Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» icon

Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество»



НазваниеПолитический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество»
Дата конвертации14.07.2012
Размер115.56 Kb.
ТипРеферат
Политический режим и гражданское общество


ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество». Гражданское обществои правовое государство - это парные категории политологии. Без гражданскогообщества нет и правового государства, ибо правовое государство должновыражать и отражать интересы гражданского общества, или, как говорилфранцузский политолог Мишель Дюверже, быть ночным сторожем гражданскогообщества. Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённыхкатегорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Ш.Л. Монтескъе, Н.Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву. Этивеликие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие,или упоминали эту категорию в антитезе гражданское общество - общество,упорно подводя нас к мысли, что гражданское общество есть что-то, чтонаходится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству,оппозиционное ему, противостоящее ему во всём. Уже Аристотель отмечал, что государство есть естественный продукт, таккак оно отражает интересы полиса, общества, ибо суть личности какполитического животного неразрывно связанно с гражданским обществом игосударством. Исходя из политической сущности человека, все остальные сферычеловеческой жизнедеятельности политизированы: нравственная семейно-брачная, экономическая и др. В греческом полисе гражданами считались лишьте, кто участвовал в суде и народном собрании, т.е. в политической жизниобщества. Итак, согласно Аристотелю, гражданское общество есть совокупностьполитических граждан, а государство как политическое общение граждан.Аристотель не отделяет гражданское общество от государства, они едины.Аристотель выделяет два типа политических людей: тех, кто принимает участиев совещательной и судебной властях, выборах и принятии отчётностидолжностных лиц, и тех кто занимает должности. Если вторые обладаютсобственностью, то первые ее не имеют, а значит, вторые отличаютсядобродетельностью. Ибо человек не имеющий собственности, на может бытьдобродетельным, т.е. он не может быть полноценным гражданином. Такимобразом, по мнению Аристотеля, основой гражданской свободы, основойгражданского общества является частная собственность. Таким образом,анализируя воззрения Аристотеля, можно сделать вывод, что частнаясобственность является краеугольным камнем существования гражданскогообщества, государства и независимого гражданина, личности как политическогоживотного. ПО Н. Макиавелли государство должно защищать имущественные и личныеправа граждан, т.е. оно должно отражать интересы гражданского общества.Хотя по Н. Макиавелли государство должно править с помощью страха инасилия, тем не менее, чтобы не возбуждать ненависть, оно не должнонарушать имущественных и личных прав граждан, т.е. гражданского общества. Всвоих работах Н.
Макиавелли говорит о самом наихудшем гнёте, которыйналагается государством: о стремлении государства обессилить и подорватьвсякую деятельность общества, чтобы самому возвыситься. В этом уже явновидно разделение общества и государства, гражданской и политической сферы.Но особенно ярко такое разделение гражданского общества и государствапроявляется в его высказываниях о соотношении политики и нравственности.Согласно концепции Н. Макиавелли политическая деятельность и политическаявласть в лице государства - синонимы безнравственности. Но этабезнравственность уже заложена в тех политических отношениях, при которыхлибо угнетатель, либо угнетаемый и третьего не дано. И, естественно,появляется гражданское общество, как нечто третье, как сфера общественнойжизни, несущая по сути своей нравственное содержание, в глубине своейаполитичная (труд, удовлетворения первичных потребностей, любовь, семья,хобби, забота о преумножении собственности), то, что называем частнойжизнью. В этом смысле гражданское общество есть при любом режиме, дажетоталитарном. Оно всегда есть, но оно может быть отчуждённым от подлиннойжизни. И тогда в собственно политических, государственных структурахпроцветает безнравственность (коррупция, взятки и обман). История какнашего государства, так и других стран подтверждает данное замечание.Гражданское общество может контролировать политическую жизнь, стремясь втой или иной форме интересоваться политикой, интегрироваться в политическуюжизнь, тем самым её облагораживая, и судить по своим меркам и нормам,поддерживая политическую власть и укрепляя её. Среди политологов лишь Т. Гоббс был первым, который употребил вполитической науке термин «гражданское общество» с том смысле, в которомэто принято в современной науке. Но, как об этом свидетельствуют его труды,он отождествлял гражданское общество и государство. Естественно, как обэтом свидетельствует труд «Левифан», Т. Гоббс создал гимн государству игражданское общество он выводит лишь для того, чтобы высветить то, чтодолжно подчиняться этому великану. По Т. Гоббсу вне государствагосподствует владычество страстей, войны, страх, бедность, мерзость,одиночество, варварство, дикость, невежество; лишь государство приводит квласти разума, миру, безопасности, богатству, благопристойности, лишь оноприводит гражданское общество к цивилизованной упорядоченности на основеправа. Всякое отступление от последнего ведёт в болезни государства, кмятежам и гибели. Так погибла Римская империя и другие государства,нарушающие государственные устои. Дальнейшее уточнение понятия «гражданское общество» осуществил в своихтрудах Дж. Локк, который не только как Т. Гоббс, активно используеткатегорию «гражданское общество», но, и пожалуй, первый, кто по-настоящему,хотя и не явно провозглашал примат гражданского общества передгосударством. Дж. Локк указывал, что основу гражданского обществасоставляет частная собственность. Если у Т. Гоббса наряду с частнойсобственностью имеется абсолютный властелин собственности - государство,которое может, если посчитает нужным конфисковать любую частнуюсобственность, то для Дж. Локка частная собственность священна инеприкосновенна. Дж. Локка политическая власть трактуется как правосоздавать законы для регулирования и сохранения частной собственности.Люди, объединяясь в государство, преследуют главную цель - сохранение ихсобственности, которая есть основа создания государства. Если Т. Гоббсдопускает наличие одного или нескольких лиц, находящихся как бы вне законовгосударства, то для Дж. Локка характерно следующее, что ни для одногочеловека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделаноисключение из правил (законов) этого общества. Все должны подчинятьсязакону, который является правителем гражданского общества. Ш.Л. Монтескье в своём трактате «О духе законов» говорит о двухгарантиях от диктатуры и произвола властей: гражданское общество иразделение властей.Он обосновывает верховенство права, являясь, по существу, первым теоретикомконцепции правового государства. Он формулирует понятие свободы, котораяесть право делать всё, что дозволенно законом. По Ш.Л. Монтескье гражданское общество есть четвёртая ступеньчеловеческой истории после естественного состояния, семьи, обществагероического времени. По мнению Ш.Л. Монтескье, гражданское общество естьобщество вражды людей друг к другу и как таковое (в силу этого)превращается в государство - орган насилия для предотвращения вражды междугражданами.Ш.Л. Монтескье не отождествляет как Т. Гоббс гражданское общество сгосударством; он различает гражданские и политические законы. Политическиезаконы - суть законы гражданского общества, но трансформированные вгосударство и поэтому политические, т.е. те, что дают людям свободу,ограничивая их естественную свободу. Первые законы - собственногражданские, не трансформированные ни в коем случае - или законысобственные. Рассматривая диалектику гражданских о политических законов,Ш.Л. Монтескье как бы формирует противоречивое единство политическихзаконов и законов собственности (гражданское общество). Исчезновение однойиз сторон ведет либо к анархии (при исчезновении политических законов),либо к тоталитаризму (при нарушении законов собственности, гражданскихзаконов). Для Ж.Ж. Руссо гражданское общество означает трансформацию его вгосударство с помощью общественного договора и непременно в формереспублики, где правительство может быть свергнуто в любое время потребованию гражданского общества. Как и Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо выделяетполитические и гражданские законы (нравственность, обычаи, общественноемнение). Ж.Ж. Руссо формулирует, по сути, понятие гражданского общества каксущность такого политического организма, которая заключается в согласованииповиновения и свободы. По мнению Ж.Ж Руссо, при гражданском правительствеимеет место повиновение, а при наличии только свободы (без повиновения)получается охлократия анархия). И. Кант углубляет представление о гражданском обществе. Он идет отчеловеческой природы (как и Ж.Ж. Руссо). Человек, по мнению И. Канта, посвоей природе неуживчив, завистлив, тщеславен, подвержен жажде обладания иодновременно хочет согласия. И. Кант видит естественный путь сочетаниясвободы каждого со свободой других - путь достижения всеобщего правового игражданского общества, гражданского согласия. Гегель, развивая учение И. Канта, с одной стороны, воспринимает ранеепроработанное предшественниками, а, с другой стороны, вносит принципиальноновое в рассмотрение диалектики гражданского общества - государство. ДоГегеля так или иначе явно не выделяют гражданское обществои явно не сопоставляют его, как нечто независимое, самостоятельное, сгосударством. У Гегеля гражданское общество имеет место наряду, а не внутригосударства. Гражданское общество и государство уже как самостоятельныеинституты образуют тождество. Последнее раздвоенное: частные интересы(гражданское общество, семья) и всеобщий (государство). При столкновенииинтересов семьи и гражданского общества они должны быть подчиненыгосударству. И тем самым семья и гражданское общество являются частямигосударства. Гражданское общество и семья - способ существованиягосударства, они базис государства. Итак, Гегель, как нам представляется,последовательно производит разделение гражданского общества и государства,формулирует их тождество, констатирует зависимость и подчинённостьгражданского общества государству, а затем и поглощение гражданскогообщества государством. К сфере гражданского общества он относитполицейскую, судебную власти, к сфере государства - правительственнуювласть. Если правительственная власть вступает в пределы гражданскогообщества для поддержания законности, она выступает как бы противгражданского общества. То есть когда армия выполняет полицейские функции,телефонное право - всё это есть вмешательство государства в делагражданского общества. Гражданское общество и государство либо как простоетождество, либо как противоречивое единство могут существовать лишь наобъективной базе существующего множества сословий, являющихся объективнойосновой существования и гражданского общества, и государства. В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивыхварианта взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданскоеобщество подавляется государством. И как следствие этого возникаеттоталитарный режим. Государство выполняет волю гражданского общества,действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникаетдемократический режим. Существует зыбкое равновесие между гражданскимобществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различнойстепени жесткости. Гражданское общество можно представить как своего рода социальноепространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг отдруга и государства индивидов. Основа гражданского общества -цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черткоторого зависит его качество и содержание. Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных ассоциацийлюдей (религиозных и политических корпораций, купеческих гильдий,кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванных выражать и защищать ихгрупповые и индивидуальные интересы и права, становится в особое отношениес государством. Чем больше развито гражданское общество, тем большеоснования для демократических режимов. И, наоборот, чем меньше развитогражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных итоталитарных режимов. Возникновение гражданского общества детерминированно разграничениемправ человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданскимобществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речьидёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права какотдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то вовтором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшегоусловия существования как гражданского общества, так и правовогогосударства выступает личность, обладающая правом на самореализацию какэкономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуякоторые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводствосоциальной жизни. Если основным элементом гражданского общества выступает личность, тоего несущие конструкции - все те социальные институты, организации игруппы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, еёинтересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частнойсобственности лежат в основе концепции гражданского общества. Значительноеместо в гражданском обществе занимают заинтересованные группы,представляющие собой разного рода организации или ассоциации рабочих,фермеров, предпринимателей представителей различных профессий (врачей,адвокатов, инженеров, учителей, преподавателей, учёных), церковные,женские, молодёжные и иные общественные организации, объединённые общностьюинтересов. Заинтересованные группы и организации представляют отдельной личностивозможность для реализации её способностей. Они отражают разнообразиеэкономических, этнических, религиозных, региональных, демографических,профессиональных и иных интересов людей. Гражданское общество предполагает создание защитных мер, дабы никто немог пасть ниже общего исходного статуса, и, естественно, одной из еговажнейших функций является обеспечение минимума необходимых средствсуществования для всех своих членов. В структурном отношении гражданское общество можно представить в видедиалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политическойи духовной. Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего,отношения собственности. Выражаясь в конкретных формах деятельности, этиотношения определяют многообразие производственных объединений иорганизаций (трудовые коллективы, кооперативы, артели, товарищества,предпринимательские ассоциации, семейные объединения и т.д.). Богатство иразнообразие данных образований в прямой степени зависит от многообразияразличных форм собственности. Политическая сфера - это отношения, возникающие в связи судовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различногорода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. Именно этотинтерес является доминирующим и определяющим политическое лицо организации,её отношение к существующему государству. Духовная сфера - это отражение процессов функционирования и развитиягражданского общества в общественном и индивидуальном сознании,выражающихся на предложенном уровне в виде научных теорий, концепций науровне общественной психологии в форме обыденного сознания, житейскогоопыта, традиций и т.д. Кроме основ и сфер в гражданском обществе следует выделить также иусловия, которые необходимы для его успешного функционирования. Среди нихнужно выделить следующие. Первое условие - это собственность. Оно предполагает, что каждый членгражданского общества должен владеть собственностью, которая делает егонезависимым гражданином. Второе условие предполагает достаточную развитость многообразнойсоциально-политической общественной структуры, выражающей всё множествоинтересов в обществе. Имеется в виду прежде всего многообразие политическихгрупп, союзов, партий, организаций, групп давления. Эта структура создаёт(наряду с существующими вертикальными связями, выражающимися вовзаимоотношениях личности и государства) горизонтальные связи в обществе иделает его более организованным, прочным стабильным. При отсутствиипоследних гражданин напрямую связан с государством и тогда возникает остроепротиворечие личности и государства. Третье условие - развитие личности, активное, сознательное участие вобщественном самоуправлении. Гражданское общество может быть только прииндивиде такой степени развитости, что мы называем личностью как всоциальном смысле, так и в психологическом смысле. Последние предлагаетполную самодеятельность при включённости в тот или иной институтгражданского общества. Гражданское общество представляет собой систему обеспеченияжизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, ихвоспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Этасистема самостоятельных и независимых от государства общественныхинститутов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий длясамореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частныхиндивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы ипотребности выражаются через такие институты гражданского общества каксемья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иныеобъединения, ассоциации и организации и т.д. Часто гражданское общество отождествляется со сферой частныхинтересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление житьв сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делатьвсё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности онвстречает противодействие со стороны других индивидов, которые тожестремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненныеосновы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество игосударство с их важнейшими институтами, определив их целью достижениягармонии между различными интересами, которая, как показывает историческийопыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако частовоплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества отвзаимного истребления.




Похожие:

Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» iconПрограмма конференции предусматривает работу секций: Гражданское общество: теория, история, реальность
Гражданское общество: проблемы государственного строительства и правового регулирования
Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» iconВ. Г. Ледяев государство vs гражданское общество: скрытые практики власти и сопротивления анализ проблемы «государство/гражданское общество»
Представляют собой как бы две параллельные самовоспроизводящиеся области в россии данная ситуация налицо, что и позволяет рассматривать...
Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» iconВ. Г. Ледяев государство vs гражданское общество: скрытые практики власти и сопротивления анализ проблемы «государство/гражданское общество»
Представляют собой как бы две параллельные самовоспроизводящиеся области в россии данная ситуация налицо, что и позволяет рассматривать...
Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» iconПолитический режим и гражданское общество
Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского...
Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» iconБилет №13 Понятия «гражданское общество» и «правовое государство». Гражданское общество
Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны...
Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» icon1 Гражданское общество: системный подход
Гражданское общество выполняет задачи соединения личных, коллективных и общественных интересов, объединяет граждан с помощью многообразных...
Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» icon1 Гражданское общество: системный подход
Гражданское общество выполняет задачи соединения личных, коллективных и общественных интересов, объединяет граждан с помощью многообразных...
Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» icon«гражданское общество. Взгляд студенчества». Приглашаются
Международная научно-практическая конференция «гражданское общество. Взгляд студенчества»
Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» iconБилет №6 Политический режим. Демократия. Политический режим
Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти
Политический режим и гражданское общество политический режим и гражданское общество. Для более глубокого понимания политического режима и правового государстванеобходимо рассмотреть понятие «гражданское общество» iconОт гражданской журналистики к гражданским коммуникациям Гражданское общество в России за последние годы претерпело значительные изменения. Эпоха «бури и натиска»
Сейчас мы имеем некоторое количество вполне респектабельных, так называемых некоммерческих организаций, получающих государственные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы