Возможности формирования гражданского общества в России icon

Возможности формирования гражданского общества в России



НазваниеВозможности формирования гражданского общества в России
страница1/3
Дата конвертации15.07.2012
Размер400,28 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Возможности формирования гражданского общества в России


Возможности формирования гражданского общества в России


Введение.
В настоящий момент Россия находится “на распутье” – в переходном состоянии от тоталитарного государства к либерально-демократическому. Одной из важнейших задач этого периода является смена общественно-политической системы общества на более адекватную требованиям общества. Данная ситуация очень похожа на ситуацию начала века, когда Россия также искала новый путь развития. И в то время, и в настоящий момент теория гражданского общества была и остается невероятно актуальной.
Однако теорий гражданского общества множество, в различных исследованиях оно определяется по разному, и какая именно модель должна строиться в России – неизвестно. Одни авторы предполагают использовать западную модель, другие – разрабатывать какую-то свою, более адекватную российским условиям. Существует точка зрения, что Россия и гражданская культура несовместимы, поэтому вопрос о построении гражданского общества вообще не должен стоять. Желание разобраться, возможно ли существование гражданского общества в России, и, если возможно, то какое и послужило причиной моего исследования.
Цель моей работы – выяснить, как понятие гражданского общества разрабатывалось в нашей стране на протяжении 19-20 веков, и какие предлагались варианты и возможности построения гражданского общества в России. В процессе своего исследования я предполагаю решить следующие задачи:
1. Рассмотреть концепции гражданского общества в русской социологии по двум периодам: на рубеже 19-20веков и с начала перестройки 1985г. Подобное разграничение связано, во-первых, с тем, что и первый и во второй период страна находилась в переходном состоянии, искала качественно новый путь развития, а во-вторых, с тем, что на протяжении 70 лет советской власти концепция гражданского общества не использовалась в отечественной науке.
2. Проанализировав теории выяснить следующие моменты:
- Существует или нет гражданское общество в России
- Основные проблемы формирования ГО в России
- Возможно или нет гражданское общество в нашей стране
- Пути формирования гражданского общества
Мне кажется, что результатом моей работы может стать более или менее однозначный ответ.
Прежде чем приступить непосредственно к исследованию, необходимо определиться, что мы понимаем под гражданским обществом.
Впервые понятие “гражданское общество” было употреблено в античности, где являлось одним из синонимов государства. С тех пор это понятие развивалось, приобретало новый смысл. Гражданское общество отделялось от государства, приобретало новые формы и функции. Соответственно усложнялись его концепции. В настоящий момент существует множество определений гражданского общества. Например, Л.М. Романенко определяет гражданское общество как совокупность межличностных отношений и взаимодействий экономических культурных, религиозных и др. структур и институтов, существующих вне рамок государства и имеющих своей задачей защиту граждан от его диктата.[1] А. Зубов определяет гражданское общество, как общество, организованно противостоящее государственной власти.[2] Так же ГО может определяться как совокупность горизонтальных этических и экономических связей, не опосредованных государством.[3] Я в своей работе буду использовать определение Г. Дилигенского: “Гражданское общество – совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать”.[4] Данное определение хорошо тем, что взаимоотношения гражданского общества и государства не определяются изначально как конфликтные, что с одной стороны, усложняет мое исследование, но с другой, - позволяет добиться более полных результатов.
Глава 1.
Уже после войны 1812 г. Россию захлестнула волна общественных движений. Это западники и славянофилы в 40-х годах, нигилисты и народники 60-х, социалисты и марксисты 90-х - начала 20в. Особую и невероятно значимую роль в этом сыграло освобождение крестьян и остальные либеральные реформы. Этому же способствовали и Великая Буржуазная Революция во Франции, и множество либеральных идей, появившихся за границей. Русская общественность нелегко откликается на зарубежные идеи, но на нее повлияли изменения в мире. Позднее, в начале 20 века три русских революции и свержение царизма дали новый толчок различным общественно-политическим течениям и идеям. В этих условиях, когда страна искала новый путь развития, идея гражданского общества могла быть и была невероятно актуальна.
На рубеже 19-20 веков теории гражданского общества рассматривались в основном в рамках философии и юриспруденции.
Русские юристы рассматривали понятие ГО в основном через призму понятия права. Юриспруденция конца 19 – начала 20 века была представлена двумя школами: так называемая старая школа естественного права и новая, или “возрожденная” школа естественного права.
Для представителей старой школы естественного права (к ним относились Б. Чичерин, С. Муромцев, А. Куницын и т.д.) определяли ГО как совокупность всех частных отношений между людьми. Например, определение понятия ГО Б.Н. Чичериным: “Гражданское общество, – пишет Чичерин, – есть совокупность всех лиц, которые в данное время и в данном месте участвуют в образовании гражданского права”[5].
В понимании юристов старой школы гражданское право устанавливает существенные признаки и конкретный состав ГО. Поскольку право относится прежде всего к сфере внешней свободы людей, то свобода рассматривается в качестве атрибута ГО.
ГО как форма человеческого общежития имеет своим основанием индивидуальную свободу или индивидуализм. Чичерин характеризует индивидуализм как смысл существования ГО.
Второе основное условие существования – это существование института частной собственности. “Развитие института частной собственности Чичерин представляет как непрерывное утверждение и расширение свободы в отношении внешнего мира. Свободная собственность, основанная на свободном труде – таков идеал ГО у русского мыслителя, которого по праву считают одним из создателей отечественной теории либерализма. Собственность как материальное воплощение внешнего мира представляет собой открытое поприще, в котором беспрепятственно проявляется деятельность ГО и его членов”[6], - пишет Ю.М. Резник в своей монографии.
Неприкосновенность частной собственности и нерушимость договоров считалось (и считается сейчас) важнейшей предпосылкой существования свободного ГО.
Представители школы “возрожденного” естественного права (В. Нечаев, П. Новгородцев) в понимании ГО расходятся со старой школой. Для них ГО – непрерывно изменяющийся общественный союз. Этот союз, в основе которого лежит сотрудничество людей, не организовывается сверху, а является результатом энергичных действий и предприимчивости осознавших общие интересы отдельных личностей. Он исключает возможность порабощение одних людей другими, устанавливая с этой целью гражданско-правовой порядок.
Необходимость частной собственности как института ГО обуславливает характер его взаимоотношений с государством. Большинство представителей русской школы естественного права были сторонниками концепции равновесия в отношениях между собственностью и государством. “Общество как единое целое проявляет себя в деятельности различных общественных союзов, государству же принадлежит верховная власть в обществе. Однако оно не исчерпывает собой всего многообразия общественной жизни. В пределах единства есть место и для отдельных лиц и для частных союзов; и те и другие требуют свободы и самостоятельности. Нарушение этой самостоятельности со стороны государства и его органов ведет к деспотизму. Следовательно, свобода является необходимым условием сосуществования гражданского общества и государства. Она предполагает их одновременное развитие в принадлежащих им сферах деятельности”, - таково мнение представителей русской школы права. Государство, как обладающий законодательной властью субъект не должно злоупотреблять своей властью. Основная его функция – охранительная. Т.е. государство должно заниматься закреплением и защитой основных гражданско-правовых институтов.
Таким образом, в русской правовой мысли гражданское общество представляется как общественный союз, который представляет собой интересы всей совокупности своих членов. Также ГО отводится роль среднего звена между государством и личностью: создавая и охраняя право отдельных граждан, государство делает это не на основе каких-то отвлеченных принципов, а руководствуясь началами, лежащими в основе институтов ГО. ГО является выразителем интересов индивидов, на основе которых создаются законы.
Необходимыми условиями существования ГО в русской правовой школе считались свобода личности и частная собственность.
Социально-философский подход к изучению гражданского общества содержится в работах русских философов И. Ильина и С. Франка.
Ильин рассматривал ГО как сферу частных интересов, самодеятельности людей и их раздельного существования. В ГО люди живут частной жизнью, они преследуют частные, часто противоположные цели, конкурируют между собой. Конфликт может послужить причиной разложения и распада всего общества. Государство, по Ильину, играет в обществе роль связующего начала, роль всеобщего интереса и единой цели: “Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают, - помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община”[7]. Ильин считает, что без государства многие частные интересы отдельных граждан не будут объединяться в общий, следовательно, общество ожидает хаос и анархия. Поэтому он категорически против всех теорий, отрицающих какую-либо роль государства в обществе и само государство вообще: “ Аристотель и Гегель были правы, когда они утверждали, что государство “предшествует” гражданину: это означает, что нет гражданина без государства; что государство есть условие бытия для гражданина; что “сначала” должно быть налицо государство, “тогда” могут быть и граждане, а после распада государства останутся не граждане, а море человеческого песку. <…> Отвергать идею государства на том основании, что в государственности и политике есть немало безобразных явлений было бы неосновательно и неумно.
Точно так же было бы неосновательно, отталкиваясь от этих искажений государства и политики, настаивать на неприемлемости государства для христианского сознания. <…> Понимать государство как формальную систему насилия, как организацию безнравственного притеснения слабых сильными и т.п. – значит или обнаруживать полное отсутствие здорового правосознания или же сознательно вводить в заблуждение темных людей. Не следует, конечно, по-детски идеализировать исторические государства; но, с другой стороны недопустимо отвергать идею государства, не постигая ее здоровой и глубокой сущности”[8].
Рассматривая ГО, Ильин обосновывает необходимость института частной собственности, как условие существования свободного гражданского общества. Он выделяет следующие предпосылки и основания частной собственности:
1. частная собственность есть способ индивидуального бытия человека, соответствующий естественным инстинктам человека, его праву на самостоятельность и самодеятельность;
2. частная собственность развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу, способствуя тем самым напряженному труду;
3. она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям;
4. частная собственность учит человека творчески любить труд и землю, укрепляет семейные связи и т. д.;
5. она пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, приучает к гражданскому правопорядку;
6. частная собственность формирует у людей чувство хозяйственной солидарности, не нарушая их свободу и приучая их работать в условиях конкуренции.[9]
Таким образом, по мнению Ильина, как и других мыслителей того времени, частная собственность является основой существования ГО и главной движущей силой его развития.
Необходимо отметить, что Ильин очень сильно акцентирует внимание на духовной сфере общества, по его глубокому убеждению, именно она является основополагающей в жизни русского народа, и именно она должна определять взаимоотношения ГО и государства.
Так как государство, как я уже отмечала, является механизмом духовной солидарности, то оно в теории Ильина доминирует над обществом и, именно поэтому же, оно не подавляет общество, позволяя свободно и самодеятельно развиваться творческому началу каждого его субъекта.
Семен Людвигович Франк рассматривал общественную жизнь, как двойственную структуру, образованную с одной стороны умышленно-планомерно, а с другой стороны создающуюся спонтанно, как бы “само собой”. Обе части, планомерная и спонтанная, тесно связаны между собой: “планомерность общественного единства есть ничто иное, как выражение общественной солидарности в сфере умышленной общественной воли, тогда как спонтанность общественного единства есть его осуществление в стихии свободы. Эти два необходимых и соотносительных начала общественного бытия получают конкретное выражение в двух формах общественной жизни: в государстве и гражданском обществе”.[10] Т.е. двумя основополагающими началами общественной жизни – планомерным и спонтанным - являются государство и ГО.
С.Л. Франк является противником как атомистической, так и социалистической теории ГО. Индивидуалистическая (атомистическая) теория рассматривает ГО как комплекс обособленных друг от друга индивидов, и в понимании этой теории ГО – форма и способ удовлетворения индивидуальных потребностей. Социалистическая же теория предполагает полное обобществление и коллективизацию общественной жизни, тем самым уничтожая сам факт существования ГО. Для Франка же общество “…не есть внешнее взаимодействие обособленных индивидов, не столкновение атомистически–мыслимых его индивидов, а первичное соборное многоединство”.[11] “ГО – есть общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества”[12] Гражданское общество для Франка не средство для удовлетворения интересов отдельных людей, а форма общественного сотрудничества, осуществление некой объективной правды, высшей идеи.
С этой же точки зрения Франк рассматривает и государство. Государство не только не “неизбежное зло” и не “самая суть общества”, оно является “единством планомерно-устрояющей воли”.[13] Механичность, внешняя принудительность государственного объединения по Франку объясняется как внешнее выражение свободного внутреннего единства общества: “Государственное единство по своей основе, по своему внутреннему корню столь же органично произрастает изнутри, а не накладывается извне, как и ГО”.[14] Цель государства, как и ГО состоит в том, чтобы служить “утверждению целостной правды, внутреннему, онтологическому, духовному развитию общества”.[15] При этом деятельность государства естественно ограничена гражданским обществом, они существуют в равновесии и не переходят этих границ: “Задача государства…состоит только в ограждении самой свободы внутренне растущей жизни, а не в создании в реторте коллективного гомункула. Предела государства состоят не в том, что планомерно-организационная деятельность не может ставить себе положительных задач содействия духовному росту общества, а в том, что – в силу всеединства духовно-общественного бытия – всякая организация есть именно организация свободы, планомерное формирование свободного спонтанного сотрудничества. Государственность так же немыслима без своей основы – ГО с его самопроизвольно свивающейся тканью, - как последнее немыслимо без оформляющего его планомерного единства государственности”.[16]
Одним из важнейших условий существования ГО Франк считает свободу личности и вытекающую из нее необходимость наличия института частной собственности. Свобода личности является для Франка необходимой формой взаимного единства людей в структуре ГО, и представляет собой не абсолютную, а функциональную ценность. Как пишет С.Л. Франк: “ Свобода личности есть … не ее прирожденное и первичное право, а ее общественная обязанность; она имеет не самодовлеющую, а функциональную ценность; как и всякое субъективное право вообще, она есть рефлекс обязанности, форма бытия, обусловленная и оправданная началом служения”.[17] Интересы “служения правде” требуют, чтобы каждый человек, организация и общество в целом были свободны, обеспечены “надлежащей сферой свободы”.
Из свободы личности как функционального права и формы общественного взаимодействия вытекает обоснование института частной собственности. Для Франка собственность также не является абсолютным правом, а имеет только функциональное значение, является формой, в которой осуществляется “сотрудничество в служении”. Право собственности, являясь по качественному внутреннему содержанию, неограниченным владением человека, в количественном отношении должно быть ограничено интересами общества: “…государство имеет право и обязанность его регулировать, объективное право нормирует его и может ставить ему известные пределы … право личной собственности, как одна из функций общественного сотрудничества входит в состав системы общественного единства и подчинено последнему. Границы этого подчинения определены … непререкаемым значением начала личной свободы … как необходимого принципа общественного сотрудничества”.[18]
Франк в своей работе утверждает, что частная собственность, будучи осуществлением личной свободы, является абсолютно необходимой основой общественной жизни, вне которой жизнь немыслима: “Частная собственность есть реальное условие бытия человека, как духовно-телесного существа; тем самым она есть реальное условие его свободы как члена общественного целого и, следовательно, условие бытия самого гражданского общества”.[19]
Таким образом, как я попыталась показать, гражданское общество Франк представляет как одну из необходимых и неотделимых частей двуединства общественной жизни, как ее спонтанное и творческое начало, первоосновами которого являются частная собственность и личная свобода. Как и в теории Ильина, основной акцент Франк делает на духовную сферу общества, и ГО является одним из средств достижения высшей цели внутреннего, духовного развития общества.
Совершенно особняком в общей массе теорий ГО стоят концепции русских анархистов М.А. Бакунина и П.А Кропоткина.
Хотя они почти не употребляют понятие “гражданское общество”, их идеал по существу выражает полное торжество ГО при ограничении, а затем и окончательном уничтожении государства.
В теориях Бакунина и Кропоткина государство – зло, орудие угнетения большинства меньшинством. “Государство есть ярко выраженный тип иерархического учреждения, выработанного веками для того, чтобы подчинять всех людей и все их возможные группировки централизованной воле”[20], -Кропоткин. “Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно и рабство; господство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо, - вот почему мы враги государства”, - Бакунин.
По мнению русских анархистов, государство было необходимо в прошлом, а сейчас оно является главным сдерживающим фактором развития человечества и источником конфликтов. Также оно не может стать силой, которая бы привела человечество к их идеалу. Как это объясняет Кропоткин, для каждого нового экономического строя вырабатывалась своя форма политического общежития, поэтому государство, как отжившая форма, несовместима с новым строем (социализмом у Бакунина и анархическим коммунизмом у Кропоткина).
Идея Бакунина и Кропоткина – гражданское общество - общество, организованное на социально- политических началах самоуправления , автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций на началах социализма у Бакунина и коммунизма у Кропоткина. Это - свобода, равенство, справедливость для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации. Претворить в жизнь подобное можно через Социальную Революцию: “Мы…понимаем революцию как народное движение, которое примет широкие размеры и во время которого в каждом городе и в каждой деревне…народные массы сами примутся за работу перестройки общества”.[21]
Нетрудно заметить, что как представители русской правовой школы, анархизма так и Ильин очень схоже определяют гражданское общество. По их определениям, ГО – совокупность отдельных субъектов, удовлетворяющих свои частные потребности и связанных частным интересом, то есть они подразумевают некоторый индивидуализм. Однако в отношении связующего начала их мнения расходятся. Для Ильина ГО не может существовать без государства, оно является тем сам связующим началом; для правоведов связующим началом является сфера права, а в конечном счете опять государство, так как оно обеспечивает право; у Бакунина и Кропоткина – свободное соглашения. Несколько особняком в этом ряду стоит концепция Франка. В ней ГО изначально является не совокупностью индивидов, а единством. Государство же в его концепции представляет собой направляющую силу, действующую совместно с ГО.
Вообще, внимание ко взаимоотношениям между гражданским обществом и государством в нашей стране было выше, чем где-либо еще. Это обусловлено в первую очередь историческими традициями нашей страны. В России традиционно преобладало государство, оно “казнило и миловало”, т.е. в различные периоды разрешало и запрещало элементы ГО. Это не могло не сказаться на менталитете русского человека. В сознании русского человека прочно закреплены два начала: это уверенность в том, что стране необходима сильная власть и параллельно желание “воли”. Воля – это свобода, безнаказанность и бесконтрольность со стороны государства. Эти два противоположных начала и обуславливают специфику теорий ГО в русской общественной мысли.
Во всех теориях, кроме анархических государство является тем субъектом, который должен обеспечивать человеку правовое существование. Т.е. государство обеспечивает человеку выполнение определенных прав. ГО же представляет собой сферу, в которой эти права реализуются. Как мне кажется, два основополагающих начала – потребность в свободе и сильной власти, - обеспечивается этими двумя субъектами. Потребность в сильной власти, а с ней и в правовой, физической и др. защищенности удовлетворяет государство, а потребность в свободе (а также в творческой самореализации во всех сферах жизни) обеспечивает гражданское общество. При этом государство и ГО в идеале должны находиться в равновесии. Если государство превышает свои полномочия, то активизируется подавленное начало “воли”, что в свою очередь ведет к росту социальной напряженности в обществе и грозит серьезным конфликтом. Именно это могло послужить причиной революций начала 20 века и перестройки 80-х. Если же государство слабеет и не способно эффективно выполнять свои функции, то это опять-таки приводит к росту социальной напряженности и к повышению популярности лозунгов, требующих или обещающих сильную власть. Что и произошло после революции 1917г. когда в стране наступил хаос, и потребовалась сила, способная “выдернуть” страну из кризиса. Когда два начала находятся в равновесии, то государство эффективно обеспечивает потребности людей в правовой защищенности и ограничивается гражданским обществом. В свою очередь, ГО предоставляет людям возможность реализовать себя, т.е. является сферой свободы и, в свою очередь, ограничивается потребностями людей в сильной власти. Схематично это можно представить так:
Зоны конфликта

Зона равновесия
“Зона равновесия” - положение, когда начало сильной власти и начало свободы уравновешивают друг друга. В этом положении развитие общества идет наиболее быстрыми темпами и является наиболее благоприятным.
“Зоны конфликта” – положение, когда подавляется какое-либо из начал, что соответственно ведет к нарастанию конфликтности в обществе.
Необходимо отметить, что если государство не выполняет свои функции, то гражданское общество также не способно нормально развиваться. Развитие элементов ГО подавляется необходимостью удовлетворить потребность в правовой обеспеченности. Так как наличие эффективно действующей правовой системы является одним из главных условий существования ГО, то совершенно логично следует, что если ее нет, то и ГО не функционирует нормально (если функционирует вообще).
Если рассматривать теории ГО в этом аспекте, то они являются ничем иным, как представлениями различных ученых о способах, инструментах и условиях достижения необходимого равновесия. В начале 20 века этот вопрос был не менее актуален, чем сейчас.
Возможно ли было существование гражданского общества на тот период. Если да, то что для этого было необходимо; если нет, то что этому препятствовало? Этот вопрос я и попытаюсь сейчас проанализировать.
Все концепции русских мыслителей рубежа веков сходятся в одном пункте: гражданского общества в России нет. Однако существуют некоторые его элементы, которые почти неразвиты. Следовательно цель общества – развить эти элементы до полноценного гражданского общества.
При этом отмечается, что российское общество довольно сильно отличается от западного. Во-первых, гораздо острее стоит вопрос о взаимоотношениях ГО и государства, во-вторых, очень сильны различия в менталитете. Для русского сознания характерно доминирование таких ценностей, как соборность, коллективизм, ориентация на неконкурентные формы взаимодействия и общественные ценности. Поэтому построение гражданского общества должно было идти своим путем, приспосабливаясь к этим особенностям. Каким должен был быть этот путь? По мнению многих авторов, особенно Ильина и Франка, гражданское общество должно было стать сферой духовной и творческой реализации человека. Оно должно было поддерживать исконно русские ценности, и параллельно развивать такие черты, как самостоятельность и инициативность. Частный интерес, реализуясь, должен был способствовать реализации общего интереса. Гражданское общество должно было развиваться в тесном взаимодействии и балансе с государством. Для этого выдвигались определенные условия. Во-первых, должны были измениться функции государства. Из орудия подавления одного класса другим, оно должно было стать гарантом прав и свобод человека, тем началом, которое обеспечивает внешнюю безопасность страны и является средством решения некоторых общих вопросов граждан.
К сожалению, данным теориям не было суждено воплотиться в жизнь. Отчасти это было связано с тем, что общественно-политическая ситуация в стране на тот момент требовала более радикальных мер, чем последовательная и долговременная перестройка. Революция 1917 г. и последовавшее за ней образование советского государства на принципах марксизма-ленинизма на долгие годы отодвинули дальнейшие исследования по гражданскому обществу. Интерес к нему возродился лишь в 80-х годах 20 века и это и является темой следующей главы моей работы.
  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Возможности формирования гражданского общества в России iconВозможности формирования гражданского общества в России

Возможности формирования гражданского общества в России iconКраткосрочное сценарное прогнозирование развития гражданского общества в России
«Краткосрочное сценарное прогнозирование развития гражданского общества в России», осуществленного Исследовательской группой циркон...
Возможности формирования гражданского общества в России icon«перспективы гражданского общества в россии: проблемы оценки и выбора»
Стенограмма научного семинара Лаборатории исследования гражданского общества гу-вшэ по теме
Возможности формирования гражданского общества в России iconПрограмма интегрированного курса «Я гражданин России»
От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового...
Возможности формирования гражданского общества в России iconПолитический режим и гражданское общество
Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского...
Возможности формирования гражданского общества в России iconПрограмма семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора
Памфилова Элла Александровна – старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального...
Возможности формирования гражданского общества в России iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет
Раскрыть возможности концепции Гражданского Общества как инструмента анализа политического развития общества на основе изучения мирового...
Возможности формирования гражданского общества в России iconТезисы доклада Туманова А. С. Общественные организации имперской России: современное прочтение исторического опыта формирования гражданского общества
В дореволюционной литературе они именовались «обществами», «частными обществами», «обществами частной инициативы»
Возможности формирования гражданского общества в России iconГражданское государство и правовое общество
История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества
Возможности формирования гражданского общества в России iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Раскрыть возможности концепции Гражданского Общества как инструмента анализа политического развития современного российского общества...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы