Ход и последствия приватизации в России icon

Ход и последствия приватизации в России



НазваниеХод и последствия приватизации в России
Дата конвертации15.07.2012
Размер200.32 Kb.
ТипРеферат
Ход и последствия приватизации в России


Ход и последствия приватизации в России Я рассчитывал,что процесс пойдет намного быстрее.... Даже не представлял себе, как сложны будут проблемы, связанные с приватизацией, и каким упорным будет сопротивление со стороны государственных предприятий. Вацлав Гавел, “Летние размышления”(1992г) К концу 1991 г. действующая в рамках Высшего экономического советаРоссии группа российских и американских экономистов завершила подруководством председателя названного совета, народного депутата РСФСР В.О.Исправникова разработку своей концепции реализованной радикальнойэкономической реформы в РФ. Главными условиями данной реформы является:выход России из кризиса на основе придания процессу формирования рыночныхмеханизмов. Необратимого и ускоренного характера и минимизация неизбежныхпри этом социальных потерь. Для того, чтобы осуществить эту реформу, нужносделать 7 главных шагов: 1. Отмена государственного финансового обеспечения бюджетныхпроизводственных предприятий. 2. Банковская реформа. 3. Новая налоговая политика. 4. Создание Межреспубликанского резервного банка, контролируемогореспубликами, или введение российской валюты. 5.Раскрепощение цен. 6.Приватизация. 7.Нацеливание производства на удовлетворение платежеспособного спроса. Во всем мире рынок, как экономическая система доказал свою высокуюэффективность и способность обеспечить людям высокий уровень жизни. Дляперехода к рыночным отношениям необходимо разгосударствление, приватизация. Под разгосударствлением собственности понимается преобразованиегосударственных предприятий в предприятия, основанные на других(негосударственных) формах собственности.Приватизация-это процесс приобретения в собственность граждан или ихобъединений всех или части акций (паев) акционерных обществ,других хозяйственных обществ и товариществ, а также предприятий. Ее цельюявляется создание конкурентной среды в экономике страны. Процессприватизации исключительно сложен, трудоемок и требует больших капитальныхзатрат. В экономике России осуществлялись 2 основных модели приватизации.Модель первая - так называемая “номенклатурная” приватизация. Ускоренноеформирование номенклатурно-корпоративной по содержанию частнойсобственности составляет суть этой модели приватизации, различаясь лишьконкретными механизмами ее осуществления. Эти механизмы весьма различны вразных странах. Так, в России 2 основные модели приватизации предполагалипереход к акционерной форме собственности, при которой в руках государстваконцентрируется большая часть акций, а за конкретными государственнымиструктурами (как правило ,фондами государственного имущества ) закрепляласьвозможность почти бесконтрольного использования этих акций для созданияхолдингов или продажи их третьим лицом. Все это создало благоприятныеусловия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий с государственнойи финансовой номенклатурой.
В большинстве случаев приватизация фактическиоказалась всего лишь формой для создания акционерных обществ, скрывающихкорпоративную систему отношений собственности, когда государственныйаппарат, банки и администрация предприятий фактически стали безраздельнымихозяевами бывшей государственной собственности. Трудовой коллектив если иполучал в свои руки определенную долю акций, то они либо являлись«безголосыми», либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо заформой коллективного владения акциями не скрывалось реальногоэкономического содержания-коллективного присвоения и распоряжениясредствами производства. Провозгласив в Законе о приватизации (1991г.) образование предприятийс различными формами собственности, в государственной программе оприватизации 1992 г. правительством России предусматривалось образование набазе государственных предприятий только акционерных обществ открытого типа.Два основных аргумента в пользу такого подхода заключаются в том, что, во-первых, создание акционерных обществ закрытого типа ведет к формированиюколлективной собственности, каковая объявлялась заведомо неэффективной, и,во-вторых, акционерные общества закрытого типа не оставляют никаких долейгосударственной собственности для «народной» приватизации при помощиваучеров. Хотя в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций вАнглии и во Франции образовывались именно акционерные общества открытоготипа. Но эта хозяйственная форма и предназначена для такого родасверхкрупных экономических структур. Что же касается основной массыпредприятий, то они представляют собой товарищества с ограниченнойответственностью или АО закрытого типа. В США лишь 15% корпорацийпредставляют собой по формальному статусу АО открытого типа, но фактически,по оценке Дж. Лоуга, доля акционерных обществ закрытого типа средиамериканских корпораций достигает 99,6 - 99,7%. Поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивал лишь сменуорганизационно-правовой формы предприятий, практически ничего не добавляя кстимулам предпринимательской или трудовой активности. Более того созданиеАО открытого типа на деле усиливает номенклатурно-корпоративное содержаниеприватизации: большинства АО открытого типа либо переход в рукиадминистрации, либо остаются в руках государства. Держателями контрольногопакета их акций являются в последнем случае фонд госимущества. Существовало 3 варианта льгот трудовым коллективам. По первому варианту льгот члены трудового коллектива имеют право наполучение бесплатно привилегированных (неголосующих акций) в размере 25% отих общей суммы, но не более, чем на 20 минимальных номинальных месячныхокладов на каждого работника (в 1992 г. 18 тыс.руб.). Также они могликупить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости(причем для оплаты могут применены и ваучеры), но не более, чем на 6минимальных окладов на каждого работника. Администрация может приобрестиобыкновенные акции в объеме не более чем 5% от их общей суммы, и не более,чем на 200 минимальных месячных окладов на одного человека. Первый вариант льгот при акционировании выбирали, как правило,коллективы крупных капиталоемких предприятий, которые не могли мобилизоватьсредства для выкупа значительной суммы акций. Этот вариант акционированиябыл выбран, например, объединением «ЗИЛ», где остаточная стоимость фондовсоставляла около 3,2 млрд. руб. (на 1992 г.), а численность работников(вместе с пенсионерами, имеющими право на приобретение акций)-120 тыс.чел. При использовании первого варианта льгот, как правило, около 60% акцийостается в распоряжении фонда госимущества. Некоторая часть из нихрезервируется для продажи на аукционах только за приватизационные чеки,остальная часть должна поступать на свободный фондовый рынок. По второму варианту льгот трудовые коллективы имеют возможностьприобрести по закрытой подписке 51% от общей суммы акций по цене, близкой кноминалу, причем половина необходимой суммы может быть оплачена ваучерами.Остальная часть акций остается в руках фонда имуществ, в том числе дляпродажи на чековых аукционах. Каждый член коллектива может подписаться небольше, чем на 5% от общей суммы акций. За счет 51% акций, ими наделяются не только члены трудовогоколлектива, но и государственная администрация предприятия. При этомнередко высшие представители администрации подписываются на максимальныесуммы, сосредотачивая в своих руках немалую долю из 51%. Учитывая, что в их руках сосредоточена и большая часть остальных правсобственности, ясно, что и здесь торжествует принцип «номенклатурной»приватизации. Большинство коллективов предприятий с невысокой капиталовооруженностьювыбрало второй вариант льгот. Здесь совпадают интересы трудовогоколлектива, получающего наибольшую, по сравнению с другими вариантами долюакций, и администрации предприятий, получающие шанс, опираясь на согласиеколлектива (или на его пассивность), фактически контролировать предприятие. По третьему варианту инициативная группа заключает соглашение с Фондомимущества о реорганизации предприятия сроком на один год. Одним из условийэтого соглашения является вложение каждым членом группы в реорганизациюпредприятия личных средств в объеме не менее 200 минимальных заработныхплат. Если через год условия соглашения выполнены, то члены инициативнойгруппы получают право прибрести еще 20 процентов акций. Этот вариант имееттот недостаток, что даже при рискованном вложении собственных средствинициативная группа не может рассчитывать на контрольный пакет – дажевместе со своим остальным коллективом. Этот вариант льгот не получилширокого распространения, однако его все же выбрало некоторое числоколлективов. Таким образом, не один из вариантов льгот при акционировании несоздает возможностей для передачи предприятий в коллективную собственность– за исключением случая приобретения рабочими недостающих до контрольногопакета акций по свободным ценам фондового рынка. Льготы обеспечиваютрабочим в основном лишь ту или иную степень участия в будущих прибыляхакционируемых предприятий, в лучшем случае – возможность влиять на решения,принимаемые общим собранием акционеров. В отличие от «большой» приватизации в рамках «малой» приватизацииосновная часть предприятий должна продаваться по конкурсу или на аукционе,образуя в основном ТОО или АОЗТ. Кроме того, часть предприятиймуниципальной собственности приватизировалась путем выкупа коллективомарендованного имущества – в том числе, если соответствующие договора будутзаключены до полного запрета аренды госпредприятий. В первой половине 1993 года в ходе «малой» приватизации удельный веспредприятий, приватизируемых путем выкупа арендованного имущества составил31 процент, число предприятий, проданных по коммерческому конкурсу, - также и на аукционе – 7%. Практически не получила распространения продажа синвестиционных торгов, а также продажа имущества ликвидируемых иликвидированных предприятий. На долю этих форм в первое полугодие 1993 годапришлось менее 2% приватизационных предприятий. Зато доля предприятий,приватизированных путем акционирования, составила 29%. Инвестиционные торги, обеспечивающие хотя бы какую-нибудь увязку актаприватизации с последующими экономическими условиями функционированияпредприятий, фактически остались за бортом приватизации. В хозяйственнойситуации, когда производственные инвестиции в подавляющем числе случаевзаведомо убыточны, трудно подыскать владельцев капиталистов, согласныхинвестировать их в промышленность. Избранные формы и результаты приватизации свидетельствуют о том, чтопрограмма приватизации обеспечивает не столько благоприятные условия длячастного предпринимательства (не говоря уже об интересах трудящихся,создавших приватизационное имущество), сколько быстрое и дешевоеперераспределение госимущества по сомнительным критериям, а именно, капиталгосударственных предприятий не продается, а распределяется искусственнымобразом по условным, крайне заниженным ценам. Даже в тех случаях, когдапредприятия продаются с аукциона, их первоначальная оценка также крайнеискусственна. Заведомо не обеспечиваются равные стартовые условия дляграждан, участвующих в процессе перераспределения государственногоимущества. Условия формирования фондового рынка таковы, что обеспечиваютсведение цен акций большинства предприятий к ничтожным величинам. Заниженная оценка, конечно, облегчает участие в процессе приватизации,но не для большинства населения, которое не имеет никаких существенныхнакоплений и вынуждено тратить практически весь доход на текущеепотребление, а для тех, кто в состоянии скупать акции и паи приватизируемыхпредприятий, так что при приватизации предприятий торговли, общественногопитания и бытового обслуживания их трудовыми коллективами (через покупку нааукционе), у «коллективов» есть лишь наименование подставного лица,совершающего покупку для вполне определенного частного инвестора. Заниженная оценка госимущества имеет значение для наемных работниковлишь при закрытой подписке на акции АО открытого типа по известным тремвариантам льгот. Но и в этом случае, когда работникам действительно можетдостаться значительная доля акций, они фактически отстраняются от реальныхвластно-хозяйственных функций. Акции, не приносящие их владельцамдивидендов, легко скупаются «заинтересованными лицами» (обладающими вотличие от рабочих, крупными свободными денежными капиталами) по ценам,многократно превышающим первоначальные, но в то же время и многократнозаниженным. В Центральной и Восточной Европе и государствах Балтии приватизациямалых предприятий началась с внесения изменений в законодательство, причемв первую очередь дается определение малого предприятия. Конфискованные вконце 40-х - начале 50-х годов предприятия были возвращены их бывшимвладельцам. Законодательным путем утверждалось ведомство (или ведомства),ответственные за проведение приватизации. Как правило, организация ипроведение торгов поручались местным и районным органам власти. Потомопределялась процедура приватизации, обычно представлявшая собой ту илииную форму аукциона. Участие иностранных инвесторов чаще всего исключалось. В ряде постсоциалистических стран предпринимались большие усилия поотделению от основной деятельности крупных государственных предприятийнекоторых функций (таких, как общественное питание и транспортные услуги) ипродаже соответствующих объектов на аукционах. Во многих случаях на продажувыставлялось только само предприятие, а все недвижимое имущество (здание иземля) оставались в собственности государства или местных властей ипоступало в распоряжение новых владельцев на правах аренды. Стартовая ценамалых предприятий на аукционах часто равна балансовой стоимости активовпредприятия. Реальная цена, по которой осуществляется продажа, частооказывается достаточно близкой к стартовой, но иногда во много разпревышает последнюю. В ходе «малой» приватизации в странах Восточной Европы и Балтиивозникли ряд проблем: 1.Нежелание старых владельцев отдавать предприятия, которые приносятим доход. 2.Кто может принимать участие в аукционе? По крайней мере на первомэтапе, участие в приватизационных аукционах ограничивается гражданамигосударства-продавца. 3.Что произойдет с предприятием после его продажи? Для того, чтобызащитить работников и потребителей продукции (или услуг) приватизируемыхпредприятий, чаще всего, от нового владельца требуется не уменьшать объемпроизводства, сохранять основное направление деятельности предприятия и недопускать сокращения численности существующего персонала в течениеопределенного срока. Проведение «малой» приватизации дает массу возможностей для незаконныхдействий лиц, использующих свое служебное положение, и коррупции, крайнежелательным является утверждение единой обязательной процедуры такогопроцесса, обеспечивающей его максимальную открытость и объективность. Альтернативой «номенклатурной» приватизации является так называемая«демократическая» приватизация. В России она была осуществлена в крайненезначительных масштабах. Она предполагала приобретение каждым гражданином определенной долигосударственной собственности при помощи приватизационного чека (ваучера),который должен был создать равные стартовые возможности вразгосударствлении, приобретении госсобственности для всех членов общества. Эта модель предполагала более широкие возможности для приобретенияпредприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса и т.п.. Другимисловами, «демократическая» модель приватизации была нацелена на активныйускоренный переход к отношениям частной собственности при попыткеотодвинуть в сторону хозяйственную номенклатуру. В процессе «ваучеризации» присвоение бывших государственных средствпроизводства осуществляется в основном теми, у кого на руках были реальныеликвидные ресурсы. Такими силами могут быть либо иностранные теневыекапиталы, либо новые коммерческие структуры, выросшие из первых или вторых,или бывшие государственные структуры. Борьба между «номенклатурной» и«демократической» приватизациями, равно несправедливыми по отношению кгражданам, создавшим своим трудом госсобственность в прошлом, продолжаласьна протяжении всего первого периода развития переходной экономики ирешалась в зависимости от конкретной обстановки в пользу одного илидругого. В результате «ваучерной» приватизации в России мелкое производство (вотраслях с быстрым оборотом капитала) сосредоточилось в руках частногокапитала, в значительной степени представленного банками и инымифинансовыми институтами. В большинстве крупных предприятий произошел разделреальных прав собственности между администрацией предприятий игосударственными чиновниками, которые сохранили множество рычагов контроляв своих руках. Эти предприятия попадают в финансовую зависимость от банков. Не менее болезненным оказался вопрос о приватизации земли. Передачаземли в безвозмездное пользование тем, кто ее обрабатывает, - этообщедемократическая мера, известная со времен заселения Америки, - былареализована, как правило непоследовательно, хотя и провозглашалась вбольшинстве стран. Этот демократический принцип реализовывался при закреплении землипрежде всего за теми, кто производит на ней продукцию, при государственнойсобственности на землю и государственном контроле за распоряжением ииспользованием земли, находящейся под производственной и городскойзастройкой, а также составляющей уникальные природные объекты,принадлежащие всему народу. Противники этой модели содействуют созданию механизма классическойчастной собственности на землю с правом ее продажи, залога и иных операцийс землей как товаром. Борьба за превращение земли в объект купли-продажистала борьбой за возможность инвестирования криминальных капиталов не впроизводство, а в сферу спекулятивной недвижимостью. При реализации “большой” и” малой” приватизаций как впромышленности, торговле и сфере услуг, так и селе, складываются в целомвесьма неблагоприятные социально-экономические условия для развитияпроизводства в переходном обществе. К 1994 г. в России было приватизировано уже свыше 1/3 предприятий,находящихся на самостоятельном балансе и имеющих права юридического лица, всфере “малой” приватизации - свыше 1/2 объектов. Но это не переломилоэкономическую ситуацию к лучшему. Для создания рыночной системы не было обходимости в скорейшей имассовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализациюгосударственных предприятий и свободу предпринимательства, то есть свободусоздания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно дляформирования полноценных субъектов рыночного хозяйства - никак ни менееполноценных, чем наспех приватизированные государственные предприятия. Нони приватизация, ни коммерциализация не могут обеспечить эффективнуюстратегию рыночного поведения в условиях одномоментной либерализации цен. Наверное, ”массовая” приватизация даже сужает возможности дляэффективной приспособительной политики, потому что сокращает полегосударственного контроля и регулирования структурных изменений впереходной экономике. Материальная структура экономики Россиихарактеризуется сверхмонополизмом. Приватизация означает намеренный выводпредприятий из-под прямого контроля государства, в то время как в экономикес таким уровнем монополизма нет возможности противодействовать негативнымпоследствиям монополизма в условиях либерализации цен без высокой степенигосударственного вмешательства. Роль приватизации в формировании рыночной системы не являетсясовершенно самостоятельной. Она сама находится в зависимости отмакроэкономической политики. Попытки идти напролом курсом “финансовой стабилизации” будут означатькрах существенной части крупной промышленности. Другая ее часть выживет(добыча и переработка нефти, электроэнергетика, транспорт) и останется подконтролем государства или приватизируется в особом порядке. Остальныебесперспективные предприятия будут продаваться за бесценок. Большинствопокупателей этих предприятий извлекут немалую прибыль за счет народныхмасс. Таким образом, в качестве реальной функции приватизации приходитсярассматривать не создание массива реальных собственников и не формированиенеобходимых условий для функционирования рынка (ибо и то, и другое можетбыть обеспечено иными способами), а лишь льготную форму перераспределениясобственности между бюрократией, удерживающей контроль над ее наиболеежизнеспособной частью, и “новыми богатыми”, получающими право распоряжатьсяв области остального госимущества. Массовая приватизация в постсоциалистических странах также началась сразработки законодательной базы. Рассмотрим пример того, как проходила“большая” приватизация в одной из этих стран.В Чехословакии были созданыинвестиционные приватизационные фонды, хотя индивидуальные владельцываучеров могли их вкладывать в предприятия по своему усмотрению. К апрелю1992 г. около 2/3 владельцев всех ваучеров инвестировали их в 463 такихфонда. В мае и июне 1992 г. прошла первая “волна” “массовой” приватизации,захватившая на начальном этапе 1491 предприятие. Фондам разрешалосьприобретать не более 10% акций всех предприятий. В Чехословакии, в случае,когда в конкурсе участвуют и посреднические фонды, они состязаются за акциипредприятий наравне с индивидуальными инвесторами. Проводиласьмногоступенчатая процедура торгов для более точного определения цены взависимости от существующего спроса и предложения. Ваучеры продавались созначительной надбавкой к номинальной стоимости. В отличии от России, в которой основными моделями приватизацииявляются “малая” и “большая” приватизации, в странах Центральной, ВосточнойЕвропы и Балтии распространена и “отраслевая” приватизация. Ее суть -ускорение темпов приватизации путем одновременной концентрации усилий не наотдельных предприятиях, а на целых их группах и категориях. “Отраслевая”приватизация направлена на повышение эффективности процессаразгосударствления. Польше, которая начиная с 1991 г. осуществила 20 специальныхприватизационных программ, дальше, чем любой другой стране удалосьпродвинуться в применении и испытании преимуществ этого метода. После того,как для приватизации выбиралась какая-либо конкретная отрасль, руководящиеработники Министерства приватизации готовили детальные планы проведенияработ. Затем предварительно отобранные иностранные консультантыприглашались для участия в конкурсе за предстоящее назначение. Фирма-победитель должна иметь многосторонний и разнообразный опыт, чтобы получитьзаказ на выполнение такого комплексного задания, которое предусматриваетдетальный экономический анализ всей отрасли и отдельных предприятий. В Польше программа приватизации была разделена на 3 проекта. В первомосновное внимание уделяется всесторонней экономической диагностике с цельювыявления производственных, технологических и финансовых особенностей,оказывающих влияние как на конкурентоспособность отрасли в целом, так и напроизводительность отдельных предприятий. Во втором проекте предусмотрена программа кратких визитов на каждое изпредприятий отрасли с целью предварительной оценки его производственно-финансовых слабых и сильных сторон. Оценивается конкурентоспособность иперспективы предприятий. В третьем проекте детализируется схема выполнения намеченных задач.Консультант подбирает группу специалистов для планирования и проведенияоперации. Во многих случаях процедурой предусматривается следующий порядок:составление оценки предприятия в соответствии со всеми международнымистандартами, подготовка и выпуск рекламы, определение потенциальныхвнутренних и иностранных инвесторов и, наконец, детальные переговоры изаключение сделки. Возможно, приватизация способна позитивно повлиять на функционированиеэкономики, создать условия для постепенного выхода ее из кризиса ипроведения структурной реформы. Такая структурная реформа неизбежно имеет две стороны - сокращениепроизводства в неперспективных отраслях и инвестирование капиталов вперспективные отрасли. Так как сокращение производства происходит быстрее,чем освоение капиталовложений и развертывание дополнительного производствана их основе, то экономика в целом переживает некоторый спад производства. В начале 90-х гг. в России инвестиции в производство резкосократились. В 1990 году доля валовых капитальных вложений в ВВП была 17%,в 1992 году упала до 9%, в 1993 - до 8%. Выбытие производственных мощностейвследствие износа в 1992 году в промышленности превысило их ввод на 3 – 4%, а в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности этот показательдостиг 10 - 27%. Происходит подрыв основных источников финансирования инвестиций.Падение доходов населения привело к резкому сжатию нормы сбережений,накопления предприятий упали как в силу сокращения их доходов, так и в силуобесценения амортизационных отчислений, а о бюджетном финансированиикапиталовложений и говорить нечего. Уровень рентабельности предприятий совершенно недостаточен как дляобеспечения финансирования инвестиционных проектов за счет собственныхсредств предприятий или заемных средств, так и для обеспечениябезубыточности осуществляемых инвестиционных проектов. По экспертнымоценкам, даже для сравнительно небольших и быстроокупаемых проектов вбольшинстве промышленных отраслей норма прибыли по этим инвестициям должнаобеспечиваться на уровне в 2 - 5 раз выше, чем средняя фактическаярентабельность по этим отраслям. Поэтому эффективность инвестиций падает. По эффективности капитальных вложений предприятия разделяются на 3группы. В первую группу входят государственные, акционерные, арендныепредприятия (25 руб. ввода основных фондов на 100 руб. инвестиций). Вовторую группу, с несколько большей эффективностью капитальных вложений,входят хозяйственные товарищества и предпринимательские объединения (33 -36 руб.). А в третью, с максимальной эффективностью капитальных вложений(40 руб.) вошли коллективные предприятия и кооперативы. Конечно, кооперативы и хозяйственные товарищества, как равило,относятся к мелким и средним предприятиям. Они сосредоточены в основном вторговле, общественном питании, сфере услуг, легкой и пищевойпромышленности, где условия окупаемости инвестиций несравненно болееблагоприятны, нежели в других отраслях. Довольно велика доля мелких исредних предприятий и среди коллективных предприятий, хотя в коллективнойсобственности находится, например, немало крупных машиностроительныхзаводов. Так что различия в эффективности капитальных вложений с большейдолей вероятности могут быть отнесены в значительной мере на различия вотраслевой принадлежности этих групп предприятий, и в меньшей мере - наразличия в форме собственности и организационно-правовой форме. Косвенноэто подтверждается практически одинаковым уровнем эффективностигосударственных и акционерных предприятий, поскольку последние всего лишьпродукт организационно-правового преобразования первых, и отраслевыхразличий между ними, по-видимому нет. Итак, в сложившихся экономических условиях приватизация не в состоянииоказать какое-либо существенное воздействие на мобилизацию инвестиционныхресурсов и тем самым содействовать прогрессивным структурным сдвигам вэкономике. Можно предположить, что приватизация способна стимулироватьприспособление к рынку в краткосрочном аспекте - путем изменения иобновления ассортимента продукции, освоения новых рынков, переориентациихозяйственных связей. В 1992 году происходящие в экономике структурные сдвиги носили явнонегативный характер. Резко сократился удельный вес легкой и пищевойпромышленности; вырос удельный вес топливно-энергетического комплекса;сокращение на 65% производства военной продукции сопровождалось такжепадением производства гражданской продукции на оборонных предприятиях;существенно более быстрыми, чем средние, темпами сокращалось производствовысокотехнологической продукции во всех отраслях; оказание услуг населениюсокращалось быстрее, чем производство потребительских товаров; падала долярасходов на научные исследования и разработки в ВВП, сокращался удельныйвес занятых в науке и научном обслуживании. В 1993 году произошло усиление интенсивности структурных сдвигов, онистали осуществляться более быстрыми темпами, чем в 1992 году, но вряд ли ихможно характеризовать как прогрессивные.Во всех важнейших отраслях произошел спад производства: Индексы промышленного производства на август 1993 года (среднемесячный уровень 1989г. = 100%)|№ |Отрасли |Август 1993 г. в % к ||п/| |среднемесячному уровню 1989 г. ||п | | ||1.|Электроэнергетика |81,3 ||2.|Промышленность строительных | || |материалов |69,9 ||3.|Топливная промышленность |68,6 ||4.|Пищевая промышленность |65,1 ||5.|Машиностроение и |64,9 || |металлообработка | ||6.|Химическая и нефтехимическая | || |промышленности |51 ||7.|Лесная, деревообрабатывающая и| || |целлюлознобумажная |48,1 || |промышленности | ||8.|Черная металлургия |45,8 ||9.|Легкая промышленность |43 | Спросовые ограничения, ударив по производству промежуточной продукциипоставили под удар производство топлива и сырья, как вследствиеневозможности закупать и оплачивать их в прежних объемах, так и вследствиефизического сокращения поставок в добывающие отрасли средств производства.За период радикальных реформ выросла доля продовольственных товаров впотреблении, а в структуре потребления продовольствия выросло потреблениехлебопродуктов, картофеля и сахара - но не настолько, чтобы компенсироватьсокращение потребления продуктов, содержащих животный белок, фруктов,овощей. Таким образом, государственных предприятий не смоглавоспрепятствовать развитию негативных структурных, приватизация сдвигов вэкономике России. Итак, «номенклатурная» приватизация не смогла создать существенныхальтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан, вызвалападение и без того не высокой мотивации труда у подавляющего большинстваграждан, так как большинство работников так и осталось отчуждено отсобственности, приватизация резко усилила социальную дифференциациюнаселения, усилила угрозу массовой безработицы, способствовала люмпенизациишироких масс населения, особенно вследствие приватизации жилья и егораспродажи в условиях обнищания социальных групп, находящихся на уровнениже прожиточного минимума (в РФ это 1/3 населения). Положительно приватизация сказалась на относительно узком слое «новыхрусских», включающем номенклатуру и новых частных собственников. Нескольковыросло качество жизни у работников узкого слоя приватизационных объектов(не более, чем на 10-15%). Конечно, названные выше результаты порожденывсей системой социально-экономических отношений переходной экономикиРоссии, в которой немалую роль съиграла и приватизация. За время осуществления приватизации было издано много различных документов о ней. Это Государственная программаприватизации государственных и муниципальных предприятий РФ, Закон РФ «Оприватизации государственных и муниципальных предприятий», указ ПрезидентаРФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий,добровольных объединений государственных предприятий в акционерныеобщества», указ Президента РФ «О введении в действие системыприватизационных чеков в РФ» и др. В данное время эти законы и уставы ужене действуют.В результате приватизации в России образовывается частнаясобственность, которая развивается в рамках переходной экономики и являетсявесьма специфической. Приватизация в наших условиях ведет к развитию, какправило, неклассической частной собственности и тем более не современнойчастной собственности с определенными социальными коррекциями, характернымидля ряда развитых стран, а к собственности, имеющей номенклатурно-корпоративное содержание и являющейся частной лишь по форме. Список литературы 1. Под редакцией А.В.Бузгалина, В.В.Радаева. Экономика переходногопериода. М.: Изд. Московского Университета, 1995. 2. В.Исправников. Как лучше реализовать российскую реформу (семьпунктов предложений). Ж. «Экономические науки», №1, 1992. 3. Б.Ли, Р.Лидс, Э.Юинг. Ускорение приватизациии впостсоциалистических государствах. Ж. «Экономика в переходном периоде»,1993.




Похожие:

Ход и последствия приватизации в России iconХод и последствия приватизации в России
РФ. Главными условиями данной реформы является: выход России из кризиса на основе придания процессу формирования рыночных механизмов....
Ход и последствия приватизации в России iconСмута в России: причины, ход, последствия

Ход и последствия приватизации в России iconТемы курсовых работ по микроэкономическим проблемам
Проблемы приватизации в России: итоги и последствия, особенности современного этапа
Ход и последствия приватизации в России iconМировой экономический кризис 1929-1933 гг. Причины. Ход. Последствия
Нью-Иоркской фондовой бирже (обвальное падение курса акций) на­чало мирового экономического кризиса, последствия которого были огромными...
Ход и последствия приватизации в России iconВойна 1812 года: причины, ход, последствия

Ход и последствия приватизации в России iconВойна 1812 года : причины, ход, последствия

Ход и последствия приватизации в России iconВторая Мировая война: расстановка сил, ход боевых действий, итоги и последствия

Ход и последствия приватизации в России iconВторая мировая война, ход боевых действий, расстановка сил, итоги и последствия

Ход и последствия приватизации в России iconОпыт приватизации в Чехии и Словакии Участники приватизации
Изъятие из процесса торгов фирм, спрос на акции которых существенно превышает предложение
Ход и последствия приватизации в России iconИстория приватизации в России

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы