Курс лекций по административному праву icon

Курс лекций по административному праву



НазваниеКурс лекций по административному праву
Дата конвертации14.07.2012
Размер370,68 Kb.
ТипКурс лекций
Курс лекций по административному праву


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. 2. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. 4. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.Административное право – совокупность правовых норм, регулирующихобщественные отношения, которые складываются в сфере государственногоуправления. ПРЕДПОСЫЛКИ1.Развитие философских воззрений о роли и месте государства игосударственного управления в общественной жизни; увеличение ролигосударства в общественной жизни; государственное управление становитсяведущей формой деятельности государства.2.Употребление в конституциях ведущих стран мира термина «разделениевластей», необходимость создания государственных органов для каждой ветвивласти.3.Развитие общей теории управления (специализация, кооперация, конспирация,взаимодействие…)4. Необходимость охраны общественного порядка.5.Необходимость защиты прав граждан в условиях концентрации властныхполномочий в руках государства и его органов. 2.ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯУправление – совокупность действий совершаемых для достижения определённыхцелей путём использования имеющихся ресурсов (финансовых, материальных,кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляетсявоздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект сиспользованием разнообразных механизмов и средств.Государственное управление представляет собой разновидность социальногоуправления. Социальное управление возникает в обществе между людьми дляупорядочения возникающих общественных отношений. Государственное управление – подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного ипрактического руководства экономической, административно-политической исоциально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляетсяцеленаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемыйобъект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.Таким образом, сущность государственного управления заключается вцеленоправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект. Два подхода к государственному управлению.1.Деятельность всех государственных органов.2.Деятельность органов исполнительной власти. Основные характерные признаки государственного управления1.Исполнительно-распорядительный характер.Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, асредством достижения этой цели- использование необходимых юридически-властных полномочий.2.Организационная и практическая направленность.3.Подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.Другие признаки государственного управления.1.Тесная связь с разработкой и практической реализацией государственнойполитики.2.Определённая целевая и функциональная специфика3.Наличие определённых ресурсов.4.Непосредственная ответственность за исполнение законов.5.Использование определённых форм и методов. Атаманчук Г.В. под государственным управлением понимает практическое,организующее и регулирующее воздействие государства на общественнуюжизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения илипреобразования, опирающееся на его властную силу. 3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИОсновные характерные черты исполнительной власти.1.Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид,разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с еёзаконодательной и судебными ветвями.2.Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказыватьопределяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себедругих) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различнымииндивидуальными и коллективными элементами государственно-организационногообщества в общегосударственном масштабе и в качестве специфическойгосударственной функции правоисполнительного характера.3.Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённыхисполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.4.Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такогорода государственная деятельность является практической формой еёреализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональнойнаправленности и компетенционной определённости исполнительнойдеятельности.5.Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.6.Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственномведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболеесущественные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшиесредства коммуникации,армия и иные воинские формирования, милиция, службывнутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемоеорганами исполнительной власти. 4.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.Итак, исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время какгосударственное управление – категория организационно – правовая. Право насуществование имеют обе эти государственно – правовые категории.Соответственно, государственное управление – реальность, без которойгосударственно – властный механизм работать практически не может. По своемуназначению оно представляет собой не что иное, как государственнуюдеятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительнаявласть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляетсяи в рамках системы государственной власти, базирующейся на началахразделения властей. Свой реальный характер исполнительная власть приобретает вдеятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее времяименуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органамигосударственного управления. Следовательно, государственное управление, понимаемое какисполнительно – распорядительная деятельность, не противопоставляетсяисполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2. СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИ 3. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.1.АДМИСТАТИВНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.Понимается: - как отрасль права - как наука - как учебная дисциплинаАдминистративное право – это самостоятельная часть системы правыРоссийской Федерации, состоящая из юридических норм, регулирующихобщественные отношения в сфере государственного управления (или в сфередеятельности ФОИВ). В России в начале было полицейское право, потому что именно полицияосуществляла функции государственного управления. Только в начале 20века выделилось административное право.ПРЕДМЕТ административного права – это урегулируемые нормамиадминистративного права общественные отношения в сфере государственногоуправления. Управленческие отношения : 1. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУЪЕКТА а. ОИВ (ОГУ) – орган исполнительной власти (органгосударственного управления). Между двумя равнозначными или неравными органами исполнительнойвласти. (Пример: МВД-ФСБ; ПРАВИТЕЛЬСТВО – МИНИСТЕРСТВО). б. ОИВ (ОГУ) – администрация государственного предприятия, организации, учреждения в.ОИВ (ОГУ) – администрация негосударственного предприятия, организации, учреждения г. ОИВ (ОГУ) – орган местного самоуправления. (Мэр Москвы – глава управы). д.ОИВ (ОГУ) – общественное объединение (Министерство Юстиции – партия) е. ОИВ (ОГУ) – гражданин. (Сотрудник милиции – лицо, совершившее административное правонарушение). 2. ПО СФЕРАМ а. В сфере управления экономикой б.В социально – культурной сфере в. В административно – политической сфере 3. ПО ЦЕЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ а. Внутриорганизационные ( Наличие служебной подчинённости; формирование управленческих структур; основы взаимодействия внутри аппарата). б. Внешнеорганизационные ( Отсутствие служебной подчинённости; воздействие на объект, не входящей в администрацию). ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА1.Подзаконное нормотворчество2.Правоисполнительная3. Правоохранительная МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВАМетоды административного права – это совокупность правовых средств,способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.Административное право использует 3 юридических возможности: - предписание - запрет - дозволениеПредписание –это возложение прямой юридической обязанности совершать теили иные действия в определённых условиях.Запрет – это возложение прямой юридической обязанности не совершать теили иные действия в определённых условиях.Дозволение – юридическое разрешение совершать определённые действия,либо не совершать их по своему усмотрению.Административное право взаимодействует с другими отраслями права:1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО – ведущая отрасль права.2. Многие отрасли используют административные нормы .3. Административное право и Уголовное право предусматривают нарушения засхожие правонарушения; некоторые административные проступки могутперерасти в уголовное преступление.СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВАСистема административного права – это его внутреннее строение, котороевыражается в единстве и согласованности административных норм, но вместес тем разделением административного права на отдельные институты. С 1935г. в России: - Административное право как наука исследует закономерности развития административного права. (теоретики: Козлов, Алёхин) - Административное право как учебная дисциплина, важнейшая составляющая юридического образования.Система административного права как отрасли права1.Общая часть - предмет - формы и методы - субъекты административного права - ответственность по административному праву - административный процесс2. Особенная часть - экономическая сфера - социально-культурная сфераадминистративно-политическая сфера2. СПЕЦКУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ФСБ РОССИИСистема административного права как спецкурса1.Общая часть - предмет - формы и методы - субъекты административного права - ответственность по административному праву - административный процесс2. Особенная часть - административно – политическая сфера3. Административно – правовой режим 4. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.Источники административного права – это внешняя форма выраженияадминистративно-правовой нормы.Нормативно-правовой акт является источником административного права, еслион содержит административно-правовые нормы (регулирует общественныеотношения в сфере государственного управления). Источники административного права на федеральном уровне I. Законодательные1. Конституция Российской федерации2. Федеральные Конституционные законы3. Федеральные законы4. Законы РСФСР; законы Российской Федерации; законы СССР II. Подзаконные1. Указы президента2. Постановления правительства3. Акты министерств и ведомств Источники административного права на уровне субъектов I. Законодательные1. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации2. Законодательство субъектов II. Подзаконные1. Президентские акты, акты глав администраций2. Акты правительств субъектов3. Акты министерств и ведомств субъектов Источники административного права на уровне местного самоуправления (вслучае наделения органами местного самоуправления необходимымигосударственными полномочиями)1. Акты представительных органов самоуправления2. Акты исполнительных органов самоуправленияИсточники административного права на межгосударственном уровнеМежгосударственные соглашенияИсточники административного права внутриорганизационного характераАкты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений(или акты их коллективных органов). Формы и методы государственного управления. ПЛАН: I.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.I.Формы государственного управленияГосударственное управление выражается в совершении определённых действий,которые воспринимаются другими субъектами управленческих отношений вопределённых формах.Формы государственного управления – внешне выраженное действие О.И.В и егодолжностных лиц. Признаки: . 1.выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственное управление. . 2.практически реализуют задачи и функции управления. . 3.обеспечение наиболее целесообразного достижения целей с наименьшими затратами. . 4.вызывают наступление каких-либо последствий.Ф.Г.У шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступатькак: . Формы государственно-управленческой деятельности. . Формы реализации исполнительной власти.Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления. Выбор формы зависит от: . Характера компетенции О.И.В. (должностного лица) . Особенности Объекта . Характера вызываемых последствий Виды Ф.Г.У: 1. ПРАВОВЫЕ . четко выраженные юридические последствия. . издание актов, которые влекут за собой административные отношения между субъектами.В правовых формах отчётливо проявляется государственно-властный,исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и ихдолжностных лиц. . Издание нормативных актов органами исполнительной власти. Содержит административно правовые нормы, которые регулируютуправленческие отношения. А) Нормативного характера (Постановления правительства РФ). Б) Ненормативного характера (Распоряжения правительства РФ). . Издание индивидуальных актов управления.Это разновидность юридических факторов(Пр: назначение в/служащего надолжность). Договорные отношения стоит относить к формам государственногоуправления, т.к они влекут юридические последствия. 2. НЕПРАВОВЫЕ . не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических действий. . не порождают, а прекращают административные отношения. . Осуществление организационных операций. А) Разработка научно-обоснованных рекомендаций. Б) Подбор кадров. В) Проведение совещаний. . Материально-технические операции. А) Работа с информацией. Б) Ведение делопроизводства. В) Проведение исследований. Г) Подготовка к изданию НПА.Управленческие действия вызывают последствие юридического характера,которое признано называть административно-правовыми формами.Административно-правовое регулирование может осуществляться в 2-х формах.Административно-правовая форма может быть представлена как своеобразнаясистема действий ОИВ. По степени юридического выражения можно различатьосновные действия органов и должностных лиц (издание правовых актов) идействие, которое базируется на них, которые также влекут наступлениеюридических последствий.Пр: Лицензионно-разрешительная деятельность.II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.Методы ГУ – это способ осуществления его функций.Сущность методов государственного управления определяется его социальнойприродой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.Методы ГУ – способы, средства практического осуществления функцийгосударственного управления, достижение его целей.Применение методов управления зависит от цели управления. Если цельуправления обуславливает специфику использованных методов, то правильныйвыбор метода обеспечивает реальное достижение цели. Характерные черты методов: . 1.Выражают связь субъекта или объекта. . 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия. . 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения) . 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные) Виды методов: I. Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений. Меры: . Разъяснение . Обоснование . Обсуждение . Поощрение По характеру воздействия: 1.Прямое воздействие – административные методы управления. . Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых. . Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей. . Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений. 2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения. Социально психологические методы управляющего воздействия: Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно. II. Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка. . Вне судебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно - правовыми нормами принудительных мер административно – властного органа. . Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления. Виды административного принуждения: 1.Административное предупреждение 2.Меры административного пресечения 3.Меры административной ответственности. 1-Профилактический характер, принудительный порядок в виде ограничений и запретов. 2-Пресечение правонарушений и наступления вредных последствий. III. Правовые акты управления Это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти. . Юридическая природа . Государственно-властный характер . Обязательность исполнение адресатами . Односторонность волеизъявления компетентного субъекта . Установление обязательных правил поведения Правовой акт управления – это официальное подзаконное решение принятое ОИВ в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия. Виды правовых актов управления: 1. По юридическим свойствам . Нормативные. Содержат нормы права, призванные урегулировать однотипные общественные отношения, рассчитанные на длительный срок действия. . Индивидуальные. Акты применения норм права. 2. По сроку действия . Бессрочные . Срочные 3. По территории . Акты, действующие в пределах РФ. . Акты, действующие в пределах субъекта РФ. . Акты, действующие в пределах административно – территориальной единицы. 4. По характеру компетенции . Общего . Отраслевого . Межотраслевого 5. По органам, издающие акты . Указа президента, распоряжения президента. . Постановления распоряжения правительства. . Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров. . Постановления государственных комитетов . Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров. Основные требования к актам: . Издание полномочными на то органами в пределах своей компетенции. . Соблюдение порядка принятия . Издание по установленной форме и подпись соответствующего должностного лица. . Соблюдение порядка опубликования и вступление в законную силу актов.Тема: Ответственность по Административному праву.План: 1. Правовые основы и виды ответственности 2. Понятие и особенности административной ответственности а) Понятие и признаки административного правонарушения б) Виды административных взысканий в) Правила наложения административных взысканий 3. Дисциплинарная ответственность и ее субъекты. 4. Материальная ответственность в административном порядке и ее субъекты.Правовые основы и виды ответственности па административному праву. В отличие от Уголовного права, которое регулирует единственный видюридической ответственности – уголовную (в соответствии с УК РФ),Административное право три вида юридической ответственности:административную, дисциплинарную и материальную.Понятие и особенности административной ответственности. Основанием административной ответственности является совершениефизическим лицом административного правонарушения (проступка) – статья 10КоАП.. Административный проступок – это посягающее на государственный илиобщественный порядок, собственность, права и свободы человека и гражданина,на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленноеили неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательствомпредусмотрена административная ответственность. Признаки административного правонарушения:Общественная вредность (посягательство)ПротивоправностьВиновностьВина – психическое отношение лица к содеянному им и его последствиям.Вина выражается:умысел (прямой, косвенный) – ст. 11 КоАПнеосторожность – ст. 12 КоАП4. Наказуемость Виды административных взысканий перечислены в ст. 24 КоАП (8 видов);правила наложения административных взысканий гл. 4 КоАП.3. Дисциплинарная ответственность и ее субъекты. Дисциплинарная ответственность наступает при совершениидолжностным лицом дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок –неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных нанего обязанностей. Виды дисциплинарных взысканий:Замечание (устное) – правовых последствий не несетВыговорСтрогий выговорПредупреждение о неполном служебном соответствииУвольнение4. Материальная ответственность в административном порядке и ее субъекты. Субъектом материальной ответственности может быть лишьдолжностное лицо государственного органа, причинившее ущерб государству приисполнении служебных обязанностей. В соответствии с Ф.З. от 12.07.99 «О материальной ответственностивоеннослужащих», военнослужащие – контрактники могут быть привлечены кограниченной материальной ответственности за ущерб, причиненный понеосторожности при исполнении служебных обязанностей: в размерепричиненного ущерба, но не более 1 – ого оклада месячного денежногосодержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере,когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано подотчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и др. целей; действием(бездействием) военнослужащего, содержащим признаки уголовного преступленияв результате хищения, умышленного повреждения, уничтожения, порчи,незаконного расходования и др. действиями, независимо от того содержат лиони признаки состава уголовного преступления; умышленными действиямивоеннослужащих, повлекших затраты на лечение в военных госпиталях,гражданских больницах военнослужащих, пострадавших в результате этихдействий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояниенаркотического, токсического или алкогольного опьянения. Ст. 16 КоАП. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяетсядействие дисциплинарных уставов, за совершение административныхправонарушений. Военнослужащие несут административную ответственность на общихоснованиях за нарушение правил режима Гос. Границы РФ, пограничного режима,режима в пунктах, пропуска через Гос. Границу РФ, ПДД, правил охоты,рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду. Нок военнослужащим не могут быть применены исправительные работы,административный арест, штраф и лишение управления транспортнымисредствами. Административные взыскания: 1. Предупреждение (ст. 26) 2. Штраф 3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. 4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. 5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину. 6. Исправительные работы 7. Административный арест 8. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Тема: Субъекты административного праваПлан:Понятие и классификацияОсновные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной властиКоллективные субъектыИндивидуальные субъектыИсточники:Ф.З. «Об основах гос. службы»Ф.З. «Об общественных объединениях»У.П. «О структуре Федеральных органов исполнительной власти»У.П. «О системе федеральных оргаов исполнительной власти»Понятие и классификацияСубъект – это физические или юридические лица, способные вступать вправоотношения.Субъект административного права – это физические или юридические лица,которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладаютправами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.Признаки субъектов:вступают в правоотношения в сфере гос. управленияотношения между ними урегулированы нормами административного правасубъектами могут быть как физические, так и юридические лицане все физические и юридические лица могут быть субъектамиадминистративного праваАдминистративная правоспособность – это закрепленная в административно –правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридическиеобязанности.Административная дееспособность - это закрепленная в административно –правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать иосуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всегообъемом их административной дееспособности. Различие в административнойдееспособности и является критерием деления субъектов.Субъекты административного права:I. Индивидуальные1. ГражданеГраждане РФИностранцыЛица без гражданства2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусомдолжностные лицавоеннослужащиебеженцывынужденные переселенцыинвалидыII. КоллективныеОрганизацииПредприятияУчреждениеСтруктурные подразделения этих организацийТрудовые коллективыОсновные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти1. Полномочия на формирование Федеральных органов исполнительной властивыдвижение на должность премьерауказы и распоряжения обязательные для Правительстваявляется Верховным главнокомандующим2. в экономической сфере3. в социально – культурной сфере4. в административно – политической сфереПрезидент – глава государства, но фактически он глава и исполнительнойвласти.Коллективные субъектыОрганы исполнительной властиОрганы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждыйорган гос. управления является органом исполнительной власти)Признаки органа исполнительной власти:исполнительно – распорядительный характер деятельностиподзаконный характер деятельностиповседневный характер деятельностиОрганы исполнительной власти – это такая организация, которая являетсячастью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающихкомпетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 - х сферах.Органы исполнительной власти:Федеральные органы исполнительной властиГлавенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)Законодательные полномочия:- право законодательной инициативы- издание подзаконных н.п.а.- одобрение проекта законаОрганы исполнительной власти субъектов- Правительства- АдминистрацииТерриториальные органы исполнительной властиИндивидуальные субъектыГражданеГраждане РФИностранцыЛица без гражданстваСубъекты, обладающие специальным административно – правовым статусомдолжностные лицавоеннослужащиебеженцывынужденные переселенцыинвалидыАдминистративно – процессуальная деятельностьПлан:1. Понятие и основные черты2. Производство по делам об административных правонарушенияхАдминистративно – процессуальная деятельность понимается в: 1. Широком смысле – все что происходит в сфере гос. управления 2. Узком смысле – юрисдикционном – привлечение к административной ответственности.Административное воздействие: 1. Убеждение 2. Принуждениепредупреждение (до)пресечение (во время)взыскание (после)1. Понятие и основные чертыШирокий смысл: совокупность всех действий, совершенных органами гос.управления и их должностными лицами, т.е. административный процесс и естьгосударственно - управленческая деятельность.Узкий смысл: основа – правоохранительная деятельность; юрисдикционныйсмысл.Рассматривая административный процесс в узком смысле речь идет обадминистративном производстве. Административное производство – это виддеятельности уполномоченных субъектов по рассмотрению и разрешениюАдминистративная юрисдикция:производство по делам об административных правонарушенияхдисциплинарное производствопроизводство по жалобамНаиболее детально регулирует производство по делам об административныхправонарушениях (КоАП)2. Производство по делам об административных правонарушенияхСтадии производства:Возбуждение (протокол, постановление о возбуждении)РассмотрениеПринятие решение по делуОбжалованиеОпротестованиеПересмотрИсполнениеКаждая стадия имеет свое процессуальное закрепление.1. ВозбуждениеОснование –наличие достаточных фактических данных.Меры, обеспечивающие возбуждение дела:доставлениеадминистративное задержание (досмотр)изъятие доказательств и вещейотстранение от управления транспортного средстваУчастники:Органы и должностные лица, имеющие право рассматриватьПравонарушительПотерпевшийПрокурорАдвокатПереводчикТема: Органы Федеральной службы безопасности РФ в системе гос. органов РФ I. Место ОФСБ в системе общей (национальной) безопасности РФ II. Факторы, обуславливающие место ОФСБ в системе органов гос. Власти III. Правовое положение ОФСБ РФ I. Место ОФСБ в системе общей (национальной) безопасности РФ. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможное прогрессивное развитие личности, общества и государства. Основные объекты: . личность – ее права и свободы . общество – его материальные и духовные ценности . государство - его конституционный строй, суверенитет и государственная целостностьВ соответствии со ст. 12 Закона «О безопасности» офсб входят в систему сил,обеспечения безопасности.Национальная безопасность – это безопасность многонационального народа РФкак носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ.В соответствии ФЗ «Об офсб в РФ» ФСБ – федеральный орган исполнительнойвласти.Особенности ФСБ как органа исполнительной власти: 1. Относится к системе федеральных органов исполнительной власти 2. Подчиняется Президенту РФ II. Факторы, обуславливающие место офсб в системе органов гос. власти. И 1. Исторические 2. Политические Характер и сущность государства, конституционный строй, состояние законности, государственное устройство, экономическая и политическая, место в мировом сообществе. 3. Правовые – развитие законодательства государства 4. Организационные 5. ЭкономическиеКлассификация факторов: 1. Внешние: . политические . экономические . социальные 2. Внутренние: . политические . экономические . социальные 3. Объективные 4. Субъективные 5. Реальные 6. ПотенциальныеМеры обеспечения безопасности: 1. Общие: . Экономические . Политические . Правовые 3. Специальные: . Контрразведывательные . Разведывательные . Оперативно – розыскные IV. Правовое положение ОФСБ Правовой статус – это совокупность элементов, которые характеризуют государственный орган с различных точек зрения. Элементы: 1. Правовая основа деятельности – нормативно - правовая база 2. Система органов – структура, руководство 3. Принципы деятельности 4. Цели деятельности (основное назначение) 5. Задачи и функции 6. КомпетенцияКомпетенция – совокупность обязанностей и прав, которыми наделяетсягосударственный орган в целях выполнения возложенных на него задач попредмету ведения. 7. Подотчетность и подконтрольность – виды контроля и надзора, ответственность сотрудников. 8. Взаимодействие с другими органами 1. Правовая основа деятельности ОФСБ. Законодательные н.п.а.: 1. Конституция: Ст. 10, Ст. 71, Ст. 78 2. ФКЗ - «О Правительстве» 3. ФЗ, ЗРФ - ЗРФ «О безопасности» № 2446-1 от 05.03.95 - ФЗ «Об ОФСБ в РФ» № 40-ФЗ от 03.04.95 - ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.95 - ЗРФ «О гос. тайне» от 21.06.93 - ФЗ «О терроризме» - ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.96 - ФЗ «О гос. охране» - ЗРФ «О гос. границе» - Уголовный кодекс РФ - Уголовно – процессуальный кодекс РФПодзаконные акты: 1.Указы Президента: - О системе федеральных органов исполнительной власти - О структуре федеральных органов исполнительной власти - Об утверждении концепции национальной безопасности - Об утверждении положения о ОФСБ и ее структуры 2.Постановления Правительства: - № 333 «О лицензировании отдельных видов деятельности» - № 1050 «О порядке допуска к сведениям, составляющим гос. тайну» 3.Ведомственные н.п.а. - приказы №055 «О порядке работы с секретными документами» - указания 2. Система ОФСБ.Система ОФСБ – единая, централизованная система которую входят: - ФСБ РФ - Управления (отделы) ФСБ РФ в вооруженных силах, войсках, иных формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках) 3. Принципы деятельности - Общие (определенные всеми н.п.а. о безопасности: . законность . уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина . гуманизма - Отраслевые (по ФЗ «Об ОФСБ в РФ) . Единство системы ОФСБ и централизация управления ими . Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности 4. Цели деятельности - Обеспечение безопасности РФ 5. Задачи и функции - КРД - Борьба с преступностью - Разведывательная деятельностьИсследовав правовое положение ФСБ можно сделать вывод, что это органисполнительной власти, наделенный отдельными функциями спецслужбы иправоохранительного органа.Тема: Компетенция органов как важнейший элемент их правового статуса I. Понятие компетенции II. Факторы, влияющие на компетенцию III. Обязанности IV. Права I. Понятие компетенции Цель – значение или задача, цель конкретизируется в задачах, задачи выполняются на практике посредством функций, для осуществления функций создается система (структура), структура определяет компетенцию.Компетенция – совокупность обязанностей и прав, вытекающих из задач.Обязанности – это мера должного поведенияПраво – это мера возможного поведенияКомпетенция – это важнейший элемент правового положения гос. органа.Правовое положение гос. органа – совокупность взаимных прав и обязанностей,юридически значимых характеристик, определяющих место и роль это органа всистеме механизма государства.Исходной базой для определения правового положения гос. органа являетсяправосубъектность. Содержание правосубъектности входит в составсуществующих правоотношений.Правовое положение ( Правовой статус ( ПравосубъектностьВ статусе выделяются следующие элементы: 1. Цель (назначение)Конечное намерение достичь чего – либо; идеальный результат деятельности;глобальная задача. 2. ЗадачаТо, что требует исполнения решения 3. ФункцииРабота, производимая органами; направление деятельности 4. КомпетенцияЭто сугубо юридическая категория, важнейший элемент гос. органа,полномочия, права гос. органа. 5. Принципы организации и деятельностиЭто правовая категория, это правило, которое не терпит исключений 6. Виды контроля и надзора 7. Формы и методы координации и взаимодействия 8. Система и структура II. Факторы, влияющие на компетенцию.Факторы, влияющие на компетенцию – это совокупность причин и условий,определяющих направления движения к какой – либо цели.Виды: 1. Внутренние и внешние: - политические - экономические - социальные 2. Субъективные и объективныеПредмет ведения гос. органа – сфера деятельности органа (цели, задачи,функции)1 Обязанности и права ФСБ РФОбязанности: В сфере КРД и РД:1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельностьспециальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельныхлиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;2. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечениябезопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно -технического и оборонного потенциала;3. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в ВооруженныхСилах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации,внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации,Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации приПрезиденте Российской Федерации, Железнодорожных войсках РоссийскойФедерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинскихформированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел,федеральных органах налоговой полиции, федеральных органахправительственной связи и информации, таможенных органах РоссийскойФедерации;4. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектовоборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи,жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, другихстратегических объектов, а также безопасность в сфере космическихисследований, приоритетных научных разработок;5. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральныхорганов государственной власти и органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации;6. проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки РоссийскойФедерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и гражданРоссийской Федерации за ее пределами;7. осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии сПограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраныГосударственной границы Российской Федерации;8. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасностьпредставительств иностранных государств на территории Российской Федерации;9. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другимигосударственными органами в обеспечении безопасности проводимых натерритории Российской Федерации общественно - политических, религиозных ииных массовых мероприятий;В сфере административной деятельности: 1. информировать Президента Российской Федерации, ПредседателяПравительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органыгосударственной власти, а также органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; 2. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений,составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечениемсохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственныхорганах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях иорганизациях независимо от форм собственности; в установленном порядкеосуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющимгосударственную тайну; 3. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных ирадиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территорииРоссийской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств,работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, атакже радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых впротивоправных целях; 4. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерациив решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации ивыхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за еепределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц безгражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц безгражданства на территории Российской Федерации; 5. поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службыбезопасности; 6. осуществлять подготовку кадров для органов федеральной службыбезопасности, их переподготовку и повышение их квалификации.В уголовно – правовой сфере: 1. выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание ипредварительное следствие по которым отнесены законодательством РоссийскойФедерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлятьрозыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в ихсовершении; 2. выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма; 3. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другимигосударственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотоморужия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконныхвооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественныхобъединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционногостроя Российской Федерации; ПраваВ сфере КРД и РД: 1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества слицами, давшими на то согласие; 2. осуществлять проникновение в специальные службы и организациииностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность,направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а такжев преступные группы; 3. осуществлять внешние сношения со специальными службами иправоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними навзаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и инымисредствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности ипорядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасностиРоссийской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своихполномочий международные договоры Российской Федерации; 4. направлять официальных представителей органов федеральной службыбезопасности в иностранные государства по согласованию со специальнымислужбами или с правоохранительными органами этих государств в целяхповышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера; 5. осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в томчисле по предотвращению проникновения специальных служб и организацийиностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованиемтехнических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасностисведениям, составляющим государственную тайну;В сфере административной деятельности: 1. осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службыбезопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности приобращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделенияхгосударственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимоот форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации,находящихся за ее пределами); 2. использовать в служебных целях средства связи, принадлежащиегосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложныхслучаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, атакже общественным объединениям и гражданам Российской Федерации; 3. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортныесредства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимоот форм собственности, общественным объединениям или гражданам (заисключением транспортных средств, которые законодательством РоссийскойФедерации освобождены от такого использования), для предотвращенияпреступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления илиподозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочноймедицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к меступроисшествия. По требованию владельцев транспортных средств органыфедеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещаютим расходы либо причиненный ущерб; (в ред. Федерального закона от30.12.1999 N 226-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4. беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданампомещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и впомещения предприятий, учреждений и организаций независимо от формсобственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что тамсовершается или совершено преступление, дознание и предварительноеследствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации кведению органов федеральной службы безопасности, а также в случаепреследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, еслипромедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всехтаких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещенияорганы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течениедвадцати четырех часов; 5. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие ихличность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершениипреступления; 6. осуществлять административное задержание лиц, совершившихправонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением наспециально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытыхадминистративно - территориальных образований и иных охраняемых объектов, атакже проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получатьот них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие ихвещей и документов; 7. вносить в государственные органы, администрации предприятий,учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также вобщественные объединения обязательные для исполнения представления обустранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасностиРоссийской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительноеследствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации кведению органов федеральной службы безопасности; 8. получать безвозмездно от государственных органов, предприятий,учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию,необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службыбезопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральнымизаконами установлен специальный порядок получения информации; 9. создавать в установленном законодательством Российской Федерациипорядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимыедля выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службыбезопасности, и обеспечения деятельности указанных органов; 10. создавать подразделения специального назначения для выполненияобязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности; 11. проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования; 12. разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасностихранение и ношение табельного оружия и специальных средств; 13. использовать в целях зашифровки личности сотрудников органовфедеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности ихподразделений, помещений и транспортных средств документы другихминистерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций; 14. проводить научные исследования проблем безопасности РоссийскойФедерации; 15. оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациямнезависимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческойтайны; 16. осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовкукадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасностипредприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службыбезопасности.В сфере уголовно – процессуальной сфере: 1. осуществлять оперативно - розыскные мероприятия по выявлению,предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористическойдеятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборотаоружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознаниеи предварительное следствие по которым отнесены законодательствомРоссийской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, атакже по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельностинезаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц иобщественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменениеконституционного строя Российской Федерации; 2. осуществлять дознание и предварительное следствие по делам опреступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведениюорганов федеральной службы безопасности; иметь и использовать всоответствии с законодательством Российской Федерации следственныеизоляторы; МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ.Административное воздействие – осуществление органами исполнительной властисистемы юридически значимых действий в связи с реализацией ими прав иобязанностей. Виды воздействия: - убеждение - принуждение Методики: - экономические - административныеМеры административного воздействия – это принудительные меры, применяемыеуполномоченными государственными органами и их должностными лицами кфизическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения ипресечения установленных законом или иным НПА правил и норм в различныхсферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина,защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка,государственно-финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды иэкономической безопасности и т.д.Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия. 1. Все меры предусмотрены актами ФОИВ. 2.Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности. 3.Направлено на неподчинённые им объекты. 4. Носят властный, активный характер. 5. Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них последствия.Применение мер административного воздействия строго регламентируетсязаконами.ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения ипресечения административных проступков.Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, предусмотренных законом методовгосударственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целяхобеспечения государственной безопасности правопорядка. В основе административного воздействия лежат общие методыгосударственного управления:1. Убеждение. Является главным методом управления, выступает как средство профилактики: - разъяснение - обоснование - обсуждение - внушение - поощрение - показ положительных примеровУбеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участниковотношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целяхформирования у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитаниядисциплинированности и организованности. 2. Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА. Виды принуждения:1. Меры предупреждения2. Меры пресечения 3. Иные меры 1. Меры предупреждения ОФСБ :- отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам- прекращение, аннулирование согласия на допуск- приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретнымидокументами- заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въездаиностранных граждан на территорию РФ- закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц безгражданстваОснования препятствующие допуску гражданина к государственной тайне-признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опаснымрецидивистом- нахождение лица под судом или следствием- наличие у лица медицинские противопоказания на работу с государственнойтайной- постоянное проживание лица или его близких родственников заграницей илиоформление документов этих лиц на выезд- выявление противоправных действий лица, создающих угрозугосударственной безопасности- уклонение от проверочных мероприятий и сообщение о себе заведомо ложныхсведений Решение о допуске к секретным сведениям принимает руководительпредприятия, учреждения в индивидуальном порядке. Прекращение допуска лица к государственной тайне (принимает решениеруководитель предприятия, организации, учреждения) : - расторжение с лицом трудового договора или контракта - наличие обстоятельств, предусмотренных ст.12 закона «Огосударственной тайне» - однократное нарушение прав и обязанностей Основания для отказа в выдаче лицензии предприятиями на осуществлениедеятельности, связанной с государственной тайной : - наличие документов - отрицательное заключение экспертизы, проводимой ОФСБ - отрицательное заключение государственной аттестации руководителем предприятия Меры пресечения, принимаемые ОФСБ осуществляется в целях: - предотвращение противоправных действий, направленные на нанесение ущерба безопасности РФАдминистративное задержание - предусмотренное законом принудительное кратковременное ограничение свободы лиц, совершивших административное правонарушение, противоречащее интересам государственной безопасностиСт. 239 КоАП предусматривает основания административного задержания - установление личности лица - составление протокола об административном правонарушении - обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел иисполнения постановлений по делам об административных правонарушениях По факту задержания составляется протокол, в котором указываются следующиесведения: - время, место составления протокола - должность, фамилия, имя, отчество лица, составлявшего протокол - основания задержанияСрок задержания для установления личности 3 часа. Срок исчисляется смомента доставления лица в соответствующее учреждение. Личный досмотррегламентируется КоАП и заключается в тщательном обследовании вещей,обуви лица, а при необходимости и его тела. Личный досмотросуществляется лицом того же пола с участием двух понятых того же пола.О проведении личного досмотра уведомляется прокурор. Меры предупреждения и пресечения:-административное задержание лица- административный арест имущества юридического лица- личный досмотр- досмотр и изъятие вещей и документов, товаров, орудия охоты и рыбнойловли- отстранения от учреждения ТС- освидетельствование на состояние опьяненияПорядок применения этих мер регламентируется нормами гл.19 КоАП,законодательством о налоговой службе и налоговой полиции, таможеннымзаконодательством и другими федеральными законами («Об органах федеральнойслужбы безопасности в Российской Федерации» 1995г.)Административное воздействие – осуществление органом исполнительной власти(ФСБ РФ) системы юридически значимых действий в связи с реализацией имправа (обязанности) на применение методов, предусмотренных нормамиадминистративного права.Общие методы управления : убеждение и принуждение. По способам воздействияразличают экономическое и административное.Административное воздействие со стороны органов исполнительной властипредполагает комплексное использование методов управления.Административное воздействие – это неотъемлемая часть компетенции органовисполнительной власти. Оно характеризует внешнюю деятельность органа,которая вступает в правоотношения с другими государственными органами,общественными организациями и гражданами на основе норм административногоправа. ОФСБ как ФОИВ наделена полномочиями по применению мерадминистративного воздействия , при этом для всех мер воздействия общимявляется следующее: - они предусмотрены актами ОГВ РФ (законами, УП, ПП) - они применяются ОФСБ исключительно в процессе исполнительно- распорядительной деятельности, поскольку административное воздействие носит активный, властный характер и направлено на эффективное решение задач обеспечения государственной безопасности - всегда обращены к объектам управления, не находящимися с ОФСБ в отношениях служебной подчинённости, т.е. ОФСБ выступают в роли органов исполнительной власти - в силу того, что административное воздействие осуществляется вопреки воли и интересов объекта, и в отдельных случаях вызывает неблагоприятные для него правовые последствия, применение мер принуждения и убеждения строго регламентировано законами и подзаконными актами, при этом особое внимание обращается на строгое соблюдение законности и учёт права и свободы человека и гражданина.В отличии от уголовных и уголовно-процессуальных мер, направленных напресечение преступлений, меры административного воздействияприменяются в основном с целью предупреждения и пресеченияантиобщественных проступков, могущих перерасти в преступления.ОФСБ наделены правом применять следующие административные предупредительныемеры: - высказывание мнения о нежелательности выдачи отдельным лицам допуска к особо важным, совершенно секретным и секретным сведениям - прекращение (аннулирование) ранее выданных соглашений на допуск - приостановление или аннулирование лицензии для юридических лиц на работу с секретными документами - вынесение заключения о нежелательности выезда заграницу отдельной категории российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.Меры административного пресечения, применяемые ОФСБ: 1. Применяемые в отношении ПУО, нарушающих требования определённых административно-правовых режимов. 2. Отзыв или аннулирование лицензий. 3. Временное ограничение работы отдельных участников предприятий, нарушающих установленный режим защиты государственной тайны.Применяемые к физическим лицам: - административное задержание - личный досмотр задержанных и досмотр находящихся при них вещей - изъятие у задержанных лиц предметов, запрещённых к свободному обращению или являющихся орудиями и средствами совершения правонарушения. ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ИЗДАВАЕМЫЕ ОФСБ I. Назначение и характерные черты правовых актов, издаваемых ОФСБ. Перечень должностных лиц в системе ОФСБ, правомочных издавать правовые акты. II.Требования, предъявляемые к правовым актам ОФСБ. III. Классификация правовых актов, издаваемых ОФСБ IV. Порядок подготовки правовых актов ОФСБ.I. Назначение и характерные черты правовых актов, издаваемых ОФСБ. В условиях формирования демократического, правового государства в РФосновополагающее значение придаётся обеспечению законности, уважению прав исвобод человека и гражданина, гуманизму, подотчётности и подконтрольности вдеятельности ОФСБ. Правовая работа – неотъемлемая часть деятельности оперативных,следственных, кадровых, финансово-хозяйственных подразделений ОФСБ.Издание актов управления, которыми устанавливаются, изменяются илипрекращаются административные правоотношения – одна из правовых формисполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти,в т.ч. ОФСБ ( ФЗ об ОФСБ ).Издание актов управления – это средство выражения тех государственно-властных полномочий, которыми наделены ОФСБ. С помощью актов управленияорганизуется и координируется работа обеспечению деятельностигосударственной безопасности, осуществляется повседневное руководствооперативно-розыскными, следственными и другими видами деятельности ОФСБ,регулируются их отношения с другими государственными и негосударственнымиструктурами. Акты управления издаются уполномоченными на то лицами и обязательны дляисполнения всеми, кому они адресованы. Их исполнение обеспечивается впервую очередь мерами организующего и воспитательного характера, что неисключает применения, при невыполнении предписаний правовых актов, и мерпринуждения – привлечение к дисциплине, материальной и уголовнойответственности. Таким образом :Правовые акты управления в системе ОФСБ – это издаваемые в установленнойюридической форме на основе и во исполнении законов, правовых актовПрезидента РФ и Правительства РФ , уполномоченными на то должностнымилицами государственно-властные предписания, направленные на установление(изменение, отмену) правовых норм или возникновение (прекращения,изменения) конкретных правоотношений в целях решения задач по обеспечениюгосударственной безопасности.Государственная безопасность – подразумевается безопасность личности,общества и государства. Юридическое значение актов управления зависит от их содержания. Акты,устанавливающие правила общего характера имеют значение источников права.Акты управления, принятые вышестоящими звеньями О




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Курс лекций по административному праву iconКурсовая работа по административному праву содержание курсовая работа по административному праву 2 введение 3
Также у нас на сайте в последнее время были затронуты темы курсовых работ о понятии ошибки, об информационном законодательстве в...
Курс лекций по административному праву iconМетодические указания и контрольные задания дисциплины правоведение для студентв заочного обучения
Академии Управления: по государственному (конституционному) праву, административному праву, гражданскому праву, хозяйственному праву...
Курс лекций по административному праву iconКурс лекций по гражданскому праву для студентов всех специальностей и форм обучения Санкт-Петербург 2006
Курс лекций по гражданскому праву для студентов всех специальностей и форм обучения
Курс лекций по административному праву iconКурс лекций по международному праву

Курс лекций по административному праву iconКурс лекций для студентов заочного обучения Бурмистрова Л. А., Финансы предприятий: Курс лекций / гуу. М., 1999
Данный курс лекций, из которого можно узнать ответ на многие вопросы по организации финансов предприятия. Те же проблемы, которые...
Курс лекций по административному праву iconШпоры по административному праву

Курс лекций по административному праву iconКонтрольная по административному праву пгу

Курс лекций по административному праву iconКонтрольная по административному праву
Составьте схему: «Классификация правовых актов управления исполнительной власти в рф»
Курс лекций по административному праву iconКурсовая работа по административному праву на тему: «Федеральная государственная служба в рф»
Подготовка Государственных служащих и переподготовка, при повышение их квалификации 40
Курс лекций по административному праву iconКурс лекций по дисциплине история экономики москва 2008 Курс лекций
Охватывает 1945 – конец 50-х годов. Для него характерно формирование и становление двух основных военно-политических блоков, символизирующих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы