Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России icon

Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России



НазваниеМалый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России
Дата конвертации14.07.2012
Размер323.83 Kb.
ТипРеферат
Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯЭКОНОМИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: «Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России» Выполнил: студент группы К-99-2 Агапов Н.С. Научный руководитель: Курганский С.А. Иркутск 2000 СодержаниеВведение _________________________________________________________31. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России. 1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса_________________5 1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие_________________________________________________________7 1.3 Критерии выделения малых предприятий _______________________8 1.4 Виды малых предприятий______________________________________9 1.5 Правовые основы малого бизнеса ______________________________10 1.6 Особенности и функции малого предприятия ___________________13 7. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью ______________________________________ 142. Проблемы развития малого бизнеса в России на современномэтапе и пути их решения 2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса в экономике России _____________________________________________ 20 2.2 Основные проблемы малого бизнеса ___________________________ 253. Государственная поддержка малого бизнеса 3.1Государственная поддержка малого бизнеса _____________________ 30Заключение______________________________________________________ 33Список литературы ______________________________________________ 35 Введение Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис,который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизниобщества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбораориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяетнеобходимость организационно-экономических новаций во всех областяххозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономическихреформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнениюпотребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,формирование широкого круга собственников является развитие малых формпроизводства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказываетнеобходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого иэффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождениеРоссии невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данногосектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, которыйбуквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственнойзависимости углубляющейся специализацией общественного производства идифференциацией товаров и услуг.
Экономическая маневренность, гибкостьпринятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малыйбизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе. Разработке проблем становления и функционирования малыхпредпринимательских структур посвящены исследования отечественных изарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л.,Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., ЛукьяноваЮ., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А.,Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малогобизнеса, исследованы основные направления реализации государственнойполитики, поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развитиямалого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов иразработке бизнес-планов и т.д. Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малогопредпринимательства на структурные преобразования региональной экономики;формированию рациональной структуры индустриальных центров на основеразвития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействиятерриториальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплекснойоценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельныхгородах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях,условиях переходного периода, переживаемого Россией. Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малоепредпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить егоспецифические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящиеперед отечественным малым бизнесом. 1. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. 1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса.Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процессразвития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации,но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малыйбизнес все больше признается как созидательная сила экономики. В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться внемалой степени благодаря его способности изобретать новые товары исоздавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чащестали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы ипроблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов. Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельностьцентров научно-технического творчества, временных творческих коллективовпри общественных организациях, распространение бригадных подрядов,малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальныйхарактер, формирование эмоционально-психологических основпредпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этапможно назвать экспериментальным. Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малогобизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие,увеличивается; предпринимательство приобретает характер активногомногочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщениевнутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом"кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении иперераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыкиработы малого предприятия. Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов,направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка кпроведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимуюбазу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономическойэффективности российской экономики. Именно в это время было узаконеночастное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитиеарендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенностьмалого предпринимательства. Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация ипоявление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения вотношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многиезаконы, открывшие широкие возможности для масштабного развитияпредпринимательства. Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизациии развития всех видов предпринимательства, появления множествасобственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг,торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товарымассового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещёне обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиесякапиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможностьпредположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развитияпредпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользуинновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться вовсем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок,обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики,сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферыприложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложитьусилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективеконкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования. 1.2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие. В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деленияэкономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучитьзакономерности и направления развития народного хозяйства, своевременнозаметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это –делениеэкономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формамсобственности и т.д. Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимостиот численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объемапроизводства продукции и других показателей. Такое деление использовалосьдля определения категории предприятий, что является базой для формированияоплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужнымиопределения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод:необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние ималые и положить его в основу специальной системы организациидифференцированного внимания со стороны государства к финансовому,материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительноймере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкоепроизводства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, неявляются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненнаяячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективностипроизводства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга,создают целостный организм экономики. 1.3 Критерии выделения малых предприятий Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятийна группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-тоединого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий.Каждое государство в зависимости от национальности, производственныхградаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критериираспределения предприятий по их размерам. Например, во Франции очень малыми предприятиями считаются производства счислом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия составляют около99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всехзанятых. В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридическисамостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемомосновного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающейпромышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве;до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг.Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на нихтрудится свыше 80% всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону“О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаютсякоммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ,субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных ииных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или несколькимюридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства непревышает 25% и в которых численность работников за отчетный период непревышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в оптовой торговле – 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий – почисленности работающих. Несовершенство данного критерия, да и другихкритериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионныеосновные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющихбезошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляетсяцелесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять покаждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзяотносить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их виндивидуальном порядке. 1.4 Виды малых предприятий. Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускаюттипичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий,подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно,малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это невид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малоепредприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательствевидам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных,коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть покритериям численности работающих. Таким образом, существуют малыегосударственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малыхпредприятий. В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существуеткакой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования,материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все этисистемы функционирования предприятия определяются по их видам. Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы видмалого предприятия предопределяется тем, какая организация является егоучредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могутсоздаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами,государственными, арендными, совместными предприятиями, общественнымиорганизациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаватьсясовместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Если учредителем малого предприятия является государственнаяорганизация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именномалым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из составагосударственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Видсозданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названныетак именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То естьпо таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятийсовпадают. 1.5 Правовые основы малого бизнеса Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическоеявление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные инормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малыхпредприятий с целью создания благоприятных условий для ихфункционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406“О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, былиопределены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотренавозможность установления определенных налоговых льгот, а также созданияфондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств. В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ вапреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержкипредпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он былпереименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства). А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определившийобщие положения поддержки малых предприятий, формы и методыгосударственного стимулирования, а также регулирования деятельностисубъектов малого предпринимательства. Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственныйкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программагосударственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 -1995 гг. В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в даннойобласти, включая совершенствование законодательства, развитие системыфинансово-кредитной поддержки, информационное и консультационноеобеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов дляобеспечения государственных нужд и др. В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральнаяпрограмма государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг. Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, всодержании которого нет особых приоритетов для малого и среднегопредпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малогобизнеса в России. Кстати на реформу налогообложения и рост частного предпринимательства вРоссии, Агентство США по международному развитию затратило в 1992-1996годах около 435 млн. долларов – это больше, чем в других странах СНГ.Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федеральногобюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ сталаочевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, которыйсмягчил экономический спад. 1.6 Особенности и функции малого предприятия. Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядомкачественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство правасобственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия:ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношениймежду хозяином и работником, что позволяет добиваться действительноймотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенноститрудом. Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющиефирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевойобъем реализации товара. Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателеми клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано наобслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностьюответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественногорынка, но и вследствие своей непосредственной включенности впроизводственный процесс и все связанное с его организацией. Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуетсяродственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всюдеятельность предприятия. Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если“гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи,то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков,собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей,родственников и т.д.). Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотногокапитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий этосоотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80. В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметитьэкономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя;во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализаторанаучно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых –агента рыночных отношений. Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формыпредпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свойтворческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется трудсоциально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов,пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение накрупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главнымпродуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” дляобкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего всфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его онилишены, например, в супермаркетах). Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическаяфункция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитойрыночной экономикой. 1.7 Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с большой промышленностью. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимостиизготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемойноменклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использованиянезначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченногоколичества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительномнасыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальныхзапросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовлениекоторой в технологическом отношении является преимущественно ручным, неавтоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупныхпроизводств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий.Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности свысоким риском получения нулевого результата. Это и инновационнаядеятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий. Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малыхпредприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Этопредприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивноеразвитие экономики. Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощныйимпульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основаглобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятийв приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призваноподготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рыноксбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработатьосновные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивнаямалая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимостиучитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике. Эту “доводку крупных преобразований” призваны обеспечивать малыепредприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новымитоварами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будуттакже заниматься малые предприятия данного направления. Каждое крупное структурное изменение в экономике сопровождается массовымвысвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, ихпереподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мерегруз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временнойзанятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данномслучае они выполняют функции стабилизации общественного развития. Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только дляних сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются.Это производства с применением ручного труда, к которым относятсяремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности.При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий,такие малые предприятия дают значительную отдачу. Но так же важно отметить, что крупное производство и непротивопоставляется малому, что является одной из причин успешного развитиямалого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странахкультивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причемкрупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют другдруга, особенно в сфере специализации отдельных производств и винновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждыхновых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах. Предприниматели стремятся быть индивидуалистами. И часто именно этопозволяет им раздвигать границы знаний. Идеи являются их “товарнымизапасами”. Хотя, по словам экономиста Леонарда Вайса: “большинствоисследований показывает, что… размеры предприятия мало влияют наинтенсивность исследований, но могут снизить ее в некоторых отраслях” Компания “Дженерал электрик”, относит на счет малых предприятий многиеновые идеи, в том числе изобретение электротостеров, кухонных плит,холодильников, пылесосов. Малые предприятия дали миру персональныйкомпьютер, вертолет, бритву, транзисторный приемник, фотокопировальнуюмашину, реактивный двигатель и многое другое. В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, еслив ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнессуществуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочинукаких-то торгово-посреднических операций, которые характерны длясовременной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либопрактически отрывается от потребностей экономики и переходит наобслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, котораяизвестна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира. Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупногои малого бизнеса. Часто приводят наглядный пример автомобильнойпромышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеютразвитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия –сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны,стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятияуверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будут востребованы. И,поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка,естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся ихтранслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребностьдержать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию ит.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальнойкартины. Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом – это в первуюочередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базераскрупления или аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материальногопредприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, скоторыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям. Сотрудничество это прошло в два этапа. Первый этап – это период позднейперестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятиясоздавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-тообразом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительнойприватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которыеобеспечивали первоначальное накопление капитала. Второй период – это уже период приватизации, когда малые предприятиясоздавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектовинфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малыепредприятия. Как показали беседы с руководством крупных предприятий и анализситуации, подавляющая часть этих малых предприятий, сегодня либо умирают,либо стали полностью самостоятельными и фактически превратились всерьезного конкурента материнским предприятиям. Чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ниммедленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательноеотношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом. Здесь нужно иметь ввиду ряд обстоятельств. Во-первых, низкаяконкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный илиремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактическимонополистом на инфернальном рынке и несколько месяцев спустя материнскоепредприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которыхразводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можнопередать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях,крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры,применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как толькотакой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетахвозникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить всевзаимодействие на корню. Выяснилось, что и малые предприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечают забюрократизированность самого процесса принятиярешения на крупных предприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивыхкорпорационных связей по этой цепочке передает на экономику малогопредприятия воздействие неблагоприятного финансового положения крупногопредприятия. Например, когда крупное предприятие размещает заказ и не можетрасплатиться. Вообще малые предприятия стараются иметь долю крупныхпредприятий в своих договорах возможно более низкой, потому что есликрупное предприятие упадет на колени, то малое – ляжет ничком. Стимулировать кооперацию можно только путем разумной промышленнойполитики и стимулирования развития малого предпринимательства самого посебе. Будет здоровый малый бизнес, поднимется немного крупнаяпромышленность, – и эти кооперационные связи возникнут сами собой. Тогда,очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мы нуждаемся вразвитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить о стыковкемалого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе. Искусственнотакие конструкции создавать нельзя. 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения 2.1 Итоги развития и состояние малого бизнеса на данном этапе.**-(все данные, приведенные в этой главе, являются предварительными итогами,установленными Госкомстатом России) Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и ненастолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное местов хозяйстве страны. Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ,наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. Посостоянию на 1 января 1999 г. в России действовало 868 тыс. малыхпредприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. приростсоставил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%). Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в такихотраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение(на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.), операции с недвижимымимуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественноепитание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малыхпредприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% ина 11,4%). Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторонуувеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшениядоли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческойдеятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научнымобслуживанием. О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевойструктуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России,приведенные в таблице 1. Таблица 1 (тыс.ед. на конец года в % к общему числу МП)Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1996 -1999гг.|Предприятия |1.01.96 г. |1.01.97 г. |1.01.98 г. |1.01.99 г. || |Кол-во|% |Кол-во|% |Кол-во|% |Кол-во|% ||Всего | 877,3|100,0| |100,0 | 861,1| 100,0| 868,0| 100,0|| | | |828,0 | | | | | ||В том числе: | | | | | | | | ||Промышленные |128,5 |14,65|129,3 |15,62 |135,2 |15,7 |136,1 |15,7 ||Строительные |145,5 |16,58|137,0 |16,54 |136,1 |15,8 |137,5 |15,8 ||Торговли и |374,6 |42,70|353,1 |42,65 |386,3 |44,5 |386,1 |44,5 ||общепита | | | | | | | | ||Коммерческие |42,4 |4,83 |35,0 |4,23 |34,4 |4,0 |35,2 |4,0 ||Науки и |48,8 |5,56 |46,0 |5,55 |38,74 |4,5 |38,8 |4,5 ||научного | | | | | | | | ||обслуживания | | | | | | | | | Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка,объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен статьосновным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структурараспределения малых предприятий по экономическим районам России на конец1998 г. представлена в таблице 2. Таблица 2 Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1998 г.|Экономические районы |Количество предприятий || |Тыс. ед. | %, к общему || | |числу ||Российская Федерация |868,0 |100,0 ||Северный |20,7 |2,4 ||Северо-западный |129,3 |14,8 ||В том числе г. |111,8 |12,9 ||Санкт-Петербург | | ||Центральный |266,1 |30,7 ||В том числе г. Москва |175,2 |20,2 ||Волго-вятский |27,2 |3,1 || Центрально-чернозёмный |26,2 |3,02 ||Поволжский |78,0 |8,9 ||Северо-Кавказский |79,4 |9,1 ||Уральский |85,5 |9,8 ||Западно-Сибирский |75,8 |8,7 ||Восточно-Сибирский |35,5 |4,1 ||Дальневосточный |35,1 |4,0 ||Калининградская область |9,2 |1,1 | По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малыхпредприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общегочисла) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятиянаиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) иСвердловской (3,0%) областях. В 1998 г. продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-Западном(на 13,3% - в 1997 г., на 9,1% - 1998 г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5%соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий вВосточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на1,9%) районах. Анализируя таблицу 2 можно заметить, что распределение малыхпредприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свышечетверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено вЦентральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрациямалых строительных предприятий, половина которых находится в Москве.Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малыхпредприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малогопредпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом нетолько центральных, но и периферийных районов. Количество малых предприятий на 1000 человек постоянного населения неизменилось и составило в среднем шесть предприятий. Среднероссийскийуровень превышен в Москве (21 предприятия на 1000 человек), Санкт-Петербурге (24), Магаданской (9), Ленинградской, Самарской, Новосибирской иСахалинской областях (по 7 предприятий). Предприятия, указанные в таблицах, официально зарегистрированы. Однако,как показывает практика, количество действующих и регулярно представляющихстатистическую отчетность предприятий несколько меньше. Поэтому болеереальны финансово-экономические показатели малых предприятий, отражающиеконечный результат их деятельности. Доля работников малых предприятий в общей численности занятых (безсовместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) напредприятии и в организациях всех отраслей экономики России составила 12,1%(в 1997 г. - 12,5%). А в таких отраслях, как общая коммерческаядеятельность по обеспечению функционирования рынка она составила 88,4%(85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1% (78,8%), информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%). По сравнению с предыдущим годом среднесписочная численность работниковвсех малых предприятий в 1998 г. уменьшилась на 4,7%. Распределениесреднесписочной численности работников малых предприятий по отраслямэкономики характеризуется данными, представленными в таблице 3. Таблица 3 Распределение среднесписочной численности работников малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1998 г.| |1998 г. || |Тыс. человек | В % к | В % К || | |итогу |1997 ||Всего |6207,8 |100,0 |95,3 ||Промышленность |1357,6 |21,9 |90,8 ||Сельское хозяйство |138,7 |2,2 |87,7 ||Транспорт |177,3 |2,9 |81,4 ||Строительство |1344,9 |21,7 |85,7 ||Торговля и общественное питание |2202,9 |35,5 |106,6 ||Общая коммерческая деятельность по |193,6 |3,1 |118,8 ||обеспечению функционирования рынка | | | ||Жилищно-коммунальное хозяйство, |92,3 |1,5 |76,5 ||непроизводственные виды бытового | | | ||обслуживания населения | | | ||Наука и научное обслуживание |146,3 |2,4 |83,9 | В 1998 г. среднемесячная заработная плата всех категорий работниковмалых предприятий составляла 816,5 рубля (по крупным и средним предприятиям- 1100,7 рубля). Следует отметить также, что общим для всех экономическихрайонов является значительный рост среднемесячной оплаты труда работающихпо сравнению с ростом их численности. Поэтому, говорить о решении проблемызанятости в стране ещё рано, так как основная часть работающих в народномхозяйстве занята на уже действующих предприятиях. В 1998 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услугпо всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составилооколо 7% выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России,занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Обьёмпроизведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшилсяпо сравнению с 1997 г. на 13,6%. По основному виду деятельности предприятий было произведено продукции,работ, услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти этого объема приходитьсяна валовой доход предприятий торговли и общественного питания (26,1%),выпуск промышленной продукции (24,2%) и объем произведенных строительныхработ (26,1%). Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 1998 г. составили 22,5млрд. рублей, или 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальнойсферы России. По сравнению с 1997 г. в сопоставимых ценах они уменьшилисьна 3,5%. В 1998г. произошли изменения в отраслевой структуре инвестициймалых предприятий в основной капитал. Если в 1997 г. преобладали инвестициипо отрасли "строительство" (40,9%), то в 1998 г. - по отрасли "торговля иобщественное питание" (38,2%). Распределение инвестиций отображено в ниже представленной диаграмме. В большинстве экономических районов имеет место несоответствие долейобъемов прибыли и платежей. Действие указанных факторов снижает объемпоступлений в доходную часть бюджетов всех уровней. 2.2 Проблемы малого бизнеса Многие характерные особенности становления малого предпринимательства вРоссии напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитиюнормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Дляоценки уровня значимости этих проблем можно использовать данныесоциологических опросов (таблица 4). Таблица 4 Основные проблемы частного предпринимательства в России|Порядок | Основные проблемы ||значимости по | ||мере упоминания | ||1 |Налоги ||2 |Законодательство ||3 |Инфляция ||4 |Экономическая ситуация в целом ||5 |Поставки, дефицит ||6 |Трудности получения и высокая ставка за кредит ||7 |Неплатежеспособность партнёров, клиентов ||8 |Несовершенство банковской системы ||9 |Политическая ситуация ||10 |Бюрократия ||11 |Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки ||12 |Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов ||13 |Недостаток информации, культуры, опыта ||14 |Кадровые проблемы ||15 |Рэкет ||16 |Отрицательное отношение к предпринимателям | Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс,класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы понялиэто такой ценой. Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателейобозначило и их проблемы. Так в Резолюции I Всероссийского съездапредпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы: V Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса; V Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере; V Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере; V Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой. На состоявшейся, в рамках Всероссийского экономического форума, научно-практической конференции, Президент Российской ассоциации развития малыхпредприятий Александр Иоффе отметил, что властям нужны очень простыеинструменты – ум, воля, совесть. “Ни Министерство антимонопольной политикии развития предпринимательства, ни Фонд поддержки, ни другие надстроечныеструктуры не смогут радикально изменить положение, если по-прежнему идеисовершенствования правового поля малого бизнеса будут звучать только насловах. Малый бизнес, - заявил А.Иоффе, - есть только тогда, когда егомного, и только в этом случае он становится действенной силой экономики,важным социальным инструментом. Этого не будет пока, государство не скажет,что поддержка экономической инициативы граждан является важнейшимприоритетом. Лишь после этого будут возможны диалог бизнеса и власти, иобратная связь. И тогда удастся разобраться с налогами и административнымибарьерами”. Резко высказался по поводу чиновнических методов управления малымбизнесом председатель Российского профсоюза работников малого и среднегобизнеса Александр Попов: - Жирующие чины власти, сказал он, придумывают ежегодноелицензирование, причем, на второй год могут и не дать работать. А этозначит, что предприятие, заключившее договора, оказываются не в состоянииих выполнить, и попадает в отношения, связанные с расправой. На самом деле,эти препятствия создаются ради поборов. Малый бизнес совершенно лишен и социальной защиты. Фонд социальногоразвития, - считает А.Попов, - вследствие применяемой системы транзитныхсчетов, не дает возможности малым предприятиям использовать перечисляемыеими средства для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала. О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор академиименеджмента и рынка Вениамин Каганов. "Чтобы принимались правильные решениячиновниками всех уровней, - считает В. Каганов, - их нужно вовлечь всистему обучения, может быть, даже восстановив прежнюю систему повышенияквалификации. Сейчас все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, иналоговые инспекторы, и работники правовых органов. Должно стать правилом,что чиновники проходят подготовку для работы в поле предпринимательства". Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 годапроблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался.Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малыепредприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени иусилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл.одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь нашипроблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотнозанимаются этим родом деятельности. Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом,находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первуюочередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуетсянаибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разливнапитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И оченьнемногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новыхнаукоемких технологий, которые определяют будущее технологическогопрогресса. Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственнозатрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия. Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности.Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США,только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до10 лет. Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Новедь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины: 44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность; 17% - отсутствие управленческого опыта; 16% - несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге,финансах, снабжении и производстве; 15% - отсутствие опыта работы в отрасли; 1% - небрежность в ведении дел; 1% - мошенничество или бедствие; 6% - иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм. Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеютсоответствующее образование. Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема,главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства. 3. Государственная поддержка малого бизнеса 1. Государственная поддержка малого бизнеса. Практика государственного содействия немонополистическому секторуэкономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основныхнаправлений этого содействия происходит на основе исследований данногокруга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определитьприоритетные направления развития малого бизнеса. В России к такимнаправлениям отнесены: V Производство и переработка сельскохозяйственной продукции; V Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления; V Лекарственных препаратов и медицинской техники; V Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; V Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения. Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействияразвитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, котораяосуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм,предоставления гарантий при получении ими займов из других источников ильготного налогообложения. Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям вбольшинстве промышленно развитых стран является система государственныхзаказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесугарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала,расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность,модернизировать оборудование и многое другое.Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органамии частными предприятиями специальные службы по оказанию различныхконсультационных услуг малым компаниям. Особая система государственной поддержки существует для предприятий,занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этойсистеме занимают финансовая помощь и информационное обеспечениеисследовательских работ. Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениямисвоих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу.Так из всех программ можно выделить главные общие идеи: V Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России. V Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек. V Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения. V Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально- экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест. Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основныхнаправления для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменятьпсихологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес неплатит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование иупрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимаетсяльвиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться отналогов.В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажиимущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будетпитаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, котороеуже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, понекоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимсяпод подушками и матрасами. Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности изапросы общества, а не наоборот. Заключение В своей работе я постарался охарактеризовать малое предпринимательствов России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательстваи обозначить основные и наиболее острые его проблемы. Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, явыяснил, что основным критерием разделения предприятий является количествоработающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которойпринадлежит предприятие. Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольноширокую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, чтоона однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делаетабсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу вэкономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, какс целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Даннаяпозиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером.Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, иисключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доляоборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малогобизнеса. Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая,характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и вВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющаяраскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя какличность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальнав наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет болеерационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы. Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь привзаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, изкоторого нельзя исключать отдельные части. Я выяснил, что на данном этапе развития малого бизнеса в качествеосновных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всюРоссию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всейэкономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточностьи недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативноеотношение к малому предпринимательству государства и общества, такжеявляется очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношениеменяется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнесоказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблемуфинансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И какследствие - очень высокая криминализация малого бизнеса. Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить,что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочетуслышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественновысокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться. Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность,от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономикизависит и развитие всей России в целом. Литература1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. – М., 1993, стр.802. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - М., "Банки и биржи", 1998 , стр. 7423. Дороженко С.В. Малое предпринимательство: Развитие в условиях старопромышленного района. – Екатеринбург, 1994, стр. 254. Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал, 1995, № 125. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика, 1996, № 9-106. Малое предпринимательство (нормативные документы, комментарий, информационные материалы по финансово-кредитной поддержке). – М., 1994, стр.877. Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики,8/19998. Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере коммерции, - Ижевск, 1996, стр.3209. Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, № 710. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, 1996, № 211. Романюк В. Малый бизнес и большая промышленность должны взаимодействовать.// Бизнес для всех, 1998 № 612. Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики, 7/1996----------------------- Инвестиции малых предприятий в основной капитал по отраслям экономики в 1998 г.3,00%3,20%38,20%1,80%1,10%17,50%26,20%строительствотранспортпромышленность жилищно-коммунальное хозяйство наука и научное обслуживание общая коммерческая деятельность торговля и общественное питание




Похожие:

Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconМалый бизнес, его проблемы и перспективы развития

Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconГрафик проведения занятий по общеуниверситетскому факультативу «Малый и средний бизнес в России» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти в 2010/2011 учебном году
Дисциплина «Малый и средний бизнес в России», имеющая статус общеуниверситетского факультатива, предусмотрена в объеме 48 часов (из...
Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconГрафик проведения занятий по общеуниверситетскому факультативу «Малый и средний бизнес в России» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти в 2010/2011 учебном году
Дисциплина «Малый и средний бизнес в России», имеющая статус общеуниверситетского факультатива, предусмотрена в объеме 48 часов (из...
Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconДокументи
1. /Малый бизнес, характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления...
Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconГрафик проведения занятий по общеуниверситетскому факультативу «Малый и средний бизнес в России» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти в 2012/2013 учебном году в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»
Дисциплина «Малый и средний бизнес в России», имеющая статус общеуниверситетского факультатива, предусмотрена в объеме 260 часов...
Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconОсобенности развития современной системы образования во франции: проблемы и способы их решения в современной школе содержание
Особенности развития современной системы образования во франции: проблемы и способы их решения в современной школе
Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconМалый Бизнес: проблемы и перспективы

Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconПрограмма дисциплины "Актуальные проблемы развития современной России: институты и практики российской политики"
Программа дисциплины "Актуальные проблемы развития современной России: институты и практики российской политики" для направления...
Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconМалый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы с социально-культурой сфере

Малый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России iconМалый бизнес: характерные черты, преимущества и проблемы в социально-культурной сфере

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы