Проективные методики в психодиагностике icon

Проективные методики в психодиагностике



НазваниеПроективные методики в психодиагностике
Дата конвертации15.07.2012
Размер239.61 Kb.
ТипРеферат
Проективные методики в психодиагностике


Кубанский государственный Университет Факультет Управления специальность психология Краснодар 2000 содержаниестр.1. Проективные методики32. Природа проективных методик33. Методика чернильных пятен по Хольцману44. Методика чернильных пятен Г. Роршаха 5 4.1. Описание методики и схема эксперимента5 4.2. Опрос 6 4.3. Определение пределов чувствительности6 4.4. Основные приемы шифровки отвтов7 4.5. Основные детерминанты ответов7 4.6. Шифровка содержания ответов 7 4.7. Популярность— оригинальность ответов7 4.8. Психологический смысл локализационных показателей8 4.9. Кинестетические показатели (М. FM, m)8 4.10. Содержание 9 4.11. Интерпретация результатов теста10ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11Список литературы12 1. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ Число имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжаетрасти. В этой главе мы рассмотрим основные типы подобных методик ипроиллюстрируем их некоторыми хорошо известными примерами. За исключениемспорных моментов, присущих конкретным методикам, никакой критической оценкииндивидуальным тестам даваться не будет. Вместо этою общая оценкапроективных методов с точки зрения основных методологических проблем.будетдана в специальном разделе. Проективные методики являют пример любопытногорасхождения теоретического исследования и практики: оцениваемые какпсихометрические инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко,но такая оценка тем не менее никак не сказывается на их популярности вклиническом использовании. Природа и суть этого несоответствия будутрассмотрены в последнем разделе главы. 2. ПРИРОДА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК Главную особенность проективных методик можно обозначить какотносительно неструктурированная задача, т, е. задача, допускающая почтинеограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазияиндивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общиеинструкции. По этой же причине тестовые счимулы обычно расплывчаты илинеоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит втом, чго способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материалаили «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспектыфункционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовыйматериал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий«проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности,тревожность и конфликты. Обычно проективные методики являются также методикамизамаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает отипе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом коценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности кактаковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективныеметодики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедурыдля обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторонличности.
Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, темболее он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следуетиз предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, темменее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции. Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются восновном инструментом клинициста. Некоторые из них развились изтерапевтических методов (например, лечение с помощью произведенийискусства), применявшихся к психически больным. На теоретическихпостроениях проективных методик сказывается влияние психоаналитическихконцепций. Существуют также разрозненные попытки положить в основупроективных методик теорию восприятия и перцептивные теории личности.Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретныеметодики с точки зрения их теоретической направленности или историипроисхождения. Методика может оказаться практически полезной, илиэмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые выдвигались дляоправдания ее введения для использования специалистами. В соответствии со свойственным проективным методикам глобальнымподходом затрагиваются не только эмоциональные, мотива-ционные имежличностные характеристики личности, но также и некоторыеинтеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общийинтеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемныхситуаций. Отдельные адаптации проективных методик специальнопредназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняютметодики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо отпредназначения, может выполнить роль проективной методики. Например,некоторые клиницисты используют таким образом тесты интеллекта. 3. Методика чернильных пятен по Хольцману. В отличие от большинства проективных методов методика чернильныхпятен Хольцмана (Н1Т) представляет собой реальную попытку построить тест всоответствии с требованиями, предъявляемыми к стандартным психо метрическимсредствам. Разработанному по типу теста Роршаха, тесту Хольцмана в меньшеймере присущи основные методические недостатки его прототипа. Изменения встимульных материалах и методике достаточно широки, но не настолько, чтобысчитать тест Хольцмана новым тестом и оценивать его безотносительно к теоретическим и эмпирическим характеристикам теста Роршаха, Методика Хольцманапредусматривает две параллельные серии карточек, по 45 карточек каждая. Покаждой карточке дается только один ответ. Имеют ся как серо-белые, так ицветные 'карточки; несколько чернильных пятен заметно асимметричны.Карточки предварительно отбирались из доста точно большого числа различных,пятен нр трем эмпирическим критериям: 1) степень различия группы студентовколледжа, добровольно принимавших участие в исследовании, и группынаходящихся на излечении психических больных; 2) «привлекательность» пятнадля получения ответов, определяемая по таким обычным для теста Роршахапеременным, как локализация, цвет, оттенок и движение, и 3) показателинадежности испытуемых. Применение и определение показателей НIТ неплохо стандартизованы иясно описаны. Показатели даются по 22 типам ответов, различающихся побольшей части на основании переменных, используемых в тесте Роршаха, итаких дополнительных переменных, как патогномиче ская вербализация,тревожность и враждебность. По каждой переменной приводятся процент ильныепоказатели, полученные на нескольких выборках нормальных испытуемых от 5-летних детей до взрослых, а также на ряде групп: взрослые люди, страдающиетакими заболеваниями, как шизофрения, умственная отсталость; дети сэмоциональными нарушениями; правонарушители-подростки; алкоголики. Хотя этинормы получены почти на 2000 человек, число участников в большинстве группневелико. Показатели надежности весьма удовлетворительны. Надежность,определенная методом расщепления и методом взаимозаменяемых форм, былатщательно изучена, результаты оказались обнадеживающими. Групповая формаэтого теста с использованием слайдов дает по большинству показателейрезультаты, близкие к результатам, получаемым при индивидуальном проведениитеста. Короткая, состоящая из 30 заданий групповая форма теста дает сходныерезультаты. К групповой форме применима машинная обработка показателейтеста, кроме того, продолжается работа по усовершенствованию программы длякомпьютерной системы интерпретации показателей. Ясно, что НIТ с психометрической точки зрения во многом опередил тестРоршаха. Наличие параллельных форм позволяет не только определитьнадежность при помощи повторного тестирования, но также проводитькатамнестические исследования. Сведение ответов до одного на каждуюкарточку делает продуктивность ответов (К) постоянной для каждогоиспытуемого, что позволяет избежать многих недостатков традиционногоопределения показателей в тесте Роршаха. Нужно отметить, однако, что длинаответа (количество слов) в этом тесте, в отличие от теста Роршаха, неконтролируется и, как доказано, заметно связана с некоторыми показателямиНIТ, особенно с частотой ответов на движение. Для НIТ получены основательные данные по валидности. Исследования повалидности связаны с различными подходами, в том числе с изучениемтенденций развития, межкультурных различий, корреляции с другими тестами ис поведенческими проявлениями личностных характеристик, а также сосравнением результатов таких групп, как группы нормальных и больныхиспытуемых. Полученные результаты перспективны, но нуждаются в обоснованиидиагностической значимости различных показателей и конструктной валидностиоцениваемых этой методикой личностных факторов. Подготовленный Э. Хилломсправочник особенно полезен для клинического использования НIТ, Объединяяданные исследований НIТ с полученными результатами по тесту Роршаха, Э.Хилл создает руководство по интерпретации протоколов НIТ на двух уровнях.Первый уровень относится к 22 количественным показателям переменныхфакторов и их взаимосвязи. Второй является более глубоким уровнеминтерпретации, осуществляемой на основе более широких и более общихличностных факторов. При этом используются 3 основные категории описания:познавательное функционирование (интеллектуальный уровень и нарушениемышления), аффективное функционирование (уровни зрелости, формытревожности, защитные механизмы) и представление о себе (в том численекоторые формы полового отождествления). В справочнике приводятся также 5подробных описаний обследования заболеваний с помощью этого теста. 4. Методика чернильных пятен Г. Роршаха Тест чернильных пятен — одна из наиболее популярных проективныхметодик — создан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г. Естьсведения, что чернильные пятна использовались еще Леонардо да Винчи иБотичелли для «возбуждения фантазии»; в психологию их ввел А. Вине,исследуя с их помощью некоторые особенности интеллекта. Роршах одним изпервых отметил связь между фантазио-подобной продукцией и типом личности. Входе клинического и экспериментального исследования групп здоровых ипсихически больных испытуемых, путем сопоставления клиническиххарактеристик и особенностей ответов Роршах выделил два типа восприятия:«В-тип» и «Fb-тип», т. е. «двигательный» и «цветовой» тип. Оказалось, чтоодни испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых имиобразах людей, животных или предметов акцентируется прежде всегодинамический аспект; другие испытуемые, напротив, фиксируют в своих ответахцве товой аспект. Тип восприятия или «тип переживания», по Роршаху,характеризует преимущественно интраверсивные или экстратенсивные тенденцииличности. Проводя аналогию с типологией Юнга, Роршах подчеркивает тем неменее и отличие соответствующих терминов. Согласно его воззрениям, экстра-и интраверсия — не противоположные и взаимоисключающие свойства личности,а тенденции, в большей или меньшей степени присущие любому человеку. Ониуказывают не столько на степень эффективности адаптации, сколько нареализующие ее индивидуальные механизмы. Неправомерно такжепротивопоставление интра- и экстраверта как «мыслительнего» и«чувствующего» типа личности, поскольку адекватная адаптация предполагаетучастие как аффективных, так и познавательных процессов. Если нормальноинтраверсивный тип характеризуется лишь преобладанием кинестических ответовнад цветовыми, то патологически интраверсивный тип — полным отсутствиемцветовых. Точно так же различают нормально и патологически экстратенсивныйтип. Кроме перечисленных двух типов личности Роршах выделяет еще«суженный», для которого характерно малое количество ответов, связанных сдвижением и цветом или полное их отсутствие, и «амбиэквальный», связанный сбольшим, но равным количеством и цветовых и кинестетических ответов.Указанные типы переживаний коррелируют с определенными компонентамиинтеллекта, аффективной динамикой, чертами характера и видом психическойпатологии. Роршах разработал основные принципы анализа и интерпретации ответов,в последующие годы работа велась главным образом в направлении уточнениязначения тех или иных показателей, разработки все более тонких способовшифровки, поиска патогномоничных показателей, а также попытоктеоретического обоснования методики. В настоящее время наиболее популярнымявляется подход, сформировавшийся под влиянием исследований «Эгопсихологии»и экспериментов Мелу Look. Перцептивный ответ рассматривается как продуктвзаимодействия двух факторов: объективных свойств пятна и субъективныхпотребностей, конфликтов и механизмов их регуляции. В свете этого подходатест Роршаха направлен на диагностику, главным образом, экспрессивногоаспекта поведения или присущего личности индивидуального стиля. 4.1. Описание методики и схема эксперимента Материал теста состоит из 10 стандартных таблиц, выполненных в черно-белых, черно-красных и пастельных тонах. Каждая таблица представляет собойкопию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги снанесенным на нее чернильным пятном. Хотя рисунок пятна произволен и неподдается однозначной интерпретации, опыт работы с методикой показывает,что отдельные таблицы неравнозначны в отношении эмоционального воздействияна человека. Например, таблицы 1, 4, 6 чаще всего ассоциируются со страхоми тревогой, а таблицы 9, 10, напротив, вызывают ощущения радости,праздника. Красные плоскости таблиц, напоминая кровь или огонь, вызываютбеспокойство; это относится и к восприятию мелких деталей, расположенныхвокруг вертикальной оси, часто ассоциирующихся с образами сексуальногосодержания. Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать нерекомендуется, вместе с тем важно, чтобы испытуемый чувствовал себя какможно более непринужденно. Иногда это достигается рассказом о том, какполучено изображение таблиц; можно связать это объяснение с известнойдетской игрой «в кляксы» и тем самым несколько разрядить обстановку.Целесообразно также подчеркнуть, что при выполнении задания испытуемыйможет давать любые ответы, ни один из которых не будет оцениваться какправильный или ошибочный. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 встандартном положении, указанном на обороте таблицы. Предъявление первойтаблицы сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может бытьпохоже? В дальнейшем инструкция не повторяется, и испытуемомупредоставляется полная самостсятельность. После окончания спонтанныхвысказываний испытуемому можно задавать стимулирующие вопросы типа «Что Выможете добавить?», «Это все?» и т. д. У робких испытуемых и невротиковвозможны значительные расхождения между объемом спонтанной и дополнительнойпродукции. Ответы, полученные во время опроса, не включаются в расчетныеформулы или подсчитываются с учетом коэффициентов. Как правило, исследование включает собственно выполнение теста иопрос; Клопфер считает необходимым в ряде случаев дополнять процедуруэксперимента фазой «определения границ чувствительности». 4.2. Опрос В этой фазе исследования выясняется, как субъект пришел кформулировке того или иного ответа, т. е. опрос всегда ориентирован науточнение локализации образа и его детерминант. Экспериментатор обязанизбегать прямых или наводящих вопросов и вместе с тем его задача — получитьподробные сведения, облегчающие последующую шифровку ответов. Для выявлениялокализации ответа на таблице можно задать вопросы типа: «Гденаходится...?» или «Покажите мне...». Во многих руководствах по тестуРоршаха для облегчения этой части опроса используют специальные карты, снанесенными на них и обозначенными наиболее часто интерпретируемымиучастками пятна. Б отдельных случаях испытуемому предлагают сделатьзарисовку фигуры на отдельном листе бумаги. Для уточнения детерминантответа иногда бывает достаточно простых вопросов: «Что Вас заставляетдумать и...?», «Опишите подробнее то, как Вы видите...» и т. д. Полезноиспользовать следующий методический прием: субъекту предлагаетсяальтернативный образ, отличающийся от фактически выбранного по одной илинескольким невыясненным детерминантам. Например, еслн испытуемый видитбабочку, но укалывает лишь на характеристики, связанные с формой (усы,крылья), то можно спросить, может ли он это место пятна интерпретироватькак мотылек. Если испытуемый действительно не ориентировался на цвет, то онне унндит никакой разницы между этими ответами. 4.3. Определение пределов чувствительности В отличие от предыдущих фаз здесь экспериментатор сознательнооказывает давление на испытуемого, чтобы вызвать те реакции, которых тотизбегает. С этой целого обычно используют различные приемы просят выбратьсамую приятную таблицу, затем самую неприятную: привлекают вниманиеиспытуемого к тем особенностям пятна, которые игнорировались им приспонтанных высказываниях, наконец. предлагают образцы возможныхинтерпретаций, отличных от тех, которые дает сам пснытуемый, и т. д. 4.4. Основные приемы шифровки отвтов Шифровкой называют обозначение и классификацию ответов с учетом пятиосновных категорий: локализации, детерминанты, содержания,популярности/оригинальности, качества формы. Основная цель шифровки — установление связи между ответом и элементомпятна, а также формализация ответа для последующих операций анализа иинтерпретации. Ответом считают высказывание, соответствующее целой кляксе или еечастям. Различают основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученныево время опроса); последние подсчитываются отдельно ив расчетных формулахучитываются со специальными коэффициентами. 4.5. Основные детерминанты ответов Детерминантами называют такие характеристики ответа, как форма,движение, цвет, оттенки. Одни из них обусловлены свойствами пятна, другие(движение) являются сугубо субъективным дополнением, проекцией испытуемого.Детерминанты, так же как и локализация, раскрывают способ «видения»человека, его избирательность в отношении тех или иных аспектов окружающейсреды и собственного внутреннего мира. 4.6. Шифровка содержания ответов Этот этап работы с экспериментальным материалом не представляетособых трудностей и заключается в отнесении ответа к одной из категорийклассификации. Нет нужды перечислять их все, ниже приводятся условныеобозначения для наиболее распространенных категорий:Н — человеческие целые или почти целые фигуры,(Н) — человеческие фигуры, которые истолковываются в рисунках, карикатурахили фантастические фигуры духов, ведьм и проч ;Нd—детали человеческой фигуры;(Нd) —летали человеческой фигуры, изображенной на рисунке, в скульптуре,или детали фантастических фигур;А — целые или почти целые фигуры жи-вотных;(А).—мифологические звери, чудовища, карикатуры, нарисованные звери;(А) — антропоморфные животные,Ас1—детали тела животных(Ас1) —детали тела антропоморфного или фантастического животногоАt—анатомические органы человека.ААt—анатомические органы животного.Sех — половые органы.ОЬj — предметы.N—пейзаж, ландшафт, реки, вид с высоты полета и т. д. 4.7. популярности— оригинальности ответов Эта часть анализа экспериментального материала представляет некоторыетрудности ввиду отсутствия статистически значимых данных для разныхпопуляций Руководства по тесту Роршаха, как правило, содержат спискипопулярных ответов, полученных наиболее компетентными исследователями вобласти Роршах-техники. Следует обратить внимание, что не все ответы могутбыть зашифрованы Оригинальными (О) считаются ответы, встречающиеся один раз на сотнюответов Если образ неадекватен пятну, производит впечатление вычурности,его шифруют как 0. Опознание оригинальных ответов требует большого опытасамостоятельной работы с текстом, поэтому на практике можно пользоватьсяпростым указанием на тенденцию к оригинальности (О). Популярность (банальность) ответа трактуется как выражениенормального интеллектуального конформизма — человек видит мир, как все.Отсутствие популярных ответов может указывать на патологический негативизм,аутизм, нарушение адаптации. Не существует статистически выверенного спискапопулярных ответов, которые, естественно, несколько варьируют в разныхпопуляциях. Как правило, используются данные, полученные наиболееизвестными исследователями в области Роршах-техники (Бек, Клопфер).Оригинальные ответы свидетельствуют о творческих способностях, однако 0 —патологический признак дезорганизации мышления, потери контакта среальностью. 4.8. Психологический смысл локализационных показателей Локализация ответа (целое пятно или деталь) указывает на способподхода к познанию объектов и явлений окружающей действительности,стремление охватить ситуацию во всей сложности, взаимозависимости еекомпонентов или интерес к частному, специфическому, конкретному. Хорошо артикулированные, интегрированные целостные ответы в сочетаниис четкой формой (WF+)—показатели высокого интеллекта с теоретическойнаправленностью. Напротив, синкретичные или конфабуляторные ответы (DW), несоответствующие форме пятна (WF-), указывают на интеллектуальные нарушения,например, при шизофрении или некритичность, «субъективизм» и чрезмерноечестолюбие. В норме целостные ответы составляют 20—30% от общего числаответов на все таблицы. Использование больших и обычных маленьких деталейхарактеризует конкретную практическую ориентацию мышления (норма D —45—55%, d — 5— 15%). Значительное преобладание малых деталей (d>l5%) можетуказывать на излишний педантизм или симптом навязчивости. Редкие детали(Dd), как правило, свидетельствуют о неуверенности, тревожности и попыткахсправиться с ними (в частности, на таблицах IV—VI) В отсутствие другихпоказателей аффективного неблагополучия (Dd) указывают на любознательность,оригинальность мышления (при F+). Толкование белого фона (S, WS, DS) интерпретируется у экстравертовкак свидетельство негативизма, стремления противостоять влиянию окруженияили у интравертов — противопоставление самому себе, неуверенность, чувствонеполноценности. В норме испытуемый, как правило, начинает с толкования целого пятна,затем его элементов и, наконец, фона. Такая последовательность (W—D—d—Dd—S)указывает на систематический логически упорядоченный подход к реальности.Вместе с тем, если она сохраняется неизменной при интерпретации всехтаблиц, можно говорить о ригидности, стереотипности мышления и адаптации вцелом Последовательность считается упорядоченной, если она, сохраняяуказанный порядок в большинстве таблиц, варьирует в зависимости отструктуры самого пятна Хаотическая беспорядочная последовательность,очевидно, связана с нарушениями адаптации или (редко) встречается у особоодаренных лиц «художественного» типа. 4.9. Кинестетические показатели (М. FM, m) Психологическая интерпретация кинестетических показателей — самаясложная и противоречивая часть работы с тестом Роршаха. Считается, что этотпоказатель наиболее интимно связан с внутренним миром личности, хотясуществуют разные точки зрения на то, какие именно тенденции представляетМ. Большинство исследователей расценивают М как проекцию бессознательныхглубинных слоев жизни личности, поскольку в отличие от цвета и формы,обусловленных объективными -качествами пятна, движение как бы привноситсясамим субъектом. Исходя из этого, кинестезии часто связывают с творческимиспособностями, высоким интеллектом, развитым воображением. Роршахрассматривал М в связи с интраверсивной направленностью личности, т. е.умением человека «уйти в себя», творчески переработать (сублимировать)аффективные конфликты и тем самым добиться внутренней стабильности.Подобное толкование смысла М как будто бы подтверждалось исследованиемопределенного контингента испытуемых — актеров, художников, людейумственного труда. Вместе с тем последующие экспериментальные проверкипродемонстрировали зависимость этого показателя от ряда других факторов,например, адаптированноети, степени дифференциации «Я», возможностиоткрытого отреаги-рования аффективных побуждений во внешнем поведении ит. д. Имеются также данные о связи М с особенностями межличностныхотношений, в частности представлением человека о самом себе и своемсоциальном окружении, способности к сопереживанию и пониманию других людей.Согласно этим данным, М является многомерной переменной, конкретноезначение которой определяет контекст, т. е. уникальное для данного человекасочетание всех остальных показателей. Неоднозначность М отчасти вытекает изтого факта, что эта детерминанта имплицитно содержит две другиедетерминанты — F и Н. Видимо, поэтому Клопфер считает человеческиекинестезии признаком осознанной, хорошо контролируемой, принимаемойсубъектом внутренней жизни — собственных потребностей, фантазий исамооценки. Роршах дифференцировал М также на активные (тело в экспансивномдвижении) и пассивные кинестезии (согнутые, наклоненные позы). Первыеговорят об активной доброжелательно-кооперативной жизненной установке,вторые указывают на пассивность, тенденцию к избеганию трудностей, вплотьдо позиции «прочь от мира». Таким образом, человеческие кинестезии указывают на:1) интраверсивность;2) зрелость «Я», выражающуюся в сознательном принятии собственноговнутреннего мира и хорошем контроле над эмоциями;3) творческий интеллект (при F+);4) аффективную стабильность и адап-тированность;5) способность к эмпатии. В протоколах здоровых, хорошо приспособленных, зрелых испытуемыхдолжно содержаться по крайней мере ЗМ. Как указывалось выше,диагностировать М cле дует только в случае переживания движения, т. е.идентификации с движущимся объектом. Роршах и некоторые современные авторырассматривают в качестве М движения, позы, мимику только человеческихсуществ или антропоморфных животных. Клопфер формулирует эту мысль точнее:символом М обозначаются движения, передающие человеческую деятельность,например разговаривающие животные, ссорящиеся гусеницы и т. д. 4.10. Содержание Качественный анализ ответов сравнительно недавно привлек вниманиеисследователей, так как считалось, что он дает характеристику скореекатегориального аппарата мышления, чем особенностей личности (Рапапорт). Помнению одних авторов, анализ содержания предполагает символическуюинтерпретацию ответов (Шафер, Лузли-Устери); Клопфер считает содержаниеответов прежде всего индикатором широты интересов личности, направленностиее мотивов Категория «животные» (А) наиболее распространена в ответах какздоровых, так и психически больных людей В умеренных количествахсвидетельствует о возможности взаимопонимания, кооперации в областимышления; свыше 50% А указывает на стереотипию, бедность интересовСчитается, что образы хищных животных отражают агрессивные тенденции,домашних — пассивность и зависимость Категория «люди» (Н) связана с восприятием себя, своего тела и своихотношений с другими людьми Восприятие исключительно отдельных частей телачасто указывает на возможные конфликты, например, в сфере сексуальныхотношений Большое значение имеют поза, мимика, аффективная окрашенностьобраза например, дерущиеся люди могут отражать враждебность чувств иустановок испытуемого, в то время как смеющиеся, танцующие фигуры,напротив, удовлетворенность и оптимизм. Сходство со сказочными, фантастическими персонажами часто встречаетсяпри неспособности идентифицировать себя с реальными людьми, трудностях всфере межличностных отношений. В норме протокол содержит около 15% ответовН Имеются данные о проекции в содержании ответов Н личностно-значимыхпереживаний и конфликтов Например, женщина, страдающая от одиночества,видит фигуры мужчин и женщин, удаленных друг от друга. Из ответов других категорий отмечают «анатомию», «географию»,которые, если не являются отражением профессиональных интересов, указываютна «комплекс интеллигентности», желание блеснуть Большое количество ответовсексуального содержания, как правило, наблюдается у лиц с трудностямисексуальной адаптации, полное отсутствие ответов сексуального содержания натаблицах IV, VI, VII указывает на глубокое подавление конфликта в этойсфере, которое может выдавать себя в символических образах Абстрактныеинтерпретации рассматриваются как проявление определенной интеллектуальнойсклонности, но иногда (на таблицах IX, X) — как защита от чрезмернойаффективности, ее переработка путем рационализации. Известны попытки выявления символического характера содержания: так,«глаза» интерпретируются как подозрительность, слежка, «щипцы» — лишениесилы, «открытая пасть» — пожирающая мать, «маска» — желание скрыть свое«истинное лицо» спрятаться и т. д. Лузли-Устери считает необходимымсимволически интерпретировать также локализацию ответа относительногоризонтальной и вертикальной осей. Согласно психоаналитическимпредставлениям, вертикаль символизирует мужское начало, горизонталь-женское; тогда ответы, расположенные вдоль вертикальной оси, будутуказывать на поиск поддержки у отца, стремление к власти; ответы вдольгоризонтальной оси символизируют поиск убежища у матери, потребность вбезопасности, беззаботности. Склонность интерпретировать края пятнауказывает на бегство от тревоги; предпочтение верхней части пятнаотражает стремление к духовной власти, нижней части — тенденцию кдепрессии, пассивности, подчинению. 4.11. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА Полученные тестом Роршаха данные интерпретируются в зависимости оттеоретических установок исследователя. Можно говорить о существовании покрайней мере двух направлений в развитии Роршах-техники: первое,представленное швейцарской и французской клиническими школами (Лузли-Устери, Орр, Бом) опирается на постулаты ортодоксального психоанализа ивидит в тесте средство выявления различных инстинктивных влечений и ихсимволического выражения; второе направление (Клопфер, Рапапорт) своимитеоретическими истоками уходит в психологию «Эго», экспериментальныеисследования New Look, и в качестве основной категории интерпретациирассматривает когнитивный стиль личности. В последнем случае тест выступаетв качестве своеобразной «задачи», «адаптация» к которой определяется каксобственно интеллектуальными возможностями испытуемого, так и имеющимися унего средствами контроля и регуляции аффективной жизни. В связи сисследованиями New Look процесс структурирования пятна стал трактоватьсяисходя из взаимодействия «внешних» и «внутренних» факторов. Согласно такомуподходу, интерпретация пятна представляет собой акт «категоризации»; тотили иной ответ рассматривается как «гипотеза», детерминированная свойствамистимула — пятна и субъективными факторами — потребностями, аффективнымиконфликтами, индивидуальным когнитивным стилем. Таким образом, заключаютавторы, процесс структурирования неопределенного сти-мульного материалаотражает формальную структуру внутреннего мира личности, присущий ей способвидения себя и своего социального окружения. Интерпретируя результаты теста, Клопфер, в частности, выделяет тривзаимосвязанных подсистемы личности, в той или иной степени раскрывающиесяв индивидуальном способе структурирования пятна: интеллект, аффект, функции«Эго». Каждая из этих подсистем в свою очередь обладает собственнойструктурой. Так, характеристика познавательной деятельности включаетследующие параметры: интеллектуальный статус, способ подхода (типвосприятия), устойчивость к эмоциональным воздействиям, продуктивность,оригинальность и т. д. При анализе аффективной сферы личности отмечаютсяэмоциональный тон восприятия, способы реагирования на эмоциогенныеситуации, контроль над аффективностью, специфика самооценки (принятие илиотвергание себя и собственных неосознаваемых побуждений, возможностьсопереживания и понимания других людей и т. д.). Говоря о функциях «Эго»,Клопфер имеет в виду прежде всего присущие индивиду особенности контакта среальностью: объективность отражения, зоны конфликтов, психологическиемеханизмы контроля и защиты. Подобный подход к анализу данных теста,несмотря на ряд недостатков и прежде всего — связь с психоаналитическоймоделью личности, позволяет выявить индивидуальные характеристикипознавательной деятельности в их связи с аффективной сферой инаправленностью личности. Интерпретация теста может включать несколько этапов; ее «глубина»зависит как от задач, стоящих этап состоит в выделении ряда параметров (типпереживания, характеристика интеллекта и т. д.), значения которыхвычисляются по так называемым формулам. Формулы имеют своим источникомпрежде всего клинический эмпирический опыт, а также основаны на рядепринятых автором теоретических положений. Второй этап заключается всоотнесении между собой отдельных показателей теста и создании своего родаих «ансамблей», паттернов. Считается, что изолированный показатель не можетслужить надежным индикатором, в то время как «ансамбль» обеспечиваетдостаточную обоснованность вывода. Последним шагом является переход отописания тех или иных сфер личности к характеристике ее целостнойструктуры. Как считает Бом, чем выше квалификация психолога, чем в большейстепени он способен к интуитивному синтетическому мышлению, тем более«глубокой» будет и интерпретация. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вопрос о применении проективных ме тодик в отечественной психологииостает ся остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любыекрайно сти при решении этого чрезвычайно важ ного вопроса. Сейчас, когдапсихологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, темболее важно сделать объектом специального исследова ния проективныеметодики, своей много летней историей доказавшие пригодность к разрешениюмногих задач прикладной психологии.Формальные принципы построения про ективного эксперимента, его так называемая проективность — «глухая» инструк ция, отсутствие оценки со стороныэкспе риментатора, акцент на мотивационном аспекте деятельности — широкоиспользу ются в любом личностно ориентированном исследовании. Отметим,кстати, что на этих принципах давно уже строятся экспери менты в нашейпатопсихологической прак тике. Это не исключает, а, напротив, дела ет болеенеобходимой исследовательскую работу по обоснованию проективного ме тода спозиций советской психологии, по созданию нового «словаря» объяснительных понятий. Нужны новые схемы анализа и интерпретацииэксперименталь ных данных, отвечающие теоретическим подходам к исследованиюличности, разра батываемым в марксистской психологии. Исследования в этом направлений пред ставляются перспективными и последую щим соображениям. Дело в том, что связь частных методик с той илииной теорией не является абсолютно жесткой и неизменной, и проективныеметодики, порожденные пси хоанализом, впоследствии начинают «от вязываться»от него, приобретать относи тельную автономию и включаются в иныеконцептуальные системы. Это дает нам право ставить вопрос о возможностисоот несения проективного метода и с опреде ленными концепциямиотечественной пси хологии. Продуктивность использования проективных методикв прикладных психо логических исследованиях не вызывает сомнения, но этапуширокого внедрения их в практику должен обязательно предшест вовать этаптеоретической апробации. В частности, проективный метод может быть обоснован исходя изобщетеорети ческого положения о пристрастном харак тере психическогоотражения и отно шения человека к миру социальных явле ний. Согласноразвиваемому тезису специ фика проективного метода состоит в егонаправленности на выявление прежде все го субъективно-конфликтных отношенийи их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностныхсмыслов» или «значимых переживаний». Однако, в отличие от традиционнопсихоаналитичес крй точки зрения, мы рассматриваем кон фликт не какследствие борьбы между раз ными инстанциями, или уровнями, «внут ри»личности, а как порождение структуры и динамики условий самой жизнедеятельности субъекта. В предложенной парадигме можно объ яснить и многие явления,традиционно обо значаемые в зарубежной психологии тер мином «проекция».Например, известный социально-психологический феномен «коз ла отпущения»возникает из-за противоре чия между испытываемой субъектом по требности вагрессии и отсутствием подхо дящего с точки зрения общественных нормобъекта ее удовлетворения. Здесь, как и в других случаях, мы имеем дело спреград ным характером обстоятельств конкретной деятельности человека и ихотражением в виде личностного смысла этих обстоя тельств. В проективном исследовании моделиру ются (конечно, в обобщенно-схематической форме) наиболее распространенные жиз ненные ситуации. Ноименно потому, что они не реальность для испытуемого, он обладает как быбольшей свободой поведе ния в них, чем в жизни. А это значит, что вподобных «модельных» ситуациях прояв ляются не только закрепленныепривычкой стереотипы эмоционального и поведенчес кого реагирования, нетолько потребности и мотивы, открыто демонстрируемые каж додневно, но иоставшиеся «непроигранны ми», нереализованными субъектом. В ка чествебарьеров, преград, затрудняющих их реализацию, выступают объективные илисубъективные обсгоятельства деятельнос ти — жесткие и порой не поддающиесяизменению требования действительности, нравственные или правовые нормы,качества собственной личности. Можно думать, что именно преграда вдеятельности побуждает субъекта к смыслообразованию— оценке жизненногозначения для него преградных обстоятельств и его действий в этихобстоятельствах. Этот процесс и воссоздается в проективном исследовании,однако в воображаемых ситуациях он мо жет быть не вполне тождественпроцессу смыслообразования в реальной жизнедея тельности. Так, далеко невсегда он вы ступает в форме сознательной рефлексии личностного смысла техили иных преград ных обстоятельств, но может проявляться и болеенепосредственно — в форме пере живания потребности, стремления, чувст варадости или обиды. Нередко, правда, деятельность по поиску смыслазаменяется деятельностью по его маскировке, и в этом случае мы будем иметьдело с процессом смыслообразования, но осуществляющимся в искаженной форме.Не вызы вает сомнения лишь необходимость иссле дований в этом направлении,без которых внедрение проективных методик в диагностическую практикунеизбежно будет порождать методологический эклектизм. Список литературы1. Соколова Е.Т. Проективные митоды исследования личности. М.,Изд-воМоск.ун-та, 1980. 176с.2. Анастази А. Психологическое тестирование : Книга 2; Пер.с англ./Под ред.К.М. Гуревича, В.И.Лубовского.-М.:Педагогика, 1982,-336с., ил.3. Готфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах: Пер. с франц. –М. 1992г.




Похожие:

Проективные методики в психодиагностике iconМетоды исследования в психодиагностике

Проективные методики в психодиагностике iconПрактическая работа по психодиагностике

Проективные методики в психодиагностике iconОбзор статей журнала Вопросы психологии по психодиагностике

Проективные методики в психодиагностике iconДокументи
1. /методики подготовки к школе/дом дерево человек.doc
2. /методики...

Проективные методики в психодиагностике iconДокументи
1. /методики подготовки к школе/дом дерево человек.doc
2. /методики...

Проективные методики в психодиагностике iconВопросы к экзамену по дисциплине «Компьютерные технологии в психодиагностике»
Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернета
Проективные методики в психодиагностике iconСписок основных дисциплин аттестационных испытаний Математический факультет Бакалавриат по направлению «Математика»
Аналитическая геометрия, Линии второго порядка. Поверхности вращения, n-мерное векторное пространство, проективные преобразования...
Проективные методики в психодиагностике iconУчебник по естествознанию. А. Я. Герд основоположник русской методики
Методологические основы методики начального естествознания, её связь с другими науками
Проективные методики в психодиагностике iconКурсовая по психодиагностике на тему: Внимание и оперативная память Содержание: Введение 3
Охватывает внимание, – особый вопрос
Проективные методики в психодиагностике iconКурсовая работа по психодиагностике
Понятие команды и спортивной команды. Особенности формирования команды в синхронном плавании
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы