или круглые. Большие же хлеба делали всегда в формечетверти круга. При изготовлении струанов соблюдалось многопредосторожностей, так как считалось, что если, например, он разломится, точеловек, для которого его делали, заболеет; если хоть один из них упадёт напол - это предвещает беду для всей семьи. Сухую муку, оставшуюся послеприготовления хлеба, собирали в мешочек и в день св. Михаила распыляли надскотом, чтобы обеспечить его плодовитость и защитить от злых сил. На раннеймессе в церкви в день св. Михаила пастор благословлял все эти хлебы, и повозвращении домой семья садилась за праздничный стол и съедала по кусочкуягнёнка и свои личные лепёшки, а также по куску семейного струана, которыйглава семьи разрезал так, чтобы каждый кусок по форме был таким же, как ивесь хлеб. В наши дни на островах в Хайленде подобные хлебцы пекут, следуя традиции,но их значение и связанные с ними ритуалы почти забыты. Многие из обрядов, совершавшихся накануне или в день праздника, былинаправлены на предохранение лошадей от болезни и прочих бед. Так, жителиОркнейских и Шетландских островов в канун этого дня приводили своих лошадейк древнему мегалиту или пирамиде из камней, поставленной а памятьпроисшедшего на данном месте несчастного случая, и обходили с ниминесколько раз вокруг этих камней по ходу солнца. Лошади вообще были в центре многих ритуалов этого дня. По традиции в деньсв. Михаила совершалось паломничество к святым местам, обязательно верхомна лошадях, а в ночь перед праздником каждый имел право для этой целиукрасть любую лошадь. Народная шотландская поговорка сохранила память обэтом странном обычае: ”Воровство лошади на праздник св. Михаила никогда непорицается”. И хозяева и воры бодрствовали всю ночь, стараясь перехитрить друг друга.Однако, если кому-нибудь и удавалось увести со двора лошадь, по окончаниипраздника он обязан был возвратить её хозяину в целости и сохранности. Паломничество к “святым местам”, связанным с памятью о св. Михаиле, -основное событие праздничного дня. К определённому месту-часовне, например,- собирались люди из нескольких селений. Чаще ехали на лошадях: муж и женана одной лошади, дети или шли пешком или тоже парами на лошадях (причёмобязательно мальчик с девочкой). На месте паломничества после краткоймолитвы начинался круговой объезд “святого места” с востока на запад.Впереди всех ехал священник на белом коне, за ним попарно все остальные,распевая псалом о св. Михаиле. В заключение каждая девушка дарила парню,ехавшему с ней, пучок моркови с пожеланиями “потомства и благополучия”, ион отвечал на это такими же пожеланиями. После этого, все спешили натрадиционные скачки, называемые оде, которые отличались большимсвоеобразием. Всадники должны были скакать без головных уборов, сапог, наних были надеты только белые рубашки и короткие клетчатые штаны :нельзябыло употреблять ни сёдел, ни уздечек, ни шпор. На Гебридских и Оркнейскихостровах подобные конные состязания были в обычае ещё в ХIX в. Вечером в самом большом сарае или доме селения устраивался коллективныйужин и танцы. На его организацию каждый мужчина вносил определённую суммуденег или продукты. Женщины же приносили в полотняных мешочках морковь, иво время танцев юноши и девушки грызли её. Танцующие обменивались такжеподарками. Большое значение придавали шотландцы и времени окончаниясельскохозяйственных работ, окончания жатвы. Популярен обычай срезанияпоследних колосьев и связывания последнего снопа. У кельтов (в основном жителей Хайленда и островов) бытовали обычаи, воснове которых лежал страх перед божеством и духом растительности: емуякобы наносили какой-то урон во время жатвы или даже умерщвляли его, ипоэтому боялись его мести и гнева и всячески старались от него отделаться. Согласно народным верованиям, срезание последних колосьев былонежелательным делом для жнецов, и они старались всячески этого избежать.Хайлендерские жнецы и островитяне боялись нанести какой-то ущербскрывавшемуся в последних колосьях духу растительности и этим вызвать егонерасположение. Так, на Гебридских островах во время жатвы жнецы старалисьработать так, чтобы не остаться в хвосте. Когда работали вместе, то частобыли случаи, что последний ряд оставался несрезанным, так как никто нехотел за него браться. Каждая женщина боялась заполучить "обжору" в видевоображаемой старухи, которую пришлось бы кормить до будущей жатвы. Страх,внушаемый этой старухой вызывал много суеты и забавных недоразумений.Поэтому, последние колосья связывали и жнецы должны были по очередипытаться их срезать с завязанными глазами. Шотландцы устраивалисоревнование: последний пучок колосьев связывали сверху и жнецы по очередибросали в него свои серпы. Иногда же за срезание последних колосьев жнецувыплачивали определённую сумму денег. В некоторых обрядах в Шотландии имеются мотивы оплакивания духарастительности. Одним из них являлся “Крик шеи”. Сноп, сплетённый изпоследних колосьев, называли “горлом” или “шеей”, представляя себе этотсноп как шею духа хлеба, обезглавленного во время жатвы. По окончании жатвывсе участники ее становились в круг, посредине которого стоял человек с“шеей” в руках. Он приседал на корточки и, держа сноп у самой земли, иначинал протяжно и жалобно выкрикивать: ”Шея, шея, шея!” Его крик повторяливсе. Так повторялось трижды. В некоторых областях Шотландии этот обычайносил название “крик жеребёнка” или “крик кобылы”. Был также несколькоизменённый обычай, когда жнец, которому удавалось срезать последниеколосья, подбирал их, поднимал высоко в воздух и трижды громко кричал: ”Она у меня!” Другие жнецы также три раза его спрашивали: ”Что у тебя?” -”Шея! Шея! Шея!” (или в других вариантах ”кобыла”). ” Чья шея ? ”-спрашивали его. В ответ он называл имя владельца поля. ”Куда ты пошлёшьеё?” - ”Такому-то” (он называл имя одного из соседей, ещё не окончившихжатву). Крестьяне, таким образом, старались отделаться от духа хлеба,передав его другому фермеру. Шотландцы называли последний сноп “старойженщиной”, ”старухой”. Часто встречались также олицетворения последнегоснопа в образе какого-нибудь животного - “зайца”, ”кобылы”, ”хромой козы”,”собаки”. По существовавшим поверьям последнее обиталище духарастительности - сноп мог принести несчастье в дом и поэтому от негостарались отделаться, подбросить его фермеру, который ещё не закончилжатвы. На Шетландских и Оркнейских островах снопу придавали сходство со старойженщиной - надевали на него женское платье, чепец и потихоньку подбрасывалина соседний участок. Или же парень садился на лошадь и на полном скакубросал сноп под ноги жнецов. Это вызывало ярость, его преследовали и, еслидогоняли, жестоко наказывали. На Гебридских островах фермер вместо того,чтобы посылать сноп со своего поля, тайно делал на участке соседа изстоявших ещё колосьев причудливую копну, которую здесь называли “хромаякоза”. На Оркнейских и Шетландских островах изготовляли часто специальнуюсоломенную собаку, художественно сплетённую из соломы в натуральнуювеличину, с поднятыми ушами и загнутым хвостом. Её привязывали к повозке“дрилти” (так называли фермера, последним закончившего жатву), на которойон вёз последние снопы. Все плохие свойства последних колосьев, поповерьям, переходили к окончательному их владельцу. Поэтому ему частодавали то же название, что и снопу, обращались с ним безжалостно. На северо-востоке Шотландии жители по пути следования такого фермера обливали егогрязной водой, бросали в него тухлые яйца. Когда же он входил в сарай,соседи схватывали его, завёртывали в парусину, надевали на него староеженское платье (олицетворение снопа-старухи) и сажали на мусорное ведро. У жителей же Лоуленда были распространены обычаи, связанные с жатвой, воснове которых, наоборот, была вера в живительную, благотворную силу,заключавшуюся в последнем снопе и в последних несжатых колосьях. Эта силаякобы приносила благополучие семье и имела особенно плодотворное влияние наурожай будущего года. Срезание последних колосьев считалось почётнойобязанностью, оно приносило счастье на последнего жнеца или жницупереходила, по народным представлениям, благотворная, плодотворящая силадуха растительности. Поэтому во многих местах Шотландии между крестьянамипроисходила борьба за возможность срезать последние колосья. Прибегалижнецы к разным хитростям, например, горсть колосьев покрывали землей, чтобыспрятать их до момента, когда вся полоса будет сжата. Но чаще поручали этуработу самой молодой и красивой девушке-жнице. Верили, что она должна послеэтого в течение года выйти замуж. Или ещё, в последний день жатвы все жнецывыходили на поле и начинали жать оставшуюся полосу со всех сторон кругом, вцентре оставляя горстку несрезанных колосьев, которая стояла в поле втечение лунного месяца, для того, как объясняли местные жители, чтобы духзерна мог иметь время покинуть копны зерна и перейти в несрезанные колосья.По истечении месяца жнецы выходили в поле и, взявшись за руки, семь разобходили по кругу эти колосья, кланялись им. Затем самый искусный из жнецовсрезал колосья, из них связывали “зерновую куклу”, завёртывали её в тонкоеполотно, украшали цветами и лентами и несли к дому фермера, распеваяжатвенные песни. Иногда последний сноп делали в форме женской фигуры,надевали на него нарядное белое платье. Такой сноп называли “девушкой”,“невестой”, ”девой жатвы”. Затем украшенный таким образом последний снопжнецы приносили в дом хозяина. По дороге жители селения старались облитьводой и сноп и всех участников шествия. Этот обряд совершался ими для того,чтобы вызвать дождь для будущего урожая. В дверях дома “девушку” передавалижене фермера, она приглашала всех в дом и угощала. С конца XIX в. в Шотландии развился обычай делать из колосьев последнегоснопа “урожайные банты”. Молодые жнецы плетут витые шнурочки из пучковколосьев, делают из них банты и носят их в петлицах и на шапках; такие жебанты они дарят своим девушкам. Жатвенный период заканчивался повсюду “урожайным ужином”. В нём принималиучастие все, кто помогал хозяину в уборке. Как уже известно, в Шотландии большое значение в питании сельских жителейимел ячмень. До середины XIX в. перед общим праздником урожая устраивалсянебольшой вечер окончания жатвы ячменя. В последний день жатвы всеработники в нарядных костюмах собирались на кухне фермера, хозяин угощал ихячменным хлебом, маслом и сыром. В центре стола в особом украшенном бочонкестояло виски (для его изготовления использовали ячмень), и весь праздникносил название “ячменный бочонок”. Ни один такой вечер не кончается безисполнения известной баллады Р. Бернса “Джон Ячменное Зерно”. Надо сказать, что Роберт Бернс является неотъемлемой частью шотландскойкультуры. Шотландцы очень гордятся своим знаменитым соотечественником ичтут его память. Ежегодно 25 января (в день его рождения) проводитсяпраздник под названием "Вечер Бернса". Праздник этот проводиться не тольков Шотландии, но и во многих областях Британии. Празднование обычнопроводиться в форме ужина, на котором подаются традиционные шотландскиеблюда и во время которого играют шотландские волынщики, одетые внациональные костюмы, читаются стихи Роберта Бернса. Особенно средишотландцев популярно стихотворение Бернса "В горах моё сердце", котороеполно любви к Шотландии - родине поэта. Ещё относительно сельских обычаев шотландцев следует добавить, чтобольшой популярностью пользовался также праздник урожая, отмечавшийся воктябре. Почётное место на таком празднике занимал последний сноп, которыйставили в центр стола или подвешивали к основной балке потолка. Королевой икоролём праздника назывались девушка, срезавшая этот сноп, и её парень. Кужину обязательно подавался годовалый ягнёнок, зажаренный целиком. На столеобязательным был также большой каравай чёрного хлеба домашнего печенья. ВШотландии было и специальное традиционное кушанье, изготовленное из плодов"нового урожая", - мука, смешанная с элем, виски,




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Обычаи и традиции Шотландии iconТрадиции и обычаи казахского народа
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности
Обычаи и традиции Шотландии iconДокументи
1. /Чухно Обычаи и традиции народов мира/1. Аннотация. Обычаи и традиции народов мира..docx
Обычаи и традиции Шотландии iconДокументи
1. /Чухно Обычаи и традиции народов мира/1. Аннотация. Обычаи и традиции народов мира..docx
Обычаи и традиции Шотландии iconТрадиции и обычаи русского народа

Обычаи и традиции Шотландии iconЭтика поведения Обычаи и традиции моей социальной среды Свадебный обряд

Обычаи и традиции Шотландии iconТрадиции и обычаи в Великобритании Составила: Никулина М. А
Формирование умений видеть проблему и применять знания, умения и навыки для ее решения
Обычаи и традиции Шотландии iconНа 4 этапе подводятся итоги проекта, определяется рейтинг команд
Сетевой проект "Традиции, обычаи и праздники Великобритании" включает в себя 4 этапа
Обычаи и традиции Шотландии iconОценивание работы в проекте «Традиции и обычаи Великобритании»
...
Обычаи и традиции Шотландии iconБашкатова Екатерина Владимировна Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №196»
Название урока: Thanksgiving Day: traditions and customs in the usa./ День Благодарения: традиции и обычаи в США
Обычаи и традиции Шотландии iconПланирование воспитательной работы по основным направлениям деятельности в группе продленного дня №3 ( третьи классы ) январь 2011 года
Традиции, обычаи и праздники русского народа (Рождество Христово, Крещение, Гадание на Руси.)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы