Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения icon

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения



НазваниеПроектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения
Дата конвертации25.07.2012
Размер99,86 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе.

Письмо как форма общения


Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

Цель: способствовать овладению учащимися навыками культуры письма как формы общения.

Задачи:

1.Формирование понятий о письме как форме общения.

2.Формирование знаний о видах, структуре и содержании письма.

3.Развитие внимания учащихся к слову.

4.Развитие у школьников готовности и способности к общению

через письмо.

5.Привлечение учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат:

1.Повышение интереса к письму как форме общения.

2.Мотивация учащихся к проведению поисково-исследовательской

деятельности.

3.Выработка умений и навыков групповой работы.

4.Развитие умения самостоятельно писать письма.


Характеристика проекта:

1. По характеру доминирующей деятельности:

- поисково-исследовательский,

- творческий.

2. По предметно содержательной деятельности: монопроект.

3. По количеству участников: групповой.

4. По продолжительности: среднесрочный.

5. По характеру контактов: класс.

6. Координирование: скрытый.

Требования к проекту:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы,

требующей исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная групповая деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование методов, предусматривающих определённую последовательность

действий:

а) определение проблемы, цели и вытекающих из неё задач проекта;

б) выдвижение методов работы;

в) обсуждение способов оформления конечных результатов;

г) сбор, систематизация и анализ полученных данных;

д) подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

6. Выводы, выдвижение новых проблем для дальнейшей работы.


Этапы проекта.

Подготовительный этап.


Ситуация: участие в конкурсе писем «Почта России».

-Познакомить с Положением конкурса.

-Вопросы:

Смогли бы вы принять участие в таком конкурсе?

Что для этого необходимо?

Знаете ли вы, что такое письмо?

Для чего они нужны?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо провести

подготовительную работу и спланировать свои действия.

1-я группа - «Теоретики».

Представляют структуру и виды писем, правильное оформление конверта.

2-я группа – «Практики».

Выразительное чтение писем писателей, поэтов, фронтовиков и т.д.

3-я группа – «Артисты».

Инсценируют эпизод «Письмо дедушке» по рассказу А.П.Чехова «Ванька».

Учитель составляет список возможной литературы для всех групп.


Домашнее задание. Поисково-исследовательская деятельность:

расспросить близких о письмах, которые хранятся в семьях, с разрешения – принести образцы писем.


Аналитический этап.

1. «Теоретики».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Результат

-оказывает помощь в составлении алгоритма;

-помогает учащимся в изготовлении наглядности.


-каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу под руководством учителя;

-поиск и сбор информации из предложенной литературы;

-составление алгоритма письма;

-оформление и подготовка презентации.


-схема видов письма;

-алгоритм письма;

-правила заполнения конверта.



2. «Практики».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат


-оказывает помощь в отборе более значимой информации для вопросов по

содержанию писем;

-отработка навыка публичного выступления.


-каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу под руководством учителя;

-поиск и сбор информации из предложенной литературы;

-составление вопросов по содержанию писем;

-работа над выразительностью чтения под руководством учителя.


-образцы писем;

-вопросы по структуре и видам писем;

-публичное выступление.



3. «Артисты».

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Результат


-оказывает помощь в разработке сценария эпизода «Письмо дедушке» по рассказу А.П.Чехова «Ванька»;

-оказывает помощь в отборе более значимой информации для вопросов по содержанию письма;

-отработка навыков публичного выступления.


-каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу под руководством учителя;

-поиск и сбор информации из предложенной литературы;

-составление сценария эпизода;

-подготовка к выступлению под руководством учителя.

-инсценирование эпизода «Письмо дедушке»;

-вопросы по содержанию письма.




Презентация.


Вы проделали большую подготовительную работу и сегодня на уроке

каждая группа представит результат своей деятельности на тему: «Письмо».

Мы познакомимся с разными видами, структурой и содержанием писем; научимся заполнять конверт, будем учиться писать письма.

Выступление каждой творческой группы вы сможете оценить при

помощи сигнальных карточек. Если вам всё будет понятно и понравится, то поднимайте карточку с восклицательным знаком, а если возникнут вопросы, то - с вопросительным.

В конце урока вы определите свою роль в общей деятельности, заполнив карту самооценки.



ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

Имя Фамилия




Как ты организовал свою деятельность?





В каких видах работ участвовал?





Какими видами информации пользовался и как ее отбирал?





Достаточно ли было тебе времени, отведенного для работы?





Какой вид работы ты выбрал и почему?





Как ты оцениваешь свою работу в группе (по 5-бальной системе)?






- Слово «Теоретикам» (использование Презентации)

Эта группа представляет материал в виде рассказа с использованием

наглядности.

1 ученик:

Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление.

2 ученик:




3,4 ученики: Алгоритм написания письма

1. Приветствие или обращение — имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте...

2. Вступление — вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

З. Основная часть — изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение — выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.


5 ученик:

Правила заполнения конверта


От кого Иванова И. И.

Откуда ул. Ф. Новикова, д. 34, кв. 5,

п. Мортка, Кондинский район, Тюменская область

Индекс 628206

Кому Сидорову А. П.

Куда ул. Республики, д. 148,

г. Тюмень

Индекс 612205


Промежуточная оценка сигнальными карточками.


- Слово «Практикам».

«Практики» представляют выразительное чтение писем.


1 ученик:

Дорогой Павлик!

Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-жёлтым светом, — кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну...

Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше.

Твой друг.

2 ученик:


Анна Константиновна!

Вам за давней давностью

И не вспомнить неслуха

С челочкой торчком.

Шлю Вам запоздалое

Слово благодарности

За мои чернильные

Палочки с крючком.

Анна Константиновна!

Если Вы позволите,

К Вам на арифметику

В детство удеру — Поучиться заново


Крестикам и ноликам,

Самой главной грамоте — Правде и добру.

Анна Константиновна!

А в конце послания

Вам желает радостей

И хороших слов

Ваш не отличавшийся

По чистописанию

С третьей парты — помните — Леша Иванов.




3 ученик:

1О.02.1943г.

Привет с фронта! Здравствуйте, дорогие мама и Витя!

Шлю вам свой горячий сыновний привет и желаю наилучших успехов в вашей жизни.

Вот сижу сейчас и вспоминаю вас всех. Вечер. На улице тишина, ни выстрела, ни звука, не видно ни одной ракеты, даже неудобно как-то без выстрелов и шума. Да! Защита города Сталина окончена. Врага мы уничтожили беспощадно, так будет с каждым проклятым немцем, попытавшимся еще раз сунуться.

Товарищи мои сидят и тоже пишут письма. А знаете вы, как серьезны все во время этого занятия. В такие минуты у нас молчаливая договоренность не мешать друг другу.

Время 9 часов. Помню, как в это время я еще где-нибудь ходил, или у Сергея, или у Карпиных, или сидел дома, возился с марками.

Читая Информбюро, мы завидуем товарищам, которые бьют врага на Украине. Хочется быть вместе с ними. Сейчас только мы почувствовали, что мы бесстрашны.

Вот, мама, я о себе и все написал. Вся моя жизнь. Здоровье хорошее. Мама, как твое здоровье? Что нового в твоей жизни?

До свидания. Крепко целую. Саша.


4 ученик:

Письмо Н.В.Гоголя матери (отрывок).

Почтеннейшая маменька, мой добрый ангел-хранитель, теперь Вас прошу сделать для меня величайшее из одолжений. Вы много знаете обычаи и нравы малороссиян наших, и потому, я знаю, Вы не откажетесь сообщать мне их в нашей переписке. Это мне очень нужно.

До свидания, добрая моя маменька.

Ваш Никоша.

Вопросы практиков к письмам:

1. Как вы думаете, какой это вид письма?

2. Как начинается и заканчивается письмо?

3.О чём в нём говорится?

4. Найдите в письме обращение.

5 ученик:

Письма Пушкина – драгоценный образец словесного искусства. Живой, человеческий голос Пушкина легче чувствуется в его письмах брату, друзьям, жене. В них удивительнейшие обращения к любимым людям.


Вслушаемся, какими теплыми чувствами окра­шены обращения Пушкина к жене:


«Моя дорогая, моя милая Наталья Никола­евна, я у Ваших ног, чтобы поблагодарить Вас...» (9 сентября 1830 г., Болдино)


«Здравствуй, женка, мой ангел». (8 декабря 1831 г., Москва)


«Милый мой друг, ты очень мила, ты пишешь мне часто...»

(16 декабря 1831 г., Москва)

«Милая женка, вот тебе подробная моя одис­сея». (20 августа 1833 г., Торжок)


«Поздравляю тебя со днем твоего ангела, мой ангел, целую тебя заочно в очи...»


«Прощай, красавица моя, кумир мой, прекрас­ное мое сокровище, когда же я тебя опять увижу?» (8 сентября 1833 г., Казань)


«Милый друг мой, я в Болдине со вчерашнего дня — думал здесь найти от тебя письма и не на­шел ни одного...» (2 октября 1833 г., Болдино)


«Душка моя, посылаю тебе два письма...»(19 апреля 1834 г., Петербург)


«Наташа, мой ангел, знаешь ли что? Я беру этаж, занимаемый теперь Вяземским».


«Получил я, ангел кротости и красоты! письмо твое...»

(2 октября 1835 г., Михайловское)


«Вот тебе, царица моя, подробное донесение: путешествие мое было благополучно...»

Видеоролик «Сожженное письмо» А.С.Пушкин


Промежуточное оценивание.

- Слово «Артистам».

Учащиеся инсценируют эпизод «Письмо дедушке» по рассказу А.П.Чехова

«Ванька».

Вопросы артистов:

1. Какой это вид письма?

2. Как Ванька начинает и заканчивает письмо?

3. Ванька: «Что мне нужно знать, чтобы письмо дошло до дедушки?»

(учащиеся рассказывают правила заполнения конверта)

Промежуточное оценивание.


Обобщение.

1. - Сегодня на уроке вы узнали, что такое письмо, из чего оно состоит, познакомились с правилами заполнения конверта, прослушали несколько писем.

- А для чего нужны письма?

(помогают общению)

- Да, чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

- Расскажите о тех письмах, которые хранятся в ваших семьях.

(дети рассказывают о принесённых письмах)

2. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сейчас вы группой попробуете написать письмо и заполнить конверт.


Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, правила заполнения конверта, чистый лист и конверт.


Задания для групп

1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы.

Слова-подсказки

Привет…

У меня к Вам (к тебе) большая просьба...

Очень прошу Вас (тебя)...

С приветом...

Заранее благодарен...

2. Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки

Здравствуйте…

Разрешите поздравить... от всей души...

Позвольте пожелать... от всего сердца...

Дорогая... сердечно...

Уважаемая...


З. Напишите дедушке письмо с благодарности за присланный подарок.

Слова-подсказки

Здравствуй(те)…

Сердечно... Я очень благодарен...

От всего сердца... Как я благодарен...

От всей души...

Большое (огромное) спасибо... благодарю Вас (тебя) за то, что...


Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся зачитывают написанные письма.

Рефлексия.


-Что узнали на уроке?

-Чему научились?

Я прошу сдать карты оценки работы в группах.

-Хочу сказать большое спасибо за ту работу, которая была проделана

вами, за ваше творчество, трудолюбие.

Я уверена, что вы сможете достойно принять участие в конкурсе

писем «Почта России», порадовать своими письмами друзей и близких.

Это и будет вашим домашним заданием.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconУроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы
Приёмы формирования разных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconУроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы
Приёмы формирования разных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconРезультат работы учителя русского языка это грамотное письмо его учеников
Точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение...
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Письмо солдату
Раздаточный материал (листы для написания письма, звёздочки для пожелания, памятки «Как писать письмо»)
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconКомплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе
Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,...
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconПроектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка
Каждый учебный предмет имеет свою специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconПроектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка
Каждый учебный предмет имеет свою специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconИгра на уроках русского языка и во внеурочное время в классе мальчиков
Тревожит инфантилизация и угасание мужских черт характера у подрастающих юношей,их трудового потенциала,а также такого качества,...
Проектная деятельность на уроках русского языка в 5 классе. Письмо как форма общения iconУрок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
Куляшова Лилия Владимировна, учитель русского языка и литературы гоу сош №797 г. Москвы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы