Государственный кредит как экономическая категория icon

Государственный кредит как экономическая категория



НазваниеГосударственный кредит как экономическая категория
Дата конвертации14.07.2012
Размер246.42 Kb.
ТипРеферат
Государственный кредит как экономическая категория


1.Государственный кредит как экономическая категория. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство можетпривлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсыхозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Онвыражает отношения между государством и многочисленными физическими июридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда,наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитныхопераций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, анаселение, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менеегосударство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречаетсяне только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутреннейфинансовой жизни по линии использования казначейских ссуд. Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочностии платности предоставленных взаймы средств. Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органовгосударственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы.Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источникомпогашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступаютсредства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственногокредита, правительство не отказывается от возможности мобилизациидополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета.Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фондагосударственного кредита могут финансироваться дополнительные программыхозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступленияобычных доходов. Тем не менее в любом случае - и при бюджетном дефиците, и присбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться доходамигосударства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фондагосударственного кредита должны направляться на покрытие дефицита илидополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя наразмер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого можетпривести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранениеграницы между текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшаетбдительность правительства, искажает представление о его реальныхфинансовых возможностях. При этом может происходить финансированиеобщественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии,хотя фактически развитие идет на дефицитной основе и за счет будущихпоколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройствофинансовой и денежно-кредитной системы. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределениястоимости валового общественного продукта и части национального богатства.В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежныхфондов, сформированных на стадии первичного распределения.
Обычно имиявляются временно свободные денежные средства населения, предприятий иорганизаций. Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счетсвободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений.Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью иплатностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплатадоходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этомкруг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственныхценных бумаг. Целесообразность использования государственного кредита дляформирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытиябюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативнымипоследствиями для государственных финансов и денежного обращения страны посравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансированиядоходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещенияспроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам безувеличения совокупного спроса и количества денег в обращении. Возможность существования государственного кредита вытекает изособенностей формирования и времени использования доходов получаемыхфизическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуютсявременно свободные денежные средства : прежде всего в связи с неравномернымполучением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получениенаследства и т.п. Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий иорганизаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализациипродукции и услуг могут иметь место в связи с длительностьюпроизводственного цикла или сезонностью производства. Временно свободныефинансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в видунеравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производствои социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фондыпредприятий. С ростом эффективности общественного производстваувеличиваются и возможности привлечения средств предприятий и организаций всферу государственного кредита. Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать сбанковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основойбанковского кредитования, используется для предоставления заемных средствпредприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышенияэффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получатьи частные лица. При государственном кредите происходит формированиедополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтомугосударственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Этообстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны ибеспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированиюправительственных расходов. Государственный кредит может быть внешним и внутренним. Основная долягосударственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтомупреимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Ноширокое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам -всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственногокредита. В систему госкредитных отношений включается так же условныйгосударственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта покредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти,государственным объединениям и т.п. Функционирование государственного кредита ведет к образованиюгосударственного долга. Капитальный государственный долг представляет всюсумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включаяначисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходовкредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашениюобязательств, срок оплаты которых уже наступил. Государство, широко используя свои возможности для привлечениядополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансированиябюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю,так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга -внутреннего и внешнего. Государственный долг является характеристикой результативности всехсовершённых госкредитных операций . Его абсолютная величина, динамика итемпы изменения отражают состояние экономики и финансов страны,эффективность функционирования государственных структур. На состояниегосударственного долга существенно влияют ежегодные операции в сферегосударственного кредита : получение новых займов и условия ихпредоставления, с одной стороны, и размеры погашений и выплачиваемыхпроцентов, с другой. Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь втом, что он является средством мобилизации в руках государствадополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственногобюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются напокрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительномбюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средствапрямо используются для финансирования экономических и социальных программ.Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличенияфинансовых возможностей государства, может выступать важным факторомускорения социально-экономического развития страны. Государственный кредит является источником увеличения денежных доходову держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигаетсяпосредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам ивкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и ктрудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства,трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведениякрупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитыватьна значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или вовремя погашений облигаций займов. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следуетзабывать, что мобилизуемые с его помощью государством средства являютсяантиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашениягосударственного долга требует изыскания дополнительных ресурсныхпоступлений в бюджет, а они могут быть получены ( если не считать новыхзаймов ) только с помощью налогов. К тому же погашения долговыхобязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов отпроизводительного использования, сокращает возможности наращиванияпроизводственного и интеллектуального потенциала общества. Следует иметь в виду, что положение об антиципации бюджетных доходовимеет ограниченное действие. При благополучном финансовом положениигосударство с помощью кредитных отношений мобилизует средства дляпроизводительного их использования или решения определенных социальныхзадач. В случае вложения средств в конкретные производственные объектыкаждый заемный рубль будет существовать в виде реальных производственныхфондов и способствовать созданию средств для погашения образовавшегосягосударственного долга, не отвлекая для этой налоговые платежи населения ипредприятий. 2.Государственный кредит в систем кредитных отношений. В системе кредитных отношений государственный кредит выступает вследующих формах : 1. государственные займы ; 2. обращение части вкладов населения в государственные займы ; 3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда ; 4. казначейские ссуды ; 5. гарантированные займы . Государственные займы характеризуются тем, что временно свободныеденежные средства физических и юридических лиц привлекаются нафинансирование общественных потребностей путем выпуска государственныхценных бумаг : облигаций, казначейских обязательств и др. Облигацияпредставляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговоеобязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срокаполучить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государствообязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами иливыплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемнымисредствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга. Государство устанавливает нарицательную стоимость ( номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму,предоставленную держателем облигации государству во временное пользование.Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения ина нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для ихдержателей может быть выше или ниже установленного номинального процента.Это обусловленно тем, что облигации продаются по курсовой цене, котораяотклоняется от нарицательной стоимости. Данное отклонение называетсякурсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности,относятся величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудногопроцента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынкагосударственными ценными бумаги, привлекательность условий выпуска частныхценных бумаг, состояние хозяйственной коньюнктуры, степень довериянаселения правительству. Свободная котировка облигаций государственных займов на фондовой биржеявляется механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой ценепроцентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, которыйневозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствуетпреодолению негативного психологического фактора. Последний состоит внастороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям;он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка инарушения государством своих обязательств; принудительным распределениемзаймов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства,замораживанием государственного долга и т.п. Устранению известного недоверия займодателей к кредитным операциямгосударства способствует разнообразие условий выпуска займов по срокам.Если государство ориентируется только на длительные кредитные операции, тоэто затрудняет вовлечение в покупку облигаций свободных денежных средствкраткосрочного и среднесрочного характера, а также заставляет подуматьпотенциального кредитора о целесообразности вложения и долгосрочныхсбережений. Другим видом государственных займов являются казначейскиеобязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формойвыплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигацийнаправляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средстваот реализации казначейских обязательств направляются только на пополнениебюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышейили не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доходвыплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободнообращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательстваимеют только ограниченный круг обращения и реализации только срединаселения. Государственные внутренние займы классифицируют по несколькимпризнакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые: а) центральным правительством; б) республиканскими правительствами; в) местными органами власти. Широкое распостранение получила практика выпуска государственныхзаймов центральным правительством. Задолженность республиканских и местныхорганов власти является как правило, незначительной. По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться нареализуемые только среди населения ( например, Государственный внутреннийвыигрышный заем 1982 года ), среди юридических лиц ( государственныйвнутренний 5%-ный заем 1990 года ) и универсальные, т.е. предназначенныедля размещения среди физических и юридических лиц. В зависимости от формы выплаты доходов выделяют: а) процентные займы; б) выигрышные займы; в) процентно-выигрышные займы; г) беспроигрышные займы; д) беспроцентные (целевые ) займы. Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердыйдоход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путемначисления процентов к номиналу ценных бумаг ( без ежегодных выплат ).Примером процентных долговых обязательств являются казначейскиеобязательства государства и облигации 5%-ного займа 1990 года. Повыигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышейв момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, атолько по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Примером выигрышногозайма является Государственный заем 1982 года. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, адругой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займовгарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждуюоблигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы внашей стране не выпускаются. Беспроцентные ( целевые ) займы непредусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируютполучение соответствующего товара, спрос на который пока полностью неудовлетворяется. Примером беспроцентной государственной кредитной операцииявляется государственный целевой заем 1990 года. Местные органы властимогут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работпо охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которыхзаинтересовано население административно-территориальной единицы. По срокам погашения займы делятся на: а) краткосрочные займы - срок погашения до 1 года; б) среднесрочные займы - срок погашения до 5 лет; в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет. По методу размещения займы подразделяют на: а) добровольные займы; б) займы размещенные по подписке; в) принудительные займы. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации.Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскимиучреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силупостановления правительства, предусматривающего строгую ответственность зауклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения поподписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако ихреализация сопровождается такой массово-политической компанией, котораяделает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарногорежима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольныезаймы. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства.Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, атакже путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. Внастоящее время безоблигационные займы используются на межправительственномуровне. В тесной связи с государственными займами находится вторая формагосударственного кредита, функционирование которой опосредуется системойсберегательных учреждений ( банков, касс и т.п. ) и является важным каналомформирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладовнаселения в государственные займы. В отличие от первой формыгосударственного кредита, когда физические и юридические лица покупаютценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств,сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемныхденежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лицесберегательных учреждений и предоставление займа последними государству засчет заемных средств без ведома их реального владельца ( населения )позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственногокредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценныхбумаг ( например, казначейских сберегательных сертификатов ) или рыночныхценных бумаг ( облигаций, казначейских обязательств ), а также оформлениебезоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу,бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путемнепосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книгегосударственного долга. Сроки погашения таких займов заранее неоговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа иобязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, чтопроцент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может бытьниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательногодела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспеченияполучения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас этодостигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства. Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как формагосударственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитныеучреждения непосредственно ( не опосредуя эти операции покупкойгосударственных ценных бумаг ) передают часть кредитных ресурсов напокрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредитафункционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитиюинфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля заэмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов.Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитнойсистемой лежит на пути признания невозможности прямого позаимствованияссудных средств для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощипредприятиям и организациям органами государственной власти и управления засчет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. Внастоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однакопри коренной реформе отношений собственности сопровождаемойразгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство неможет нести ответственность за финансовые результаты деятельностипредприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но принеобходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощьхозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, нона условиях возвратности, срочности, платности. Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковскогокредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структурорганы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь надругих условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссудывыдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны вслучае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являютсясредством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономическихструктур. Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездноебюджетное финансирование в отношении государственных хозрасчетныхпредприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, нокак исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам,оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностей реализациипроизводимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственнойконъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т. п. По гарантированным займам правительство реально несет финансовуюответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашейстране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи спредоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственнымструктурам права проводить операции по заключению займов. 3.Международный государственный кредит. Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главнымобразом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Вовторой половине нашего столетия положение стало все более менятся, и кнастоящему времени фактически уже сформировался международный рыночныймеханизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговлитоварами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулированиеплатежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов. Традиционно международный кредит представлял собой предоставлениевалютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам однойстраны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны наусловиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками былипредставители двух разных стран. Источником финансирования товарногокредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлсянациональный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальныхрынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственномеждународный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либонациональной принадлежности. Международные кредиты, если они предназначены для производительныхцелей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырьядля непосредственного осуществления инвестиций в производство, в конечномитоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта встране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммысредств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды иуплаты процентов по ней. Если же международные кредиты предназначены длядругих, не производительных целей: приобретение продовольствия за границей,промышленных товаров потребительского характера, содержаниегосударственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджетаили платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммыдолга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного сиспользованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращениивалового внутреннего продукта страны. Традиционной формой международного кредита является внешнеторговыйкредит. Последний представляет собой важный фактор повышенияконкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодняподавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается какправило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, суммакомиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенновлияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита,чем ниже его стоимость ( проценты плюс комиссионные ), чем больше льготпредоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, вышеконкурентоспособность товара на мировом рынке. Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты.Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страныимпортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешнейторговле. Фирменный кредит, сроки которого, как правило, колеблются впределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс,кредит по открытому счету. Фирменный кредит чаще всего реализуетсяпосредством открытого счета. Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера иэкспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение,по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общуюстоимость отгруженных товаров с учетом начисляемых процентов, а импортер, всвою очередь, обязуется в установленный срок погасить сумму кредита ивыплатить проценты. При фирменном кредите импортер часто вносит такназываемый покупательский аванс в размере, чаще всего, 10-20% стоимостипоставки в кредит, что представляет своего рода обязательства принятьпоставляемые в кредит товары. Вплоть до начала 60-х годов нашего века фирменные кредиты былипреобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостномуобъему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однакобыстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязаннойпродукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредитапродемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Срединих, с точки зрения импортера, наиболее существенными являются:ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования,жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому сростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменныхкредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, всеболее уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию. Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортераопределенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторогоманевра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительныесроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшаястоимость кредита. Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирмэкспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитамипоставщику. Со временем национальные банки страны фирмы экспортера сталиосуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они сталипредоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных отбанка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой методбанковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредитыпокупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выборафирмы поставщика, однако пока что только в данной стране. Сроки кредитаудлиняются, а его стоимость несколько снижается. При этом фирмы поставщики,устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могутзавысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже прикредите поставщику. Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентамиз других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяютссудополучателю ( частному или государственному ) использовать их в гораздошироком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлятьза счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качествои цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредитыпредоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемойвалюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнениясчетов в свободно конвертируемой валюте. Если заемщиком выступаетиностранное государство, то помимо указанных выше целей валютные кредитыиспользуются при осуществлении валютной интервенции в целях регулированиивалютного курса. Международный кредит прежде всего предполагает определение суммыкредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, атакже методов страхования кредитного риска. Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита:валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщикзаинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степеньюустойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах,немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободноконвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно втой же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получаеткредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар. Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо вэмиссионном проспекте при выпуске международных облигаций. Срокмеждународного кредита зависит от целого ряда факторов, к которымотносятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлениипредыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальноезаконодательство; межгосударственные соглашения. В современных условиях обострения конкуренции в международной торговлекаждое государство стремится создать условия для повышенияконкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государствово многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции порефенансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных вэкспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В однихстранах созданы специальные государственные и полугосударственные (смешанные с участием частного капитала ) банковские институтывнешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы, передкоторыми становится задача создания благоприятных условий рефенансированиявнешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке. Типичным примером национального государственного института постимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США ( Эксимбанк), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямыхкредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне онпредоставляет преимущественно гарантии американским промышленным ибанковским компаниям против коммерческого и политического риска. Подобные институты функционируют и в ряде других стран, в частности, вЯпонии и во Франции. Учрежденный в 1951 году Экспортно-импортный банкЯпонии в отличии от соответствующего в США имеет более широкие возможностикредитования: он кредитует и экспортные, и импортные, а также операции поиностранным капиталовловложениям японских компаний. Причем он кредитуетпреимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров. Во Франции государственный кредитный механизм для поддержания экспортаначал функционировать еще в 1946 году. В некоторых странах - Бельгии,Голландии, ФРГ, Швеции - государство участвует в кредитовании экспортныхопераций через внешнеторговые банки, созданные с консорциумами коммерческихбанков. Помимо участия в кредитовании экспортеров государство в странах срыночной экономикой проводит активную политику по страхованиювнешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политическойнеустойчивости, которые существенно увеличивают риск осуществлениямеждународного кредита. В этих целях в Великобритании, во Франции, в ФРГ, вСША и в других странах сложилась целая система страхования игарантированния экспортных операций. Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международныеи региональные финансово-кредитные институты: Международный банкреконструкции и развития ( Мировой банк ), Межамериканский банк развития,Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Срединих главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международнойфинансовой корпорацией ( МФК ) и Международной ассоциацией развития ( МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсовформируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных.Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активныеоперации банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всегоразвивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является такназываемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, чтокредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ееразвития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. Приэтом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты аи кредиты B.Кредиты а полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты Bпредоставляются банком как участником международного банковскогоконсорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками.Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах10-25%. Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль.МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частныхинвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногихмеждународных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, атак же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФКпредоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то жевремя обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемныйкапитал из других источников. Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты толькодля экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты,значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целикомформируются за счет взносов стран-доноров. Россия в современных условиях выступает, как впрочем и любоесовременное государство, одновременно и международным кредитором, имеждународным должником. Это является результатом многолетнего длительногопроцесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран срыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Ноособенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чистокоммерческий характер, а кредитование - преимущественно военнополитический.В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам срыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же кразвивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступаетчистым кредитором. Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги страндолжников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночнойэкономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и трудноразрешимомузлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран Россиипо имеющимся оценкам достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть ихтрудно, поскольку кредиты под продажу оружия и чисто политические цели ещеникогда и нигде не могли создать эквивалента для выплаты самой суммы долгаи уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должныбыли быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году быловыплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%. Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР.Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условияхобслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долгвсех стран СНГ иностранным кредиторам ( исключая Украину ) в 1993 годусоставил около 70 миллиардов долларов ( внешний долг СССР в 1987 годусоставил 40 миллиардов долларов ). Выплатить этот государственный долг всравнительно короткие сроки крайне сложно, поскольку валютная выручкаРоссии от ее экспорта резко сократилась и в еще большей степенисократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия можетежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов вгод, что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешнейзадолженности. В 1993 году Парижский клуб (объединяет всех государственныхкредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частныхкредиторов, преимущественно транснациональные банки ) отсрочили нанесколько лет выплату основой части российского долга. Но отдавать егопридется. На ближайшую перспективу погашение предыдущей задолженности будетпроисходить за счет ее рефенансирования. Это означает, что ту суммузадолженности, которая должна быть погашена в данному году, придется братьравный ей новый кредит и за его счет платить по старым долгам. В итоге всилу подобного метода погашения задолженности внешний государственный долгРоссии останется скорее всего на уровне 1993 года. В то же время рядроссийских коммерческих банков в обход государственного законодательстваразместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов кконцу 1993 года и так называемое бегство капиталов из России непрекращается и вряд ли прекратится до тех пор, пока не будет преодоленкризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковскиепроцентные ставки из негативных не превратятся в позитивные. Опыт других стран, переживавших менее чем десятилетие назад подобноеже состояние своих внешних финансов ( например, Мексика и др. )свидетельствует, что без решения проблемы упорядочения кредитно-денежнойсистемы страны погашения внешнего государственного долга даже растянутое намногие годы становится весьма проблематичным. Литература. 1.Вавилов Ю.А.,Государственный кредит: прошлое и настоящее.- М.:Финансы и статистика,1992 - 96 с. 2.Кредиты. Инвестиции. - М.: “Приор”, 1995 - 144 с. 3.Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Подред. В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993 - 400с.




Похожие:

Государственный кредит как экономическая категория icon1. Классификация кредитов 3 Принципы кредитования 6
Кредит предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый...
Государственный кредит как экономическая категория iconКапитал как экономическая категория

Государственный кредит как экономическая категория iconРынок как экономическая категория

Государственный кредит как экономическая категория iconНалоги как объективная экономическая категория

Государственный кредит как экономическая категория iconБезработица как экономическая категория, ее теоретическое обоснование

Государственный кредит как экономическая категория iconТрудовые ресурсы как социально-экономическая категория и объект управления

Государственный кредит как экономическая категория iconВ г. Уфа курсовая
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица...
Государственный кредит как экономическая категория iconЗав кафедрой мэ и мвко проф. Смитиенко Б. М
Платежный баланс как экономическая категория и инструмент экономического анализа
Государственный кредит как экономическая категория iconФинансы и финансовая политика государства I. Финансы как экономическая категория
По своему характеру эти отношения производственные или экономические, так как они возникают в сфере общественного производства
Государственный кредит как экономическая категория iconКонтрольная работа по дисциплине «Финансы» на тему: «Государственный кредит, его социально-экономическая сущность»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы