Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой icon

Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой



НазваниеТрагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой
Дата конвертации14.07.2012
Размер66.41 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

МОУ «Пивкинская средняя общеобразовательная школа»

Щучанского района.


Валеева Н.А., учитель русского языка и литературы.


Урок литературы в 11 классе по теме:


Трагическое звучание поэмы «Реквием» А.А.Ахматовой.


Цели:

  1. Через анализ лиро-эпического текста поэмы А.А.Ахматовой подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.

  2. Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

  3. На примере поэмы «Реквием» воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Домашнее задание предыдущего урока:

  • прочитать поэму А.А.Ахматовой «Реквием»;

  • повторить особенности жанра поэмы;

  • подготовить сообщения «История создания и публикации поэмы», «Особенности жанра и композиции поэмы».


Технологии:

– педагогика сотрудничества;

– элементы технологии критического мышления.


Формы: коллективная, парная, индивидуальная, групповая.


Тип урока: комбинированный.


Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация к уроку, выполненная учителем.

  2. Тексты поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»

  3. Музыкальное приложение: отрывок из произведения «Реквием» В.А. Моцарта

  4. Аудиоприложение: Анна Ахматова читает «Реквием».

  5. Раздаточный материал для индивидуальной работы.



Ход урока.


Этапы урока

Виды деятельности учителя и учащихся

Использование

оборудования

1. Оргмомент.


Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А. Ахматовой «Реквием».

Цель урока: проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия поэта, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

Работа с эпиграфом урока:

Я вижу все,

Я все запоминаю.

А.Ахматова.

Звучит аудиозапись «Реквием» Моцарта.

Презентация слайды № 2-4


2. Стадия вызова.

  1. Слово учителя.

Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева.
В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын, жутким ударом, "каменным словом" прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями, затем почти двадцать лет ожидания сына. Погиб в лагере ближайший друг Осип Мандельштам. В 1946 году выходит постановление Жданова, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов, только с 1965 года начали печатать ее стихи.

В предисловии к "Реквиему", который Анна Андреевна сочиняла с 1935 по 1040 годы, и который был опубликован в 80-е годы, она вспоминает: "В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде". Стихи, включенные в "Реквием", автобиографичны. "Реквием" оплакивает скорбящих: мать, потерявшую сына, жену, потерявшую мужа. Ахматова пережила обе драмы, однако, за ее личной судьбой трагедия всего народа.

Нет, и не под чужим небосводом,

И не под защитой чужих крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

  1. Чтение высказываний о поэме. Постановка проблемного вопроса:

«Реквием» - это трагедия матери и сына или трагедия народа?

  1. Вставьте нужное слово в фразу:

  • Буду я, как … женки, под кремлевскими башнями выть. (стрелецкие)

  • Перед этим горем гнутся ... . (горы)

  • Безвинная … Русь. (корчилась)

  • И упало … слово на мою еще живую грудь. (каменное)

  • И короткую песню разлуки паровозные … гудки. (пели)

  1. Верные – неверные утверждения

  • Имя сына поэтессы - Николай.

  • Предназначение поэта по А.А.Ахматовой – быть голосом совести своего народа.

  • Исторические события, лежащие в основе «Реквиема», – годы «большого террора».

  • Лирическая героиня совпадает с личностью А.А.Ахматовой.

  • Год первой публикации поэмы «Реквием» - 1937.

  • Год первой публикации в России - 1963.

  • Структура «Реквиема» – 10 стихотворений.

  • Количество сюжетных пластов в поэме - три.

  • «Реквием» – это заупокойная месса.

Презентация слайд № 5-7


слайд №8


слайд № 9

3. Стадия осмысления.


  1. Сообщение учащихся (по материалам домашнего задания)

  • «История создания поэмы»

Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое значение слова «реквием».

«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

  • «Особенности жанра и композиции поэмы».

  1. Работа по тексту поэмы в парах. Составление «толстых» и «тонких» вопросов. Заполнение таблицы.

Проверка выполненной работы. Взаимоопрос.

  1. Прослушивание записи «Анна Ахматова читает поэму «Реквием»

  2. Самостоятельная работа.

  • Класс разбит на группы в соответствии с количеством частей в поэме.

  • Исследование. Какие средства художественной выразительности помогают раскрыть идею «Реквиема»?

  • Заполнение таблицы «Двойной дневник».

  • Проверка работы групп



слайд № 10


слайд № 11-13


слайд № 14-15

Раздаточный материал

слайд № 16 Аудиоприложение. Запись mp3

слайд № 17-20

Раздаточный материал


Раздаточный материал

слайд № 21

5. Стадия рефлексии.


  1. Составление кластера «Особенности поэмы»

  2. Слово учителя о значении Эпилога поэмы.

  3. Проверка выполненного в начале урока теста «Верные – неверные утверждения»

слайд № 22

слайд № 23

слайд № 24

  1. Домашнее задание

  • Выучить наизусть отрывок из поэмы «Реквием»

  • Придумать и оформить обложку книги с поэмой Ахматовой «Реквием»

  • Составить библиографию к теме, пользуясь поисковыми системами Yandex и Googl.

Слайд № 25

  1. Обобщение по уроку

  1. Подведение итогов урока.

  • Какие впечатления остались после прочтения поэмы Ахматовой?

  1. Заключительное слово учителя.

Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на 70 лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.

В Санкт-Петербурге появился памятник Анне Ахматовой. Бронзовую скульптуру установили на набережной Робеспьера.

Поэтесса словно смотрит через Неву на следственный изолятор «Кресты».



Слайд № 26-27


Использованные ресурсы:

  • http://www.akhmatova.org

  • http://www.ahmatova.ru

  • http://www.akhmatova.org/articles/burdina.htm

  • http://www.akhmatova.org/poems/requiem.htm

  • http://www.akhmatova.org/poems/requiem_prim.htm

  • http://festival.1september.ru

  • http://www/proshkolu.ru

  • http://www.ymnik.ru/page.php?subs=295&page=620






Похожие:

Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconРеферат на тему «\"Перед этим горем гнутся горы\": трагический пафос поэмы А. Ахматовой \"Реквием\"». Задание №2
Выполните реферат на тему «"Перед этим горем гнутся горы": трагический пафос поэмы А. Ахматовой "Реквием"»
Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconРецензия на поэму А. А. Ахматовой Реквием Рассохина Настя, 11 А. kozyavka@inbox ru Рецензия на поэму А. А. Ахматовой "Реквием" 30-е годы для Анны Ахматовой были порой наиболее тяжелых испытаний

Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconОсобенности жанра поэмы А. Ахматовой Реквием Поэзия Анны АхматовойА. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальныхпотрясений, революций и войн

Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconДокументи
1. /Поэмы/1913 год, или Поэма без героя Триптих (1940-1945).txt
2. /Поэмы/1913...

Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconИдея и художественные средства ее воплощения в поэме А. Ахматовой Реквием

Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconТрагедия матери в повести л чуковской Софья Петровна и поэме А. Ахматовой Реквием

Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconВопросы и ответы к контрольной работе по гомеровскому эпосу
Гомеровские поэмы являются классическим образцом эпопеи, то есть большой эпической поэмы, созданной на основе фольклорного песенного...
Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconИстория театра древней Греции, Рима и средневековья
Все мы знаем богатый героический эпос — поэмы “Илиада” и “Одиссея”, дидактический (поучительный) эпос — поэмы Гесиода (VII в до н...
Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconРоманность в лирике ахматовой
Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер","Четки","Белая стая")- почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника...
Трагическое звучание поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой iconСоветского района саратовской области «это было со мной и с моею страной» ( поэзия а. А. Ахматовой). (урок литературы в 11 классе)
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы