Источники Конституционного права РФ icon

Источники Конституционного права РФ



НазваниеИсточники Конституционного права РФ
Дата конвертации15.07.2012
Размер173.88 Kb.
ТипРеферат
Источники Конституционного права РФ


|Юридический ||4 курс, || | |Кафедра Конституционное || | |право ||КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА || |ДИСЦИПЛИНА: Конституционное право || |России || |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: || |ТЕМА: Источники Конституционного || |права РФ || |ИСПОЛНИТЕЛЬ: || | || ||2000г. | С О Д Е Р Ж А Н И ЕВведение 3Глава 1. Обзор источников конституционного права. 4Глава 2. Источники конституционного права РФ 7 2.1. Конституция РФ - основной источник конституционного права. 7 2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права. 8 2.3. Указы и распоряжения Президента РФ. 10 2.4. Регламенты палат Федерального собрания. 11 2.5. Декларации. 11 2.6. Постановления правительства РФ. 11 2.7. Постановления Конституционного суда РФ. 12 2.8. Договора и соглашения. 12 2.9. Правовые акты СССР и РСФСР. 13 2.10. Акты представительных органов местного самоуправления. 14Заключение 15 Список использованных источников: 16 Введение В общей теории права принято различать понятия источника права вматериальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении подисточником права понимаются те факторы, которые определяют само содержаниеправа. К ним принято относить материальные условия жизни общества,свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваютсяформы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силуправовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовыеакты. Источниками конституционного права являются нормативные правовыеакты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силуконституционные правовые нормы. Для источников конституционного права существует особый порядок нетолько их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения.После отмены акта он перестает считаться источником действующегоконституционного права. Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации1,принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря1993 г., представляет собой основной источник, можно сказать - сердцевину,конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся внашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело болеесложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советскоегосударственное право. Конституционные по своему содержанию и значениюнормы российского федерального права находятся сегодня в составе не толькосамой Конституции Российской Федерации, и в других нормативно-правовыхактах. При написании данной работы были проанализированы Конституция РФ,комментарии к Конституции РФ. Среди литературы, использованной принаписании данной работы, я хотел бы отметить работу "Федеральноеконституционное право России. Учебное пособие для студентов юридическихвузов и факультетов" Б.А. Страшуна как, на мой взгляд, наиболее полный ипоследовательный анализ источников конституционного права РФ.
Кроме того,при написании данной работы использовался учебник по конституционномуправу РФ "Конституционное право России " под редакцией Е. И. Козлова,О.Е. Кутафина.2_________1.См.: Российская газета №251 от 25.12.932. См.: Конституционное право России. Под редакцией Козлова Е.И., КутафинаО.Е. - М.: Юристъ, 1999. -520 с. Глава 1. Обзор источников конституционного права. Система нормативных правовых актов, являющихся источникамиконституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов. Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она являетсяосновным источником отрасли конституционного права. К числу источниковконституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения,относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются: -по юридической силе; -по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; -по порядку принятия; -по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации. Примерами федеральных конституционных законов могут служить: -"О референдуме Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года1; -"Об арбитражных судах в Российской Федерации " N 1-ФКЗ от 28.04 1995 г. 2; -"О судебной системе Российской Федерации "N 1-ФКЗ от 31.12 1996г3; -"Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 26.02.1997 г. ; - «О правительстве Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 17.12.1997 4г. Среди федеральных законов источниками конституционного права являютсятакие, как: -"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " N 3-ФЗ от 08.05.1994 г5.;_______ 1. См.: «Российская газета", N 204, 19.10.95. 2. См.: «Российская газета", N 93, 16.05.95. 2. См.: «Российская газета", N 43-44, 04.03.97. 3. См.: «Российская газета", N 245, 23.12.97. 4. См.: «Российская газета", N 88, 12.05.94. -"Об общественных объединениях" (1995 г.)1 -"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (1996 г.)1 -"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 124-ФЗ от 19.09.1997 г.2; Следующий источник конституционного права образуют три договора оразграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общимнаименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащейКонституции Российской Федерации. Характеризуя виды источников права, следует выделить такойспецифичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры оразграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи 11 КонституцииРоссийской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор "Оразграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти Республики Татарстан"3(от 15.02.1994 г.),аналогичный договор "О разграничении предметов ведения и взаимномделегировании полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти Кабардино-БалкарскойРеспублики"4 (от 01.07 1994 г.) и.т.д. Значительной частью источников конституционного права являютсяпостановления Конституционного Суда Российской Федерации о толкованииКонституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционногохарактера. К числу прочих источников конституционного права РоссийскойФедерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения оразличных вспомогательных организациях, образуемых органами законодательнойи исполнительной власти (Положения о комитетах Совета Федерации иГосударственной Думы, о представителях Президента в субъектах РоссийскойФедерации и т. д.)_______ 1. См Учебник "Конституционное право России" 2. См.: «Российская газета", N 186, 25.09.97, N 189, 30.09.97.3. См.: «Российские вести" №35, 22.02.964. См.: «Российские вести" №40, 29.02.96 Особое место среди источников Конституционного права занимаютдекларации: -Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г.; -Декларация о языках народов России N 1807-1 от 25 октября 1991 г.1; -Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.2 Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В нихформулируются принципы, обязательные для государственно-правового развитиягосударства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции,определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всейполитики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующеезаконодательство. В связи с образованием Союза Беларуси и России источникомконституционного права стал и Устав Союза Беларуси и России, подписанный23 мая 1997 г. Президентами данных стран и ратифицированный ихпарламентами. 3 К источникам конституционного права, действующих только на территориисубъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституцииреспублик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными(представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой формезакрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию,структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должнысоответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Поотношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органами субъектаФедерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, идругие нормативные правовые акты не могут противоречит им. Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющихобязательную силу для Российской Федерации. Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции,"общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации являются составной частью её правовойсистемы"._________1. См.: «Ведомости СНД и ВС РСФСР", 12.12.91, N 50,ст. 1740.2. См.: «Ведомости СНД и ВС РСФСР", 12.12.91, N 52,ст. 1865.3. См. :"Российская газета"от 24 мая 1997 г. Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституциисистемы конституционного права России объясняет такую особенность видовисточников конституционного права, как действие некоторых законов бывшегоСоюза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции РоссийскойФедерации и другим законам. Глава 2. Источники конституционного права РФ 2.1. Конституция РФ - основной источник конституционного права. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которыевнесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации (N 20 от09.01.961 и N 173 от 10.02.962)на основании части 2 ее же статьи 137,истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N15-П от 28.11.953 представляет собой основной источник конституционногоправа и вообще всего права России. К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнестиследующие: 1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительныйхарактер и являются первичными. Они не связаны какими-либо законами,которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, вчастности, новые институты, изменять систему государственных органов; 2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общегохарактера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правовогорегулирования. В них определяются все основные связи, посредством которыхданная общность людей объединяется в гражданское общество, определяетмеханизмы управления государственными и общественными делами; 3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства,его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации,____________ 1. См.: «Российская газета", N 7,13.01.96. 2. См.: Российская газета", N31, 15.02.96. 3. См.: «Российская газета", N 240, 14.12.95.принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. ВКонституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формысобственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни.Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности,права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушенийгосударством. 4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты,принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции(ст.15); 5) в Конституции определяются многие другие виды источниковфедерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, ихюридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования; 6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, чтоустановленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощениягосударственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которыеобщество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности; 7) Конституция по сравнению с другими источниками является актомнаивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Еёнормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественнойдеятельности. Таким образом, Конституция Российской Федерации как основнойисточник конституционного права служит формой установления норм,составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правовогорегулирования общественных отношений, входящих в её предмет. 2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права. Следующим источником конституционного права России являются федеральныеконституционные законы. Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой КонституцииРоссийской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционныезаконы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерациии обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре,чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такоепредставление о соотношении юридической силы Конституции РоссийскойФедерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральныхзаконов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") ичасти 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречитьфедеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признатьопределенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральныеконституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это,например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральныхконституционных законов относятся: вставить Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционныезаконы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы,подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральнымиконституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это: ( чрезвычайное положение (ст. 56, 88); ( военное положение (ч. 3 ст. 87); ( образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137); ( порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137); ( порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66); ( описание и порядок официального использования государственных символов - государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70); ( порядок назначения референдума (п. "в" ст. 84); ( статус Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103); ( порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114); ( судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128); ( порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135). Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы охватывают не всю материюконституционного характера, оставшуюся за пределами действующейКонституции. Это относится, например, к самой процедуре принятияфедеральных конституционных законов, а следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между органамигосударственной власти Российской Федерации и ее субъектов, да и еще комногим вопросам. Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральныхконституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный вышеперечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционнаяматерия должна регулироваться обычными федеральными законами, а этопозволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты ФедеральногоСобрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент РоссийскойФедерации), т. е. принять конституционное по своему характеру решение, скоторым не будет согласна почти половина законодателей. Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой поконституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. ФедеральноеСобрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а поостальным вопросам может это делать, если считает, что они имеютконституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировавфедеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации"1 N2-ФКЗ от 10.10. 1995 года институт федерального референдума целиком, а нетолько применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотреноКонституцией. Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один,как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два - институтысудебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятиемостальных таких законов отрицательно сказывается на демократическомразвитии нашего государства 2.3. Указы и распоряжения Президента РФ. Такие акты весьма обычны для главы государства. В Конституцииуказывается, что они обязательны для исполнения на всей территорииРоссийской Федерации и что они не должны противоречить Конституции РФ ифедеральным законам. Указы и распоряжения Президента относятся к числуподзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом. Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125Конституции) и ненормативными. Нормативные акты издаются на основании определенных полномочийПрезидента или в случае пробелов в законодательстве. Ненормативные - это акты применения Президентом какого-то закона;по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, ониносят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своейкомпетенции. В первое время после вступления в силу Конституции 1993 г.Президент был вынужден издавать нормативные указы по широкому кругувопросов, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будутизданы соответствующие законы. Распоряжения Президента сравнительноредко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются.Распоряжение Президента РФ "Вопросы государственного надзора за ядерной ирадиационной безопасностью" от 26 июля 1995 г. вносит серьезные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России поядерной и радиационной безопасности. Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты иглавы администраций (губернаторы) республик и других субъектовРоссийской Федерации. 2.4. Регламенты палат Федерального собрания. Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палатФедерального Собрания. Эти акты принимаются каждой палатой только для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой иподписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируюткруг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлениемзаконодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядокпрохождения законопроектов и т.д.). Это нормативные акты с узкой сферойприменения. 2.5. Декларации. В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовыенормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) ианалогичные акты в ряде республик - субъектов Российской Федерации,Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Все они былиприняты высшим законодательным органом страны - Съездом народныхдепутатов или Верховными Советами республик. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Эти принципы реализованы в принятой в 1993г.Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либоупоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об ихюридической силе и о порядке принятия. Парламент вправе приниматьподобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и впорядке обычной законодательной процедуры. 2.6. Постановления правительства РФ. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оноиздает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению вРоссийской Федерации (ст. 115 Конституции). Не все постановленияПравительства имеют нормативное значение и относятся к числу источниковконституционного права. Таковыми являются только те акты, которыесодержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этойотрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами,т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам ПрезидентаРоссийской Федерации. Акты вышестоящих органов исполнительной властиобязательны для нижестоящих. Постановления Правительства России являются обязательными дляорганов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам,относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) исовместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции). 2.7. Постановления Конституционного суда РФ. К числу источников конституционного права относятся постановленияКонституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливаетсясоответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации,законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции,дается толкование Конституции. С формальной точки зрения КонституционныйСуд не относится к числу правотворческих органов, акты которого поюридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существуон таковым является. Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию нетолько при разрешении дел, рассмотренных по пенициальным запросамуправомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешаядругие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционностинормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Судподчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющуюсобой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только вмотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может,безусловно, считаться нормой. Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешениемспоров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется,должны содержать нормы конституционного характера. 2.8. Договора и соглашения. Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемыеРоссийской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренниедоговоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами илимежду субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15)устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы. По аналогии с рядом зарубежных конституций (США и др.)Конституция устанавливает примат международного права по отношению квнутреннему, указывая, что, если международным договором РоссийскойФедерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, топрименяются правила международного договора. Эта конституционная нормабудет иметь растущее значение в связи со вступлением России в ЕвропейскоеСообщество, в котором действует наднациональный парламент, обладающийзаконодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являютсяисточником конституционного права каждойвходящей страны. К числу источников конституционного права относятся правовыеакты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членовкоторого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, вбудущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей инаднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура ихпринятия и юридическая сила пока не определены. В практику Российской Федерации все шире входят внутренние договоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос таетсяФедеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закрепленыосновы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Другой пример:Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 г.,которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимноеделегирование полномочий между органами государственной власти Федерации иРеспублики Татарстан. 2.9. Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из этих актов являются источниками конституционногоправа России в силу принципа правопреемственности или на период, пока небудет принято заменяющее их законодательство. В постановлении ВерховногоСовета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании СодружестваНезависимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что натерритории России до принятия соответствующих законодательных актовРоссийской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, непротиворечащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению. "Заключительные и переходные положения" Конституции 1993г.устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие натерритории Российской Федерации до вступления в силу настоящейКонституции, применяются в части, не противоречащей КонституцииРоссийской Федерации. Сохраняют свое правовое значение ряд законов ипостановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным СоветомСССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотяпо мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянноубывает. 2.10. Акты представительных органов местного самоуправления. Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределахсвоих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местногосамоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти актырегулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяютправа и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться егоисточником. Органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти. При любом толковании этого указания ясно, чтоне может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которыеосуществляли бы публичную власть без издания правовых актов. В конституционном праве ряда зарубежных государств в качествеисточника конституционного права признают обычаи и доктрины(взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права,сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой практикедля этого пока нет оснований. Заключение В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источникиконституционного права имеют исключительно большое значение для укреплениязаконности в правовом государстве. Совершенство названных источниковнапрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качествапо существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призванасвоевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, апрактика должна умело реализовать предложения ученых в целях созданиягибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права.От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Каковы основные пути усовершенствования источников конституционногоправа в современном государстве России? Необходимо нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системыгосударства, главную форму права. В правовом государстве главной формойправа должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только одиниз них - Конституция. При этом Конституция государства не можетограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты ииные формы действующего права Российской Федерации, противоречащиеКонституции, не должны иметь юридической силы. Список использованных источников: 1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г. 2. Мирошникова В.А. 0 Комментарий к Конституции РФ. - М.: Ассоциа- ция авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998 г. 3. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998,- 741с. 4. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М.-1995 г. 5. Козлова Е.И., Кутафин О.В. “ Конституционное право России ”.Учебник М.: Юристъ, 1999 г. 6. Федеральное конституционное право России. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. - М. Норма, 1996.-385 с.




Похожие:

Источники Конституционного права РФ iconПо конституционному праву РФ
Понятие и виды норм конституционного права РФ. Источники российского конституционного права
Источники Конституционного права РФ iconПо конституционному праву РФ
Понятие и виды норм конституционного права РФ. Источники российского конституционного права
Источники Конституционного права РФ iconОсновные источники современного конституционного права Китайской Народной Республики
Работа выполнена на Кафедре конституционного права Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Источники Конституционного права РФ iconПо курсу “конституционное право российской федерации
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Источники российского конституционного права
Источники Конституционного права РФ iconИсточники государственного (конституционного) права Эстонии
Анализируются взаимоотношения и вертикальное расположение источников конституционного права, компетентность государственных органов...
Источники Конституционного права РФ iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Конституционное право России»
...
Источники Конституционного права РФ iconЭкзаменационные вопросы по курсу конституционное право российской федерации и конституционное право зарубежных стран
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Источники российского конституционного права
Источники Конституционного права РФ iconИсточники конституционного права РФ

Источники Конституционного права РФ iconТема 1: Понятие, предмет и система конституционного права Российской Федерации
Разграничение понятий конституционного права как отрасли права, юридической науки и учебной дисциплины. Понятие конституционного...
Источники Конституционного права РФ iconТема 2 Вопросы темы Понятие источника конституционного права
Спорная природа решений Конституционного Суда РФ как источников конституционного права
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы