Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли icon

Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли



НазваниеПолитико-правовые взгляды Никколо Макиавелли
Дата конвертации14.07.2012
Размер317,4 Kb.
ТипРеферат
Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли


Министерство образования Российской Федерации Удмуртский Государственный УниверситетКафедра: Новой и новейшей истории и международных отношений КУРСОВАЯ РАБОТАТема: Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли Выполнил: Закурдаев А.С. Студент гр.124 Проверил: Санников Н.И. 2003 год Ижевск. СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………....31. Биография…………………………………………………….73. Реальность Макиавелли…………………………………….92. Религия в государстве………………………………………114. Щедрость и бережливость………………………………....135. О жестокости и милосердии и о том,что лучше: внушать любовь или страх…………………...…136. Народ и государство……………………………………..…157. Величие в войне…………………………………………...…188. Историзм Макиавелли………………………….….……….19Заключение………………………………………..….…………21Список использованных источников………….…………….22 ВВЕДЕНИЕ Со времен существования организованного общества многие пыталисьдавать те или иные определения обществу, власти, виду управления иподчинения и основным процессам, протекающим в жизни государства. Многиевека человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления обэтике и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о властинемногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться.Эволюция политической мысли принимала различные формы и виды. Строилисьновые теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормамполитического права; защищались или отрицались мнения и утверждениямыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в безвестности,идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое времясуществования цивилизаций прошли многоуровневую систему проб и ошибок, напрактике показав все свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютноненужные качества. У истоков общества стояли выработанные скорее природой, а непланомерной человеческой мыслью, правила подчинения физической силе,организации вертикали власти с позиции примитивного, но действенноговождизма. Социальная дифференциация, расслоение общества, выделение знати,как основы единоличной власти или управленческого аппарата – всё этоспособствовало постепенному и закономерному формированию, укреплению иперерастанию в традицию (впрочем, не всегда себя оправдывавшую)монархической власти. Лидер, вождь, деспот, тиран, царь или король, обладаяпрактически безграничными возможностями в своем государстве, мог вестилюбую политику и вершить дела по личному усмотрению, не опираясь при этомни на многочисленных советников, которых всегда хватало при двореобличенных властью; ни на народ, пребывавший в постоянном страхе переднаказанием, неминуемым за неподчинение. По повелению Его Величестваначинались и заканчивались войны, строились и разрушались города, рождалисьи умирали люди. Из века в век наука управлять передавалась потомкамвеликих, храня традиции и добавляя что-то новое. Но что же такое наука управлять государством? Многие задумывались надэтим. В древней Греции, где полис стал основой общества, осьюгосударственности, Аристотель и Платон – проповедники демократическоймысли, считали демократию лучшей из форм правления, предоставляющую свободулюдям самим устраивать жизнь. Руссо развил эту теорию, расширив рамкиопределения представительной демократии, снова отдавая исполнительнуювласть в руки монарха либо ограниченному кругу лиц. Правление народом, какосновы существования государства, признавали все политики и государственныедеятели прошлого и в некоторой, гораздо более мягкой степени, настоящеговремени. Неуправляемая толпа – самый главный враг государства. Дажеанархистское общество не способно появиться и просуществовать достаточнодолго без оформления лидера и некой власти, которой рано или позднопридется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначевсе труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых,рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт ипрактические знания всей истории существования государств, был НикколоМакиавелли. Его труды по-разному оценивались современниками и исследователяминашего времени, но за пять веков они отнюдь не потеряли интереса к себе ине утратили актуальности. Управлять ли государством с позиции силы илииспользовать более либеральные подходы, как вести себя во внешней политике,общаясь с соседними государствами, как устраивать армию и казначейство, какпроцветать и добиваться могущества во всех сферах деятельности – все этиаспекты чрезвычайно подробно рассматривал и указывал в своих работахМакиавелли. В современном мире эти вопросы, безусловно, уже хорошопроработаны и имеют вид вполне определенный с позиций устоявшихсяполитических норм. Однако для того чтобы понять, что есть государствотеперь и каким оно было, какие эволюционные ступени госаппарата оставиличеткие следы в устройстве современных государств, нужно знать трудыМакиавелли. Объектом исследования этой работы являются не только правовые взглядыМакиавелли, но и его личность, качества характера и биография,непосредственным образом оказавшие влияние на его идеи. Предмет – влияние ииспользование его идей в историческом процессе. При этом моей целью былорассмотреть политические взгляды Макиавелли как с точки зрениясредневековой этики, морали, правовых норм и ценностей, так и со сторонынаблюдателя современности. Для её достижения необходимо решить следующиезадачи: - определить источники по данной теме; - рассмотреть биографию Никколо Макиавелли; - рассмотреть политико-правовые взгляды Макиавелли и раскрыть сущностьмакиавеллизма; - провести анализ политической ситуации в Италии и пограничных с нейстранах в эпоху Возрождения; - найти подтверждения или опровержения использования концепций властиМакиавелли в практической политической деятельности. Никколо Макиавелли был поистине незаурядной и талантливой личностью инеудивительно, что историография его трудов и биографии занимает достаточнобольшое место в политической культуре. Среди объемного количества книг истатей можно выделить несколько направлений: - марксистская (совпадает с советской); - буржуазная (страны Западной Европы, в основном до середины XX в.); - постсоветская (современная Россия); - современная (страны Европы и Америки). Устаревшие буржуазные и марксистские направления полезны с точки зренияанализа взглядов Макиавелли во второй половине XIX и XX веках спротивоположных полюсов политической жизни (капитализм и социализм).Современные и постсоветские взгляды практически совпадают, и отличаются отпервых двух более независим и политически трезвым сопоставлением фактов иопределений, затрагиваемых в работах Макиавелли. Марксистско-ленинскаяпропаганда обычно превозносила идеи и труды «великого флорентинца»,оправдывая тоталитаризм и авторитаризм в СССР. Современная историография,рассматривая макиавеллизм с позиции международного права, всё же учитываетособенности эпохи Макиавелли и его последователей, давая наиболее полнуюоценку этому явлению. Я использовал в работе различные по виду источники. Основу составилисовременные, марксистские и постсоветские. В них вошли: - Долгов К. Н. «Гуманизм, возрождение и политическая философия НикколоМакиавелли» (1982). Автор этой книги анализирует работы, идеи, мысли,взгляды Макиавелли в политическом русле времени. Прослеживает взаимосвязьэпохи и творчества Макиавелли и результаты его политической деятельностидля Италии. - К. Маркс и Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. Отражает взглядымарксистской историографии на заданную тему. - статья Кравченко И.А. «Макиавелли: технология эффективного лидерства»(1993): раскрываются основные черты макиавеллизма, идейные подходы кполитике и анализ практического использования идей Макиавелли. Критикуетсяне полное раскрытие данного вопроса в марксистской историографии. - «Макиавелли. Избранное» под редакцией Бочкало И. Б. (1998): книгасодержит все политические работы Макиавелли, а также ряд статей о егополитической и правовой деятельности во Флорентийской республике на рубежеXV-XVI веков. - статья И. С. Шарковой «Анти-Макиавелли» Фридриха II и его русскиепереводы» (1979). В ней изложены взгляды прусского короля на идеиитальянского мыслителя со стороны критики и последующего оправдания, а также современные комментарии. - «Государь». Никколо Макиавелли. Перевод Г. Муравьевой. Это основнойтруд автора, посвященный политической тематике, выражающий основныеполитические взгляды Макиавелли после его государственной службы.Произведение адресовано Лоренцо Деи Медичи – новому государю Флорентийскойреспублики. В развернутых формулах автор даёт практические советы ирекомендации «во благо родины», держась которых новый правитель добьетсяпризнания и процветания своего государства. Это произведение являетсяопорным в работе. - В.П. Пугачев и Соловьев «Введение в политологию» (1996). - В. П. Пугачев «Основы государства и права» (1998). - Большая Российская юридическая энциклопедия. К данному вопросу, безусловно, очень важному и интересному с точкизрения политической науки в разное время обращалось много мыслителей. Срединих можно выделить таких именитых философов как Гегель, Спиноза, Грамши. Основной метод, используемый в работе – историко-сравнительный. С егопомощью раскрывается сущность исследуемого явления, объекта и процессов вовремени, придается законченный вид работе. Сравнения носят синхронный идиахронный характер. Эти методы исследования органически дополненырезультатами историко-генетического метода с его последовательнымопределением функций свойств и изменений реальности в процессеисторического движения. Сочетание всех этих методов исследования наиболееполно открывает картину работы, раскрывает и решает все поставленныезадачи. Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу. Никколо Макиавелли.1. Биография Никколо Макиавелли. Для того чтобы лучше понять истоки идей Макиавелли необходимо взглянутьна его богатую биографию, ведь только благодаря большому политическомуопыту он смог ознакомить весь мир со своими трудами. Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции. Род его былстаринным, дворянским. У него имелся свой герб: голубой крест на серебряномфоне с четырьмя голубыми гвоздями (clavelli) по краям. Но голубой кровьюМакиавелли не кичились. Уже к середине XIII века, когда Флоренцию разрывалираспри между гвельфами и гибеллинами, они встали на сторону народа и с техпор всегда считались «добрыми полонами». Многие из них были гонфалоньерамии входили в правительство в те годы, когда городом правили богатые купцы исукноделы, которых именовали тогда «жирный народ». Однако никто из предковНикколо ничем особенным себя не прославил. Богатства они тоже не нажили.Отец Никколо – мессер Бернардо ди Николу ди Буонисенья не был уже даже«жирным». Правда, у него сохранилось небольшое именье в Сант-Андреа, нодоход оно почти не приносило. «Я родился бедным – скажет потом Макиавелли –и познал тяготы нужды прежде, чем радость жизни». Однако родители смоглидать своему сыну блестящее классическое образование, пусть даже финансовоеположение семьи и не позволило пройти университетский курс. Один изисториков заявил, что Макиавелли надо было благодарить судьбу, уберегшуюего от университетов того времени. Именно в этих "очагах знания" как нигдесильны были средневековые традиции, и вряд ли сухая схоластика оченьобогатила бы ум. Хотя, наверное, даже университет не убил бы в НикколоМакиавелли живости ума и души. Никколо повезло и еще в одном - в его семье было принято нередкое в товремя свободное отношение к религии и Церкви. Даже мать его не быланабожной. Наверное, именно это помогло Макиавелли впоследствии реально, ато и критически оценивать роль церкви в жизни Италии. В 1498 году, когда ему было 29 лет, он был избран на должностьсекретаря второй канцелярии Сеньории. Эта должность дала возможностьприобрести тот «большой опыт дел нашего времени», без которого он никогдане стал бы Макиавелли. Он оказался в самом центре современной политическойжизни, и это ему очень нравилось. Флоренция, во главе которой с 1502 годастоял пожизненный гонфалоньер Пьеро Содерини, быстро оценила острый ум,наблюдательность и неутомимость будущего автора «Рассуждений о первойдекаде Тита Ливия». В течение 13 лет Макиавелли посылали с самыми ответственными и вместе стем наиболее деликатными миссиями. Он был не послом республики, а еёполитическим агентом. Лучшего агента не было, кажется, ни у одногоправительства. Впрочем, иногда Макиавелли философствовал и пытался даватьсоветы. Тогда его вежливо одергивали: «Ваш вывод чрезмерно смел – упрекалМакиавелли его приятель и сослуживец Биаджо Буанаккорси, - излагайте точнеефакты, а принимать решение предоставьте другим»[1]. Пьеро Содеринибесконечно доверял Макиавелли, но он считал его слишком большим фантазероми мечтателем. В 1502 году Макиавелли побывал в Ареццо, вскоре после того, как вВальдикьяне было подавлено антифлорентийское восстание, поднятое людьмиЧезаре Борджа. В том же году он получил возможность лично познакомиться сэтим тогда уже легендарным человеком. Наблюдения над действиями ЧезареБорджа, а также мысли, вывезенные Макиавелли из Ареццо, легли в основу двухлитературно-политических очерков: «Описание того, как избавился герцогВалентино (в то время Борджа чаще звали герцогом Валентино) от ВителлоцоВителли, Оливеротто да Фермо, сеньора Паоло и Герцога Гравина Орсини» и «Отом, как следует поступить с восставшими жителями Вальдикьяны». По жанруих, пожалуй, лучше отнести к эссе. В них Макиавелли не только не стесняетсяделать смелые философские выводы, впервые формулируя пониманиеполитического искусства как гуманистического подражания древним, но и вкакой-то мере искажает факты, стремясь типизировать и по-ренесансномуидеализировать описываемые исторические события и характеры – придать иммаксимальную эстетичную выразительность. «Опыт о Вальдикьяне» предвещалисторическую концепцию «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия». В нем, аещё больше в «Описаний», содержалось «зерно» того мифологизированногообраза Чезаре Борджа, который возникает затем в «Государе». Во всех своих произведениях 1502-1512 годах Макиавелли старался непокидать позиций традиционной флорентийской демократии. Однако радиукрепления мощи республики он уже тогда считал оправданными самые крайниемеры. В сочинении «О том, как следует поступить с восставшими жителямиВальдикьяны» давалось достаточно жесткая формула действий по отношению ктем союзникам Флоренции, которые, отделившись от нее, вздумали быотстаивать собственную свободу и независимость. «Либо – либо» - это ужестиль мышления зрелого Макиавелли. Впоследствии он не раз говорил огубительности «средних путей» и политических компромиссов. Считая, что политики Флорентийской республики должны учиться смелости ирешительности у людей вроде Чезаре Борджа, Макиавелли ещё надеялся, чтоФлоренция сможет обойтись без диктатуры, как он выражался «новогогосударя», то есть не просто тирана, а истинно народного вождя и лидера. В1504 году ему ещё очень хотелось верить в возможность превратить Флоренциюв сильное государство, не производя насильственных преобразований в еёполитическом строе. Путь к этому Макиавелли усматривал в замене наемныхотрядов регулярной «национальной гвардией», вербуемой из сводных граждансвободной республики. Но эти предположения рухнули, когда созданнаяМакиавелли в 1512 году, для защиты от экспансии папы Юлия II, милицияразбежалась при первом натиске противника. Трусость флорентийскихополченцев под Прато доказала Макиавелли не ложность его военных теорий(они будут в последствии развиваться и в его «Рассуждениях», и в диалогах«О военном искусстве»), а насущную необходимость серьёзных преобразований вполитической и социальной структуре Италии и прежде всего, конечно,Флоренции. Впоследствии размышляя, что погубило в 1512 году республику, Макиавелливсегда приходил к выводу, что главным злом была не военная слабостьФлоренции, а нежелание мягкого и гуманного Пьеро Содерини прибегнуть к«экстраординарной власти и разорвать законы гражданского равенства» радиподавления внутреннего врага – верхушки «жирного народа», жаждавшегореставрации кардинала Медичи, поддерживаемого Папой. Вот тогда-то мыслиМакиавелли снова вернулись к образу Чезаре Борджа. В надежде, что новыйправитель Флоренции будет более решителен, Макиавелли, отстраненный от делполитических, пишет произведение-послание Лоренцо Медичи – «Государь», вкотором излагает, каким должен быть правитель, дабы не повторить судьбыПьеро Содерини и достичь процветания своего государства. На первый взгляд"Государь" является своеобразным руководством по управлению государством.Причём как в любом хорошем руководстве автор приводит примеры наиболеечасто совершаемых ошибок и их возможных последствий, рассматриваетоптимальные пути достижения желаемой цели, и этот труд интересен уже сточки зрения удачного сочетания богатого личного опыта с глубоким анализомсоответствующих теме античных источников. Для своего времени безусловнонеобычен и нов подход к политике как к ещё одной отрасли человеческогознания. 2. Реальность Макиавелли. Вот что пишет Спиноза по поводу идей Макиавелли: «Что касается средств,какими должен пользоваться князь (Princeps), руководящий исключительнострастью к господству, чтобы упрочить и сохранить власть, то на нихподробно останавливается проницательнейший Макиавелли; с какой, однако,целью он это сделал, представляется не совсем ясным. Но если эта цель былаблагой, как и следует ожидать от мудрого мужа, она заключалась, по-видимому, в том, чтобы показать сколь неблагоразумно поступают многие,стремясь устранить тирана, в то время как не могут быть устранены причины,вследствие которых князь превращается в тирана, но, наоборот, тем болееусиливается, чем большая причина страха представляется князю». «И что меняещё более укрепляет в моем мнении об этом благоразумнейшем муже, так этото, что он, как известно, стоял за свободу и дал неоценимые советы такжедля её укрепления»[2]. Спиноза делает своё заключение исходя из ситуации вЕвропе XVI века, указывает на объективность суждений Макиавелли с позицииего современности. Взгляды Макиавелли разделяет и Гегель, во многомсоглашаясь с великим флорентинцем. «Вряд ли можно сомневаться в том, чточеловек, чьи слова полны такой подлинной значимости, не способен ни наподлость, ни на легкомыслие. Между тем уже само имя Макиавелли носит, помнению большинства, печать отверженности, а макиавеллизм отождествляетсяобычно с гнусными принципами. Даже цель Макиавелли – поднять Италию доуровня государства – слепо отвергается теми, кто видит в творенииМакиавелли лишь призыв к тирании, зеркало в золотой оправе для тщеславногопоработителя. Если же эта цель принимается, то объявляются отвратительнымипредлагаемые им средства. Между тем здесь не может быть и речи о выборесредств: Гангренозные члены нельзя лечить розовой водой. Состояние, прикотором яд, убийство из-за угла стали обычным оружием, не может бытьустранено мягкими мерами противодействия. Жизнь на грани тления может бытьпреобразована насильственными действиями»[3]. Гегель полностью оправдывает выставленный Макиавелли принципобъединения раздробленной, рассеянной, ограбленной, опустошенной иуниженной Италии в единое, мощное государство. С точки зрения этогопринципа государственности действия «Государя» предстают в совершенно иномсвете. То, что отвратительно в качестве поступка одного частного лица поотношению к другому, одного государства по отношению к другому государствуили другому частному лицу, становится заслуженной карой. Ибо содействиеанархии является единственным преступлением против государства, посколькуоно включает в себя все остальные государственные преступления. Угосударства нет более высокого долга, чем уничтожить всеми имеющимися унего средствами всех, кто угрожает безопасности и самому существованиюгосударства. Выполнение этого высокого долга – уже не средство, замечаетГегель, а кара, и кара справедливая. Продолжая свои рассуждения о том, каким надлежит быть государю,Макиавелли обращает внимание на то, как следует государю обращаться сподданными и друзьями. Как и в других случаях, Макиавелли не боится того, что его мнения будутрезко отличаться от общепринятых. Последовательно придерживаясь своейпозиции политического реализма, Макиавелли отбрасывает прочь бытовавшее вистории и в его время измышления относительно республик, княжеств игосударей и стремится исследовать то, что существует на самом деле, вдействительности, а не в воображении того или другого человека. Макиавелли отдает себе отчет в том, что имеется большое различие междутем, что существует в жизни, и тем, что должно быть. «Ибо расстояние междутем, как живут люди, и как должны бы жить столь велико, что тот, ктоотвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе,нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, оннеминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чегоследует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрестиумение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря понадобности». Макиавелли дает реалистическую картину человеческих качествсуществовавших и существующих государей, а также аргументированный совет –каким надлежит быть новому государю в реальной жизни. «Если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей,то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях, стоящих вышепрочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы илипорицания». Макиавелли рассматривает «благодетели» и «пороки» людей вединстве, так как они и существуют в жизни. Он прекрасно понимает, чтотрудно найти человека, а особенно государя, который обладал бы всемиположительными качествами и ни одним отрицательным. Но еще труднее, дажеесли бы такой идеальный человек или государь имелся, проявить все этихорошие качества, поскольку условия жизни этого не позволяют и недопускают. Его реализм носит классовый характер. В нем выражаетсяпоследовательность требований восходящего класса, революционностьустремлений буржуазии. Новый государь Макиавелли – это не просто человек, обладающий теми илииными объективными или субъективными качествами и свойствами, не простоидеальный образ или прообраз, с которым должны соотноситься реальносуществующие государи, - нет, это прежде всего самая бескомпромиссная,самая решительная альтернатива нового буржуазного строя общественному игосударственному феодализму. 3. Религия в государстве. Роль церкви и в истории Италии, и в истории Европы Макиавелли оценивалочень негативно. Макиавелли хорошо видел, чувствовал и сознавал силурелигии, её социальную функцию, её консерватизм и власть над умами исердцами верующих и поэтому призывал всемерно использовать эту силу дляобщего блага, в особенности для объединения и укрепления государства.Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик илицарств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрятьи умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считаливсё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государстворелигиозным, а значит - добрым и единым. Возможно, если бы Александру VI, Юлию II или любому из ихпредшественников удалась попытка объединить Италию под властью римскойкурии и создать единое и независимое итальянское государство, Макиавелли по-другому отнесся бы к политике Ватикана, но даже это кажется сомнительным.Конечно, как политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить,прежде всего, успех и вполне по-иезуитски оправдывать практически любыесредства, ведущие к достижению поставленной цели. Но все же он былпатриотом своей страны, как Флоренции, так и всей Италии, - недаромосновное несчастье своей родины он видел в том, что церковь не обладаладостаточной силой, чтобы объединить страну, но была достаточно сильной,чтобы помешать ее объединению не под своим главенством. В "Государе"Макиавелли приводит множество примеров ошибочной политики пап, и ошибки этиобъяснял тем, что Ватикан свои интересы всегда ставил выше общенациональныхинтересов Италии. Однако Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Это егослегка пренебрежительное отношение к Римской католической церкви вполнеобъяснимо. Как христианин de jure он обязан был знать основные догматыхристианской веры, как образованный человек своего времени он должен былчитать труды отцов церкви, но то, что он видел вокруг себя, ничуть ненапоминало мир евангельских заповедей. Распутные и продажные священники,обагрённые кровью руки наместников святого Петра, кардиналы, дерущиеся завласть подобно стае диких псов, - вот то, что было вполне обычным для тоговремени. Те же, кто пытался бороться с создавшимся положением вещей, чащевсего расставались со свободой, а то и с самой жизнью. В качестве примераможно привести современника и земляка Макиавелли – Савонаролу. Но и этотборец за чистоту Церкви вряд ли являлся человеком, способным привлечьсимпатии такой личности как Никколо Макиавелли к христианской религии:узколобый фанатизм, непомерная гордыня, плохо сочетающаяся с проповедуемымим христианским смирением, - человек, наделённый такими качествами, неслишком подходил на роль идеального пастыря. Пожалуй, единственным государственным деятелем, выступавшим на сторонеримской курии и заслужившим одобрение и почти восхищение Макиавелли, былЦезарь Борджа, хотя нельзя сказать, что Борджа не преследовал личныхинтересов, а сражался только за идею мирового господства РимскойКатолической церкви. И именно в этой личной заинтересованности, в огромнойэнергии и воле, в государственном уме Чезаре Борджа видел Макиавелли залогпроцветания страны, управляемой таким человеком. Но - vae victis! -обстоятельства, да и сама судьба были против Борджа, хотя он был оченьблизок к осуществлению своих планов. И, кажется, именно эта неудача как быокончательно определяет отношение Никколо Макиавелли к церкви и ееполитике. Впрочем, это неприятие было вполне взаимным: уже в 1559 годукатолическая церковь внесла труды Макиавелли в «Индекс запрещенных книг»,хотя политическими принципами, изложенными в них продолжала пользоваться. 4. Щедрость и бережливость. Рассматривая качества, которыми должен бы обладать идеальный государь,Макиавелли впервые в Новой истории заговорил об экономике государства каксоставной части его благополучия. Обобщая исторический опыт ведения хозяйства, Макиавелли замечает, чтоте государи, которые стремились быть щедрыми, вынуждены были в короткоевремя тратить все свои богатства и сбережения на поддержание и закреплениеза собой славы щедрых государей. После того, как истощалась их казна, онивынуждены были идти на любые средства, чтобы выжать из своего народа путемжестоких налогов, поборов и угроз необходимые им деньги. Таким образом,щедрость ведет к разорению государя и страны, к обиде многих и квознаграждению лишь некоторых. «Итак, ради того, чтобы не обирать подданных, не беднеть, не вызыватьпрезрения и не стать поневоле алчным, государь должен пренебречь славойскупого правителя, ибо скупость – это один из тех пороков, которыепозволяют ему править». Однако «… тратить можно либо свое, либо чужое. Впервом случае полезна бережливость, во втором – как можно большая щедрость. Если ты ведешь войско, которое кормится добычей, грабежом, поборами ичужим добром, тебе необходимо быть щедрым, иначе за тобой не пойдутсолдаты. И всегда имущество, которое не принадлежит тебе или твоимподданным, можешь раздавать щедрой рукой, как это делали Кир, Цезарь иАлександр, ибо, расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как,расточая своё – ты только себе вредишь». Макиавелли предлагает такиеспособы для достижения и удержания власти, ведения захватнических воин,которые бы наряду с режимом экономии, относительно средств государя и егоподданных, предполагали бы расходование чужих средств. 5. О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь илистрах. Рассматривая далее такие качества государя, как жестокость имилосердие, Макиавелли сразу же указывает на то, что «каждый государь хотелбы прослыть милосердным, а не жестоким». Однако он тут же предостерегаетпротив проявления этого милосердия некстати. Чезаре Борджа слылбеспощадным, но его жестокость восстановила Романью, объединила её, вернулаеё к миру и верности, а флорентийский народ, чтобы избежать нареканий вжестокости, допустил разрушение Пистойи. «Если государь желает удержать вповиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости.Учинив несколько расправ, он проявит большее милосердие, чем те, кто поизбытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, которое порождаетграбежи и убийства страдает всё население, тогда как от кар, налагаемыхгосударем, страдают лишь отдельные лица. Новый Государь ещё меньше, чемвсякий другой, может избежать упрека в жестокости, ибо новой властиугрожает множество опасностей». На основании этих и подобных им рассуждений Макиавелли обвинилижестокости. Однако подобные обвинения в адрес Макиавелли вряд ли имеют подсобой почву. Ведь Макиавелли никогда и нигде не писал о том, что следуетвезде и всюду применять жестокие меры. Напротив он предупреждал: «Однаконовый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу. Вовсех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, такчтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняянедоверчивость не озлобила подданных». Применение жестких мер Макиавеллиоправдывал только в необходимых и неизбежных обстоятельствах, и то, онсоветует при этом быть «осмотрительным и милостивым» и применять ихнаправленно, целесообразно и карать именно тех, кто этого заслуживает. «Его отечество (было) растоптано чужестранцами, опустошено, лишеносамостоятельности. Каждый дворянин, предводитель, город утверждал своюсуверенность. Единственным средством основать государство было уничтожениеэтих суверенитетов; причем, так, как они именно, как непосредственныеединичные образования хотели быть суверенными, то средством против грубостибыла лишь смерть зачинщиков и страх смерти остальных. Немцы больше всегоненавидели это учение и Макиавеллизм (с их точки зрения) выражает самоезлое, потому что они болеют именно этой болезнью и от неё умерли. Поотношению к отдельным (индивидам), которые хотят утвердить своюнепосредственную волю в качестве абсолютной, всеобщее есть войско, тиран,чистое насилие, и государственная власть должна иметь мужество в каждомнеобходимом случае, где компенсируется существование целого, действоватьсовершенно тиранически»[4]. Макиавелли прекрасно видел, что когда-то возвышенные человеческиеотношения – любовь, дружба, преданность, величие, благородство души и такдалее, теперь стали продаваться и покупаться как любые другие вещи. Поэтомуновый государь должен отдавать себе в этом отчет, и если уж что-то людиуважают, так это силу, силу, внушающую им страх. « Однако государь долженвнушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя быизбежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти. Что быизбежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств наимущество граждан и поданных и на их женщин». Таким образом, Макиавелли советует применять жесткие меры только там,где это вызывается необходимостью. Только сила, которая вызывает уважение истрах, как внешних, так и внутренних врагов, убережет государя и его странуот гибели. Но эту силу надо применять с умом, с мудростью и человеколюбием,вовремя, без колебаний, с достаточным оправданием и явной причиной. Приэтом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли открыто объявляетнеприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Всёостальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советуетопираться только на то, что зависит от него самого, а не на то, что зависитот других. «Недобрая слава Макиавелли и, соответственно, макиавеллизма, связана вомногом с содержанием XVIII главы, в которой излагаются основные принципыповедения государя. Если понимать всё, что Макиавелли советует в этой главе новомугосударю, буквально, как сделало подавляющее число читателей «Государя», томожет сложиться впечатление о полном аморализме принципов, которыеизлагаются и защищаются Макиавелли»[5]. Макиавелли вовсе не проповедует аморализм, он скорее констатируетаморализм существующего общества, в особенности власть имущих: онивстретили его политическую доктрину в штыки, объявляя его учение аморальнымтолько потому, что он вскрывал и обнажал аморальный характер их образамысли и образа действий. В этом смысле весьма показательна эволюция взглядов прусского короляФридриха II, который называл Макиавелли дурным и жестоким политиком, апоступал так, как политические деятели, описанные Макиавелли. Вольтер: «Выузнаете о новой победе моего друга - прусского короля, который так хорошонаписал против Макиавелли и немедленно повел себя подобно его героям»[6].Таким героем Макиавелли считал Александра II, который всегда и всехобманывал, меньше всего соблюдал данные им клятвы, не брезговал никакимисредствами для достижения своих целей. 6. Народ и государство. Достаточно много внимания Макиавелли уделял взаимоотношению с народом.Прежде всего, он предупреждал, чтобы новый государь избегал таких дел,которые вызывали бы к нему ненависть и презрение. «Презрение государивозбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием инерешительностью. Этих качеств надо остерегаться, напротив, в каждомдействии проявлять великодушие, бесстрашие, основательность и твердость». «Государю страшны две опасности: одна – изнутри, от подданных, другая –извне, от иноземных государей. Против опасности извне защищаются хорошиморужием и хорошими союзами, а дела внутри страны всегда будут устойчивы,если всё благополучно извне, лишь бы не начались заговоры и не пошла бы из-за этого смута». Макиавелли четко выявлял различие классовых интересов: народ дорожилспокойствием, а потому любил мирных правителей, а солдаты, естественно,любили воинственного и жестокого государя. Те императоры, которые оказалисьнеспособными держать в узде народ и солдат, всегда погибали. Иные вставалина сторону солдат. Шло это на пользу или нет, зависело от того, насколькоимператор заставлял солдат уважать себя. Макиавелли отвечает, что такие императоры, как Марк, Пертинакс иАлександр – ревнители справедливости, враги жестокости – все, кроме Марка,закончили плохо. В противоположность им императоры Комод, Септимий Север, АнтонийКаракалла и Максимин были, согласно Макиавелли – величайшими злодеями –ради удовлетворения солдат они не останавливались ни перед каким насилиемпротив народа. Но все они, кроме Севера закончили также плохо. Макиавелли считает достижение определённого равновесия классовых силодной из важнейших задач. Исследуя эту проблему на конкретных примерах истории правления римскихимператоров, Макиавелли отмечает, что римские императоры не только должныбыли бороться с честолюбием знатных и с дерзостью народа, как это было вдругих государствах, но им ещё приходилось выносить кровожадность иалчность солдат. В этом он усматривает одну из причин гибели многих римскихимператоров. «Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно также,как и дурными, поэтому государь, как я уже говорил, не редко вынужденотступать от добра ради того, чтобы сохранить государство, ибо если тачасть поддонных чьего расположения ищет государь, будь то народ, знать иливойско развращены, то государю, чтобы ей угодить, приходится действоватьсоответственно, и в этом случае добрые дела могут ему навредить». В любомслучае Макиавелли советует новому государю следовать политике «свирепейшегольва и коварнейшей лисицы». Однако современные государи должны большеугождать народу, поскольку нет постоянных войск, сросшихся с правительствоми с управлением провинциями. «Важнее удовлетворить народ, чем солдат,потому что народ сильнее солдат». Макиавелли явно стремится заботиться о благе народа, причём он даженаходит этому вполне практическое объяснение для государей - ибонедовольный, презирающий своего вождя народ - это более страшная угроза длялюбого правителя, нежели самый сильный внешний враг. Макиавелли настойчивоубеждает, что сильное государство можно получить только неустанно заботясьо благе народа. Именно в этом смысле Макиавелли понимает идею демократии,для него идеальным государственным устройством является то, котороеобеспечивает благо большинства. Таким образом идеальный князь добивается сознательной поддержкинарода, и Макиавелли настойчиво призывает добиваться активного согласиянародных масс на единственно возможный в то время вид демократии -абсолютную монархию, разрушающую феодальную и синьориальную анархию. Здесь, вполне уместно будет сделать замечание об одном противоречиимежду идеалами и действительностью. Для Николо Макиавелли важнойобщественной ценностью являлась свобода в широком понимании этого слова.Свобода важна и для государства в целом - страна должна уметь сохранятьсвою независимость; свобода необходима для любого общественного слоя - так,по мнению Макиавелли, беднейшие слои населения имеют неотъемлемое правозащищаться от посягательств со стороны привилегированных классов на своиправа, свободы и имущество; свобода важна и для отдельного гражданина -свобода совести, свобода выбора своей судьбы, свобода от страха за своюжизнь, честь и состояние. Но сами по себе эти два понятия - свобода иабсолютная монархия - сочетаются довольно плохо. Не находя выхода из этогопротиворечия, Макиавелли заключил, что лучшей из теоретически возможныхформ правления является "смешанная", то есть та, где различные слои иклассы населения "следят" друг за другом, за соблюдением законов исохранением свобод. Так, не в "Государе", но в близком ему произведении -"Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия" - Макиавелли говорит, что именносмешение правления царей, оптиматов и народа сделало совершеннымгосударственное устройство Римской республики до времён Гракхов.Совершенным идеалом по мнению Макиавелли является та форма правления, прикоторой один человек может получить неограниченную власть только тогда,когда остро требуются решительные и незамедлительные действия, в случаевойны, например. В остальное же время решения об управлении государствомдолжны приниматься коллегиально, с участием как можно большего числазаинтересованных сторон. Значение Макиавелли следует видеть не только в том, что он училустановлению новой власти, созданию нового государства, но не в меньшеймере и том, что он учил сохранению уже существующего крепкого государства. По существу, Макиавелли излагает своеобразный кодекс поведения идействий нового государя, его так сказать, стратегию и тактику вовнутренней и внешней политике. 8. Величие в войне. Макиавелли справедливо полагает, что государи становятся великими,когда преодолевают трудности и оказанное им сопротивление. Иногда судьбапосылает врагов, чтобы дать государю случай победить их и возвыситься.«Однако многие полагают, что мудрый государь и сам должен, когда позволяютобстоятельства, искусно создавать себе врагов, чтобы, одержав над нимиверх, явиться еще в большем величии». Макиавелли выстраивает внушительную программу, выполняя которуюгосударь может добиться того, чтобы его почитали. «Ничто не может внушить государю такового почтения, как военныепредприятия и необычайные поступки». В пример он ставит современника -короля Испании Феррандо Арагонского, который из слабого короля, благодарямолве и прославленности, стал первым государем христианского мира. Егоподвиги Макиавелли считает величественными и необыкновенными. Увлекаядворян подготовкой к войне, он приобретал высокое имя и власть над ними.«Он обдумывал и осуществлял великие замыслы, держа в постоянном восхищениии напряжении поданных, поглощенно следивших за ходом событий. И все этипредприятия так вытекали одно из другого, что некогда было замыслить чтолибо против самого государя». «Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом илидругом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого –это всегда лучше, чем стоять в стороне». Среди прочих практических проблем в "Государе" Макиавелли рассматривали вопрос обороны государства от внешних врагов. Неразумного илинеосторожного политика, - предупреждает Никколо Макиавелли, - подстерегаетмножество смертельных опасностей; опасно слишком доверять союзникам,слишком полагаться на них, ибо ни один человек не будет отстаивать твоиинтересы так же рьяно, как свои собственные, опасно безоговорочно веритьданным тебе обещаниям - мало кто из людей сдержит слово, если его нарушениесулит большую выгоду, а ведь в политике ставками в игре являются судьбыгосударств, опасно и неразумно держать собственное обещание, если несдержав его, ты приобретаешь что-то для себя, но также опасно прослытьлжецом; таким образом необходимо соблюдать меру и в лжи, и в правде. Опасныслишком сильные союзники, и, допустив сильного союзника в сферу своихинтересов, можно в один прекрасный момент обнаружить, что тебе не досталосьничего. Именно на эту ошибку указывал Макиавелли многим своим современникам(например, неправильными он считает действия французского короля,допустившего в Италию испанцев в качестве своих союзников). Также крайнеопасно неправильно оценивать расстановку политических сил и действовать воблаго своим врагам. Фактически, этим Макиавелли проповедует принцип"разделяй и влавствуй". В качестве примера многочисленных политическихошибок Макиавелли приводит действия Ватикана в так называемых Итальянскихвойнах, происходивших в ту эпоху. Пытаясь объединить под своей властью всюИталию, Рим призвал себе на помощь войска короля Франции, что уже явилосьошибкой, так как французская армия была много сильнее собственных войскРима, но, мало того, далее собственными руками Рим помог уничтожитьединственного реального противника Франции на Апеннинском полуострове -Венецианскую республику. Таким образом для успеха на ниве внешней политики государь должен бытьумён, хитёр, изворотлив, он должен уметь предвидеть последствия каждогосделанного им шага, должен отбросить в сторону все принципы чести и понятияморали и руководствоваться единственно соображениями практической выгоды.Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость ирешительность с осторожностью и предусмотрительностью. Но удачные политические союзы мало чего стоят для обороноспособностигосударства без сильной армии. Во времена Макиавелли армии великих державявлялись по преимуществу наёмными Именно против укоренившейся практики использования наём-ных войскМакиавелли и выступал с неизменной активностью: «Наёмные и союзническиевойска бесполезны и опасны. Обьясняется это тем, что не страсть и не какое-либо другое побуждение удерживают их в бою, а только скудное жалование,что, конечно недостаточно для того, чтобы им захотелось пожертвовать затебя жизнью». В качестве альтернативы наёмным войскам Макиавелли предложилиспользовать собственные регулярные войска государства и отряды милиции. Вовремя работы над «Государем» лейтмотивом мысли Макиавелли являлось созданиесобственных войск, опора на собственные силы. Сильное, объединённое новоегосударство должно иметь армию из своих собственных граждан, которые моглибы в любое время встать на защиту свободы и независимости своей родины.Только собственные войска, собственная регулярная армия могут верой иправдой служить государству. Причём, решая чисто практические задачи,связанные с повышением боеспособности армии, Макиавелли советует набиратьсолдат преиму-щественно из крестьян, как наиболее пригодных к военнойслужбе людей; затем уже идут кузнецы и остальные ремесленники, чьи навыки исила могут быть полезны и на военной службе. 9. Историзм Макиавелли. Диалектика действительности определяет, согласно Макиавелли, диалектикуповедения людей и человека. Здесь коренятся основы политического реализмаМакиавелли, и не только политического, но и исторического. «Итак, в заключение скажу, что фортуна не постоянна, а человекупорствует в своем образе действий, поэтому пока между ними согласие,человек прибывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучиюего приходит конец». Макиавелли, как активный субъект истории, стремился свои действияосмысливать, а свои мысли – проверять на деле, в действии. Однако этим неограничивалось поле его политической, практической и интеллектуальнойдеятельности. Утопическим элементом политической идеологии Макиавелли следует считатьто, что государь был чисто политической абстракцией, символом вождя,идеальным кондотьером, а не исторической реальностью. Политическая идеология у Макиавелли направлена на достижениеопределенной политической цели – формирование коллективной воли, с помощьюкоторой можно создать могучее, единое, унитарное итальянское государство. «Макиавелли нужно рассматривать главным образом, как необходимоевыражение своего времени и как человека, тесно связанного с условиями итребованиями своего времени, которые вытекают: 1) из внутренних битвфлорентийской республики и особой структуры ее государства; 2) из борьбымежду итальянскими государствами за равновесие в итальянской области,которая создавала препятствия из-за существования Папства; 3) из борьбыитальянских государств за европейское равновесие… Макиавелли являетсяполностью человеком своей эпохи; и его политическая наука представляетсобою философию времени, которая стремится к организации абсолютныхмонархий, политической формы, которая позволяет и облегчает дальнейшееразвитие производительных буржуазных сил»[7]. Макиавелли, наблюдая жизнь государей, целиком полагающихся на счастье ипогибающих, как только это счастье им изменяет, дает такое определение,которое можно считать по тем временам формулой конкретного историзма: «Ядумаю также, что сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечаетособенностям времени, и утрачивают благополучие те, чей образ действий неотвечает своему времени». Если человек, каким бы мудрым он ни был, неменяет своего образа действий применительно к постоянно меняющемусявремени, то он, как правило, погибает. Историзм Макиавелли был обусловлен многими причинами, главный изкоторых, может быть, следует считать саму конкретно-историческуюреальность, саму действительность, которая постоянно порождала все болеерезкие, глубокие и острые социальные противоречия и как бы силою заставлялаискать решения и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Обращение кантичности и к истории вообще не было чем-то случайным и не вероятным,поскольку весь дух эпохи возрождения был пронизан воскрешением античности,античной культуры (философии, политики, права, морали, литературы,искусства и языков). Как считал Макиавелли - самое сильное влияние на исторический процессоказывают сильные личности. Во все эпохи великий человек имеет в своёмоблике нечто такое, благодаря чему другие повинуются ему вопрекисобственной воле. Он обладает силой, позволяющей лучше чувствовать ивыражать некую абсолютную волю - то, что действительно объективнонеобходимо в данный момент. Именно благодаря этой возвышенной силе иосновываются государства! ЗАКЛЮЧЕНИЕ Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкованиямыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетийвокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, аего доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин«Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия,предательства, жестокости и т.д. Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавеллипротиворечиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощаднои безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачии цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего классадо конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя иполитического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все временаи во всех обстоятельствах. Он первый в своем роде единственный мыслитель Эпохи Возрождения,который сумел достаточно определенно постичь смысл основных тенденций тойэпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать иизложить их таким образом, что они становились не просто высказываниями,максимами и афоризмами, а самым активным способом воздействовали на тех,кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к преобразованию, желаяувидеть новую Италию. Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии исделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законамии принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласноМакиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующееположение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена надостижение определённой политической цели - формирование коллективной воли,с помощью которой можно создать могучее, единое государство. Для нас Макиавелли и его творчество имеют, прежде всего, конкретно-историческую и культурную ценность. Будучи одним из самых крупных изамечательных представителей эпохи возрождения, Макиавелли связываетживотворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью. Изего произведений перед нами предстает вся интеллектуальная, социально-политическая картина эпохи Возрождения, со всеми ее гуманистическимидостижениями и конкретно-исторической ограниченностью, со всеми еепротиворечиями, исканиями и борьбой. На его произведениях, возможно,особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога смыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория, как изкритически-творческого освоения традиции рождается новаторство и как изретроспективы рассматриваемой с позиций самых фундаментальных и самыхострых проблем современной жизни, вырабатывается перспектива историческогоразвития. Список использованных источников. 1. Долгов К. Н. Гуманизм, возрождение и политическая философия НиколоМакиавелли. М., «Наука», 1982 г. 2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Полное собрание сочинений. М., «Наука», 1965г. 3. статья Кравченко И.А. «Макиавелли: технология эффективноголидерства». Журнал «Наука и жизнь» № 7. М., «Правда», 1993 г. 4. Макиавелли. Избранное. Под редакцией Бочкало И. Б. М., «Мысль»,1998г. 5. Николо Макиавелли. Государь. Под редакцией Г.Муравьевой. М.,«Просвещение», 1973 г. 6. В.П. Пугачев и Соловьев. Введение в политологию. М., «Наука», 1996г. 7. В. П. Пугачев. Основы государства и права. М., «Просвещение»,1998г. 8. Большая Российская юридическая энциклопедия. М., «Аванта +», 2000г. 9. Б. Спиноза. Избранные произведения, том II. М., 1957 г. 10. Гегель. Политические произведения. М., «Наука», 1978 г. 11. Гегель. Работы разных лет, том I.М., «Мысль», 1970 г. 12. «Проблемы культуры итальянского Возрождения», том I., 1979 г. 13. А. Грамши. «Контекст 1973. Литературно-теоретические исследования».М., 1974 г.-----------------------[1] Письма, 28 октября 1502г.[2] Б. Спиноза. Избранные произведения, том II. М., 1957 г., с.313.[3] Гегель. Политические произведения. М., «Наука», 1978 г., с. 151 – 152.[4] Гегель. Работы разных лет, том I.М., «Мысль», 1970 год, с. 357 – 359.[5] И. С. Шаркова «Анти-Макиавелли» Фридриха II и его русские переводы»,книга «Проблемы культуры итальянского Возрождения», том I., 1979 год, с.106 – 111.[6] «Проблемы культуры итальянского Возрождения», с. 107.[7] А. Грамши. «Контекст 1973. Литературно-теоретические исследования». М.,1974 год, с. 367.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconН. А. Бердяев: политико-правовые взгляды

Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconПолитико-правовые взгляды М. М. Сперанского и политические идеи Н. М. Карамзина

Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconПолитико-правовые взгляды декабристов
Французская революция как источник формирования декабристкой идеологии и ее оценка декабристами 4
Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconПравление дома Медичи во Флоренции в XV веке по «Историям Флоренции» Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconПравление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли

Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconРеферат по дисциплине «Политология» на тему «Аристотель и Макиавелли как политические мыслители: преемственность идей и научная новизна Макиавелли»
Этот ценный опыт, идеи и достижения прошлого влияют на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику...
Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconРеферат по дисциплине «Политология» на тему «Аристотель и Макиавелли как политические мыслители: преемственность идей и научная новизна Макиавелли»
Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения...
Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconРеферат на тему: " никколо макиавелли". Введение
Зато весьма показательно, что в молодости он не только внимательно прочитал, но и собственноручно тщательно переписал для себя выдающийся...
Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconТемы докладов по конфликтологии конфликтологические взгляды Конфуция
Представления о конфликте эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Николо Макиавелли)
Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли iconПолитико-правовые учения

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы