Проблема происхождения государства и права icon

Проблема происхождения государства и права



НазваниеПроблема происхождения государства и права
Дата конвертации15.07.2012
Размер215,43 Kb.
ТипРеферат
Проблема происхождения государства и права


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ Контрольная робота по теории государства и права на тему: "ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА" студентки группы ФПС “ правоведения ” Ворошиловой Светланы Александровны преподаватель: Синченко Юрий Павлович г. Сумы 2001 г. Содержание I. Происхождение государства 3 1. Основные теории происхождения государства 3 2. Общие закономерности возникновения государства 6 3. Признаки государства, отличающие его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя 8 4. Особенности возникновения государств у разных народов мира 8 II. Происхождение права 12 1. Причины происхождения права 13 2. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе 14 3. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира 14 Список литературы 16 I. Происхождение государства 1. Основные теории происхождения государства Патриархальная теория (Аристотель, Р.Филмер, Н.К.Михайловский,М.Н.Покровский). Согласно этой теории государство произошло изпатриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья — совокупностьсемей (селение) — совокупность селений (государство). Аристотель называлчеловека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми сцелью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей врезультате размножения приводит к образованию селений, их объединениясоздают государство. Таким образом, государство предстает как результат семейныхвзаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца(патриарха) в семье, носящая «отеческий» характер. В наше время эта теорияне может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего рольсемьи в становлении государственности, должны учитываться. Теологическая теория (Фома Аквинский) базируется на идее божественногосоздания государства с целью реализации общего блага. Она обосновываетгосподство духовной власти над светской властью, церкви над государством.Каждому человеку предписывается смириться перед волей Бога, установившегогосударственную власть, подчиниться той власти, которая санкционированацерковью. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства, егонезыблемости. Отсюда вытекает утверждение о необходимости сохранения внеизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовыхинститутов. В теологической теории трудно найти элементы, приемлемые длясовременной светской трактовки происхождения государства. Её рациональнымзерном можно считать идею об утверждении порядка как общего блага вгосударстве. Правда, такой порядок, согласно этой теории, создается спомощью божественной силы, что исключает активность личности. Договорная (естественно-правовая) теория (Г.Гроций, Б.Спиноза,Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Я. Козельский, Н.Радищев, И.Кант). Даннаятеория основывается на идее происхождения государства в результатесоглашения (договора) как акта разумной воли людей. Объединение людей вединый государственный союз рассматривается как естественное требованиесохранения человеческого рода и обеспечения справедливости, свободы ипорядка. В основу теории естественного права положен тезис о том, чтогосударству предшествовало естественное состояние людей. Оно представлялосьавторам теории неоднозначно. Гоббс считал, что в естественном состояниипроисходит «война всех против всех». Руссо, наоборот, рисовал радужнуюкартину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство какпродукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию.Договорившись о создании государства, люди либо перелают правителю частьсвоих прирожденных прав, чтобы потом получить их из его рук (один варианттрактовки происхождения государства), либо условливаются о сохранении своихестественных прав (другой вариант). В любом случае предусматриваетсяобеспечение прав и свобод личности в рамках государства. Разумеется, объективные причины возникновения государства нельзяобъяснить только договором. Их значительно больше. Вместе с тем договориграет значительную роль в создании ряда государств, в практике ихгосударственного строительства. Так, Конституцией США закреплен договормежду народами, находящимися в составе государства, и определены его цели:утверждение правосудия, охрана внутреннего спокойствия, организациясовместной обороны, содействие общему благосостоянию. Органическая теория (Г. Спенсер) отождествляет процесс возникновения ифункционирования государства с биологическим организмом. Представления огосударстве как о своеобразном подобии человеческому организмусформулированы еще древнегреческими мыслителями. Г. Спенсер в XIX в. развилэту мысль, заявив, что государство — это общественный организм, которыйсостоит из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит изклеток. Согласно его теории, государство, как и всякое живое тело, базируетсяна дифференциации и специализации. Дифференциация означает, что государствовначале возникает как простейшая политическая реальность и в процессесвоего становления усложняется, разрастается. Этот процесс завершаетсягибелью государства в результате его старения. Специализация предполагает,что формирование государства сопровождается объединением индивидов в группы-органы, каждая из которых осуществляет определенную, только ей свойственнуюфункцию. В результате складывается система органов государства. И все этопроисходит как в живом организме, части которого специализируются наопределенной функции в системе целого. Такое представление о государстве кажется, на первый взгляд, наивным иненаучным, однако и здесь есть рациональное зерно. Оно выражается впризнании связей законов общественной жизни и законов природы, пониманиитого, что человек становится существом общественным, будучи ужебиологически сформированным индивидом с волей и сознанием. Иными словами,человек первоначально является творением природы, затем — членом общества,а потом — гражданином государства. Позитивным можно назвать обоснование дифференциации (деление наклассы) и интеграции общественной жизни (объединение людей в государство). Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняетвозникновение государства как результат войн, насильственного подчиненияодними людьми других (у Е. Дюринга — части общества другой частью, у Л.Гумпловича и К. Каутского — одного племени другим). Они отрицают внутренние социально-экономические причины происхождениягосударства. Все государственно-правовые институты, существующие вобществе, выводятся ими из голого насилия. Насилие лежит и в основевозникновения частной собственности. Государственная власть, по мнению Л. Гумпловича, возникает изфизической силы, из господства племени, которое сначала физическипреобладает над другим племенем, а потом превращается в господство класса. К. Каутский подчеркивал, что только там, где есть насилие, возникаетделение на классы. Это деление на классы возникает не вследствиевнутреннего процесса, а в результате захвата одной общины другой. В итогевозникает одно объединение из двух общин, одна — господствует, другая —угнетает. Только теорией насилия нельзя объяснить происхождение государства.Однако ряд идей, составляющих теорию насилия, заслуживают внимания.Исторический опыт свидетельствует, что завоевание одних народов другимибыло реальным фактом существования государственности на протяжении долгоговремени (например, Золотая Орда). Элементы насилия сопровождают образованиелюбого государства (римского, древнегерманского, Киевской Руси). Насилие —борьба между Севером и рабовладельческим Югом — сыграло определенную роль вобразовании США. Материалистическая (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.Ленин) базируется на тезисе об экономических причинах (наличие частнойсобственности) возникновения государства, породивших раскол общества наклассы с противоположными интересами. К. Маркс писал, что государство есть«орган господства, орган угнетения одного класса другим». В.И. Ленинназывал государство «машиной для поддержания господства одного класса наддругим». В их трактовке государство обеспечивает преимущественные интересыэкономически господствующего класса с помощью специальных средствподчинения и управления. Если Е. Дюринг, Л. Гумплович в основу возникновения государстваположили факторы внутреннего или внешнего насилия, то К. Маркс, Ф. Энгельс,В. И. Ленин руководствовались положением, что государство — не сила,навязанная извне, а результат внутреннего развития общества. Эта теория имеет немало достоинств. Экономический фактор, положенный воснование становления государства, способен лучше объяснить общественныеявления, чем другие факторы — психологические, биологические, моральные,этнические, хотя и они должны учитываться. Классовый подход даетвозможности для анализа возникновения государства, для определения сущностигосударства. Однако он не является единственным и приоритетным для всехвремен и народов. Чрезмерный акцент на роли классов и классовой борьбе ввозникновении государства привел сторонников этой теории к рядумифологических выводов. Государство объявлялось временным явлением,возникшим вместе с возникновением классов. Считалось, что государствоотомрет вместе с отмиранием классов и установится обществокоммунистического самоуправления. Недооценивался идеологический фактор (сознание), который, наряду сматериалистическим (бытие), играет существенную роль. 2. Общие закономерности возникновения государства В далекой древности государства не было. Условно этот период можноназвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой: — праобщину (первобытное человеческое стадо), — родовую общину, — крестьянскую общину. Община — универсальная форма организации аграрных и иных раннихобществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. В периодсуществования праобщины закончилось биологическое развитие человека,возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения ижизнеобеспечения. Люди объединялись в коллективы, построенные накровнородственных связях, с властью вожака. Это стало началом социальнойорганизованности, которая развилась в период родовой общины благодаряколлективизму в производстве и потреблении. Поскольку орудия труда былипримитивными, а производительность труда — низкой, родовая общинапользовалась всем сообща — имела общую собственность, равномерноераспределение средств к жизни (дележка поровну). Ведущую роль в родовой общине сначала играла женщина (матриархат), оназаботилась о детях и вела хозяйство. Родство соблюдалось по материнскойлинии. Роды объединялись в племена в результате брачных связей, запрещенныхвнутри рода. Общность интересов, производства и потребления членов рода обусловилитакую организацию социальной власти, как первобытное общественноесамоуправление. Признаки первобытного общественного самоуправления: (1) существовало только в рамках рода, выражало его волю иосновывалось на кровных связях; (2) субъект и объект управления совпадали; (3) органами самоуправления выступали родовые собрания, то естьсобрания всех членов рода (мужчин и женщин), и избираемые ими старейшины; (4) общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода насобраниях; (5) власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников(избирались только на период военных действий) основывалась на авторитете,опыте, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избиралвождя; (6) должность старейшины не давала никаких привилегий. Он работалнаравне со всеми и получал свою долю, как все; (7) различий между правами и обязанностями у членов рода не было. Итак, общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной,не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членоврода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям безконфликтов решать все вопросы. Известно, что государства появляются на определенной ступени развитияобщества. Их возникновение связано с тремя крупными общественнымиразделениями труда: 1) выделением скотоводства как обособленной сферы общественнойдеятельности (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег); 2) отделением ремесла от земледелия (изобретение ткацкого станка,овладение навыками обработки металлов); 3) появлением группы людей (купцов), занятых только обменом(сосредоточение богатства в их руках благодаря посреднической миссии) В результате общественного разделения труда изменилась хозяйственнаяжизнь родовой общины (привлечение военнопленных в качестве рабочей силы сцелью извлечения прибавочного продукта). Женский род заменяется мужским(патриархат), где родство ведётся но отцовской, а не по материнской линии.На смену групповому браку приходит парный брак. Интересы патриархальныхсемей уже не полностью совпадают с интересами рода. С появлением семьиначалось разложение родовой общины. Возникла крестьянская община. Наличие избыточного продукта позволило сосредоточить некоторым семьям,их главам, старейшинам, военачальникам орудия труда, запасы товаров, статьвладельцами обособленных участков земли и рабской силы, захваченной врезультате войн. Развивалась социальная неоднородность общества.Имущественное неравенство (сначала — межродовое, а затем внутриродовое)послужило причиной расслоения общества и появления групп людей, которые«специализировались» на выполнении общесоциальных дел (администраторы,контролеры, казначеи и др.). Иной становится организация власти. Вместо собрания членов рода всечаще проводились только собрания мужчин. Постепенно осознавалась важностьхорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти насветскую (управление), военную (военное руководство), религиозную. Советстарейшин становится органом текущего управления. Появляется племеннаябюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляетруководство обществом уже не только в его общих интересах, но и всобственных, групповых, классовых интересах. Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять иобеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость впубличной власти, отделенной от общества, с особыми отрядами людей, которыезанимаются только управлением и имеют возможность осуществлятьорганизованное принуждение. Такой организацией стало государство. Следует учесть, что родовая организация постепенно эволюционировала вгосударство, проходя определённые переходные стадии, одной из которых была«военная демократия» (органы самоуправления ещё сохраняются, но уже новыедогосударственные структуры в лице военачальника и его дружины набираютсилу). Таким образом, причинами возникновения государства являются: 1) необходимость совершенствования управления обществом, связанная сего усложнением в результате развития производства, разделения труда,изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения ирасслоением общества на социально неоднородные группы (классы); 2) необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего егосоциальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательныхсоциальных (прежде всего юридических) норм; 3) необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс,возникших в результате расслоения общества на социально неоднородные группы(классы); 4) необходимость защиты территории и ведения войн, как оборонительных,так и захватнических; 5) необходимость организации крупных общественных работ, объединениядля этой цели больших групп людей (в ряде стран Азии и Африки). 3. Признаки государства, отличающие его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя|Первобытный строй |Государство || 1) наличие социально | 1) появление социально неоднородного, ||однородного внеклассового |классово расслоенного общества, имеющего ||общества, не имеющего |антагонистические противоречия; ||антагонистических | ||противоречий; |2) появление ||2) наличие |административно-территориального разделения ||кровнородственного |населения (округа, области и др.); ||разделения населения; |3) появление публичной власти, отделенной от||3) наличие публичной власти,|населения (государственный аппарат), которая||непосредственно совпадающей |выражает и защищает интересы наиболее ||со всем населением, которая |экономически обеспеченной части (класса) ||выражает и защищает интересы|общества, возникшей в результате его ||всего общества; |социального расслоения; ||4) отсутствие аппарата |4) наличие аппарата принуждения (подавления)||принуждения, на который |— отрядов вооруженных людей в виде армии, ||могла бы опираться публичная|полиции и др., на который опирается ||власть; |государственный аппарат; ||5) отсутствие распределения |5) появление определенных функций ||функций у публичной власти; |(законодательной, исполнительной) у || |отдельных органов публичной власти; || |6) появление официальной системы ||6) отсутствие сбора налогов |налогообложения; ||с населения; |7) появление писаных общеобязательных правил||7) наличие неписаных правил |поведения — юридических норм. ||поведения — обычаев. | | 4. Особенности возникновения государств у разных народов мира Развитие первобытного общества во всех регионах мира первоначальнопроходило примерно одинаково. Однако на стадии перехода к государству путиразличных первобытных обществ разошлись. Различают два основных пути возникновения государства: европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства); восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.). На Древнем Востоке, в Азии и Африке (восточный, азиатский путьвозникновения государства) первые государства возникли в зонах поливногоземледелия еще в эпоху бронзы. Проведение крупных общественных работ построительству каналов и других ирригационных сооружений потребовалосохранения сельскохозяйственной общины и общественной формы собственностина землю. Постепенно общественная собственность превратилась вгосударственную. Частная собственность не приобрела существенного значения. Потребность в сооружении и эксплуатации ирригационных систем,необходимость в надежной защите создавали естественную основу длясамостоятельной публичной власти. Основой ее стала родоплеменная знать —общинное «чиновничество», выступающее организатором производства ивыполняющее административные функции. Эта особая группа должностных лицсоставила складывающийся аппарат государственной власти. Восточные государства — деспотические монархии — не имели отчётливовыраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало иорганизатором производства, и правителем над членами общины, ихэксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средствапроизводства, а управление ими. Имея в собственном распоряжении какие-томатериальные блага, она утрачивала их вместе с утратой должности. Значениечастной собственности, занимавшей определенное место в странах ДревнегоВостока, было небольшим. Рабы, как правило, являлись собственностьюгосударства или церкви, но не частных лиц. Особая роль отведена божественному освящению власти. Родовая знатьстремилась сохранить свое положение и власть как данные Богом. Правительобъявлялся носителем божьей воли, посредником между богом и людьми. Так шёлпроцесс сакрализации власти — объявления её священной, незыблемой,неприкосновенной. Особенности возникновения государств восточного типа:|1 |основу экономических отношений составляет государственная форма || |собственности; ||2 |частная собственность имеет второстепенный характер; ||3 |государственная власть является деспотической; ||4 |имеется мощный чиновничий аппарат; ||5 |происходит сакрализация (освящение) власти; ||6 |устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на || |протяжении веков не развивается. | На территории Европы (европейский путь возникновения государства)главным фактором образования государства было классовое расслоение обществав связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Вюжной Европе государства возникли в эпоху железа. Там не требовалось такихобщественных работ, как при восточном (азиатском) пути возникновениягосударств. В результате разложения общин возникла либо частнаясобственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование присохранении государственной собственности (Спарта). В Афинах появление государства нередко называют классической формойпроисхождения государства. Оно возникло непосредственно из внутренних,классовых противоречий, которые развились в недрах родоплеменного общества. В Древнем Риме процесс формирования классов и государства в силуцелого ряда причин тормозился, и переходный к государству период растянулсяна столетия. В основном процесс образования государства в Древнем Риме былтаким же, как и в Афинах, только сопровождался борьбой плебеев (пришлогонаселения) против патрициев (римской родовой знати). Плебеи — лично свободные, не связанные с римским родом, обладалиторговым и промышленным богатством. Борьбой против патрициев за власть онистимулировали разложение родоплеменного строя и образование государства. В Древней Спарте появление государства обусловлено не тольковнутриэкономическими причинами, но и завоевательными походами, в результатекоторых завоеванное население становилось не личными рабами завоевателя, аобщинными рабами (илотами). Превышение количества илотов над спартанцами ибоязнь угрозы восстания с их стороны предопределило формированиегосударства на базе специфической формы землепользования. Здесь частнаясобственность на землю и рабов не допускалась, земля распределялась поровнусреди общинников на правах владения. У древних германцев образование государства было ускорено завоеваниемзначительных территорий Римской империи. Родовая организация не былаприспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело кразвитию прафеодального (или раннефеодального) строя на земле некогдамогущественной Римской империи. Путем возникновения прафеодальногогосударства из первобытного строя шло развитие и государств на территорииЕвропы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т. д. ВКиевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалосьприглашением на княжение варягов. В образовании каждого государства имеет значение целый комплекс причин— экономических, политических, внутренних, внешних, ибо возникновениегосударства у каждого народа имеет свои особенности, характеризуетсяопределенными чертами. Имеется немало народов и наций, которые создали свои государстватолько в XX веке. В силу конкретных исторических причин они либо никогда неимели собственного государства, либо утратили раннюю государственность идолгое время входили в состав других многонациональных государств,испытывали национальные притеснения со стороны господствующей властиосновной нации (например, Украина в составе дореволюционной России). Многиеиз них сумели добиться собственной государственности в XX в. в результатереализации права наций на политическое самоопределение. Эта причина быларешающей, ей сопутствовала характерная для возникновения ранних государствсоциальная неоднородность общества, его противоречивость. Такие государстваобразовались в процессе ликвидации империй, колоний, суверенизациигосударственно-подобных образований. Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, ЛатинскойАмерике, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новыхгосударств. Их количество в наши дни выросло. Пополнил ряды новыхгосударств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развалаСССР, относится Украина и другие страны СНГ. II. Происхождение права В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуетсярегулирование с помощью социальных норм, так называемое социальноерегулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп ивсего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают двавида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведенияконкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочениеповедения людей с помощью общих правил — образцов, моделей,распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативногосоциального регулирования послужило качественным толчком к становлению(возникновению и развитию) права. В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократногоповторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм,опирающихся на обычай. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости иимели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, длярегламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношенийчленов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Ихцелью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были«мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы. В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы:морали, религии, правовых начал. Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим,закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность вусловиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться отвраждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собойоборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, посколькупервобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса,отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, споявлением социальной неоднородности все более самостоятельное значениеприобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выходачеловека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по путипрогресса. В условиях общественной собственности и коллективного производства,совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива вкачестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми какпротиворечащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведениясоблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силойобщественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослыхчленов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялосьпринуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь,изгнание из рода и племени и др.). В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как«табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхомтягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу),возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивноеобязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаяхопределения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроковсбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды идр. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение впроцессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров,изготовления орудий и др. Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания),ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истокиформирования права. 1. Причины происхождения права Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимномвлиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами: 1. Потребностями экономических отношений, которые складывались приналичии частной собственности, разделения труда, товарного производства иобращения, необходимостью закрепления экономического статусатоваровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированныхэкономических связей, условий для экономической самостоятельности; 2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе вусловиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов; 3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способнойсанкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечиватьпроведение их в жизнь; 4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида.Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) наотдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающаявозможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества. Таким образом, возникновение права было связано с: (1) качественным усложнением производства, политической и духовнойжизни общества; (2) обособлением личности как участника общественных отношений сосвоими притязаниями на автономность существования (социальную свободу); (3) формированием государства, которому потребовался новый нормативныйсоциальный регулятор, способный выполнить задачи: а) обеспечить функционирование общества как целостного организма болеевысокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок истабильность; б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности. Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторампервобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себяформирующееся юридическое право, определяющей чертой которого сталагосударственная принудительность. 2. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения в первобытном обществе|Нормы первобытного |Нормы государства ||общества (нормы-обычаи)|(нормы права) ||• по способу возникновения: ||— возникают постепенно |— устанавливаются государством ||в процессе совместной | ||жизни. | ||• по волевой направленности норм: ||— выражают волю рода |— выражают государственную волю ||или племени | ||• по форме внешнего выражения: ||— находятся в сознании |— находят внешнее выражение в письменных||людей, существуют в |правовых актах ||неписаной форме | ||• по времени вступления в силу: ||— возникают и отмирают |— вступают в силу или прекращают ||постепенно |действие в строго установленном порядке,|| |официальным путём ||• по способу обеспечения исполнения: ||— осуществляются в силу|— обеспечиваются принудительной силой ||привычки, традиций; в |государства ||случае нарушения | ||принуждение исходит от | ||рода | | 3. Основные юридические источники формирования права у разных народов мира Можно выделить два пути формирования права: — посредством норм, исходящих от государства; — посредством норм, исходящих от общества (общин, иных социальныхгрупп, например, купцов, религиозных объединений: церкви и т.п.) иподдерживаемых государством. Первоначально право складывалось путем перерастания обычаев в правовыеобычаи, которые записывались, объединялись в особые списки. В результатеэтого появилось обычное право — система норм, основывающихся на обычае,которая регулирует общественные отношения в государстве, в определеннойместности либо в этнической или социальной группе. У разных народов мира обозначились различные ведущие элементысоциально-юридического содержания права: прецедент, религиозная норма,норма-обычай, закон, которые в ходе дальнейшего развития народов игосударств привели к формированию отличающихся друг от друга национальныхправовых систем и их типов. Типами (семьями) правовых систем началиназывать правовые системы государств, у которых преобладали общие черты,общие исходные элементы, в том числе общий источник (форма) права: закон(нормативно-правовой акт), судебный прецедент, религиозная норма, норма-обычай. Первые письменные памятники права древности (Законы Ману, Законы XIIтаблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи и др.) и средневековья («Салическаяправда», «Русская правда» и др.) состояли из норм обычного права, судебныхпрецедентов и прямых законодательных положений. В первобытном обществе обозначились контуры правосудной деятельности,при которой регулирование осуществлялось по схеме: норма (обычай) плюсиндивидуальное решение (решение родовых собраний, старейшин, «судов»). Такпостепенно формируются судебные прецеденты — решения конкретных дел,которые в процессе повторения ситуаций приобретали значение образцов,моделей, становились общей нормой. Они стали предвестниками прецедентногоправа — в Англии, США, Канаде, Австралийском Союзе (англо-американский типправовой системы). В странах континентальной Европы с развитием письменности наряду собычным правом возникают нормы права, установленные актами короля, князя,их чиновников, которые именуются законами (законодательное право) — воФранции, Испании, Австрии. ФРГ (романо-германский тип правовых систем). В странах азиатского континента (Иран, Ирак) важную роль вформировании права, наряду с обычаями, играли и до сих пор играют нормырелигии в религиозно-доктринальной интерпретации (религиозно-традиционныеправовые системы). В ряде государств Африки, Латинской Америки право формировалась наоснове норм-обычаев и традиций общинного быта (традиционно-общинное право)— традиционно-общинные правовые системы. В настоящее время различают два классических типа правовых систем.Один — романо-германский или континентальный — (Франция, ФРГ, Италия,Испания и др.), где первенствует нормативно-правовой акт. Здесь правовыступает преимущественно в форме закона. Второй — англо-американский типили общего права (Англия, США и др.). Здесь отдается предпочтение судебномупрецеденту, т.е. судебному решению, посвященному конкретному делу, котороестановится образцом, примером для подобных же жизненных случаев. Крометого, выделяют смешанный (скандинавские и латиноамериканские группыправовых систем) и традиционно-религиозный типы правовых систем. Последнийтип разделяется на подтипы: дальневосточно-традиционный (основные группы —китайская, японская), религиозно-общинный (мусульманская, индусская,иудейская, христианская группы), обычно-общинный (африканская группа). Список литературы 1. Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000. 2. Лисенков С.Л. Конституція України / Матеріали до вивчення. — К.,1997. 3. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. — НижнийНовгород, 1993. 4. Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М.,1994. 5. Основи держави і права / Під ред. А.М. Колодія і А.Ю. Олійника. —К., 1997. 6. Основы теории государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. — М.,1988. 7. Рабінович П.М. Основи загальної теорії права і держави. — К., 1994. 8. Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. — М., 1985. 9. Теория государства и права / Под ред. А.И.Королева и Л.С.Явича. —Л., 1987. 10. Сурилов А.В. Теория государства и права. — К.—Одесса, 1989. 11. Теорія держави і права / Під ред. В.В.Копєйчикова. — К., 1995. 12. Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995. 13. Колодій Л.Ю., Олейніков А.М. Основи держави і права. - К., 1995. 14. Марченко М.Н. Загальна теорія держави і права. - К., 1996.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Проблема происхождения государства и права iconГосударство
Тема моей курсовой работы – «Типы государства». Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства...
Проблема происхождения государства и права iconВопросы для поступающих в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Проблема периодизации истории отечественного государства и права. Типологизация и классификация форм государства
Проблема происхождения государства и права iconРеферат на тему: «Проблема происхождения государства» у И. Канта, Т. Гоббса
Формирование кантовских представлений о становлении государства в сравнении с теориями Т. Гоббса
Проблема происхождения государства и права iconТема возникновение и развитие науки теории государства и права специализация юридических знаний: ее причины, достоинства и недостатки. Потребность в обобщенном знании государства и права
Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как предмета теории государства и права. Основные закономерности...
Проблема происхождения государства и права iconТеория происхождения государства и права

Проблема происхождения государства и права iconТема 1 : Методологические основы понимания государства и права. Предмет теории государства и права Предмет и объект науки. Предмет теории государства и права, соотношение предмета и объекта теории государства и права
Теория государства и права в системе науки и практики. Виды гуманитарных наук, соотношение теории государства с другими гуманитарными...
Проблема происхождения государства и права iconИсточники права Московского государства
Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно...
Проблема происхождения государства и права iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Теория государства и права»
Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права. Функции теории государства и права
Проблема происхождения государства и права iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Понятие методологии государства и права. Классификация и виды методов познания государства и права
Проблема происхождения государства и права iconВопросы к государственному экзамену по Теории государства и права
Теории происхождения государства: психологическая, теория насилия, теория общественного договора
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы