Культура Руси 15-16 вв icon

Культура Руси 15-16 вв



НазваниеКультура Руси 15-16 вв
Дата конвертации15.07.2012
Размер83,77 Kb.
ТипРеферат
Культура Руси 15-16 вв.


Содержание.Содержание…………………………………………………………1 стр.Русское зодчество конца XV- XVI в……………………………...2 стр. Успенский собор Архангельский собор Благовещенский собор Софийский собор в НовгородеРусская иконопись конца XV -XVI в…………………………..…3 стр. Андрей Рублёв ДионисийРусское книгопечатание и литература конца XV-XVI в………...4 стр. Иван Фёдоров Иван Пересветов Филофей СильвестрРусская техника конца XV-XVI в…………………………………5 стр. Андрей ЧоховСписок литературы……………………………………………...…6 стр. Русское зодчество конца XV - XVI в. Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение вкультурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость нашихпредков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчества, живописи,литературы величие и могущество государства, сбросившее вековое иго. К созданию монументальных сооружений в столицы привлекаются не толькоотечественные строители, но и заморские мастера, в первую очередь изИталии. С учётом опыта возведения Успенского собора во Владимире подруководительством итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фиоравантив центре Кремля вырастает Успенский собор, ставший главным храмом столицы.Он отличался богатством и изяществом внешней и внутренней отделки.Белокаменный храм с золотыми куполами был виден из далека и создавалвпечатление торжественности и величия. Здесь венчали государей, собиралисьземские соборы. Неподалеку выросли и другие замечательные каменные церкви -Архангельский и Благовещенский соборы. Первый из них стал роднойусыпальницей князей и царей московского дома. Здесь были гробницы ДмитрияДонского, Ивана Ш, Ивана Грозного и другие. Украсился Кремль новым дворцом, основной частью которого сталазнаменитая Грановитая палата. Участие итальянских архитекторов в украшении Кремля наглядно являлосвязь русской культуры с эпохой Возрождения в Западной Европы. Каменное строительство развернулось и в других городах. Поднялиськремли в Туле, Серпухове, Коломне, Зарайске, Нижнем Новгороде. Разумеется, преобладало деревянное строительство, приём которого небез успеха применялись и в каменном зодчестве. Великолепный деревянныйдворец оригинальной конструкции был построен для богатых купцов Строгановыхв Сольвычегородске. Успенский собор - один из соборов Московского Кремля, выдающийсяпамятник русского зодчества. Построен архитектором А.Фиорованти в 1475-1479гг. как главный кафедральный собор Русского государства взамен Успенскийсобор (сооружён 1326 г.). Доминирующий в ансамбле Соборной площадиУспенского собора имеет торжественный, строгий, полный величияархитектурный образ. Характерен ряд художественных и строительныхнововведений оказавших значительное влияние на последующее русскоезодчество. Просторный, хорошо освещённый интерьер Успенского собораосвобожден от хоров и перекрыт системой крестовых сводов, композиция планаи фасадов отличается геометрической правильностью; применены фундаментыглубокого заложения, металлические связи и прочие. Сохранились фрески 1642-1643 гг. (реставрированы в1950 г.) и частично XVI в. В Успенском соборе происходили венчания на царство всех русскихцерквей, начиная с Ивана IV Грозного, затем императоров, а также обрядпосвящения митрополитов и патриархов. Успенский собор до 1700 г. являлсяусыпальницей митрополитов "всея Руси" (со времени митрополита Петра, 1326г.), а в XVII в. И всех патриархов (исключая Никона). Архангельский собор - один из соборов Московского Кремля - выдающийсяпамятник русского зодчества. Построен Алевизом Новым в 1505-1509 гг. наместе древнего храма XIV в. Архангельский собор служил родовой усыпальницейрусской церкви (до Петра I). План собора имеет в основном традиционнорусское решение - прямоугольник, вытянутый по оси восток - запад, с шестьюстолбами. Построен из кирпича с белокаменными деталями. В архитектурнойобработке Архангельского собора использованы некоторые ордерные формы(пилястры с капителями), раковины в закомарах кокошников и другие.Архангельский собор был расписан в XVI-XVII в. (росписи реставрированы в1954-1955 гг.). Благовещенский собор - один из соборов Московского Кремля -выдающийся памятник русского зодчества. Сооружён в 1484-1489 гг. Псковскимимастерами на месте собора н. XV в. В архитектуре Благовещенского собораобъединены приёмы московской, псковской и владимиро-суздальской школзодчества. Первоначально трёхглавый, четырёхстолпный Благовещенский соборперекрыт ступенчатыми сводами, оформленными снаружи кокошниками. В 1564 г.обстроен четырьмя одноглавыми пределами. Изящный, наделённый чертамиинтимности, Благовещенский собор был дворцовой церковью. Фрески собора былиисполнены в 1508 г. (реставрированы в 1947 г.), в иконостасе - иконы,написанные в 1405 г. Феофаном Греком, Андреем Рублёвым, Прохором с Городца. Софийский собор в Новгороде - выдающийся памятник древне - русскогозодчества. Построен в Новгородском Детинце (Кремле) как главный храм городав 1045-1050гг. (позднее перестраивался). Софийский собор - крупныйвеличественный пятинефный крестовокупольный храм, увенчанный 5 главами ивключающий башню лестницей на хоры и шестой главой. Сложен из камня (кирпичтолько в свободах и арках); количество декоративных элементов подчёркнутоограниченное. В Софийском соборе сохранились фрагменты росписей XI-XII вв.Сильно поврежденный немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1944 гг.,Софийский собор ныне реставрирован. Русская иконопись конца XV-XVI вв. Образцом для подражания в иконописи стали творения Андрея Рублёва.Главное его произведение икона "Троица" породила множество подражаний. ВXVI в. славилась иконопись мастера Дионисия. Монастыри заботились обукрашении стен храмов живописными фресками. Сложилось несколько школцерковной живописи (новгородская, вологодская, строгановская, московская).О том, как писать иконы спорили на стоглавом соборе. В практикуиконописания всё чаще внедряется реалистический фон (окружающая природа,здания, животные и т. п.). Андрей Рублёв - русский живописец. Рублёв был монахом Андрониковамонастыря (Москва), где умер и похоронен; ранее, по-видимому, был связан сТроице-Сергиевым монастырём. В 1405 (согласно летописи) участвовал сФеофаном Греком и Прохором с Городца в создании росписей и иконБлаговещенского собора Московского Кремля; вместе с Даниилом Чёрнымрасписывал (в 1408 г.) Успенский собор, во Владимире и участвовал ввыполнении икон этого собора, а также росписей и икон Троицкого собораТроице-Сергиевого монастыря, в котором, в частности, находилось знаменитаяикона "Троица", наиболее совершенное произведение Рублёва; в конце жизнирасписывал собор Андроникова монастыря. Рублёву приписывают также участие всоздании росписей и икон соборов в Звенигороде и миниатюр ЕвангелияХитрово. В своих произведениях, создававшихся в период национальногоподъёма, связанного с борьбой против государства, Рублёв гениально воплотилв рамках средневековой иконографии новое, возвышено-одухотворённоепонимание красоты и духовной силы человека. Его росписи и иконы,принадлежащие к вершинам мирового искусства, характеризуются большойчеловечностью образов, тонкой гармонией композиции и красочной гаммы, вкоторой преобладают светлые тона, плавными певучими линиями. Дионисий - русский живописец. Историки сообщают о работах (росписи,иконы) Дионисия: в Пафнутьевом-Боровском монастыре (между 1467 - 1477 гг.,совместно с художником Митрофаном), в Успенском соборе Московского Кремля(1481 г., с художниками Тимофеем, Ярцем и Коней), в ИосифовомВолоколамском монастыре (1484-1486гг., с сыновьями Владимиром и Феодосием,старцем Паисием и другие). Сохранилась замечательная работа Дионисия(вместе с сыновьями) - роспись собора Ферапонтова монастыря (1500-1502гг.). В Третьяковской галереи находятся иконы Дионисия - "Одигитрия" (1482г.) и две иконы из Павлова-Однорского монастыря (1500 г.). ПроизведенияДионисия исполнены торжественные ясности и оптимизма. Для них характерныплавные линии рисунка, гармоничность композиции, светлые прозрачные краски,изящные фигуры вытянутых пропорций. Русское книгопечатание и литература конца XV-XVI вв.Вы помните, что в Западной Европе в середине XV в. стало развиватьсякнигопечатание. Точно установлено, что в Москве книги начали печатать задесять лет до широко известного "Апостола" Ивана Фёдорова. Началомкнигопечатания в России является 1 марта 1564 г., когда вышла на свет этаставшая легендарной книга.Для культурного роста России введение книгопечатания имело огромноезначение. Пользоваться печатной книгой, хранить её было удобнее, чемрукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время.Распространение книг открывало более широкие возможности общения духовнымиценностями.По неизвестным причинам Фёдоров покинул Москву и продолжал своюдеятельность на Украине. Во Львове он выпустил первый русский букварь. Но вМоскве печатное дело не заглохло. Его продолжали печатники Никифор Гарасиеви Андроник Тимофеев Невежа. К концу 70х гг. XVI в. в России были напечатаныосновные богослужебные книги.XVI в. столетие породило немало литературных произведений, которые нередконосили острый, полемический характер. И в иносказательной форме, напримерах успешной деятельности некоего турецкого султана выразил своивзгляды Иван Пересветов, сторонник возвышения дворянства и противник бояр -"ленивых богатин".Значительным трудом, имевшим долгий и противоречивый отклик в общественноймысли, стало сочинение монаха одного из псковских монастырей Филофея.Касаясь истории Рима и Константинополя, Филофей объяснял их падение отходомот истинной христианской веры. Конец XV-XVI в. примечательный созданием обще русских летописных сводов.Был подготовлен грандиозный "Лицевой" (иллюстрированный) летописный труд,призванный изобразить всю историю Руси, начиная с первых киевских князей.Изрядно постарались художники, создав для него до 16000 миниатюр (маленькихкартинок) на исторические темы.Огромная работа была проделана церковными писателями под руководствоммитрополита Макария. Собрали жития русских святых и расположили по месяцами дням поминовения. Труд был назван "Великие минеи-четьи". Имруководствовались при богослужениях, а как познавательное и назидательноечтение использовали в кругу семьи.Обобщением культурно-бытового уклада жизни русского народа стал свод правилпод названием "Домострой", составленный Сильвестром и одобренный церковнымсобором. На русский язык перевели сочинения "Назиратель" о ведениисельскохозяйственных работ.Несмотря на решение Стоглавого собора создать в России много школ, это небыло осуществлено. Иван Фёдоров - основатель книгопечатания в России и на Украине.Был дьяконом одной из кремлёвских церквей в Москве. После открытия в 1563г. в Москве типографии приступил совместно с П. Т. Мстиславцем к печатанию"Апостола", явившегося первой русской датированной печатной книгой.Спасаясь от преследования реакционных элементов, обвинявших его в ереси,Фёдоров уехал в Литву, а затем во Львов. Там Фёдоров организовалтипографии. Все издания Федорова представляют собой первоклассный памятникрусского типографского искусства XV в. Иван Пересветов - писатель-публицист, представитель русскойобщественно-политической мысли середины XVI в., идеолог дворянства. В 1549г., Пересветов передал Ивану IV свои сочинения - сказания о взятииЦарьграда Махмет-салтаном и челобитные, в которых содержались проектыгосударственных преобразований на Руси. Дальнейшая судьба Пересветованеизвестна. Проекты реформ Пересветова имели целью создание сильнойсамодержавной власти, опирающейся на постоянное войско. Филофей - монах псковского Елеазарова монастыря, русскийпублицист первой половины XVI в. В посланиях к великой книги МосковскомуВасилию III, Ивану Грозному и псковскому великокняжескому дьяку Мисюрю-Мунехину сформулировал теорию "Москва - третий Рим" о всемирно-историческомзначении Русскому государства, его блестящем будущем: "Два Рима падоша, атретей стоит, а четвертому не быти". Филофей был сторонником усилениявласти великого князя. Сильвестр - русский политический деятель и публицист,протопоп Благовещенского собора в Москве. Приобрёл большое влияние намолодого царя Ивана IV, духовником которого он был. Сильвестр примыкал кнестяжателям. Один из руководителей правительства "Избранной рады". Послееё падения постригся в монахи (около 1560 г.) в Кирилло-Белозёрскоммонастыре. После смерти жены Ивана IV Анастасии Сильвестр был обвинён в еёотравлении и сослан в Соловецкий монастырь, где и умер. Сильвестр - авторнескольких посланий и особой редакции "Домостроя". Русская техника конца XV-XVI в. Сохранилось любопытное свидетельства о том, что Иван IV поручил одномуиз немецких купцов призвать в Россию до 150 ремесленников, мастеров идругих специалистов из разных стран Европы. Из опасений усиления Россиивласти соседних стран запретили въезд в Россию этих специалистов. Но были ина Руси выдающиеся мастера своего дела. В веках прославился Андрей Чохов,который отлил множество пушек, среди них громадное орудие - царь-пушка. Этопамятник не только артиллерийского, но и художественного искусства. Андрей Чохов - русский пушечный и колокольный мастер. Свыше 60 летработал в Москве на Пушечном дворе. Первые датированные работы Чоховаотносятся к 1568 г, последние - к 1629 г. Самые выдающиеся орудия егоработы "Царь-пушка" (1586 г.) и стоствольная пушка (1588 г.). Сохранилось12 орудий, отличных Чоховым: 7 - находятся в Артиллерийском историческоммузее в Санкт-Петербурге, 3 - в Московском Кремле, 2 - за рубежом (вШвеции).Список использованной литературы:МСЭ "Советская энциклопедия" (Третье издание 1958 г.).А.А Преображенский, Б.А. Рыбаков "Учебник "История отечества 6-7 класс""Просвещение" (четвёртое издание 1999 г.).




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура Руси 15-16 вв iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Культура Руси 15-16 вв iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура Руси 15-16 вв iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура Руси 15-16 вв iconСодержание Введение Культура языческой Руси принятие христианства Культура Киевской Руси. Двоеверие Заключение список использованной литературы Введение
Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость...
Культура Руси 15-16 вв iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Культура Руси 15-16 вв iconКонтрольная работа по дисциплине " Культурология " на тему "Зарождение культуры на Руси."
Культура Руси складывается в те же века,что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась...
Культура Руси 15-16 вв icon1. Введение Древнерусское государство – когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Культура Руси 15-16 вв iconКультура Руси

Культура Руси 15-16 вв iconКультура древней Руси

Культура Руси 15-16 вв iconКультура московской Руси

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы