Социальные проблемы развития российского общества icon

Социальные проблемы развития российского общества



НазваниеСоциальные проблемы развития российского общества
Дата конвертации15.07.2012
Размер180.88 Kb.
ТипРеферат
Социальные проблемы развития российского общества


Якутский Государственный Университет им. АммосоваСпециальность: МЕНЕДЖМЕНТПредмет: Социология Контрольная работа на тему: Социальные проблемы развития российского общества|Выполнил студент ||II курса гр.ММ-97 ||Говоров Р.С. ||Номер з/к: 971445 ||Проверил: ||Луковцев В.С. | Якутск 1999 План работы:Введение 3Характер общественного развития современной России 3Борьба за два пути развития 8Альтернативный путь социального развития России 10Вывод 16Список литературы: 18 Введение Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе —социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические идуховные изменения, социальные конфликты и т.д. — происходят в обществепереходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже оченькрупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание исвоеобразия этого перехода. Только в свете общего системного подхода крассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой социальной системы можноправильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретныхсоциальных процессов, происходящих в современном российском обществе. Характер общественного развития современной России Если исходить из чисто количественных измерений, то можно ответить навопрос о том, где находится Россия сегодня по главным показателям уровнясвоего экономического, научно-технического, технологического развития, потемпам роста экономики и производительности труда и т.д. Такой подходхарактерен для ряда как западных, так и российских исследований по даннойтеме. Нынешнее состояние нашей страны можно характеризовать по данным нашейреспублики: - по данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности число хозяйствующих субъектов на 1998 год составило 18,8 тыс. ед., что больше на 2,1% в 1997 году - ВРП в текущих ценах 33,7 млрд. руб., в процентах к уровню 1997 года 114,6% - Реальный объем ВРП 96,3% - Объем производства промышленной продукции по сравнению с 1997 годом в текущих ценах 143,9%, по физическому объему 104,4% (в целом по России 95%). Это обусловлено деятельностью «АЛРОСА» без учета ее продукции наблюдается спад объемов производства 83,2% к уровню 1997 года - Денежные доходы населения на душу населения в среднем за месяц 1679 руб., реально располагаемый денежный доход снизился на 9,6% - По данным Министерства Труда в России самые бедные составляют 40-50%, просто бедные 30-35%, только 1% населения может позволить себе все. - Разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных составляет 13,5 раз - Зарегистрированных Безработных 12,7 тыс. человек, реально 35 тыс. человек К этому экономическому положению можно прибавить не стабильноеэкономическое положение, культурную отсталость и рост преступности. Социологический анализ современного российского общества, егопереходного состояния ставит вопрос о новых подходах.
Главная стержневаятеоретическая проблема — это не технико-экономическое, а социально-экономическое, политическое и духовное в широком смысле содержаниепереходного характера современного российского общества, смена самогообщественного строя и связанные с этой сменой, обусловленные ей технико-экономические, технологически, научно-образовательные, культурные и иныеаспекты развития. Применительно к современной России исходным пунктом, с чего начинаетсяпереход, выступает не уровень ее развития с соответствующимиколичественными показателями, а характер того общественного строя, которыйпредшествовал переходу. Это «реальный социализм» как система общественныхотношении. Его могут назвать (и называют) по-разному: «государственныйкапитализм», «тоталитарный строй», «номенклатурный социализм»,«неофеодализм», «коммунистический тоталитаризм» и т.д. Но то, что реальносуществовала и функционировала в течение семи десятилетий особаяобщественная система, — это неоспоримо. Что же представлял на деле «реальный социализм»? Если предельнократко, то по своей сути это радикальный антикапитализм, отрицание ичастной собственности, и ее права (в качестве формального равенства), исвободной правовой личности — самостоятельного субъекта права исобственности. В обобщенном виде последовательное отрицание частнойсобственности в любой ее форме и представлено в социалистическойсобственности, которая, как ни парадоксально, в экономико-правовом смыслевовсе и не собственность, а радикальное отрицание всякой собственности ивсякого права собственности. Это относится не только к «общенародной»собственности, но и к «колхозно-кооперативной». Произошло отчуждениесобственности от живых, конкретных людей, и следствием такого егоабстрактно-всеобщего, общественно-коллективного характера явились ее«ничейность», «огосударствленность». Именно тоталитарный режим, его идеология и ценности, связанные с ним,а не духовная культура России вообще привели к господству тех ценностей,идеалов и норм регуляции, которые могли «нормально» работать только вусловиях «чрезвычайщины», в «мобилизационном режиме», отрицая демократизм иправа личности. и ориентированные на коллектив социальные статусы ставиличеловека в полную зависимость от укореняя в его психологиитрадиционалисткие представления. Вот почему «оттепель» т.е. ограниченная демократизация режима» приН.С.Хрущеве, сразу же обнаружило кризисные симптомы в социально-экономических отношениях. Начались противоречивые и непоследовательныереформы. Произошло раздвоение ориентации людей. Произошло отчуждениеофициальной идеологии от человека, перестали работать ценности толькотрадиционалистские, но и такие, например, как дело чести, славы, доблести игеройства. Так началась в 80-х гг. «перестройка». Процессы демократизации общественного строя и перехода к рыночнымотношениям начались в рамках «реального социализма» «сверху», поинициативе нового руководства Коммунистической партии. Первоначально речьшла об ускорении научно-технического прогресса, затем о реформировании,«улучшении», «увеличении» (лозунг «больше социализма). Ключевым вопросомпостепенно стал процесс демократизации и создания гражданского. К концу«перестройки» начали формироваться социально-политические движения, группы,бросившие вызов самой Коммунистической партии. В экономической сферепоявились первые зачатки отношений в виде кооперативов, различныхтовариществ, первых фермеров и т.д. Гласность и свобода слова стали главнымвыражением демократических изменений в обществе. Углубление социальных и межнациональных конфликтов, внутренняяполитическая борьба между реформаторами и консерваторами, тяжелыйэкономический и социальный кризис, разгул преступности и, наконец, кризис,и упадок коммунистической идеологии создали тот общий фон, на которомпобедила «августовская революция» 1991 г и произошел распад СССР В Россииначались рыночные реформы. Такова краткая хронология эволюции «перестройки» и начала ликвидации социализма как строя, перехода к новомуобщественному устройству. М. Вебер утверждал: обществу, чтобы стать капиталистическим нужноиметь свои особые предпосылки, прежде всего — особый тип осознания, людей сособым складом мысли и поведения, с особым типом ценностей, по его словам,особый дух - дух капитализма. Данный процесс в современном российском обществе происходит сложно,противоречиво. Рыночные отношения, которые складываются, по своемухарактеру не могут стимулировать массовое воспитание и создание необходимыххозяйственных субъектов. И потому, наконец, что кризис духовной жизнивообще, культуры, ценностей и идеалов, самих способов созидательноготворчества подорвали основы воспроизводства обществом своей функции. Вобществе парализованы демократические ценности и нормы регуляции перехода крынку и гражданскому обществу. Социализма, как общественной системы хотя и нет, но в переходномобществе еще сильны традиционалистские ценности и соответствующая имтрудовая этика. Характер труда и собственности как в промышленности, так ив сельском хозяйстве и сегодня подрывают рациональные стимулы к трудовойдеятельности. В умах людей устойчиво держатся когда-то унифицированные,усредненные и строго регламентированные стандарты и нормы личныхпотребностей. Исключение, может быть, составляет определенная часть людейтворческого интеллектуального труда, в первую очередь — научного, гдевысокий профессионализм и успех изначально были условием их нормальнойдеятельности, а также те предприниматели, фермеры, для которых продуктивныйтруд, профессионализм и успех составляют основу их выживания. В России сегодня сложилась общественная система, в которой капитал,выполняя системообразующие функции, уже успел создать необходимые элементыее структуры. Внедряя рыночные отношения во все сферы, он пока сохранилнекоторые экономические формы прежней тоталитарной системы, прежде всего всельском хозяйстве, оборонной промышленности. В этом прямо заинтересованавлиятельнейшая часть новой элиты как основы собственного. Финансово-экономического могущества. К тому же ранее эти формы собственности толькодекларативно принадлежали народу, коллективам, а фактически служилиноменклатуре. Все существующие формы и виды хозяйства уже интегрированы вновую систему, служат интересам сохранения и роста капитала. Поэтому никак нельзя согласиться с мнением А.П.Бутенко, которыйхарактеризует современный общественный строй России как помесь остатковкоммунистического тоталитаризма и его мобилизационной экономики ссегодняшними спекулятивно-мафиозными зачатками капитализма (см. Социс,1994, № 10, с. 101). А.П.Бутенко как раз учитывает, что эти остатки уженесут новые начала, выполняют новую функциональную роль в новой системе.Для него капиталистические элементы все «зачатки», а «остатки»коммунистического тоталитаризма представлены такими «существеннымиосновами», «колхозно-совхозный строй», «мощнейший военно-промышленныйкомплекс». Такое определение с некоторыми оговорками можно было бы принятькак характеристику общественного строя России периода «перестройки», необщества середины 90-х гг. Общественный строй современной России, какпереходного общества, характеризуется становлением экономическогогосподства торгового капитала и традиционалистских, авантюрных формкапиталистической деятельности. Главное противоречие переходного общества определяется борьбой двухтенденций, двух типовых рыночных отношений и капиталистическойдеятельности: традиционалисткой и современной, буржуазно-рациональной.Основная борьба общественно-политических сил поэтому не по линиикапитализм—социализм (хотя есть и такие отдельные группы населения, твердыесторонники того или другого), а по линии борьбы за установлениецивилизованных форм капиталистической деятельности, гражданского общества сширокими и реальными демократическими правами людей, за обузданиеорганизованной преступности, эффективную защиту социальных и экономическихправ граждан. Борьба за два пути развития В настоящее время различные партии, движения выдвигают своипрограммы, в том числе о перспективах развития нашей страны. Еслианализировать эти программы, то они предвещают шесть вариантов развития:1. Цивилизованный капитализм2. Дикий (ранний) капитализм3. Смешанное общество с капиталистической ориентацией4. Новое нэповское смешанное общество с социалистической ориентацией5. Ранний социализм с командно-административной системой6. Новый социализм с собственностью трудовых коллективов Если все эти варианты объединить по направлениям, то получается дваосновных капитализм и социализм. Центральной проблемой борьбы партий,фракций, властей являются указанные направления общественного развития.Главная линия противостояний в российском обществе проходит междусторонниками и противниками вводимой капиталистической общественнойсистемы. Универсального общественного строя, пригодного для всех стран и временне было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития Россииследовало бы исходить не из того, что делает все цивилизованноечеловечество, а из конкретных условий России. Наш нынешний общественный строй все еще остается государственнымсоциализмом (большая часть собственности находится в руках государства). Насегодня можно утверждать, что в мировой системе социализма ни в однойстране не было, оно было только ориентировано на социалистическую работу. В настоящее время уровень развития производственных сил не только вРоссии, не только в странах третьего мира, но и передовых развитых странахЗапада еще не достаточного для того, чтобы построить социалистическоеобщество. В настоящее время можно говорить о том, что Россия придерживаетсякапиталистического пути развития. Но решит ли наши проблемы капитализм? Однозначного ответа на данныйвопрос нет. Латиноамериканские страны более 150 лет следуют примеру своегосеверного соседа. Но у них ВВП на душу населения составляет $1822 в год илив десять раз меньше, чем в США, хотя последние, оказывают им широкуюпомощь. В странах Азии и Африки экономические показатели еще ниже, ониотстают от США в 20-25 раз. Следовательно, если бы Россия пошла потрадиционному пути капиталистического развития, то для выхода из кризиса ейпонадобились десятилетия, а достичь нынешнего уровня развития стран Западаона смогла бы к концу XXI века. Обещать россиянам за несколько лет создать современноекапиталистическое общество еще большая утопия, чем обещания коммунистов напротяжении жизни одного поколения построить коммунизм. Нам нужно решить наши проблемы в ближайшие годы, иначе Россияпрекратит свое существование, как современное, независимое государство.Те, кто поддерживает капиталистический путь развития обычно указывают надостижения Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Тайланда, Малазии. Онидействительно добились успехов развития экономики на пути свободногопредпринимательства за 10-15 лет, но этому способствовало рядобстоятельств, которые у нас либо отсутствуют, либо сегодня для нас неприемлемы: строгая дисциплинированность рабочих, политическая стабильность,опытные инженеры, ограничение демократии и т.д. Путь ново индустриальных государств для нас практически закрыт, ноэто не исключает учета и использования их опыта. Быстрое развитие России покапиталистическому пути вызывает большие сомнения. Россия в третий раз переживает период первоначального накоплениякапитала. Для этого периода характерны спекуляции и биржевые махинации, нежелание и не способность организовать массовое производство товаров, легкоеобогащение и банкротство, социальная не защищенность и нищета. Из 140 стран избравших путь капиталистического развития почти 1/3 недостигли и среднего уровня развития. Наше общество не было социалистическим и не могло стать таковым, нооно не обладает предпосылками, для того чтобы стать цивилизованнымкапиталистическим обществом. Из этого следует, что капитализм и социализмнам не подходит. Альтернативный путь социального развития России По способности россиян воспринять и освоить необходимыесоциокультурные ценности можно прогнозировать как возможность выхода изнынешнего кризиса, так и альтернативные пути развития нашего общества. При этом социальную трансформацию России можно в виде двухсоставляющих:1) ожидаемые последствия (в нашем случае речь идет о способности индивидов и социальных групп осваивать определенные ценности и институциональные средства их достижения);2) неожидаемые последствия — последствия, которые зависят факторов, прямо не относящихся к социокультурным, но способных оказать влияние на вектор движения российского общества. Следует ожидать, что нынешний кризис продлится довольно долго.Конкретное время выхода из него будет определятся не столько реальнымипрограммами и инициативами правящей элиты (что, конечно, важно в планевыбора не желаемой, а возможной стратегии), сколько готовностью испособностью разных социальных групп перейти к новым постиндустриальнымценностям на идеологическом, поведенческом и материальном уровнях. Любоеобщество обладает большей или меньшей латентностью, самосохранением своихсоциокультурных ценностей, которым соответствуют статусы, социальной роли,поведенческие образцы. В российском обществе всегда присутствовал мощныйпотенциал, направленный на сохранение традиций независимо от того, отвечалили они требованиям развития или нет. Достаточно вспомнить отменукрепостничества и столыпинские реформы, введение «военного коммунизма» иНЭП, хрущевскую «оттетепель» и косыгинские попытки структурногопреобразования экономики, наконец, «перестройку» и «шокотерапию» — все онисопровождались контрреформами, во всяком случае, мощным противодействием.Нынешний переход от индустриальных к постиндустриальным ценностям по своиммасштабам несопоставим со всеми предшествующими реформами. Кроме того, какбыло отмечено выше, в течение многих десятилетий тоталитарный режимобъективно препятствовал зарождению социокультурных предпосылок для этогоперехода. Реальность нынешнего кризиса такова, что даже та часть общества,которая идеологически «созрела» до того, чтобы жить по-новому, «по-постиндустриальному», сделать это не может из-за отсутствия необходимыхповеденческих и материальных оснований. Но ведь есть и другая частьобщества, которая активно выступает за сохранение индустриальных ценностей,в лучшем случае, за их некоторое обновление. Отсюда следует самый благоприятный прогноз. Русское чудо по типуяпонского или немецкого, по нашему мнению, исключено — там для этого былинеобходимые предпосылки в виде социокультурных ценностей. Однако странаможет выйти из кризисного развития и плавно, без скачков начать движение внаправлении постиндустриальных ценностей и в конечном итоге войти в мировоепостиндустриальное сообщество. Это может произойти при двух непременныхусловиях. Первое — успешное формирование механизма социального контроля,обеспечивающего доминирование постиндустриальных ценностей иинституциональных средств их достижения. Второе — восстановление основныхагентов социализации и ориентирование их на постиндустриальные ценности. Восстановление и реорганизация (в плане гуманизации и рационализации)механизма социального контроля должны, в конечном счете, свести к минимумудисфункциональность нынешних структур и обеспечить нормальноефункционирование новых структур, возникших и продолжающих появляться какреакция на внедрение в российском обществе новых социокультурных ценностей.Для этого повседневно возникающие новации в структурах и их функциях, вповедении различных социальных групп должны соединиться с адекватнойполитикой правящей элиты. Эта политика не может свестись к очередномувыдвижению «революционных» идеалов, продиктованных интересами моментаприхода к власти. Ей также чуждо требование новых жертв. По своей сущностиона должна быть адекватна рациональным ценностям постиндустриализма,которые необходимо декларировать и всемерно поддерживать на государственномуровне, имея целью на этой основе двигаться к общественному согласию, квыработке общепризнанных мотивов поведения. Правящей элите надо научиться сочетать особенно на начальном этапенеизбежно возникающие противоположные последствия от одних и тех жеструктур, которые для некоторых групп могут быть функциональны, а длядругих — дисфункциональны. Так, вряд ли рационально отвергать вообщесистему платного здравоохранения или прогрессивного налогообложения лишь натом основании, что для одних эти структуры функциональны, а для других —нет. Выход — в правовой институализации коллективных переговоров междуразными социальными слоями, в создании государственной системы поддержкитех, кто испытывает трудности с обретением новых статусов, с приобщением кновым социальным ролям. Страна не может отказаться от созданияпрогрессивных структур, совершенствования их функций сообразно современнымценностным ориентациям. Но она также не может отказаться от своих граждан,нуждающихся в той или иной социальной защите. Сочетание этих и подобныхпротивоположностей способствовало бы тому, что вновь создаваемые структурыпостепенно адаптировались по отношению к большинству социальных групп иотдельных индивидов за счет большей рациональности своих функций посравнению с теми, что могут предложить старые структуры, а также за счетопределенной поддержки прежних структур, если их не функциональностьобусловлена возникшим неравенством в отношении собственности, доходов. Этоспособствовало бы интеграции населения, появлению на первых порах хотя быпассивной лояльности масс, исповедующих индустриальные ценности, к новымструктурам. Кроме того, правящая элита не может быть безучастна к квазизападнымценностям, на основе которых формируются структуры, являющиесядисфункциональными по отношению к социальной системе в целом (например, всеразрастающиеся структуры игорного бизнеса, секс услуг). Если линия наиллюминацию и ограничение деятельности подобных структур будет проводитьсядостаточно последовательно, то и в различных социальных группахраспространится неприятие, во всяком случае, сформируется негативноеобщественное мнение к суррогатным ценностям. Постепенно сформировались бывзаимоприемлемые ценностные ориентации, моральные стандарты, создающиеобщественную устойчивость. В этих условиях социальная аномия по всемэмпирическим данным должна будет сократиться, что, несомненно, создастобъективные возможности для выхода из кризисного развития. Разумеется,механизм социального контроля не может сложиться в принципе безрадикального восстановления основных агентов социализации. Важно, чтобыдисфункциональные, побочные эффекты не нарушили общих функциональныхрезультатов по социализации граждан, как это ныне имеет место. Представляется, данный сценарий является наименее вероятным. При всехдостоинствах россиян «природа последних», сформированная в условияхреволюций и тоталитаризма, предрасполагает к импульсивной, эмоциональноокрашенной, взрывной политической стратегии, которая с трудом сочетается срационализмом, практицизмом, холодной расчетливостью, что необходимо дляпостиндустриальной цивилизации. Во всяком случае, для перехода к ней. Наиболее вероятный сценарий разрешения кризиса, на мой взгляд, связанс образованием уникального и неповторимого общества-гибрида, сочетающего всебе элементы эволюционирующих индустриально-традиционных ценностей инекоторых ценностей постиндустриализма, которые взаимно проникают друг вдруга. Для становления такого общества потребуется гораздо больше времени,и формироваться оно будет за счет приливов и отливов в доминированиииндустриально-традиционных и постиндустриальных ценностей. Данный сценарийпредполагает общий рациональный политический курс, на который периодическибудут оказывать влияние непредвиденные факторы, импульсивные попыткиправящей элиты вырваться вперед, одним махом решить все проблемы сдисфункциями тех или иных структур. Объективно эти попытки сами могут бытьдисфункциональными для экономической и политической систем, особенно длямеханизма поддержания институциональных культурных образцов. Спадсоциальной аномии будет происходить значительно медленнее из-за скачков вформировании общей системы ценностей. Процесс восстановления иреорганизации основных агентов социализации не будет последовательным, хотяпостепенно в целом они станут функциональными для большинства населения.Люди адаптируются к новым социальным статусам и ролям, характерным длясистемы с большей социальной мобильностью, с добровольной миграцией впоисках работы. Возможен и наихудший сценарий. Если общество не найдет в себедостаточных потенций для самосохранения, развития имеющихся ценностей, дляусвоения ценностей постиндустриализма и пойдет по легкому путизаимствования суррогатных псевдозападных ценностей, то количестводисфункциональных структур по отношению к социальной системе в целом будетпостоянно расти. На этом пути выйти из кризиса невозможно. За счетдисфункций все большая часть населения будет подвержена аффективнойнестабильности, сопровождающей социальную аномию. Это может привести кокончательному развалу механизма социального контроля, что сделаетневозможным нормальный процесс социализации, без чего общество прекращаетсвое существование. В истории есть примеры, когда империи, обладавшиеогромным экономическим и военным потенциалом, прекращали свое существованиеиз-за морального разложения. Для российского общества вектором преодоления нынешнего кризисаявляется реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общихценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Безэтого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой,ни западные долларовые инъекции, ни самые демократические политические иэкономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к ихценностному содержанию. Итак, современный кризис российского общества своими корнями уходит в60-е гг., когда появилась возможность начать движение к постиндустриальнымценностям, которая, однако, не была реализована в условиях тоталитарнойсистемы. Для перехода от индустриальной к постиндустриальной моделиразвития нужен не только достаточный экономический потенциал, но исоциокультурные основания в виде определенных ценностей, статусов, ролей. Выдвижение идеалов, не подкрепленных социокультурными ценностями, непозволяет перескочить к постиндустриализму, минуя необходимый историческийпериод вызревания ценностей, адекватных процессу перехода. Социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической,поведенческой и материальной формах. Отсутствие в стране предпосылок длявосприятия их индивидами на поведенческом и материальном уровнях приводит ктому, что западный опыт поступает к нам в квазиформах, огрубленныхструктурах и функциях. В обозримом будущем в российском обществе будут сосуществовать трисистемы социокультурных ценностей: индустриально-традиционные,постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Отсутствие в странеобщепризнанной системы ценностей и институализированных средств ихдостижения — главная причина социальной аномии. Выход из кризиса может произойти при формировании эффективногомеханизма социального контроля, обеспечивающего доминированиепостиндустриальных ценностей, их общее признание населением ивосстановление основных агентов социализации. Вывод Российское общество сегодня можно охарактеризовать следующимиявлениями - углубление социальных и межнациональных конфликтов, внутренняяполитическая борьба между реформаторами и консерваторами, тяжелыйэкономический и социальный кризис, разгул преступности Следует ожидать, что нынешний кризис продлится довольно долго.Конкретное время выхода из него будет определятся не столько реальнымипрограммами и инициативами правящей элиты (что, конечно, важно в планевыбора не желаемой, а возможной стратегии), сколько готовностью испособностью разных социальных групп перейти к новым постиндустриальнымценностям на идеологическом, поведенческом и материальном уровнях Для российского общества вектором преодоления нынешнего кризисаявляется реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общихценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Безэтого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой,ни западные долларовые инъекции, ни самые демократические политические иэкономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к ихценностному содержанию. Универсального общественного строя, пригодного для всех стран и временне было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития Россииследовало бы исходить не из того, что делает все цивилизованноечеловечество, а из конкретных условий России. Отличительными чертами новой модели общественного строя являются:1. направлены на удовлетворение потребностей личности, а не класса или одной социальной группы2. удовлетворение этих потребностей главная цель, тогда как в капиталистическом обществе она вторична3. для нее характерна защита всех форм собственности, а не только частной4. она исключает навязывание воли одного – двух классов или групп всему обществу Для строительства цивилизованного общества необходимо отброситьотрицательные стороны, как капитализма, так и социализма и использоватьположительные стороны той и другой общественной системы. Таким образом,Россия должна идти своим путем учитывая особенности предыдущего развития.Думается, что в ближайшее время Россия не будет ни социалистической, никапиталистической страной. Список литературы:1. Э.В. Тадевосян «Социология», Москва 1995год2. А.Г. Эфендиев «Основы социологии», Москва 1994 год3. Кредисов А., Бодров В., Леоненко П. «Сущность, структура и принципы организации социального рыночного хозяйства», Москва 1993год4. Госкомстат «Информационный бюллетень»




Похожие:

Социальные проблемы развития российского общества iconРеформирование российского общества и проблемы развития молодежи

Социальные проблемы развития российского общества icon«Тенденции развития российского общества в XXI веке» г. Чистополь, 29 апреля 2011 г. Цель конференции
Цель конференции: анализ проблем современного российского общества и государства
Социальные проблемы развития российского общества iconИ н. Гулин Константин Анатольевич (исэрт ран, Вологда): Консолидация важный фактор развития гражданского общества. Исследование
Существуют большие различия между регионами в связи с различным экономическим положением (наличие природных ресурсов и т д.). Людей,...
Социальные проблемы развития российского общества iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Раскрыть возможности концепции Гражданского Общества как инструмента анализа политического развития современного российского общества...
Социальные проблемы развития российского общества iconГородской Комитет по образованию и науке Лицей №1 при пгту учебно-исследовательская работа. Проблемы развития и формирования среднего класса в России
«Критерии социальной стратификации». В ней я буду рассматривать общие положения и теоретический материал работы, а точнее теорию...
Социальные проблемы развития российского общества iconО. Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества
Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития социологии
Социальные проблемы развития российского общества iconНггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества
Культура как фактор интеграции российского общества приобретает в современных условиях важное значение. Особенно существенна ее роль...
Социальные проблемы развития российского общества iconОтчет моу неманская основная общеобразовательная школа №5 п. Неманское мо «Краснознаменский городской округ»
Неманской основной общеобразовательной школы №5 за 2007- 2008 учебный год, связанной с реализацией целей и задач концепции модернизации...
Социальные проблемы развития российского общества iconОтчет моу неманская основная общеобразовательная школа №5 п. Неманское мо «Краснознаменский муниципальный район»
Неманской основной общеобразовательной школы №5 за 2008- 2009 учебный год, связанной с реализацией целей и задач концепции модернизации...
Социальные проблемы развития российского общества iconСоциальная организация российского бизнеса
Опубликовано: Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С. Социальная организация российского бизнеса: между клановостью и профессионализмом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы