Планирование заработной платы и численности рабочих icon

Планирование заработной платы и численности рабочих



НазваниеПланирование заработной платы и численности рабочих
Дата конвертации15.07.2012
Размер374.85 Kb.
ТипРеферат
Планирование заработной платы и численности рабочих


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кубанский Государственный Технологический Университет Кафедра : Экономики и управления производством КУРСОВАЯ РАБ0ТАпо дисциплине Внутрифирменное планированиена тему : Планирование заработной платы и численности рабочих ( на примеремыловаренного завода) Работу выполнил студент 111 курса руководитель курсовой работы . Краснодар 1998 г.1. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.1.1. Общая характеристика планирования Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.Основные принципы планирования:1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяютцели: хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства; производственно-технологические, определяющие функциональное назначениепредприятия; научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурныхпотребностей работников предприятия; экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукциибез негативного воздействия на окружающую среду.2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целуюсистему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия;3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-техническогопрогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использованиявсех видов ресурсов;4) Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего иперспективного планирования;5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественноесоответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, междупотребностями в ресурсах и их наличием;6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу законадля всех подразделений предприятия после утверждения его руководителемпредприятия.Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, какправило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.Виды планирования.В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное(долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетнийпериоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок".При составлении плана изучаются варианты расширения производства и сниженияиздержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняетсяполитика в функциональных сферах. Результатом этого плана являютсяформулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов ипринятие долгосрочной политики в основных областях.Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всехподразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается планпредприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовыйплан.
Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц ивключает объем производства, план по труду и заработной плате, планированиематериально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли,рентабельности и т.д.В планировании используются следующие основные методы:- нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;- балансовый - целенаправленное согласование направлений использованияресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системевзаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятияраспространяются на будущий период;- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее,определяет промежуточные плановые показатели;- факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменениеплановых показателей;- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственнымиподразделениями и показателями:- экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.1.2 Понятие внутрифирменного планирования Понятие планирование деятельности фирмы имеет два смысла. Первый -общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы. Второй -конкретно-управленческий. Здесь планирование из функций менеджмента, умениепредвидеть будущее приятия и использовать это предвидение. Обе стороныпланирования тесно связаны между собой. Возможность планирования какконкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы, напрямуюопределяется общими условиями хозяйствования. Весь материал - это показконкретных способов и методов планирования как управленческой функции. Нодля серьезного понимания смысла планирования необходимо определить обе егостороны. Общеэкономическое понимание планирования. Планирование как антипод механизма цен. С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм которыйзаменяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координаторомдействий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные дляпродавцов и покупателей объемы и способы производства и потреблениятоваров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчинятьсяценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеетвозможности отменить их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма -всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном неосознаётся ею. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицымеханизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениямипредпринимателей и менеджеров. Предприниматель осознанно определяетосновные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно,внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений. Таким образом, участники внутрифирменной деятельности теряют свободудействий, характерную для самостоятельных и не зависимых друг от другасубъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющихпредприятием. Почему планирование как система волевых, сознательно принимаемыхрешений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы? У экономистовесть несколько ответов на этот вопрос. 1. Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия,происходящие внутри её, и таким образом сводить к минимуму неопределенностьрыночной среды и ее негативные последствия.Применяя планирование, фирма устраняет те издержки, которые она могла быиметь, если бы все действия внутри фирмы совершались на основе купли-продажи. Ведь всякой торговой сделке (трансакции) сопутствуют такназываемые трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя и/илипродавца проведение переговоров о предмете сделки, оплата услугконсультантов и т.п. Отменяя отношения купли-продажи, предприятие устраняетдополнительные затраты. Осуществляя административную функцию, связанную сволевым руководством и принятием решений, предприниматель занимаетсяпланированием также в более узком смысле как разновидностью управленческойдеятельности. Управленческое понимание планирования. Планирование - этопредвидение. Планирование является естественной частью менеджмента. Его можноопределить как умение предвидеть цели организации, результаты еедеятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы. 1.Где организация находится в настоящее время (экономическая позицияпредприятия), каковы итоги и условия ее деятельности? 2. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты целиорганизации? Планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента.На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляютсяорганизация запланированных работ, мотивация задействованного для ихвыполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зренияплановых показателей Один из "отцов" современного менеджмента А. Фай Ольотмечал: "Управлять - это предвидеть", а "предвидеть - это уже почтидействовать". Планирование - это не просто умение предусмотреть всенеобходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности,которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма неможет полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлятьим при помощи эффективного предвидения.1.3. Необходимость планирования в экономической организации.Еще классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов напредприятии сопровождается колебаниями ошибочными маневрами,несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохогосостояния дел, если не краха их. Как показала практика, применениепланирования создает следующие важные преимущества: -делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятныхусловий; -проясняет возникающие проблемы; -стимулирует менеджеров к реализации своих решений дальнейшей работе; -улучшает координацию действий в организации; -создает предпосылки для повышения образовательной подготовкименеджеров; -увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; -способствует более рациональному распределению ресурсов; -улучшает контроль в организации. Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижениюфирмой такого экономического успеха, который может быть выражен в высокихвеличинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовыхпоказателей Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретныепримеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость. Однакодальше отдельных предположений дело не идет. Напротив, как показываетопыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны сформальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательскоготаланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многиепредприятия, в том числе российские, начинают применять планирование в тотпериод развития, когда уже прошёл этап бурного роста, когда появляютсяпроблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности. Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся вприменении планирования. 1. Вновь возникшие частные фирмы. Бурный процесс накопления капиталапривел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а такжек возникновению других факторов, создающих потребность в формахпланирования, адекватный современному рыночному хозяйству. Главнаяпроблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие кформальному планированию, основанное на мнении, что бизнес - это умение"крутиться", правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюданедостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему Тем не менеемногие из крупных частных фирм начали , создавать подразделенияпланирования или, по крайней мере, вводить должность плановика 2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные,предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако ихопыт планирования относится в основном к периоду централизованноуправлявшейся экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носиловторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном иотраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного уменияанализировать и предвидеть, определять собственные цели развития. Поэтому,как и организациям первого типа, государственным и приватизированнымпредприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменногопланирования. Современный рынок предъявляет особые требования кпредприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нём процессовсоздают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.Определим основные факторы возрастающей роли планирования в условияхсовременного рыночного хозяйства. Увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности. Несмотряна возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, лидирующееположение на современном рынке занимают крупные фирмы. Так, по подсчётам специалистов около половины потребностей западногомира удовлетворяют чуть более двухсот крупных компаний. В российскойэкономике исторически сложилось преобладание очень крупных предприятийпочти во всех сферах хозяйства. Конечно, такой гигантизм имеет немалоотрицательных последствий, однако он является реальностью отечественнойэкономики наряду с закономерным укрупнением большого числа вновь возникшихчастных фирм. Поэтому можно сказать, что масштабный характер бизнеса —общая черта современных экономик. С другой стороны усложняется структурадеятельности экономических организаций. Причинами этого являются, вопервых,стремление к росту, во-вторых, - необходимость перераспределения риска, азначит, инвестирование в новые сферы бизнеса. Масштабы, сложность иразнообразие направлений деятельности фирмы требуют от нее особого вниманияк предварительному определению: -видов выпускаемых товаров; -источников финансирования; -технологических ресурсов, таких, например, как комплексспециализированного оборудования и т д. Решения о будущем состоянии фирмы в таких условиях не могут бытьприняты "в прикидку", на основе интуитивных ощущений. Предвидение будущегоздесь без преувеличения требует научного подхода. Осознание этого фактасреди российских экономистов и предпринимателей выражается, в частности, втом, что такое прикладное издание, как "Экономика и жизнь", регулярнопечатает обзоры аналитических инструментов и стратегических моделей,необходимых для принятия плановых решений. Подвижность внешней среды. Современная внешняя среда бизнеса характеризуется высокой скоростьюизменений. В западной экономике подвижность среды объясняется в первуюочередь высокой насыщенности потребительского спроса, егоиндивидуализированным и быстроизменяющимся разнообразным характером.Постоянно меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги другихфакторов внешней среды: технологий, средств связи - коммуникаций,социальных отношений и т.д. Следовательно, такие же быстрые и глубокиеизменения вынужден совершать бизнес. В российской экономике подвижностьсреды и, прежде всего переходным характером отечественного хозяйства, и,как следствие, нестабильностью социально-политической сферы. В условияхпрежних относительно стабильных экономических систем весь хозяйственныйцикл фирмы (от планирования действий до их реализации и подведения итогов)укладывался в пределах одной фазы экономического развития. Сегодня всего лишь один хозяйственный цикл может вместить рядизменений внешней среды (колебания конъюнктуры, социально-политическиеколлизии и т.д.). В этих условиях при принятии решений нужно опираться напостоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новыхстратегий и тактических подходов. Следовательно планирование должноохватывать большую часть хозяйственного цикла, чем раньше. Это позволитпринимать адекватные изменениям внешней среды решения. Новый стиль руководства персоналом . Фирма индустриального периода относилась к работнику как к простомуисполнителю, элементу общего механизма управления. Такой стиль руководствапредполагал, что работники получают развёрнутые, детализированныеинструкции действий, рассчитанные на короткий отрезок времени (не более,чем на неделю). Новый стиль управления предоставляет работнику гораздобольшую свободу действий, высвобождает его инициативу и творческиевозможности. Теперь инструкции имеют более общий характер, чем раньше, азадание рассчитано на более длительный период (до одного месяца). Такойподход к определению рабочих задач требуют от управляющего полного иточного представления о будущем, ясного осознания целей хозяйственнойдеятельности, что повышает значимость планирования. Усиление центробежныхсил в экономической организации. Чтобы лучше приспособиться к сложной инеопределенной внешней среде, лучше реагировать на запросы различныхсекторов, которые обслуживает фирма, осваивать новые прибыльные видыдеятельности, экономическая организация предоставляет высокую степеньавтономии и самостоятельности своим отдельным подразделениям и менеджерамфирмы. Такая организация деятельности увеличивает гибкость ипредпринимательскую активность подразделений. Автономия подразделений находит своё выражение в моделях, которыеназывают плоскостным и венчурным менеджментом. Положительные качества такихмоделей управления названы ранее, они связаны с высокой степенью адаптациик изменяющейся среде. Но одновременно плоскостный и венчурный (рисковый)менеджменты создают целый ряд проблем, отрицательных эффектов. Например: • потеря центром контроля за работой подразделений: иногдаподразделения настолько приобретают вкус к свободе и самостоятельномуруководству собственными действиями, что нередки случаи или попытки выходаих из состава фирмы и организации собственного дела; • дробление фундаментальных целей фирмы на множество частичных,большая часть из которых не может быть выполнена, или же полное размываниеобщих целей. Существует ряд апробированных на практике способов преодоленияотрицательных последствий центробежных тенденций. Среди них следующиетехнологии менеджмента: • матричная форма организации и назначение менеджера, ответственногоза проект; • общие бюджетные программы; • модели (в том числе компьютерные) экономической организации.Наиболее общий подход к интеграции всех частей экономической организации -внутрифирменное планирование, выработка единой корпоративной стратегии имеханизма ее реализации. 1.4 Пределы планирования. Возможности планирования в экономической организации предприятияограничены рядом объективных и субъективных причин. Рассмотрим наиболееважные из них. Неопределенность рыночной среды Любая экономическаяорганизация, будь то западная фирма или российское предприятие, в своейдеятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Фирма не обладаетдостаточными (полными) данными о своем настоящем и будущем она не всостоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешнейсреде. Планирование и является одним из способов "прояснения" внутренних ивнешних условий деятельности. То есть планирование - это инструментпреодоления неопределенности. Там, где есть планирование, неопределенностьсокращается. Однако любой, даже самой мощной фирме не по силам полностьюустранить неопределенность, а значит, целиком спланировать своюдеятельность. Ведь устранить неопределенность - значит устранить сам рынок,разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка. Конечно,фирмы стремятся упорядочить свои внешние отношения путем вытеснениявоздействий рынка на свою деятельность, и такие усилия приносятопределенный успех. Контроль над рынком может осуществляться несколькимиспособами. Среди них: • вертикальная интеграция; • контроль над спросом; • контрактные отношения; • создание предпринимательских сетей. Вертикальная интеграция означает, что планирующая организацияприсоединяет путем слияния или поглощения фирмы-поставщики и/или фирмы-клиенты. То есть объединяются фирмы, входящие в состав единойтехнологической цепочки Таким образом, внешние сделки превращаются вовнутрифирменные. В результате фирма получает элементарную гарантиюпостоянных и стабильных поставок сырья, капитала, рабочей силы, а такжерегулирует затраты на приобретение нужных экономических ресурсов.Вертикальная интеграция давно и хорошо известна российской экономике. Всоветский период вертикальное интегрирование проводилось принудительно, наоснове директивных действий центральных управляющих органов. Так был созданзнаменитый АПК - аграрно-промышленный комплекс СССР, объединивший исельскохозяйственные предприятия и организации, перерабатывающиесельскохозяйственную продукцию. Отличалась вертикальная интеграциясоветского типа от вертикальной интеграции в условиях рынка тем, что имеласвоей целью усиление централизованного управления экономикой, созданиеболее жесткой и взаимоувязанной хозяйственной структуры в рамках всегонародного хозяйства, в то время как вертикальная интеграция рыночного типаслужит делам отдельной фирмы, хотя эффект в обоих случаях достигается тотже - сужение сферы действия рыночных законов. Кроме того, применяя вертикальную интеграцию, фирма сокращает своитрансакционные издержки, то есть затраты на заключение рыночных сделок. Но возможности вертикальной интеграции по преодолениюнеопределенности ограничены. Во-первых, вертикальная интеграция всегдасвязана с крупными размерами предприятия, точнее, с крупными размерами дляданного конкретного рынка: фермер в Ростовской области не может включить всвой производственный цикл большой Ростовский машиностроительный завод,поставляющий сельхозмашины, поскольку в одиночку не может воздействовать науровень цен и объем производства этого масштабного завода. В то время какэто машиностроительное предприятие могло бы присоединить к себе, например,завод по выпуску электрооборудования для комбайнов. Во-вторых, разрушая рыночные отношения, вертикальная интеграциясводит на нет положительные эффекты конкуренции: стремление предприятий кснижению издержек и повышению качества продукции, выбор наилучшего изпоставщиков или клиентов и связанное с этим укреплениеконкурентоспособности и устойчивости рыночного положения предприятия.Устраняя конкуренцию и ее результаты, экономическая организация ухудшает нетолько состояние дел на рынке в целом, но и собственное положение, снижаетсвой хозяйственный потенциал. Поэтому многие деловые фирмы в последниедесятилетия отказываются от вертикальной интеграции, заменяя внутренниесделки более эффективными рыночными сделками. Контроль над спросом. Контроль над спросом означает, что фирма всостоянии контролировать объем реализуемой продукции путем разнообразноговлияния на спрос. Один из вариантов контроля над спросом - установлениемонопольного влияния на рынке. Фирма, которая является крупнейшимпоставщиком товара, может самостоятельно регулировать объем спроса иконструировать реакцию покупателей на свою продукцию. Однако монопольная власть над спросом достаточно неустойчива инедолговременна, как это, в частности, показал приведенный пример.Противодействуют монопольному контролю над спросом неизбежно возникающиесилы конкуренции (так, у каждого товара могут появиться заменители-субституты), с одной стороны, и антимонопольная деятельность - с другой. Более эффективный и устойчивый источник воздействия на спрос -маркетинговая деятельность фирмы, то есть не грубое давление на спрос, априспособление фирмы к потребительским нуждам и настроениям. Но и в этомслучае силы конкуренции не позволяют установить целиком планируемые иабсолютно устойчивые отношения с потребителями. Контрактные отношения. Более надежным способом устранениянеопределенности и получения возможности планировать свою деятельностьявляются контрактные отношения. Они получили очень широкое применение вэкономиках развитых стран мира. К началу 90-х годов более 2/3 всех товарныхсделок в западном мире имели контрактный характер. Упомянутый здесьростовский фермер, как и другой некрупный предприниматель, не в состоянииосуществить вертикальную интеграцию и тем более монопольный контроль надрынком. Также невелики его возможности в полном масштабе реализоватькомплекс маркетинга: от дорогостоящих исследовании рынка до громкойрекламной компании. А вот контракт может оказаться для него полезной иэффективной формой преодоления неопределенности, как, впрочем, дляпредприятия любого вида и масштаба деятельности. Смысл контрактных отношений заключается в том, что потенциальныйпроизводитель сначала находит покупателя продукции, которую он способенпроизвести, и уж затем, после соответствующей подготовки, производит товар.Сделка между потенциальными покупателями и продавцом оформляетсяконтрактом, в котором устанавливаются цены и объемы поставляемой илипокупаемой продукции на достаточно длительный период времени. Контракт выгоден для обоих участников сделки. С одной стороны,существенно снижается риск произвести и продать. Контракт позволяетсоставлять предварительные планы производства, обеспечение его необходимымиресурсами, финансовые планы (в крупной фирме - планы научно-техническихисследований). С другой стороны, априорный характер сделки позволяетнаиболее точно и тонко учесть запросы потребителя. На смену массовомупроизводству приходит выпуск продукции по индивидуальным заказам.Возможности учета индивидуальных особенностей заказчика навысокотехнологичном производстве повышают применение гибкого,легкоперестраивающегося (модульного) оборудования, компьютерных систем.Первые образцы продукции, выпущенные по индивидуальным заказам, появились вавтомобильной промышленности. На единой поточной линии каждая машина собирается и оснащается по-разному - в соответствии со вкусами будущего владельца: число вариантов по20-40 видам отделки и оснащения достигает многих сотен. Контракты на основе применения высоких технологий не менее важныпредприятиям в российский экономике, чем фирмам из передовых в техническомсмысле стран, так как в силу интернационализации рынка российскиепредприятия вынуждены вступать в конкуренцию не только, а иногда и нестолько с отечественными, сколько с западными и восточными конкурентами, аследовательно, ориентироваться на не менее низкий, чем конкурентов, уровеньтехнологии. Из экономик, позднее других вступающих на рыночный путьразвития, выживают те, которые применяют лучшие, наиболее совершенные видытехнологии. Это позволяет снижать издержки до уровня конкурентных, создаетболее привлекательное качество товара, которым российские производителиособенно не отличаются. В целом контрактные отношения являются достаточно близкими,органически присущими российским фирмам особенно государственным иприватизированным, у которых еще не разрушена сложившаяся в предыдущийпериод система долговременных связей со своими поставщиками и клиентами.Причем большая часть этих связей в советское время носила неформальный,неофициальный характер, а значит, определялась реальными потребностямиэкономических организаций. Заключение контрактов придаст отношениям российских фирм болееупорядоченный характер, повысит ответственность каждой из них за выполнениеусловий сделки, потому что любое нарушение контракта может повлечь за собойсудебные санкции. Но, как и другие способы увеличения пределов планирования контрактыне являются абсолютным и универсальным средством, поскольку не устраняютриска, связанного с невыполнением обязательств одной из сторон. Причиныневыполнения - воздействие всех факторов внешней среды, в том числеприродных и политических стихий. Традиционно более надежными партнерамиявляются крупные фирмы. Предпринимательские сети. Фирмы могут уменьшать неопределенностьвнешней среды, используя, помимо контрактов, такую форму взаимодействия,как предпринимательские сети. Предпринимательские сети объединяют фирмы,которые экономически заинтересованы друг в друге на основе гибкихвзаимоотношений, сотрудничества построенного на доверии. От вертикальнойинтеграции, например, основанной на жестких иерархиях, предпринимательскиесети отличаются независимостью и свободой действий каждого из звеньев сети,фирмы-участницы сохраняют свою экономическую и юридическуюсамостоятельность. От обычных рыночных сделок отношения в рамках сетиотличаются тем, что они подкрепляются не силами закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия. Первоначальной основой для образования сети является единаятехнологическая или коммерческая цепочка, объединяющая фирмы, или отношениясубподряда. Сети позволяют получить преимущества, которые дает вертикальнаяинтеграция, и вместе с тем дают возможность сохранить выгоды гибкой, хорошоадаптирующейся к изменениям внешней среды структуры. К конкретным преимуществам сетей относятся: быстрое распространение исоздание новой, необходимой для фирмы информации, ускорение внедрениянововведений, разделение риска между участниками сетей. Каковы перспективы предпринимательских сетей в российской экономике?В течение ближайшего периода они проблематичны, по крайней мере в крупныхмасштабах. Ведь в основе существования таких сетей лежат взаимное довериепредпринимателей, их готовность к открытым действиям, обмену достовернойинформацией. А в обстановке неустойчивого российского рынка довольнохарактерным является стремление многих предпринимателей использоватьвременные преимущества, предоставляемые конкретной ситуацией, в ущербостальным партнерам. Однако в условиях динамичного развития экономики созданиепредпринимательских сетей в России - дело не очень далекого будущего. Итак, каждый из перечисленных факторов - вертикальная интеграция,контроль над спросом, контрактные отношения, предпринимательские сети -снижает воздействие неопределенности на фирму и раздвигает границыприменения планирования. Издержки планирования. Предел планирования определен и величиной издержек, затрачиваемых наорганизацию и осуществление планирования. Как отмечают многие из практикующих менеджеров, одним из наиболеесущественных недостатков плановой деятельности является необходимостьдополнительных затрат на: • исследования; • организацию подразделения планирования; • привлечение дополнительного персонала. Речь идет о тех дефицитных средствах, которые могли бы бытьиспользованы для решения других важных экономических задач. Если говорить онеденежных издержках, планирование требует еще одной важнейшей категориизатрат - затрат времени - также дефицитного и весьма ограниченного ресурса. Может ли позволить себе организация осуществлять такие затраты и,следовательно, заниматься планированием? Да, может, потому что затраты напланирование, как уже отмечалось, создают ряд важных преимуществ вдеятельности фирмы. Поэтому вопрос о затратах правильно было бысформулировать так: каковы должны быть дополнительные затраты, нужные длятого, чтобы расширить масштабы планирования в организации? Минимальным результатом планирования является недопущение грубыхошибок в экономической деятельности, то есть приобретение способностейпредвидеть неприятные обстоятельства будущего и устранять их. Еслисредства, которые затрачены на планирование, привели к такому результату, -этого уже почти достаточно. Можно сформулировать следующее правило определения издержекпланирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только втом случае, если они создадут дополнительный положительный эффект. И, крометого, не стоит браться за разработку такого плана, стоимость которого моглабы равняться стоимости создания лучшего плана. Таким образом, минимальными затратам на планирование являются такие,которые обеспечивают выживание экономической организации, а любыедополнительные затраты должны обеспечивать ее развитие. Трудность при определении оптимальных затрат заключена в том, чтодоход, полученный от планирования, не может быть измерен точно при помощиколичественных методов. Эффект плановой деятельности опытный менеджер можетопределить, используя качественные и субъективные методы оценки. Масштабы деятельности фирмы. Масштабы деятельности фирмы ограничивают или, наоборот, расширяютвозможности планирования в организации. Преимущества в осуществлении планирования принадлежат крупным фирмам,потому что они обладают необходимым потенциалом для того, чтобы предвидетьсвое будущее: • у них выше финансовые возможности; • они в своем большинстве занимаются серьезными научными и проектнымиразработками; • они обладают высококвалифицированным персоналом и в состояниипривлекать таких же высококвалифицированных специалистов со стороны и т.д. Крупные фирмы, как правило, имеют в своем составе специальныеплановые подразделения. Вместе с тем даже солидные экономическиеорганизации для определения плановых стратегий зачастую обращаются квнешним консультантам, специализирующимся на вопросах планирования. В связис быстрым распространением в последние десятилетия стратегическогопланирования некоторые консультационные фирмы сделали его своейисключительной областью деятельности. Такие фирмы иногда называют "салонамистратегии". Небольшим экономическим организациям сложно проводитьширокомасштабную плановую работу, в особенности дорогостоящеестратегическое планирование. Однако они могут: - использовать некоторые формы планирования, особенно оперативноепланирование; - применять уже готовые модели стратегий, созданные известнымикомпаниями и исследовательскими фирмами, и стремиться к определениюсобственных стратегий по мере роста организации. Несмотря на трудности осуществления планирования в небольшойорганизации, оно необходимо ей, пожалуй, еще в большей мере, чем крупной.Внешняя среда у такой организации менее поддается контролю и болееагрессивна, чем у крупной фирмы, следовательно, будущее мелкой фирмы болеенеопределенно и непредсказуемо. Нужно сказать, что у небольшой фирмы есть свои преимущества ворганизации планирования. Главное из них - внутренняя среда такойорганизации более проста, а потому более обозрима и предсказуема. Помимоэтого в маленькой организации легче создать особый психологический исоциальный климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации,ее целей. Сочетание формального планирования с другими способами принятиярешений. Формальное, то есть сознательно, при помощи особых методоворганизованное, планирование является только одной из форм принятияуправленческих решений Помимо формального планирования практически каждыйменеджер использует так называемое "интуитивное предвидение", то естьпланирование, основанное на опыте руководства, его "трезвом расчете", атакже на совокупности индивидуальных качеств, иногда описываемых какинстинкт, находчивость, творческие способности (креативность), особое чутье(нюх) и т.п. и ассоциирующихся с одаренными предпринимателями. Интуитивное планирование может успешно сочетаться с формальнымпланированием, а в некоторых случаях оно оказывается более эффективным, чемформальные методы. Во многих случаях действительность ограничиваетвозможность формального планирования и, наоборот, делает предпочтительнымпланирование интуитивное. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в самойприроде рынка. Каждая рыночная ситуация является сочетанием неповторимых,уникальных обстоятельств. В то же время методы формального планирования -это обобщение типичных, повторяющихся черт рыночных явлений, и поэтому онине могут стать ключиком, открывающим тайну уникальности. Здесь лучшимпомощником оказывается интуитивное, или "неявное", по выражению Л Хайека,знание ситуации. Еще одной причиной сокращения сферы формального рациональногопланирования в пользу интуитивного является то, что менеджер - это человекс характерными для него страхами, внезапными вспышками надежды и другими неполностью поддающимися контролю сознания эмоциями. И очень часто принятиерешений о будущем связано с такими эмоциями. Характерным примеромиррационального поведения в финансовой сфере являются действия в случаяхбиржевых паник или, наоборот, спекулятивных бумов, охватывающих различныебиржи мира и связанных с массовыми сдвигами в психологическом состоянииучастников биржевой деятельности. Специфика российского рынка. Упомянутое в пункте о предпринимательских сетях влияние несовершенствроссийского рынка на перспективы их использования в отечественной экономикеявляется общей чертой, ограничивающей широкое применение прогрессивных формпланирования в российском бизнесе. К факторам, ограничивающим использование планирования в отечественныхусловиях, относятся: • чрезмерно высокая степень неопределенности на российском рынке,обусловленная продолжающимися глобальными изменениями и коллизиями во всехсферах общественной жизни экономической, политической, социальной, духовнойи пр.(непредсказуемость таких изменений снижает масштабы и горизонтыпланирования и затрудняет составление плана хотя бы на три года вперед); • низкий уровень накопления капитала в российских экономическихорганизациях, не позволяющий осуществлять эффективные затраты наорганизацию планирования; • отсутствие эффективных юридических и этических норм, регулирующихповедение предпринимателей, отсутствие культуры отечественного рынка; Однако перспективы внутрифирменного планирования на российском рынкеможно оценить как высокие, поскольку они прямо связаны с выживанием фирмы,развитием ее деятельности. Сейчас российское планирование переживает свой"интуитивный этап" - успех в бизнесе зависит от таланта, одаренности,энергии предпринимателя. Но с появлением стабильных, зарекомендовавших себяэкономических организаций возникают предпосылки для расширения пределоввнутреннего планирования. 1.5 Принципы планирования в экономической организации. Принципы планирования определяют характер и содержание плановойдеятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принциповпланирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшаетвозможность отрицательных результатов планирования. Еще А. Файоль определилчетыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошейпрограммы действия Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздо е обосновал еще один ключевой принцип планирования принципучастия. Принцип единства Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование вэкономической организации должно иметь системный характер. Понятие"система" означает: существование совокупности элементов; взаимосвязьмежду ними; наличие единого направления развития элементов системы,поведения, ориентированного на общие цели. Как основные составляющиепонятия "система" могут быть выражены во внутрифирменном планировании? Ихможно описать, используя категории "координация" и "интеграция". Элементамипланирования в организации являются отдельные подразделения, входящие внее, и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь междуподразделениями осуществляется на г координации на горизонтальном уровне,то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга,производственного отдела, финансового отдела и т.д.). Единое направление плановой деятельности, общность целей всехэлементов экономической организации становятся возможными ж рамкахвертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческойиерархии, например: организация в целом ==> продуктовое подразделение ==>цех => бригада), их интеграции. Координация плановой деятельности отдельныхфункциональных подразделений выражается в том, что: • деятельность ни однойчасти организации нельзя планировать эффективно, если такое планирование несвязано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня; • всякиеизменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планахдругих подразделений. Таким образом, взаимосвязь и одновременность -главные черты координации планирования на предприятии. Интеграция плановойдеятельности предполагает, что в организации существует разнообразиеотносительно обособленных процессов планирования и частных плановподразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но каждая изподсистем действует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельныйплан является частью плана более высокого подразделения и организации вцелом. Все планы, созданные в организации, - это не просто совокупность,набор документов, это их взаимосвязанная система. Принцип участия. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участияозначает, что каждый член экономической организации становится участникомплановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Тоесть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оннепосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия,называют партисипативным. Каковы выгоды реализации принципа участия? Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокоепонимание организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает болееобширную и объективную информацию об организации, чем раньше. В целомпроцесс обмена внутрифирменной информацией облегчается. Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовыхработников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организациистановятся личными планами работающих, а участие в достижении целейорганизации приносит удовлетворение собственным потребностям работников. Укаждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы кэффективному труду, укрепляется командный дух в организации. В-третьих, применение принципа участия способствует тому, чтоработники организации, занимаясь планированием, развивают себя какличность. У них появляются новые навыки, новые знания. ширяется горизонт ихличных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительныересурсы для решения своих будущих задач. В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функциименеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, -оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешнимдля руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению. Какорганизовать партисипативное планирование? Если организация невелика,система участия в процессе планирования может быть основана нанепосредственных контактах между руководством фирмы, плановиками (если ониесть) и работниками. Практическое участие коллективов работников впланировании может быть организовано в рамках таких структур, как кружкикачества. В крупных компаниях для организации партисипативного планированиямогут быть рекомендованы более жесткие, вертикально построенные структуры,которые позволят осуществлять Прямую и обратную связь между всеми уровнямиорганизации. Принцип непрерывности Смысл принципа непрерывности заключён в том, что: - процесс планирования на предприятиях должен осуществлятьсяпостоянно в рамках установленного цикла; - разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу(второй - на смену первому, третий - на смену второму и т.д.). Второе из условий непрерывности планирования - постоянное следованиепланов друг за другом - компании, как правило, соблюдают. В то же времянередки случаи прерывания компаниями процесса планирования. Фирмыразрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его ипрекращают планирование до начала следующего периода. Процесс планированиядолжен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок: •неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делаютнеобходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешнихусловий и соответствующее исправление и уточнение планов; • изменяются нетолько фактические предпосылки, но и представления фирмы о своих внутреннихценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие изменения,запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным. И наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечиватьпостоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всемивытекающими из этого выгодами. Принцип гибкости. Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключаетсяв придании планам и процессу планирования способности менять своюнаправленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Дляосуществления принципа гибкости планы должны составиться так, чтобы в нихможно было вносить изменение увязывая их с изменяющимися внутренними ивнешними условиями. Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы,иначе называемые "надбавками безопасности", или "подушками". Однакосуществуют определенные пределы резервов планирования: -резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими,иначе планы окажутся неточными; -слишком низкие пределы влекут за собой слишком частые изменения впланах, что размывает ориентиры деятельности фирмы. С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается вдополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься свероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделитьдополнительные затраты на приобретение оборудования, если по ее прогнозамвыпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования. Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеетсвои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкостьплана и связанные с ней преимущества не окупят их. Принцип точности. Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какаятолько совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другимисловами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени,в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиватьсяопределением основных целей и самых общих направлений деятельности; потомучто количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазони скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткиепромежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретностьи проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такиепланы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов,реализующих эти планы.11 Фонд заработной платы , численность и мотивация труда рабочих2.1 Состав фонда заработной платы рабочих и служащих на предприятии1. В состав фонда заработной платы включаются начисленныепредприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда в денежнойи натуральной формах за отработанное и неотработанное время,стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные срежимом работы и условиями труда, премии и единовременныепоощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящиерегулярный характер.2. В состав выплат социального характера включаютсякомпенсации и социальные льготы, предоставленные работникам, вчастности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (безсоциальных пособий из государственных и негосударственныхвнебюджетных фондов).3. При составлении статистической отчетности по труду показываются начисленные за отчетный период (с учетом налогов и других удержаний всоответствии с законодательством) денежные суммы независимо отисточников их выплаты и статей смет в соответствии с платежнымидокументами, по которым с работниками были произведены расчеты позаработной плате, премиям и т.д., независимо от срока их фактическойвыплаты.4. Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются вфонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейсяна дни отпуска в отчетном месяце.Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются вфонд заработной платы следующего месяца.5. Данные о фонде заработной платы за соответствующий период прошлогогода при составлении отчетов по труду показываются в методологии и вструктуре отчетного периода текущего года.6. При натуральной форме оплаты труда и предоставлении социальныхвыплат в отчеты по труду включаются суммы, исходя из расчета по рыночнымценам, сложившимся в данном регионе на момент начисления. Если товары илипродукты предоставлялись по пониженным ценам, то включается разница междуих полной стоимостью и суммой, уплаченной работниками.II. Фонд заработной платыВключению в фонд заработной платы, в частности, подлежат:7. Оплата за отработанное время7.1. Заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам иокладам за отработанное время.7.2. Заработная плата, начисленная за выполненную работу работникам по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции(выполнения работ и оказания услуг).7.3. Стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты.7.4. Премии и вознаграждения (включая стоимость натуральных премий),носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников ихвыплаты.7.5. Стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (запрофессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск кгосударственной тайне и т.п.).7.6. Ежемесячные или ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугулет, стаж работы (кроме сумм, указанных в пункте 9.2).7.7. Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиямитруда:7.8. Оплата труда квалифицированных рабочих, руководителей, специалистовпредприятий и организаций, освобожденных от основной работы ипривлекаемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификацииработников.7.9. Комиссионное вознаграждение, в частности, штатным страховымагентам, штатным брокерам.7.10. Гонорар работникам, состоящим в списочном составе работниковредакций газет, журналов и иных средств массовой информации.7.11. Оплата услуг работников бухгалтерий за выполнение ими письменныхпоручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы.7.12. Оплата специальных перерывов в работе.7.13. Выплата разницы в окладах работникам, трудоустроенным из другихпредприятий и организаций, с сохранением в течение определенногосрока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы.7.14. Выплата разницы в окладах при временном заместительстве.7.15. Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятии, согласно специальным договорам сгосударственными организациями (на предоставление рабочей силы,например военнослужащих) как выданные непосредственно этимлицам, так и перечисленные государственным организациям.7.16. Оплата труда лиц, принятых на работу посовместительству.7.17. Оплата труда работников несписочного состава.7.17.1. Оплата труда лиц, не состоящих в списочном составе работниковпредприятия (организации), за выполнение работ по гражданскимдоговорам, если расчеты за выполненную работу производятсяпредприятием с физическими, а не с юридическими лицами. При этомразмер средств на оплату труда этих физических лиц определяется, исходяиз сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежныхдокументов.7.17.2. Оплата услуг (гонорар) работников несписочного состава (запереводы, консультации, чтение лекций, выступление по радио и телевидениюи т.д.). 8. Оплата за неотработанное время 8.1. Оплата ежегодных и дополнительных отпусков (без денежной компенсацииза неиспользованный отпуск). 8.2. Оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору(сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам.8.3. Оплата льготных часов подростков.8.4. Оплата учебных отпусков, предоставленных работникам, обучающимсяв образовательных учреждениях.8.5. Оплата за период обучения работников, направленных напрофессиональную подготовку, повышение квалификации или обучение вторымпрофессиям. 8.6. Оплата труда работников, привлекаемых к выполнениюгосударственных или общественных обязанностей.7. Оплата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другиеработы.8.8. Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, за непроработанное время работникам, вынужденно работавшим неполное рабочеевремя по инициативе администрации.8.9. Оплата работникам - донорам за дни обследования, сдачи крови иотдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови. " 8.10. Оплатапростоев не по вине работника. е 8.11. Оплата за время вынужденногопрогула. 9. Единовременные поощрительные выплаты 9.1. Единовременные (разовые) премии независимо от источников ихвыплаты. 9.2. Вознаграждение по итогам работы за год, годовоевознаграждение за выслугу лет (стаж работы). 9.3. Материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников(кроме сумм, указанных в пункте 26).9.4. Дополнительные выплаты при предоставлении ежегодного отпуска(сверх нормальных отпускных сумм в соответствии сзаконодательством). 9.5. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск.9.6. Стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощренияакций или льгот по приобретению акций.9.7. Другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков. 10. Выплаты на питание, жилье, топливо 2.2 ИНСТРУКЦИЯ ПО СТАТИСТИКЕ ЧИССЛЕННОСТИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ НАПРЕДПРИЯТИЯХ, 1. Общие положения 1. Отчетность по труду должны составлять и представлять всепредприятия, являющиеся юридическими лицами и имеющиесамостоятельный баланс.Данные по структурным единицам, несамостоятельнымподразделениям (производствам, цехам, отделениям, участкам, фермам,бригадам, звеньям, бюро, лабораториям и др.) включаются в отчет по трудутого предприятия, на балансе которого они находятся.Структурные единицы, имеющие отдельный баланс и счета в учрежденияхбанка и входящие в состав объединения, находящиеся на территории другойреспублики, края, области, чем головная структурная единица(головное предприятие) объединения, статистическую отчетностьпредставляют головной структурной единице (головному предприятию)или по его указанию сами структурные единицы управлению статистикипо месту нахождения структурных единиц. Объединения в этих случаяхпредставляют управлению статистики по месту нахождения головнойструктурной единицы (головного предприятия), кроме отчета в целомпо объединению, отчет без данных по структурным единицам,расположенным на территории других республик, краев, областей. 2. Статистическая отчетность по труду составляется строго заустановленный календарный отчетный период времени: месяц, квартал и год.Месячный отчет составляется за период с первого по последнее(включительно) число отчетного месяца, квартальный отчетза период с первого числа первого месяца квартала по последнее(включительно) число третьего месяца отчетного квартала, годовой -за периодс 1 января по 31 декабря.3. Отчеты по труду представляются в сроки и адреса,предусмотренные утвержденными формами и табелем формстатистической отчетности.Представление статистической отчетности по труду позднееустановленных сроков является нарушением отчетной дисциплины. в 4.Основными требованиями при составлении статистической отчетности по труду являются полнота заполнения отчета и достоверность отчетныхданных. За достоверность данных в отчетах и своевременностьпредставления отчетов несут персональную ответственностьруководители предприятий, их структурныхСписочный состав работниковВ списочный состав работников предприятия должны включаться все работники,принятые на постоянную, сезонную, а также на временную работу насрок один день и более, со дня зачисления их на работу.В списочном составе работников за каждый календарный день должны бытьучтены как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого, в списочный состав включаются работники: 2.3 Мотивация и оплата труда Мотивация трудовой деятельности Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работникивоспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источникомсамосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.Главные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы(внутренние установки человека).Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиямитруда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:- занятость всех работников трудом;- предоставление равных возможностей для профессионального и служебногороста;- согласованность уровня оплаты с результатами труда;- создание условий безопасности труда;- поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.Методы мотивации можно классифицировать на:1) экономические (прямые) - повременная и сдельная оплата труда; премии закачественные и количественные показатели труда; участие в доходахпредприятия; оплата обучения и др.;2) экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья,транспортного обслуживания, питания на предприятии;3) не денежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе,участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации,гибкие рабочие графики выхода на работу и др.Основными формами мотивации работников предприятия являются:1. Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результатыдеятельности предприятия.2. Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование,доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия,предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работыи обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своимработникам по себестоимости или со скидкой; увеличение продолжительностиоплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе; более ранний выходна пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное дляработников время и т.д.3. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда,самостоятельность и ответственность работника.4. Устранение статусных, административных и психологических барьеров междуработниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.5. Моральное поощрение работников.6. Повышение квалификации и продвижение работников по службе.Современная политика оплаты труда Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.Размер оплаты труда зависит от сложности и условий выполняемой работы,профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда ихозяйственной деятельности предприятия.Расходы на оплату труда состоят из:1) основной заработной платы - вознаграждения за выполненную работу всоответствии с установленными нормами труда. Она устанавливается в видетарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностныхокладов для служащих;2) дополнительной заработной платы - вознаграждения за труд сверхустановленной нормы, за трудовые успехи и изобретательность и за особыеусловия труда. В нее входят доплаты, надбавки, гарантийные икомпенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством;премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций;3) других поощрительных и компенсационных выплат в форме вознаграждений поитогам работы за год, премии по специальным системам и положениям,компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, непредусмотренные актами действующего законодательства либо которыепроводятся сверх установленных указанными актами норм.В основу организации оплаты труда положены следующие основные принципы: осуществление оплаты труда в зависимости от количества и качества труда; дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника,условий труда и отраслевой принадлежности предприятия; систематическое повышение реальной заработной платы, т.е. превышениетемпов роста номинальной заработной платы над инфляцией; превышение темпов роста производительности труда над темпами роста среднейзаработной платы; предоставление предприятиям максимальной самостоятельности в вопросахорганизации и оплаты труда.Оплата труда обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы(воспроизводительная функция) и мотивирует работников для эффективныхдействий на своем рабочем месте (стимулирующая функция).Организация оплаты труда на предприятии состоит из следующих элементов:формирование фонда оплаты труда; нормирование труда; установление тарифнойсистемы; выбор форм и систем оплаты труда.Государственная политика оплаты труда реализуется путем установления:минимальной заработной платы; государственных норм и гарантий в оплатетруда (за работу в сверхурочное время, праздничные и выходные дни и завремя выполнения государственных обязанностей); условий определения частидохода предприятия, направляемого на оплату труда; межотраслевыхсоотношений в оплате труда; условий и размеров оплаты труда в бюджетныхорганизациях и учреждениях; максимальных размеров должностных окладовруководителей государственных предприятий; уровня налогообложенияпредприятий и доходов работников.Минимал




Похожие:

Планирование заработной платы и численности рабочих iconКурсовая раб0та по дисциплине Внутрифирменное планирование на тему : Планирование заработной платы и численности рабочих ( на примере мыловаренного завода) Работу
Планирование заработной платы и численности рабочих ( на примере мыловаренного завода)
Планирование заработной платы и численности рабочих iconАвтоматизация учета труда и заработной платы на малом предприятии
Состав фонда заработной платы, определение среднесписочной численности работников, налоги и платежи с фонда заработной платы
Планирование заработной платы и численности рабочих iconКурсовая работа на тему «Автоматизация учета труда и заработной платы на малом предприятии»
Состав фонда заработной платы, определение среднесписочной численности работников, налоги и платежи с фонда заработной платы
Планирование заработной платы и численности рабочих iconПриказ №1 форма приказа об измении источника начисления заработной платы при выполнении гражданско-правовых работ об изменении источника начисления заработной платы работникам > в связи с проведением работ по от >, № > с >
Изменить источник начисления заработной платы и производить начисление заработной платы с по работникам из средств вышеуказанного...
Планирование заработной платы и численности рабочих iconКурсовая работа по дисциплине «Статистика»
Ввиду многоплановости темы, в работе сосредоточено внимание на исследование следующие вопросов: состав затрат на рабочую силу, фонда...
Планирование заработной платы и численности рабочих iconИ ее цены. Расчет заработной платы. 10 Организация и планирование окр. Разрабатываемый блок малогабаритной станции помех, предназначен дляцифровой обработки сигналов, поступающих от блоков и устройств станции исигналов от других изделий, выработки рабочей программы станции, управленияработой блоков
Организация и планирование окр. Расчет затрат и цены. Расчет заработной платы
Планирование заработной платы и численности рабочих iconПланирование труда и заработной платы

Планирование заработной платы и численности рабочих iconПланирование труда и заработной платы

Планирование заработной платы и численности рабочих iconПриказ «Об изменении источника заработной платы»
Приказы для начисления заработной платы из средств проекта оформляются по форме представленной ниже
Планирование заработной платы и численности рабочих iconКонтрольная работа по информационным системам в экономике: «Расчет заработной платы для конкретных заказов.»
Выполнить расчет заработной платы, предназначенной для конкретных заказов, выполняемых на цехах швейного предприятия «Экотекс». Расчет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы