Серебряный век в русской литературе и искусстве icon

Серебряный век в русской литературе и искусстве



НазваниеСеребряный век в русской литературе и искусстве
Дата конвертации14.07.2012
Размер257.97 Kb.
ТипРеферат
Серебряный век в русской литературе и искусстве


«Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса,знаменующего взлёт русской культуры конца XIX – начала XX веков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видовхудожественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, художников,композиторов определяют значение этого феномена, как будто призванногопредвосхитить колоссальный рывок России, её прорыв к этому, о чём издавнамечтало человечество. Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русскойкультуры конца XIX – начала XX веков; оно стало использоваться какобозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XXвека в России. Понятие «серебряный век» невозможно свести к творчеству одного или дажедесятку значительных художников – он характеризует «дух эпохи»: яркихиндивидуальностей. Сама духовная атмосфера времени провоцировала творческуюличность на художественное своемыслие. Это была эпоха пограничная,переходная, кризисная: развитие капитализма, прокатившиеся по странереволюции, участие России в первой мировой войне… Эпоха рубежа веков стала временем фундаментальных открытий в физике иматематике: беспроволочная связь, рентгеновские лучи, определение массыэлектрона, исследование феномена радиации, создание квантовой теории,специальной и общей теории относительности – всё это резко поколебалопрежние представления о строении мира. Кризис прежнего естественнонаучногомышления выразился в формуле «материя исчезла». Новые открытия резкопротиворечили представлению о структурной завершённости мира: то, чтопрежде казалось стабильным, обернулось текучестью, неустойчивостью. Резкое усложнение физической картины мира сопровождалось переоценкойпринципов понимания истории. Незыблемая прежде модель историческогопрогресса сменилась пониманием непрочности. Человек при таком взгляде наисторию – всего лишь песчинка в историческом потоке. Кризис прежнихисторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчёта,прочного мировоззренческого фундамента. Появилась формула этого кризиса:«Бог умер». Сходство формулировок: «материя исчезла» и «Бог умер» - означаетисчезновение мировоззренческой почвы под ногами, кризис веры в единствомирового порядка. «Науке до души – дальше, чем до звёзд»,- одна из мыслей Льва Шестова.Стиль философствования становится подчёркнуто личностным. Национальная философия переживает настоящее возрождение. Соловьёв,Бердяев, Булгаков, Розанов и другие крупные философы оказали сильное, поройопределяющее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Особенноважным в русской философии было обращение к этической проблематике,фокусирование внимания на духовном мире личности, на таких категориях, какжизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Именно на рубеже веков в искусстве развиваются процессы, которые приводятк формированию типа массовой культуры со свойственным ей примитивизмомизображения человеческих отношений. Противовесом массовой культуре пытаетсястать искусство, изначально ориентированное на узкие круги ценителей,«посвящённых», - искусство элитарное. Таким образом искусство и литературастановятся всё более неоднородными, расколотыми на течения и группировки. Другая особенность искусства этой поры – усиление контактов с мировойкультурой, более активное обращение к опыту не только отечественного, но иевропейского искусства. Русское искусство начала XX века гораздо болеесвободно в обращении с опытом мировой культуры, что даёт предпосылки киспользованию более многоцветной палитры художественных приёмов. Русская культура всё более и более являет миру себя и открывает мир длясебя. Искусство рубежа веков объединяет и возрождает к жизни самые разныестили, включает в себя и элитарное, и низкое искусство, всему даёт своюэстетическую нишу. Одновременно сосуществуют разные художественные системы,сама эпоха эстетически полифонична. Русский символизм. Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве.Традиционному познанию мира символисты противопоставили идеюконструирования мира в процессе творчества. Творчество в пониманиисимволистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов,доступных лишь художнику – творцу. «Недосказанность», «утаённость смысла» -символ – главное средство передачи созерцаемого тайного смысла. Символ –вот центральная эстетическая категория нового течения. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своёмзначении»,- считал теоретик символизма Вячеслав Иванов. «Символ – окно в бесконечность»,- вторил ему Фёдор Сологуб. Одним из фундаментов русской поэзии XX века был Иннокентий Анненский.Мало известный при жизни, возвеличенный в сравнительно небольшом кругупоэтов, он был затем предан забвению. Даже широко бытовавшие строки «Средимиров, в мерцании светил…» публично объявлялись безымянными. Но его поэзия,его звуковая символика оказались неисчерпаемым кладом. Мир стиховИннокентия Анненского дал словесности Николая Гумилёва, Анну Ахматову,Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Велимира Хлебникова, ВладимираМаяковского. Не потому, что Анненскому подражали, а потому, что содержалисьв нём. Слово его было непосредственно – остро, но заранее обдумано ивзвешено, оно вскрывало не процесс мышления, а образный итог мысли. Мысльже его звучала, как хорошая музыка. Иннокентий Анненский, принадлежащий посвоему духовному облику девяностым годам, открывает XX столетие, - гдезвёзды поэзии вспыхивают, смещаются, исчезают, вновь озаряют небо… Среди самых читаемых поэтов – Константин Бальмонт – «гений певучеймечты»; Иван Бунин, чей талант сравнивался с матовым серебром – егоблистательное мастерство представлялось холодным, но именовали его уже прижизни «последним классиком русской литературы»; Валерий Брюсов, имевшийрепутацию мэтра; Дмитрий Мережковский – первый европейский писатель вРоссии; самый философичный из поэтов серебряного века – Вячеслав Иванов… Поэты серебряного века, даже не первого ряда, были крупными личностями.На модно-богемный вопрос – гений или помешанный? – как правило, давалсяответ: и гений, и сумасшедший. Андрей Белый производил на окружающих впечатление пророка… Все они, увлечённые символизмом, стали видными представителями этойнаиболее влиятельной школы. На переломе веков особенно усилилось национальное мышление. Интерес кистории, мифологии, фольклору захватил философов (В. Соловьёв, Н. Бердяев,П. Флоренский и др.), музыкантов (С. Рахманинов, В. Калинников, А.Скрябин), живописцев (М. Нестеров, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, Н.К.Рерих), писателей и поэтов. «Назад, к национальным истокам!» - гласил кличэтих годов. С древних времён родная земля, её беды и победы, тревоги и радости былиглавной темой отечественной культуры. Руси, России посвящали своётворчество люди искусства. Первый долг для нас – долг самопознания –упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого. Прошлое, историяРоссии, её нравы и обычаи – вот чистые ключи, чтобы утолить жаждутворчества. Размышления о прошлом, настоящим и будущим страны становятсяглавным мотивом в деятельности поэтов, писателей, музыкантов и художников. «Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно ибесповоротно посвящаю жизнь», - писал Александр Блок. Сказочная птица с человеческим лицом, прорицающая будущее, образ, частовстречающийся в древнерусских рукописях, на лубочных картинках, поразилавоображение художника Виктора Михайловича Васнецова: «Гамаюн, птица вещая».Картина великого мастера нашла отклик в душе великого Александра Блока.Этот отклик стал стихотворением. Гамаюн, птица вещая. На гладях бесконечных вод Закатом в пурпур облачённых, Она вещает и поёт, Не в силах крыл поднять смятённых… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых. И трус, и холод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!.. Ощущение катастрофичности времени, общественных потрясений, ожиданиетого, что неизбежно, - и в картине Васнецова, и в стихотворении Блока. «Искусство вне символизма в наши дни не существует. Символизм естьсиноним художника»,- утверждал в те годы Александр Блок, который был ужепри своей жизни больше, чем поэт, для многих в России. Николай Купреянов. Это имя художественная критика начала ХХ векапоставила в один ряд с такими именами, как В. Фаворский, А. Кравченко,А. Остроумова – Лебедева. На двадцатые годы выпал расцвет русской гравюры.Гравюра – ремесло, возведённое в ранг искусства. Возрождение гравюры,древнейшего из искусств, началось с обновления форм, с приобретения новогостроя чувств, символов, принадлежащих эпохе. Для Купреянова, человека,формировавшегося в 10-е годы, воспитанного на поэзии Блока, символизм былне просто литературным направлением, а умозаключением, настроением ума –разговорным языком эпохи, времени, языком, на котором изъяснялись и вкругу гравюрных образов. И гравюра представляется уже неким вариантомсимволического искусства. Ещё в юношеские годы, скитаясь по старым русскимгородам, кроме зарисовок древних фресок и иконописи, он увлёкся деревенскойнародно обрядностью, что позже соединилось в его творчестве. С таким жеромантическим восторгом увлёкся он условностью «Мира искусства». «Я едва лине одинаково люблю Сомова и иконопись»,- признавался он в письме к Блоку.Эта двойственность сознания – две стихии – религиозная и символическая –наложили печать на творчество Купреянова. Уже раньше его гравюры обрастаютсимволами имеют не только первый, но и второй план, заключают в себескрытый смысл. Не случайно Купреянов в гравюре начинал с самого интимного,с самого замысловатого жанра книжного знака – экслибриса. Его первыеэкслибрисы – это зашифрованные «за семью печатями» знаки, до смысла которыхневозможно доискаться без знания Библии или геральдического словаря. Егогравюрное пристрастие к житию Николы можно рассматривать как особый интереск соимённому ему – Николаю Купреянову – образа святого. Художник смотрел вгравюру, словно в зеркало, она давала его искусству справку, чувствазаконченности. Темами первых гравюр были мотивы, которые изначально лежали в иконе или встаром лубке: «Король Гвидон», «Царь Давид», «О Бове Королевиче»,«Всадники» (на темы апокалипсиса) – вот названия его первых работ. Позже –гравированные книжки, наподобие блочных книг – «Детство о Егории Храбром»,«Жития Николы», «Азбука»… [pic] Н. Купреянов Король Гвидон. Гравюра на дереве. 1915 - 1916 [pic] Н. Купреянов Царь Давид. Гравюра надереве. 1915 После революции, когда гравюрный пафос соединился с социальным закономКупреянов создал «Битюга» (1917), «Крейсер Аврора» (1922). Изменилсяматериал, форма работ – наблюдается тяготение автора к панорамным, сильновытянутым по горизонтали картинным композициям. Он ещё в первых своихработах подверг упрощениям красочный и затейливый стиль лубочной картинки.Теперь же утверждалась особая этика чёрно-белого штриха. Нарочито грубыйштрих вырезался не по форме, не перекрёстной штриховкой, а ложилсяпараллельными рядами, словно зубья гребёнки, - каждый штрих отдельно.Купреянов выстраивает в работах свой круг образов, впускает в гравюрунатуру, но и натуру подчиняет строгой гравюрной логике, создаётпространство, движение, острым движением штихеля обозначает символическийпетроградский пейзаж, как у А. Блока: «Ночь, ледяная рябь каналов». Купреянов обращается к крупному плану изображения натуры: «Битюг» -конь тяжёлый, мощный, рельефно выписанный на фоне гранённых выступовгородских домов и циклонической кладки булыжной мостовой. Век – железныйвек – вереница ломовых телег, которые мчатся по булыжной мостовой, влекомыезагнанными лошадьми, погоняемые бледнолицыми людьми. У этих людей нервыиздёрганы холодом, нуждой и войнами; рты из раскрыты из них несётся ругань.Но не слышно ругани, не слышно криков, потому что оглушительно гремяттелеги по мостовой – поэтический образ «железного века», образ«металлического» ХХ века, наступившего вместе с войной и революцией.Понятие века олицетворяется с грохотом машин, паровозов, орудий… У Блока онвозникает впервые в 1908 году. Гравюрные битюги затесались среди прототиповблоковского образа, приобрели трагический пафос, поэтический масштаб. За реальными мотивами художник всё рано видит более общий смысл и преждевсего ценит «искусство образа», но чувство природы и пейзажа всё жеобнаруживается и в гравюрах, но и здесь природа выступает в значениисимвола. Это своего рода гравюры-притчи, толкующие о человеке в природекак о начале бытия. Это мир, омываемый дождями и осенённый светом радуги,то выглядывающий из-за туч краешком своих лучей, то очерченной, как полнаядуга. Радуга в гравюрах – это символ ветхозаветного знамения, знакосогласиямежду силами небесными и земными, начала нового круговорота жизни послевсемирного потопа – символ жизни, гармонии, света, добра, единения. В годыреволюции этот библейский символ обрёл новый смысл как олицетворение новойэпохи, возрождения после непрерывной цепи лет «руин и потрясений». Одна из самых больших гравюр Купреянова так и осталась незаконченной –«Трое за столом. Пейзаж с радугой»,- наделена особенно сложной символикой,о смысле которой мы только можем догадываться. [pic] Н. Купреянов Трое за столом. Пейзаж с радугой. Гравюра на дереве. 1918 - 1919 На первом плане сцена трапезы – некий вариант ветхозаветной троицы.Мужиковатые, кряжистые, как будто вырезанные из целого куска дерева, фигурыстранников мало похожи на библейские персонажи: в них что-то простодушноеот первых купреяновских гравюр. Трапеза изображена в ракурсе и сдвинута вправый край. За спиной левого странника развёрнут городской пейзаж: повыгнутому дугой мосту с тремя (повторение темы троичности) чёрными аркамив сторону пустынного города тянется чёрная пустая телега (как «чёрнаятелега» с мёртвыми телами у Пушкина в «Пире во время чумы»). На мосту –булыжная кладка (как в «Битюге»). Сама трапеза не строго канонична, априобретает оттенок жанра. Грубо сколоченный стол, на нём – в тарелке рыба.Присутствующая здесь как символ Христа, но рядом – современная деталь –большой чайник; у стола слева – большое чёрное пятно, очень напоминающеекошку своим силуэтом: в русском фольклоре кошка олицетворяла домового. Надстранниками, подобно Богоматери, склонилась женщина с ребёнком. Женщиназдесь, подобна радуге, поднявшаяся над этим городом мёртвых, символизируетжизнь и просветление. Тема трапезы – тема символа духовного единения,готовности к самопожертвованию – сохранила свой высокий смысл, хотя сильноупрощена и сближена с реальностью. Но эта тема ещё долго будет в гравюрахКупреянова символизировать патриархальный уклад домашней семейной жизни.Смысл гравюры проступает в контексте полубиблейских, полу литературныхинтерпретаций, окрашенных драматизмом своего времени. В другой гравюре тех лет – «Город с солнцем» - солнечный диск, повисшийнад городом, знаменует восход солнца, словно чуда первого дня творенья –преодоления тьмы, хаоса, отделения света от тьмы. Уже в самом названииуказан поэтический смысл образов. Сейчас эта символика кажетсязамысловатой, но в своё время она была общепонятной. [pic] Н. Купреянов Город с солнцем. Гравюра на дереве. 1919 [pic] В. Фаворский. Н.Н.Купреянов Гравюра на дереве. 1926 [pic] Е. Кругликова. Александр Блок. Силуэт. 1921 [pic] П. Филонов За столом Акварель. 1914 Специфической приметой культуры рубежа XIX – XX веков являетсяактивное взаимодействие разных искусств, своего рода межвидовая диффузия.Не редки случаи творческого универсализма: например, Михаил Кузмин сочеталпоэзию с композиторской деятельностью, Микалоюс Чюрлёнис музыку сживописью, Владимир Маяковский занимался изобразительным искусством. Дажежанровые обозначения порой заимствовались из смежных искусств: Андрей Белыйдавал своим литературным опусам жанровое определение «симфонист», аАлександр Скрябин, напротив, называл свои симфонии «поэмами». Музыкальное дарование Александра Скрябина ни раз привлекала в себевнимание окружающих с юных его лет. Он обладал необыкновенным музыкальнымслухом и музыкальной памятью: услышав раз незнакомое прежде произведение,мальчик тут же мог повторить его, сев за фортепиано. Он отличался какисполнитель, своеобразным и глубоким постижением музыкальных образов. Каккомпозитор, стал писать очень рано и жил музыкой, постоянно уединяясь,чтобы создавать музыку. В юные годы обращался к разным жанрам. Определяющуюроль в формировании Скрябина как музыканта и человека сыграл СергейИванович Танеев, профессор и дирижёр Московской консерватории, которуюСкрябин закончил с золотой медалью по классу композиции и по классуфортепиано. Жанры, к которым обращался Скрябин в юности – вальсы, ноктюрны,мазурки, этюды, прелюдии, экспромты, сонаты – уже получили гениальноевоплощение в творчестве предшественников: Фредерика Шопена, Ференца Листа,чьё творчество было особенно близко Скрябину. И молодой композитор ищетсвои пути и средства, постепенно завоёвывает широкое признание. ВеликийН.А. Римский-Корсаков в 1902 году сказал о тридцатилетнем композиторе:«Скрябин – великий талант». Эмоциональная сложность произведений Скрябинаопределилась уже в ранний его творческий период. Он рано обращается кпринципам сонатности, пользуется огромным арсеналом средстввыразительности, оттачивает все детали. Уже в конце XIX века он становитсяобщепризнанным композитором, произведения его звучат под управлением такихкорифеев русской музыки, как Лядов, Римский-Корсаков; музыку его исполняютАлександр Зилоти, Елена Бекман-Щербина, Александр Глазунов. Что касаетсямировоззрения Скрябина, то ему оказывается близким творчество ВячеславаИванова, Валерия Брюсова, где высшее начало русской мысли определяетсяформулой: «Бог есть любовь». Скрябин задумывает оперу (но так и неосуществляет), где герой – поэт, композитор, мыслитель – высказывает таксвои мечты: Хотел бы я в сердцах народов Мою любовь запечатлеть… Этими словами Скрябин определил свои философские концепции, которые нашлиотражение в его музыкальных поэмах: борьба добра и зла, «созерцаниезвезды», символизирующее высокие идеалы человечества и стимул «полёта» -иными словами, стремление к этим идеалам. Например, к Четвёртой сонате быласочинена программа, передающая замысел композитора: «В тумане, лёгком ипрозрачном, вдали затерянная, но ясная – звезда мерцает светом нежным. О,как она прекрасна! Баюкает меня, ласкает, манит лучей прелестных тайнаголубая… Приблизиться к тебе, - звезда далёкая! В лучах дрожащих утонуть, -сиянье дивное!.. Я к тебе, светило чудное, устремляю свой полёт!..»Призывные интонации, которыми начинается первая часть сонаты как имелодические очертания всей темы как бы озаряют «полёт к звезде», и яркаязвучность музыки утверждает веру в достижении заветной цели. Образы,близкие к лирике, встречаются у Скрябина и в «Трагической поэме», и в«Сатанической поэме». Хотя «Трагическую поэму», как заметил Генрих Нейгауз,можно было бы назвать «героической». «Божественная поэма» Скрябина, законченная в 1904 году, принадлежит кчислу высших достижений русской классики. О потрясающем впечатлении,которое произвела симфония, Борис Пастернак вспоминал: «Весной 1903 года…Дачным соседом нашим оказался Скрябин. Мы и Скрябины тогда ещё не былизнакомы домами. Дачи стояли в отдалении друг от друга… Солнце дробилось влесной листве, низко свешивавшейся над домами…Я убежал в лес. И точно также, как чередовались в лесу свет и тень и перелетали с ветки на веткуптицы, носились и раскатывались по нему куски и отрывки Третьей симфонии,или «Божественной поэмы», которую в фортепианном выражении сочиняли насоседней даче. Боже! Что это была за музыка! Симфония беспрерывно рушилась иобваливалась, как город под артиллерийским огнём, и вся строилась и рослаиз обломков и разрушений. Её всю переполняло содержание, до безумияразработанное и новое…» Эти слова Пастернака как нельзя лучше подходят к «Божественной поэме», впартитуре которой гениальное новаторство сочетается с высочайшиммастерством. Симфония написана для огромного состава оркестра, укрупнённогои расширенного Скрябиным. Начальная тема «самоутверждение», выраженная внизком регистре и порученная четырём фаготам, валторне, тромбону, трубе ивиолончели, пронизывается контрастными призывными возгласами трёх труб. Этизвонкие эмоциональные возгласы подчёркиваются ударами и раскатами литавр. Ав кульминации гремит вся огромная группа медных (17 инструментов!),вступают все струнные, поддерживаемые флейтами… Анализ партитуры «Божественной поэмы» позволяет судить о поразительнойсимфонической драматургии, о не только высоком мастерстве, но и своеобразииСкрябина, о широком круге образов и идейно-эмоциональном содержаниимузыкальной поэмы. Дерзновенное коварство Скрябина ярко проявилось в «Поэме экстаза». Этопроизведение поставило Скрябина в ряд величайших симфонистов мира, а «Поэмаэкстаза» вошла в историю русской музыкальной культуры как одно из высшихдостижений классики. Текст программы к симфонии был стихотворным, а образыэтой программы были близки к поэтике русского символизма, но всё же ониотмечены творческой индивидуальностью композитора, и «Поэма экстаза»навсегда осталась шедевром «чистой музыки». Литературный текст программы –это гимн всепобеждающей мощи человеческого духа, «жаждой жизниокрылённого», стремящегося к «вершине бытия». Заключительные строки текстазвучат как утверждение всемогущества человеческой воли, утверждениечеловеческого достоинства, на защиту которого поднимались лучшие,непобедимые силы России в годы создания «Поэмы экстаза»: И огласилась Вселенная Радостным криком Я есмь! Процесс творческой эволюции Скрябина был настолько стремителен, чтокаждое сочинение его оказывалось новаторским, даже по сравнению с его жесобственными, ранее созданными. «Прометей», или «Поэма огня» - произведение, которому суждено было статьпоследним симфоническим произведением Скрябина. Образ титана Прометея, возникший в греческой мифологии не менее трёхтысяч лет тому назад, может быть назван самым благородным образом,пришедший к нам из далёкого прошлого. Прометей похитил огонь с неба ипередал его людям, благодаря чему они преобразили свою жизнь. Прометей жебыл приговорён Зевсом к страшной каре… Прометей оказался единственнымтитаном – богоборцем, решившийся на подвиг во имя любви к людям, той любви,которая «движет Солнцем и прочими светилами» и навеки наделенапреобразующей, божественной силой. Начиная с Гесиода и Эсхила, к образу титана – огненосца обращались многиемыслители, создавались произведения литературы и искусства. У Скрябина это– симфонический монумент, завершивший его творчество. Для воплощенияобразов музыкальной поэмы композитору понадобится не только огромный составоркестра, как в «Поэме экстаза», но и ещё фортепиано, большой смешанныйхор, поющий без слов, и, что следует особо подчеркнуть, световая партитураи световая клавиатура, при помощи которой зал погружался в сияние того илииного цвета, причём конструкция этого инструмента допускала и смешенияцветов. К сожалению, полной расшифровки нотной записи, в которой изложенацветовая партитура, композитор не оставил, и никто из его окружения непостарался систематизировать идею так называемой таблицы скрябинского«цветослуха» (а ведь это прообраз – начало – нынешней цветомузыки!),остались лишь сведения о том, в какой цвет представлялись ему окрашеннымиразличные тональности. Поэма отличается многотёмностью, необычностьюзвучания фона, поразившего своим волшебным характером, - что былодостигнуто путём применения своеобразной и сложной гармонии, - даже такогомузыканта, как Сергей Рахманинов. В звучание оркестра вплетаются голоса хора, чьи возгласы воспринимаютсякак древние заклинания, усиливающиеся раскатами органа. Звучностьприобретает просветлённый характер, подчёркиваемый ударами колоколов,перезвоном колокольчиков, всплесками арф. И здесь Скрябин пошёл своимпутём… После первого исполнения «Прометея» в Петербурге в марте 1911 годаНиколай Яковлевич Мясковский писал: «Изумительнейшее явление человеческогодуха, не досягаемый «Прометей» Скрябина. Скрябин – гениальный искательновых путей, но при помощи совершенно нового, небывалого языка, оноткрывает перед нами необычайные, эмоциональные перспективы, такие высотыдуховного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирнойзначимости…» В историю мировой культуры Скрябин вошёл как один из величайших русскихкомпозиторов, завершивший классический период русской музыки. Он предстаётперед нами в ореоле мировой славы, великий русский художник-мыслитель,создатель гениальных музыкальных произведений, наметивший путь развитиясинтетического искусства, первым примером которого был созданный им«Прометей». Русский символизм, пытаясь создать новую философию, стремясь выработатьновое универсальное мировоззрение, обогатил русскую культуру множествомоткрытий, поставил вопрос об общественной роля художника, начал движение ксозданию таких форм искусства, коллективное переживание которых могло быобъединить людей в стремлении возродить веру в высокое предназначениеискусства и культуры. Символизм обновил философско-эстетическую основурусской культуры, наметил круг наиболее актуальной для ХХ векахудожественной проблематики. Постижение новой художественной логики в литературе и искусстве рубежавеков вряд ли возможно без учёта важнейших явлений в смежных искусствах. Важную роль в русской культуре рубежа веков сыграла группа художников«Мир искусства». Возникшее в 1898 году, она с самого начала провозгласилакурс на освоение новых явлений европейского искусства. Художники «Мираискусств» отстаивали свободу творчества от несвойственной ему, как онисчитали, гражданственности и моральной проповеди. Ближайшими по духуявлениями европейской живописи «Мир искусств» считал импрессионизм ихудожников, выступавших провозвестниками стиля «модерн». Важной чертойживописи Александр Бенуа, К. Сомова, В. Борисова-Мусатова стала подчёркнуто-личностное отношение художника к изображённому объекту. Их излюбленныйобъект – та или иная культурная эпоха со специфическим художественнымязыком. Художники стремятся постичь дух этих эпох через овладение ихстилями. Художественный язык, как бы эмансипируется от социально-исторической содержательности, игра форм приобретает главенствующеезначение. Через призму стилизации осмысляется в живописи начало ХХ века ирусская народная культура (Ф. Малявин, Б. Кустодиев и др.) Последующие русские художественные группировки – «Голубая роза»,«Бубновый валет» - ещё более радикально переносят акцент на субъективноавторское осмысление мира. Объединение, о котором пойдёт речь, имело странную судьбу. «МАИ» -коллектив «Мастеров Аналитического искусства» (школа Филонова). «Искусство – это активно действующее содержание. <…> Работать от частногок общему. Единственным профессиональным критерием вещи является еёсделанность. Рисунок формы и рисунок формою – это сделанная форма,доведённая до последней стадии напряжения. Ученики должны… рисоватьпейзажи, портреты, плакаты, политические карикатуры. Это должна быть нестудия богадельня, а революционная мастерская, где главное –сделанность, изображение и связь его с жизнью», - этими словами П.Н.Филонов, руководитель художественной группировки выразил творческое кредоколлектива. Объединение это было объектом страстных нападок с одной стороныхудожников академического направления, предметом обвинения в формализме,штукатурстве, а с другой стороны оно имело много поклонников, защищавшихноваторство, ищущий дух, парадоксализм как цель, свойственны объединению.Среди поклонников – поэты Даниил Хармс, Владимир Маяковский, НиколайЗаболоцкий, композитор Артур Лурье, литературовед В. Шкловский. Объединениебыло очень скоро забыто, «вычеркнуто из памяти» последующих поколений в 30-е годы, не упоминалась в статьях, словарях и многотомных историях русскогоискусства. А между тем объединение оставило яркий след в культуре, в памятисовременников – как художников, литераторов, людей, близких к искусству,так и не профессионалов. В период разброда, в пору противостояния «левых» и«правых» художественных направлений, группа молодых художников, живших вЛенинграде, объединила вокруг яркой личности – замечательного художника,одного из идеологов «левых», Павла Николаевича Филонова. Филонов –открыватель новых путей, автор новой художественной системы, воплотившейсинтез «старой» и «новой» живописи. Мастера – «филонисты», несмотря наобщность мировоззрения, шли своим собственным неповторимым путём, пользуясьживым творческим примером и советами руководителя. Филонов – своеобразная,яркая и во многом загадочная фигура. Художник – мыслитель, «провидец»,удивительно владевший рисунком и цветом, мастер огромного творческогодиапазона, умевший как никто другой, содержательно, интуитивно, пластичностроить художественную форму. Особенности филоновской эстетики: первое –антиимпрессионизм. От поверхности внешних иллюзий – к внутренней сутиявлений, смысловая напряжённость, образная концентрированность; атака назрителя, захват зрительского внимания яркими контрастными цветами. Составгруппы был довольно пёстрым и сперва довольно текучим, непостоянным.Постепенно численность объединения стабилизировалась, достигнув 30-40человек. Наблюдалась большая самоотверженность и дисциплинированность«учеников» - молодёжи 19-20 лет. Они овладевали техникой письма,тренировались в мышлении, в раскованности воображения, училисьанализировать и сопоставлять – ученики, освоившие систему индивидуально,именовались «Мастерами». Художники работали в разных жанрах. Коллективпросуществовал до весны 1930 года. К числу преданных к филоновским идеямучеников, составивших «ядро» объединения, принадлежали художники Б Гурвич,Т. Глебова, А. Порет, Е. Кибрик, Д. Крапивный, А. Мордвинов,В. Луппиан, К. Вахрамеев. Работая в живописи как профессионалы, отдавая лучшую часть своего времении сил, они создали произведения своеобразные, отличающиеся высоким уровнеммастерства, организовывали выставки картин, иллюстрировали книги: «Изборникстихов» и «Проповедь о поросли мировой» Велимира Хлебникова, финский эпос«Калевала»… Они оставили огромное культурное наследие. Период долгогозабвения закончился, и теперь в Петербурге периодически проводятся выставкифилоновского «Коллектива Мастеров аналитического искусства», положившему в20–30 годы свой значительный вклад в фундамент российской культуры. Русской литературы начала ХХ столетия полнее и глубже других формобщественного сознания выразила мироощущения нашего соотечественника,жившего в то сложное, трагическое время. Эстетика и поэтика акмеизма. Литературное течение акмеизма возникло в России в начале 1910-х годов.Группа молодых поэтов, оппозиционно настроенных по отношению к символистам,стремилась преодолеть утопизм символической теории. Лидером этойгруппировки стал Сергей Городецкий, к нему присоединились Николай Гумилёв,Александр Толстой. Литературные занятия проводили Вячеслав Иванов,Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин. Поэты, обучающиесястихосложению, стали называть себя «Поэтическая академия». В октябре 1911года «Поэтическая академия» преобразовалась в «Цех поэтов» по образцусредневековых названий ремесленных объединений. Руководители «цеха» сталипоэты следующего поколения – Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Былпоставлен и решён вопрос о создании нового поэтического течения – акмеизма(от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила). Акмеистами стали АннаАхматова, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин и др. Первой ласточкой акмеизма, его эстетической основой стала статья М.Кузмина «О прекрасной ясности». Статья диктовала принципы «прекраснойясности»: логичность замысла, стройность композиции; «кларизм» по существустал призывом к реабилитации эстетики разума и гармонии, противостоялглобализму символистов. Наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшиекогда-то заметную роль в символизме, - М. Кузмин, И. Анненский, А. Блок. При имени Гумилёва мы ныне вспоминаем о том, что он был основателемакмеизма. А он был прежде всего редчайшим примером слитности стихов ижизни. Все его годы воплощались в его стихах. Жизнь его – жизньромантического русского поэта – воспроизводится по его творениям. Гумилёвоставил нам мужественное предугадание: Земля забудет обиды Всех воинов, всех купцов, И будут, как встарь, друиды Учить с зелёных холмов. И будут, как встарь, поэты Вести сердца к высоте. Как ангел водит кометы К неведомой им мечте. Его ритмы имеют вес. Его строки светятся и благоухают. Его интонацияповела за собой рать поэтов, оказавшуюся непобедимым воинством. Талант,чистое вдохновение должно быть, по его убеждению, совершенным, и он упорнои сурово учил молодых поэтов ремеслу. Результаты превзошли все ожидания:через пять лет в России в больших городах возникли, по примерупетербургского, цехи поэтов – отныне уже невозможно было писать плохихстихов, уровень мастеров необычайно повысился, а те у кого был талант,могли проявлять его в совершенной форме. Он был строг и неумолим к молодым поэтам и к себе, он первым объявилстихосложение наукой и ремеслом, которому нужно учиться, как учатся музыкеи живописи. Он был мужественен и упрям, он был мечтателен и отважен. В нёмсочетались мальчишество и воспитанность молодого человека, кончившего смедалью Царскосельскую гимназию, бродячий дух и непреклонный фанатизмпоэта. Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, обвеянные ароматомвысоких гор, жарких пустынь, дальних морей. Странствующий рыцарь,аристократический порядок, он был влюблён во все времена, страны и эпохи. Когда началась мировая война, Гумилёв ушёл на фронт. О его приключенияхходили легенды. Он получил три «Георгия», был тяжело ранен, но его душарасцветала в дерзкой героической красоте. Как истинный русский гений, он обладал даром предвидения, предсказав себев потрясающем стихотворении «Рабочий»: Он стоит над раскалённым горном, Невысокий старый человек, Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век Все товарищи его заснули, Только он один ещё не спит, Всё он занят отливаньем пули, Что меня с землёю разлучит. Упаду, смертельно затоскую, Прошлое увижу наяву, Кровь ключом польётся на сухую, Пыльную и мятую траву. И господь воздаст мне полной мерой За недолгий мой и горький век… Мы не знаем подробностей его убийства (страна убила, расстреляла своегогероя!), но знаем, что, стоя у стены, он не подарил палача даже взглядасмятения и страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт… Хмурая тень его,негодуя, отлетела от обезображенной, окровавленной, страстно любимой имРодины… Им были написаны книги стихов: «Путь конквистадора», «Романтическиецветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костёр», «Шатёр», пьесы встихах; книга китайских стихов «Фарфоровый павильон», готовились к печатикниги стихов «Огненныё столп», «Посредине странствия земного», «Поэмадракон»… Сны серебряного века не обходятся без Михаила Кузмина – поэта,изысканного стилизатора, близкого по своей манере к «Миру искусств».Исключительный слух и вкус позволяли Кузмину балансировать на той опаснойграни гениальности, за которой – банальность и безвкусица. Ему, безусловно,помогли занятия в Петербургской консерватории. Только он мог сказать, что унего «не музыка, а музычка, но в ней есть яд». Он объединял слова имузыку, поклонялся XVIII веку и безумно любил его, хотя тогда хорошим тономсчиталось принадлежать модернизму. Прозаик и литературный критик,переводчик и композитор, он писал музыку к спектаклю по пьесе АлександраБлока «Балаганчик». Старший из всех акмеистов, теоретик акмеизма, о нёмписала Ирина Одоевцева: «Кузмин – король эстетов, законодатель мод и тона»…А. М. Волошин о нём говорил: «Когда видишь Кузмина в первый раз, то хочетсяспросить его: «Скажите откровенно, сколько вам лет?», но не решишься, боясьполучить ответ: «Две тысячи…» Несомненно, что он умер в Александрии молодыми красивым юношей… Но почему же он возник теперь, здесь, между нами, втрагической России, с лучом эллинской радости в своих звонких песнях иласково смотрит на нас своими жуткими, огромными глазами, уставшими оттысячелетий?» …Когда мне говорят: «Александрия», Я вижу звёзды над стихающим городом… … Я вижу бледно-багровый закат над зелёным морем, мохнатые мигающие звёзды И светлые серые глаза под мохнатыми бровями, Которые я вижу и тогда, когда не говорят мне: «Александрия!» Кузмин был похож на свои книги. Он обладал умением видеть поэзию во всехявлениях жизни, даже самых простых, обычных, ежеминутных: Ложится снег… Печаль во всей природе. В моём же сердце при такой погоде. Иль в пору жарких и цветущих лет Печаль всё о тебе… В образе природы и в мире обычных предметов Кузмин видит лирику. Вечнуютему мировой лирики – любовь – Кузмин повернул своеобычно, смело, дерзко,чем шокировал поначалу многих, но смущение прошло, и стало очевидно, чтоКузмина вдохновляют не капризы больной чувственности, а любовь в самомчистом и глубоком значении этого чувства: Моей любви никто не сможет смерить, Мою любовь свободе не учи! Явись, о смерть, тебе лишь можно вверить Богатств моих злачённые ключи! Начав когда-то с людьми «Мира искусств», Кузмин пошёл дальше их, оказалсятоньше и восприимчивее к веяниям жизни. Кузмин подхватил носившиеся ввоздухе идеи экспрессионизма и порождённого им самим сюрреализма и развилих с неподражаемой оригинальностью. Поэзия Кузмина не похожа на то, чтосоздавали его современники. Совсем отдельная, опережающая развитиелитературных течений эпохи и вместе с тем не отделимая от неё, онамогущественно повлияла на современную поэзию. Наука о литературе до сих пор ещё не дала точного определения поэзииМихаила Кузмина. Русский футуризм. Русский футуризм возник в результате кризиса символизма какмировоззрение. И хотя само слово было заимствовано из итальянскогоискусства, поэт Владимир Маяковский утверждал в письме в редакцию газеты«Новь», что русский и итальянский футуризм – это, видимо, два параллельныхтечения, порождённых жизнью мегаполисов, нивелирующих все национальные икультурные различия. Маяковского футуризм привлекал пафосом отрицания и разрушения старойкультуры и поисками в области нового поэтического языка. В сборнике (вманифесте) «Пощёчина общественному вкусу» (1912) футуристы изложили всесвои эстетические принципы, заявив: «Только мы – лицо нашего времени…Прошлое тесно…» Поэтика Кубофутуристов формировалась под непосредственным воздействиемкубизма в живописи. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», -говорил В. Хлебников. Результатом этого процесса стал «словесный кубизм»Маяковского, который перенёс систему живописной композиции на создаваемыеим поэмы. Футуристы стремились передать динамизм жизни, искали соответствиемежду временем – ритмом произведения и временем – ритмом реальной жизни.Создавая новое искусство, они перемещали настоящее в будущее, разрушалиграницы между искусством и жизнью, между образом и бытом, ориентируясь наязык улицы, на рекламу, на плакат: вызов – во всём! Стихи Маяковскогопостепенно приобретают скандальную известность, но издаются во множестверазными издательствами, выходят отдельные сборники; поэт много работает,создаёт поэмы «Облако в штанах», «Флейта – позвоночник», «Война и мир»;пишет трагедию «Владимир Маяковский», которая была поставлена в Луна-паркев Петербурге. Он принимает участие в диспутах о современной поэзии, многоездит с выступлениями по России… Стихи Маяковского становятся предметом обсуждения. Они поражают читателейи слушателей. Поэт считает слово наилучшим орудием духовной революции,поэтому важными художественными приёмами считает контрастность игиперболизм. Он был поэтом небывалой практической устремлённости. Онположил собой начало новой поэтической эпохи, новой связи человека сжизнью. Марина Цветаева сказала о нём: «Это был первый новый человек новогомира, новый грядущий. Кто этого не понял, не понял в нём ничего» Ещё до революции твёрдо решив «делать» новое искусство, Маяковский, свосторгом принявший Октябрь, пошёл в ногу со временем. Тема революции иреволюционных преобразований становится ведущей, Маяковский в своёмтворчестве утверждает понятие советского патриотизма. Произведения егопронизаны любовью и верой в человека, его лирический герой влюблён в своюреспублику, в свой народ… Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят – что ж?! По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь. Валентин Катаев сказал: «За одно это четверостишье – по-моему – ему нужнобыло поставить памятник». Серебряный век отмечен женской лирикой. Зинаида Гиппиус, Марина Цветаева,Анна Ахматова… Были и другие, но с названными едва ли кто может сравниться. Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический свод. Большойталант всегда редкость, гений – тем более. ХХ век не дал своего Пушкина, ноискусство России начала ХХ века сотворило своеобразную книгу – «звёздаминаписана та книга, Млечный Путь – один её листочек». Д. Мережковский, А. Блок, М. Волошин, И. Анненский, В. Брюсов, К.Бальмонт, Б. Пастернак, С. Городецкий, С. Есенин… А. Скрябин, С.Рахманинов, М. Врубель, В. Кандинский, М. Шагал, Фальк, И. Машков, Н. Рерих– галерея величайших имён и личностей. Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но всеони сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь,за стенки ЧК, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины,незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным,хоть и трудным, изучение этого богатого и многообразного периода в развитиикультуры нашей страны. Список используемой литературы: И. Бэлза «Александр Николаевич Скрябин» М. Зиновьев «Панорама искусств ч.13» Е.Б. Мурина «Панорама искусств ч.3» Содержание: Введение 1 Русский символизм 2 Эстетика и поэтика акмеизма 15 Русский футуризм 18 Заключение 19 Список используемой литературы 20




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Серебряный век в русской литературе и искусстве iconСеребряный век русской поэзии: А. Ахматова Лирика "серебряного" века многообразна и музыкальна. Сам эпитет"серебряный" звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездиепоэтов. Поэтов музыкантов

Серебряный век в русской литературе и искусстве iconСеребряный век Серебряный век
Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д. Мережковского «Символы»
Серебряный век в русской литературе и искусстве iconВопросы к годовому зачету по литературе для группы 111. Почему критики выделяют в литературе следующие периоды: «золотой век»
Почему критики выделяют в литературе следующие периоды: «золотой век», «серебряный век»? Назовите эти периоды в литературе по времени...
Серебряный век в русской литературе и искусстве iconСеребряный век русской литературы

Серебряный век в русской литературе и искусстве iconСеребряный Век русской культуры

Серебряный век в русской литературе и искусстве iconСеребряный век русской литературы

Серебряный век в русской литературе и искусстве iconВведение 3 предтечи русского символизма манифесты символизма в россии 4 «старшие символисты». «младосимволисты» 9
Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских...
Серебряный век в русской литературе и искусстве iconДокументи
1. /произведения русской литературы 18 век/Бригадир.doc
2. /произведения...

Серебряный век в русской литературе и искусстве iconБаллы (1 – 3) Дизайн
Критерии оценивания презентации ученического проекта «Серебряный век русской поэзии»
Серебряный век в русской литературе и искусстве iconВнеклассное мероприятие по литературе на тему: «Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем»
Знакомство с русской поэзией начала XX века занимает основное место в изучении курса литературы в 11 классе. Серебряный век отмечен...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы