Роль государства в рыночной экономике icon

Роль государства в рыночной экономике



НазваниеРоль государства в рыночной экономике
Дата конвертации15.07.2012
Размер378.11 Kb.
ТипРеферат
Роль государства в рыночной экономике


МПС РФ Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения Кафедра: «Экономическая теория». Курсовая работа Тема: Роль государства в рыночной экономике. Выполнил студент группы МЭ – 21x xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx Проверил преподаватель xxxxxxxxxxxxxx Новосибирск 2001. Оглавление Стр.I Экономическая наука. 3 1. Микроэкономика. 3 2. Макроэкономика. 4II Государственное регулирование экономики.41. Краткая историческая справка.42. Понятие государственной экономической политики.63. Субъекты государственного регулирования экономики.7 Четыре линии связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой. 1). Носители хозяйственных интересов. 2). Выразители хозяйственных интересов. 3). Исполнители хозяйственных интересов. 4). Обратная линия связи. 5). Анкетирование.4. Объекты государственного регулирования экономики.10 1). Государственная антициклическая политика. 2). Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры. 3). Накопление капитала. 4). Регулирование занятости. 5). Денежное обращение. 6). Состояние платежного баланса. 7). Цены.5. Генеральная цель государственного регулированияэкономики и дерево целей.136. Средства государственного регулирования экономики.13 1). Административные средства. 2). Экономические средства. 3). Государственный бюджет. 4). Налоги. 5). Ускоренное амортизационное списание. 6). Государственный сектор. 7). Средства внешнеэкономического регулирования.7. Государственное экономическое программирование.20 1). Объекты программ. 2). Обычные и чрезвычайные программы. 3). Целевые программы. 4). Субъекты экономического программирования. 5). Границы экономического программирования.8. Механизм государственного регулирования экономики на примере цен.21 1). Ценовое право. 2). Наблюдение государства за ценами. 3). Косвенное влияние государства на цены. 4). Прямое государственное вмешательство в процесс ценообразования. 5). Влияние госсектора. 6). Вклад негосударственного сектора в процесс регулирования цен.9. Инфляция.25 1). Причины возникновения инфляции. а). Внутренние. б). Внешние. 2). Типы инфляции. а). Ползучая инфляция. б). Галопирующая инфляция. в). Гиперинфляция. 3). Последствия инфляции. а). Позитивные функции. б). Негативные последствия. 4). Управление инфляцией.10. Безработица.30 1). Рынок труда. 2). Классификация безработных. 3). Формула вычисления среднемесячного уровня безработицы. 4). Концепции, трактующие феномен безработицы. 5). Направления государственного регулирования рынка труда. 6). Биржа труда.11. Этапы государственного регулирования экономики. 33III Список использованной литературы.35 “Люди, никогда систематически не изучавшие экономическую теорию, похожина глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра” П.Самуэльсон Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, можетсудить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и,конечно же, экономика.
Это не случайно, ведь экономика - наукаэмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас,независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическимиявлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем своюквалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами,являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” -экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине,где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здоровогоорганизма, необходимо, прежде всего, разобраться в законах функционированияздоровой экономики. Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективноиспользовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовыерезервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набораксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях.И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не можетсуществовать американской физики или немецкой математики. Цены товаровповсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом доходапроисходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой. Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественныхнаук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но счленом общества, подверженного воздействию традиций, национальногоменталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста имеетпоэтому национальную специфику. Наука формируется примерно также, как растет дерево или строитсяздание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию,называемую микроэкономикой. В качестве исходного пункта для анализа здесьберется хозяйство предпринимателя и фермера. Микроэкономика изучаетотношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями инаемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы:спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельнойпроизводительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственносвязана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником,руководством для бизнеса. Экономическую теорию, созданную в 18 - 19 веках, называют классической,она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного начастной собственности и свободе экономического выбора. Творчествогениального Адама Смита для экономики сопоставимо с изобретением колеса. Постепенно национальные хозяйства превращаются в сложные системывзаимозависимых отраслей, формирующих мировое хозяйство. Правиломстановится периодически повторяющиеся экономические кризисы, хроническими -безработица и инфляция. В деловую практику включаются проблемы, не разрешаемые при помощитрадиционных средств. Экономисты начинают интересоваться вопросами общегоравновесия, совокупного спроса, денежного обращения. 20 век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики.Большая система - это не только множество малых подсистем - фирм иотраслей, но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы.Макросистема не может быть описана категориями микросистемы (ценой,прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели,новые методики и инструменты. Макроэкономический анализ становится основой государственной политики,разработки программ, избирательных (“точечных”) методов воздействия. Номакроэкономические знания отнюдь не являются далекими отпредпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость междуинфляцией и безработицей в масштабе общества, или между банковскимпроцентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции ипонижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать, хотя быдля того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействияправительства, направление государственного регулирования экономики. “Больше всего законов было создано в смутные времена республики...” Из Тацита. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практиказдесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовалцентрализованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг,процентными ставками и внешней торговлей. Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории -писали о том, что только детальное руководство со стороны правительстваспособно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели вгосударственном руководстве средство, обеспечивающее социальнуюсправедливость. С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповедимеркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классическойэкономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство вхозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому временивершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическомсмысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное закономправо частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этихпервичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплениемэкономического присутствия государства. Со второй половины 19 века национальное производство достиглоневиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно- техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублениемобщественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождалипотребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, вантициклическом регулировании. Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур:картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспеченияконкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольногозаконодательства и его применение органами государства. Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки квойнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целаясистема мер, включавших принудительное картелирование (Германия),протекционизм (Япония). Формировались военно-промышленные комплексы, тесносвязанные с правительством. Государственное регулирование экономики явилось необходимым дляосуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широкомсмысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественныхпотребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.)невозможны без использования государственных рычагов и организаций. И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду деньсегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организациифундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания. Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлениемновых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе неможет справиться. И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономикеосуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйствапредставляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного иконтролирующего характера, осуществляемых правомочными государственнымиучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации иприспособления существующей социально - экономической системы кизменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялисьэкономические и социальные проблемы, которые не могли быть решеныавтоматически на базе частной собственности. Появилась необходимостьзначительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрениячастного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства внациональных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массоваябезработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция намировых рынках требовали государственной экономической политики. Теоретически понятие государственной экономической шире понятиягосударственного регулирования экономики, так как первая может основыватьсяи на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известныйпринцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). Всовременных условиях невмешательство государства в социально -экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не онеобходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулированиеэкономики” и “государственная экономическая политика” в наше времяидентичны. Объективная возможность государственного регулирования появляется сдостижением определенного уровня экономического развития, концентрациипроизводства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность вдействительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которымии призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики являетсясоставной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это,например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости,поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре,поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабыгосударственного регулирования экономики определяются характером и остротойэкономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретныйпериод. Для уяснения механизма государственного регулирования экономикицелесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты(средства), а также этапы его развития. Субъектами экономической политики являются носители, выразители иисполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиесядруг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видамдеятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым ирегиональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермерыи земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие иакционеры, государственные служащие и т. п. У каждой из этих групп естьсвои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а такжепринадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы всредствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами,протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные заэкономическую и социальную политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственнымаппаратом, регулирующим хозяйство. Носители экономических интересов объединены в развитых странахрыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы,союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклерови т. п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы,например), другие играют огромную роль в экономике страны из-запредставляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковскихучреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения,например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных вприватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету.Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзыпредпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепциисоциально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействиена государственную экономическую политику. У выразителей хозяйственныхинтересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центрыподготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей ипрофсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местныеи отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам,которые, в свою очередь, входят в международные, региональные и мировыеобъединения. Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналывлияния этих выразителей хозяйственных интересов на органы государственногоэкономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственныхинтересов с государственной экономической политикой. Выразителями социально-экономических, политических, религиозных,культурных, экологических, специфических региональных интересов являютсяполитические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональныхинтересов. Проводить в жизнь программу государственной экономической политикибудут субъекты государственного экономического регулирования - исполнителихозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частныхэкономических интересов в государственной экономической политике. Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственногорегулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенныепо иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметнатенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектовгосударственного экономического регулирования, все более независимымистановятся исполнительные органы. Интересным с точки зрения изучения механизма государственногорегулирования экономики является слияние субъектов государственной ичастной экономической политики и возникновение в результате этого новыхрегулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схемупарламентской или президентской республики. Например, создается орган изпредставителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной властидля регулирования тарифных соглашений между предпринимателями итрудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитиюотдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевыхсоюзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществлениягосударственных региональных программ. Основная часть таких органовформально осуществляет консультативную деятельность, но в действительностирешающим образом воздействует на государственную экономическую политику. Ктаким органам относятся различные советы экспертов при правительстве,министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных ихуправлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог,почт и телеграфа и др. Другая группа государственно-частных органов хозяйственногорегулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутреннимводным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие ототраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственныхорганов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различныхфондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Ихрекомендации относятся к принципиальной ориентации государственнойэкономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета иразличных фондов. Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов игосударственным регулированием экономики: носители (в данном случаезаинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы пригосударственных регулирующих органах. По этой линии происходиткорректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных,профессиональных, общественных (например, экологических) групп. Существуют многочисленные возможности воздействия носителей ивыразителей хозяйственных интересов на государственную экономическуюполитику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации,сбор подписей, обращения в суды - от местных до международных, кампаниягражданского неповиновения и т. д. Обратная связь между государственным регулированием экономики иносителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется втемпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровомплатежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня. Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются впоказателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: вуровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различныевыступления), оценки государственного регулирования экономики средствамимассовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через своиобъединения поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверияизбирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии илипартиям - это главная линия обратной связи между государственнойэкономической политикой и носителями хозяйственных интересов. Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себевыяснить реакцию носителей хозяйственных интересов на общую направленностьи конкретные меры государственной экономической политики во время выборов,дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы(забастовки, бегство капитала). Правительственным органам нужна оперативнаяинформация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственныхсубъектов в случае осуществления той или иной меры государственногорегулирования экономики. Для этого существует отработанный механизм в видеанкетных опросов. При помощи анкетного метода исследуется эффективностьинструментария бюджетного, монетаристского регулирования, воздействиягосударственных закупок и заказов, инвестиций в государственный сектор.Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулированияэкономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами иносителями экономических интересов. Итак, это была идеальная картина зависимости государственногорегулирования экономики от экономических интересов, механизм этойзависимости и обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклоненийот модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние наорганы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известныфакты коррупции в органах государственной экономической политики вразличных странах. Но механизм государственного регулирования экономикифункционирует все-таки не по отклонениям, а по правилам. Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизнистраны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, неразрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то времякак снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормальногофункционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это: 1. экономический цикл; 2. секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; 3. условия накопления капитала; 4. занятость; 5. денежное обращение; 6. платежный баланс; 7. цены 8. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); 9. условия конкуренции;10. социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;11. подготовка и переподготовка кадров;12. окружающая среда;13. внешнеэкономические связи. Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различныйхарактер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл,накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальныекомплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции,отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, междугосударственными регулирующими органами. Рассмотрим важнейшие из них. Суть государственной антициклической политики, или регулированияхозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов идепрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения изанятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительныефинансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. Вусловиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнутьопасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшениеплатежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением иотсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задачагосударственного регулирования экономики - притормозить рост спроса,капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократитьперепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом,уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства,инвестиций и занятости в будущем. Государственное регулирование экономики в области отраслевой итерриториальной структуры также осуществляется при помощи финансовыхстимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечиваютпривилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаяхподдержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся всостоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслейи видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванныхпривести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, междуотраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению егоэффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься мерыпо притормаживанию чрезмерной концентрации производства. Важнейшим объектом государственного регулирования экономики являетсянакопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыливсегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночнойэкономике, поэтому государственная экономическая политика поощрениянакопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектамхозяйства. Одновременно государственное регулирование накопленияопосредованно служит и другим объектам государственного регулированияэкономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное времявсем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям,регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрениярыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики вквалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которыхслужит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение междуспросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработнойплаты, который может негативно отразиться на национальнойконкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведетк увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговыхпоступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальнымипоследствиями. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органовявляется денежное обращение. Основная направленность регулированияденежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезнуюопасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованновоздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальныеотношения. Состояние платежного баланса является объективным показателемэкономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйствомгосударство постоянно осуществляет оперативное и стратегическоерегулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт,движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структурацен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют наструктуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальнойвалюты, социальную атмосферу. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другиеобъекты государственного регулирования экономики, например, заинтересоватьчастные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, вэкспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются исовершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальнойзащите, охране окружающей среды. Объекты государственного регулирования экономики различаются взависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархическиеуровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность,сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл;денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения,экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежнымистранами, интеграционные процессы). Генеральной целью государственного регулирования экономики являетсяэкономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строявнутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям. От этой генеральной цели распространяется дерево так называемыхопосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цельне может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны собъектами государственного регулирования экономики. Цель - выравниваниеэкономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл;улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п. Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и ,во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не можетбыть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например,невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятныхусловий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры,совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежногообращения. Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна можетоказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости отреальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этойситуации субъектами государственного регулирования экономики и отустановленной правительственными органами на данный отрезок времени системыприоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить,содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные целивнутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса вузком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные целиподчиняются ей. Средства государственного регулирования подразделяются наадминистративные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительногоматериального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются насиле государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения ипринуждения. Например, французские власти запретили строить новые промышленныепредприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой целиони не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовскиештрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачулицензий на новое промышленное строительство. Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, такимобразом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе портавозросла хозяйственная активность. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночнойэкономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия восновном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальныхбытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, вовремя войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабнымиадминистративными акциями по регулированию экономики в послевоенной Япониибыли денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Экономические средства государственного регулирования подразделяются насредства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулированияэкономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор вэкономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - этогосударственное экономическое программирование, охватывающее многочисленныецели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. Огосударственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже. Основные экономические средства - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремиться изменитьсоотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудныхкапиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения ролирынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно всвязи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупныхкомпаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболееразвитых странах несколько ослабела. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляетсясредствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой плангосударственных расходов и источников доходов их финансового покрытия.Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом- парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершениифинансового года полномочные представители исполнительной властиотчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлениюрасходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающийсоотношение сил основных групп носителей различных социально-экономическихинтересов. Расходы государственного бюджета выполняют функцииполитического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи:специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляетсяглавная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономическойполитики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующегосоциально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призванысмягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночномухарактеру. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидиисельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано вразорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономическойполитике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественныхпроизводителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственнуюпродукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, какправило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, атакже адмистративно-управленческие расходы воздействуют на спрос напотребительские товары и услуги. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы повнутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение частидолга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственнымпредприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектовинфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса ивеличину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходыгосударственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а вовремя перегрева конъюнктуры - сокращаются. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов ивывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и вдолгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономикистраны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты,обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность государственного регулирования экономики с помощьюбюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размероврасходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, отэффективности использования каждой единицы расходуемых средств. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытиягосударственных расходов являются налоги. Они также широко используются длявоздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная рольналогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственноерегулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбораналоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: содной стороны, это главный источник финансирования государственныхрасходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, этоинструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - непросто обложить налогами те или иные источники поступления средств, асоздать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведениеюридических и физических лиц. Для этого используются временно илиселективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов. Особое место среди средств государственного регулирования экономики,осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационноесписание основного капитала и связанные с ним образование и реализацияскрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современныхусловиях является главным средством стимулирования накопления, структурныхизменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственныйцикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашиваниямашин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержкахпроизводства переноса стоимости вещественных носителей основного капиталана производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационногосписания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистойприбыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения виздержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд дляфинансирования в дальнейшем новых капиталовложений. При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторысоглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только еслиамортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами,разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовойприбыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды. Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основногокапитала широко используется во всех развитых странах как средствогосударственной конъюнктурной и структурной политики, а также длястимулирования научных исследований и внедрения их результатов, дляфинансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования нормамортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. впериоды спадов и кризисов действенность амортизационной политикиослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньшевозможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы,предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимуламидля частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списаниюравнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственныйбюджет. Результатом может быть повышение других налогов или ростгосударственной задолжности. Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степенив государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль вгосударственном регулировании экономики. Он является одновременно объектоми инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственныхобъектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местнымгосударственным органам. Государственный сектор существовал во многихстранах задолго до развития капитализма, включая почту, частичнотранспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системыгосударственного регулирования экономики государство строило, выкупало участных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфереинфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых быловсегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно сточки зрения частного капитала. В одних странах государственный сектор возник в основном в результатенационализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии,Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобреталоразоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группестран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем вовторой. Значительная часть государственного сектора - это объектыинфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть -государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, гдетребуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Частьгосударственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своейдеятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися отпринципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор длярешения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльностичастного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не являетсяпервостепенной целью деятельности государственного сектора винфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке ипереподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высокихприбылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности,транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, такимобразом, издержки в частном секторе. Активно используется государственный сектор как средствогосударственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшенияконъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложениясокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спадупроизводства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметнуюроль в государственной структурной политике. Государство создает новыеобъекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности,отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так,государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке ипереподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешнейторговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами вовнедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участиегерманского концерна “Volkswagen”, частично находившегося в собственностифедерального и земельного правительств, в автомобильной промышленностиЧехии). В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйстватам и такой мере, где и насколько мотивация для частного капиталаоказывается недостаточной. В результате государственный сектор служитповышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним изинструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовыйвнутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материальногопроизводства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежностипредприятий, расположенных на территории данной страны). Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике,изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но икак следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированныхобъектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годахэта тенденция заметно усилилась. Наряду с перечисленными инструментами государственного регулированияэкономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсеналсредств внешнеэкономического регулирования. Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутристраны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии наинвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействияна хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, мерыстимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического иадминистративного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортныхкредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественныхограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению илиограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменениеусловий его функционирования, качественная селекция (с точки зренияотраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границыкапитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие вмеждународных экономических организациях, интеграционных государственныхобъединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могутупотребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разнойинтенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место тогоили иного инструмента в арсенале средств государственного регулированияэкономики в конкретный период. Высшей формой государственного регулирования экономики являетсягосударственное экономическое программирование. Его задача - комплексноеиспользование в глобальных целях всех элементов государственногорегулирования экономики. По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства сталиформулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи,определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этихрешений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности,сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем);различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочныепрограммы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкойи продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайныепрограммы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условияхкризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило,краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимаютсредства административного регулирования. Уровень развития государственного программирования в отдельных странахразличен. Практически во всех странах рыночной экономики осуществляютсяцелевые программы. Одна из самых старых - регионально-энергетическаяцелевая программа по освоению бассейна реки Теннесси в США, программаразвития ядерной энергетики во Франции, хозяйственного развития юга Италии. Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлениюэкономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке иприватизации новых земель (Восточной Германии) после присоединения ГДР кФРГ. В цитадели рыночного хозяйства - США - общенациональногопрограммирования нет, но широко применяются целевые и чрезвычайныепрограммы. Очевидно, различия в степени развития программирования вотдельных странах зависят от характера и масштабов задач, которыеэкономическая и социальная ситуация ставят перед государством. Субъекты экономического программирования - государственные учреждения,ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление иконтроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственныморганом (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если егонет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерскиморганом. При этом министерство экономики, как правило готовит проект самойпрограммы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательностьосуществления отдельных мероприятий, называет инстанции, несущиеответственность за исполнение. Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. Кразработке программ широко привлекаются представители центрального банка,союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаютсяразличные комиссии и советы экспертов. Программа и финансовый план ежегодно (в связи со скользящим принципомпродления) утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчетыоб их исполнении. Государственного экономическое программирование оказалось достаточноэффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако уэтой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономикипрограммирование может быть только индикативным, то есть носить целевойрекомендательно-стимулирующий характер. Тем не менее оно оказалосьдостаточно эффективным средством решения задач разного уровня; еслигосударственные программы часто и не реализовались полностью, они все-такиобеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Неменее важно и то обстоятельство, что программирование позволяетсинтетически использовать все средства государственного регулированияэкономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующихмероприятий отдельных государственных учреждений. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамкахэкономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние наконкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов,социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказалисьущемленными. На государственные программирующие органы поэтому постояннооказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересыотдельных групп, общественных сил , политических парий. Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политикицен. Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночнойэкономики ценообразование происходит стихийно, в действительности ценыявляются объектом постоянного внимания и регулирования со стороныгосударства. Цены являются одной из критических точек экономической исоциально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересыпроизводителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов исоюзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагиваютинтересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях ипарламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, намеждународных совещаниях. Воздействие на цены служит глобальным целям государственногорегулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбес инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынкахи смягчению социальной напряженности. Воздействие государственнойэкономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или дажеэкстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать сдругими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной целигосударственного регулирования - оптимизации темпов и пропорцийэкономического развития и стабилизации социальной системы Классическая политическая экономия рассматривала свободноскладывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержанияравновесия между спросом и предложением. Однако в действительностиидеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весьвопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже еслиабстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, напротяжении всей истории капитализма можно проследить воздействиегосударства на цены. Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа,продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы,таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образомвоздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мергосударственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет. Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризиспослужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен.Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясенияв государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшегофункционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежанияопасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобыгосударство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса иподдержанию справедливых цен. Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путемвнешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годовво многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до ихзамораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены сталисоставным элементом государственного регулирования экономики. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носитьзаконодательный, административный и судебный характер. Принятыепарламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственнымисубъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составнойчастью в гражданское право. На основе этого права уполномоченныегосударственные органы осуществляют административную деятельность порегулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут бытьпривлечены к судебной ответственности. Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам,вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами илиправительством, непосредственно мероприятия по регулированию ценосуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В рядестран существуют министерства торговли, сельского хозяйства. Они такжеоказывают влияние на ценообразование. Во многих странах в конце 60 - в 70-хгодах были созданы межминистерские советы по ценам, они имеют наблюдательно-совещательные функции. В каждой стране при правительстве или отдельных его органах существуютэкспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которыхзаседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев,предпринимателей и представители государственных органов; комитеты призваныконсультировать государственные органы по вопросам цен и выражать своемнение по поводу ценовых законопроектов. Рассмотрим государственное регулирование цен в исторической илогической последовательности. Наблюдение за ценами является первичной формой государственнойактивности в этой области. Дело не только в том, что с него началосьгосударственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценамислужит основой, на которой базируются все государственные акции в этойобласти. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистическиеуправления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиямруководства партий, международных организаций. Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов исоциальных партнеров - изменение роста стоимости жизни для определенияиндекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, атакже для выяснения влияния роста цен на издержки производства инациональную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействиена цены, вводя ил отменяя количественные и таможенные ограничения вовнешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на ценыоказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой быцели они не служили. Государственное вмешательство в процесс ценообразования осуществляетсяпутем санкционированного правительственными органами завышения издержекпроизводства через включение в себестоимость завышенных амортизационныхсписаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отрасляхвозникает ситуация, когда “издержки подпирают цену”, т.е. расчетные (а недействительные) издержки производства оказываются на всех предприятияхотрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, чтоповышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготыраспространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условияхблагоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для ростацен. Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразованияявляется государственная политика установления цен на так называемыеакцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказываютгосударственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю илипотребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях,где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, ввоенных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчикамиопределенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают подоговоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затембазовыми ценами для отрасли. Эффективным средством регулирования цен является налог на добавочнуюстоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, идифференцированные изменения ставок этого налога непосредственновоздействуют на цены. Особым направлением государственной экономической политики являетсягосударственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственноепоощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов),а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготныхкредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условияхценовой конкуренции на мировом рынке. Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственныхшахтах, на электроэнергию с государственных электростанций ижелезнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товарыи услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижениюиздержек производства в частном хозяйстве и повышению национальнойконкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности илидефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственномсекторе - типичное средство административного хозяйственного регулирования.Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйстваявляется неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте.Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средстваослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляетсянациональными органами. Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлыЕвропейским объединением угля и стали, ежегодное установление закупочныхцен на сельскохозяйственные продукты в Европейском союзе (ЕС), участиестран в международных конференциях, организациях по отдельным видамтоваров, тарифам на воздушные перевозки. Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управлениеинфляцией. В мире почти нет стран, где бы во второй половине 20 века несуществовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночнойэкономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательнойспособности. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а нескольковзаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен -наряду с открытой, ценовой инфляцией имеет место скрытая, или подавленная,инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качестватоваров. В буквальном переводе с латинского инфляция означает “вздутие”,т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, необеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежитнесоответствие денежного спроса и товарной




Похожие:

Роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике iconФункции и роль государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в рыночной экономике содержание
Анализ основных макроэкономических показателей социально-экономического развития россии 16
Роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в экономике
История эволюции представлений о роли государства в экономике. Меркантелисты. Классическая теория. Кейнсианская теория. Неоклассическая...
Роль государства в рыночной экономике iconКонтрольная работа по курсу «Введение в экономическую теорию»
Тема: «Положительные и негативные стороны рынка. Роль государства в рыночной экономике»
Роль государства в рыночной экономике iconКурсовая работа по дисциплине «Микроэкономика» Тема работы: Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономике
Тема работы: Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономике
Роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в рыночной экономике
Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,...
Роль государства в рыночной экономике iconБанки, их роль в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике iconБиржи и их роль в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике iconГосударственная собственность и ее роль в рыночной экономике

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы