Государство, право, мораль icon

Государство, право, мораль



НазваниеГосударство, право, мораль
Дата конвертации14.07.2012
Размер323,22 Kb.
ТипРеферат
Государство, право, мораль


Введение В данной курсовой работе я постарался рассмотреть особенностивзаимоотношений государства, права и морали. На протяжении многих вековэтот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своейактуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторамиобщественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От ихвзаимодействия зависит не только развитие , но и само выживаниечеловечества. Государство и право как социальные институты существовали невсегда . Если «естественное общество» возникает вместе с появлениемдревнего человека ( homo habelis- “человек умелый” ) около 2 млн. летназад , а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа( homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет назад , товпервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад.Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права, и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали.Возникновение государства и права было следствием действия законавозрастающего разнообразия деятельности людей, которые преследуют целиреализации своих разнообразных потребностей. Возрастающее многообразиепотребностей и форм деятельности требовало их интеграции и регуляции. Так,на смену примитивным формам организации и регуляции жизни человека,какими были первобытное стадо, род, племя , союз племен, приходили болеесовершенные и сложные. Ими стали государство и право. Поэтому с точкизрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощьюкоторых организовалась и регулировалась жизнедеятельность человека можновыделить два этапа в развитии человеческого общества: 1) общество безгосударства (догосударственное общество и 2) общество с государством (государственно организованное общество) . Необходимо также отметить что,каждое исторически конкретное общество требует строго определенноймеры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путемреализации определенных социальных норм: норм права, норм морали,норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, нормтрадиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы --это правила поведения общественного характера, регулирующиевзаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе ихвзаимодействия. Существует точка зрения, что нравственные законызаложены в самой природе человека. Внешне они проявляются взависимости от той или иной жизненной ситуации, в которойоказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормынравственности - это требования, обращенные к человеку извне. Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным исоциальным характером нравственных требований, поскольку в нихорганически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, чтолюбая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле онаадресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большойгруппе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мирчеловека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать извиду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечномсчете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека,прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности егоиндивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такиеиндивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которыенаправляют поведение человека в русло социальной нравственности.Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальнуюзначимость. Элементами морального регулирования являются: - идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве; - система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей; - особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение. Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как быпрародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниямможет только то государственное устройство, в котором и право и моральнаходятся в теснейшем взаимодействии. I . Определение государства , права и морали С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство ичто такое право и мораль. Интересовал, прежде всего, потому, чтогосударство ,право и мораль как и в древнем и в современном мире, так илииначе, касаются каждого человека. Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,страны, т.е. политико-географического образования, во-вторых, организацииполитической власти, системы институтов власти. Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями -"общество и власть". Общество - это общность людей на определенной территории,характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностьюорганизации жизни. Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собойсистему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм,охватывающий все население на той или иной территории. Выделяются две разновидности общества: 1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, неутвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовнымиотношениями, институтами. 2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами. Существенно деление общества и на такие две группы: a) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества); b) общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы - власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)). Из этого вытекает значение понятия власть. Власть - это отношение господства и подчинения, при которых воля идействия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием другихлиц (подвластных). Определяющей чертой власти является возможность одних людей,организаций господствовать над другими организациями и людьми, над их волеи действиями. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служитьличности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан. Есть две разновидности власти: 1. естественная власть – в семье, в обществах по интересам; 2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила – в партиях, в общественных объединениях и т.д. Особо выделяется политическая власть, которая является «аппаратной»,т.е. осуществляется через аппарат власти, институты организованногогосударственного принуждения. Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческогообщества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейсясистемы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью,характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе –постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода,основанная на частной собственности, участие личности в управленииобществом (народовластие в тех или иных формах). По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократиигосударство превращается из простого, из «просто» организации политическойвласти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивногообразования в политическое общество, организованное, где властьфункционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства всоответствии с принципом разделения властей. Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства,выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитомугосударству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свободаличности. Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, можетбыть отличен и ряд других:«уход» государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственнойжизни, от выполнения функций собственника;развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающихполитическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгийправовой режим;все большее преобладание республиканской формы правления;эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их всебольшее подчинение закону, нравственным, гуманным началам. Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногдапротиворечиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовнойжизни. В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни все большее значение приобретаюттакие тенденции: 1. государство все больше становится «государством человека», в котором человек, его неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место; 2. все общество, а не только государство , выступает в качестве правового; 3. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии – парламентариум, свободные выборы, муниципальное самоуправлении ; 4. усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности; 5. возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита человека, его прав и свобод. Таким образом, можно сделать следующий вывод: Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо- обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны, государство – продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества. Развитие государства, его совершенствование и укрепление,осуществляется , так, чтобы во всем комплексе его институтов все болеереализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности– это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества. Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом «право», прекраснопредставляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве.Юридические права – это права четко определенные, записанные в законе,устойчивые, защищаемые особенными государственными органами. Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода иливозможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другиезначения этого слова: 1) в смысле обычных прав – свободы или возможностиповедения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.2) в смысле моральных прав – свободы или возможности поведения, основаннойна принципах добра и справедливости.3) в смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения,основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутриобщественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.4) в юридическом смысле – свободы или возможности поведения, называемойсубъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках. Но и в юридическом смысл «право» имеет два значения: 1. субъективное юридическое право – свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное поведение. 2. объективное право – здесь термин «право» близок к терминам «закон», «законодательство», и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто «объективное» в обществе – юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право). В каждом политически организованном обществе наряду с правом вюридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такиеправа как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент притоварном обмене. Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того,закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают изестественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществеэкономических, духовных и даже естественно-природных факторов. В отличие от естественного права, право в юридическом значениипредстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках.Как позитивное право оно: создается людьми, общественными образованиями, законодателями, судами,самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества,целенаправленной волевой деятельности. существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженнойреальности (а не просто в виде мысли, идеи). Существует три способа формирования и существования позитивного права:обычное право, право судей, право законодателя. Обычное право – исторически первая, наиболее тесно связанная с самойжизнью форма позитивного права. Право судей – судебное решение, посвященное определенному лицу,конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобныхже жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е.прецедентное право. Право законодателя (право закона) – формирование позитивного правапутем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, помере развития демократии – представительных. Сущность права заключается в регулировании общественных отношений вусловии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильнойорганизации, организованности общества, при которой регулируетсядемократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественноепредназначение права – гарантировать в нормативном порядке свободу вобществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия дляразвития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол исвоеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призванобыть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключенаважнейшая сторона правового регулирования. Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закреплениясуществующих общественных связей и порядков и обеспечения активногоповедения тех или иных субъектов.охранительная – установление мер юридической защиты и юридическойответственности, порядка их возложения и исполнения. Таким образом, право, как и государство призвано служить людям,обществу, обеспечивать его нормальную жизнь. Наиболее общими признаками права являются:1. Общеобязательная нормативность – нормы права распространяют своедействие на территорию всей страны, на все население.2. Выражение норм в законах и иных признаваемых государством источниках –юридические нормы, это строгая внешняя реальность, независимая отусмотрения отдельных лиц.3.Действие через дозволение через субъективные права – признак, которыйраскрывает особенности права как «права» выделяет его из других норм,действующих в обществе.Государственная обеспеченность - признак, свидетельствующий о том, чтообщие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеютподдержку самой мощной социальной силы - государственной власти. Из всеговышеперечисленного можно сделать вывод, что Право - это системаобщеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государствомисточниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного(а также запрещенного и предписанного) поведения. Мораль также динамическая регулятивная система как и право. Ееисторический путь лежит от эквивалентных начал: око за око, зуб за зуб( иболее крупно –«кровная месть» «мне отмщение и аз воздам» и т.д.) до началнеэквивалентных - « ударят по правой щеке, подставь левую», т.е. до началтерпимости ( толерантности , как определяют эти начала ) , прощения,покаяния, воздаяния за зло добром т.д. Существует несколько научных определении понятия морали:Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов,оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующихих отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству иподдерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силойобщественного мнения всего общества, определенного класса либо социальнойгруппы. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра,зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даютсяморальная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков идействий людей. Другое определение морали даёт известный российскийправовед С.А. Комаров: Мораль (нравственность) - это взгляды, представленияи правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественнойжизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости,добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом,чести, совести, долга, достоинства и т.д. II. Соотношение государства и морали Вопрос о соотношении государства и морали очень сложен, потому что вомногих случаях это совершенно противоположные вещи. С самого возникновениясамого понятия «государство», как властью, так и учеными занимающихсяпроблемой теории государства и права, старательно подчеркивалось, чтооснова любого государственного устройства – это моральные нормыобщества. И ярким примером таких утверждений может служитьтеократическая теория возникновения государства. Она рассматриваетгосударство как Божий промысел, как Божий дар человечеству. И что законыгосударства должны основываться на Божьих законах. А что такое Божьизаконы ? Если рассматривать это понятие с христианской точки зрения, то они, а в частности Христовы заповеди, и есть нормы морали – своеобразныйкодекс нравственного поведения посланный Богом для спасения людей, но ксожалению почти во всех случаях это не соответствовало действительности иприкрываясь высокими словами власть строила и развивало государство иправо совсем другими методами, совершенно далекими от морали. К сожалению и наше до недавней поры могучее государство не избежалотакого пути в своем развитии, прикрываясь высокими словами окоммунистической морали, возведя почти в положение закона « Моральныйкодекс строителя коммунизма » , на деле проводило политику сильноотличающеюся от провозглашенных приоритетов. Что и привело в конце концов кпоявлению двойной морали в обществе и как следствие к гибели государства, потому что государство основывающееся на нормах ложной морали не можетсуществовать бесконечно долго. Но также существует и совершеннопротивоположный взгляд на проблему взаимоотношения государства и морали.Многие известные политические деятели вообще отрицали взаимосвязьгосударства и морали. В частности У. Черчиль говорил «Государство неимеет морали а только интересы» , но я считаю что это не совсем правильнаяточка зрения , хотя и не лишенная основания. К сожалению авторы материалов, которыми я пользовался при написании данной курсовой работы уделяют маловнимания, такой я бы сказал важной теме как соотношение государства иморали, больше подчеркивая взаимосвязь между государством и правом,правом и моралью. Но все же прежде чем перейти к более детальномурассмотрению этих положений, я бы хотел подчеркнуть , что если государстводействительно хочет благоденствия для своих граждан, оно должно ставитьморальные нормы в основу своей политики, придерживаясь положенийхристианско-демократической концепции государства, которые основаны науникальности и самоценности каждого человека, его уважения со стороныгосударства, заботе каждого гражданина об обществе, личности игосударстве, а также помощи со стороны государства тем, ктосамостоятельно не может себя обеспечить : инвалидам, безработным, детям,пожилым людям. III. Соотношение и взаимодействие государства и права Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и праваразличались два подхода. Первый исходит из приоритета государства надправом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продуктгосударственной деятельности, как его (государства) следствие. Такойподход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе.Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении кгосударству. Фактическим условием для данного подхода служила политическаяпрактика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретическойпредпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права каксовокупности норм, издаваемых государством. Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в руслеестественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школыестественного права, выводившие понятие государства из общественногодоговора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению,вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанныхна нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подходаправу принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Правовозникает до образования государства. Оно старше государства, никакоегосударство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая вопределенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и вто же время избежать крайностей в оценке связи государства и права. Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеетстоль однозначного причинно-следственного характера, государство порождаетправо или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложнойи носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг бездруга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональнаясвязь. Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связимежду государством и правом, избежать односторонности, понять, что даетправо государству, и в то же время выяснить истинную роль государства вобеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиальноважное значение для всей общественной практики. Признание двустороннего характера связи между государством и правомпозволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативногоподхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то жевремя при данном подходе роль государства по отношению к праву ненивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемогоширокого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен,как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной:государство не порождает право, не производит его, а является, с однойстороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством,поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественнойсистеме. Государство использует право в качестве средства управленияобщественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему этопозволяет. IV. Воздействие государства на право Государство является непосредственным фактором создания правовыхустановлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеетконструктивное значение для самого бытия права как особоинституционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникаетв самую суть права. Государство опекает право, использует его потенциал для достиженияцелей государственной политики. В тоже время влияние государства на правоне следует абсолютизировать и рассматривать в духе воззрений, признающихправо исключительно инструментом (средством) государства, его признаком илиатрибутом. Не только государство, но и право обладает относительнойсамостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностямиформирования и функционирования, из чего следует, что право имеет поотношению к государству самостоятельное значение. Если и допустиморассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь сотговоркой, что и государство в той же мере является инструментом поотношению к праву. Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфереправотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственномучастии государства. Однако государство не столько формирует право, сколькозавершает право-образовательный процесс, придавая праву определенныеюридические формы (нормативный юридический акт, судебный илиадминистративный прецедент и др.). В этом смысле государство не являетсяего (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право наинституциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся вматериальном способе производства, характере экономического развитияобщества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценкаэтого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным иопределяющим источником права признается государственная деятельность.Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма.Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось,что оно творит право. Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридическойтеории взглядами, согласно которым образование права рассматривается вполном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивнойдеятельности государства существовании права как институционногообразования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательномпроцессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается вправообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюдатворческая роль государства в отношении образования права заключается вследующем. 1) В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права. 2) В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение. 3) В признании юридически обязательными регуляторами поведения, фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, которые признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров. Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системыисточников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями,политической ситуацией в обществе, государство в значительной мереоказывает влияние на выбор типов, государственно-юридических средствобеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, чтогосударство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновлениесоответственно духу времени. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспеченииреализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, чтовне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовыхустановлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз ипроявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создаватьфактические, организованные юридические предпосылки для использованиягражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целяхудовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых началв общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначеоно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственнаявласть утрачивает легитимный характер. Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовыхотношений. Государственное принуждение является постоянно существующейгарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитетгосударства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право.Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшегоблагоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов. Государство, следовательно, способствует распространению права всоциальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношенийдействовать по праву, исключать противоправные подходы в достиженииобщественно значимых результатов. Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства направо. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самогоправа, возможностями государства, его структур обеспечить действие права вданных социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с егоистинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная,эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболеерационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий. V. Воздействие права на государство В специальной литературе проблеме влияния права на государство уделеномало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем правов государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) вовнутренней организации государства и 2) в его деятельности. 1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения. С помощь права определяются место, роль, функции частейгосударственного механизма, их взаимодействие с другими органами инаселением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, правопозволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируютгосударство как систему с развитым органическим построением. Тем самымправо создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньевгосударственной машины. 2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще- социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него. Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству: a) Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований, в свою очередь и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу праву . b) Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму. c) Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. d) Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями. e) Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. f) Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом. g) Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения. Итак, государство как суверенная власть не может существовать ифункционировать вне права. Концепция господства права (правовогогосударства) как раз исходит из того, что право в интересах личности,общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощнымограничителем государственного произвола. В указанном смысле правовыступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, правовыступает над государством для того, чтобы государство не встало надобществом. В современных условиях связывающая роль права в отношении государстваусиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнееправо отражает объективные потребности общественного развития, тем вбольшой мере оно связывает государство. Активность государства в этомслучае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно иисключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучисвязанным с правом, государство может действовать свободно, а значит,соответствует своему историческому предназначению. VI. Взаимосвязь права и морали Особое место в формировании духовного мира личности, её сознания икультуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которыеявляются важнейшими социальными регуляторами, включенными в системуобщественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразованиясознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческойкультуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которогоопределяется конкретно-историческими условиями и социально-классовойструктурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так какгенезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферамиобщественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчаспротиворечивые связи данных социальных регуляторов. Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говоритьо глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливаютдополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественныхотношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяетсятем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма,справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правовогогосударства воплощают в себе высшие моральные требования современногообщества. В регулировании общественных отношений право также взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим нетолько их всесторонний анализ с учетом требований идейправосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права спринципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества.Применение норм права требует проникновения в нравственную оценкужизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридическизначимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел. Какформа общественного сознания, система отношений и норм - моральзародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньшегосударственной организации общества. Обычаи, мораль регулироваливзаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выраженыпредставления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести,милосердии. Нормы морали – продукт исторического развития человечества.Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра,человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие моралиоказывают воздействие социально-политические отношения, другие формыобщественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительноймере определяются также социально-экономическими условиями жизниобщества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс,возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитиечеловечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания,происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в нейоказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обреловыражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так,как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принципморали - это основные начала, исходные требования, охватывающиеобщественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виденорм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях.Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственногоповедения человека, когда они утверждаются в его самосознании,приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами. История развития цивилизации свидетельствует, что право и моралькак составные части культуры общества органически связаны друг сдругом. Правовая система государственно-организованного обществазакрепляет жизненно важные для всего общества требования морали,нравственную культуру населения страны, исходит из того, чтонравственная основа права является важной составной величиной общейрегулятивной потенции права, что право должно быть нравственным,законы должны быть справедливыми и гуманными. Величайшую нравственную ценность представляют собой основныеправа человека – юридическое выражение его свободы и достоинства.Фактическая реализация этих прав является условием обретениячеловеческого счастья, ибо права человека по существу есть егоустремление к счастью, признанное законом. На тесную взаимосвязьправа и морали указывают исторические памятники права Древнегомира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствуетприменение морально-этических понятий в оценке содержания законов,других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni etaegui»- «право есть искусство добра и справедливости» раскрываеторганическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля«Философия права» вопросы права трактуются в органической связи свопросами морали и нравственности. Связь права и морали находитвыражение и в теории права, в интерпретации ряда юридическихпроблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении праваи закона можно верно понять и решать, исходя из органическойвзаимосвязи права и морали. В познании качества законааксиологический подход предполагает в оценке содержания законаприменение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказатьсяне соответствующим этим социально-филосовским и этическим категориям.В этом случае закон не может быть признан подлинным правом.Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлятьих друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность. На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизниобщества, само социальное общение индивидов. Учреждения культурывоспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания.Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играетположительный пример сограждан, способствующий тому, что требованияобщественной морали становятся убеждением, составной частьюсамосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростомсознательности граждан возрастает эффективность правовогорегулирования общественных отношений, выполнение требований ном прававоспринимается гражданами как долг перед обществом и государством,расширяется и углубляется взаимодействие права и морали. Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениямнарода. В жизненных обстоятельствах возникают определенныепротиворечия между правосознанием и моральным сознанием общества,отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали иправа. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие собщественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер посовершенствованию правового регулирования. Практикавнутригосударственной и международной жизни свидетельствует, чтопротиворечия между правом и моралью имеются в регулированииимущественных, семейных, трудовых, экологических, международныхотношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлениеммогут быть в определении преступления, административного проступка,мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Рядколлизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чащевсего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлениидругих медицинских операций и способов лечения. Так, получившее впоследнее время широкую огласку дело «доктора Смерти» являетсяпоказательным примером «столкновения» между нормами морали и права.Умерщвляя безнадежно больных смертельной болезнью людей по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороныизбавляет больных, как от физических, так и психических мучений,что, несомненно, соответствует морали и нравственности VII. Общие черты права и морали Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общиечерты проявляются в том, что они входят в содержание культурыобщества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативноесодержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические,политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованногообщества, основывается на общности социально-экономических интересов,культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости. Что же общего между правом и моралью? Право и мораль: - и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом; - имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу; - им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе; - они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе; - имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы; - представляют собой средства активного воздействия на поведение людей VIII. Отличительные особенности права и морали Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенностиморали и права. Мораль появилась еще до разделения общества наклассы и становления государства. Право же состоит, из нормустановленных в определенном порядке компетентными государственнымиорганами и зафиксированных в юридических актах , то есть в отличии отморали право существует в письменном виде. Оно выражает волюгосударства, правосознание народа, социальных групп, стоящих укормила государственной власти. Нормы морали складываются вобщественном мнении. Принципы и нормы морали могут бытьсистематизированы, собраны в «моральном кодексе», но в целомнравственные воззрения, представления, требования выражаются вобщественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеипередаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфераотношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту,коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовомурегулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью,в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали,связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретныхобщественных отношений. Моральные требования отличаются более широкимсодержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например,мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видамнеправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также вхарактере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и прававыполняются большинством людей добровольно в силу понимания ихсправедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности,привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, авнешним – общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чемречи всех»,- утверждал знаменитый древнеримский политик и оратор Цицерон. Право, мораль имеют в качестве специфической гарантии исполнения,авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимостимерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали вопределенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мерпринуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения,воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершениячеловеком аморального поступка определяет меру морального осуждения,воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры иформы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия можетбыть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственноепорицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случаеправонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принятьнадлежащие меры, предусмотренные законом. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальныйпорядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушениеже моральных норм такого порядка не предполагает. Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведениялица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведениячеловека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точкизрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретномслучае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным.С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, егонамерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным. Заключение С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан,всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется снесправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовноесудопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духеуважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности иобщества, государства. Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, чтовыполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какоймере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должныпротиворечить положительным устоям общества. Вместе с тем требованияобщественной морали непременно учитываются государственными органами приразработке нормативных актов государства. Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствуетукреплению общественного порядка. Служебная функция морали вовзаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качествоправового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить надействии правового положения «Все, что не запрещено законом – разрешено» врегулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзяпонимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишьназванным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, какответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают вправосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовоеповедение. В условиях становления рынка в нашей стране совершенствуетсяправовая основа частной собственности, договорных отношений. Частныйинтерес, предпринимательская инициатива, прибыль все больше обретаютприоритетное значение. Утверждается и совершенствуется предпринимательскаяэтика. Среди принципов, исповедуемых в предпринимательской деятельности,важное место занимает суждение: «Прибыль выше всего, но честь вышеприбыли». В этом суждении находит выражение моральное сознаниецивилизованного предпринимателя. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливостив обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются приопределении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормынепосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическимисанкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственныхустоев.Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем,на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормыработали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали.Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества. Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но невсякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. Внекоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревшихморальных догм. В заключении хочется выразить надежду, что в новом веке Россия наконецто станет правовым государством на деле, а не на словах, где государство,право и мораль будут находится в тесном взаимодействии и в котором высшейценностью станет человек и его права. ЛИТЕРАТУРА: 1. Теория государства и права. Учебник /под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина,Б.С. Эбзеева М. : Юнитидана 2000 г. 2. Венгеров А.В. Теория государства и права. Т.1. М.: Юристъ., 1996 3. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 1996 4. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г. 5. Агешин Ю.А. Политика, Мораль, право. М., 1982 6. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко-критический очерк М., 1974 7. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государство, право, мораль iconГосударство, право, мораль
И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными...
Государство, право, мораль iconОбщеобязательных, формально
Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует...
Государство, право, мораль iconVizitkaZacharovaSvetlana
Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое...
Государство, право, мораль iconПраво и мораль
...
Государство, право, мораль iconКурсовая работа по дисциплине «Социальная философия» На тему: «Может ли быть нравственной политика?»
Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и класс нормы, принципы, идеалы. 2) Отдельное практически-нравственное...
Государство, право, мораль icon«право»
Ключевые слова и фразы: право, правовая система, правовые нормы, государство, функции права в обществе, социология права, неформальные...
Государство, право, мораль iconА право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, норма права
Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в
Государство, право, мораль iconГосударство и право

Государство, право, мораль icon1. Мораль как социальное явление Термин «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое можно перевести как «нрав», «обычай», «характер»
Эстетика – это учение о художественном творчестве и об искусстве в целом. Эстетика считается философской наукой
Государство, право, мораль iconГосударство, право, религия (Контрольная)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы