Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества icon

Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества



НазваниеРоль и место малых предприятий в экономическом развитии общества
Дата конвертации14.07.2012
Размер339.73 Kb.
ТипРеферат
Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гуманитарных дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: РОЛЬ И МЕСТО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Краснодар 2000 ПЛАН РАБОТЫ: ВВЕДЕНИЕ 31. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике Цели создания малых предприятий 6 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах 9 2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 10 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности 13 Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске. 15 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 163.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ 19 Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и коммерческих банков 214. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ 22 Фонды защиты предпринимательской деятельности 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29 ВВЕДЕНИЕ Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей ихнепоследовательности и противоречивости явились условием становления иразвития малого предпринимательства, которое решает основные функции,присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опытразвитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьмабольшую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, наускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товараминеобходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, тоесть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большуюподдержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованныечерты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малымбизнесом. В данной работе дается характеристика сущности малогопредпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки.Также приведены фактические данные, характеризующие роль малогопредпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие егодальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной,инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной насистематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основеиспользования действующего законодательства и многих нормативных актовизложена система государственной поддержки и регулирования малогопредпринимательства, основные пути и формы финансово-кредитной, материально-технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство неможет динамично развиваться. Большое внимание уделено проблемам налогообложения субъектов малогопредпринимательства - юридических и физических лиц, перехода их наупрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
В работе изложенасистема ведения субъектами малого предпринимательства бухгалтерского учетаи отчетности, ведения кассовых операций. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Ведущей проблемой современного этапа формирования структур вэкономике России является разгосударствление и приватизация имуществагосударственных монополий. Решается она главным образом через созданиемелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либоассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и,естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночныхструктур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечаетмирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всехстранах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольшихпредприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях. В настоящее время в экономике России одновременно функционируюткрупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность,базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, ихтехнологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Естьотрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемамипроизводства, и отрасли, для которых не требуются большие размерыпредприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываютсяпредпочтительнее. Для современной экономики характерна сложная комбинация различныхпо масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам,и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогрессаявляется концентрация производства. Именно крупные фирмы располагаютбольшими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами,квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологическиесдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый ростмелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока нетребуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперациимножества работников. Малых и средних предприятий особенно много внаукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных спроизводством потребительских товаров. Возможность эффективного функционирования малых форм производстваопределяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключениелишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствуетдифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного иличного потребления. В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создаетблагоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентнаясреда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурнаяперестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятийведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортногопотенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферуприложения труда, создавать новые возможности не только длятрудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельностинаселения, развёртывания его творческих сил и использования свободныхпроизводственных мощностей. МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка.Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночнойэкономики.Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса,являются: . активизация структурной перестройки экономики; . насыщение потребительского рынка товарами; . преодоление отраслевого и регионального монополизма; . расширение конкуренции; . создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий. . укрепление экономической базы местных органов власти. . Развитие сел, небольших городов . Возрождение художественных промыслов.Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных передмалыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицоположительная динамика развития малого бизнеса.|Предприятия | | | | || |1.01.95г. |1.01.96г. |1.01.97г. |1.01.98г. || |тыс.|% |Тыс.|% |Тыс.|% |Тыс. |% || | | | | | | |Ед. | || |ед. | |Ед. | |Ед. | | | ||Всего |896,|100,|877,|100,|828,|100,|866,0 |100,|| |9 |0 |3 |0 |0 |0 | |0 ||В том числе: | | | | | | | | ||промышленные |127,|14,2|128,|14,7|129,|15,6|137,2 |15,8|| |2 | |5 | |3 | | | ||строительные |123,|13,8|145,|16,6|137,|16,5|137,5 |15,9|| |5 | |5 | |0 | | | ||Торговли и общепита |419,|46,8|374,|42,7|353,|42,7|383,0 |44,2|| |4 | |6 | |1 | | | ||коммерческие |51,9|5,8 |42,4|4,8 |35,0|4,2 |36,8 |4,3 ||Науки и научного |51,7|5,8 |48,8|5,6 |46,0|5,6 |38,7 |4,5 ||обслуживания | | | | | | | | ||Других отраслей |123,|13,7|137,|15,7|127,|15,4|132,8 |15,4|| |2 | |5 | |6 | | | | Роль и место малого бизнеса российской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 1998г. Около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике – 0,73 рубля. Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 1998г. Подлежало лицензированию 70 отдельных видов деятельности вместо 141. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий. Конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях – и крупными. Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес – это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно –технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально- технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект. Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г и постановление Совмина РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности. Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку. Начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов. Во-первых, экономическое положение в стране, и, прежде всего дефицит госбюджета, не позволяют государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса. Во- вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне. В- третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного характера их деятельности. В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений. В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами , c целью привлечения иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка. Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих. В июле 1998 г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое. Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка). Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства. Источники финансирования программы определены. Это федеральный бюджет, в котором на нужды малых предприятий предусмотрены средства в размере 73 млн. рублей в год; 60 млн. рублей выделяет Государственный фонд занятости; 30 млн. рублей – Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Реализация целей Федеральной программы в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня повысит значение малого бизнеса в народном хозяйстве, приведет к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, повышению доли производимой им продукции. ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ. Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последниенесколько лет в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрелмалый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых исредних предприятий. Основная масса их – это мельчайшие предприятия, вкоторых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократитьбезработицу в этих странах. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но икак производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов идругих элементов, необходимых для производства необходимой продукции,выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновываетнеобходимость комплексного подхода к определению места и роли малыхпредприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроютсябольшие резервы, которые можно поставить и на службу России. Например, малые и средние фирмы США производят 40% валовогонационального продукта и половину валового продукта частного сектора, в томчисле: в обрабатывающей промышленности – 21%, строительстве- 80%, оптовойторговле-86%, сфере обслуживания- 81 %. На этих предприятиях сосредоточенаполовина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечиваютсоздание и освоение около половины всех нововведений в экономике США,относящихся к сфере научно-технического прогресса. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том,что разорение мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкогобизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременновызвал интерес к себе со стороны крупных консервов. В Западной Европепримерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливаетсяна мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все своиусилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства исбыта. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит ихвоспроизводство. Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах.Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая формаорганизации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическиминтересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как дляэкономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, ипоэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малыепредприятия включают в процесс общественного производства дополнительныйтруд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход инациональное богатство. Малое предпринимательство является таким источникомразвития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ. Этапы становления малого предпринимательства. Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельностьмалых предприятий в стране в хронологической последовательности, можновыделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства. Этапы развития малого предпринимательства в России.|№ |Нормативный |Дата |Основное содержание |Последствия ||п|акт |принятия | |применения || | | | |В экономике ||1 | 2 | 3 | 4 | || | | | |5 ||1 |Закон СССР |26.08.1988|Созданы |Отток || |«О кооперации | |привилегированные |квалифицированной || |в СССР» | |условия одной форме |рабочей силы с || | | |собственности |государственных || | | |(отсутствие для |предприятий в || | | |кооперативов платежей в |кооперативы || | | |бюджет, возможность | || | | |устанавливать | || | | |неограниченные надбавки | || | | |к заработной плате | || | | |работников кооперативов)| || | | | | ||2 |«Положение об |6.06.1988 |Введен упрощенный |Началось создание || |организации | |порядок создания и |в различных || |деятельности малых| |регистрации малых |отраслях || |предприятий» | |предприятий. Они |промышленности и || |(Протокол №6 | |получили статус |регионах страны || |заседания Комиссии| |юридического лица, |малых предприятий || |по | |большую | || |совершенствованию | |самостоятельность в | || |хозяйственного | |осуществлении | || |механизма при | |хоздеятельности и | || |Совете Министров | |распределении | || |СССР) | |хозрасчетного дохода | || | | | | ||3 |Закон СССР |4.06.1990 |Объявлено о равенстве |Рост предприятий || |«О предприятии в | |организационно-правовых |различных форм || |СССР» | |форм предприятий, |собственности || | | |основанных на любой | || | | |форме собственности | || | | | | ||4 |Постановление |8.07.1990 |Определены основные |Развитие малого || |Совета Министров | |документы для |предпринимательств|| |СССР № 790 «О | |государственной |а, основанного на || |мерах по созданию | |регистрации малых |различных формах || |и развитию малых | |предприятий, утвержден |собственности, их || |предприятий» | |двухнедельный срок |сочетании || | | |госрегистрации, | || | | |определены льготы малому| || | | |бизнесу по | || | | |налогообложению, | || | | |амортизации и др. | || | | | | ||5 |Постановление |18.06.1991|Определены направления |Развитие малого || |Совета Министров | |государственной |бизнеса в стране || |РСФСР 1991 № 406 «| |поддержки малого бизнеса| || |О мерах по | |в России | || |поддержанию и | | | || |развитию малых | | | || |предприятий» | | | || | | | | ||6 |Закон РСФСР «О |27.12.1991|Определены |Усилена || |налоге на прибыль | |дополнительные льготы |государственная || |предприятий и | |для малых предприятий |поддержка малого || |организаций» | | |бизнеса || | | | | ||7 |Постановление |11.05.1993|Указано, что |Эффективность || |Совета Министров- | |государственная |работы малого || |Правительства РФ | |поддержка малого |предпринимательств|| |№446 «О | |предпринимательства - |а || |первоочередных | |одно из важнейших | || |мерах по развитию | |направлений | || |малого | |экономической реформы. | || |предпринимательств| |Определены приоритеты | || |а в РФ» | |развития малого | || | | |предпринимательства | || | | | | ||8 |Федеральный Закон |12.05.1995|Определены признаки |Развитие и || |«О государственной| |субъекта малого |повышение || |поддержке малого | |предпринимательства, |эффективности || |предпринимательств| |инфраструктура поддержки|деятельности МП || |а в РФ» | |и развития МП | || | | | | ||9 |Федеральный Закон |08.12.1995|Предусмотрена замена |Дальнейшее || |«Об упрощенной | |уплаты совокупности |развитие малого || |системе | |установленных |бизнеса в стране || |налогообложения, | |законодательством РФ | || |учета и отчетности| |Федеральных, | || |для субъектов | |региональных и местных | || |малого | |налогов и сборов уплатой| || |предпринимательств| |единого налога, | || |а | |исчисляемого по | || | | |результатам | || | | |хозяйственной | || | | |деятельности предприятий| || | | |и организаций | | Законодательство о малом предпринимательстве должно регулироватьобщие вопросы деятельности малых предприятий независимо от ихорганизационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и среднихпредприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса,налогообложения и некоторые другие. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физическиелица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица. Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд ихособенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малогопредприятия, основанного на частной или смешанной (частной илигосударственной) форме собственности. В начале 1990 г. Малые предприятия образовывались чаще отделением отгосударственных предприятий-учредителей. В 1991г. Малые предприятиясоздавались, как правило, в форме товариществ с ограниченнойответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективыреорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевойсобственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом этоможно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений. В ряде случаев местные власти выступают учредителями малыхпредприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад какучредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений наусловиях аренды. В наше время вопрос развития сети малых предприятий включен как одиниз важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесьпредусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнениемонопольных производств: . выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков; . выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий; . создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий. Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых,выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов,производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах.Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночнойинфраструктуры является оптимальным. Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными,общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а такжеорганизациями других форм собственности. Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двухусловий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и еерегионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные емуправа для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени этифакторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболеечувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которойличные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяютконечный результат экономических решений. ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегиюповедения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных странвыделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты,эксплеренты. . КОММУНАНТЫ. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой. . ПАТИЕНТЫ. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта. . ЭКСПЛЕРЕНТЫ. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах иотраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видовдеятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельностиразрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство рядатоваров может быть осуществленном только на основании специальногоразрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью восуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемойпродукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательныхплатежей, если иное не предусмотрено его уставом. На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовыхрезультатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельностипредприятия – планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует своюдеятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса напроизводимую продукцию, услуги и необходимости обеспеченияпроизводственного и социального развития предприятия, повышения личныхдоходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенныесамостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, атакже поставщиками сырья, материалов, необходимых для производствапродукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственнымиорганами. В условиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию,работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемымсамостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации – по государственным ценам. Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия взависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль,амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг,паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другиепоступления, не противоречащие закону. Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных,кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другиесчета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрациипредприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитныхдоговоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее своиобязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявленонеплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом РоссийскойФедерации от 19 ноября 1992г. «О несостоятельности (банкротстве)предприятий». Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры синостранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условиисоблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельновыходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретатьее, в том числе и на аукционах. Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а такжедругие виды их доходов устанавливается предприятием самостоятельно.Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплатытруда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо отвидов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этомоно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительныеотпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрятьработников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих всостав предприятия. Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своимработникам безопасные условия труда, и несет ответственность вустановленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью итрудоспособности. Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскомустрахованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях,установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малоепредприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию исоциальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующимзаконодательством. ОПЫТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г. НОВОРОССИЙСКЕ. РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО «РЕТРО». Рассмотрим наглядный пример открытия своего дела у нас, в г. Новороссийске. Посмотрим, каких успехов добиваютсяпредприниматели нашего города, а также с какими трудностями им приходитсясталкиваться. Ровно пять лет прошло с тех пор, как никому не известный тогдачастный предприниматель, Игорь Журба, «наклеил» первую рекламу на городскойтроллейбус. День 20 апреля решено было считать днем основания рекламногоагентства «Ретро», что первоначально, и означает «Реклама на Троллейбусах».Сегодня агентство в состоянии предложить клиенту полный спектр рекламныхуслуг. О рынке рекламы - наш разговор. Сначала узнаем, «Зачем нужны рекламные агентства, какой на нихспрос?». Рекламное агентство помогает людям сориентироваться во всеммногообразии производимых продуктов и услуг и сделать правильный выбор. За качество рекламируемых продуктов будет отвечать та организация,которая выпускает его на рынок, а с заведомо некачественным товаром,который не имеет сертификата соответствия, не позволяет работать закон. Поговорим о теневом бизнесе: те продукты, которые сегодня широкорекламируются, все они качественные, просто под известные фирмыподстраиваются для того, чтобы заработать деньги - это дело нерекламопроизводителя, а полиграфистов, которые копируют один в одинупаковку. С теневым бизнесом рекламное агентство предпочитает несвязываться. А как дела обстоят с обучением кадров? Начнем с того, чтодипломированного специалиста в области рекламы у нас в городе нет - по тойпричине, что их только недавно стали выпускать вузы. Рекламное агентство«Ретро» нашло себя в этом бизнесе путем собственных проб и ошибок. С конкуренцией в г. Новороссийске в рекламном бизнесе дела обстояттак: все крупные рекламодатели уже «прибились» к определенным агентствам.Что касается мелкого рекламодателя, он на сегодняшний день являетсяпредметом дележа. Но крупные агентства за мелким заказчиком не гоняются, их«обрабатывают» небольшие конторы либо один частный предприниматель, которыйлично соберет вывеску и сам же ее и повесит. Здесь основным критериемявляется ценовая политика- заказ получает тот, у кого дешевле. Для крупныхрекламодателей стоимость услуг не столь принципиальна, лишь бы было красивои качественно – они не торгуются. Многие рекламные агентства не утруждают себя разработками программпродвижения товара, они договариваются с клиентом на какой-то разовыйпроект-вывеску сделать или объявление дать. Маркетинговые исследования непроводятся, ведь это затратное мероприятие, вопрос: кто его будетфинансировать? Человек ведь как рассуждает: зачем я буду тратить на какие-то исследования тысячу долларов, лучше я закуплю на них товара. Покупаякакой-нибудь товар - не по принципу, что сегодня пользуется наибольшимспросом, а, допустим потому, что он нашел, где его можно купить дешевле –предприниматель выводит из своего оборота определенные средства. Товар неидет – лежит месяц, два, три, а, проведя на эти деньги исследования рынка,он бы купил тот товар, который бы не залежался, таким образом,предприниматель «отбил» бы эти деньги очень скоро. Но сейчас во многихфирмах, которые прошли период становления, пережили экономический кризис,средства, которые они вкладывали, несколько раз уже успели обернуться,сейчас у них появились свободные деньги, и они готовы вкладывать их всобственную рекламу. Так что рекламный рынок начал приобретатьцивилизованные формы, и, соответственно, перспективы у него большие. Экономическая практика показывает, что переломный этап развитияпредприятия – это пятилетие. Если фирме удалось продержаться на рынке пятьлет, значит, у нее есть перспектива занять прочную нишу в своем бизнесе.Так что агентство «Ретро» только начинает жить. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ. Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются сбольшими трудностями. Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база,как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет осоздании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте.В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существеннойстепени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствиеподготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «отполучки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегосядля того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчасотыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет ихисточником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но иони не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной иусиливающейся инфляции. Положение едва ли может серьезно измениться в позитивнуюсторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержкеконструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этогоматериально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшеевремя, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсынаверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательнопроводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимыеприоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означаетпредпочтение сферы производства сфере обращения при детальнойдифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, авесьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса,происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций. В соответствии с такой исходной установкой должны конструироватьсямеханизмы льготного кредитования, налогообложения, различного родапреференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смыслв том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа присоздании условий для последовательного развертывания предпринимательства. . Следующая проблема – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса. В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях,которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночнымотношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше«задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едвали не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов,фондов и т. п. Так, с 1993г. введено планирование прибыли. Уже в началеквартала предприниматель обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же поитогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, чтоудалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который нерассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительнуюсумму налога, но еще и банковский процент с нее. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малыхпредприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практическиотсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малымпредприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется внедостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы,предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику,отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, таккак их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат. . Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во- вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом. . Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более. Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительномуухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном наприобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания иоплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малогопредпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление,то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мерена потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом,включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, апросто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения вмалом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретятпротиводействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, самоего существование под вопросом. В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственнойподдержки малого предпринимательства Советом Министров – ПравительствомРоссийской Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении«О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РоссийскойФедерации (от 11 мая 1993г. №446) отмечается, что государственная поддержкамалого предпринимательства является одним из важнейших направленийэкономической реформы. Этим постановлением также определены приоритетыразвития малого предпринимательства. К ним отнесены производство ипереработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленныхтоваров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспорныйпотенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг,строительство объектов жилищного и производственного назначения. Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств повнесению изменений и разработке соответствующих положений в областифинансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров,внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительныхналоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласнопостановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малогопредпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовоеобеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническоеобеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое,консультационное обеспечение. На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработкаоснов политики государственной поддержки малого предпринимательства, атакже координация деятельности центральных органов федеральнойисполнительной власти и формирование инфраструктуры малогопредпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в Россиипредусмотрено Федеральным Законом «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации». МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ? Многочисленные публикации последнего времени - влияние эволюцииновой банковской системы на развитие в России крупного предпринимательства.При этом как-то забывается: «в пике» рыночных преобразований именно связка«коммерческие банки – малое предпринимательство» представлялась наиболеемобильной силой системной экономической трансформации. Отправляясь от тогофакта, что ежегодный прирост объема производства малых предприятий в иныегоды достигал 25%, а объема реализации -37%, многие ученые и специалистывидели в сближении сектора малого бизнеса и банковского сектора тумагистральную дорогу, которая выведет Россию как минимум к потребительскомуизобилию. Трудности, возникающие на пути развития малого бизнеса, можно сопределенной долей условности подразделить соответствующие проблемы начетыре основные категории. Это проблемы, во-первых, организационные,связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытиемсчета в банке, и т.п.. Во-вторых, - материально-технического обеспечения:нехватка или отсутствие производственных помещений и современногооборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правоваязащищенность деятельности предприятий и др. В-третьих, финансовые(инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальнойликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрациипредприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочныхкредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети иустановлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых, - кредитные,сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборотакапитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющихлицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций(таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитныетоварищества и т. п.) При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условиякредитования, независимый малый бизнес вынужден обращаться за ссудами подоборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая всферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального,профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонныевступать в сговор с последним банкиры в свою очередь отказываются работатьс малым бизнесом, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим»малым предприятиям предлагаются заведомо неприемлемые условияпредоставления ссуд. Иными словами, банки выталкивают «сторонних»платежеспособных заемщиков «в тень» и практикуют убыточное кредитование«своих» неплатежеспособных, подчас вместе с ними разоряясь. Все перечисленные выше группы проблем, естественно резко обостряются:1) в период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок; 2) вусловиях макрофинансовых кризисов. Очевидно, что и в том, и в другомслучаях малые предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороныгосударства, его специальных фондов и иных институтов, а также со стороныкредитных организаций. По мнению руководителей малых предприятий, главный камень преткновениядля развития - чрезмерно высокие налоги. Что касается наиболее желательныхконкретных видов помощи со стороны региональных администраций имуниципальных (городских) властей, то о них можно судить по следующимитогам базового опроса: 29,2 % респондентов отдали приоритет прямойфинансовой помощи (целевому льготному кредитованию и т. п.); 48,9-налоговому льготированию; 7,9- предоставлению гарантий по кредитамкоммерческих банков; 5,9- содействию в получении необходимого оборудованияпо лизингу; 17,1- обеспечению безопасности бизнеса в своей личнойбезопасности; 17,2- привлечению их бизнеса к выполнению госзаказов; 8,0-облегчению доступа к неиспользуемым производственным помещениям; 4,2-содействию в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями;9,0- информационной поддержке; 37,7- упрощению налогообложения; 35,7-общему снижению налоговых ставок; 6,7- отмене лицензирования; 2,9- бизнес-обучению; 6,9- защите прав собственности, улучшению работы суда и инымправообеспечивающим аспектам. ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса – одно изсерьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотястимулирование последней банками, несомненно, является существеннымусловием продвижения к высокоэффективной рыночной экономике. Отсутствие умалых предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системыгарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивостьрегиональных и даже столичных кредитных организаций, спекулятивный икорпоративно-политизированный характер их рыночных стратегий, - с другой, -все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях междусектором малых предприятий и банковским сектором. И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затрудненияиспытывают более 70% малых предприятий, то банковскими кредитами пользуютсялишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и13,8% для кредитования оборотных средств. При этом в 1998г. такимикредитами пользовались 37,1%, в 1996г.- 45,3%, в1995г.- 57,7, а в 1994-52,5% малых предприятий. Печальным следует также признать обстоятельство высокой ивозрастающей роли в кредитовании малого бизнеса физических лиц ипредприятий-партнеров: в настоящее время львиную долю совокупных кредитныхресурсов малый бизнес получает именно от первых и от вторых; на долю жекредитных организаций приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во второмполугодии 1998г. приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенныхмалыми предприятиями. В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателеймалого бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услугсами респонденты отмечают: 1) дороговизну этих услуг - высокий процент поссудам; 2) длительность процедуры оформления кредитов; 3) краткосрочностьпоследних; 4) требование залога; 5) нежелание банков работать с малымипредприятиями. Первая из перечисленных позиций - ключевая, причем уровеньпроцента по ссудам банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудамфизических лиц (40-60 против 20-30%). Дополнительные мотивы, по которым малые предприятия предпочитаютпокупать кредитные услуги у физических лиц, - меньшие затраты времени наоформление кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствиетребования залога, возможность получения ссуды наличными, дружескиеотношения с заимодавцами. Факторами, ограничивающими возможности получения малыми предприятиямибанковского кредита, являются особо жесткие требования к ним со стороныбанков в отношении обеспечения ссуд (включая гарантии); дело в том, что умногих из этой категории заемщиков отсутствует солидная кредитная история,для них характерны повышенные производственные риски (из-за недостаточноймобильности капитала), им присуща неликвидная структура активов (в нейпочти нет недвижимости, которая могла бы служить залогом для банковскогокредита), и т. п.. Анализ состава использовавших банковские кредиты малых предприятий сточки зрения их рентабельности выявляет устойчивость предрассудка нашихпредпринимателей, согласно которому заимствовать средства необходимо лишь,если дела идут плохо, тогда, как при устойчивости финансового положенияпотребность в привлечении кредитных ресурсов отпадает. В результатеотносительно благополучные предприятия, способные добиться положительнойрентабельности задействования банковских кредитов даже при существующихвысоких ставках, весьма вяло пользуются или вообще не пользуются ссудамибанков, ограничивая тем самым темпы своего роста. Напротив, кризисныепредприятия, стремясь возвратить взятые ранее кредиты, в большинствеслучаев получают ссуды на невыгодных для себя условиях, наращивая врезультате кредиторскую задолженность и усиливая свою финансовуюнеустойчивость. Отношения между малым бизнесом и банками лишены твердых основанийвзаимного доверия. Надежды на то, что между становлением коммерческихбанков и развитием малых предприятий автоматически, под воздействиемдолгожданной свободы предпринимательства, торговли и кредитного дела,возникает органическая взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако ониспособствовали игнорированию нашими практическими политиками необходимостиспециальной кропотливой и многоаспектной работы в направлении гармонизацииинтересов двух неотъемлемых секторов становящейся рыночной экономики. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ. Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся впоследнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий изанятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой ирегиональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве»мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания длявывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего секторасовременной российской экономики. Думается, причины этого – не только в ограниченности финансовыхсредств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, отсутствии егоразвитой инфраструктуры. Существуют более серьезные причинные основания,среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малогобизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и другихприоритетов. Решение назревших проблем видится в первую очередь в коренномулучшении управления процессами развития малого предпринимательства, иважнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к егоисследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективносуществует и развивается как некая целостность, особый сектор экономикинационального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес,естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которыхвыступает как некая микросистема. Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднемупредпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимостьтакой поддержки признается и в России, осуществляются и некоторые меры вэтом направлении. Основные задачи региональных программ поддержки малогопредпринимательства можно объединить в две группы. Первая – формирование многоуровневой комплексной системы поддержкималого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов кпроизводственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационнымресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонныхфондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, атакже организация в качестве комплексных объектов межрегиональной имуниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства,бизнесинкубаторов, консультационных пунктов и т. п.. Вторая задача – достижение положительных изменений в количественных,качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в томчисле: рост ег




Похожие:

Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconРоль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян
Одним из культурообразующих факторов, оказывающих влияние на экономику, является религия. Не менее важным фактором в экономическом...
Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconВведение 2 понятие и признаки малых предприятий 2 роль и преимущества малых предприятий 3

Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconЭкзаменационные вопросы по Правоведению для студентов 3 курса (2-е высшее образование)
Понятие права. Его роль в социально-экономическом развитии общества Правовые отношения. Субъекты, содержание, юридические факты Источники...
Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconРоль кредита в социально-экономическом развитии страны

Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconРоль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconРоль местного бюджета в социально-экономическом развитии региона

Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconСотрудничество малых инновационных предприятий с русскоязычными учеными за рубежом
Поляков Сергей Геннадьевич, Генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, доктор...
Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconРоль рабства в экономическом развитии Древней Греции и Древнего Рима

Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconМагдебургское право и его роль в социально-экономическом развитии городов Беларуси

Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества iconРоль малых предприятий в современной российской экономике. Перспективы малого предпринимательства в России

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы