Искусство Византии. Иконопись icon

Искусство Византии. Иконопись



НазваниеИскусство Византии. Иконопись
Дата конвертации14.07.2012
Размер200.45 Kb.
ТипРеферат
Искусство Византии. Иконопись


СодержаниеКраткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина. 2Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) 6От античной живописи к иконописи 10Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи 13Византийский иконографический канон 16 Техника иконописи 16 Пропорции фигур 17 Тип лица и выражение 17 Внешность и поза 17 Палитра цветов, игнорирование светотени 18Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410) 20Список литературы. 23Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина. В 330 г. римский император Константин I Великий перенес вКонстантинополь столицу империи. В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную. В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров. Восточной, Византийской империи, суждено было существовать досередины 15 века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство -ромейской державой, а Константинополь - "Новым Римом". Со времен основания до второй половины 12 века это быломогущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы. Византийскаяимперия, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке, -включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, частьМесопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крымуи на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население -30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховныхсюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийскогоимператорского двора ходили легенды. Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почтипоголовно граотным населением) и великой морской и торговой державой. Еекупцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию,Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотойсолид играл роль международной валюты. Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийскийимператор стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, послезавоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, посуществу, греко-славянским государством. На основе религиозной общностивокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)",включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии. До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовалалитература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрелиславянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси. Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнутарелигией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной.Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строгоцентрализованное управление.
По своей политической структуре Византия была самодержавноймонархией, учение о которой окончательно сложилось именно в здесь. Всяполнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшимсудьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией ит.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной,однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатомэтого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием иличным способностям нередко мог занять очередной династии (простой воин,даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости высокий пост вгосударстве или даже стать императором. История Византии полна такихпримеров). В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской ицерковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу,управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком иинструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров впечально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство былополностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий,богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касаетсякультурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизациядуховного искусства. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокиеобразы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществомформ, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления,глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира иэллинистического Востока, по силе выразительности и глубокойодухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех странсредневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается впрославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук иискусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшиесредоточием византийского художественного стиля. Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нембыли эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачныегоды господства реакционных. Было несколько периодов, более или менееблагополучных, отмеченных особым расцветом искусства: Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии" и такназываемые Византийские "ренессансы": . Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) - "македонский ренессанс". . Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский ренессанс". . Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс". Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовыйпоход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ееконец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода вкатоличество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутаянародом). В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армиейи через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XIПалеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках. С тех пор Константинополь именуется Стамбулом. Падение Византии стало огромным ударом по православному (да ихристианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики,христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падениинравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византиив последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал: "После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложениемВосточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз передвозрождением Запада, снесена с исторического поприща. ... Гордясь своимправоверием и благочестием, они не хотели понять той простой исамоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют,чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и чтопочитаем, - они не хотели понять, что действительное преимуществопринадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оноустрояется и управляется в духе Христовом. ... Оказавшись безнадежнонеспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, -Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие,обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше,быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободноот внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалосьв религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов изловредных ересей, а также не защищало православия посредством повальногоизбиения еретиков и торжественного сожига-ния ересиархов на кострах". Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) В истории средних веков (и не только средних веков) было немалодраматических моментов, когда в силу политических или экономических причинопределенный жанр искусства вдруг становился неугоден. Художники,работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям,уничтожались морально или физически. Ярчайшим примером является периодиконоборчества в Византии. В 717 г., когда ислам завоевывал Азию и угрожал Европе, напошатнувшийся византийский престол взошел Лев III (675-741), прозванныйИсавром. Неизвестно, происходил ли он на самом деле из племени исавров(дикого и воинственного народа), но известно доподлинно, что он былотважным и блестящим полководцем, сумевшим защитить страну от арабов изначительно укрепить внешнеполитическое положение Византии. Не теряя времени, Лев Исаврянин решительно взялся за внутренниереформы и, в частности, обратил пристальное внимание на Церковь. При этомон нашел, что почитание реликвий (останков святых и священных предметов) иикон приняло небывалые размеры, превратившись, по существу, в суеверие.Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнутьсямолитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие почести,что подлинный смысл христианского искусства стал подменяться языческимидолопоклонством. Духовенство же зачастую ловко использовало суеверия иязыческие привычки паствы в целях собственного обогащения и усилениявлияния. Неудивительно, что культ икон в своем извращенном виде сталпрекрасной мишенью для насмешек мусульман, придерживавшихся строгогомонотеизма. Для Льва, очевидно, было чрезвычайно важно опровергнутьобвинения в идолопоклонстве, возводимые против христиан. Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Неделай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что наземле внизу...". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока,чьи традиции вообще не допускали изображения человека (что было закрепленомусульманской религией). Взгляды самого императора были вполне православными, и он мог бывнести заметный вклад в отстаивание христианских истин, если бы к егоборьбе с идолопоклонством не примешивались иные, чисто политические мотивы.Церковные историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против чрезмерногопочитания икон явилась только частью его обширных замыслов по реорганизациивсей государственно-церковной системы Византийской империи. Целью этойборьбы было ограничение прав и влияния высшего духовенства, занимавшеговедущие государственные должности. В 726 году император обнародовал указ, в котором запрещалосьвоздавать поклонение иконам как божественным изображениям и давалосьуказание вешать их в храмах на значительной высоте. Духовенство,естественно, встретило этот наказ в штыки - императора обвинили воскорблении христианских святынь. Население империи разделилось надвое: иконоборцы и иконопочитатели.Немедленно началась череда кровавых событий: в Константинополе иконоборцыпопытались публично уничтожить икону Христа, но были растерзаны толпойиконопочитателей, последних ловили и казнили, был низложен любимый народомпатриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу, в ответ на этовизантийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей и двинулся настолицу, чтобы низложить императора, но был сожжен "греческим огнем" истрана осталась без флота... Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческойереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасаяиконы, стойкие христиане рисковали жизнью. Многие кончали жизнь на плахе,других растерзала толпа. Настоящая гражданская война длилась до самойсмерти Льва III и продолжалась при его приемнике Константине Копрониме.Сторонники императоров явно побеждали. Теперь допускалась только светскаяживопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохраняласьтолько в отдаленных провинциальных монастырях. Христианские мыслители поняли всю опасность ереси иконоборчества.Вопрос, по сути дела, заключался не в иконах. Отрицая божественныеизображения, иконоборцы тем самым отрицали возможность одухотворенияматерии, что противоречило основам христианского учения. Крупнейшие деятелиЦеркви повели решительную борьбу против иконоборчества. Римский ПапаГригорий II, а за ним Григорий III решительно осудили эту ересь. ГригорийIII приказал прекратить сбор подати в пользу Византии, дав понять, чтоотныне он не считает себя подданным византийского императора. Этовыступление Григория III поддержала вся Италия. К концу VIII века движение иконоборцев пошло на убыль. Регентшавизантийского престола Ирина, афинянка по происхождению, женщина красивая,властная и коварная, была ревностной почитательницей икон. Став императрицей, она созвала VII ВселенскийСобор, который открылся в 786 году в Константинополе. На Собореприсутствовали легаты Римского Папы Адриана I. Однако между сторонниками ипротивниками иконоборчества произошли столкновения, Собор был сорван иоткрылся вновь только через год. Иконопочитание победило. Собор постановил: "Мы неприкосновенносохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно.Одно из них заповедает делать живописные церковные изображения, так как этосогласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, чтоБог - слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам".Иконы были признаны "напоминательными начертаниями" и почести имразрешалось воздавать только как образам. Тем самым Собор, отвергнув ересь иконоборчества,вместе с тем преодолел крайности иконопочитания. Епископы-иконоборцыполучили на Соборе прощение. Идеи иконопочитания были теоретическиобоснованы в трудах Иоанна Дамаскина, положивших начало процессуканонизации иконописи. Однако, мытарства иконопочитания еще не закончились. Политическаяситуация быстро менялась. Запад усиливался, арабы в период правления халифаГарун-аль-Рашида процветали, а Византия продолжала слабеть. В 802 годуИрина была свергнута и отправлена в ссылку. В 815 году патриарх Феодотвновь торжественно провозгласил законность иконоборческих эдиктов. Вновьначалась жестокая реакция. Закрывались монастыри, конфисковывались ихземли, монахов ссылали или казнили. Все закончилось только к 843 году, когда патриарх Мефодий собралновый Собор и подтвердил решения VII Вселенского собора об иконопочитании. 11 марта 843 годаЦерковь впервые праздновала Торжество Православия. С тех пор это событиеежегодно отмечается в течение первой недели Великого Поста, которая носитназвание "недели Торжества Православия". Это была грустная победа. Православие торжествовало, но сам факт, чтоимператоры стали решающими судьями в жизни Церкви и что именно от их волизависела судьба Православия, свидетельствует о полной победе цезарепапизмав Византии. С IX века истинные византийские христиане либо эмигрируют, либовсе более удаляются от мира - на гору Афон, в пустыни, за крепкие каменныестены монастырей. Одновременно исчезает и религиозная активность мирян, таквыгодно отличавшая Византию от варварских народов современной Европы. Резкоснижается уровень богословия, уменьшается грамотность населения, котораяраньше была практически всеобщей. Духовная жизнь Востока начинает замирать. От античной живописи к иконописи Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековаяиконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой виконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официальногоутверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно,в течении многих веков. Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемойрелигией, местом сбора верующих для совместной молитвы были местауединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз,Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были дляних и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывалиживописью, в которой использовались художественный язык и сюжетыантичности. Здесь еще много было ваз, цветов, плодов, животных, амуров.Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически-аллегорический смысл. Например, образ прелестной девушки Психеи стал толковаться какизображение христианской души. Пальмовая ветвь - атрибут императорскихтриумфов - стала символизировать райское блаженство. Амуры без трудапревратились в ангелочков. На фресках появляются молящиеся - фигуры своздетыми вверх руками - оранты. Особый смысл приобрели виноградная лоза игроздь - они стали символом главного таинства - пресуществления хлеба ивина в Тело и Кровь Христовы (евхаристии). Видимо, на этих двух иконах, как раз, аллегорически представленотаинство евхаристии. Первая называется "Вино истины", вторая - "Хлебжизни". Иконы современные (Афонская школа), но явно сделаны посредневековому образцу. Интересна трансформация традиционного для антики образа юноши-пастухаовец в образ Христа. Он стал трактоваться как Добрый Пастырь ("Аз есмьпастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец", Евангелие отИоанна). В мавзолее Галлы Плацидии (V в., вторая иллюстрация) Добрый Пастырьскромно восседает на пригорке, вокруг, по зеленой траве, гуляют овцы, кодной из которых он ласково прикасается, однако опирается уже не на посох,а на Крест, утверждая его над миром. Доброго Пастыря в полном блеске можно видеть на мозаике. В мавзолее Галлы Плацидии (V в., вторая иллюстрация) Добрый Пастырьскромно восседает на пригорке, вокруг, по зеленой траве, гуляют овцы, кодной из которых он ласково прикасается, однако опирается уже не на посох,а на Крест, утверждая его над миром. Доброго Пастыря в полном блеске можно видеть на мозаике церкви Сан-Аполинаре (VI в., третья иллюстрация): Пастырь, одетый в роскошные одежды,мало интересуется своими овцами, т.к. смотрит вдаль и видит другие стада"овец Христовых", жаждущих прикоснуться к его учению. Принцип изображения лиц на фресках также берет свое начало в античнойтрадиции - традиции надгробного портрета. Прекрасные образцы надгробных портретов были обнаружены в египетскомоазисе Эль-Фаюм ("Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из которых можноувидеть в Московском Музее Изобразительных искусств). Люди на портретахнаходятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгоевыражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видитчто-то, недоступное живым. Этот принцип был использован и развит до предела в византийскомиконописном каноне Художники постепенно, но сознательно отходят от античной трактовкичеловеческого образа в гармоническом единстве его морального и физическогосовершенства, все больше стараясь передать духовную сущность, пренебрегаяправдивой передачей физического облика. Таким образом, христианский иконографический канон начал складыватьсясамопроизвольно, и лишь много позднее был узаконен церковью и традицией. Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи Иоанн (Иоанн-Мансур), прозванный Дамаскиным - великий поэт,крупнейший богослов и борец за православие. Он родился в Дамаске, в богатойи знатной христианской семье, получил разностороннее и глубокоеобразование. Отец позаботился, чтобы преподавателем даровитого ивпечатлительного мальчика был христианин. С этой целью он выкупил раба-монаха, под руководством которого Иоанн изучил философию, математику,астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затемудалился в монастырь Св.Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самойсмерти. Иоанн Дамаскин был разносторонне одаренным человеком, интересным вомногих отношениях. Его духовное наследие огромно, оно составляет бесценноесокровище Церкви. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений,в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение.Считается, что именно он составил пасхальный канон, могучий гимн"Воскресение Христово видевше", замечательные надгробные молитвы.Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли - все этоделает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Неслучайно его прозвали "златоструйным". Одним из первых он составилкалендарь дней памяти христианских святых и подвижников. С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность.Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинствахристианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих". Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создалфундаментальный труд "Источник знания", состоящий из трех частей: в первой,"Диалектике", излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, "Книге оересях", перечисляются и анализируются учения, противоречащие христианству,а в третьей, "Точном изложении православной веры", систематизируетсяправославное вероучение. Это была система идей о боге, сотворении мира и человеке,определяющая его место в этом и в потустороннем мирах. Он рассмотрел иобобщил как естественнонаучные представления древних, так и догматы своихпредшественников-богословов, и тщательно отобрал те из них, которые ни вкоей мере не противоречили канонам вселенских соборов. Основным методом работы Дамаскина была компиляция (в соответствии сего девизом "Не люблю ничего своего") на основе аристотелевской логики. Сэтой точки зрения богословие Дамаскина даже по средневековым меркам былолишено оригинальности. Однако он сделал то, что неодходимо было сделать:благодаря устранению из церковных догматов противоречий православноевероучение было приведено в более-менее стройную систему. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не толькоправославных, но и католических богословов (Фомы Аквинского). Для православной Церкви сочинениеИоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основхристианского вероучения. Однако с точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскининтересен нам прежде всего как яростный противник "иконоборчества" исоздатель теории Священного образа, положившей начало канонизациииконописи. Согласно его теории: Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде. Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены изСвященного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, нонельзя писать образ Бога-Отца. Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книгинеграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - некартина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что наней изображено ("первообразу"), а не мастерству художника - иконы должныбыть анонимны. Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того,кто на них изображен. Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни. Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии иприказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделанонезамедлительно. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясьоб исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистомЛукой. Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепилк серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку,отлитую из чистого серебра. Эта икона изображена слева. Сейчас онанаходится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-Троеручица. Византийский иконографический канон Канон - совокупность строго установленных правил и приемов дляпроизведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим духовным опытом рукииконописцев" (П.Флоренский). Византийский иконографический канон регламентировал: . круг композиций и сюжетов священного писания . изображение пропорций фигур . общий тип и общее выражение лица святых . тип внешности отдельных святых и их позы . палитру цветов . технику живописи. Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило кигнорированию линейной перспективы и светотени После завершения периода "иконоборчества" вопрос созданияхудожественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро.Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать наиконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следуетизображать внешность святых и божественные сюжеты. Результатом этих исканий стали следующие установки: Техника иконописи В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во временазаката империи, вытесненная фреской. Техника станковой живописи была такова: На доску (в Византии - кипарисовую, на Руси - сосновую или липовую)или холст ("поволока") наносили слой белого шлифованного грунта из гипса имела ("левкас"), в XIII-XIV веках часто покрываемый золотом. Затем наносиликонтуры рисунка и красочный слой (энкаустика, темпера). Поверх красочногослоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, лак. Обрамление иконы -Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украшали драгоценнымикамнями. Пропорции фигур Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательнонарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечисужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук,скрывается под складками одежды. Тип лица и выражение Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос -с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий иотрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Внешность и поза Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы,которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола ИоаннаЗлатоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия- темноволосым с длинной заостренной бородой. См. также ИконографияБогоматери, Иконография Христа. "Уплощение", игнорирование линейной перспективы Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание ктелесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигурыстановятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техникаэнкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую истрогую темперу. Естественно, плоские фигуры неуместны на пейзажном или архитектурномфоне, который подразумевает перспективу и передачу объема. В идеале пейзажисчезает и уступает место фону, а пустое пространство заполняется надписями- именем святого, словами божественного писания. Линейная перспектива античности ("прямая" перспектива) была утрачена.Ее место заняла т.н. "обратная" перспектива (когда линии сходятся не закартиной, в мнимой ее глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя). Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. Упятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию,без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У столадолжно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки невидны. Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким,каким он доступен Божественному Оку. Палитра цветов, игнорирование светотени Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественнуюсущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии"(например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние егоБожественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знакимператорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). Тоже касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий -писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. УХриста наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая. Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальнаяобъемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявитьсветотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, еевысветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа,скулы, надбровные дуги). Кроме того, был определен круг сюжетов священного писания и кругкомпозиций, допустимых в иконописи. Благодаря этой системе условностей возник язык византийскойиконописи, хорошо понятный всем православным. Такие иконы уже не вызывалиупреков в язычестве и идолопоклонстве. Годы "иконоборчества" не прошлидаром - они привели к созданию нового вида искусства. И все-таки, откуда взялись все эти теоретические правила, откудабрались образцы, которым иконописец обязан был подражать? Первоисточники были, такие иконы называют "первоявленными". Каждая"первоявленная икона" - результат религиозного озарения, видений, видений.Но если отвлечься от религиозной терминологии и посмотреть на вещи проще,без мистики - "первоявленные" иконы - это великие произведения неизвестныхсредневековых гениев, действительно достойные подражания. На первой изприведенной иллюстраций - икона "Христос-Пантократор" монастыря СвятойЕкатерины (Афон), выполненная в технике энкаустики. Икона создана в VI веке- задолго до оформления канона. Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократорав основном пишут именно так. Конечно, в рамках любого канона допустимы некоторые вариации. Видениеиконописца - это трактовка канонического изображения на основе собственногодуховного опыта (таланта). Однако, талант - вещь штучная, а потребность в иконах была велика.Иконописание почиталось, и им занимались все, кто обнаруживал в себе на тоспособности - от монахов до митрополитов. Конечно, далеко не все изографыобладали, обладают и сегодня духовным зрением (проще говоря, талантом). Вотим-то и нужен был в первую очередь канон для рабского копирования чужихпроизведений. Однако подлинным мастерам иконописи, как заметил Флоренский,"в канонических формах дышится легко". На них "ломались" лишь "ничтожестваи заострялись настоящие дарования". Поэтому канон для мастера не оковы, аскорее рыцарские доспехи. Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410) Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имяосталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвететворческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, гдеумели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу",или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русскогохудожественного гения. Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многомпревзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почвевизантийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, онпревратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работкоторых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся отстолицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения. В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой.Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца свободныезападные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от укладавизантийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке,погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как этоделали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться справославной верой оказалось не под силу. Он направил свои стопы не назапад, а на восток. Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаряему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийскимискусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения. Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где онрасписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). КнязьДмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписямиБлаговещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан рядзамечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая БогоматерьДонская, ставшая национальной святыней России (Первоначально "БогоматерьДонская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного впамять победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился ИоаннГрозный, отправляясь в поход на Казань). Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие емуславу мудреца и философа. "Преславный мудрец, философ зело хитрый... исреди живописцев - первый живописец", - писал о нем Епифаний. Поражало ито, что работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофандал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творилнепринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашескомуединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собиралвокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись.Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесахКонстантинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника -изографа, творца новых канонов.Список литературы.1. Александр Мень. История религии. Учебник. Том 22. "Культура Византии" в трех томах. Изд. "НАУКА", Москва 1984,1989 гг.3. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. Перевод с английского А. Кавтаскина. М., “Когелет”, 2001




Похожие:

Искусство Византии. Иконопись iconЖивое наследие Иконопись появилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году Русь приняла от Византии новую религию христианство.
К этому врмени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в сторого узаконенную, признанную канонической систему изображений....
Искусство Византии. Иконопись iconИскусство Византии

Искусство Византии. Иконопись iconИскусство и культура Византии

Искусство Византии. Иконопись iconАрхитектура Древней Руси 11-13 вв
Крестово-купольные храмы начинают преобладать в церковной архитектуре Византии с 9 в. Такие храмы во множестве строились в самой...
Искусство Византии. Иконопись iconКнига для учащихся / А. Д. Алехин. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос; 1994. 160 с.: ил
Охватывает период с Х до ХХ вв в четырех хронологических разделах: "Древнерусское искусство", "Искусство xviii", "Искусство xix",...
Искусство Византии. Иконопись iconРабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство»
Программа: Изобразительное искусство. 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений. В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов...
Искусство Византии. Иконопись icon«история изобразительного искусства»
Религиозные верования первобытного общества. Первобытное искусство Африки. Искусство древних скифов. Первобытное искусство на Урале...
Искусство Византии. Иконопись iconИконопись на Руси

Искусство Византии. Иконопись iconДревнерусская иконопись

Искусство Византии. Иконопись iconИконопись и иконы на Руси

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы