Иран после Второй Мировой войны icon

Иран после Второй Мировой войны



НазваниеИран после Второй Мировой войны
Дата конвертации14.07.2012
Размер235,17 Kb.
ТипРеферат
Иран после Второй Мировой войны


С началом второй мировой войны прогерманский режим Реза-шаха оказался всложном положении: не рассчитывая на прямую военную поддержку со стороныБерлина, Тегеран не во всем следовал пожеланиям Гитлера, опасаясь реакцииЛондона. Недовольный нерешительностью шаха, фюрер послал в Иран Канариса синструкцией "установить в Иране Республику по образцу третьего Рейха", еслиобнаружится, что шах "проанглийский реакционер". Параллельно недовольствуГермании нарастало недовольство шахом в Москве в связи с деятельностью вИране фашистской агентуры. После четырех предупреждений о нарушенииТегераном ст. 6 Договора 1921 г. в августе 1941 г. советские войска наосновании указанного Договора были введены в Северный Иран, а британскиечасти по договоренности с Москвой высадились на Юге. Реза-шах был вынужденотречься от престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза-Пехлеви,правившего страной с 1941 г. по 1979 г. Оккупация Ирана англо-советскими войсками избавила страну отперспективы военных действий на его территории, способствовала егоэкономическому развитию благодаря интенсивной добыче нефти для нуждантигитлеровской коалиции, транспортировке грузов по ленд-лизу в СССР иэкономической и иной помощи союзных Держав (поставки продовольствия, борьбас нашествием саранчи и т. д.). После Сталинграда вожди кочевых племенвыдали союзникам главу германской разведки в Иране Майера, отказавшись отпрофашистской деятельности Провал профашистской ориентации Ирана и оккупация страны советскими,британскими, а позднее и американскими войсками способствоваликомпрометации реакционных кругов и усилению национально-демократическогодвижения. В наибольшей степени этот процесс развился в советской зонеоккупации, на Севере, где окрепли позиции иранских коммунистов из НароднойПартии Ирана (НПИ), Демократической Партии Курдистана (ДПК),Демократической Партии Азербайджана (ДПА). В послевоенный период ДПК и ДПАдобились широкой национально-культурной автономии с правом проведенияаграрных преобразований, причем Тегеран обязался демократизировать весьИран по образцу иранского Азербайджана (в состав Правительства Кавама дажебыли включены 3 члена ЦК НПИ). Как показали последующие события, этивременные уступки были сделаны Тегераном для накопления сил и последующегоразгрома национально-демократического движения, на чем настаивали Лондон,Вашингтон, АИНК, вожди кочевых племен, реакционная иранская военщина.Внутриполитическая борьба в стране происходила на фоне усиливающегося англо-американского противоборства за влияние в Иране. Разгром национально-демократического движения в 1946-47 гг.воспрепятствовал модернизации страны, жизненный уровень которой был в 2, 5раза ниже турецкого, что было залогом будущих социальных взрывов идальнейшего ослабления ее самостоятельности на международной арене.Наиболее дальновидные представители правящих кругов видели гарантиюсохранения социально-политической стабильности в стране в форсированииэкономического развития, что было невозможно без использования доходов отиранской нефти на благо самого Ирана, а не АИНК. Таким образом,нефтедоллары рассматривались ими в качестве заменителя коренных социально-экономических преобразований. Сторонники подобной политики объединились вНациональный Фронт (НФ) во главе с Мосаддыком (аристократ по рождению,экономист по образованию, бывший дипломат). В 1950 г. НФ под лозунгомнационализации иранской нефти победил на выборах и приступил к реализациисвоей программы Начиная борьбу за установление иранского контроля над своими нефтянымибогатствами, Мосаддык рассчитывал использовать межимпериалистические,прежде всего англо-американские противоречия, и не стремился вовлекать вборьбу широкие народные массы. Однако, в отличие от первой попытки нач. 30гг., борьба за нефть на этот раз стала поистине всенародным делом, о чемсвидетельствует переименование в ходе борьбы возникших повсеместно массовыхорганизаций: в 1950 г. "Общества борьбы с АИНК", в 1951 г. "Общества борьбыс империалистическими нефтяными компаниями", в 1952 г. "Общества борьбы симпериализмом". Радикализация массового движения с одной стороны напугалаконсервативные круги иранской правящей верхушки и оттолкнула их отМосаддыка, а с другой стороны способствовала англо-американскому сближениюна антииранской основе: в результате бойкота и блокады нефтяному экспортуИрана на Запад Правительство Мосаддыка оказалось без средств (попытка главыитальянской государственной нефтегазовой корпорации ЭНИ Э. Маттеи наладитьвзаимовыгодные контакты с Тегераном завершилась загадочной гибелью Э.Маттеи в авиакатастрофе, организованной, предположительно, совместно ЦРУ иИнтеллидженс Сервис). В сложившейся ситуации Мосаддык не решился сделатьставку на массовое антиимпериалистическое движение для противодействиявнутренней и внешней реакции и не использовал возможности продажи нефтисоциалистическим странам. Оказавшееся практически в политико-экономическойизоляции, Правительство Мосаддыка было свергнуто в результатегосударственного переворота 1953 Поражение Ирана в борьбе за нефть завершилось перераспределениемпозиций империалистических Держав в этой стране. В 1954 г. за спинойТегерана был создан Международный Нефтяной Консорциум (МНК), известный как"Семь сестер", для эксплуатации нефтяных ресурсов Ирана. В него входилинесколько американских компаний (40% акций), АИНК (40%), Ройял-Датч Шелл(14%), Франсез де Петроль (6%). Таким образом, монополия АИНК была нарушенане Тегераном, а ее западными конкурентами. Новое Правительство Иранагенерала Захеди вопреки Закону 1951 г. о национализации национальныхнефтяных богатств согласилось на деятельность МНК в стране до 1994 г. прирасширении площади концессии без права ее аннулирования Тегераном водностороннем порядке. Реальный выигрыш Ирана заключался в обязательствеМНК отчислять ему прибыли по принципу "фифти-фифти" плюс 12% добываемойнефти. Не желая укрепления экономической самостоятельности Ирана, МНКограничивался расширением добычи и вывоза сырой нефти без создания системынефтепереработки. Экономическая капитуляция Ирана перед западными Державамисопровождалась укреплением военно-политического сотрудничества Тегерана сВашингтоном. В 1954 г. страна вступила в Багдадский Пакт (СЕНТО),отказавшись тем самым от официально нейтрального статуса (за сопротивлениетакому изменению основ внешней политики было арестовано более 600офицеров). Была одобрена "доктрина Эйзенхауэра" в 1957 г., отвергнутосоветское предложение заключить Пакт о ненападении, поскольку такойдокумент ограничил бы возможности американо-иранского военно-политическогосотрудничества. Военные расходы в 50 гг. в 4 раза превосходилигосударственные инвестиции в экономику. Большая часть американской помощиИрану направлялась в строительство военной инфраструктуры. Страназапуталась в сетях иностранных займов - выплата старых долгов превосходилапоступления от новых займов. Экономические планы промышленногостроительства выполнялись только наполовину. Развитие сельского хозяйства,и особенно ирригации, сковывалось полуфеодальными отношениями в деревне.Страна находилась на пороге глубокого социально-экономического иполитического кризиса. Белая революция Шаха и народа" (1961-79 гг.) "Белая революция" (серия реформ сверху для предотвращения революцииснизу) была обусловлена как внутренними потребностями модернизации страны,так и настояниями США (Президент Д. Кеннеди полагал, что американскаяпомощь союзникам не может заменить внутренних преобразований в этихстранах). Поскольку большая часть господствующего класса, связанная сполуфеодальным землевладением, не желала перемен, Шах распустил Меджлис ипроводил реформы своими декретами. Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в несколько этапов иликвидировавшая остатки феодализма в деревне. В первой половине 60 гг.площадь землевладения ограничивалась землями одной деревни, а остальныепередавались безземельным крестьянам в рассрочку на 15 лет. В сер. 60 гг.был введен максимум землевладения 30 га орошаемых и 200 га богарных земель(устанавливалась привилегия до 500 га хозяйствам, применяющимкапиталистические методы с/х производства). В нач. 70 гг. государствосоздавало условия для кооперативного движения и для крупных зерноводческиххозяйств на государственных землях. В целях общекультурного подъема селатуда были направлены добровольцы-военнообязанные из Корпусов просвещения издравоохранения. Последствия аграрных преобразований были неоднозначны и противоречивы.В 60 гг. крестьянское безземелье (60% крестьян) сменилось крестьянскиммалоземельем (иного при ограниченности пахотных угодий в этой стране и немогло быть), но социальная база шахского режима в деревне резко увеличиласьна указанное десятилетие. С другой стороны, парцеллизированное с/х в этигоды само стало потреблять большую часть производимой продукции и в связи снеобеспеченностью городов продовольствием Иран был вынужден прибегнуть кс/х импорту. Таким образом, уже в 60 гг. наблюдаются противоположныесоциальные и экономические последствия аграрных преобразований. В 70 гг. выявилось, что темпы аграрных преобразований в странеоказались слишком высокими: на смену феодальному безземелью крестьянствачерез короткий период малоземелья приходит процесс обезземеливанияобуржуазивающейся деревни, земли которой интенсивно переходят в рукидеревенской кулацкой верхушки и тех же бывших помещиков (около 30%деревенского населения). До 41% крестьянства были вынуждены в 70гг.мигрировать в города, не нуждавшиеся в таком количестве рабочей силы, исоставили там значительный слой маргиналов, взрывоопасный в планесоциального протеста, традиционно массового в этой стране. Период "Белой революции" характеризуется быстрыми темпами промышленногороста благодаря политике реформизма, проводимой Шахом, и притокунефтедолларов, особенно с 1973 г. ВНП на душу нас. увеличился за 1963-78гг. со 100 долл./год до 1521 долл. Темпы прироста пром. производствасоставляли 8,8% в год в 1962-68 гг., 11,5% в 1969-72 гг., 26% в 1973-78 гг.Однако эти блестящие показатели были достигнуты в основном за счет развитиясборочного производства, не укрепляющего экономической самостоятельностистраны и, что самое существенное, на путях развития капитализма сверху,блокирующего возможности демократического развития капитализма снизу свтягиванием в буржуазно-рыночные отношения основной массы населения.Следовательно, капиталистический прогресс обеспечивал средства длясуществования незначительной части населения. В то же время не только вдеревне, но и в городе старые формы существования разрушались быстрееутверждения новых. Несчастье Ирана эпохи "Белой революции" заключалось в том, что темпымодернизации страны были слишком быстрыми, реформы недостаточно учитывалинационально-религиозную специфику, а потому натолкнулись на слишкомсерьезное сопротивление - культурно-цивилизационную реакцию традиционногоиранского общества на утверждение новых буржуазных норм и условийсуществования, возглавленную шиитским духовенством. Гибельными для "Белойреволюции" оказались слишком большие доходы от нефти (в результатеповышения цен на нее с 1973 г. по 1978 г. казна получила более 100 млрд.нефтедолларов, из которых 40 млрд. были истрачены на силовые структуры истолько же на государственные промышленные проекты). Уникальное явление вмировой практике реформ - наличие средств, и наличие мощного репрессивногоаппарата побудили Шаха игнорировать оппозиционные преобразованиям силы(вместо кропотливой работы с оппозицией для ее раскола и привлечения частиее на свою сторону Шах практиковал ее тотальное подавление). Многочисленное шиитское духовенство (только в городах их 15 тыс. чел. в5400 мечетях) выступало против реформирования систем образования исудопроизводства в светском направлении из опасения потери своейидеологической монополии и влияния на массы. Посягательство светской властина свои традиционные привилегии улемы трактуют как посягательство наисламские устои. В период "Белой революции" Шах целенаправленно ограничивалсвоими реформами не только политико-идеологическую роль духовенства, но иего экономическую мощь (секуляризация церковной земельной собственности),чем восстановил его против себя. В 60-70 гг. во внешней политике Ирана произошли существенные измененияи появились принципиально новые ее направления. Во-первых, Шах резкорасширил масштабы экономического сотрудничества с социалистическимистранами. Это было обусловлено нежеланием Запада содействоватьстроительству базовых отраслей промышленности Ирана; более выгоднымиусловиями внешнеэкономического сотрудничества с СЭВом; стремлением Тегеранак выгодному балансированию между двумя противоборствующими системами,позволяющему проводить более самостоятельную внешнюю политику; попыткойобеспечить Ирану тылы на его северных границах на случай возникновенияконфликта в районе Персидского залива; надеждами нейтрализовать влияниеБагдада на формирование советской политики на Среднем Востоке. Основнымобъектом советско-иранского сотрудничества стал Исфаханскийметаллургический комбинат. Важное значение для обеих стран имела "сделкавека" о поставке по Трансиранскому газопроводу иранского газа в Закавказьеи аналогичного количества сибирского газа в Западную Европу по ирано-европейским контрактам, что открыло Тегерану "окно в Европу". Параллельносоветско-иранскому сотрудничеству развивались связи Ирана со странамиВосточной Европы, особенно с Румынией, имевшей излишние для нее мощности попроизводству нефтедобывающего оборудования. Во-вторых, Тегеран принял активное участие в создании ОПЕК и борьбенефтедобывающих стран за установление равноправных отношений с промышленноразвитыми странами Запада и прежде всего за повышение цен на нефть иувеличение отчислений за право ее добычи. В 1973 г. все имущество МНК былопередано Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) с гарантиейпоставок нефти в распоряжение МНК в течение 20 лет и отчисления последним впользу Тегерана 60% суммы прибылей. В результате повышения цен на нефть иотчислений от МНК в пользу ИННК нефтяные доходы Ирана выросли с 2, 4 млрд.долл. в 1972 г. до 20 млрд. в 1974 г. В-третьих, во внешней политике Шаха появляются не толькопроимпериалистические, но и империалистические черты, подкрепленныестремительным ростом военного потенциала Ирана (военные расходы за 70 гг.выросли в 20 раз), планами установления контроля Ирана над "керосиновойбочкой" планеты - Персидским заливом, что поставило бы мировуюкапиталистическую экономику в определенную зависимость от Тегерана. Создавсамый сильный в мире флот на воздушной подушке, самую совершенную в третьеммире ракетную систему ПВО, превосходя по ВВС и вертолетному парку всехчленов НАТО, кроме США, Иран добивался подавляющего контроля над важнейшейтранспортной нефтяной артерией мира - Ормузским проливом. Добиваясьприсутствия на другом берегу Пролива, Шах вмешался во внутренний конфликт вОмане и послал свои войска против партизанского движения в этом султанате.С остальными арабскими государствами у Тегерана сложились напряженныеотношения. Шах прилагал большие усилия к поддержанию дружественныхотношений с Пакистаном и Афганистаном, поскольку опасался сепаратизмабелуджей. Исламская революция 1979 г. в Иране. Расстановка внутриполитических сил в стране во второй пол. 70 гг. быласледующей: на правом фланге политического спектра находилась иранская монархия,скомпрометированная в глазах широких масс населения репрессивными методамиправления, негативными социальными последствиями "Белой революции",отрицанием исламских традиционных ценностей и внедрением сверху чуждыхправоверным шиитам западных норм и обычаев. В сложившихся условиях Шах могопереться на Армию, тайную полицию "САВАК", бюрократию госаппарата игоссектора и связанную с ними буржуазную верхушку, т. е. социальная опорарежима была крайне узкой. В критические для него месяцы 1978 - нач. 79 гг.Шах проявил чувство реализма и готовность отказаться от большей части своихполномочий по руководству страной (при сохранении контроля над силовымиструктурами) в пользу другой светской силы - умеренно-буржуазной оппозициив лице Национального Фронта (НФ). - иранская мелкая и средняя торгово-промышленная буржуазия былаэкономически слабой и политически трусливой. Когда Шах предложил одному излидеров НФ Бахтияру возглавить Правительство и последний на это согласился,большая часть руководства НФ дезавуировало Бахтияра и исключило его изПартии, т. к. опасалась обвинений со стороны духовенства вколлаборационизме с "ненавистным тираном". Таким образом, иранскаябуржуазия упустила исторический шанс прихода к власти, подарив его духовноймусульманской оппозиции: вместо эволюционного мирного перехода власти отодной светской силы (Монархия) к другой светской силе (НФ) она оказаласьзахваченной насильственным революционным путем мусульманскими фундамен-талистами. - Мусульманское духовенство во главе с аятоллой Хомейни черпалополитические силы не только в традиционалистской реакции большинстванаселения Ирана на шахскую революцию сверху, ограниченно прогрессивную сэкономической точки зрения для узкой прослойки населения, но разорительнуюдля большинства крестьянства, ремесленников, мелкой и средней буржуазии. Потрадиционным шиитским представлениям шахская власть (в отличие от сунитов)не сакрализованная: со времен первой иранской Конституции 1906 г. в странесуществовал выгодный духовенству принцип разделения властей, отводившийШаху всего лишь функции Главы исполнительной власти, а высшим духовнымглавой правоверных шиитов признавался двенадцатый скрытый Имам-Мессия.Появившийся для спасения правоверных "скрытый" Имам в лице Хомейнипроповедовал исламский путь развития и противопоставлял его "капитализму икоммунизму, двум лезвиям одних и тех же ножниц, подрезающих общий исламскийкорень". В 78-79 гг. оппозиция под руководством Хомейни представляласьмировой общественности умеренно-мусульманской на фоне диктаторскогошахского режима. - Левомусульманская оппозиция (аятолла Талегани, моджахедины, федаины)представляла собой серьезную силу, способную конкурировать при определенныхусловиях с Хомейни (имели заслуги в антишахском движении, используютуравнительные тенденции исламского вероучения и призывы к построению"общества без эксплуатации"). - На левом фланге политического спектра находилась партия иранскихкоммунистов ТУДЭ во главе с Киянури. Подвергаемая Шахом наиболее жестокомуи методичному преследованию, ТУДЭ работала в глубоком подполье и эмиграции,что ослабило возможности ее влияния на массы. В революции 1979 г. Партия немогла выдвинуть собственные лозунги - это выглядело бы актом подрываантишахского фронта во главе с Имамом, поэтому было решено поддерживатьХомейни "для подталкивания его влево" (левомусульмане могли себе позволитькритиковать Хомейни, как представителя другого цвета исламского движения, ирасценили сотрудничество ТУДЭ с ним как предательство). С другой стороны,духовенство расценило готовность атеистической ТУДЭ сотрудничать с ними каклицемерие и коварство. Таким образом, иранские коммунисты оказались висламской революции в полной изоляции. Хомейни оказался мастером политического лавирования. Сначала во главеединого фронта он ликвидировал шахский режим; затем дезориентироваллевомусульман и коммунистов насчет своих истинных намерений посредствомпривлечения их к подавлению буржуазных организаций (параллельно наступлениюна политические позиции иранской буржуазии Хомейни практиковал яростныйантиамериканизм); после ликвидации всех своих противников справа при помощилевых Имам разгромил ТУДЭ (федаины и моджахедины не могли помочьатеистической партии); левомусульмане были последней жертвой Хомейни,оказавшей наибольшее сопротивление своей ликвидации. В новой Конституции страны 1979 г. высшая власть была официальнозакреплена за Хомейни (после его смерти - за его преемником), а прерогативыгражданской политической власти - за Президентом, Премьером и Меджлисом. Спринятием этой Конституции было узаконено установление в странетеократического режима со всеми его атрибутами и пороками. Иранская революция 1979 г. по массовости своих участников являетсякрупнейшей революцией ХХ века наряду с Октябрьской в России и эфиопской.Поэтому представляется естественным разброс мнений и оценок в отношении еехарактера. На наш взгляд, на первом своем этапе она была исламской поформе; антимонархической и антиимпериалистической по основнойнаправленности; буржуазной по социальной сущности (за смену типакапиталистического развития), хотя внешне это проявлялось вантикапиталистических лозунгах и тенденциях. На втором этапе (с к. 1979 г.)революция идет по нисходящей и из исламской по форме становится такжеисламской и по содержанию. Теоретически революция должна была расчиститьвозможности демократического развития капитализма снизу - на практике же вобществе, живущем по законам ислама, выработанным тысячелетие назад вдругую историческую эпоху, такое развитие может происходить только вдеформированном виде. Внешняя политика исламской революции На этапе свержения шахского режима наибольшую опасность для революциипредставляла угроза американского вмешательства в защиту своего верногосоюзника - Мухаммеда Реза Пехлеви. Однако Хомейни правильно рассчитал, чтоМосква на международно-законном основании не допустит утверждения позицийСША на своих южных границах (Договор 1921 г.) Поэтому руководствореволюцией культивировало антиамериканизм вплоть до грубых провокаций вотношении США для укрепления своей массовой базы. США не решились накрупномасштабное вмешательство в Иране и фактически предали Шаха, опоруамериканского влияния на Среднем Востоке в послевоенный период. Самым крупным внешнеполитическим событием для исламского режима былаирано-иракская война. Для ее возникновения существовало множество причин иповодов (проблема раздела вод реки Шатт Эль-Араб; взаимное использованиекурдского меньшинства обеих стран для подрывной сепаратистскойдеятельности; конкуренция двух экспортеров нефти на мировом рынке;противодействие Тегерана намерениям Багдада превратить нефтяной Кувейт виракскую провинцию, что изменило бы соотношение сил Ирана и Ирака в пользупоследнего; боязнь Тегерана дестабилизации провинции Хузестан, богатойнефтью и со значительной прослойкой арабского населения). Однако основнойпричиной ирано-иракской войны был приход к власти в Тегеранефундаменталистов-шиитов с лозунгами экспорта исламской революции,угрожавшими правящей в Багдаде сунитской верхушке Саддама Хусейна (шиитысоставляют 52% мусульманской общины Ирака). Не дожидаясь укреплениятеократического шиитского режима в Тегеране, Багдад нанес превентивныйудар, рассчитывая на успех благодаря развалу исламской революцией ранеемощной шахской Армии. Надежды Багдада на легкую победу не оправдались: для исламскогоруководства в Тегеране иракская агрессия пришлась как нельзя кстати,поскольку предоставляла ему возможность укрепить теократический режимпосредством завинчивания гаек в условиях военного положения и отвлечьвнимание народа от нерешенности внутренних проблем. Поэтому Хомейни непожалел ни средств, ни людских ресурсов (погибли сотни тысяч необученныхдобровольцев) для ведения этой войны. Война была выгодна режиму до тех пор,пока соотношение сил не стало меняться в пользу более современной АрмииИрака - только тогда Хомейни согласился на ее прекращение (но к этомувремени уже произошла тотальная исламизация всех сфер жизни игосударственного управления Ирана). Параллельно ведению войны с Ираком Тегеран оказывал существеннуюподдержку афганской контрреволюции, хотя ее шиитская фракция не игралаведущей роли в борьбе против ДРА с большинством сунитского населения. Исламская революция привела к осложнению политических и ослаблениюэкономических связей с Москвой. После ослабления угрозы американскоговмешательства Хомейни заговорил о недействительности советско-иранскогоДоговора 1921 г. и необходимости борьбы не только с империализмом, но и скоммунизмом ("и с большим, и с малым Сатаной"). Под предлогом необходимостиповышения цен на иранский газ была прекращена его поставка в Закавказье, аТрансиранский газопровод был в значительной степени разобран под предлогомего "ненужности" (трубы использовались для военных нужд). Распад СССР создал для Ирана новую геополитическую ситуацию: вдоль егосеверных границ образовалась "тюркская дуга" (Турция, Азербайджан,Туркменистан, Узбекистан, Кыргизстан, Казахстан), потенциальноориентирующаяся на Анкару. Только Армения разрывает эту "дугу" - поэтомуТегеран оказал поддержку христианскому Еревану, а не мусульманскомуАзербайджану в Карабахском вопросе. От стабильности в зоне тюркской дугизависит этнополитическая стабильность многонациональных государств - Иранаи России, сотрудничающих в поддержании мира в этом регионе. Иранзаинтересован в сотрудничестве с РФ на Каспии, в поставках российскойвоенной техники и оборудования для АЭС. Экономика современного Ирана Последнее десятилетие принесло Ирану очевидные успехи в укрепленииполитической системы и экономического базиса общества. В периодпрезидентства Хашеми-Рафсанджани (в 1997 году его сменил Мохаммад Хатами)идеи иранской шиитской революции, т.е. идея и идеология "третьего пути"построения социально направленного государства на основе верховенствадуховной власти и исламских принципов социальной справедливости, былипроявлены в наиболее выраженной форме и стиле, получили свой отчетливыйобраз и реализацию. При сохранении наиболее консервативных общественныхценностей - частной собственности, свободы предпринимательства, устоевсемьи и национальных традиций - во многом решены задачи по борьбе с нищетойи бедностью.Иране в условиях частичной международной экономической изоляции иопределенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальнаяэкономическая реформа. Принятый в 1990 году пятилетний план развитияобеспечил ежегодный прирост ВВП на 6,5 процента. Второй пятилетний план ужедал не менее 10% ежегодного прироста ВВП. Дефицит госбюджета за этот периодснизился с 50% до 0,5%. Государственные доходы увеличились на 13 процентов,налоговые поступления - на 46,9 процента. Норма капиталовложенийувеличилась с 12,35 до 16,3 процента ВВП при опережающем роста частныхинвестиций. В 1996-1997 годах она составила уже 23,7 процентах, т.е. почтичетверть ВВП реинвестируется в экономику, что является достаточно серьезнымпризнаком инвестиционной привлекательности Ирана За эти годы число занятыхграждан в целом по стране выросло с 11,5 до 14,1 миллиона человек. Уровеньбедности с 47 процентов снизился до 17 процентов от общей численностинаселения. С 1989 по 1996 год производство стали в Иране возросло с 1,5 до 6,0миллионов тонн, меди - на 350 процентов, алюминия - вдвое. По производствупродуктов химической и нефтехимической промышленности Иран приблизился кдвадцатке промышленно развитых стран. Опережающее развитие получилимашиностроение и производство военной техники. Рост основной продукциисельского хозяйства составил за эти годы от 30 до 45 процентов.Преобладающая часть прироста реальной экономики получена в ненефтяномсекторе, чья доля в доходах государства составляет уже менее 50%. В 1998 году меджлисом (парламентом) принята рассчитанная на 20 летпрограмма под названием "Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти".Она предусматривает постепенное их увеличение за счет ненефтяныхисточников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся снынешних 25 миллиардов долларов до 62 миллиардов долларов в 2016 году. Вконце осуществления программы 41 миллиард долларов предполагается получитьот экспорта промышленной продукции (в том числе товаров нефтехимии,горнодобывающей промышленности) и традиционных ремесел, 7 миллиардов - засчет продажи сельскохозяйственной продукции и только 14 миллиардов долларов- от сбыта нефти. В стране преодолена централизация управления хозяйством, что имеломесто в первые годы после революции и во время войны. Приватизированы сотнисредних и тысячи мелких предприятий. Во многом благодаря деятельностифондового рынка акционирование приобрело характер "народной капитализации",что сыграло важную роль в укреплении позиций среднего класса. Наиболеерадикальному реформированию подверглись системы ценообразования и кредитно-банковская сфера. Осуществлена политика либерализации цен на промышленные ииные товары, однако, под достаточно действенным контролем государства, чтопредотвратило нежелательные скачки в ценовых пропорциях. Либерализованкредит, что стало важнейшим стимулом активизации предпринимательства.Иран на сегодняшний день обладает динамичной экономикой и весьмазаинтересован в развитии добрососедских и взаимовыгодных отношений сРоссией. Стабильность экономики Ирана позволяет ему аккуратно расплачиваться сосвоими внешними кредиторами. Одной только Германии Иран выплачивает в год600 миллионов долларов. Иран израсходовал на уплату долга в 1996 году 5,6миллиарда долларов, в 1997 году - 3,4 миллиарда долларов. Страны Европыпринадлежат к числу крупнейших экспортеров ИРИ. Возглавляет этот списокГермания, двусторонний торговый оборот которой составил 2,1 миллиардадолларов в 1997 году. Франция стала вторым по величине поставщиком Ирана.Италия открыла Ирану новый экспортный кредит. Возрос экспортВеликобритании. Объем торговли между Японией и Ираном превысил 3,8миллиарда долларов (1998 г.), причем на Японию приходится 35%экспортированной Ираном нефти. Иран стал членом Социально-экономического совета ООН, важнейшего органаООН после Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Он состоит из 54членов и каждый год обновляется на одну треть. Иран был избран в его составв числе 18 новых стран. Нефтегазовая промышленность. Разведанные запасы сырой нефти Ирана составляют 90 миллиардов баррелей,что делает его одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира. Для всехнефтяных месторождений характерна высокая производительность и низкаясебестоимость добычи. Иран стоит на втором месте по объему производстванефти среди стран ОПЕК. Соблюдая квоты для этих стран, Иран в настоящеевремя добывает 3,6 миллиона баррелей нефти в день (1 баррель = 159 литров).65 действующих месторождений находятся на суше, 70 - в море. Пробурено вобщей сложности две тысячи скважин.Иран занимает второе место в мире (после России) по запасам газа. Внастоящее время его разведанные и готовые к разработке резервы составляют21 триллион кубометров, что превышает 14% мировых запасов. Исламская Республики Иран намеревается применить новую формулу призаключении договоров buy - back с иностранными компаниями, что увеличит ихзаинтересованность на участие в нефтяных проектах на территории Ирана. Призаключении договоров будет использовано понятие "вознаграждение": еслидобыча нефти превысит предварительно зафиксированные показатели, то большаядоля её достанется компании, сотрудничающей с Ираном. Ожидается, что новаяформула будет опробована при разработке нефтяного месторождения Бангестанна юге страны. Лондонский еженедельник "Петролеум Аргус" расценивает это сообщение,как самое важное положительное изменение в иранской торгово-экономическойполитике с 1997 года, когда Иран открыл двери для иностранных компаний. Несмотря на критическое отношение международных нефтяных компаний кприменяемой ныне формуле buy - back и заявления об отсутствии еёпривлекательности для иностранного бизнеса, общая сумма заключенных на этойоснове договоров составила 19 млрд. долларов. Новый порядок заключениянефтяных соглашений, считают специалисты, будет более выгоден для иранскойэкономики.Нефть и газ - это основное богатство, на которое опирается Иран, но внастоящее время упор делается на развитие и расширение ненефтяныхисточников доходов. Автомобилестроение. В Иране 12 автозаводов. Самый крупный из них "Ходро" в Тегеране.Строился он, в основном, на средства, вырученные от продажи нефти, присодействии германской фирмы "Мерседес-Бенц" (1962г.). В 1967 году поразработкам иранских автомобилестроителей была выпущена первая модельлегкового "Пейкана". Потом появились различные грузовые, легковые,автобусные модификации. В 1988 году компания "Ходро" подписала соглашение опартнерстве с французским концерном "Пежо-Ситроен", а в 1990 году в страненачали продавать первые "Пежо-405" иранской сборки. В 1998 году выпущено 25тысяч автомобилей, 60% комплектующих этой машины поставляет иранскаясторона. В 1999 году запущена новая серия автомашин "Пежо-205".Предполагается, что из стен завода будут выходить до 50 тысяч таких машин вгод. Но основным автомобилем завода "Ходро" является "Пейкан". Когда-тоэталоном для него послужили некоторые британские модели. Сейчас автомобильполностью модернизирован, 95 процентов его комплектующих деталейпроизводится на месте. Компания выпускает до 500 машин в день В 2002 году на рынках появится "Пейкан" полностью сконструированный ипроизведенный в Иране.Иран не только на собственных колесах, но и экспортирует более, чем в 30стран грузовики, автобусы, миниавтобусы, легковые автомашины. В 1997-1998 финансовом году в Иране выпущено 250 тысяч автомобилей.Руководитель Организации развития и модернизации иранской промышленностиАкбар Торкан заявил, что в недалеком будущем ежегодно из цехов автозаводовбудут выходить 500 тысяч машин, и тогда доля Ирана составит одну сотуючасть их мирового производства. Железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог составляет 5337 километров. Они перевезлив 1997 году 9,6 миллиона пассажиров и свыше 20 миллионов тонн грузов. С1997 по 1999 годы было построено 760 километров железнодорожных путей,введены в строй магистрали Сирджан-Бендер-Аббас, Мешхед-Серахс-Теджен(соединившая Туркмению с Ираном), Захедан-Кветта (Пакистан), начатостроительство стальной двухколейной дороги Тегеран-Мешхед. Значительнаячасть железнодорожной сети оснащена рациями и электронным оборудованием. Навокзалах действует система автоматизации продажи пассажирских билетов иорганизован предварительный их заказ. Металлургическая промышленность. В 1998 году в Иране произведено семь миллионов тонн стали. К 2002 годуежегодный потенциал металлургической промышленности намечено довести до 12миллионов тонн. Производство стали осуществляется главным образом наметаллургических заводах в Исфагане (построен при участии СССР), Хорасане иХузистане. Часть продукции Иран экспортирует в зарубежные страны. В 1997году он продал на внешний рынок 900 тысяч тонн стали на сумму 230 миллионовдолларов. Одновременно Иран осуществляет экспорт в зарубежные странытехнологических схем металлургического производства и связанных с ниминженерно-технических услуг.В настоящее время Иран участвует в реконструкции металлургическихпредприятий в Турции, строительстве завода стального проката в Кувейте,обустройстве крупного месторождения бокситов "Абола" в Гвинее, сооружениизавода по выпуску каолина в Туркменистане. Производство электроэнергии.В 1997-1998 финансовом году в Иране произведено 103 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, что превышает показатель предыдущего года на семьмиллиардов киловатт-часов. В указанном году вступили в строй тепловыеэлектростанции в Нишапуре (мощностью 200 мегаватт), Исфагане (600 мегаватт)и Ахвазе (600 мегават). В настоящее время электросеть Ирана соединена с соответствующими сетямиАрмении, Азербайджана и Турции, завершается соединение электрическихмагистралей Ирана и Туркмении. Иран экспортирует электроэнергию в Турцию иАзербайджан (по 40 мегаватт-часов в каждую страну). Грузия обратилась к Ирану с просьбой продавать ей электроэнергию черезАзербайджан. В интересах сохранения окружающей среды Иран переходит киспользованию на ТЭС природного газа вместо мазута и газойля. В 1998-1999году этот показатель составил 800 миллионов литров. Экспорт промышленных товаров. В 1997 году стоимость экспорта нефтяных товаров и услуг оценивалась 5миллиардами долларов В целом промышленная продукция составила в стоимостном выражении 46%экспорта Ирана , сельскохозяйственная - 27, ковровые изделия - 19 ,технические и другие услуги - 8 процентов.Доходы страны от продажи ковров составили в 1997 году свыше 2,5 миллиардовдолларов. По прогнозам руководителя министерства созидательного джихадаК.Карими в 2021 году экспорт ковров будет оцениваться в 17,5 миллиардадолларов. По мнению экспертов иранские ковры ручной работы - лучшие в мире. В 1997 году экспорт цветов принес казне Ирана прибыль в размере 72миллиона долларов. Правительство ИРИ выделило 5 миллионов долларов наобновление сортового состава цветочной продукции.Согласно данным торгово-промышленной палаты, в 1997-1998 финансовом годуИран экспортировал 144,3 тысячи тонн декоративных и поделочных камней (приих ежегодной добыче в 6,7 миллиона тонн). Выручка составила почти 6,7миллиарда долларов. На долю Ирана приходится 8% мирового производствадекоративных и поделочных камней.Сельское хозяйство. В 1998 году 80 процентов необходимых сельхозпродуктов производилосьвнутри страны. Иран - относительно маловодная страна, как минимум раз в три годаразличные районы страдают от засухи. Чтобы увеличить площади поливныхземель и повысить показатель их эффективности, в настоящее время ведётсяпроектирование и строительство 200 плотин. Программа рассчитана наближайшие 10 - 15 лет, и если она будет реализована полностью, площадипосевных земель удастся увеличить на 70 процентов. В 1997-1998 годах поливные и богарные площади составляли 5,6 миллионагектаров, а собранный с них урожай - 11,5 миллиона тонн. Потребности страныв пшенице оцениваются в 13,5 миллиона тонн. Недостающее зерно Ирануприходится импортировать из-за границы. Комментируя эти цифры, директордепартамента министерства сельского хозяйства отметил, что, если 20-30процентные потери пшеницы, муки и хлеба будут сведены к минимуму и будетвнедрена высокая культура питания среди всех слоев общества, Иран сможетдостигнуть относительной самообеспеченности пшеничным зерном. Согласно статистическим данным Всемирной организации ООН по вопросампродовольствия, 66 сельскохозяйственных культур составляют основупроизводства земледелия всего мира. В 1997 году его продукция исчисляласьпятью миллиардами тонн, из которых 93,5% приходилось на продукциюрастениеводства и 6,5% - садоводства.68 стран выращивают как минимум одну садовую культуру и как максимум - 17.По этому показателю Иран занимает 10 место после следующих стран: Китая,США, Бразилии, Индии, Италии, Франции, Испании, Турции, Мексики.Ирану принадлежит первое место по производству фисташек и фиников, второе -абрикосов, третье - винограда без косточек, мандаринов и грецких орехов.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Иран после Второй Мировой войны icon1. Предпосылки и экономические последствия Второй Мировой войны
План Маршала и возрождение хозяйства стран Западной Европы после Второй Мировой войны
Иран после Второй Мировой войны iconГермания и Россия: Дипломатические отношения 1955 – 2008 После окончания второй мировой войны
После окончания второй мировой войны были образованы два германских государства – Федеративная Республика Германия (май 1949 г.)...
Иран после Второй Мировой войны iconГермания и Россия: Дипломатические отношения 1955 – 2008 После окончания второй мировой войны
После окончания второй мировой войны были образованы два германских государства – Федеративная Республика Германия (май 1949 г.)...
Иран после Второй Мировой войны iconДоклад по теме: " холодная война"
Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется...
Иран после Второй Мировой войны iconКафедра мировой экономики
Исчерпала ли себя «японская модель» экономического роста, сложившаяся после второй мировой войны?
Иран после Второй Мировой войны iconЭкономика СССР после Второй мировой войны

Иран после Второй Мировой войны iconРазвитие Германии после Второй Мировой Войны

Иран после Второй Мировой войны iconЭкономические преобразования в Италии после второй мировой войны

Иран после Второй Мировой войны iconПамяти жертв концлагерей в годы Второй мировой войны посвящается… Кл. Анашкина Э. А. 2010 год Тема: «Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»
Цели: воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Второй мировой войне, об ужасах войны
Иран после Второй Мировой войны iconИзменения в международной обстановке после окончания второй мировой войны (1946-1953)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы