Банкротство предприятий и организаций icon

Банкротство предприятий и организаций



НазваниеБанкротство предприятий и организаций
Дата конвертации15.07.2012
Размер271.18 Kb.
ТипРеферат
Банкротство предприятий и организаций


СодержаниеВВЕДЕНИЕ 31 История института банкротства в России 51.1 Банкротство в мировой истории и в гражданском праве России 51.2 Развитие банкротства как средства оздоровления экономики в современныхусловиях 72 Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе РФ«О несостоятельности (банкротстве)» и их применение на практике 122.1 Внесудебные процедуры законодательства о несостоятельности 122.2 Судебные процедуры в законодательстве о банкротстве и особенности ихпроведения (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство,мировое соглашение) 17ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24Список использованной литературы 26 ВВЕДЕНИЕ Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает три видапрекращения юридического лица без перехода его прав и обязанностей впорядке правопреемства к другим лицам: 1. по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; 2. по решению суда; 3. в соответствии со ст.65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).[1] Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, по решениюсуда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не всостоянии удовлетворить требования кредиторов. Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявленияим о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лицаустанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).[2] Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собойсложную систему правовых норм. Основанием правового регулированиянесостоятельности (банкротства) являются положения Гражданского кодексаРоссийской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Но все же, всистеме правового регулирования несостоятельности (банкротства) центральнымнормативным правовым актом является Федеральный закон “ О несостоятельности(банкротстве). В январе 1998 года был опубликован новый Федеральный закон “Онесостоятельности (банкротстве)”, который вступил в силу с 1 марта 1998года. Новый закон по некоторым позициям значительно отличается от старого ивключает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российскогозаконодательства. В нем обнаруживается стремление законодателей обеспечитьпо возможности исчерпывающее регулирование соответствующих отношений.Вместе с тем в ряде случаев это оказалось невозможным в силу спецификинекоторых групп правоотношений, требующих излишне детальной регламентации,выходящей за рамки регулирования данного закона. В связи с этим в подобныхситуациях допускается принятие иных федеральных законов и другихнормативных правовых актов. Новый закон направлен, прежде всего, на то, чтобы решить вопрос выходапредприятия из кризиса путем замены неэффективных собственников.
Механизм,заложенный в законе - а именно, продажа бизнеса должника, позволяетпривлечь на предприятия на конкурсной основе инвесторов, которые, заплативза него немалые деньги, были бы кровно заинтересованы в дальнейшемэффективном развитии производства. Вышесказанное определяет очевидную актульность данной темы. Целью курсовой работы является подробное рассмотрение вопросов обанкростве предприятий и организаций. Для достижения данной цели работы поставлены следующие задачи: 1. изучить историю института банкротства в России и мировой практике; 2. рассмотреть основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и их применение на практике. 1 История института банкротства в России 1.1 Банкротство в мировой истории и в гражданском праве России Напомню сначала об исторически складывающемся отношении к банкротству.Было время, когда право разрешало казнить несостоятельного должника.Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали упозорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Например,Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшимкорабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление. И пусть отзаконов XII таблиц, разрешавших кредитору разрубать несостоятельногодолжника на части, нас отделяют столетия, и внимание законодателя с теланеспособного платить должника перешло на его имущество, отношение кпроблеме банкротства как наисерьезнейшей, наиострейшей, требующей гибкого,продуманного, эффективного правового регулирования, сохранилось и сегодня. В дореволюционной России была создана целая система норм обанкротстве, которые образовали конкурсное право. Гражданско-правовоерегулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным. На обработкунорм уходили без преувеличения столетия. Вехами развития конкурсного праваявились «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740г., «Устав о банкротах» от 19декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г.[3] Законодательство о банкротстве в России было трудно не толькосоздавать, но и применять. По свидетельству известного российскогоцивилиста Г.Ф. Шершеневича, многие статьи были построены настолько сложно,что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов. Изучение истории, обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне делом необходимым.Современный этап развития гражданского права, в том числе проблемагражданско-правового регулирования банкротства, - это не что иное, какновый виток развития того механизма, который закладывался в России напротяжении XVIII и XIX столетий. В январе текущего года юридическая общественность, российскиепредприниматели получили для изучения новый Закон «О несостоятельности(банкротстве)», с марта этот Закон вступил в силу и применяется напрактике. Первый проект федерального закона о несостоятельности (банкротстве)был разработан еще в 1992 году. Это была попытка синтезировать элементызаконодательства стран развитого капитализма: США и европейских государств.Но в Америке и Европе (кроме Франции) разная направленность, если можно таксказать, дел о банкротстве: за океаном приоритет интересов должника; он,должник, часто и возбуждает дело о собственной несостоятельности. Вбольшинстве европейских стран, напротив, приоритетными являются интересыкредиторов. Смешение систем, или, если хотите, принципов, в законе 1992года ни к чему хорошему, ни привело. Закон так и остался бездейственным. В 1995 году в первом чтении Госдумой был принят другой проект. В негобыло внесено более 600 поправок. Но продолжения эта работа не имела, довторого чтения дело не дошло. Во-первых, неожиданно появился альтернативныйпроект, а во-вторых, Дума приняла закон о банкротстве банков и иныхкредитных учреждений. Вся эта законодательная чехарда не способствовала нормальному течениюдел. Поэтому и приходилось предпринимать чрезвычайные меры, которые уже поопределению не способствуют обеспечению интересов участников рынка, внезависимости от того, кто кредитор, а кто должник.[4] Наконец-то в марте 1998 года вступил в силу новый закон «Онесостоятельности (банкротстве)», который должен урегулировать этиотношения. Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»значительно отличается от действующего ранее «О несостоятельности(банкротстве) предприятий» и включает в себя целый ряд положений,являющихся новыми для российского законодательства. 1.2 Развитие банкротства как средства оздоровления экономики в современных условиях В условиях формирования рыночных отношений положение большинствапредприятий перестает быть стабильным, при этом общая нестабильностьнеуклонно растет. Предприятия должны самостоятельно принимать решения отом, в какой форме могут продолжать свою хозяйственную деятельность, искатьпокупателей, поставщиков материалов, разрабатывать коммерческую стратегиювыживания и так далее. Усложнение управленческих проблем, вызванное множественностью задач,их все возрастающей сложностью и новизной, требует воссоздания, а подчасразработки заново механизма выхода из банкротства предприятий с учетомспецифических особенностей развития рыночных отношений в современнойРоссии. Юристы, занимающиеся институтом банкротства, убеждены, чтозаконодательство о несостоятельности (банкротстве) в странах с рыночнойэкономикой необходимо для «развития экономики, основанной на конкуренции инепрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплиныи соблюдению правил делового оборота в области финансового управления, атакже предназначено для того, чтобы содействовать реконструкциинеэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. Впринципе, подобные процессы оздоравливают экономику, освобождая ее отаутсайдеров, что способствует структурной перестройке и обновлениюпроизводства. Таким образом, законодательство о банкротстве является важнойсоставляющей законодательной базы рыночной экономики, либо экономики,находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, таки иностранным инвесторам, что в конечном счете способствует экономическомуразвитию страны».[5] Начало возрождения института несостоятельности в нашей стране былоположено принятием в 1992году указа президента №623 «О мерах по поддержке иоздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) иприменения к ним специальных процедур». Однако на практике этот указ имелвесьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем ошибок. Указдолжен был действовать до момента принятия Закона «О банкротстве», которыйи был принят в ближайшее время- 19 ноября 1992года. Однако постепеннопрактика применения Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)предприятий» выявила существенные его недостатки. Несомненно, он имел иположительный эффект. Прежде всего, появилась принципиальная возможностьпризнания банкротом нерентабельных хозяйствующих субъектов. Количестворассмотренных арбитражными судами дел увеличилось со 100 в 1993г до 1035 в1996г., а в 1997году, по данным Федеральной службы по делам онесостоятельности было 3700 банкротств предприятий.[6] И тем не менее,прогнозы о волне банкротств с принятием закона 1992 года не сбылись.Вероятно, здесь следует говорить как об экономических и организационных,так и о чисто правовых причинах нечастого обращения предприятий иорганизаций, выступающих в роли должников и кредиторов, в арбитражные судыс заявлениями о возбуждении дел о своей собственной несостоятельности либоо банкротстве контрагентов по договорным обязательствам. Одной из причинслужит неблагоприятные условия для работы законодательства о банкротстве –это общий кризис неплатежей, поразивший нашу экономику. В условиях, когдавсе должны всем, каждому участнику экономических отношений трудно, а иногдаи невозможно дать объективную оценку финансовому состоянию конкретногоконтрагента по договорному обязательству. Такая оценка может быть дана лишьв ситуации, когда общим правилом имущественного оборота являетсясвоевременная оплата проданных или поставленных товаров, выполненнойработы, оказанных услуг. Только лишь на таком фоне определениенеплатежеспособности отдельных предприятий, задерживающих оплату,представляется легко решаемой задачей. В ряду организационных причин нельзя не назвать проявление обычнойроссийской проблемы: Закон 1992 года «О несостоятельности (банкротстве)предприятий» «был введен в действие без всякого механизма егореализации».[7] Так, закон предоставил возможность применения«прокредиторской» и «продолжниковской» системы, не указав, как это должнореализовываться на практике. В частности, порядок рассмотрения дела позаявлению должника ничем не отличается от порядка рассмотрения такого жедела по заявлению кредитора, впрочем так же, как и все процедурыбанкротства, применяемые к должнику. Говоря о недостатках Закона 1992 года, необходимо выделить и то, чтосамо понятие и признаки банкротства, которыми оперировал Закон, не отвечаютсовременным представлениям об имущественном обороте и требованиям,предъявляемым к его участникам. Как известно, согласно указанному законупод несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должникаудовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг),включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет ивнебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над егоимуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника(ст. 1 Закона от 19.11.1992). Кроме того, представляется принципиально неправильным абсолютноодинаковый, одномерный подход ко всем категориям должников при применении кним процедур банкротства, как это имело место в ранее действовавшемзаконодательстве. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом ииндивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую градообразующим)предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственнымимуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством;промышленным предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми былипризнаки банкротства таких должников, применяемые к ним процедуры и т.п.,хотя было совершенно ясно, насколько различны последствия их применения. 20 сентября 1993 года в соответствии с постановлением Правительства РФ№926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности(банкротстве) и финансовому оздоровлению при Госкомимуществе России,основными задачами которого стали разработка и осуществление комплекса мер,направленных на эффективную реализацию законодательства онесостоятельности, а также на предотвращение негативных последствийреальных банкротств предприятий и организаций. Дальнейшая судьба этого органа складывалась следующим образом. Выйдя вмарте 1997 года из состава Госкомимущества и получив самостоятельность,управление стало называться Федеральной службой по делам онесостоятельности. А уже с сентября 1999 года – Федеральной службой Россиипо финансовому оздоровлению и банкротству. В настоящее время значениеслужбы оценивается специалистами достаточно высоко. ФСФО выполняет важнуюобщественную функцию; не дублируя другие ведомства, служба занялапустовавшую ранее нишу. У ФСФО свое, отличное от других органов направлениедеятельности, свои функции; служба использует особые механизмы.[8] Основной задачей ФСФО России является проведение государственнойполитики по предупреждению банкротств, а также обеспечению реализациипроцедур банкротства, осуществляемых в отношении несостоятельныхорганизаций. Однако теперь компетенция службы не ограничивается, какраньше, кругом государственных предприятий и распространяется наорганизации вне зависимости от их форм собственности. Дальнейший этап развития законодательства о банкротстве представленпринятием в 1998 году нового Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)», который значительно отличается от действовавшего ранее, ивключает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российскойправовой действительности. ФЗ от 8.01.98 «О несостоятельности(банкротстве)» не является, однако, отредактированным вариантом Закона РФот 19 ноября 1992 года, поскольку «в его основу заложена совершенно инаяидеология, основанная на отказе от принципа неоплатности долга приопределении критерия банкротства»[9]. В основу критерия банкротствазаконодатель в новом Законе заложил принцип неплатежеспособности. 2 Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и их применение на практике 2.1 Внесудебные процедуры законодательства о несостоятельности Закон делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные ивнесудебные. Если судебная процедура признания должника несостоятельнымобязательно предусматривает решение и последующий контроль арбитражногосуда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров скредиторами избежать судебного процесса и признания должниканесостоятельным по суду. Результаты переговоров могут быть различными.Должник может договориться со всеми или частью кредиторов об отсрочке илирассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что даетему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которойкредиторы часто заинтересованы. С конца 1993 года началось развитиерегулирования досудебных процедур предупреждения несостоятельности(банкротства). На этой правовой основе Федеральным управлением по делам онесостоятельности (банкротстве) (сейчас эта организация называетсяФедеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству) быларазвернута работа по мониторингу финансового состояния предприятий иорганизаций и профилактике их банкротств. К началу 1997 года было обследовано финансовое состояние около 16тысяч предприятий и организаций, относящихся к сфере внимания Федеральногоуправления, из которых около 4 тысяч были признаны неплатежеспособными. Вотношении неплатежеспособных организаций принято более 3 тысяч решений.Характерно, что к концу 1997 года основная их доля приходилась на решенияоб отмене Акта о неплатежеспособности в связи с восстановлениемплатежеспособности организации и по иным аналогичным причинам[10]. По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановленииплатежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. К нимотносятся не только мероприятия по восстановлению платежеспособностиконкретного субъекта хозяйственной деятельности, по устранению причин,повлекших возникновение неплатежеспособности организаций как в отдельнойотрасли, так и в экономике в целом. В зарубежных странах достаточно широкоприменяются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые как поинициативе должника, так и кредиторов[11]. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедурыреструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельногопредприятия. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизацииили ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии,Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии». Более жесткие,принудительные внесудебные процедуры несостоятельности применяются вКанаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и США. В реформированном Законе обанкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходепроизводства по несостоятельности принимаются не судьей по делам обанкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются всоответствии с реальной стоимостью прав требования. Можно сказать, чтодобровольное внесудебное урегулирование проблем между должником икредитором используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни вкоем случае не навязывается. По мнению западных экспертов по несостоятельности, при существующемположении вещей в странах с переходной экономикой, к каким относится иРоссия, когда не хватает знаний и опыта в судебных разбирательствах покоммерческим вопросам, предпочтение должно отдаваться внесудебнымпроцедурам, целесообразно привлекать судебные органы к решению проблемнесостоятельности в крайних случаях и гораздо шире практиковать процедурыбанкротства внесудебные[12]. Однако, во времена действия старого Закона на практике этого непроисходило. Так, анализ объявлений «Вестнике Высшего Арбитражного Суда»показывает, что количество объявлений о добровольной ликвидации ничтожномало. Например, по Иркутской области за четыре года была проведена лишьодна правильно, в соответствии с Законом 1992 года добровольная ликвидацияпод контролем кредиторов. С принятием же нового Закона уровень банкротств в России, разрешаемыйвнесудебными процедурами за последние годы динамично развивается, посколькусоздана нормативная база для проведения внесудебных процедур, введенагражданско-правовая и уголовная ответственность за неправомерные действия,законодательно закреплен контроль Государственным органом за участникамиделового оборота, начато создание института специалистов по банкротству,все большее количество хозяйствующих субъектов вовлекается в сферу действиязаконодательства о несостоятельности, понимая необходимость банкротства вобществе. Дополнительно в Федеральный Закон «О несостоятельности(банкротстве)» введена новая глава «Предупреждение банкротства» состатьями: «Меры по предупреждению банкротства» и «Досудебная санация», сизъятием «Санации» из реорганизационных судебных процедур. Это возлагаетопределенную ответственность и понуждает учредителей юридических лиц,федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приниматьсвоевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Это можетбыть и санация, и соглашение кредиторов с должником на заключение мировогосоглашения. Эти положения Закона дают возможность решить вопросыбанкротства без вмешательства арбитражного суда. Остановимся подробнее на одной из предупредительных процедур –досудебной санации. В рамках досудебной санации происходит полное погашениетребований по обязательствам и обязательным платежам. Для погашения всехтребований должнику предоставляется финансовая помощь. Оказывать такуюпомощь может практически любое лицо, в том числе и учредители (участники)собственника имущества унитарного предприятия, кредиторы. Очевидно, что финансовая помощь не может предоставляться безвозмездно.Закон предусматривает возможность принятия должником или иными лицамиобязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь, но неуказывает, какого рода обязательства могут принять на себя должник или иныелица. Скорее всего, это могут быть обязательства как финансовые, так и неимеющие финансового характера. Если досудебная санация проводится за счет средств федеральногобюджета и государственных внебюджетных фондов или за счет средств бюджетовсубъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующихвнебюджетных фондов, то условия ее проведения устанавливаютсясоответственно федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год ифедеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов натекущий год либо органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом. Специалисты уверены, что оказание финансовой помощи государствомдолжникам является недопустимым, так как это противоречит принципуконкуренции[13]. Более того, законодательство многих государств запрещаетоказание помощи предприятиям государством посредством их финансирования влюбой форме. Вместе с тем ученые приходили к выводу, в соответствии с которым напереходном этапе для экономики России указанная процедура являетсянеобходимой. Для принятия решения о проведения досудебной санации необходимапроверка финансового состояния должника, поскольку финансовая помощьоказывается тем должникам, относительно которых можно сделать вывод овозможности в течение определенного периода времени восстановить ихплатежеспособность. Анализ финансового положения должника по договоренностис его кредиторами может быть проведен аудиторской фирмой. Следует отметить, что действующее законодательство очень слабо иповерхностно регулирует порядок проведения этой реорганизационнойпроцедуры. Потенциального участника санации, вероятно, отпугивают нормы,определяющие лишь его обязанности, да еще и устанавливающие солидарнуюответственность всех участников санации независимо от их отношения квыполнению своих обязанностей. Думается, что закон должен подробнорегулировать содержание соглашения участников санации, и в особенности вчасти определения их прав в случае достижения результатов санации –восстановления платежеспособности предприятия-должника. На практике же досудебная санация применяется крайне редко. Например,в Курской области данная процедура еще не проводилась. Непродуманная налоговая политика, поспешность в приватизации,неготовность руководителей хозяйствующих субъектов жить в условиях рыночнойэкономики привели к спаду производства, кризису неплатежей, сокращениюрабочих мест, росту социальной напряженности. В настоящее время подъемумногих, даже перспективных, предприятий препятствует огромная кредиторскаязадолженность перед поставщиками, бюджетом, трудовым коллективом. Ни одининвестор не будет вкладывать средства, зная, что его деньги пойдут напогашение долгов предприятия. Во всех случаях проще обанкротитьпредприятие, вывести имущество законным или незаконным способом, а затем наоснове материальных ценностей и денежных средств, «вырученных» спредприятия, создать новое и вложить в него. Если говорить о ситуации в Курской области, то большинство всехбанкротств, осуществляемых здесь, являются криминальными, то есть вбанкротстве того или иного предприятия заинтересованы криминальные элементыобщества. Естественно, что инвесторам, дорожащим своей репутацией, не кчему связываться с криминалом, и это, несомненно, является еще однойпричиной для непроведения санации. 2.2 Судебные процедуры в законодательстве о банкротстве и особенности их проведения (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение) Новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)»принципиально изменил ситуацию в плане последовательной защиты правдолжника, с одной стороны, и кредиторов с другой. Период наблюдения – особая процедура конкурсного процесса, посколькуявляется одной из новелл нового Федерального Закона «О несостоятельности(банкротстве)» от 8 января 1998 года. Вводится наблюдение с момента принятия арбитражным судом заявления опризнании должника банкротом (ст.56 Закона о банкротстве); в определении опринятии заявления говорится о введении наблюдения и назначении временногоуправляющего. Цель этой процедуры – защита имущества должника, обеспечение егосохранности, а также проведение анализа финансового состояния должника.Кроме того, при осуществлении наблюдения устанавливается также наличиепризнаков фиктивного либо преднамеренного банкротства. Поскольку критерием несостоятельности является неплатежеспособность,то в течение некоторого времени после подачи заявления о признании должникабанкротом невозможно выяснить, имеет должник средства, чтобы расплатитьсясо всеми кредиторами, то есть является ли должник оплатным или неоплатным.В это время должник имел возможность распорядиться имуществом. Это моглопривести к злоупотреблениям с его стороны, а, следовательно, к ухудшениюположения кредиторов. Но кредиторы в случае явной опасности злоупотреблений со стороныдолжника могли ходатайствовать о применении определенных мер в соответствиис АПК РФ: наложении ареста на имущества должника, запрещении совершатьопределенные действия и так далее. Однако на практике такие мерыиспользовались, как правило, только на этапе ликвидации должника.Применение таких мер непосредственно после подачи заявления кредиторомприводило к проблемам, которые в большинстве случаев делали невозможнымобеспечение интересов заявителя. Так, АО «Ром-икс» подало заявление опризнании несостоятельности ТОО «Стар», одновременно направив ходатайствооб обеспечении требований путем наложения ареста на имущество должника.Арбитражный суд Курской области, вполне оправданно, принял заявление онесостоятельности, но отказал в наложении ареста, мотивировав это тем, чтоприменение такой меры сделало бы невозможным продолжение деятельности ТОО.С другой стороны, недобросовестные кредиторы, имевшие цель разоритьдолжника, посредством законных мер в ряде случаев добивались этого. Такимобразом, в данной ситуации, по мнению некоторых авторов, «можно наблюдатьярко выраженный дисбаланс интересов кредиторов и должника, которыйневозможно было преодолеть»[14]. Наблюдение решает эту проблему, поскольку в течение периода наблюдениявопросами защиты имущества должника и обеспечения интересов кредиторовзанимается независимый субъект – временный управляющий, которыйконтролирует процесс функционирования предприятия, если это отвечаетинтересам должника и кредиторов. Наблюдение вводится после принятия арбитражным судом заявления онесостоятельности должника. Кроме того, закон также предусматривает, что смомента принятия арбитражным судом заявления наблюдение не применяется поотношению к должнику, находящемуся в процессе ликвидации; отсутствующемудолжнику; должнику – индивидуальному предпринимателю. Также невозможноосуществление наблюдения в отношении кредитных организаций. Наблюдение вводится независимо от того, по чьей инициативе возбужденопроизводство по делу о банкротстве. Процедура означает невозможностьпредъявления имущественных требований непосредственно к должнику безнаправления их временному управляющему, а также удовлетворения требованийучастников должника – юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществедолжника в связи с выходом из состава его участников (в случае выходаучастника, его требования должны быть предъявлены к временному управляющемуи рассмотрены в общем порядке). Введение наблюдения влияет на производство дел, связанных совзысканием денежных средств и другого имущества должника, а также наисполнительное производство по уже вынесенным судебным решениям, причемразличный правовой режим устанавливается для вступивших и не вступивших взаконную силу судебных решений. Если на момент введения наблюдения делонаходится в производстве суда (общей юрисдикции, арбитражного,третейского), то продолжение судебного разбирательства зависит от кредиторапо конкретному требованию. Производство по делу, связанному со взысканиемимущества должника, может быть приостановлено по ходатайству кредитора. Вслучае отсутствия ходатайства производство по делу продолжается изавершается вынесением решения. Однако это решение не может быть исполненонемедленно. Правда, наличие судебного решения, подтверждающего требованиекредитора, переводит это требование в разряд установленных, что избавляетарбитражный суд от необходимости проверять его обоснованность. Длякредитора признание его требования установленным означает, что арбитражныйуправляющий наверняка примет это требование, поскольку установленныетребования не могут по каким бы то ни было причинам им отклонены (п. 4 ст.4 Закона). В случае приостановления судебного разбирательства по ходатайствукредитора он должен обратиться со своим требованием к временномууправляющему. Если решением по делу, связанному со взысканием имуществадолжника, принято и открыто исполнительное производство, принципиальноезначение имеет момент вступления этого решения в законную силу. В случае вступления его в законную силу после начала наблюденияприостанавливается исполнение любого решения. Если же решение вступило взаконную силу до начала наблюдения, некоторые решения подлежат исполнению:о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений поавторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненногожизни и здоровью, и морального вреда. Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами,после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иныекредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета(данные о счетах должника предоставляются самим должником либозапрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главномусудебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иныеуполномоченные органы. Введение наблюдения, как уже было сказано выше, влечет за собойпоявление в деле о банкротстве особой фигуры – временного управляющего.Временный управляющий действует параллельно с руководством должника,поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основаниемдля отстранения руководителя должника и иных органов его управления,которые продолжают осуществлять свои полномочия, правда, с некоторымиограничениями. Деятельность управляющего происходит в двух основныхнаправлениях: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества ); во-вторых, изучениефинансового состояния должника с целью определения возможности ицелесообразности проведение реорганизационных либо ликвидационных процедур. Временный управляющий имеет возможность контролировать процессфункционирования предприятия без его прекращения, если это отвечаетинтересам должника и кредиторов. Функции руководителя и временногоуправляющего строго разграничены. Вопрос об устранении руководства должникавсегда был одним из самых важных. С одной стороны, неграмотное руководствоявляется причиной сложностей должника, с другой - иногда эти сложностибывают следствием внешних причин, которые не связаны с количествомуправления. Однако, руководитель должника лучше, чем управляющий,разбирается в специфике производства, особенностях работы и сбытавыпускаемой работы данного предприятия, поэтому управляющий сталкивается снеобходимостью привлечения руководства, к вынесению конкретныхуправленческих решений. Мировой практике известны две основные системы: внутреннегоуправления, когда должником управляет прежнее руководство ( например, в США), и независимого - с привлечением профессионального управляющего (Великобритания)[15]. В российской практике будет применять смешанную систему управления:«руководитель, не причастный к возникновению финансовых проблем должендействовать наряду с арбитражным управляющим как в процедуре управления,так и в процессе применения других (последующих) процедур банкротства[16]. Законом установлены ограничения полномочий руководителя и иных органовуправления должника. Только с согласия временного управляющего они могутсовершать сделки, связанные: - с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом; - с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника (указанные ограничения не распространяются на совершение сделок должником – профессиональным участникам рынка ценных бумаг, если это сделки с ценными бумагами клиентов должника, которые совершаются по поручениям клиентов, подтвержденным в течение наблюдения); - с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований и переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Только с согласия временного управляющего может быть принято решениеоб участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и других объединениях юридических лиц, однако в случаенеобходимости суд может расширить этот перечень: не исключается введениезапрета совершать любую сделку без согласия временного управляющего. Временный управляющий назначается арбитражным судом. Закон онесостоятельности устанавливает определенные требования к порядкувыдвижения кандидатуры управляющего и его назначения. По общему правилу ондолжен иметь статус индивидуального предпринимателя, обладать специальнымизнаниями и не иметь заинтересованности в отношениях должника и кредиторов.Временными управляющими не могут быть назначены лица: 1) осуществлявшиеранее управление делами должника – юридического лица ( за исключениемслучаев, когда с момента отстранения указанного лица управления деламидолжника прошло не менее трех лет ); 2) в отношении которых имеютсяограничения на осуществление соответствующей деятельности (дисквалифицированные лица ); 3) имеющие судимость. Однако в Курске был случай, когда кредиторы АОЗТ «Гевис» подали наапелляцию в Курский областной арбитражный суд по той причине, что внешнегоуправляющего Дацких С.А. отсутствовала лицензия на осуществление даннойдеятельности и аттестата антикризисного управляющего. Кандидатура временного управляющего выдвигается кредиторами. Обращаетна себя внимание следующее положение: должник лишен права выдвигатькандидатуру временного управляющего, хотя как правило, должник более, чемкредиторы заинтересован в восстановлении платежеспособности. При отсутствиипредложений кредиторов арбитражный суд выбирает из числа лиц,зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.По закону арбитражный управляющий должен иметь соответствующую лицензию,которая дается государственным органом по делам о банкротстве и финансовомуоздоровлению. Законом установлены случаи, когда к кандидатуре временногоуправляющего предъявляются дополнительные требования. Это касаетсяуправления имуществом должника – профессионального участника рынка ценныхбумаг: управляющий помимо лицензии должен иметь аттестат, выдаваемыйгосударственным органом РФ по регулированию рынка ценных бумаг. Полномочия временного управляющего возникают в полном объеме с моментаего назначения. Определение арбитражного суда о его назначении не можетбыть обжаловано. Временный управляющий действует до: 1) утвержденияарбитражным судом мирового соглашения; 2) принятия судом решения об отказев признании несостоятельности; 3) принятия судом определения о введениивнешнего управления; 4) принятие решения об открытия конкурсногопроизводства; 5) удовлетворения судом ходатайства временного управляющегооб освобождении его от исполнения обязанностей. В последних трех случаях временный управляющий обязан функционироватьдо назначения соответственно внешнего, конкурсного или нового временногоуправляющего. В целях защиты интересов кредиторов и сохранения имущества должниказакон наделяет временного управляющего широким кругом прав и обязанностей.Временный управляющий имеет право получать любую, в том числеконфиденциальную, информацию о деятельности должника, которую ему обязанопредоставить руководство. Это право связано с обязанностью управляющегопроводить анализ состояния и деятельности должника. согласно Закону (п.1ст.60) временный управляющий вправе предъявлять в арбитражный суд от своегоимени требования о признании недействительными сделок, а также о применениипоследствий недействительности сделок в отношении ничтожных сделок,заключенных или исполненных должником с нарушением требований,установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, институт банкротства не является новшеством для российскойправовой системы. Развитие его проходило поэтапно. Первый этап –банкротство в дореволюционной России. Истории известно о существованиинескольких проектов Уставов о несостоятельности (1740, 1753, 1763,1768гг.), которые, не став законами, тем не менее, имели ограниченноеприменение на практике, а также два конкурсных устава – 1800 и 1832гг.,которые применялись весьма широко. Второй этап – советское конкурсное правов период нэпа, когда нормы о несостоятельности были включены в Гражданскийкодекс РСФСР 1922 года, затем в Гражданско-процессуальный кодекс в 1927году. Конкурсное право этого периода существенно отличалось отдореволюционного. Процесс о несостоятельности был весьма сокращен (часто вущерб качеству), проводился не кредиторами (практически не имевшими никакихправ), а государственными органами. Со свертыванием нэпа применение института несостоятельности напрактике прекратилось, в связи с чем через некоторое время соответствующиеразделы были исключены из кодексов, а также из учебников по гражданскомуправу и процессу «как не имеющие практической значимости». Советское правоотказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью,поскольку существование этого института совершенно несовместимо смонополией государственной собственности и господством плановых начал вэкономике. Третий этап развития конкурсного права – возрождение институтанесостоятельности. Первая такая попытка была предпринята в связи с УказомПрезидента РФ от 14 июня 1992 года №623 «О мерах по поддержке иоздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) иприменения к ним специальных процедур». Однако Указ имел большое количествоошибок и недоработок, поэтому нашел весьма ограниченное применение напрактике и совсем недолго просуществовал. Его заменил принятый 19 ноября1992 года Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который,несмотря на все свои недостатки и пробелы, имел и положительный эффект. Следующим этапом развития законодательства о банкротстве сталопринятие ныне действующего Федерального Закона «О несостоятельности(банкротстве)», который внес немалое количество новелл и высоко оцениваетсякак отечественными, так и зарубежными специалистами. Однако и здесь имеютсясвои неточности и недоработки, которые проявились на практике и требуютисправления и устранения. Список использованной литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2. «Российская юстиция» № 10, 1998г. 3. «Закон» № 6 1998 г. 4. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве)//Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложение к №2. 1998. 5. Докучаев Д.Н. Россия вступает в эпоху цивилизованных банкротств // Известия. 1998. 28 февраля. 6. Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность // Российский юридический журнал. 1995. №3. С.25. 7. Таль Г.К. Направление совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Сборник докладов и выступлений на IV международной научно-практической конференции. Современная практика арбитражного управления / Под редакцией Г.К.Таль, Г.Б.Юн, В.В.Григорьев. Санкт-Петербург, 30 июня-2 июля 2000г., с.15. 8. ПФРФ Письмо от 23.04.98. №09-28/2029 о ФЗ от 8 января 1998года «О несостоятельности (банкротстве)». 9. Кулаков Г.Ф. Об отдельных вопросах, возникающих в практике рассмотрения споров, связанных с ликвидацией предприятия // Вестник ВАС РФ. 1997. С.74. 10. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: Изд-во «Статут». 1999. С.18. 11. Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность // Российский юридический журнал. 1995. №3; Федотова Г.А. Концепция законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий // Хозяйство и право. 1993. №7. 12. Телюкина М. Наблюдение как процедура банкротства // Хозяйство и право. 1998. №9. С.35. 13. Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве) // Хозяйство и право. 1998. №3. С. 22.-----------------------[1] Гражданский кодекс Российской Федерации.[2] Статья 65 ГК РФ.[3] «Российская юстиция» № 10, 1998г.[4] «Закон» № 6 1998 г.[5] Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности(банкротстве)//Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложениек №2. 1998. С.79.[6] Докучаев Д.Н. Россия вступает в эпоху цивилизованных банкротств //Известия. 1998. 28 февраля.[7] Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность// Российский юридический журнал. 1995. №3. С.25.[8] Таль Г.К. Направление совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Сборникдокладов и выступлений на IV международной научно-практической конференции.Современная практика арбитражного управления / Под редакцией Г.К.Таль,Г.Б.Юн, В.В.Григорьев. Санкт-Петербург, 30 июня-2 июля 2000г., с.15.[9] ПФРФ Письмо от 23.04.98. №09-28/2029 о ФЗ от 8 января 1998года «Онесостоятельности (банкротстве)».[10] Кулаков Г.Ф. Об отдельных вопросах, возникающих в практикерассмотрения споров, связанных с ликвидацией предприятия // Вестник ВАС РФ.1997. С.74.[11] Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции,Англии, Германии. М.: «Статут». 1999. С.43.[12] Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции,Англии, Германии. М.: Изд-во «Статут». 1999. С.18.[13] Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность// Российский юридический журнал. 1995. №3; Федотова Г.А. Концепциязаконодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий // Хозяйствои право. 1993. №7.[14] Телюкина М. Наблюдение как процедура банкротства // Хозяйство и право.1998. №9. С.35.[15] Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции,Англии, Германии. М.: Изд-во «Статут». 1999. 59с.[16] Витрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности(банкротстве) // Хозяйство и право. 1998. №3. С. 22.




Похожие:

Банкротство предприятий и организаций iconБанкротство предприятий и организаций

Банкротство предприятий и организаций iconДокументи
1. /Банкротство предприятий и организаций.doc
Банкротство предприятий и организаций iconДокументи
1. /080100.62 Экономика Экономика предприятий (организаций)=/080100.62.pdf
2.
Банкротство предприятий и организаций iconДокументи
1. /080100.62 Экономика Экономика предприятий (организаций)=/080100.62.pdf
2.
Банкротство предприятий и организаций icon1. сущность и функции финансов организаций (предприятий)
Финансы организаций (предприятий) функционируют в рамках единой финансовой системы государства, включающей
Банкротство предприятий и организаций iconНесостоятельность (банкротство) предприятий

Банкротство предприятий и организаций iconБанкротство предприятий в современных условиях

Банкротство предприятий и организаций iconБанкротство предприятий в современных услових

Банкротство предприятий и организаций iconНесостоятельность (банкротство) (предприятий [Курсовая])

Банкротство предприятий и организаций iconПеречень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики
Перечень системообразующих организаций имеющих стратегическое значение, в который вошел ряд предприятий Республики Башкортостан....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы