Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 icon

Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53



НазваниеБиография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53
Дата конвертации15.07.2012
Размер372.28 Kb.
ТипБиография
Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества


Уральский Институт Экономики Управления и Права Экономический факультет Реферат ПО ФИЛОСОФИИ Тема: Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы ФК-101 Касимовцев Дмитрий Александрович Руководитель: проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург - 2000 Содержание:1. Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53. Глава II:Переломный период или переход от догматическогок критическому 104.Глава III: Критический период: а) «Критика чистого разума» 14 б) Этика по Канту 18 в) Эстетика по Канту 215. Глава IV: Завершение пути 266. Заключение 287.Список литературы 30 Введение. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И. Кант Приступая к описанию жизненного пути известного немецкого философаИммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения еготворчества. Канта принято называть «основоположником немецкой классическойфилософии». Действительно, почти все виды классического и современногофилософствования, так или иначе, восходят к творчеству этого мыслителя. Еготруды положили начало знаменательной традиции в европейском духовномразвитии. Суть её состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперёдрассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства,которое бережно хранится, но не превращается в фетиш. Канта сравнивают сСократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий учёный впервые вистории философии отвлёкся от космоса и занялся изучением человеческойприроды. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забываето вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законахбытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. ИдеиКанта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально онизвучат на данном этапе развития человеческого общества – в периодгуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии. Исследование философского наследия Канта осложняется множественностью иразнообразием источников сведений о его жизни и творчестве. Необходимоотметить, что у Канта смолоду выработалась привычка любую пришедшую вголову мысль немедленно заносить на бумагу. Иногда это были специальноподготовленные листы, чаще – первый попавшийся на глаза клочок: только чтопоступившее письмо, счёт от торговца и т.д. На таких клочках можно найтипоражающие глубиной идеи – прозрения, которые обгоняют систематизированнуюмысль. Встречаются и незаконченные фразы, и отточенные афоризмы, изаготовки будущих работ. Это важнейшее дополнение к завершённымпроизведениям философа. Была у Канта и другая привычка. Некоторые своилекционные курсы он читал по чужим учебникам: логику – по Майеру,метафизику – по Баумгартену. Готовясь к занятиям, он имел обыкновениезаписывать на полях учебников, на форзаце, титуле и других свободныхместах, даже в тексте между строчками, всё то, что приходило ему в голову вэтот момент. За многие годы преподавания, принадлежащие ему учебники,оказались испещренными тысячами заметок. Одни записи в книге Майера«Логика» составили почти целиком содержание шестнадцатого томаакадемического собрания сочинений. А все черновые наброски составляютдесять томов – больше, чем опубликованные работы. Даты в записях Кантаотсутствуют, но на основании целого ряда признаков публикатору кантовскогорукописного наследия Э. Адикенсу удалось не только рассортировать материалтематически, но и приблизительным образом расположить его в хронологическомпорядке. В результате современный читатель располагает своеобразным научнымдневником Канта. Для того чтобы составить верное представление о характере,привычках философа, важно также исследовать сохранившиеся до настоящеговремени соответствующие свидетельства его современников. Таким образом,помимо законченных произведений философа, исследователю, биографу – любому,кто решается писать о жизни и творчестве Канта, необходимо внимательноизучать заметки, черновые наброски, неоконченные работы философа, в которыхзачастую содержатся идеи, поясняющие, развивающие мысли, высказанные воконченных произведениях, а также множество других, дошедших досовременного читателя источников, в которых содержатся сведения о егожизненном и творческом пути. Как автор данного реферата, я не претендую на всестороннее иисчерпывающее рассмотрение философского учения Канта. Работа посвящена,прежде всего, описанию жизни учёного. Но у Канта нет иной биографии, кромеистории его духа. Все свои сознательные годы Кант искал истину. Но истина –процесс. Никогда философом не овладело чувство, что, всё сделано, чтообретён абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал своё учение. Его жизнь –непрестанное духовное развитие, вечный поиск, вплоть до последних лет,когда мысль вышла из-под его контроля. Материал в данной работе изложен в хронологическом порядке, с учётомтрадиционного деления творческого пути Канта на два периода. Границу междуними различные исследователи определяют по-разному. Одни считают такойграницей середину 60-х годов XVIII века, другие – приблизительно 1770 год.По-видимому, допустимы обе точки зрения, так как переход Канта с одногоэтапа на другой происходил постепенно, путём долгих и часто мучительныхисканий. Первый этап – так называемый «докритический» или «догматический».В этот период философ занимался главным образом естественнонаучнымипроблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную»космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюциясолнечной системы выводится из существования «первоначальной туманности». Вэто же время философ высказал предположение о существовании большойвселенной, галактик вне нашей галактики, развил учение о замедлениисуточного вращения Земли в результате приливного трения и учение оботносительности движения и покоя. В философских работах этого периода Кантпытается обосновать идею абсолютного совершенства нашего мира и, на основеизучения работ Лейбница, провести различие между основанием реальным иоснованием логическим. Своё состояние в эти годы сам Кант называл«догматическим сном». Он мыслит как догматик, преувеличивая роль формально-дедуктивных методов мышления, по сравнению с опытным знанием. Второй этап –так называемый «критический». В работах этого периода последовательноизлагались: «критическая теория познания», этика, эстетика и учение оцелесообразности природы. Основное внимание философа сосредоточилось накритическом анализе познавательных способностей человека, на разработкесоответствующей теории познания. Под влиянием скептицизма и эмпиризма Юма,Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечениесовременников мистикой и «духовидением». В этот период он придает большоезначение использованию в философии опытного знания. Объём данного рефератане позволяет уделить должное внимание исследованию всех подробностей жизнии творчества Канта. Поэтому, в ней рассмотрены лишь наиболее значимыеэпизоды и наиболее важные его произведения, характерные для каждого изэтапов. Глава I. Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семьешорника Иогана Георга Канта. Сам Кант полагал, что его предки были родом изШотландии, но современные исследователи установили, что его прадед по отцубыл выходцем из Латвии, а по матери – уроженец Пруссии. Рос Кант на окраинегорода среди мелкого торгового и ремесленного люда. В семье было пятеродетей. Маленького Иммануила воспитывали в обстановке уважения к труду,честности и пуританской строгости. С детства мальчик обладал хилымздоровьем, и мать – Анна Регина – старалась привить сыну физическое инравственное здоровье, разбудить пытливость и воображение. В1730 году Кант поступил в начальную школу, а в 1732 году по советудруга семьи Кантов пастора Франца Альберта Шульца мальчика отдали вгосударственную церковную гимназию – «коллегию Фридриха», на латинскоеотделение. Основными предметами в гимназии были латынь (до 20-ти часов внеделю) и богословие. Обязательными были также греческий и древнееврейскийязыки, изучение которых входило в программу курса богословия. Проводилисьфакультативные занятия по математике, музыке, французскому и польскомуязыкам. Естествознание и история не преподавались. Благодаря природнымспособностям и прилежанию Кант, несмотря на хилое здоровье, был одним излучших учеников гимназии. Его родители хотели, чтобы мальчик сталсвященником, но под влиянием преподавателя латыни Генденрейха Кант увлёксяантичной поэзией, филологией и неприязненно относился к внешним проявлениямрелигиозного культа. Осенью 1740 года в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергскийуниверситет. До сих пор неизвестно точно, на каком факультете он учился,так как в сохранившихся списках студентов нет указаний на то, к какомуфакультету относился каждый из них. В университете существовало четырефакультета, три из них: богословский, медицинский и юридический относилиськ «высшим», а философский – к «низшим». Согласно приказу ФридрихаВильгельма I, студенты могли числиться только на одном из высшихфакультетов, так как «солдатскому королю» нужны были, прежде всего,грамотные служащие, а к философии он относился достаточно скептически.Первые биографы Канта полагали, что он выбрал теологию, однако,проанализировав перечень предметов, которым будущий философ уделялнаибольшее внимание, можно сделать вывод, что он, вероятно, учился намедицинском факультете. Гимназическое увлечение филологией сменилосьинтересом к физике и философии. Сильное влияние на становление Канта в этотпериод оказал профессор Мартин Кнутцен. От него молодой человек впервыеуслышал имя Ньютона и под его руководством на четвёртом году обученияпринялся за первое самостоятельное сочинение по физике. Первую свою работуКант писал три года – с 1743 по 1746 год. Называлась она «Мысли об истиннойоценке живых сил». Эта работа представляла собой попытку выступить арбитромв споре Картезианцев и Лейбницев об измерении кинетической энергии.Создавая эту работу, Кант, по-видимому, не знал, что уже в 1743 годуДаламбер дал универсальное решение проблемы, выразив его формулой F=m*v2/2.Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однакоработа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения освязи трех мерности пространства и закона всемирного тяготения. «Мысли …»печатались с 1746 по 1749 год. После выхода книги в свет, Кат посылает поэкземпляру швейцарскому ученому и поэту Альбрехту Галлеру и математикуЛеонарду Эйлеру, однако, ответа на эти почтовые отправления он не получил.Возможно, причиной тому послужил описанный выше промах молодого учёного.Несмотря на то, что первая работа не принесла Канту известности и уступает,естественно, по масштабу более поздним его трудам, уже в этой работепроявилась характерная черта всей его философии – соединениебескомпромиссного стремления к истине со склонностью к разумнымкомпромиссам, когда налицо две крайние точки зрения. В 1747 году, не защитив магистерской диссертации, Кант впервые покидаетКенигсберг. Однако его странствия ограничиваются пределами ВосточнойПруссии. В глухой провинции философ пробует себя в роли домашнего учителяпоследовательно в трёх семьях: пастора деревни Юдшен в Литве, богатогопомещика под Остероде и графа Кайзерлинга. В Прусском захолустье Кантприобрёл педагогические навыки, прошёл школу житейского опыта. Свободныйдоступ к книгам и обилие свободного времени заложили фундамент будущейнаучной деятельности. В этот период Кант написал рукопись по астрономии«Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образованиенебесных тел и причины их движения общими законами развития материи всоответствии с теорией Ньютона». Статья была написана на конкурсную тему,предложенную Прусской академией наук, но молодой учёный не решился принятьучастие в конкурсе. Статья была опубликована только в 1754 году послевозвращения Канта в Кенигсберг. Несколько позднее, в конце лета 1754 года,Кант публикует вторую статью, посвященную также вопросам космогонии, -«Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две статьибыли как бы прелюдией к космогоническому трактату, который был вскоренаписан. Его окончательное название гласило «Всеобщая естественная историяи теория неба, или попытка истолковать строение и механическоепроисхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона”. Трактат вышеланонимно в 1755 году, и вскоре в одном из Гамбургских изданий появиласьодобрительная рецензия. Работа представляет собой своеобразную попыткусочетать пытливость натуралиста с привычными с детства догматами церкви.Приступая к изложению космогонической системы Кант, озабочен одним: каксогласовать её с верой в бога. Философ убеждён, что противоречия между егогипотезой и традиционным религиозным (христианским) верованием нет. Однако,очевидно некоторое сходство его взглядов с идеями древних материалистов –Демокрита и Эпикура. Как и эти философы, Кант полагал, что первоначальнымсостоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества, атомов. Онпоказал, как под воздействием чисто механических причин из первоначальногохаоса материальных частиц могла образоваться наша солнечная система. Такимобразом, философ отрицал за богом роль «зодчего вселенной». Однако он виделв нём всё же творца того первоначально рассеянного вещества, из которого(по законам механики) возникло нынешнее мироздание. Проблемой, которую Кантне смог решить естественнонаучным путём, была проблема возникновенияорганической природы. Философ признавал что, законов механики недостаточнодля понимания сущности жизни. Естественно, что возникновение живой природыон объяснял также существованием и деятельностью бога. К концу 1775 года Кант был уже автором двух статей и двух серьёзныхтрактатов по вопросам космогонии, приобрёл некоторую известность в учёныхкругах Пруссии, однако всё ещё числился студентом, или, точнее, кандидатом(так в Германии именовались лица, прослушавшие курс лекций в высшем учебномзаведении, но не завершившие должным образом своё образование). Задумываясьо будущем, Кант видел себя университетским преподавателем. За годы работыдомашним учителем он скопил небольшую сумму, необходимую для началаакадемической карьеры. Для осуществления мечты ему оставалось получить лишьучёную степень. 17 апреля 1755 года Кант попадает на философский факультетмагистерскую диссертацию «Об огне» и через четыре недели сдаёт устныймагистерский экзамен. 12 июня 1755 года в Кенигсбергском университетесостоялся торжественный акт возведения молодого философа в учёную степень.Однако получение степени магистра не означало автоматического принятия всостав преподавателей университета. Для того, что бы получить право читатьлекции, Канту предстояло пройти габилитацию (так именовалась защитаспециальной диссертации в публичном диспуте). Новая диссертация Кантаназывалась «Новое освещение первых принципов метафизического познания».Защитив её, учёный получает звание приват-доцента, т.е. внештатногопреподавателя, труд которого оплачивался самими студентами. В первую своюуниверситетскую зиму Кант читал логику, математику, метафизику иестествознание. Затем к ним прибавились физическая география, этика имеханика. В то время не создавалось культа из узкой специальности, ибудущий философ смог полностью проявить свои разносторонние знания. Еголекции пользовались неизменным успехом среди студентов. Минимальнаянагрузка составляла 16, а максимальная – 28 часов в неделю. Естественно,что во второй половине 50-х годов Кант почти ничего не пишет. Самымзначительным трудом этого периода, можно назвать диссертацию «Физическаямонадология», которую Кант написал, безрезультатно претендуя наэкстраординарную (без оклада) профессуру. Преподавание поглощает всё времяи все силы, но безбедное существование было обеспечено. В этот периодестественнонаучные материи по-прежнему занимают доминирующее положение вдуховных исканиях Канта, но наряду с этим усиливается и интерес кфилософии. Первой собственно философской работой была габилитационнаядиссертация «Новое освещение первых принципов метафизического познания». Вней Кант исследует установленный Лейбницем принцип достаточного основания.Он проводит различие между основанием бытия предмета и основанием егопознания, реальным и логическим основанием. В этих рассуждениях Кантасодержится зародыш будущего дуализма: мир реальных вещей и мир наших знанийне тождественны. Принцип достаточного основания философ соотносит споведением человека. Так в этой диссертации впервые возникает проблемасвободы, которая в будущем превратится в лейтмотив всего творчества Канта.Он считает, что идея определяющего основания не противоречит свободе. Онпонимает свободу как сознательную детерминизацию поступка, как приобщение кволе мотивов разума. В дальнейшем, развивая эту идею, философ придёт квыводу, что человек не может полагаться только на свои влечения, так каквсе они жестко детерминированы природой, и поступать в соответствии с ними– значит оставаться животным. В целом в этой диссертации Кант отстаиваетлейбцианско-вольвианскую точку зрения. Хотя в некоторых существенныхдеталях, например при разрешении проблемы взаимоотношения души и тела, емуближе идеи Ньютона. Что касается гармонии бытия и его всеобщейустремлённости к благу, то он пока в этом не сомневается. Значительное влияние на Жизнь и творчество Иммануила Канта оказалавойна Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссияпотерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскимивойсками. В составе Российской Империи появилась новая административнаяединица, и 24 января 1758 года город присягал на верность русскойимператрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университетапринёс присягу и Кант. Войны в XVIII веке почти не затрагивали мирноенаселение. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались.Напротив, к обычным лекциям прибавились ещё и занятия с русскими офицерами.Кант читал для русских фортификацию и пиротехнику. Некоторые биографыфилософа считают, что его слушателями в это время могли быть такиеизвестные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможаГригорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусскойстолице своего отца генерала В.И. Суворова. В декабре 1758 года умер профессор философии Кипке. На освободившеесяместо объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший своюкандидатуру по настоянию давнего благожелателя – пастора Шульца, которыйстал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пятикандидатов Академический совет выбрал двух – математика Бука и Канта.Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа.Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и попреподавательскому стажу. Может, сыграло роль и другое обстоятельство.Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение вгубернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностнымсторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, чтоБолотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решениеданного вопроса, предпочёл передать кафедру философии математику Буку,равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. Вэтот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу еготворчества. Много лет спустя философ назовёт своё состояние в магистерскиегоды, свою приверженность к вольфианству «догматическим сном». Он запретитпользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как «Опытнекоторых рассуждений об оптимизме» (1759) и «Мысли магистра ИммануилаКанта… по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа»(1760), в которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира,высказывал мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как илюбое другое отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого.Очевидно, что подобные утверждения противоречат идее: «Человек есть цельсама по себе», которую он развивал в более поздние годы. Глава II. 1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшуюроль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию егокритической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака Руссо.Руссо стал для Канта, по признанию последнего, «вторым Ньютоном». Если подвлиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос,устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли емузаглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствииназывал ещё и Давида Юма в качестве мыслителя, который «помог емупробудиться от догматического сна». Руссо повлиял на Канта как на человекаи моралиста, Юм подтолкнул его к новым теоретико-познавательным поискам,пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания. В преддверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,брошюру – приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основноместественнонаучные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взятфилософский вопрос. Брошюра называлась «Ложное мудрствование в четырёхфигурах силлогизма» и содержала первую попытку критики формальной логики,служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианскоепреклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительнойдеятельности человека для познания, и был убеждён, что возможностивыведения одних понятий из других путём построения умозаключенийбесконечны. В этой работе он серьёзно задумывается над тем, как ввести вфилософию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная в 1762году работа «Исследование очевидности принципов естественной теологии иморали». Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинскойакадемией наук. Работа не получила первой премии, однако была признанапочти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этойработе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественноммногообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируяуказанную проблему, учёный приходит к выводу, что истинная философия ещё ненаписана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, которыйНьютон ввёл в естествознание и который принёс там столь плодотворныерезультаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, -это не только показания чувств, но и «внутренний опыт», непосредственноочевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнемустановится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказываетважное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзясмешивать истину и благо, знание, и моральное чувство. Грядущую философскуюреволюцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате «Опытвведения в философию понятия отрицательных величин». Внимание мыслителяпривлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений– установленное ещё в габилитационной диссертации различие между логическими реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики можетбыть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположностьсостоит в том, что относительно одной и той же вещи какое-либо высказываниеили утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в результате чегополучается ничто. Иное – реальная противоположность, которая стоит впротивонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет другое, носледствием будет нечто реально существующее. В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, на котороготот сразу обратил внимание. Молодой человек числился на теологическомфакультете, обладал незаурядными способностями и усидчивостью, писалнеплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта – Галлеру и Попу. Это былИоган Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходской школы в Морунгене. УКанта Гердер прослушал все его тогдашние курсы – метафизику, мораль,логику, математику и физическую географию. Старательно записывал их,приводя дома свои конспекты в порядок. Сохранились все его записи –аккуратные, ясные, обстоятельно излагающие суть проблем волнующих философа.На основании этих конспектов и работы Канта «Единственное возможноеоснование для доказательства бытия бога», вышедшей в конце 1762 года, можносудить о том какие вопросы пытался разрешить философ в этот период. Кантговорит о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на чужом опыте мыне можем убедиться в его существовании. Исследователю остаётся положитьсяна разум: только система рассуждений (Кант приводит её в своей работе)приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимоесущество. Встаёт, однако, вопрос: не подрывает ли подобное отношение крелигии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия – разныевещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный суд. Привоспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом прививатьпонятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и вырастетхитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать культурепослушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закончеловеческого поведения – «поступай в соответствии со своей моральнойприродой». В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят иуважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить внаучную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом,аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам.Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году «Наблюдения над чувствомвозвышенного и прекрасного» принесли ему славу модного автора. Но он всёещё приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В берлинепонимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года изминистерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложениезанять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало вКенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шёл к нейпрямой дорогой. Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля былообещано «весьма умелого и с всеобщим успехом преподающего доцента Кантавыдвинуть при первой же возможности». Значительное место среди работ этогопериода занимает работа «Грёзы духовидца, пояснённые грёзами метафизики»,экземпляры которой были посланы Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, аскорее эссе, посвящённое деятельности Иммануила Сведенборга, человеканеобыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославилсясвоими работами по механике, горному делу, минералогии, а под старостьобъявил себя ясновидцем, которому сам бог поручил основать новую церковь.«Грёзы…» примечательны тем, что на одну доску с «духовидцами» Кант ставит иприверженцев спекулятивной метафизики. Метафизики тоже грезят, и свои идеипринимают за подлинный порядок вещей. Он смеётся не только надвизионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он призывает людейнауки полагаться только на опыт, представляющий собой «альфу и омегупознания». Таким образом, Кант прощается с вольфианской метафизикой,приверженцем которой он был ранее. К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только вПруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать«Биографии знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за еёпределами». Кант включён в сборник, и автор обращается к нему занеобходимыми материалами. Почти одновременно приходит приглашение на работув Эрланген. Куратор местного университета предлагает Канту занять толькочто созданную кафедру теоретической философии. Кант отклоняет этопредложение. Извиняясь и отказываясь от этого предложения, философссылается на привязанность к родному городу, а также на «возможныепроблески близкой вакансии» у него дома. Наконец 31 марта 1770 года мечтаКанта сбылась. Специальным указом короля он был назначен ординарнымпрофессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить ещё однуформальность, без которой назначение было недействительно: необходимозащитить профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась «О форме ипринципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». В ней былзафиксирован новый «переворот» во взглядах, совершившийся, по словам самогоавтора, год назад. На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позициипришёл своеобразный дуализм во взглядах. Канта уже не волнует вопрос, какданные органы чувств связаны с интеллектом, - он развёл в разные стороныэти два вида духовной деятельности. «Источники всех наших представлений, -говорится в работе, - либо чувственность, либо рассудок и разум. Первыедают нам причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствампознающего субъекта.…Вторые относятся к самим предметам». Чувственность, сточки зрения Канта, имеет дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный,то есть умопостигаемый, предмет он называет ноуменом. Мир, рассматриваемыйкак феномен, существует во времени и пространстве. Но время и пространствоне есть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективныеусловия, изначально присущие человеческому уму для координации между собойчувственно воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, то есть в сферепредметов самих по себе, времени и пространства нет. Это утверждение явнопротиворечит позиции Лейбница и Вольфа, признавших подлинную реальностьпродолжительности и протяженности. Ещё недавно Кант призывал наукуопираться исключительно на опыт, теперь у него другая забота – предостеречьеё от переоценки опыта. Философ осознаёт, что принципы чувственногопознания не должны выходить за свои пределы и касаться сферы рассудка.Позднее он уточнит свою мысль: «в чисто эмпирическом блуждании безруководящего принципа, в соответствии с которым следовало бы искать,никогда нельзя найти что-либо целесообразное». В письме к Ламберту, котороесопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создатьспециальную дисциплину – «общую феноменологию» с задачей очертить пределычувственного познания, дабы не переносить его на предметы «чистого разума».Дарственные экземпляры диссертации были вручены также Мендельсону ипрославившему себя работами по философии искусства И. –Г. Зульцеру. Вскореодно за другим пришли три ответных письма. Кант не ответил ни на одно изних. Каждое ставило перед ним проблемы, влекло за собой размышления, покабезрезультатные. Через четырнадцать месяцев он пишет своему берлинскомудругу Марку Герцу и просит его принести извинения Ламберту, Мендельсону иЗульцеру. В этом письме уже есть нечто большее, чем констатация факта, чтонадо ещё думать над выдвинутыми возражениями и собственными идеями. Датуэтого письма (21 февраля 1772 года) принято считать днём рождения главногофилософского труда Канта. Первоначальное его название гласило «Границычувственности и рассудка», но уже в первоначальном варианте текставозникает выражение «критика чистого разума». Будущая книга, по мнениюКанта, должна дать «ключ к тайне всей метафизики». Глава III. Шли годы. Голос Канта в печати умолк надолго. После диссертации «Оформе и принципах…», и кроме двух заметок по поводу «Филантропина», философнапечатал лишь рецензию на книгу Москати о различии в строении тела людей иживотных, а также уведомление о лекциях на 1775 год («О различныхчеловеческих расах»). Молчание длилось одиннадцать лет. Новая книга неполучалась. Так медленно Кант ещё никогда не работал. Что-то главное всёвремя ускользало. Обретённая, казалось бы, истина вновь оборачиваласьнеразрешимой загадкой. Наконец «Критика чистого разума» была написана.Большие куски были созданы давно, поэтому весной и летом 1780 года Кантуудалось завершить работу. Он знал слабости книги – главным образомстилистические, но переписывать её сил уже не было, к тому же ему нетерпелось вынести своё детище на суд общественности. Первоначально Кантхотел посвятить книгу Ламберту, проявившему столь живой интерес к еготеоретическим исканиям, но того уже два года не было в живых. В марте 1781года философ написал посвящение министру Цедлицу, а в мае книга увиделасвет. Предисловие к «Критике чистого разума» начинается с цитаты из ФренсисаБэкона. В своё время Бэкон выступил с критикой схоластического разума ижитейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившиесяпредрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность.Кант видел себя продолжателем этого начинания. Свою задачу философ видит втом, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два видаодностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания –догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которомупринадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков.Первые прибывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счётпридерживаются чёткого («догматического») взгляда. Кант предлагает третийпуть – единственно здравый, по его мнению, - путь критики. Причём речь идётне о критике каких-либо книг и философских систем, а о критике самогоразума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы, то ни былоопыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить егов дело. Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается всвоевременности своего начинания. Познакомимся теперь с некоторыми основными идеями «Критики чистогоразума». Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничиваетсяим. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, иносит, по выражению философа, «априорный» (доопытный) характер.Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное – всеобще инеобходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения оврождённых идеях. Во-первых, тем, что, по Канту, доопытны только формызнания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во-вторых, самидоопытные формы не являются врождёнными, а имеют свою историю. Реальныйсмысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий кпознанию, располагает определёнными, сложившимися до него формами познания.Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, товесь его объём в конечном итоге взят из всё расширяющегося опытачеловечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыткосвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие междуаналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющийхарактер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирическиесуждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорныесинтетические суждения? Это главный вопрос «Критики чистого разума». В том,что они существуют, Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были быобязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить ихпроисхождение. Главный вопрос работы – как возможно чистое, внеопытноезнание – распадается на три. Как возможна математика? Как возможноестествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда трираздела основной части «Критики…»: трансцендентальная эстетика, аналитика,диалектика (Второй и третий разделы вместе образуют трансцендентальнуюлогику). Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что онаизучает переход в систему знаний условий опыта через познавательнуюспособность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному,которое остаётся за пределами возможного опыта, по ту сторону познания.Здесь мы затрагиваем важную проблему кантовского учения, которую он ставитна первых же страницах своей работы. Речь идёт о том, что опытные данные,поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об окружающем насмире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают егокопией вещей. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, что онапредставляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное различие. Вдиссертации 1770 года Кант утверждал, что ноумены постигаютсянепосредственно умом, теперь он считает их недоступными любому пониманию,трансцендентными. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знаниевсё же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы неувеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучаетвопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него.Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, иавтор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляютсобой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнениюКанта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истиныдля всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины «не может бытьдан». Однако философ отверг всеобщий критерий только относительносодержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает:непротиворечивость рассуждений. Он понимает, что запрет противоречия,представляет собой «только негативный критерий истины», но, руководствуясьим, всё же можно возвести прочные конструкции науки. Важное место вфилософских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частейпознания – чувственное познание. По Канту, существуют две априорные,доопытные формы чувственности – пространство и время. Пространствосистематизирует внешние ощущения, время – внутренние. Философ не отрицалэмпирической реальности пространства и времени. Его взгляд на пространствои время был в известной степени реакцией на механические представления обабсолютной длительности и не связанном с ней пустом вместилище вещей. Кантрассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь этареализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих посебе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Бесспорнымдостижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношениесозерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположныхнаправления в теории познания – сенсуализм и рационализм. Сенсуалистыполагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты,соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы невидели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнулне сводимость одного «ствола познания» к другому. Научное знание, по егомнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной вгносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философвидел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривалаинтеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают тудалибо естественным, либо сверхъестественным путём. Новое, на чёмкатегорически настаивал Кант, состояло в признании активной роличеловеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло емуобъяснить один из самых загадочных процессов – образование понятий. Кантвидит в человеческом интеллекте заранее возведённую конструкцию –категории, но это ещё не само научное знание, это только его возможность,такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этихвозможностей возникло понятие «продуктивное воображение». В работенедвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного,творческого начала. Автор говорит о «спонтанности мышления». Рассудок,благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно,помимо сознательного контроля, создаёт свои понятия. Продуктивноевоображение – это рабочий инструмент синтеза чувствительности и рассудка.Такова одна из центральных идей «Критики чистого разума». Деятельное началов интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением, представляетсобой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужнаещё в одном важном деле – в их использовании. Учёный должен не толькорасполагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применятьих в конкретных, единичных обстоятельствах. Кант называет это интуитивноеумение способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении: Когда возникают абстракции, и когдаэти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случаедействует продуктивное воображение, во втором – способность суждения. Безних функционирование рассудка невозможно. Философом описаны также другиевиды интуиции, в её современном понимании, - в работе речь идёт охудожественной и нравственной интуиции. Кроме рассудка и интуитивнойспособности суждения, Кант называет ещё одну сферу интеллектуальнойдеятельности, высшую её форму – разум. В широком смысле слова разум дляфилософа равнозначен всему логическому мышлению. Разум – высшая контрольнаяи направляющая инстанция, и, в отличие от рассудка, который является сферойнауки, - это сфера философии и диалектики. Диалектика по Канту – логикавидимости. Дело в том, что разум обладает способностью создавать иллюзии,принимать кажущееся за действительное. Задача критики – внести ясность.Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями(сфера рассудка), а с идеями. Идея – это такое понятие, которому всозерцание не может быть дан адекватный предмет. Разум непосредственнонаправлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле длядеятельности. Разум вырабатывает основные положения, общие принципы,которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям. Онвыполняет управляющую функцию в познании, он направляет рассудок копределённой цели, ставит перед ними задачи (функция рассудкаконститутивна, то есть, конструктивна, он создаёт понятия). Разум очищает исистематизирует знание. Именно благодаря ему теории переходят в практику,идеи регулируют не только наше познание, но и наше поведение. Втеоретической сфере велика роль идей. Разум доводит рассудочныйкатегориальный синтез до предела, создавая максимально широкие обобщения,выходящие за границы опыта. Теоретические идеи, по Канту, образуют систему,выведенную из трёх возможных вариантов отношения к реальности: во-первых,отношение к субъекту, во-вторых, - к объекту, в-третьих, - к тому и другомувместе, то есть ко всем вещам. Отсюда возникают три класса идей: о душе, омире, о боге. Кант считает, что как раз в области идей разум нуждается всамой основательной проверке и самокритике. Таковы основные идеи «Критики чистого разума». Работа завершаетсяпрограммой на будущее. Ни о каких новых «критиках» автор не помышляет.Критическая работа завершена. Философу предстоит изложение позитивных началметафизики. До него в метафизике «можно было нести всякий вздор, неопасаясь быть уличённым во лжи», так как она не располагает теми средствамипроверки, которые есть у естествознания. Поэтому до сих пор метафизика небыла наукой, но у неё, по мнению Канта, есть возможность таковой стать. Позамыслу мыслителя, вся система метафизики должна состоять из четырёх частей– онтологии (учение об общих принципах бытия), физиологии (учение оприроде, которое распадается на физику и психологию), космологии (наука омире в целом) и теологии (наука о боге). Однако Кант фактически не ответилна вопрос, заданный в начале «Критике…», - как возможна метафизика вкачестве науки? Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил вседогматические построения в этой сфере, но дальше декларированиянеобходимости новой научной философии пока не пошёл. Выход в свет «Критики чистого разума» не вызвал сенсации. Читаласькнига с трудом, без интереса. Никто Канта публично не бранил, никто ему невозражал, лишь изредка до него доходили жалобы на непонятность. Сразу жепосле появления книги философ разослал дарственные экземпляры своим друзьями знаменитостям: в первую очередь министру Цедлицу, Марку Герцу,Мендельсону, затем придворному проповеднику Иоганну Шульцу. Первых ответовпришлось ждать около двух лет. За это время не вышло ни одной серьёзнойрецензии. Это действовало на философа удручающе. Тем более что он вовсе несчитал великие умы обречёнными на непонимание. Наоборот, он твёрдо верил,что самые сложные произведения можно и нужно сделать общедоступными.Теперь, когда главное было позади, Кант мог позаботиться и о том, чтобы егоправильно поняли. Ещё в дни типографской работы над книгой он высказывалнамерение общедоступно изложить содержание своего главного труда. Теперьфилософ больше не откладывал завершение компендиума «Критики чистогоразума». Под название «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущейпоявиться в качестве науки» весной 1783 года книга вышла из печати.«Пролегомены» явились переложением «Критики…», и были значительно корочеосновного труда, но не более популярны. Акцент в них был перемещён напроблему метафизики. Наконец, в 1785 году, основательно проштудировав трудКанта, упомянутый выше пастор Шульц, написал обстоятельную рецензию. Вскореона была выпущена отдельной книгой. Пастор считал себя вправе вступить спопуляризацией учения канта, поскольку «Пролегомены» этой задачи не решили.«Разъясняющее изложение «Критики чистого Разума»» представляет собойдобросовестный комментарий к кантовской теории познания. Только такимобразом проблема популяризации труда Канта была, наконец, разрешена. *** Весной 1784 года Кант отметил своё шестидесятилетие. Юбилей застал егов расцвете духовных сил. Уже прожито было три четверти отпущенных лет, ноне написана ещё и половина произведений. Теперь они появляются одно задругим – книги, статьи, рецензии. Кант расширяет рамки критическойфилософии: принципы, найденные в теории познания, применяет в социальныхсферах. Обретённая истина подвергается многократной проверке, выдержавкоторую получает дополнительное обоснование, а, не выдержав, заменяетсяновой, подвергающейся, в свою очередь, проверке, уточнению исовершенствованию. В середине 80-х годов XVIII века Кант особое вниманиеуделяет размышлениям над философией истории. В ноябре 1784 года вышла егостатья «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Статьяоткрывается констатацией обстоятельства, которое в XVIII веке стало болееили менее общим достоянием, - действия законов в жизни общества. Затем,Кант высказывает мысль о несовпадении личных целей и общественныхрезультатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человеканаличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие,злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но еслиотвлечься от них, то в общем, ходе истории можно увидеть некую общую длявсего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка вчеловечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонностьвступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление,которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимнойлюбви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает,что путь раздора в конечном итоге ведёт к достижению всеобщего правовогогражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода,совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществебудет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в такихусловиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных вчеловеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить внекоторых более поздних работах, например, в статье «Предполагаемое началочеловеческой истории» (1786). В 1787 году «Критика чистого разума» была издана повторно. Тем временемКант был избран ректором университета (на этой должности находились втечение года), а Берлинская академия наук включила его в число своих членов(это пожизненно). К этому времени философ не мог пожаловаться на невниманиек своему труду, разве что на непонимание. Одна за другой появлялись уже нестатьи, а целые книги, направленные против него. Его обвиняли в скептицизмеи субъективном идеализме. Отвечать всем не было возможности, да инеобходимости: одновременно с количеством критиков росло и числосторонников. Сам Кант лишь в редких случаях отвечал своим оппонентам.Научный спор, по его мнению, интересен тогда, когда можешь сказать что-тоновое. Уличать противника в недобросовестности или глупости – занятиенеблагодарное, тем более что перед Кантом открылся, наконец, неизведанныйконтинент мысли, вокруг которого давно спорили великие философы и ккоторому он сам стремился много лет. Речь идёт об этике. В этой областизаслуги Канта не менее велики, чем в гносеологии. Именно интерес кэтическим проблемам и трудности, встающие при их решении, в первую очередьпобудили Канта взяться за написание «Критики чистого разума». Первоесистематическое изложение этики Кант предпринял в книге «Основы метафизикинравов», которая увидела свет в 1785 году. Философ стремился показатьединство практического и теоретического разума, (то есть нравственности инауки). В 1785 году он считал, что он не в состоянии решить подобнуюзадачу. Как только она оказалась ему по плечу, он написал «Критикупрактического разума». Книга вышла в свет в 1788 году. Содержание этих двухэтических работ частично повторяет, частично дополняет друг друга. В нихизложены лишь начала кантовского учения о нравственности. Только впреклонном возрасте философу удалось создать труд, где его этика предсталав завершённом виде, это – «Метафизика нравов». Новое слово, сказанноеКантом о поведении человека, - автономия нравственности. Предшествовавшиетеории были гетерономны, то есть выводили мораль из внешних по отношению кней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных принципов в некоемпринудительном предписании – воле бога, установлениях общества, требованияхврождённого чувства. Другие настаивали на том, что представление о добре изле суть производные от целей, которых добивается человек, и последствий,которые вытекают из его поведения, от его стремления к счастью,наслаждению, пользе. Кант утверждает принципиальную самостоятельность исамоценность нравственных принципов. Добро есть добро, даже если никто недобр. Критерии здесь абсолютны и очевидны. Философский анализ нравственныхпонятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложеныв разуме человека. Исходное понятие этики Канта – автономная добрая воля.Она не пассивна, от её носителя мыслитель требует действия, поступка.Моральный поступок выглядит как результат некого внутреннего императива(повеления), порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающейдействительности. В связи с этим философ подчёркивает первенствопрактического разума по сравнению с теоретическим. Главное – поведение, азначение вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужноспециального обоснования, достаточно интуиции («способности суждения»).Здесь Кант расходится с «первооткрывателем» морали Сократом, для которогодобро совпадает со знанием и отсутствие знания является единственнымисточником всякого морального несовершенства. Таким образом, автор«Критики» и «Основ» выходит за пределы просветительского рационализма.Природа человека по Канту – его свобода. Свобода с точки зрения этики непроизвол, не просто логическая конструкция, при которой из данной причинымогут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свободаличности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другимилюдьми. «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам, - этоодно и тоже». Свобода человека возможна постольку, поскольку он – дитя двухмиров. Принадлежность к чувственно воспринимаемому миру делает человекаигрушкой внешней причинности, здесь он подчинён посторонним силам – законамприроды и установлениям общества. Но как член ноуменального мира «вещейсамих по себе» он наделён свободой. Эти два мира не антимиры, онивзаимодействуют друг с другом. Интеллигибельный мир содержит основаниечувственно воспринимаемого мира, а ноуменальный характер человека лежит воснове его феноменального характера. Раздвоенность человека устраняетсямеханизмом совести. Нельзя всё правильно понимать, но неправильно поступатьтоже. Определи сам себя, проникнись сознанием морального долга, следуй емувсегда и везде, сам отвечай за свои поступки – такова квинтэссенциякантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Существенное место вфилософской системе Канта занимает его философия религии, которая примыкаетнепосредственно к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не возникает избожественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведёт к религии.Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести всоответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимопризнать всемогущее моральное существо как владыку мира. Обоснованиюантитезиса посвящён трактат «Религия в пределах только разума». Кантприсматривается к прошлому, ищет социально-психологические корни веры вбога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал – добра изла. Философ начинает с размышлений о нравственной природе человека.Человек, утверждает он, по природе зол. В нём заключена неизбывнаясклонность творить зло, которая выглядит как приобретённая, будучи, однако,изначально ему присущей. Вместе с тем, человек обладает и первоначальнымизадатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить вправах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческойсклонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образемыслей и чувств самого человека и требует для этой цели наличияобщественной потребности в добре. Переживание вины (своей собственной иличужой, к которой ты лишь сопричастен) – основа морали. В учении о религиичётко проявился историзм кантовского мышления. Кант видит изначальное, посути дела безрелигиозное состояние людей, затем первый, ещё не совершенныйтип религии, который называется «богослужебным». Третий этап – вера разума.Богослужебная религия рассчитана на снискание благосклонности верховногосущества, которое можно умилостивить путём почитания, сакральными жертвами,соблюдением предписаний и обрядов. Человек льстит себя мыслью, что богможет сделать его счастливым без того, чтобы самому стать лучше. Религияразума – это чистая вера в добро, в собственные моральные потенции безпримеси какого бы то ни было расчёта, без переложения ответственности навысшие силы. Это религия доброго образа жизни, которая обязывает квнутреннему совершенствованию. Бог – это моральный закон, как бысуществующий объективно, это – любовь, - так говорится на страницах«Метафизики нравов», наиболее поздней этической работы автора. Христианствоавтор приемлет как нравственный принцип, как программу человеколюбия.Совершенствуя эту программу, он пытается обосновать её теоретически. *** В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходитновый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма, он уточняет (апорой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для негопроблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В «Критикечистого разума» вопрос остался открытым. С одной стороны, философубедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплинаневозможна. С другой – он декларировал программу создания новой метафизикикак науки о сверхчувственных вещах – боге и бессмертии души. В 1788 годустало известно, что Берлинская академия намеревается объявить конкурс налучшее сочинение по теме «Какие действительные успехи сделала метафизика совремён Лейбница и Вольфа». Кант в конкурсе не участвовал, хотя триждыпринимался за работу. Сохранившаяся рукопись красноречиво свидетельствует оего отношении к метафизике. Кант настаивает на том, что за пределамичувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобыпридать понятию объективность необходимо подвести под него какое-либосозерцание. Поэтому теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни освободе, ни о душе, отделённой от тела. «Практически мы сами создали себеэти предметы», мы верим в них и ведём себя соответствующим образом.Метафизика сверхчувственного возможна только с «практически-догматической»точки зрения. А метафизику природы Кант представляет себе лишь какразработку понятийного аппарата естественных наук. Метафизика есть критика,поправка к здравому смыслу, и ничего более, - можно прочитать в черновиках. Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об увлеченияхмолодости, о своей «первой любви» - естествознании. Он продолжал читатькурсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес кастрономии и «небесной механике» и написал две статьи на эту тему: «Овулканах и луне» и «Нечто о влиянии Луны на погоду». За два года до того,как заговорили о берлинском конкурсе, он выпустил работу «Метафизическиеначала естествознания». Если в «Критике чистого разума», набрасываяструктуру своей будущей философии природы, Кант разделил её на рациональнуюфизику и рациональную психологию, то теперь природу души он не считаетобъектом научного познания. Душа не экстенсивная величина, а описаниедушевных явлений – не естествознание, которое имеет дело только с телами.Философ принимал посильное участие в практической реализации научныхоткрытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсбергепервого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главныеинтересы мыслителя по-прежнему лежали в собственно философской сфере. Когдадля него выяснилась несостоятельность попытки заново построить разрушенноеим здание умозрительной метафизики, он стал искать новые пути созданияфилософской системы, так как в философии он ценил, прежде всего,систематичность. Общие контуры учения сложились у него давно, но системыпока ещё не было. Конечно обе первые «Критики…» связаны определённымобразом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единствомежду теоретическим и практическим разумом представлялось емунедостаточным. Не хватало какого-то важного опосредующего звена. Системафилософии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природойи свободой своеобразный «третий мир» - мир красоты. Когда он создавал«Критику чистого разума», он считал, что эстетические проблемы невозможноосмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирическийхарактер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщихзаконов. Термином «Эстетика» он обозначал тогда учение о чувственности, обидеальном пространстве и времени. Однако в 1787 году Кант сообщаетРейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, аименно «чувства удовольствия и неудовольствия». Теперь философская системамыслителя обретает более чёткие контуры. Он видит её состоящей из трёхчастей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:познавательной, оценочной («чувство удовольствия») и волевой («способностьжелания). В «Критике чистого разума» и «Критике практического разума»изложены первая и третья составные части философской системы –теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант пока называеттеологией – учением о целесообразности. Затем термин «теология» уступитсвоё место эстетике – учению о красоте. Задуманное произведение философнамеревался окончить к весне 1788 года. Но работа опять затянулась.Потребовалось ещё две весны, чтобы работа ушла в типографию. Трактатполучил название «Критика способности суждения». В работе «Критика чистогоразума» термином «способность суждения» обозначалась одна из познавательныхинтуитивных способностей. Если рассудок устанавливает правила, тоспособность суждения даёт возможность пользоваться этими правилами вкаждом конкретном случае. Теперь Кант размышляет над другим видоминтуиции, который называет «рефлективной способностью суждения». Речь идетоб отыскании по данному частному некоего формального общего, но не обабстрагировании общих признаков, - это дело рассудка. Применяя рефлективнуюспособность суждения, человек задумывается над целевым назначением данногочастного. Учение о целях – телеология; поэтому




Похожие:

Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 iconБиография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества Биография Иммануила Канта
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...
Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 icon"Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества" Преподаватель: Доцент Климов А. Я. Студент группы ву 2-2: Морозов П. Н. Москва, 1996 г. Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное не

Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 iconРеферат на тему: "Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества"
Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное...
Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 iconСодержание: Введение Теория познания И. Канта Этическая концепция И. Канта в философии И. Канта выделяют два периода: «докритический» и «критический». Объяснить каково различие между ними Заключение Список использованной литературы Введение
Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации,...
Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 iconРеферат на тему: Вчення І. Канта про пізнання та мораль. І. Кант "Критика чистого розуму"
Формування І. Канта як філософа. Факти з біографії, що передували розвитку філософських поглядів И. Канта
Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 iconРеферат на тему: Вчення І. Канта про пізнання та мораль. І. Кант "Критика чистого розуму"
Формування І. Канта як філософа. Факти з біографії, що передували розвитку філософських поглядів И. Канта
Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 iconРеферат на тему: Вчення І. Канта про пізнання та мораль. І. Кант "Критика чистого розуму"
Формування І. Канта як філософа. Факти з біографії, що передували розвитку філософських поглядів И. Канта
Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 iconНоваторская философия Иммануила Канта

Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 iconПонятие «вещи в себе» в философии и. Канта содержание введение 2 «вещь в себе»
Понятие «вещи в себе» как одно из основных в «Критике чистого разума» И. Канта. 7
Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества. Исполнитель: студент группы фк-101 Касимовцев Дмитрий Александрович проф. Пивоваров Данил Валентинович Екатеринбург 2000 Содержание Введение 32. Глава I: Начало пути и «догматический сон» И. Канта 53 iconЗачем (что говорит нам сегодня) этика Канта? Биография и основные сочинения Канта. Контекст этических традиций
Общефилософские основания: Философия свободы, как метафизический фундамент коренной проблемы кантовской этики: критико-философское...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы