Основные правовые системы современности icon

Основные правовые системы современности



НазваниеОсновные правовые системы современности
Дата конвертации15.07.2012
Размер371.02 Kb.
ТипРеферат
Основные правовые системы современности


ОГЛАВЛЕНИЕ курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права» на тему «Основные правовые системы современности»ВВЕДЕНИЕ 3Раздел I. Романо-германская правовая семья. 6 1.1. Характеристика и история формирования романо-германской правовой семьи 6 1.2. Структура права. 10 1.3 Источники права. 12Раздел II Общее право. 15 2.1.Историческое значение и история английского права. 15 2.2. Структура английского права. 18 2.3. Источники английского права. 20 2.4.Право США, его характеристика и история развития 21 2.5. Структура и источники права США. 23Раздел III Мусульманское право. 26 3.1.Характеристика и структура мусульманского права. 26 3.2. Источники права. 26Раздел IV. Право Индии. 29 4.1.Характеристика и источники права. 29 4.2.Современные тенденции. 30Раздел V. Правовые системы стран Африки. 31Раздел VI. Социалистическое право. 34 6.1.Характеристика и историческое развитие социалистического права 34 6.2.Источники права. 35 6.3.Структура права. 36ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38Список использованной литературы 40 ВВЕДЕНИЕ В современном мире каждое государство имеет своё право. Право разныхстран сформулировано на разных языках, использует различную технику исоздано для обществ с весьма различными структурами, правилами,верованиями. Объектом исследования в работе является правовая семья, структураотносительно сходных правовых систем различных государств. Предметом же вэтом изучении будут конкретные правовые семьи, о классификации которыхбудет сказано ниже. Говоря о методе исследования наиболее удачным следует признать метод,предложенный Рене Давидом — компаративный, то есть метод сравнения. Ну акак иначе можно изучить право всего мира, если не в сравнении? В современном мире существует множество правовых систем. Правоваясистема — понятие более широкое и объемное, чем просто понятие «право». Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных ивзаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, атакже элементов, характеризующих, уровень правового развития той или инойстраны. Правовая система — это вся «правовая действительность» данногогосударства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесносвязанные между собой. Это: . собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках; . правовая идеология — активная сторона правосознания; . судебная (юридическая) практика. Г. В. Назаренко даёт двоякое толкование термина «правовая система»:1) В узком смысле под правовой системой понимается право определённого государства, то есть национальная правовая система.2) В широком смысле категория «правовая система» служит для обозначения «правовых семей», имеющих сходные юридические признаки.1 Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, еслиисходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянныхэлементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормымогут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки,систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых нетак уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи». Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовыхсистем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить оботносительном единстве этих систем. Это сходство является результатом ихконкретно-исторического и логического развития. Говоря о классификации правовых семей следует рассмотреть несколькоточек зрения на этот вопрос. Одна из самых популярных — классификация правовых семей, данная РенеДавидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающуюрелигию, философию, экономические и социальные структуры, и юридическойтехники, включающие в качестве основной составляющей источники права. Рене Давид выдвинул идею трихотомии — выделения трех основных семей:романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкаетостальной юридический мир, который получил название «религиозные итрадиционные системы». Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем. Воснову этой классификации положен критерий «правового стиля»,складывающегося из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем,своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты,природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.На основе этого различаются следующие «правовые круги»: романский,германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, правоислама, индуистское право. Во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типологияправа, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации(рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право,социалистическое право). А. Х. Саидов выделяет внутри буржуазного типаправа семьи: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовуюсемью «общего права», и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваютсянаряду с семьей социалистического права. В пределах социалистическойправовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовалиотносительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовыесистемы социалистических стран Европы, правовые системы социалистическихстран Азии, и правовая система республики Куба. На мой взгляд, наиболее приемлемой является концепция классификацииправовых систем в семьи на основе двух критериев: идеологии (включаярелигию, философию, экономические и социальные структуры) и юридическойтехники, (в качестве основы берутся источники права). Раздел I. Романо-германская правовая семья.1.1. Характеристика и история формирования романо-германской правовой семьи Романо-германская правовая семья имеет длительную историю. Онасвязана с правом Древнего Рима, но более чем тысячелетняя эволюциязначительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы этогоправа, но и саму концепцию права и правовой нормы от того, что былопризнано во времена Августа и Юстиниана. Романо-германские правовые системыкак бы продолжают римское право, они результат его эволюции, но никоимобразом не являются его копией. В настоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всемусвету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской Империи ираспространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки,страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию. Эта экспансия объясняетсячастично колонизацией, частично — теми возможностями, которые дала длярецепции юридическая техника кодификации, общепринятая романскими правовымисистемами в XIX веке. Романо-германская правовая система сформировалась в континентальнойЕвропе; здесь и сейчас ее главный центр, несмотря на то, что вследствиеэкспансии и рецепции многочисленные неевропейские страны присоединились кэтой системе или позаимствовали у неё отдельные элементы. Датой, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права, считается XIII век. До этого времени, вне всякогосомнения, существовали элементы, с помощью которых создавалась система; нотогда было ещё рано говорить о системе и, может быть, даже о праве. Поэтомупервым периодом можно считать период, предшествующий XIII веку, когдасобирались материалы, но ещё отсутствовали попытки синтезировать их и когдане было даже какой-либо системы. Второй период начался с возрожденияизучения римского права в университетах. В течение пяти веков в системегосподствовала доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировалаи правовая практика в различных государствах. Доктрина подготовила вместесо школой естественного права наступление следующего периода, в которомромано-германская правовая семья находится в настоящее время, периода, гдепреобладает законодательство. Что представляло европейское право до XIII века? Существовавшие тогдаэлементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правоваясистема, носили характер обычного права. Существуют некоторые документы,которые знакомят нас как с состоянием римского права так и с состояниемправа варваров. Компиляции Юстиниана (Кодекс, Дигесты, Институции,опубликованные с 529 до 534 года, дополненные серией Новелл) на Востоке ичастично в Италии, Молитвенник Алариха (506 год) во Франции и на Иберийскомполуострове представляют римское право. Начиная с VI века, большинствогерманских племён уже имело свои законы («законы варваров»). Процесссоздания этих законов продолжался до XII века, охватывая различныенордические и славянские племена. Однако «законы варваров» регулировалитолько самую незначительную часть тех общественных отношений, которые внастоящее время регулируются правом. Римские компиляции, даже в ихупрощенном издании Алариха, очень скоро оказались слишком сложными. Правоученых, найденное в этих компиляциях, было заменено на практике вульгарным,которое и применялось спонтанно населением. Во мраке позднего средневековья общество вернулось к болеепримитивному состоянию. Право ещё существовало; об этом говорит наличиеинститутов, призванных создавать право (рашимбурги у франков, скандинавскиелагманы, исландские эосагари, ирландские бреоны, англосаксонские визаны).Но господство права прекратилось. Между частными лицами и между социальнымигруппами споры разрешались по закону сильного или произвольной властьювождя. Несомненно, более важное значение, чем право, имел в эту эпохуарбитраж. Создание романо-германской правовой семьи связано с возрождением,которое произошло в XII и XIII веках на западе Европы. Новое общество вновьосознало необходимость права; оно начало понимать, что только право можетобеспечить порядок и безопасность, которые необходимы для прогресса. Зарождение романо-германской правовой семьи в XII и XIII веках никоимобразом не является результатом утверждения политической власти илицентрализации, осуществленной королевской властью. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не тольконе составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. Основным источником, откуда распространились новые идеи,благоприятствуя тем самым возрождению права, стали возникшие в ЗападнойЕвропе очаги культуры. Главная роль при этом принадлежала университетам, изкоторых первым и наиболее известным был Болонский университет в Италии. Вуниверситетах не преподавали «практическое право». В университетах праворассматривалось как модель социальной организации. Университетская наукауказывала судьям, как решать дела на основе справедливости, предписываетправила, которым добропорядочные люди должны следовать в своём социальномповедении. Право, как мораль, — это должное (то, что нужно делать), а несущее (то, что практически происходит). Появлялись школы, трактующие римское право. Первая из них — школаглоссаторов — стремилась установить первоначальный смысл римских законов.Итогом работы представителей этой школы явился в XIII веке обобщающий трудАккурсия, в который вошло 96000 глосс. Со школой постглоссаторов (Бартол, Бальд, Азо) в XIV веке связанановая тенденция: римское право было очищено и подвергнуто переработке,т. е. подготовлено для совершенно нового дальнейшего развития. Отнынеюристы стремились практически использовать римское право. А в XVII и XVIII веках ведущее место завоёвывает школа естественногоправа, которая отходит от идеи естественного порядка вещей, основанного наволе бога, ставит в центр любого общественного строя человека, подчеркиваяего неотъемлемые «естественные права» и, ставя во главу всей юридическоймысли идею субъективного права. Естественно-правовая школа, ничего особенноне меняя в частном праве, в области публичного права предложила моделиконституции, административной практики, уголовного права, выводимых из«разума». Постепенно римское право перестало быть лишь академическим истало вливаться в систему права Европы. Существовавшие в XIII — XVIII векахофициальные и частные компиляции пытались синтезировать обычаи с нормамиримского права. Например, кастильский король Альфонс X Мудрый хотелобъединить нормы обычного права Кастилии, с одной стороны, и нормы римскогои канонического права с другой. Таким образом шло соединение обычного —практического права с римским — академическим. Постепенно главная роль в законотворчестве переходит от университетовк судебным органам (во Франции — парламент, Суд королевской курии, вГермании — Имперский суд, Каммергерихт (1495 г.)) и к суверенам, которыепутем ордонансов, эдиктов, могли дополнять или исправлять существующиенормы права. Следующий период в развитии права романо-германской семьи — периодзаконодательного права, знаменателен тем, что школа естественного правадобилась большого успеха в двух направлениях: вопросы публичного правастали широко волновать юристов, в то время как в римском праве большоевнимание уделялось частному праву; кодификация, которая стремилась сделатьобразцовое право университетов действующим правом. Наиболее ярким примеромтакой деятельности служит Наполеоновская кодификация 1783 года. И хотятакие нормативные акты должны были бы разделить страны от объединения водну правовую семью, тем не менее большинство черт всех отраслей правакаждой страны являются общими для всей группы стран, что и позволяетговорить о существовании романо-германской правовой семьи. Несколько слов следует сказать о внеевропейский правовых системах,появившихся в связи с колонизацией крупных заморских территорий, и в связис чем романо-германское право стало распространяться вне Европы. Напримерна Американском материке испанские, португальские, французские иголландские колонии восприняли романо-германский характер права. Точно также романо-германская правовая семья получила своё распространение в Африкеи на Мадагаскаре. Турция использовала европейские кодексы для модернизации своегоправа. С 1914 года она отказалась от мусульманского характера права и сталаполностью принадлежать к романо-германской семье. Так же и другие страныАзии используют в своих правовых системах нормы романо-германского права.1.2. Структура права. Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наукаобъединяет правовые нормы в одни и те же крупные группы: публичное право ичастное право. Это деление обусловлено тем, что отношения между правящими иуправляемыми выдвигают свои, свойственные им проблемы и требуют инойрегламентации, чем отношения между частными лицами. Общий интерес и частныеинтересы не могут быть взвешены на одних и тех же весах1. Публичное право, как и частное право, во всех странах романо-германской семьи распадается на одни и те же основные отрасли:конституционное право, административное право, международное публичноеправо, уголовное право, процессуальное право и т. д. А эти отрасли, в своюочередь, распадаются на соответствующие правовые институты и понятия, вбольшинстве своём идентичные для этих стран. Такая общность обусловленатем, что на протяжении веков правовая наука этой семьи развивалась на однойобщей базе: римское и каноническое право. В области частного права ситуация обстоит несколько по-иному. То естьправовая система каждой страны романо-германской семьи имеет своюоригинальность, проявляющуюся в наличии только ей свойственных институтов(это связано с национальными и региональными обычаями). Но, тем не менее, вотношениях, регулируемых римским и каноническим правом, сходство,несомненно, наблюдается. Взять, например, обязательственное право. Это один изосновополагающих разделов любой правовой системы, входящей в романо-германскую семью. А вот в английском юридическом языке термин«обязательство» неизвестно. Обязательство в романо-германской семье — это обязанность лица(должника) дать что-то другому лицу (кредитору), сделать или не сделать что-то в интересах последнего. Обязательство может возникнуть непосредственноиз закона (таково, например, обязательство алиментирования по семейномуправу), из договора и даже в некоторых случаях из односторонних действийлица. Обязательства возникают также из деликта и квазиделикта, когда лицодолжно возместить ущерб, причинённый им или объектами, за которые онотвечает. Неосновательное обогащение также порождает обязанность возвратитьнеосновательно полученное. Обязательственное право является центральным разделом гражданскогоправа в странах романо-германской правовой семьи. Понятие нормы права. Сходства или различия структуры права следуетрассматривать и с другой точки зрения: как понимается сама правовая норма,её значение, природа и характер. Во всех странах романо-германской правовой семьи правовую нормупонимают, оценивают и анализируют одинаково. Благодаря усилиям науки нормаправа поднята на высший уровень; её понимают как правило поведения,обладающее всеобщностью и имеющее более серьёзное значение, чем только лишьеё применение судьями в конкретном деле. Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье,является основой кодификации в том виде, как её понимают в континентальнойЕвропе. «Нельзя создать подлинный кодекс, если видеть норму права в каждомрешении, вынесенном судьей по конкретному делу. Кодекс в романо-германскойтрактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы,встающие на практике. Его задача – дать достаточно общие, связанные всистему, легкодоступные для обозрения и понимания правила, на основекоторых судьи и граждане, затратив минимальные усилия, могут определить,каким образом должны быть разрешены те или иные проблемы.»1 Правовая нормаромано-германской семьи является чем-то средним между решением спора –конкретным применением нормы – и общими принципами права. То есть онадолжна быть оптимально обобщена, но, также она не должна быть чрезмернообобщена, так как в этом случае она перестаёт быть достаточно надёжнымруководством для практики. Таким образом, право стран романо-германской правовой семьи – этовсегда право, базирующееся на принципах, как и требует система. Это неказуистические правовые системы, и поэтому они сохраняют известныепреимущества – простоту и ясность. Следовательно, для романо-германской семьи необходимы вторичныеправовые нормы» (нормы, толкуемые судами), которые конкретизировали бы«первичные» (нормы законодателя), и благодаря которым, легче изменятьдействующее законодательство, потому что нетрудно увидеть, какие нормызатронет эта реформа, а какие останутся неизменными.1.3 Источники права. Закон. С XIX века в странах романо-германской правовой семьивосторжествовала тенденция, когда для решения какого-либо юридическоговопроса юрист обращается к закону. Таким образом, признаётся верховенствозакона. Закон, в силу самой строгости его изложения, представляется лучшимтехническим способом установления чётких правовых норм. На верхней ступениэтой системы стоят конституции или конституционные законы. Во всех странахромано-германской правовой семьи есть писанные конституции, за нормамикоторых признается особый авторитет: они изменяются и дополняются в особомпорядке и устанавливают контроль над конституционностью других законов. Со значением конституционных законов сравнима роль международныхконвенций. В некоторых странах (Франция, Нидерланды) закреплён принцип,согласно которому международные договоры имеют силу, превышающую силувнутренних законов. Кодексы представляют собой компиляции, группирующие и излагающие всистематизированном виде правила, относящиеся к определённой отрасли права.Кодификация в странах романо-германской правовой семьи получила широкоераспространение в XIX – XX веках, и сейчас в этих государствахкодифицированы идентичные отрасли права. Скандинавские страны представляютсобой единственное исключение: в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии былопринято лишь по одному кодексу. Законы стоят на одном уровне с кодексами и для юристов равнозначны. Также «писанное право» стран романо-германской правовой семьивключает в себя множество норм и предписаний, изданных не парламентом, адругими государственными органами: регламенты (нормы, принятые воисполнение законов) и декреты. Особенность этих нормативных актов в том,что их издают исполнительные органы. Административные циркуляры в странах романо-германской правовой семьичётко отличаются от законов – формулирующих юридические нормы тем, чтоадминистративные циркуляры лишь указывают, как администрация понимаетправовую норму и как она намерена её применять. В стиле законов сложились две тенденции: одна призвана сделать законыкак можно доступнее, вторая стремится к использованию более точноготехнического языка, понятного лишь специалистам. Говоря о толковании законов, следует подчеркнуть то, что в романо-германской правовой семье, безусловно, предпочитается грамматическое илогическое толкование и подчёркивается подчинение законодателю до тех пор,пока, по мнению суда, это приводит к справедливому результату. Такжетолкователи прибегают к историческому толкованию. Обычаи. Закон в ряде случаев для своего понимания нуждается вдополнении обычаем. Понятия, которые использует законодатель, такжезачастую нуждаются в объяснении с точки зрения обычая. Нельзя, например, неприбегая к обычаю, сказать, когда поведение определённого лица ошибочно,является ли данный знак подписью.1 Судебная практика. В странах романо-германской правовой системыгосподствует правило, при котором судьи подчинены закону. «Они упорнопридерживаются позиции постоянного подчинения закону даже тогда, когдазаконодатель открыто признает, что закон не может предусмотреть всё…Судебная практика отказывается создавать правовые нормы, так как это, помнению судей, дело лишь законодателя и правительственных илиадминистративных властей, уполномоченных на то законодателем».2 Исходя извсего вышесказанного, можно понять, что и правило прецедента на территорияхромано-германских систем права не действует. Несколько слов сразу же надосказать о судебной организации. Судебная система построена поиерархическому принципу. Существуют суды первой инстанции, апелляционныесуды, Верховный суд. Это самая общая схема для стран романо-германскойсемьи — надо понимать, что во всех странах этой семьи судебная система неможет быть абсолютно одинаковой. Кроме всего прочего, существует иадминистративная юстиция, в ФРГ — финансовые суды, суды по торговым делам,социальному обеспечению. Доктрина. Доктрина как источник права играла большую роль в XIII — XIXвека, когда принципы права вырабатывались в университетах. Сейчас же пальмапервенства в странах романо-германской семьи принадлежит закону. Существуют также и общие принципы права, которые в некотором родетоже являются источником права. Они показывают подчинение права велениямсправедливости в том виде, как она понимается в определённую эпоху иопределённый момент. Раздел II Общее право.2.1.Историческое значение и история английского права. Система общего права была создана в Англии после нормандскогозавоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов. Семьяобщего права включает, кроме английского права, которое было её основой,правовые системы всех, за некоторыми исключениями, стран английского языка.Но, строго говоря, сфера применения английского права ограничиваетсяАнглией и Уэльсом. Оно не является ни право Соединенного королевства, ниправом Великобритании, так как Северная Ирландия, Шотландия, острова Ла-Манша и остров Мэн не подчиняются английскому праву. Рене Давид, в своёмтруде «Основные правовые системы современности», предлагает выделить вистории английского права четыре основных периода.1 Первый предшествовалнормандскому завоеванию 1066 года; Второй, от 1066 года до становленияобщего права, когда оно утверждается, преодолевая сопротивление местныхобычаев. Условия этого периода оказали на правовую систему влияние,ощущаемое еще и в настоящее время. Третий период, с 1485 до 1832 года,–Расцвет общего права; однако оно вынуждено было пойти на компромисс сдополнительной правовой системой, и это нашло своё выражение в «нормахсправедливости». Четвёртый период – с 1832 года и до наших дней, когдаобщее право встретилось с невиданным развитием законодательства и должнобыло приспособиться к обществу, где постоянно усиливается значениегосударственной администрации. Первый период в истории развития английского права можно также назватьанглосаксонским. Римское господство, продолжавшееся со времён правленияимператора Клавдия до V века, оставило в Англии небольшой след (хотядлилось оно четыре столетия). Варварские законы того времени регулировалитолько очень ограниченные аспекты тех общественных отношений, на которыераспространяется современная концепция права. Законы Этельберта,составленные около 600 года, включают всего 90 коротких фраз. Законыдатского короля Канута (1017 – 1035 гг.), составленные четырьмя столетиямипозже, гораздо более разработаны и знаменуют уже переход от общинно-племенной эры к эпохе феодализма. С нормандским завоеванием общинно-племенная эпоха окончательноуступает место феодализму. С этого момента начинает активно развиватьсяобщее право — Comyne Lea. В противовес местным обычаям, это право сталообщим для всей Англии. Конкретно в 1066 году общее право ещё несуществовало: собрание свободных людей, называемой Судом графства (CountryCourt), и его подразделения – Суды сотни (Hundred Courts) осуществляли втот период правосудие на основе местных обычаев. После завоевания судыграфств и суды сотен были постепенно заменены феодальной юрисдикцией новоготипа (суды баронов, мэнорские суды). Ну а в сфере действия церковнойюрисдикции применялось каноническое право – общее для всего христианства.Общее право было создано исключительно королевскими судами, называвшимисяобычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали, начиная с XIII века.Король осуществлял только «высший суд». Он вмешивался в споры в особыхслучаях, если существовала угроза миру в королевстве или еслиобстоятельства дела были таковы, что его нельзя было разрешить в обычномпорядке. Суд, где король решал дела с помощью своих приближённых (CuriaRegis) представлял собой суд особо знатных людей и особо крупных дел, а необычный суд, доступный каждому. Королевская власть не вмешивалась в деласеньоров и их подданных. Также королевский суд не являлся апелляционнойинстанцией по всем спорам, возникающим в королевстве. Вмешательствокоролевского суда ограничивалось делами, затрагивающими королевскиефинансы, земельную собственность и недвижимость. Все остальные деларешались судом графства или судом сотни. Но постепенно компетенция королевского суда росла и сеньориальныесуды утрачивали свою власть. Люди ставили королевскую юрисдикцию выше любойдругой. Споры стали решаться с помощью жюри (таким образом в Англиизародился суд присяжных). И вообще, в Англии очень хорошо развивались именно процессуальныенормы. Юридические хроники (Ежегодники), знакомящие нас с английским правом1290–1536 годов, концентрировали своё внимание именно на процедуре, частозабывая сообщить о решении, принятом по существу вопроса. После расцвета общего права в XIII веке у него появляется соперник влице права справедливости (Law of Equity). То есть, если люди не находилисправедливости в Вестминстерских и других судах, то, что им ещё оставалосьделать, кроме как напрямую обратиться к королю, который мог восполнитьнедостатки в работе судов. Такое обращение к королю происходило через лорд-канцлера. Решения первоначально принимавшиеся с учётом «справедливости в данномслучае», стали систематически выносится на основе применения доктрины«справедливости», представлявших собой добавления или коррективы к«правовым» принципам, применяемых королевскими судами.1 Но «праву справедливости» не суждено было завоевать главенствующееположение, так как сказались противоречия между судами и королевскойвластью (начало XVII века). Суды общего права нашли союзника в лицепарламента, который объединился с ними в борьбе против королевскогоабсолютизма. С 1621 года был разрешён контроль палаты лордов за решениямисуда канцлера. Суды общего права в этих новых условиях склонны былидопускать вмешательство канцлера, если оно могло быть основано напрецеденте. Говоря о четвёртом периоде развития общего права в Англии, следуетотметить, что в 1832, 1833, 1852 годах произошла радикальная реформа имодернизация права. Английское право, развивающееся до этого впроцессуальных рамках, стало больше внимания уделять материальному аспекту,на базе которого и стали с тех пор систематизировать решения общего права. В 1873 — 1875 годах организация судов также была значительномодифицирована. Акты о судоустройстве (Judicature Acts) ликвидировалиформальное различие между судами общего права и канцлерскими судамисправедливости. Все они получили право применять и нормы общего права инормы права справедливости. В материальном праве была проведена «расчистка» нормативных актов(т. е. отменялись фактически недействующие законы) и приведение норм впорядок (консолидация). Тем не менее, вся эта работа по кодификации праване изменила основные черты английского права, оставив его правом, по-прежнему развивающимся на судебной практике. В начале XX века общее право переживало серьёзный кризис, так какпоявлялись новые стремления осуществить быстрые и глубокие изменения вобществе на основе законов и регламентов, приобретающих всё большее ибольшее значение, а общее право, в силу своей природы, основано наказуистических нормах судебной практики.2.2. Структура английского права. Исходя из всего вышеперечисленного можно смело говорить о том, чтоструктура английского права объясняется его историей, то есть право делитсяна общее право и право справедливости. Нет деления на право торговое, правоадминистративное, право социального обеспечения. Нет понятий: родительскаявласть, узуфрукт, юридическое лицо, подлог, непреодолимая сила и т. п. Но всистеме общего права Англии есть такие понятия, как доверительнаясобственность, встречное удовлетворение, эстоппель, треспасс и многиедругие, неизвестные другим правовым системам. Норма права (Legal Rule) в английском праве менее общна и абстрактна,чем в романо-германской семье, отсутствует деление норм на императивные идиспозитивные. Говоря о праве справедливости надо сказать об аксиоме, котораяявляется основой этого права: «Справедливость основывается на праве»(Equity follows the Law). Однако следовать праву — не значит пренебрегатьзаконами морали. И именно во имя морали осуществляется вмешательствоканцлера. Также надо заметить, что право справедливости действует вотношении конкретных лиц (Equity acts in personam). Доверительная собственность (Trust) – основное понятие английскогоправа. Она строится по следующей схеме: лицо, утверждающее доверительнуюсобственность (settlor of the trust), оговаривает, что некоторое имуществобудет управляться одним или несколькими лицами (trustees) в интересаходного или нескольких лиц — бенефициантов (cestuis que trust). Этотинститут очень часто применяется в Англии, так как он может служить длявесьма практических целей: охраны имущества недееспособных лиц, замужнихженщин, ликвидации наследства; часто эту форму используют и для организациии для деятельности благотворительных и иных учреждений. Говоря, о процессе в английском праве сразу же следует процитироватьРене Давида: «Английское право основывается не на праве университетов, этоне право принципов. Это право процессуалистов и практиков»1. За последнеестолетие английская судебная процедура упростилась. С другой стороны,значительно обогатилось английское материальное право, достигшее такойстепени определённости, которая делает его сравнимым с правовыми системамиконтинентальной Европы. Судебный процесс тщательно готовится, с тем, чтобыразногласия сторон были ясно видны и фиксировались бы вопросами, на которыеможно отвечать только «да» или «нет». Досье дела не существует, всё должнобыть изложено устно, чтобы присяжные могли составить своё мнение по делу.Некоторые доказательства как по гражданским, так и по уголовным деламисключаются, так как они могут произвести нежелательное впечатление нанесведущих присяжных (предполагается, что такие всегда имеются). Теперь следует сказать о том, что же в общем праве является нормой.Норма права — это положение, которое берётся из основной части (ratiodecidenti) решений, вынесенных высшими судебными инстанциями Англии. Всёто, что в этом решении не является строго необходимым для разрешенияданного спора, английский судья называет «попутно сказанным» (obiter dicta)и опускает. Английская норма права, таким образом, тесно связана собстоятельствами конкретного дела и применяется для решения дел,аналогичных тому, по которому данное решение было принято.2.3. Источники английского права. Ими являются: типичное прецедентое право (case law), закон (statute)по традиции играет в английском праве второстепенную роль, ограничиваясьлишь внесением корректив или дополнений в право, созданное судебнойпрактикой. Другие источники права (обычай, доктрина, разум) играют по сравнениюс законом и судебной практикой второстепенную роль. Существует правило прецедента, обязывающее английских судейпридерживаться решений, принятых их предшественниками. Оно утвердилосьтолько с I половины XIX века. Решения, вынесенные Палатой Лордов составляютобязательные прецеденты для всех судов. Решения, принятые Апелляционнымсудом обязательны для всех судов и (кроме уголовного права) для самогоэтого суда. Решения, принятые высоким судом, обязательны для низших судов иобычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда иСудом Короны. (Подробнее об устройстве судебной системы Англии можно узнатьиз приложений). Второй источник английского права — закон (Statute, Act of Parliament)и различные подзаконные акты, принятые во исполнение закона (так называемоеделегированное, или вспомогательное законодательство). В Англии нетписанной конституции, и то, что англичане называют конституцией,представляет собой комплекс норм законодательного, а чаще судебногопроисхождения, гарантирующих основные свободы граждан и призванныхограничить произвол властей. Классическая теория видит в законе лишь второстепенный источникправа, но реально, он имеет такую же силу, как и в странах континентальнойЕвропы. Наряду с судебной практикой и законом обычай (custom) не идёт всравнение с основными источниками английского права. Действующий до сих порЗакон 1265 года установил, что старинными считаются обычаи, существовавшиедо 1189 года. Конечно, доказательств такой древности обычая в настоящеевремя не требуется, но обычай не будет считаться юридически обязательным,если будет доказано, что он ещё не мог существовать в 1189 году. Доктрина и разум также являются источниками права. Разум признаетсявспомогательным источником права, призванным восполнить пробелы вказуистическом праве Англии. Некоторые доктринальные труды, написанные судьями, получиликвалификацию авторитетных книг (books of authority).2.4.Право США, его характеристика и история развития Право, выработанное в Англии после нормандского завоевания и созданиякоролевских судов, получило значительное распространение. Общее право сталоодной из крупнейших правовых семей мира наряду с романской правовой семьёйи семьёй социалистического права, возникшей позднее. Однако в процессе распространения общее право претерпело некоторыеизменения, вызванные особыми условиями воспринимавших его стран. Одной изтаких метаморфоз предстаёт перед нами право США Первые английские колонии возникли в США в XVII веке, принеся с собойнормы общего права. Датой начала применения общего права во всехамериканских колониях считается 1607 год, то есть дата образования первойколонии. Но существовал принцип согласно которому общее право Англииприменялось в колониях только в той мере, в какой его нормы соответствовалиусловиям колоний. А они, как раз не соответствовали, так как срединаселения колоний практически не было никаких юристов, кто бы мог применятьнормы английского права. Также нормы общего права были выработаныфеодальным обществом, от которого американские колонии были далеки. Такчто, фактически, в Америке, кроме отдельных распоряжений местных властей,«действовало примитивное право, основанное на Библии».1 Повсюду была широкораспространена свобода судейского усмотрения. В ответ на это принималисьпопытки кодифицировать право, но примитивные кодексы, составленные в периодс 1634 (в Массачусетсе) по 1682 год (в Пенсильвании), ничего общего неимели с современной техникой кодификации. Но эти кодексы хотели подчеркнутьблагожелательное отношение американцев к писанному праву в отличие отангличан. Однако в XVIII веке положение меняется. Условия жизни колонистовулучшались. В колониях ощущается потребность в более развитом праве. Наобщее право начинают смотреть по-иному: во-первых, потому, что но можетбыть использовано для защиты от королевского абсолютизма, и, во-вторых,потому, что в нём видят связующее звено между всем, что есть английского вАмерике, против угроз, идущих от французских колоний – Луизианы и Канады.Возникает течение в пользу более широкого применения общего право;американские суды выражают своё намерение применять различные английскиезаконы. После обретения независимости в 1776 году и приобретениемСоединенными Штатами Америки Луизианы, Франция стала для них другом исоюзником, а все враждебные настроения были обращены против Англии.Сложилось благожелательное отношение к кодификации. «Казалось нормальным,что Декларация прав и свобод и Конституция США (провозглашённая 17 сентября1787 года) будут дополнены кодексами»1. Ряд штатов после провозглашениянезависимости запретил ссылаться на английские судебные решения, вынесенныепосле 1776 года. Однако Соединенным Штатам Америки суждено было остаться в системеобщего права, за исключением Нового Орлеана, ставшего в 1812 году штатомЛуизиана. Триумф общего права объясняется традициями. Рене Давид пишет:«Английский язык и английское происхождение населения страны сохранили СШАв системе общего права».2 Общее право победило в США. Но конфликт междуромано-германской правовой системой и общим правом, который возник в странепосле завоевания независимости и продолжался более полувек, не былбезрезультатен. Он значительно способствовал тому, что общее право СШАприобрело специфический, отличающийся от общего права Англии характер. СШАостались страной общего права в том смысле, что там, в общем, сохраняютсяконцепции, способ мышления и теория источников английского права, но иприсутствуют оригинальные черты, присущие романо-германской правовой семье.2.5. Структура и источники права США. Право США по своей структуре относится к семье общего права.Категории «общее право», «право справедливости», «доверительнаясобственность» понятны и естественны как для английских, так и дляамериканских юристов. Для американского юриста, как и для английского,право — это только право судебной практики; нормы, выработанныезаконодателем, как бы многочисленны они не были, несколько смущают юристов,которые не считают их нормальным типом норм права; эти нормы по-настоящемувходят в систему американского права лишь после того, как они будутнеоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться нена сами нормы, а на судебные решения, их применившие. Право США, следовательно, в целом имеет структуру, аналогичнуюструктуре английского права. Но стоит приступить к рассмотрению той илииной проблемы, как выявляются различные структурные различия между этимисистемами права. Особо следует изучить одно существенное различие, так как оноявляется основополагающим, — различие между федеральным правом и правомотдельных штатов. США в отличие от Англии являются федеральным государством, в которомнеизбежно возникает вопрос о соотношении компетенций федеральных властей ивластей штатов. Десятая поправка к Конституции США, принятая в 1791 году, разрешилаэтот вопрос: «Полномочия, не предоставленные настоящей КонституциейСоединённым Штатам и пользование которыми не возбранено отдельным штатом,остаются за штатами или народом». Это принцип действовал всегда:законодательство относится к компетенции штатов; компетенция федеральныхвластей — исключение, которое всегда должно основываться на определённойстатье Конституции. Также немаловажным фактом является то, что даже по темвопросам, по которым законодательствует конгресс, штатам такжепредоставлена часть компетенции. Это так называемая остаточная компетенция.Штатам разрешается законодательствовать по этим вопросам, но им запрещаетсяпринимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права. Конгресс США воздерживался от издания законов по многим вопросам,входящим в сферу его компетенции. Хотя он мог регламентировать внешнююторговлю или торговлю между штатами, такового федерального закона нет. Поэтим вопросам издаются законы в штатах, тем самым восполняя пробел взаконодательстве. Принцип остаточной компетенции штатов имеет определённые границы.Даже в отсутствие федеральных законов штаты не могут законодательствоватьвразрез с духом Конституции и препятствовать торговле между другимиштатами. Говоря о судебной компетенции необходимо сказать, что онарегламентировалась Актом о судоустройстве 1789 года. Он предписалфедеральным судам применять по вопросам, не регламентированным федеральнымзаконом, «законы» «The laws» того штата, к которым отсылает коллизионнаянорма, действующая там, где федеральный суд рассматривает дело. Между правом разных штатов немало различий. Судебная система иорганизация управления меняются от штата к штату, равно как гражданский иуголовный процесс. От штата к штату меняется список наказаний,предусмотренных уголовным законом. Как ни значимо федеральное право, в повседневной жизни наиболееважным для граждан и юристов остаётся право штатов. При этом необходимознать не только право штатов, но и различия между ними. Очень важноотдавать себе отчёт в том, что при всех возможных различиях в праве штатовв основе своей право США едино из-за воздействия федерального права. Источники права США представлены судебной практикой и законом. Первым и, наверное, главным источником права в США, так же как и вАнглии, является судебная практика. Но правило прецедента (Stare decisis) вСША действует по-другому. В отличие от Английского Апелляционного суда иПалаты Лордов высшие суды США (Верховный суд США и верховные суды штатов)не считают себя связанными своими собственными прецедентами, то есть могутменять свою практику. Вторым рассматриваемым мной источником в американском праве являетсязаконодательство. Основой его является Конституция, провозглашённая в 1787году, и которая говорит об организации политических институтов страны,устанавливает пределы полномочий федеральных органов в их взаимоотношенияхс штатами и отдельными гражданами. Существование писанной конституции, содержащей Декларацию правамериканского гражданина (это первые 10 поправок к Конституции), — один изэлементов, резко отличающих право США от английского права. Американскоеконституционное право тем больше отличается от конституционного праваАнглии, что в США принят принцип судебного контроля над конституционностьюзаконов (он возник в 1803 году по делу Мэрбари против Мэдисона). Раздел III. Мусульманское право.3.1.Характеристика и структура мусульманского права. Мусульманское право в отличие от ранее рассматривавшихся правовыхсистем не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторонрелигии ислама. Шариат (предписание верующим) в переводе означает «путьследования» и составляет то, что называют мусульманским правом. Это правоуказывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя,не различая, однако, его обязательств по отношению к людям и по отношению кбогу (молитва, пост). Таким образом, шариат основан на идее обязательств,возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкциейза невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того,кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не особенно многовнимания санкциям, устанавливаемым самими нормами. Той же причинойобъясняется применение мусульманского права только в отношениях междумусульманами; религиозный принцип, на котором основывается это право,отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином. Наука мусульманского права, или, точнее доктринальное изложениемусульманских законов (фикх), имеет два раздела. «Она изучает «корни» иобъясняет, каким образом, исходя из каких источников, возник комплексправил, составляющих шариат, божественный закон. Кроме того, она изучает«содержание», то есть решения, которые содержат нормы материальногомусульманского права»13.2. Источники права. Количество источников мусульманского права ограничивается небольшимчислом. Основой мусульманского права является священная книга ислама — Коран,состоящая из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцевМагомету. Но содержащиеся в нём положения юридического характеранедостаточны для регламентации всех отношений, возникающих междумусульманами. Сунна (рассказа о бытии и поведении пророка) — это сборник адатов, тоесть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета. Третий источник мусульманского права — иджма, составленная поединодушному согласию докторов ислама (Эль-Бокхари, Мослем и др.). Иджмапризвана восполнить пробелы исламского права и объяснить видимые изъяны.Она основана на догме непогрешимости и единства мусульманского общества иадате, гласящем, что то, что мусульмане считают справедливым справедливо вглазах Аллаха. Эти догмы позволили признать авторитет решений, которыенепосредственно не вытекали из Корана или Сунны. Мусульманские толки (риты) так же являются источниками. Существуетчетыре основных толка: ханефитский (распространён в Турции, среди мусульманбывшего СССР, Иордании, Сирии, Афганистане, Пакистане, Индии и Бангладеш).Малекитский толк действует среди мусульманского населения Северной иЗападной Африки. Шафеитский толк господствует у курдов, в Малайзии,Индонезии и на восточном побережье Африки. Ханбалитский толк преобладает вАравии. Все вышеперечисленные толки являются суннитскими. Существует такжевахабитский толк (Саудовская Аравия), зейдутский толк (Джерба, Занзибар).Среди всех этих толков есть различные разногласия, в связи с тем, что этитолки — результат толкования различных школ мусульманского права, но ихпринципы — сходны. Также к источникам мусульманского права относятся суждения поаналогии. Но источником это является лишь в какой-то степени. Скореесуждения по аналогии выполняют функции способа толкования и примененияправа. Обычай не входит в систему источников мусульманского права но вопределённых случаях его применение допускается. Современные тенденции развития международных отношений заставляютмусульманские страны вестернизировать своё право, в частности:конституционное, гражданское, административное, и торговое, но всё этопроисходит за пределами персонального статуса (лицо, семья, наследование),в сферах, которые не затрагивают священных основ мусульманской религии. Таким образом, в развитии мусульманского права на современном этапеможно выделить тенденцию к вестернизации права, а следовательно кодификациинормативных актов и упразднению специальных религиозных судов, призванныхприменять нормы мусульманского права. Раздел IV. Право Индии.4.1.Характеристика и источники права. Сразу же следует сказать, что право Индии - это не право именно этогогосударства, а право, которое распространено на территориях, населениекоторых исповедует индуизм. Религиозные предписания, также как и вмусульманском праве, играют роль правовых предписаний. Вместе с тем,значительный круг общественных отношений регламентирован нормамианглийского права. Так же как и в мусульманском праве источниками права индусской общиныявляются религиозные книги — шастры. Их — три вида: дхарма (наука,указывающая на должное поведение людей. Она не различает религиозные июридические обязанности), атрха (наука пользы и политики), кама (наукаудовольствий). Каждый человек должен вести себя согласно предписанию,регламентирующему поведение членов той или иной касты: брахман — всоответствии с брахмой, правители и торговцы — с артхой, а женщины — скамой. Главное, что позволяет этим книгам быть правовыми источниками — этоих легитимность на уровне государства. Дхармы изложены в специальных трактатах — дхармашастрах. Наиболееизвестны из них — законы Ману. Авторитет того или иного трактата установлентрадицией. Другой вид сборников права — это нибандхазы, которые являютсякомментариями дхармашастр и призваны толковать их простым людям. Кроме всего прочего роль источника индусского права играют обычаи,так как шастры не состоянии в силу своей древности регламентировать весьспектр общественных отношений. Для каждой касты существуют свои собственныеобычаи. Судебные прецеденты в индусском праве не имеют никакой роли вкачестве источников права. Кроме всего прочего к источникам индусскогоправа можно отнести сознание и справедливость конкретного индивидуума. Дхармашастры рекомендуют человеку поступать, а судье решать дела посовести, по справедливости в случае, если нет определённой правовой нормыпо данному вопросу.14.2.Современные тенденции. Современная же доктрина изложена в книге, носящей название виавахара.В ней содержатся нормы, которые имеют более близкое отношение ксовременному западному праву. В начале виавахары говорится об отправленииправосудия и процессе, а затем изложены 18 видов споров, охватывающихчастное и уголовное право. Следует отметить тот факт, что в течение XVI — XVII веков натерритории Индии господствовало мусульманское право, но с XVII — XVIII вв.Англия фактически установила свою власть в Индии, привнеся в её право своисобственные черты. С этого момента индусское право начало свою деформацию,в результате чего нормами шастр стал регулироваться только определённыйкруг отношений, а главенствующее положение заняли нормы английского права. В настоящее же время, после провозглашения независимости Индии, правотакже обрело большую независимость. Верховный суд получил право подтвердитьили отбросить судебные решения, принятые в период британского господства.Конституция Индии, идя по пути модернизации права, запретила дискриминациюпо мотивам кастовой принадлежности. Было запрещено многожёнство, разрешеновступать в брак представителям различных каст (так как сами кастыотменены). Правовое положение женщины законодатель пытался поставить в одинряд с правами мужчин. Раздел V. Правовые системы стран Африки Население Африки в течение многих веков жило по нормам обычая. Каждыйсчитал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего былодостаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважатьтрадиционный образ жизни. Обычаи Африки были многочисленны. Каждая община имела свои собственныенравы и традиции. Различия между обычаями одного района или однойэтнической группы были незначительными, а иногда носили просто ничтожныйхарактер. В то же время были значительные различия в других сферах жизниплемен: одни народности имели монархический режим, другие демократический;в одних царил матриархат в других патриархат. Признавая крайнее обилие обычаев на континенте все исследователипризнают, что имеется нечто общее, отличающее африканское право отевропейского. С началом колонизации в Африке широкое распространение получаетхристианство и ислам. Ни одна из этих религий не одержала полной победы, нообе они оказали значительное влияние на население большей части Африки.Обычаи, даже если им и продолжали следовать, потеряли в глазах населениябылую связь со сверхъестественными силами. Люди продолжали жить так же, каки ранее; у них не хватало мужества для перестройки, но они знали отныне,что живут не по божьим законам. Идея права проложила себе путь в Африке, как и в Европе:христианизация и исламизация лишили обычаи их сверхъестественного имагического основания, они открыли путь к их упадку. В XIX веке вся Африка подпала под господство европейцев.Позицияангличан, с одной стороны, и латинских народов — с другой, была, впринципе, различной. Французы, испанцы и португальцы проводили политику ассимиляции,основанную на постулатах — равной ценности людей и превосходствеевропейской цивилизации. Англичане, напротив, проводили политику косвенного управления; в целомони менее стремились к преобладанию их концепций на подвластныхтерриториях. Противоположность этих двух политик очевидна. Формула колонии,непосредственно управляемой метрополией, была принята в латинских странах;англичане же более охотно склоняются к формуле простого протектората. Однако, несмотря на указанный различный порядок управления, практикабыла в значительной мере одинакова. Это хорошо заметно, еслипроанализировать достигнутые результаты. Страны Африки, входившие вБританскую империю, считают себя сейчас странами общего права, а страны,входившие во Французскую империю — примыкают к системе романо-германскогоправа. В данном случае имело место двойное развитие. С одной стороны,произошла рецепция современного права, затронувшая прежде всего те сферы,где особенно ощущался переход к новой цивилизации и где, следовательно,традиционные обычаи были практически бесполезными. С другой стороны, можноотметить преобразования обычного права даже и там, где оно давало полнуюрегламентацию. Это происходило либо потому, что держава — колонизатор нерассматривала его как достаточно цивилизованное, либо потому, что обычноеправо было вынуждено приспособиться к изменениям в других областях. Эволюция права, имевшая место во времена колонизации, была необходима.И получение независимости африканскими странами ни в коем случае неозначало реакции на эту эволюцию. Все право западного толка, установленноедержавами — колонизаторами, было подтверждено в новых государствах. В то же время, вместе с независимостью возобладало новое отношение ктрадиционному праву. В традиционном образе жизни не все необходимоотвергать. В частности, солидарность между членами группы является темпозитивным элементом, который следует сохранить. В заключение следует сказать, что хотя страны Африки в какой-то мере изаимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, вкоторых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те жефункции, что в западных странах. Раздел VI. Социалистическое право.6.1.Характеристика и историческое развитие социалистического права Ряд английских и американских авторов относит систему советскогоправа к романо-германской правовой семье, отказываясь видеть в ней какую-тооригинальность, исходя из сходства терминологии и концепции правовой нормысоветского права и права романо-германской семьи. Юристы жесоциалистических стран (Денисов А. И., Васильев А. М., Александров Н. Г.,Ромашкин П. С., Королёв А. И., Мокичев К. А.)1 отрицали такую позицию,утверждая, что право — это надстройка — отражение экономической структуры.А экономическая система социалистических стран явно не похожа накапиталистическую. После 1917 года Россия, перестав быть капиталистическим государством,изменила и своё право. В 1918 году была принята Конституция РСФСР, в 1924 —Конституция СССР. 20е годы XX века были периодом интенсивнойкодификационной работы, так как были принят ряд кодексов: ГПК, ГК, УК, УПК,КЗоТ, Земельный Кодекс, и разрабатывались проекты Хозяйственного,Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов. Право других социалистических стран. Развитие права в Венгрии, Польше,Чехословакии, Хорватии, Словении всегда шло параллельно развитию права вГермании, Австрии, Франции.2 Здесь существовала прочная юридическаятрадиция: право рассматривалось как одна их фундаментальных опор общества. Албания, Болгария, Румыния, Сербия первоначально находились подвлиянием не европейского, а византийского права. Турецкое завоевание этихстран, также как и монгольское на Руси, затормозило их правовое развитие. Вюридическом плане в этих странах правовая основа не была сломана припереходе к социалистическому типу государства, как в России. Право пыталисьсохранить настолько, насколько оно могло существовать при социалистическомстрое. Старые законы толковались по-новому, были проведены большиезаконодательные и кодификационные работы. Право передавало средствапроизводства в руки народа.6.2.Источники права. «Под источником права советский юрист понимает, прежде всего,экономический строй общества, который, согласно марксистской доктрине,обусловливает и определяет правовую систему данной конкретной страны… итолько во вторую очередь советская доктрина называет источниками праватехнические приёмы, с помощью которых создают, находят или уточняютюридические нормы.»[1] Тем не менее, я считаю нужным показать классификациюисточников права соц. стран и, в первую очередь, бывшего СССР с точкизрения на источник права, именно как техническое средство законодателя.Целью этого является сравнение источников права основных правовых семеймира (а следовательно и самих правовых семей). Основным источником советского права являлся закон, но в отличие отзакона в романо-германской правовой семье, где он является наиболее ясным иудобным способом выражения норм права, в соц. странах закон — это наиболееестественный способ создания права. В этом, на мой взгляд, проявляетсяимперативность социалистической системы права. Говоря о толковании законов, следует сказать, что характерной чертойсоветского права являлось аутентичное толкование уполномоченными на тоорганами (Президиум Верховного Совета СССР, Верховный Суд СССР и главныйарбитр СССР). Толкование законов в социалистических странах было такжесходно с советскими принципами. На территориях соц. стран была широко распространена кодификация:Существовал ряд кодексов, регламентирующих практически все сферыобщественной жизни (об этом было сказано в разделе, посвящённом историисоветского права). Судебная практика не являлась источником прецедентного права. Но хотяв советском праве не применялись прецеденты, тем не менее Гражданскийкодекс 1961 года содержал ряд положений, выработанных именно судебнойпрактикой. Обычай, как источник права играл очень малую роль. Использовался онлишь в той мере, в какой был необходим или полезен для толкования иприменения закона, или в немногих случаях, когда сам закон отсылал кобычаю, отводя ему определённую сферу. Следует отметить, что марксистско-ленинская доктрина проникла и вправовые нормы, идеологизировав их тем самым. Разработкой же юридической доктрины для дальнейшего правотворчествазанимались Институт государства и права Академии наук СССР, Институтсоветского законодательства Министерства юстиции СССР. В других же соц.странах доктрина имела меньшее значение, чем в СССР.6.3.Структура права. В структуре системы права социалистических государств много общего сромано-германской семьёй: присутствуют институты семейного, гражданского,административного, конституционного права, но в силу государственного строяэти институты имели свои характерные черты, отличающие их от институтовромано-германского права. Императивный характер, как нигде пронизывал правовые институты.Например, неисполнение договоров в государственном секторе экономики моглоповлечь за собой уголовные санкции. Такие же санкции влекла за собойпокупка с целью перепродажи (спекуляция). Правовые понятия в соц. праве также отличались от романо-германских –не носящих идеологизированный характер. В советском же праве из-заидеологизации понятия крайне отличались от западных. Например, не былоделения имущества на движимое и недвижимое, собственность могла бытьличной, кооперативной и государственной, но самым важным понятием былагосударственная собственность, за покушение на которую предусматривалисьдаже разные санкции, по сравнению с личной. В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередьв бывшем СССР, социалистическое право (за исключением некоторых стран)практически перестало существовать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В работе были рассмотрены правовые черты основных правовых семейсовременного мира. В заключение хотелось бы отметить, что наверное несуществует идеальной правовой модели, которая одинаково подходила бы длявсех стран. Много положительных и отрицательных черт можно отметить у каждойправовой системы. Например, в романо-германской семье правовые нормы четкокодифицированы. Правоприменителю не составляет труда найти ту или инуюнорму. Но с другой стороны, доктрина выража




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности
История возникновения англо-саксонской системы права и основные этапы ее развития
Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Основные правовые системы современности iconОсновные правовые системы современности

Основные правовые системы современности iconДокументы
1. /Основные правовые системы современности.doc
Основные правовые системы современности iconГосударство и право; их роль в жизни общества; норма права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; международное право как особая система права; источники российского права
Специальность: 240601. 65 – Химическая технология материалов современной энергетики
Основные правовые системы современности iconГосударство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной...
Основные правовые системы современности iconГосударство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной...
Основные правовые системы современности iconПравовые системы современности

Основные правовые системы современности iconПравовые системы современности

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы