С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг icon

С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг



НазваниеС. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг
Дата конвертации15.07.2012
Размер205.11 Kb.
ТипРеферат
С.Ю. Витте


Содержание Введение…………………………………………………………………….2 Глава I. Очерк жизни и деятельности С.Ю. Витте……………………….4 Глава II. Время и реформы С.Ю. Витте…………………………………...8 2.1. Денежная реформа 1895-1897 гг……………………………...8 2.2. Промышленная политика С.Ю. Витте……………………….13 2.3. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики..16 Заключение…………………………………………………………………20 Литература………………………………………………………………….22 Введение В суете повседневных забот и волнений политической жизни мы порой неощущаем того, что вошли в новое XX столетие. Россия приближалась к нему вусловиях глубочайшего системного кризиса, что требовало осмыслениядопущенных ошибок, поиска новых подходов к экономической и социальнойполитике, осознания своего места в истории человеческой цивилизации. Шлиострейшие споры о путях сочетания рыночного саморегулирования и ролигосударства, оздоровления финансовой системы и укрепления доверия к рублю. В размышлениях о прошлом и его уроках очень важно подняться надтекущими событиями, расширить горизонт нашего мышления. Прекрасный поводдля этого - 150-летие со дня рождения С.Ю. Витте, возглавлявшего на рубежеXIX и XX вв. Министерство финансов России. За прошедшее столетие о нем и оего деятельности написано гигантское количество трудов. И трудно найти вистории нашей страны фигуру, породившую столько взаимоисключающих оценок -от восторженных похвал до самых примитивных обвинений. Время смягчает страсти, но вряд ли приближающийся юбилей сблизит оценкиместа и роли Витте в развитии России. Граф С.Ю. Витте - фигура сложная ипротиворечивая. Он навсегда останется в истории страны как человекрешительной воли и выдающийся организатор, способствовавший подъемупроизводительных сил России и оздоровлению ее денежной системы, какпровозвестник создания российской школы экономической мысли. В начале марта 1915 года в центре внимания всей русской прессыоказалась кончина крупного, хотя уже и давно отставного сановника – графаСергея Юльевича Витте. Сам по себе факт смерти частного лица отпрозаической простуды, особенно на фоне событий первой мировой войны,казалось, был не столь значителен. Тем не менее имя бывшего могущественногоминистра финансов и первого председателя Совета Министров Росси в течениенескольких дней не сходило со страниц столичных и провинциальных газет ижурналов. Вопреки традиции не говорить о покойном ничего плохого, мнения воценке личности и деятельности российского премьера, как и при его жизни,резко разделились. «Одним вредным для России человеком стало меньше», - созлобой откликнулось черносотенное «Русское знамя» (1915), выразив вслухчувства и настроение самого императора Николая II. Буржуазная деловаяпечать, отражая нараставшие оппозиционные настроения, сожалела об утратевыдающегося государственного деятеля, преждевременно устраненного сполитической арены.
Снова и снова перечислялись заслуги «великогореформатора»: денежная реформа и винная монополия, Портсмутский мир иМанифест 17 октября, развитие промышленности и строительство железныхдорог, таможенные тарифы и приобщение России к мировому хозяйству (БиржевыеВедомости, 1915). Либеральная кадетская пресса, высоко оценивая заслугиВитте, отмечала сложность, противоречивость его личности. Так, П.Б. Струве,признавая его одаренность как государственного деятеля, превосходившеготалантом всех сановников царствования трех последних российскихсамодержцев, в то же время отмечал, что в отношении нравственности«личность Витте… не стояла на уровне его исключительной государственнойодаренности», что «он был по своей натуре беспринципен и безыдеен» (Русскаямысль, 1915). В леворадикальных кругах Витте оставил о себе память какбеспощадный каратель революции, жестокий циничный бюрократ, строившиймогущество империи на костях подданных. И все эти отзывы действительно втой или иной мере отражали какую-то грань этой сложной и противоречивойнатуры, оставившей заметный след в российской истории конца XIX – начала XXвека. Глава I. Очерк жизни и деятельности С.Ю. Витте Сергей Юльевич Витте родился 17 июня (старого стиля) 1849 г. в Тифлисе.Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе,дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать - дочьсаратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управлениянаместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой. Вместе со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекалсямузыкой и спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам ипо поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь вуниверситет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город,и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорныйхарактер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерномКишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончилфизико-математический факультет Новороссийского университета, которыйнаходился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук,что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности. После окончания университета С.Ю. Витте мечтал о кафедре математики.Однако родные - мать и дядя Р. Фадеев - убедили его, что университетскаякафедра - карьера не для дворянина. Уступив давлению, в 1869 г. в 20 лет онпоступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем черезнесколько месяцев перешел в управление службы Одесской железной дороги.Железная дорога сначала была казенной, потом стала эксплуатироватьсячастным обществом, а затем вошла в состав общества Юго-Западных железныхдорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника бухгалтера до руководителяслужбы движения. Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когдаон стал лично известен императору Александру III. Oн отказался пуститьцарский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита императора, и темсамым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца послеэтого произошла катастрофа именно по названным Витте причинам. О немвспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург. Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил емуместо директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала нехотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого положения начастной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, чтоэтого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала онвозглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом- с февраля 1892 г. - Министерство путей сообщения. В августе 1892 г. С.Ю. Витте назначается Министром финансов и остаетсяна этом посту одиннадцать лет. С этой работой связаны все успехи идостижения С-Ю. Витте, здесь было осуществлено главное дело его жизни -денежная реформа 1895-1897 гг. Размах и природа деятельности Министерства финансов в те годы позволяютговорить о том, что по существу это было своего рода министерство экономикии, возможно, даже нечто большее. В руках министра финансов было управлениеторговлей и промышленностью, торговым мореплаванием и железнодорожнымстроительством, отчасти народным просвещением, коммерческим и аграрнымкредитом. Расходная смета министерства финансов и путей сообщения при С.Ю.Витте выросла со 187 млн. руб. в 1892 г. до 822 млн. руб. в 1903 г. Во всехрасходах бюджета эта доля поднялась с 20 до 43%. В министерстве сложился качественно иной, профессионально подобранныйкадровый состав чиновников. Для Витте всегда на первом месте стоялакомпетенция, а нс происхождение. Складывались добрые отношения с людьмиделового мира - с директором Петербургского международного банка Ротштейноми Саввой Морозовым. Витте поддержал академика И. Янжула и пригласил наэкономическое отделение Петербургского политехникума ученых, лишенныхвозможности преподавать на университетских кафедрах. На должностьуправляющего Палатой мер и весов, находившейся в подчинении Министерствафинансов, он рекомендовал Д. Менделеева. К руководству департаментом торговли и мануфактур Министерства финансовон привлек В. Ковалевского, которого многие считали "левым". Он выдвинул ивоспитал таких крупных администраторов и финансистов, как А. Путилов -управляющий Дворянского и Крестьянского банков, а впоследствии - Азиатскогобанка, П. Барк - управляющий Волжско-Камского банка, которого Виттеспециально посылал за границу учиться банковскому делу. Еще будучи министром финансов, Витте возглавил в качестве председателяОсобое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, созданное 22января 1902 г. После проведения большой аналитической работы на местахОсобое совещание на 28 своих заседаниях (с 8 декабря 1904 г. по 30 марта1905 г.) рассмотрело многие крупные вопросы крестьянского правопорядка.Деятельность Витте на этом посту была направлена на реформу крестьянскихотношений, что было не по душе реакционно настроенной части российскойверхушки. Одной из причин увольнения Витте с поста министра финансов была еготвердая позиция относительно войны с Японией. Но именно он был выдвинутобщественным мнением на мирные переговоры с Японией в Портсмуте как самыйавторитетный и выдающийся официальный деятель своего времени. Он приобрелуважение и сочувствие влиятельных кругов американского общества и добилсядля России весьма успешных результатов. Вернувшись в Россию, С.Ю. Витте нашел власть в состоянии полнойрастерянности, метания от диктаторского подавления революционного движениядо дарования стране Конституции. Никто не имел готового решения, и судьбавновь обратила свой взор на бывшего министра финансов. Сам он оказалсяперед мучительным выбором: чувством он был за сохранение самодержавия, умом- за Конституцию. У С.Ю. Витте был свой план: создание единой и твердой государственнойвласти во главе с Советом министров, наделенным неограниченнымиполномочиями. Правительство должно было в рамках предоставленных емуустановок выработать основы конституционного строя, который и был бы сизвестной постепенностью сформирован. Свои взгляды он изложил в докладе наимя императора Николая II. В нем подчеркивалось, что корни происходящих встране волнений лежат глубже. На этом историческом документе Николай II начертал: "Принять круководству", - и поручил С.Ю. Витте подготовить текст Манифеста, которыйбыл опубликован 17 октября 1905 г. вместе с объяснительной запиской. СергейЮльевич Витте стал первым в истории России председателем Совета министров -постоянно действующего правительственного органа. В период короткого пребывания во главе правительства он достаточночетко представлял себе необходимость решения двух задач: посредством займаполучить средства для того, чтобы в течение ряда лет не нуждаться вденьгах, и вернуть армию из Забайкалья в европейскую Россию. В своихвоспоминаниях он посвятил истории получения займа целую главу, а затемвыпустил специальную книгу. Глава II. Время и реформы С.Ю. Витте § 2.1. Денежная реформа 1895-1897 гг. Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опытстабилизации российского рубля. Конечно, современный мир и экономикакачественно отличаются от образцов конца прошлого века. Но многопоучительного в проведении денежной реформы 1895-1897 гг. можно найти исегодня. Это и анализ ведущих мировых тенденций, и выбор благоприятнойситуации для ее проведения, и привлечение к ее разработке и обоснованиюведущих ученых и практиков России. Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целомпримерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли трипредшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский.С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем "действовать новомуминистру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутомподъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожногостроительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве;торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значениеприобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежнойреформы увеличился до 645,7 млн. руб." (при И. Вышнеградском - на 309 млн.руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла втом, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстроформирующегося единого национального рынка. Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократитьобъем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г.банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенногодоговора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспортВитте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которымтарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которыепридерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях сРоссией. Германия такого режима не придерживалась и ее экспорт в Россиюоблагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти науступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформеденежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов иГосударственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же годаутверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведениенаселения о планах правительства в области валютной политики, ограничения впользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом - 1золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции сзолотой валютой шли крайне слабо. В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы вфинансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежнаясистема, построенная на принципе золотого монометаллизма, включаласледующие элементы. 1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собойосновную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканкипо закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия ихиз обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новойчеканки. 2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями. 3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средстваплатежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся покурсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 Ѕ копейки золотомза кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношениюрасчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой. 4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банкомтолько для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билетыобеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью. 5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенныев металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то естьподлежали оплате новыми рублями в полуторном размере. Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощныйтолчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классови социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основныеположения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретилипочти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет иобратился непосредственно к царю. Первый закон " О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" былподписан Николаем II на следующий день после совещания -3 января 1897 г.Были выпущены 10-рублевые золотые монеты - империалы, равнявшиеся 15 рублямкредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рублякредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. обосновах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейсясуммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г.был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведенароль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникамбиметаллизма. Денежная реформа сыграла огромную роль в экономическом росте России,ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминанияхС.Ю Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. "Одной изсамых крупнейших реформ, - писал он, -которую мне пришлось сделать..., быладенежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившаяРоссию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскимидержавами". В результате подготовительных мер денежная реформа проводилась пофактически сложившемуся на рынке до ее начала соотношению междуказначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она былаосуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Важным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над нейведущих ученых и государственных деятелей страны. Комиссия, созданная 6октября 1895 г. "для разработки с юридической стороны вопроса о том, какоюмонетою согласно действующим законоположениям, русское правительствообязано оплачивать государственные кредитные билеты", включалапреимущественно людей науки. В ее состав входили бывший профессор Киевскогоуниверситета П. Цитович, профессор Петербургского университета И. Кауфман,доктор уголовного права II. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А.Боровиковский. Проект денежной реформы было поручено защищать получившимспециальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В.Касперову. Принцип золотого монометаллизма в "Вестнике финансов" официальнозащищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы поповоду реформы делались как ученым (профессор В. Лебедев и профессор В.Лексис), так и банкирам, представителям торговли и промышленности. Спорным является вопрос о привлечении в страну иностранного капитала иросте долговых обязательств России перед ее кредиторами. Здесь, думается,надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежнойреформы на подъем российской экономики и с другой - колоссальный прироствнешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японскойвойны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показалиисследования, все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловленывойнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией. Однако при Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но уменьшиластоимость заимствования. Задолженность государства возросла с 4905 млн. до6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этомусоответствовало увеличение государственного имущества (приобретениезолотого фонда, железные дороги). Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило вусловиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми,кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами,которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформувыступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем,что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнотсовпадали с завершением формирования российского национального рынка изарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленногои банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров. Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Ееосуществление "лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыклорасплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границейчистым европейским золотом". Этим и объясняется в конечном счетесопротивление реформе со стороны Государственного совета. Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов денежной реформы 1895-1897гг., можно согласиться с общей оценкой, высказанной в свое время Д.Лутохиным: "Охранение золотого обращения связано с возложениемзначительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимостьэтого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращенияс лихвой покрывают эти затраты". § 2.2. Промышленная политика С.Ю. Витте. Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. Вроссийской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленногоподъема 90-х годов, с которым совпала его деятельность, промышленноепроизводство фактически удвоилось, в строй вступило около 40% всехдействовавших к началу XX века предприятий и было построено столько жежелезных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружениикоторой Витте внес немалый личный вклад. Железнодорожное строительство осуществлялось как казной, взявшей насебя преимущественно проведение линий стратегической важности (например,железная дорога Бологое-Седлецкая), так и частными компаниями. За 11 летработы Витте протяженность железнодорожных магистралей возросла почти вдвое- с 29,4 тыс. до 54,2 тыс. верст. "Железнодорожное хозяйство в приданнойему Витте форме явилось могучим орудием экономического подъема России. Онозначительно усилило подвижность населения, что, конечно, облегчалообрабатывающей промышленности приобретение дешевых рабочих рук,содействовало росту городов за счет деревни". К достижениям Витте нужно отнести упорядочение тарифного дела, вкотором он сам был выдающимся специалистом. Проводимая им политикаустойчивости тарифных ставок свидетельствовала о том, что их определениепроизводилось правильно. Его разработки высоко оценивались учеными, вчастности, А. Чупровым. Снижение пассажирских тарифов, особенно назначительные расстояния, способствовало развитию пассажирского транспорта,снизив его убыточность. При этом сообщение для пассажиров четвертого классапродолжало быть доходным при убыточности сообщения первым классом. Такимобразом, было показано, что казенные предприятия (если не брать во вниманиесоциальную сферу) по своей экономической природе не должны бытьнерентабельными. Конечно, интерес Витте к строительству Великого Сибирского пути, атакже среднеазиатской железной дороги был продиктован и имперскимиустремлениями России, возможностью проникновения на азиатские рынки. Можнопо-разному оценивать такой подход. Но С.Ю. Витте был сыном своего времени иименно подобным образом действовали в ту эпоху представители всех"прогрессивных" стран. В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась кведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленномпроизводстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Западаи в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалосьеще весьма значительным [14 ]. Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности иторговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены илиреорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числезнаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищторгового мореплавания. С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры всебольшее место занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих.В царствование Александра III политика правительства в этой области,отражая общую направленность социальной политики самодержавия, носиласугубо попечительский характер. Правительством был издан ряд законов,регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан орган поконтролю за соблюдением этих законов – фабричная инспекция. При Виттепоследняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-хгодов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В еекомпетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий,точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд изГосударственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов.Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность «следить исвоевременно доводить до сведения министерства финансов… о нездоровыхпроявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить беспорядки»[15 ]. Первоначально Витте, полностью разделявший попечительный характерправительственной рабочей политики, склонен был видеть причину стачечногодвижения почти и исключительно в подстрекательстве антигосударственныхэлементов, которые якобы искусственно стремились внести рознь в отношениямежду трудом и капиталом во имя «отвлеченных и заведомо ложных идей…совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни». «В нашейпромышленности, - отмечал он в циркуляре фабричным инспекторам от 5 декабря1895 года, - преобладает патриархальный склад отношений между хозяином ирабочим. Эта патриархальность во многих случаях выражается в заботливостифабриканта о нуждах рабочих и служащих на его фабрике, в попечениях осохранности лада и согласия, в простоте и справедливости во взаимныхотношениях. Когда в основе таких отношений лежит закон нравственный ихристианские чувства, тогда не приходится прибегать к применению писанногозакона и принуждения» [16]. Вскоре, однако, рассуждения об особом укладе русской жизни ипатриархальных отношениях на фабриках и заводах совершенно исчезают издокументации министерства финансов. Это и понятно: они никак не увязывалисьс виттевской программой индустриализации страны и его новым представлениямо путях ее развития. К тому же рост забастовочного и революционногодвижения служил достаточно убедительным доказательством егонесостоятельности прежних представлений о причинах социальной напряженностина предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудилоправительство вернуться на путь усовершенствования фабричногозаконодательства. При самом активном участии Витте были разработанны иприняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результатенесчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), о введении нафабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 года), которыепри всей их ограниченности были все же шагом вперед в разработке рабочегозаконодательства. Таким образом Витте, видимо, рассчитывал установитьполный контроль над положением дел в промышленности, начиная оттехнического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений. § 2.3. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики. Нарастание противоречий в стране вело к переосмыслению роли аграрныхпреобразований в подъеме общественных производительных сил России. Витте нераз обращался к этой проблеме, но всякий раз встречал резкое сопротивлениесо стороны наиболее консервативных слоев дворянства. Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственнойпромышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса ивозможности его решения. Создание такого органа во многом было обусловленонарастающим подъемом крестьянского движения. По принятому на его заседаниирешению, царь утвердил сеть созданных при нем губернских и уездныхкомитетов. Всего было создано 82 губернских и областных комитета и 536уездных и окружных комитетов, в которые вошли около 12 тыс. человек.Преобладающую долю в них занимали дворяне: в губернских комитетах их было66% (крестьян 2%), в уездных 52% принадлежало дворянам и чиновникам придоле крестьян 17%. Подводя итоги работы Особого совещания, С.Ю. Витте признает, что"преуспевание сельскохозяйственной промышленности ближайшим образом зависитот такого правового положения нашего крестьянства, которое содействовало быразвитию в нем духа хозяйственной предприимчивости и самодеятельности; внеэтого, а также просвещения крестьянской среды, всевозможные меры в областиэкономики и техники сельского хозяйства принесут, по мнению комитетов, лишьничтожную пользу". Главное препятствие подобным преобразованиям заключалось в сохраненииобщины. При этом Витте, лавируя между официальной политикой самодержавия инеобходимостью осуществления преобразований, подчеркивает, что "принципнеприкосновенности общины должен быть совмещен с возможностью выхода из нееотдельных крестьян". Объясняя создавшееся положение, Витте обращается к истории развитияаграрных отношений после 1861 г. Он отмечает, что повсеместно можно былоарендовать землю дешевле, чем платить за надельную. Отсюда стремлениекрестьян бросить надел. В итоге потребовалось принудительное прикреплениекрестьян к земле. "Все это вполне понятно: каждый, кто имеет долг, охотносогласится на коллективную ответственность, примет поручителей иответчиков; вместе с тем о дарственном или возмездном отчуждении долга, озавещании его, о наследственных на него правах не может быть речи, ибо это- обязанность, а не право; с другой стороны, каждый, кто имеетимущественное право, будет стремиться к полному обладанию им безсоучастников, к извлечению собственной выгоды, в случае отказа от него, кпосмертной передаче его близким по крови или привязанностям лицам". Обобщая предложения созданных при Особом совещании комитетов, Виттеподчеркивает, что община не предупреждает развитие пролетаризации, а,напротив, ускоряет ее. Временное землепользование воспитывает самыехищнические приемы эксплуатации земли, сводится к тому, чтобы "спахатьпобольше, хотя и как-нибудь", кормовые угодья уничтожаются, а то, чтоостается, лишено всякого ухода. Призывая к свободному выделению крестьян изобщины, Витте говорит о том, что целесообразно содействие выделяющимся изобщины со стороны правительства и общества. Завершая свой анализ, он пишет:"По моему мнению, принадлежность права на начале личном является условием,без которого немыслимо развитие экономического благосостояния нашегокрестьянства, ибо поступательное движение материальной культуры основано наличной предприимчивости, личной трудоспособности, личном умении и личномрасчете'. Однако изложенные им, хотя и в достаточно деликатной форме, меры поновому обустройству крестьянского быта, способствующие в целом перелому вэтом деле, вызвали сопротивление дворянского сословия. Витте пришлосьотстранить от руководства работой Особого совещания. Прошло всего полторагода и П. Столыпин приступил к реализации заложенных и обоснованных Виттепредложений. Поэтому Витте всегда считал, что Столыпин "обокрал" его и немог писать о нем без личной неприязни. Заключение . В отличие от других правительственных деятелей старого режима, Виттеимел и проводил свои самостоятельные взгляды, придавал большое значениеинтересам культуры и просвещения и мог вообще считаться государственнымчеловеком в западноевропейском смысле этого слова. Он был в теории и напрактике сторонником просвещенного абсолютизма, при котором министры,пользующиеся доверием верховной власти, имеют возможность беспрепятственноосуществлять самые смелые мероприятия. В своих двух записках о земстве(1899) он доказывает даже несовместимость самоуправления с самодержавием.Он верил в исключительную силу неограниченной бюрократии, пока располагалвсеми ее ресурсами; он привлекал к работе, под ее руководством,общественных и научных деятелей, ставя пред ними крупные задачи, разрешениекоторых зависело всецело от правительства. Лишившись власти после одиннадцатилетнего управления русскимифинансами, Витте усомнился в достоинствах государственного строя, которыйпрежде казался ему нормальным для России. Русско-японская война сделалаВитте доступным влиянию конституционных идей. В качестве председателякомитета министров он пытался еще совместить принцип законности ссамодержавием, но выработанный в этом смысле под его руководством указ 12декабря 1904 г. остался мертвой буквой. С устранением его от практическойгосударственной деятельности усилилась его популярностью в русскомобществе. В позднейшие годы, в своих выступлениях в Государственном совете и вполемических заявлениях в печати, Витте часто обнаруживал солидарность сдореформенными идеями, как бы с целью загладить свои прошлые грехи в глазахпредставителей реакции. Между тем эти мнимые грехи, связанные с введениемосновных элементов конституционного строя, являются на самом деле заслугойгр. Витте, обеспечивающей ему видное имя в истории. — Кроме книги «Принципыжелезнодорожных тарифов» (3 издание) и «Лекций» по финансам (2 издание),Витте напечатал книжку о «Национальной экономии Фридриха Листа», вышедшую в1912 г. вторым изданием под заглавием: «По поводу национализма», снебольшим, но интересным предисловием. Витте различает здесь «национализмздоровый, убежденный, сильный, а потому не пугливый, стремящийся к охранеплодов исторической жизни государства, и «национализм болезненный,эгоистичный, стремящийся, по-видимому, к той же цели, но подчиняющийсяболее страстям, нежели разуму, и потому нередко приводящий к результатампротивоположным». С.Ю. Витте, по словам академика Абалкина, останется в истории «как одиниз самых крупных российских политиков, способствовавших подъемупроизводительных сил России…» Литература Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте// Вопросы истории, №8,1990. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах.- М., 1960, Т.1., с. 194 История России с начала XVIII до конца XIX века. / под ред. А.Н.Сахарова, М: АСТ, 1996. История СССР с древнейших времен до наших дней. Том V. – М: Наука,1968. Керенский А.Ф. Россия на историческом перевороте// Вопросы истории, №6- №8, 1990. Кучинский Ю. Очерки истории мирового хозяйства. – М., 1954, с.27 Кризис самодержавия в России. 1895-1917 гг. – Л., 1984, с. 74 Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. – Л., 1970,с. 220-226, 276-316 http://vitte1897.chat.ru http://www.prometeus.nsc.ru http://www.rft.ru




Похожие:

С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг iconВведение Глава Реформы и иная деятельность С. Ю. Витте
Внешняя деятельность С. Ю. Витте. Портсмутский мирный договор
С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг icon“реформистская деятельность с. Ю. Витте” Подготовил Томилин В. А. Казань, 2001. План введение роль крестьянской общины в дореформеное время время и реформы с. Ю. Витте заключение список использованной литератур введение каждое время для истории России было по-своему судьбоносным

С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг icon“финансовая и денежно-кредитная система в россии в XIX веке. Денежная реформа с. Ю. Витте.” Выполнил студент Кособоков А. Л., факультет э и М, группа 102, шифр 96090 г. Москва 1997 г финансовая и денежно-кредитная система в россии в XIX веке. Денежная реформа с. Ю. Витте содержание: Финансовая систе
Финансовая и денежно-кредитная система в России в XIX веке. Денежная реформа С. Ю. Витте
С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг iconС. Ю. Витте и его экономическая политика Содержание I. Введение. II. Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей сообщения

С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг iconС. Ю. Витте. Политический портрет "в россии необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются". Сергей Юльевич Витте План Введени Становление личности2

С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг iconПрограмма Модернизации России С. Ю. Витте Программа Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте
Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода...
С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг iconРеформаторская деятельность С. Ю. Витте Реформаторская деятельность С. Ю. Витте
Витте. Он был министром путей сообщения и министром финансов, председателем Совета министров России, почетным членом Императорской...
С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг iconС. Ю. Витте и его экономическая политика
Начало профессиональной карьеры Витте в качестве служащего на железнодорожной станции. Государственная служба в министерстве путей...
С. Ю. Витте Содержание Введение Глава I. Очерк жизни и деятельности С. Ю. Витте Глава II. Время и реформы С. Ю. Витте Денежная реформа 1895-1897 гг iconПрограмма Модернизации России С. Ю. Витте Личность С. Ю. Витте. В истории России конца ХIХ начала ХХ в фигура Сергея ЮльевичаВитте занимает исключительное место

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы