Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства icon

Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства



НазваниеУголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства
Дата конвертации14.07.2012
Размер352.61 Kb.
ТипЗакон
Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства


Самарская Государственная Экономическая Академия Кафедра уголовного права КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства по дисциплине: Уголовное право Преподаватель: Шубина Татьяна Борисовна г. Самара, 2000 год. СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ Глава I. Причины возникновения налоговых правонарушений. Глава II. Ответственность за преступления в сфере налогового законодательства § 1. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды. § 2. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации. Глава III. Некоторые проблемы применения уголовного законодательства. § 1. Пробелы в законе. § 2. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства.ЗАКЛЮЧЕНИЕСписок использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Вместо эпиграфа: «Каждый обязан платить законно установленные налоги исборы» (ст. 57 Конституции РФ). Выбранная мной тема не случайна: наша страна находится на путиформирования правового государства с рыночной экономикой. И, естественно,этот путь не легкий. С формированием новых (рыночных) экономическихотношений требуется формирование полноценной правовой базы, то естьпринятие жизненно необходимых законов и подзаконных нормативно-правовыхактов, в том числе и в сфере уголовного законодательства, регулирующих этиэкономические отношения как между гражданами (физическими лицами),организациями (юридическими лицами), так и в отношениях последних сгосударством. Налоговое законодательство является едва ли не одним из самых важныхчастей формируемого сегодня нового правового поля. И это естественно, ибоот поступления налогов (в цивилизованных странах налоги составляют от 50 %до 90 % от всех поступлений в бюджет) зависит не только бюджет, но ифинансовая, а, следовательно, и государственная безопасность страны. Несмотря на реформирование экономики страны, и замена старых законовновыми – соответствующим духу времени, нельзя сказать, что нашезаконодательство совершенно, кроме того, оно еще долго не будетсовершенным. Несовершенство налогового законодательства провоцируетсовершение преступлений в этой сфере, поэтому государство вынуждено ввестижесткий контроль за уплатой налогов. Отсюда и появление таких новыхюридических понятий, как налоговое преступление и налоговое правонарушение.Само понятие "налоговое преступление" означает наиболее опасное нарушениеналогового законодательства, в результате которого в бюджет не поступаютденежные средства, необходимые государству для осуществления егополномочий. Непоступление в бюджет и государственные внебюджетные фонды названныхсредств причиняет существенный вред государству и обществу, посколькузатрудняет реализацию государственных социально-экономических программ,нарушает интересы граждан.
Законодательство и другие нормативно-правовыеакты Российской Федерации регламентируют порядок поступления в бюджет игосударственные внебюджетные фонды указанных средств, их размеры, возлагаютна физических и юридических лиц обязанности вносить в бюджет игосударственные внебюджетные фонды соответствующие средства. Общественныеотношения, обеспечивающие формирование бюджета и государственныхвнебюджетных фондов, охраняются уголовным законом. На основании УК РФ 1996 г. подгруппа преступлений в сфере формированияформирование бюджета и государственных внебюджетных фондов включает в себячетыре вида деяний: уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса вгосударственные внебюджетные фонды (ст. 198); уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственныевнебюджетные фонды с организации (ст.199); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации илифизического лица (ст.194); нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценныхкамней (ст.192). В настоящей курсовой работе я попытаюсь подробно рассмотреть первые дваиз приведенного списка деяний, т.е. уклонение от уплаты налогов илистраховых взносов в государственные внебюджетные фонды физических лиц иорганизаций. Глава I. Причины возникновения налоговых правонарушений. Причины возникновения налоговых правонарушений в России, на мой взглядвсегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все этипричины можно разделить на три условных категории: - правовые; - экономические; - моральные; Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормыраспылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в этинормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Этинестабильность и сложность налогового законодательства и являются темипричинами правового характера. Экономические причины обусловлены действием довольно высокихналоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременнои полно платить налоги. Причина в том, что, законодатель, вводя такиевысокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическуюситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиесяторгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокийдоход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, новедь есть и другие предприятия, предприятия – производители, зачастуюиспользующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и немогущие реализовать свою продукцию из-за её НЕконкурентноспособности.Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия иневозможность оплаты им налоговых платежей. Моральными причинами являются, низкая правовая культура, неприязненноеотношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корыстьналогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческимфактором – существование института налогового права, в более или менеецивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За этовремя не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговойкультуре западноевропейских государств, где история сбора налоговнасчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властьюмонарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировалсяинститут парламента. Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается напредыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая неуважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплатыналогов. Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнююроль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не всеправонарушения подобного характера имеют личную мотивацию. Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средствана развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иногорода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своегопредприятия. Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушенийвлияют причины не только субъективного, но и объективного характера, чтоследует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке. Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений -уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается внеисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своейобязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённойданной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщикауклоняться от уплаты налогов. Так, П.М. Годме выделяет несколько групппричин: политические; экономические; моральные; технические. Политические причины связаны с тем, что государство использует налогине только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующийинструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те илииные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этомущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов,оказывают определённое противодействие данному процессу. Экономические причины оказывают наибольшее влияние наналогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматриваетэкономические последствия для него в размере меньшем нежели сокрытая имсумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклоненииот уплаты налога. Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии,иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства,постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этихзаконов. Технические причины уклонения от налогообложения связаны снесовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянииконтролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всехбухгалтерских документов[1]. Глава II. Ответственность за преступления в сфере налогового законодательства. § 1. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взносагосударственные внебюджетные фонды Обязанность физических лиц платить подоходный налог возложена награждан Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991г. № 1998-1[2] со всеми изменениями и дополнениями. В этом Законе определены плательщики подоходного налога (ст. 1),объекты налогообложения (ст. 2, 7, 10, 12), ставки налога (ст. 6), порядокего исчисления и уплаты (ст. 8, 11, 13, 16), порядок представлениядекларации о доходах (ст. 18) и другие положения, связанные сналогообложением физических лиц и уплатой ими налогов. Обязанность физических лиц, а также организаций платить страховыевзносы в государственные внебюджетные фонды возлагается на них Положением оПенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением ВС РФ от27 декабря 1991 г. № 2122-1[3]; Положением о Государственном фондезанятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением ВС РФот 8 июня 1993 № 5132-1[4]; Положением о Федеральном фонде обязательногомедицинского страхования, Положением о территориальном фонде обязательногомедицинского страхования и Положением о порядке уплаты страховых взносов вФедеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования,утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24февраля 1993 г. № 4543-1[5]; другими нормативными правовыми актами об иныхфондах, например Фонде социального страхования Российской Федерации. В этих нормативных актах предусматривается, что финансовые средствафондов формируются, в частности, за счет обязательных страховых взносовработодателей, предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующихсубъектов. В числе последних физические лица. Уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплатыналога или страхового взноса в государственные внебюджетные фондыустановлена ст. 198 УК РФ 1996 г. Признаками, характеризующими элементы состава преступления уклоненияфизического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственныевнебюджетные фонды, являются: непосредственный объект - общественныеотношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сферефинансов в части формирования бюджета от сбора налогов и государственныхвнебюджетных фондов от сбора страховых взносов с физических лиц; предмет –неуплаченный налог в крупном размере с дохода физического лица иобязательная декларация о доходах или расходах, а также страховой взнос вкрупном размере в государственные внебюджетные фонды; объективную сторону:альтернативно – непредставление обязательной декларации о доходах, либовключение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах,либо уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственныевнебюджетные фонды иным способом; субъект: физическое вменяемое лицо,достигшее 16 лет, обязанное платить подоходный налог и страховые взносы вгосударственные внебюджетные фонды; субъективную сторону – вина в формепрямого умысла. Рассматриваемое преступление причиняет вред государственному бюджету вчасти его формирования от сбора налогов с физических лиц вследствиенеуплаты налогов гражданами, обязанными в соответствии с законодательствомплатить налоги с полученных доходов, а также государственным внебюджетнымфондам в части их формирования за счет страховых взносов из-за их неуплатыфизическими лицами, на которых нормативными правовыми актами возложенаобязанность уплачивать такие взносы. Предмет преступления уклонения физического лица от уплаты налога илистрахового взноса в государственные внебюджетные фонды – неуплаченный налогв крупном размере, обязательная декларация о доходах и расходах инеуплаченный страховой взнос в государственные внебюджетные фонды. Ональтернативен. Неуплаченный налог, декларация при ее непредставлении инеуплаченный страховой взнос в государственные внебюджетные фонды налицотогда, когда налог или страховой взнос не уплачены, а декларация не подана,т.е. налог, страховой взнос и декларация имеют уголовно-правовое значениепредмета преступления при их отрицательном выражении. В случаяхпредставления декларации этот предмет характеризуется содержанием, несоответствующим действительности, а именно включением в декларацию заведомоискаженных данных о доходах или расходах. В качестве предмета преступления уклонения физического лица от уплатыналога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды выступаютнеуплаченный налог или указанный страховой взнос в крупном размере.Неуплаченный налог или названный страховой взнос характеризуют предмет скачественной стороны, а крупный размер с количественной. Согласнопримечанию 1 к ст. 198 УК РФ «уклонение физического лица от уплаты налогаили страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признаетсясовершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или)страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двестиминимальных размеров оплаты труда». Следовательно, предмет этогопреступления – неуплаченный налог и (или) неуплаченный страховой взнос вгосударственные внебюджетные фонды, в сумме превышающий двести минимальныхразмеров оплаты труда. Если сумма налога и (или) названного страховоговзноса, от уплаты которого гражданин уклоняется, меньше двухсот минимальныхразмеров оплаты труда или равна двумстам минимальным размерам оплаты труда,то такой неуплаченный налог и (или) указанный страховой взнос не являютсяпредметом преступления. В последнем случае неуплаченный налог представляетсобой предмет административного правонарушения и уклонение от уплаты такогоналога влечет не уголовную, а административную ответственность — по ст.156' Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии сп. 12 постановления № 8 Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. «О некоторыхвопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательстваоб ответственности за уклонение от уплаты налогов» «при определении вденежном выражении размера неуплаченного налога, являющегося основанием дляквалификации содеянного по ч. 1 или ч. 2 ст. 198 УК РФ как уклонениегражданина от уплаты налога, совершенное в крупном или особо крупномразмере (соответственно свыше двухсот и свыше пятисот минимальных размеровоплаты труда), либо по ч. 1 ст. 199 УК РФ как уклонение от уплаты налогов сорганизаций, совершенное в крупном размере (свыше одной тысячи минимальныхразмеров оплаты труда), надлежит исходить из минимального размера оплатытруда, действовавшего на момент окончания указанных преступлений. По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может бытьпризнано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумманеуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплатытруда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда этасумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов». Выступая в качестве предмета преступления, обязательная декларация либововсе не представляется, либо при ее представлении - характеризуетсясодержанием, не соответствующим действительности, вследствие включения внее заведомо искаженных данных о доходах или расходах. Форма обязательной декларации о доходах или расходах устанавливаетсяМинистерством по налогам и сборам (МНС). Сведения, отражаемые в декларации,порядок их учета, срок подачи декларации и т.д. регламентированы ст. 18 и20 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц». Объективная сторона состава преступления уклонения физического лица отуплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фондыхарактеризуется таким уклонением путем совершения, альтернативно, любого изследующих деяний. Ими являются: 1) бездействие, выражающееся внепредставлении декларации о доходах в случаях, когда подача декларацииявляется обязательной; 2) действие, состоящее во включении в декларациюзаведомо искаженных данных о доходах или расходах; или 3) действие илибездействие, заключающееся в уклонении от уплаты налога или указанногострахового взноса иным способом. Непредставление декларации о доходах в случаях, когда подача декларацииявляется обязательной, - это бездействие, выражающееся в обязанности лицасовершить действие - представить декларацию о доходах, при наличиивозможности это сделать. Включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах илирасходах представляет собой действие состоящее во внесении в декларацию,представленную в налоговый орган сведений, которые, во-первых, несоответствуют действительности, во вторых, уменьшают размер доходов илиувеличивают размер расходов, и, в-третьих, искажаются заведомо т.е.намеренно а не вследствие ошибки, неточности подсчета и т.п. Согласно п. 3 постановления № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерацииуголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплатыналогов» «под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходахили расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых несоответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов. Доходы – это совокупный (общий) доход полученный гражданином вкалендарном году как в денежной форме (в валюте Российской Феде рации илииностранной валюте) так и в натуральной форме, в том числе в видематериальной выгоды. Расходы – это понесенные гражданином затраты, влекущие впредусмотренных налоговым законодательством случаях, уменьшениеналогооблагаемой базы». В п. 4 этого постановления указано, что «в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» налогообложениюподлежат доходы, полученные физическим лицом в связи с осуществлением имлюбых видов предпринимательской деятельности. Исходя из этого, действиявиновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрацииили без специального разрешения, либо с нарушением условий лицензирования иуклоняющегося от уплаты налога с доходов полученных в результате такойдеятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений,предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ». Иной способ уклонения физического лица от уплаты налога или страховоговзноса в государственные внебюджетные фонды может со стоять например, вфактическом неплатеже налога или указанного страхового взноса вустановленный срок в частности, путем снятия денежных средств с банковскогосчета, с которого они должны быть переведены в качестве платежа налога илиназванного страхового взноса, перевода этих средств на другой счет и т.д. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса вгосударственные внебюджетные фонды путем их фактического неплатежа являетсяоконченным преступлением с момента истечения срока платежа, установленногозаконом или другими нормативными правовыми актами. Субъект рассматриваемого преступления специальный. Им являетсяфизическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанноепредставлять в органы налоговой службы декларацию о доходах и платитьподоходный налог и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.На основании ст. 1 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»«плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие,так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации,иностранные граждане и лица без гражданства. К физическим лицам имеющим постоянное местожительство в РоссийскойФедерации, относятся лица проживающие в Российской Федерации в общейсложности не менее 183 дней в календарном году». Аналогично субъект данного преступления определяется в п. 6упоминавшегося постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г.,где отмечается, что «субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УКРФ, является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранныйгражданин, лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста,имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии сзаконодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органыналоговой службы декларацию о доходах». Субъективная сторона уклонения физического лица от уплаты налога илистрахового взноса в государственные внебюджетные фонды характеризуетсявиной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что уклоняется от уплатыналога и (или) указанного страхового взноса в крупном размере путемнепредставления декларации о доходах в налоговый орган, зная о возложеннойна него обязанности представить такую декларацию, либо путем включения вдекларацию заведомо искаженных данных, т.е. сведений, которые, как емудоподлинно известно, не соответствуют действительности и уменьшают размеруплачиваемых налога и (или) названного страхового взноса, либо инымспособом, и желает этого. Мотивы и цели не являются признаками субъективнойстороны данного состава преступления и на квалификацию содеянного невлияют. Частью 2 ст. 198 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих признака, т.е.отягчающих обстоятельства, включенных в состав преступления: 1) совершениедеяния в особо крупном размере и 2) совершение деяния лицом, ранее судимымза совершение преступлений, предусмотренных данной статьей или ст. 194 или199 УК РФ. Первый квалифицирующий признак налицо при условии уклонения гражданинаот уплаты налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетныефоны в особо крупном размере. В соответствии с примечанием 1 к ст. 198 УКРФ данное преступление признается совершенным в особо крупном размере, еслисумма неуплаченного налога превышает пятьсот минимальных размеров труда. Второй квалифицирующий признак имеет место тогда, когда лицо,совершившее уклонение от уплаты налога или страхового взноса вгосударственные внебюджетные фонды, ранее, т.е. до совершения этогопреступления, было судимо за уклонение от уплаты налога или указанногострахового взноса либо за совершение преступлений, ответственность закоторые предусмотрена ст. 194 или 199 УК РФ, и данная судимость не снята ине погашена в порядке, установленном уголовным законом. Причем учитываетсясудимость не только по ст. 198, 194 или 199 УК РФ 1996 г., но и по ст.162', 1622 или 1626 УК РСФСР 1960 г. Однако для учета судимости по ст. 162',1622 или 1626 УК РСФСР 1960 г. требуется, чтобы лицо было осуждено задеяние, фактические признаки которого соответствуют признакам, описанным вдиспозициях частей 1-х или частей 2-х ст. 198, 194 или 199 УК РФ 1996 г. В этой связи в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля1997 г. разъяснено, что «ранее судимым за уклонение от уплаты налога (ч. 2ст. 198 УК РФ) следует считать лицо, которое в прошлом было осуждено по ст.198 УК РФ или по ст. 199 УК РФ либо по ч. 1 ст. 1622 УК РСФСР, еслиприговором по этому делу установлено сокрытие полученных доходов,подоходный налог с которых превышает двести минимальных размеров оплатытруда, либо по ч. 2 ст. 1622 УК РСФСР по признаку «сокрытие полученныхдоходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупныхразмерах», при условии, что прошлая судимость не снята и не погашена вустановленном законом порядке». Примечанием 2 к ст. 198 УК РФ, впервые введенным Федеральным закономРоссийской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодексРоссийской Федерации» от 25 июня 1998 г. № 92-ФЗ, предусмотрено, что «лицо,впервые совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, атакже статьями 194 или 199 настоящего Кодекса, освобождается от уголовнойответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностьювозместило причиненный ущерб». Для освобождения лица на основании этого примечания от уголовнойответственности необходима совокупность трех условий. Ими являются:1) совершение впервые преступлений, предусмотренных ст. 198, 194 или 199 УКРФ, 2) способствование раскрытию преступления и 3) полное возмещениепричиненного ущерба. Впервые совершившим указанные преступления считается лицо, котороевообще не совершало преступлений, предусмотренных ст. 198, 194 или 199 УКРФ, а равно преступлений, фактические признаки которых соответствуютпризнакам, описанным в диспозициях этих статей, но которые былипредусмотрены ст. 162', 162 или 1626 УК РСФСР 1960 г., либо лицо, котороесовершило ранее какие-либо из этих преступлений, но не было за них осужденои истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, либо лицо,которое ранее было осуждено за какое-либо из этих преступлений, но истексрок давности исполнения обвинительного приговора, или судимость погашенаили снята в порядке, установленном законом. Способствование раскрытию преступления может выражаться в явке сповинной, изобличении других соучастников преступления, предоставлениидокументов, в которых содержатся истинные, но искаженные в декларации,сведения о доходах и расходах, и т.д. Полное возмещение причиненного ущерба состоит в уплате полностьюналогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а такжепени, начисленной за просрочку платежей. Преступление, ответственность за которое установлена ст. 198 УК РФ 1996г., наказывается: по ч 1 – штрафом в размере о двухсот до семисотминимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иногодохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срокот четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет; поч. 2 - штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеровоплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного запериод от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пятилет. § 2. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации Статья 199 УК РФ, регламентирующая данные деяния, фактически имеетбланкетную диспозицию, отсылая к налоговому законодательству России,регламентирующему порядок уплаты налогов организациями, а также кподзаконным и ведомственным нормативным актам. В соответствии с налоговым законодательством юридическое лицо(налогоплательщик), названное в ст. 199 УК РФ организацией, при наличииобъекта налогообложения обязано уплачивать налоги. Законодательные актыустанавливают и определяют: налогоплательщика субъект налога); объект иисточник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (нормуналогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, вкоторый зачисляется налог. Объективную сторону преступления, предусмотренного этой нормой,образуют два состава преступления: уклонение от уплаты налогов путемвключения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходахили расходах и уклонение от уплаты налогов путем сокрытия других объектовналогообложения. В соответствии со ст. 23 Части первой Налогового Кодекса РФ (НК РФ)налогоплательщик обязан: вести в установленном порядке учет своих доходов(расходов) и объектов налогообложения, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения их сохранность в течение четырехлет. Общий порядок организации бухгалтерского учета, основные требования кего ведению и иные положения установлены Федеральным законом от 21 ноября1996 г. "О бухгалтерском учете". Сумма налога определяется налогоплательщиком на основаниибухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с законом,регулирующим порядок его исчисления и уплаты. Объективную сторону преступления составляют действия по включению вбухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах,вследствие чего осуществлено (либо предполагалось осуществить) уклонение отуплаты налогов в крупном размере. Эти действия могут быть довольно разнообразными. Они зависят от порядкаисчисления конкретного вида налога. Например, при исчислении налога наприбыль они могут выражаться в: неправильном указании продажной цены ипервоначальной или остаточной стоимости основных фондов и иного имущества,реализуемого предприятием; невключении доходов (расходов) от отдельныхопераций, неправильном включении в себестоимость продукции (работ, услуг)затрат; неправильном указании льгот по налогу и т.п. Заведомая искаженность (ложность) данных о доходах и расходах состоит втом, что в документы бухгалтерского учета или отчеты о финансово-хозяйственной деятельности осознанно не внесены верные или отраженынеполные данные о доходах или расходах, на основании чего уменьшена сумманалога, причитающегося к уплате. Анализ1 показывает, что сведения о доходах и (или) расходахиспользуются при исчислении налогов на прибыль от различных видовдеятельности. Порядок учета доходов и расходов регламентируется помимоЗакона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и другими, а именно:Законами РФ от 13 декабря 1991 г. "О налогообложении доходов от страховойдеятельности"; от 12 декабря 1991 г. "О налогообложении доходов банков" идр. При исчислении же налогов на имущество данных о доходах и расходах нетребуется. В частности, ст. 3 Закона РФ от 11 октября 1991 г. "О плате заземлю" прямо говорит о том, что размер земельного налога не зависит отрезультатов хозяйственной деятельности собственников земли,землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильныхплатежей за единицу земельной площади в расчете на год. Длясельскохозяйственных угодий он, например, устанавливается исходя из ихкачества и месторасположения. Не требуются данные о доходах или расходах и при исчислении налога наимущество предприятий, налога на добавленную стоимость, акцизы, налога наоперации с ценными бумагами, а также специального налога, направленного наобразование дорожных фондов. Для исчисления этих налогов в бухгалтерскую отчетность также невносятся данные о доходах или расходах, и уклонение от уплаты названныхналогов невозможно совершить рассматриваемым способом, т.е. путем включенияв бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах и расходах. Закон "О бухгалтерском учете" среди документов бухгалтерского учетавыделяет первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета ибухгалтерскую отчетность. Уже само включение искаженных данных о доходах ирасходах в бухгалтерские документы (документы первичного учета) являетсяпокушением на преступление (при доказанности умысла на уклонение от уплатыналога в крупном размере). Оконченным преступление будет являться с моментапредставления в налоговые органы отчетности с искажением налогооблагаемойбазы. Для признания деяний преступными необходимо установление причиннойсвязи соответствующих действий (бездействия) с нанесением государствукрупного ущерба, т.е. неуплатой в бюджет налога в сумме, превышающей тысячуминимальных размеров оплаты труда. Закон не дает разъяснений, каким образомдолжно быть совершено уклонение от уплаты налогов: в результате разовогоили многократного сокрытия. Например, налоговой инспекцией установлено, что руководитель фирмысовместно с главным бухгалтером неоднократно умышленно уклонялись от уплатыналогов. Хотя в каждом отдельном случае размер неуплаченного налога неявлялся крупным, однако за два года сумма эта превысила тысячу минимальныхразмеров оплаты труда. Можно ли в подобных случаях складывать мелкие суммыуклонения от уплаты налогов и квалифицировать такие действия какпреступление? Представляется, что на этот вопрос следует ответить утвердительно,правда, необходимо определить, входят ли все эти деяния в состав единогопродолжаемого преступления или каждое из них является самостоятельнымсоставом. В данном случае необходимо исходить из общих положений уголовного правав отношении продолжаемого преступления. Можно выделить понятиесистематичности противоправных деяний, которые образуют единоепреступление. Эти противоправные деяния должны быть внутренне связаны междусобой единством намерения и цели. Систематичность совершения противоправныхдеяний, которые в отдельности сами по себе не преступны, в данном случаеявляется признаком единого преступления. При расчете крупного размера уклонения от уплаты налогов в данномслучае следует учесть и возможные изменения минимальных размеров оплатытруда. Другим способом уклонения от уплаты налогов с организаций является"сокрытие других объектов налогообложения", совершенное в крупном размере.Это умышленная деятельность, направленная на формирование ложногопредставления об объектах налогообложения, с целью введения в заблуждениегосударства в лице его налоговых органов относительно истинного размераподлежащих уплате налогов с последующим использованием неуплаченных средствпо своему усмотрению. Исходя из анализа данной диспозиции следует, что уклонение от уплатыналогов на прибыль и доходы с организаций совершается путем включения вбухгалтерские документы заведомо искаженных данных, а уклонение от уплатыдругих налогов - путем сокрытия объектов налогообложения. Для налогов наимущество, косвенных и целевых налогов такое утверждение является верным.Но при этом возникает вопрос: может ли быть совершено уклонение от уплатыналога путем сокрытия таких объектов налогообложения, которыми являютсядоход и прибыль? Следует учесть, что сокрытие может быть как полным, так ичастичным. Частичное сокрытие дохода (прибыли) совершается путем включения вбухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах.При полном сокрытии дохода (прибыли) данные о доходах могут и не вноситьсяв бухгалтерские документы (например, если вообще не ведется бухгалтерскийучет). Уклонение от уплаты налогов на прибыль и доходы организации может бытьсовершено и путем сокрытия объекта налогообложения, т.е. прибыли или дохода(в связи с этим вторую часть диспозиции данной статьи следовало бысформулировать без употребления термина "других", т.е. "...путем сокрытияобъектов налогообложения..."). Объекты налогообложения указаны в ст. 38 Части 1 НК РФ. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 8 НК РФ под налогамив широком смысле слова понимается совокупность налогов, сборов, пошлин идругих платежей, взимаемых в установленном порядке, которые образуютналоговую систему. В связи с этим возникает вопрос: все ли сборы, пошлины иобязательные платежи есть налоги и может ли образовывать составпреступления уклонение от уплаты сборов, пошлин и других платежей, входящихв налоговую систему? Экономисты видят различие между этими понятиями. Налоги являютсяосновным источником доходов государственного бюджета. Налоги подразделяютсяна прямые и косвенные. Данный критерий предполагает, что окончательнымплательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеетимуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенныхналогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладываетсяпутем надбавки к цене. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходоввообще, а не какого-то конкретного "расхода". Задача налоговогозаконодательства - изыскать денежные средства на покрытие общих расходов исправедливо распределить необходимые платежные обязанности. Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присущеналогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель(за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы. В этомсмысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Налоги тожемогут иметь специальную цель (целевые налоги). Однако налоги никогда небывают индивидуально возмездными. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии издержекучреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. То есть сборы ипошлины выплачиваются в связи с услугой, которую оказывает государственныйорган, действия в общих интересах и реализуя свои властные функции. Ранее разграничение между пошлиной и сбором проводилось в зависимостиот того, куда поступали уплачиваемые средства. Если средства поступали вбюджет, они назывались пошлиной; если платежи поступали в пользуорганизации - сбором. Сейчас сбором в основном называют платежи заобладание специальным правом (сбор за право торговли, за использованиеместной символики и т.д.). Пошлины уплачиваются за совершение юридическизначимых действий (выдача паспорта, принятие дела к судебному рассмотрениюи т.п.). Не имеют финансового значения, присущего налогам, и обязательныеплатежи (например, в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования ит.п.). Тем не менее, пошлины, сборы и другие обязательные платежи, не являясьналогом, Законом от 25.06.1998 №92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений вУголовный Кодекс РФ» введены в состав преступления. Исходя из всего сказанного выше объективная сторона рассматриваемогосостава преступления состоит в уклонении от уплаты налогов или страховыхвзносов с организаций путем сокрытия объектов налогообложения (земельныхплощадей различного назначения, имущества предприятия, оборотов пореализации товаров, стоимости выполненных работ и оказанных услуг,стоимости реализуемых подакцизных товаров, цены договора и регистрациипроспектов эмиссии ценных бумаг, стоимости реализованных горюче-смазочныхматериалов, выполненных и предоставленных услуг пользователям автомобильныхдорог и др.). Действия по сокрытию могут быть самыми разнообразными, включая внесениев бухгалтерские документы искаженных данных об этих объектах как внатуральном исчислении, так и в стоимостном выражении, искажение, подделку,отсутствие бухгалтерского учета либо уничтожение бухгалтерских документов. Если преступление совершено должностным лицом, то действия виновныхследует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 199 и 285 УК РФ ("Злоупотребление должностными полномочиями"). Например1, бывший заместитель главы администрации одного из городовКраснодарского края К., являвшийся одновременно руководителем муниципальнойстраховой компании, и его заместитель Л., получив от краевой администрации5 млрд. рублей для медицинского обязательного страхования, не использовалиих по назначению, а перечислили на расчетные счета дочерних коммерческихфирм, в коих они являлись учредителями. Впоследствии на эти деньги зарубежом закупались лекарства, которые перепродавались в лечебно-профилактические учреждения в 2-10 раз дороже существующих цен, а прибыльприсваивалась. В отношении К. и Л. возбуждено уголовное дело по ст. ст.160, 199 и 285 УК РФ. Содержание вины как признака субъективной стороны анализируемогосостава преступления выражается в том, что виновный, действуя с прямымумыслом, сознает факт уклонения от уплаты налогов, а также общественнуюопасность таких деяний, и желает осуществить это. Мотивы и цели деяния наквалификацию содеянного не влияют. Статья 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерскомучете" гласит, что ответственность за организацию бухгалтерского учета ворганизациях, соблюдение правил хозяйственных операций несут руководителиорганизаций. Главный бухгалтер (бухгалтер, при отсутствии в штате должности главногобухгалтера) несет ответственность в соответствии со ст. 7 Закона заформирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременноепредставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Онобеспечивает и соответствие осуществляемых хозяйственных операцийзаконодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества ивыполнением обязательств. Ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете(уклонение от ведения учета, искажение бухгалтерской отчетности инесоблюдение сроков ее представления) согласно ст. 18 закона несутруководители и другие лица, ответственные за организацию и ведениебухгалтерского учета. Таким образом, субъектом рассматриваемых преступлений являютсяруководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) организации. Квалифицирующим признаком является неоднократное совершение того жедеяния. Неоднократность преступления в данном случае предполагаетсовершение лицом двух или более тождественных преступлений (т.е.преступлений, ответственность за которые предусмотрена этой статьей УК),при условии, что оно еще не подвергалось осуждению либо ранее осуждалось,но при этом судимость не снята и не погашена. Глава III Некоторые проблемы применения уголовного законодательства. § 1. Пробелы в законе. На мой взгляд законодатель не согласовал между собой санкции ст. 194 УК(уклонение от уплаты таможенных платежей) и ст. ст. 198, 199 УК. Таможенныеплатежи - это разновидность налогов, взимаемых на территории РФ. В случаеих неуплаты государство, как уже не раз отмечалось, терпит экономическийущерб, как и при неуплате любых других налогов. Между тем законодательсчитает уклонение от уплаты таможенных платежей деянием менее опасным. Ономаксимально может повлечь наказание в виде обязательных работ на срок отста двадцати до ста восьмидесяти часов, при неоднократном совершении - ввиде лишения свободы на срок до двух лет. Уклонение же гражданина от уплатыдругого налога в размере, в пять раз меньшем, чем за уклонение от уплатытаможенных платежей, влечет наказание максимально - в виде лишения свободына срок до одного года; в размере, в два раза меньшем, - в виде лишениясвободы на срок до трех лет. Уклонение от уплаты налогов с организаций(кроме таможенных платежей) наказывается максимально лишением свободы насрок до трех лет; при неоднократном совершении - лишением свободы на срокдо пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет. Нужна корреляция санкцийуказанных статей. Здесь, однако, следует заметить, что степень и характер общественнойопасности налоговых преступлений совершенно не соответствуют их санкциям.Эти преступления отнесены законодателем к преступлениям небольшой (ч. 1 ст.198 УК) и средней тяжести (ч. 2 ст. 198, ст. 199 УК). В то же время ущерб,наносимый государству неполучением должного, практически не поддаетсяисчислению. Обязательные платежи - неотъемлемая часть бюджета; при формировании еев неполном размере страдают все - граждане, организации, общество,государство. Международная законодательная практика относит налоговыепреступления к категории тяжких, сурово карает за их совершение. § 2. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства. Как показывает практика, сотрудники налоговой полиции нередко принимаютпонятие "специальности" своей структуры за официально приданную ейвседозволенность, которая позволяет не обращать внимание на ужесуществующие в стране законы. В частности те, которые определяют понятиепреступления, в том числе и налогового. В последнее время в геометрической прогрессии растет числообвинительных приговоров по делам о налоговых преступлениях. И главнаяпричина увеличения числа возбуждаемых уголовных дел по ст. ст. 198 и 199 УКРФ видится в искаженном понимании органами налоговой полиции возложенных наних законом задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговыхпреступлений и правонарушений. Для решения таких задач у сотрудника налоговой полиции есть, какправило, только один рецепт - возбудить уголовное дело по факту неуплатыналогов. Как говорится, на всякий пожарный случай. Даже если полученные дляпроверки материалы не свидетельствуют о совершенном либо готовящемсяпреступлении (правонарушении). Особую тревогу вызывает сформировавшаяся в последний год тенденция,когда для попадания под "колпак" налоговой полиции достаточно хотя бы разне заплатить налог либо страховой взнос в установленные сроки. Так, поданным Общества налогоплательщиков, более 30 процентов уголовных дел даннойкатегории возбуждается именно по фактам уплаты налогов в более поздние посравнению с установленными законодательством сроки, а отнюдь не по фактамумышленной неуплаты налогов. Рассмотрим конкретный случай. Организация - налогоплательщик, допустивошибку при заполнении налоговой декларации, не полностью уплатила налог вустановленный срок. Позднее эта ошибка была ею самостоятельно обнаружена, ив налоговую декларацию были внесены необходимые дополнения и изменения исумма налога была уплачена в бюджет в полном объеме. Однако это не помешалоналоговой полиции возбудить уголовное дело по ст. 199 (ч. 2) УК РФ(уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере). То обстоятельство, что налогоплательщик самостоятельно выявил ошибку иуплатил налог в полном объеме, не было принято налоговой полицией вовнимание. При этом полицейские сослались на то, что преступление,предусмотренное ст. 199 УК РФ, считается оконченным с момента фактическойнеуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок,установленный налоговым законодательством. Отсутствие же недоимки на моментвозбуждения дела может, по мнению налогового органа, рассматриваться лишькак смягчающее обстоятельство. Такие выводы налоговой полиции основаны, как представляется, нанеправильном толковании уголовного законодательства. Обратимся к диспозиции ст. 199 УК РФ. Уголовно наказуемым признаетсяуклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерскиедокументы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо инымспособом, а равно от уплаты страховых взносов в государственныевнебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном (особо крупном)размере. Статья 14 УК РФ определила понятие преступления: преступлениемпризнается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенноеУголовным кодексом под угрозой наказания. Основанием уголовной ответственности согласно ст. 8 УК РФ являетсясовершение деяния, содержащего все признаки состава преступления,предусмотренного Уголовным кодексом. Признание состава преступления единственным основанием уголовнойответственности означает, что, если совершенное общественно опасное деяниене подпадает под признаки ни одного состава преступления, описанного взаконе, уголовная ответственность не может наступить. В этом случаезаконодатель должен издать новый закон и включить в Уголовный кодекссоответствующий состав преступления. Уголовный кодекс исходит из того, что преступность деяния и иныеуголовно - правовые последствия определяются только уголовным законом (ст.3 УК РФ). Содержание уголовного закона понимается в точном соответствии сего текстом, а применение уголовного закона по аналогии, как это было вСоветском Союзе до 1958 г., не допускается. В рассмотренном нами выше примере налог был самостоятельно уплачен вболее поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах исборах сроки, тогда как в ст. 199 УК РФ речь идет о вообще неуплаченныхналогах. Таким образом, следует признать, что уголовная ответственность за"уклонение от своевременной уплаты налогов или страховых взносов" либо за"несвоевременную уплату налогов или страховых взносов" Уголовным кодексомРФ не предусмотрена. Если обратиться к положениям части первой Налогового кодекса РФ, то ст.122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплатусумм налога. В то же время уголовная ответственность по ст. ст. 198 и 199 УК РФнаступает за уклонение физического лица от уплаты налога (страхового взносав государственные внебюджетные фонды) и за уклонение от уплаты налогов сорганизации (страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сорганизации) соответственно. Отметим, что обязательным условием применения как налоговой(административной), так и уголовной ответственности является фактнепоступления денежных средств в виде налоговых платежей в бюджетнуюсистему Российской Федерации, то есть факт неуплаты налога. Следовательно, органы налоговой полиции не вправе привлекать куголовной ответственности по ст. ст. 198 и 199 УК РФ при установлении фактауплаты налога в более поздние по сравнению с установленнымизаконодательством о налогах и сборах сроки. Ведь это не признается УК РФуголовно наказуемым деянием. Такой вывод следует также из анализа других положений законодательства.Так, здесь уместно вспомнить п. 13 Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. №685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации имерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». В Указе № 685, в частности, говорилось о том, что технические ошибкипри составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленныеналогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговыхорганов, не являются налоговыми нарушениями. В целях выполнения Указа № 685 Госналогслужба РФ Письмом от 28 июня1996 г. № ПВ-6-09/450 (п. 3) установила, что в этом случае сналогоплательщика не подлежит взысканию даже пеня за уплату налогов идругих обязательных платежей в более поздние по сравнению с установленнымизаконодательством о налогах и сборах сроки. Аналогичное положение содержится и в ныне действующей редакции ст. 81НК РФ: если заявление о дополнении и изменении налоговой декларацииделается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплатыналога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, еслиуказанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когданалогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения илинеполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммыналога, подлежащей уплате, либо о назначении выездной налоговой проверки.При этом налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, чтодо подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую суммуналога и соответствующие ей пени. Применительно к рассмотренной нами ситуации это означает следующее. В случае самостоятельного обнаружения налогоплательщиком ошибки приисчислении и уплате налога, внесения в налоговую декларацию необходимыхизменений и уплаты налога в бюджет в полном объеме несвоевременная уплатаналога не признается нарушением законодательства о налогах и сборах. Следовательно, нашего налогоплательщика в рассмотренном выше примеренельзя привлекать даже к налоговой (административной) ответственности, а ужтем более к ответственности уголовной. Стоит остановиться еще на одном принципиальном вопросе. Определение преступления как виновно совершенного общественно опасногодеяния (ст. 14 УК РФ) отдает предпочтение материальному признаку -общественной опасности деяния. Общественная опасность - это способность деяния причинить вредобщественным отношениям, критерий, с помощью которого законодательдифференцирует деликты на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки. Согласно разъяснению, данному Пленумом ВС РФ в Постановлении от 4 июля1997 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерацииуголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплатыналогов", общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается вумышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законноустановленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), что влечетнепоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Таким образом, составы ст. ст. 198 и 199 УК РФ являются материальными.Это означает, что объективная сторона преступления описана законодателем нетолько признаками деяния - действия или бездействия, но и признаками,относящимися к характеристике общественно опасных последствий такогодеяния. В качестве обязательных признаков объективной стороны налоговогопреступления, в частности, указаны нарушение налогового законодательства,то есть действие или бездействие налогоплательщика, и причинениематериального ущерба государству (неуплата налога), то есть общественноопасные последствия. Иными словами, общественно опасные последствия как обязательный признакналогового преступления включены в диспозицию ст. ст. 198, 199 УК РФ. В рассматриваемом нами примере денежные средства в виде налоговыхплатежей, хотя и с задержкой, поступили в бюджет Российской Федерации поволе самого налогоплательщика, а не по воле налоговых органов, под угрозойпривлечения к уголовной ответственности за совершение налоговогопреступления. Следовательно, здесь отсутствует признак общественнойопасности. Поскольку согласно ст. 8 УК РФ единственным основанием уголовнойответственности является совершение деяния, содержащего все признакисостава преступления, предусмотренного УК РФ, при отсутствии признакаобщественной опасности отсутствует и состав налогового преступления. А этов соответствии со ст. 5 (п. 2 ч. 1) УПК РСФСР является основанием дляотказа в возбуждении дела либо для прекращения возбужденного уголовногодела. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение хочется отметить, что применяемые к лицу, совершившемупреступление, наказания и иные меры уголовно - правового воздействия должнысоответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, атакже обстоятельствам его совершения. Новое уголовное законодательство последовательно проводит принципыдемократизации и гуманизации. К ним, в соответствии со ст. ст. 3 - 7 УК РФ,относятся принципы законности, равенства граждан перед законом, вины,справедливости, ответственности и гуманизма. Именно на эти обстоятельства и стоит обращать внимание сотрудникамналоговой полиции, готовящим сегодня обвинительные заключения, которые, какмы видим, идут вразрез с действующим законодательством. Целью принятогоНалогового кодекса было обеспечить планомерное пополнение бюджета. Однако,заметим, делать это все же стоит в рамках существующего законодательства, ане путем изобретения новых положений и применения сомнительных методов. Список использованной литературы. Нормативно-правовые акты: 1. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ и комментарий к нему под общей редакцией, профессора Ю.И. Скуратова и Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева. 2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 1960 г. 3. Уголовный Кодекс РСФСР от 1960 г. 4. Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Часть Первая. 5. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 07.12.1991 г. № 1998-1. 6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ 7. Указ Президента РФ от 08.05.1996 г. № 685. 8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов». 9. Письмо Госналогслужбы РФ от 28.06.1996 № ПВ-6-09/450 «О реализации отдельных положений указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в российской федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины"». Литература: 1. А. Ипатов, Возмещение ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.//"Законность" № 6, 2000 г. 2. А. Попов, "Домоклов меч" над судьбой налогоплательщика.//"Бизнес- адвокат" № 1, 2000 г. 3. П. Яни, Специальный случай освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления.//"Российская юстиция" № 1, 2000 г. 4. И. Павлов, Основания возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.//"Российская юстиция" № 12, 1999 г. 5. А. Попов, Казнить нельзя помиловать. ФСНП ставит запятую в свою пользу.//"Бизнес-адвокат" № 21, 1999 г. 6. В. Васильев, Десять безнадежных "прыжков в сторону".//"Бизнес- адвокат" № 12, 1999 г. 7. И. Павлов, Арест имущества по делам об уклонении от уплаты налогов с организаций.//"Законность" № 6, 1999 г. 8. И. Пастухов, П. Яни, Ответственность за налоговые преступления.//"Российская юстиция" № 4, 1999 г. 9. И. Глухов, Уголовный кодекс стал строже.//"Бизнес-адвокат" № 15, 1998 г. 10. Н. Лопашенко, Квалификация должностных преступлений в сфере экономической деятельности.//"Законность" № 5, 1998 г. 11. И. Пастухов, П. Яни, Квалификация налоговых преступлений.//"Законность" №№. 1-2, 1998 г. 12. Н. Лопашенко, Некоторые проблемы наказания за преступления в сфере экономической деятельности.//"Законность" № 12, 1997 г. 13. В. Ларичев, Уклонение от уплаты налогов с организаций: квалификация составов.//"Российская юстиция" № 6, 1997 г. 14. В. Гаврилов, Налоги: преступление и наказание.//"Бизнес-адвокат" № 8, 1997 г.-----------------------[1] Пепеляев С.Г. «Основы налогового права» С.-184[2] Утрачивает силу со дня введения части второй Налогового кодекса (1января 2001 г.)[3] Частично утрачивает силу с 1 января 2001 г. С 1 января 2001 г. вступаетв силу новая редакция.[4] Утрачивает силу со дня введения части второй Налогового кодекса (1января 2001 г.)[5] Частично утрачивает силу с 1 января 2001 г. С 1 января 2001 г. вступаетв силу новая редакция. 15. В. Ларичев, Уклонение от уплаты налогов с организаций: квалификация составов.//"Российская юстиция" No. 6, 1997 г. 1 В. Ларичев, Уклонение от уплаты налогов с организаций: квалификация составов.//"Российская юстиция" No. 6, 1997 г




Похожие:

Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconУголовная ответственность за экологические преступления

Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconУголовная ответственность и состав преступления

Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconКурсовая работа
Соответственно и уголовная ответственность за эти преступления может наступать по различным статьям Уголовного кодекса
Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconУголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения

Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconУголовная ответственность за правонарушения в сфере экономической деятельности

Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconКурсовая работа На тему "Налоговая ответственность предприятий (организаций) за нарушение налогового законодательства"
На тему "Налоговая ответственность предприятий (организаций) за нарушение налогового законодательства"
Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconКурсовая работа На тему «Административная ответственность за нарушение налогового законодательства как один из видов административной ответственности» Студентки вкф 3 3 Храмцовой К. Г
...
Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconПроект по обж на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних.»
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать...
Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconОтветственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства iconФинансовая ответственность предприятий за нарушение налогового законодательства

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы