Этногенез icon

Этногенез



НазваниеЭтногенез
Дата конвертации14.07.2012
Размер102,26 Kb.
ТипРеферат
Этногенез


СодержаниеВведение. 3 1. Вспышки этногенезов. 4 2. Фазы этногенеза. 9 3. Этническая регенерация. 12Заключение. 14Список литературы 15 Введение. По мнению Льва Гумилёва исходный момент любого этногенеза -специфическая мутация небольшого числа особей в географическом ареале.Такая мутация не затрагивает (или затрагивает незначительно) генотипчеловека, однако существенно изменяет стереотип поведения людей. Но этоизменение происходит опосредованно: воздействию подвергается, конечно, несамо поведение, а генотип особи. Появившийся в генотипе вследствие мутациипризнак пассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению снормальной ситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-тоизбыток энергии и формирует новый стереотип поведения, цементирует новуюсистемную целостность. Исходя из вышесказанного целью своей работы я ставлю рассмотрениетеории этногенеза Льва Гумилёва. Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующиезадачи: 1. Рассмотреть вспышки этногенезов. 2. Рассмотреть фазы этногенезов. 3. Рассмотреть этническую регенерацию. 1. Вспышки этногенезов. Предмет социальной истории, согласно теории историческогоматериализма, - это прогрессивное развитие производительных сил ипроизводственных отношений от нижнего палеолита до научно-техническойреволюции. Предполагается, что оно потечет и дальше. Поскольку этоспонтанное развитие, причиной его не могут быть силы природы, которыедействительно не влияют на смену формаций, и если протянуть плавную кривуюот добывания огня трением до полетов космических кораблей, то линия должнаотобразить эволюцию человечества. При этом только остается непонятным, во-первых, откуда взялись такназываемые отсталые народы и почему бы им тоже не развиваться? Во-вторых,почему наряду с успехами техники и науки фиксируется огромное количествоутрат культурных ценностей? И, наконец, в-третьих, по какой причине этносы- создатели древних культур бесследно исчезли с этнографической карты мира,а те, которые ныне конструируют сложные машины и создают на нихискусственный спрос, возникли совсем недавно? Видимо, социальная история отражает прошлое человечестваодносторонне, и рядом с прямой дорогой эволюции существует множествозигзагов, дискретных процессов, создавших ту мозаику, которую мы видим наисторических картах мира. Поскольку у этих процессов есть сначала и концы, то они не имеюткасательства к прогрессу, а всецело связаны с биосферой, где процессы тожедискретны. Таким образом, социальная и этническая история не подменяют другдруга, а дополняют наше представление о процессах, проходящих наповерхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей». Поэтому во всех исторических процессах - от микрокосма (жизни однойособи) до макрокосма (развития человечества в целом) - общественная иприродные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют, подчас стольпричудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенноотносится к мезокосму, где лежит феномен развивающегося этноса, то естьэтногенез, если понимать под последним весь процесс становления этноса - отмомента возникновения до исчезновения или перехода в состояние гомеостаза.Но значит ли это только то, что феномен этноса - продукт случайногосочетания биогеографических и социальных факторов? Нет, этнос имеет воснове четкую и единообразную схему. Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разныхусловиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем неменее, путем эмпирических обобщений Л. Гумилеву удалось установитьидеализированную кривую этногенеза. Вид ее несколько непривычен для нас:кривая равно не похожа ни на линию прогресса производительных сил -экспоненту, ни на повторяющуюся циклоиду биологического развития. Видимо,наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возникающую время отвремени вследствие толчков, которыми могут быть только мутации, вернее,микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не влияющие нафенотип. Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей популяциисвоего ареала. Мутируют только отдельные относительно немногочисленныеособи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возникла новаяконсорция, которая при благоприятном стечении обстоятельств вырастет вэтнос Пассионарность членов консорции - обязательное условие этогоперерастания. В этом механизме - биологический смысл этногенеза, но он неподменяет и не исключает социального смысла.[pic]Рис 1. Изменение пассионарного напряжения этнической системы По оси абсцисс отложено время в годах, где исходная точка кривойсоответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появленияэтноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системыв трех шкалах: 1) в качественных характеристиках от уровня Р,(неспособность удовлетворить вожделение) до уровня Рд (жертвенность). Этихарактеристики следует рассматривать как некую усредненную «физиономию»представителя этноса. Одновременно в этносе присутствуют представители всехотмеченных на рисунке типов, но господствует статистический тип,соответствующий данному уровню пассионарного напряжения; 2) в шкале -количество субэтносов (подсистем этноса). Индексы п, п+1, п+3 и т. д., гдеп - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и находящемся вгомеостазе; 3) в шкале - частота событий этнической истории (непрерывнаякривая). Предлагаемая Гумилёвым кривая — обобщение 40 индивидуальных кривыхэтногенеза, построенных нами для различных этносов, возникших вследствиеразличных толчков. Пунктирной кривой отмечен качественный ход измененияплотности субпассионариев в этносе. Внизу указаны названия фаз этногенезасоответственно отрезкам по шкале времени: подъем, акматическая, надлом,инерционная, обскурация, регенерация, реликт.Как видно из схемы, по абсциссе отложено время в годах. Естественно, наординате мы откладываем форму энергии, стимулирующую процессы этногенеза. Но перед нами встает другая трудность: еще не найдена мера, покоторой бы можно было определять величину пассионарности. На основаниидоступного нам фактического материала мы можем говорить только о тенденциик подъему или спаду, о большей или меньшей степени пассионарногонапряжения. Однако для поставленной нами цели это препятствие преодолимо,ибо мы рассматриваем процессы, а не статистические величины. Поэтому мыможем описать явления этногенеза с достаточной степенью точности, чтопослужит в дальнейшем базой новых уточнений. В любой науке описание феномена предшествует его измерению иинтерпретации; ведь и электричество было сначала открыто как эмпирическоеобобщение разнообразных явлений, внешне несхожих между собой, а уже потомпришли к таким понятиям, как сила тока, сопротивление, напряжение и т. п. Теперь перейдем к описанию основных фаз того процесса, который отображаетв общем виде приведенная нами кривая, и попытаемся показать, как происходитреально процесс постепенного расходования первичного заряда пассионарности. Я уже говорила, что исходный момент любого этногенеза - специфическаямутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация незатрагивает (или затрагивает незначительно) фенотип человека, однакосущественно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение происходитопосредованно: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, агенотип особи. Появившийся в генотипе вследствие мутации признакпассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальнойситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии иформирует новый стереотип поведения, цементирует новую системнуюцелостность. Возникает вопрос, — наблюдаются ли моменты мутации (пассионарноготолчка) непосредственно в историческом процессе? Гумилев считает, что самфакт мутации в подавляющем количестве случаев ускользает от современниковили воспринимается ими сверхкритично: как чудачество, сумасшествие, дурнойхарактер и тому подобное. Только на длительном, около 150 лет, отрезкестановится очевидным, когда начался исток традиции. Но даже это удаетсяустановить не всегда. Зато уже начавшийся процесс этногенеза, или, что - тоже самое, набухание популяции пассионарностью и превращение ее в этнос,нельзя не заметить. Поэтому мы можем отличить видимое начало этногенеза отпассионарного толчка. Причем, как правило, инкубационный период составляетоколо 150 лет. 2. Фазы этногенеза. Даже тогда, когда этнос распался и перестал существовать каксистемная целостность, остаются либо отдельные конвиксии, либо отдельныеперсоны, причем последние оставляют в истории более заметный след. Так, вКонстантинополе, взятом турками, осталась патриархия в квартале Фанар.Обитатели этого квартала - фанариоты долго жили, пользуясь милостьюсултанов, уважавших пророка Ису и мать его Мариам. Только в 1821 г. послевосстания морсйских греков славянского происхождения, безжалостновырезавших мусульман, султан Махмуд II приказал повесить патриарха иуничтожил последних византийцев, живших уже без Византии. Но ведь пока онисуществовали, они помнили о своем прошлом величии и блеске! Пусть даже этоне имело значения для истории, но этнограф должен отметить сам факт наличияосколка прошлого, а этнолог обязан это интерпретировать. А вот отдельныеперсоны, эмигранты, имели особые судьбы в зависимости от места, куда онипопали. Во Флоренции они обучали гуманистов греческому языку и элоквенции,в Испании портреты грандов рисовал Эль-Греко, в Москве учил и действовалМаксим Грек и т. д. Этой инерции хватило ненадолго, но эстафета культурнойтрадиции была передана. Таким же пережитком своего этноса был Сидоний Апполинарий, ужеставший христианином и епископом Клермонским в 471 г. Он был очень хорошоустроен при варварских королях, но в письмах изливал невероятную горечь,возникшую от недостатка культурного общения. Никто из собеседников не могоценить его знаний в латинской филологии. Окружавшие его бородатые бургундыбыли либо заняты войной, либо пьяны. Наиболее обильный материал по этой фазе, которую можно назвать«мемориальной», имеется в фольклоре и пережиточных обрядах так называемых«отсталых племен». Замечательные произведения устного творчества имеются уалтайцев, киргизов и, вероятно, у амазонских индейцев и австралийскихаборигенов, хотя языковые трудности мешают разобраться в последних случаяхдетально. Но это не беда. Главное то, что эти этносы отнюдь не «отсталые»,а чересчур передовые, т. е, уже достигшие глубокой старости. По сути дела,их память - памятник, столь же подверженный разрушительному влиянию временикак и их наряды, некогда прекрасно сшитые и украшенные, их деревянные дома,называвшиеся «хоромами», их бронзовое оружие, окислившееся и рассыпающеесяпри прикосновении. Но это еще не конец, ибо воспоминания - тоже сила. Описанные здесь люди мемориальной фазы еще имеют кое-какуюпассионарность, мучающую их из-за сознания безнадежности. А их ближайшееокружение неспособно даже на отчаяние. Им уже ничего не надо кроменасыщения и тепла от очага. У них идеалы, то есть прогнозы, замененырефлексами. Они не могут и, хуже того, не хотят бороться за жизнь,вследствие чего длительность этой фазы очень мала. Их подстерегаетвымирание при любых изменениях окружающей среды, а так как она изменяетсяпостоянно, то неуклонное однонаправленное развитие, будь оно возможно,привело бы вид Homo Sapiens к депопуляции. Но поскольку этого непроисходит, то следует заключить, что пассионарные толчки происходят чаще,чем финальные фазы этногенезов. Новый пассионарный взрыв - мутация или негэнтропийный импульсзачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерцияпрежнего. Вот благодаря чему человечество еще населяет планету Земля,которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений как великих,так и малых. Так было в прошлом, предстоит в будущем, во всех регионахземной поверхности.|Фаза |Императивы |Перегибы ||Исходное сочетание |Разнообразны | ||этносов и ландшафтов | | ||региона | | ||— |«Надо исправить мир, ибо он |Пусковой момент || |плох» | ||Подъем |«Будь тем, кем ты должен |— || |быть» | ||— |«Не по-вашему, а по-моему» |Переход в || | |акматическую фазу ||Акматическая |«Будь самим собой» | ||(пассионарный перегрев) | | ||— |«Мы устали от великих» |Переход в фазу || | |надлома ||Надлом |«Только не так, как было» |— ||— |«Дайте же жить, гады!» |Переход в || | |инерционную фазу ||Инерционная |«Будь таким, как я» |— ||— |«Не будь ты моим |Переход в фазу || |благодетелем!» |обскурации ||Обскурация |«Будь таким, как мы» |— ||— |«Да когда же это |Переход к гомеостазу|| |кончится!!!» | ||Гомеостаз |«Будь сам собой доволен, |— || |тролль» | ||— |«А ведь не все еще погибло!»|Переход к || | |мемориальной фазе ||Мемориальная |«Вспомним, как было |— || |прекрасно» | ||Вырождение |«А нам ничего не надо» |— | 3. Этническая регенерация. Итак, мы рассмотрели все известные в этнической истории фазыэтногенеза. По нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы неупомянем еще об одном специфическом свойстве этногенеза - способностиэтноса к регенерации. Суть этнической регенерации - это частичное восстановление этническойструктуры, наступающее после периода деструкции. Какой характер носитрегенерация в зависимости от фазы этногенеза? В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблюдается, поскольку пассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структурыэтноса. В акматической фазе уже есть, что восстанавливать, поскольку эта фазаподрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бываетсвязана с повышенным уничтожением собственных сограждан, когда они начинаютбороться друг с другом, Принцип «Будь самим собой» - это принцип обоюдоострый, и, если одинсам по себе и другой сам по себе, но они мешают друг другу, и в лучшемслучае они толкают друг друга локтями, в худших - шпагами, а в еще худшихпускают вход тяжелую артиллерию. И тогда в эти критические моментыоказывается, что ради самосохранения следует восстановить старый принцип,принцип фазы подъема — «Будь тем, кем ты должен быть». Тогда всеустанавливается, приходит на круги своя. Этнос создает социально-политическую и государственную систему, при которой он существует, иестественно возвращается к акматической фазе, то есть опять квзаимоистреблению, но уже некоторое время спустя, когда условия станутболее благоприятными и не столь трагичными. Яркой иллюстрацией такого рода регенерации является восстановлениеРоссии после Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровеньпассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему подсомнение сам факт существования огромной страны. Только усилиями ополчения,руководимого нижегородским купцом Мининым и обедневшим князем Пожарским,был водворен хоть какой-то порядок и провозглашен царем юный МихаилРоманов, на простых санях привезенный в Москву. Уже при Алексее Михайловичебыли восстановлены засечные линии против татар, присоединена Украина, шелпроцесс крестьянской колонизации по Оке и Волге. Но продолжалось этонедолго - растущая пассионарность вновь заявила о себе страстями раскола,кровью восстания Степана Разина, Хованщины, стрелецких бунтов и петровскихказней. Пассионарный перегрев снова вступил в свои права, и снова каждыйстремился быть оригинальным. Заключение. В данной работе мы рассмотрели важность перехода этноса из фазывозникновения в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса,создавшего систему до нулевого уровня. Ничего подобного мы не видим ни всоциальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движениипланет вокруг Солнца. Из всего вышесказанного я сделала вывод, что социальное развитие,биологическая эволюция и этногенез – явления несоизмеримые, хотя они вместедают возможность описать предмет в его развитии, т.е. фазу процессастановления, даже если это только момент. Список литературы1. Гумилев Л. Н. Этногенез в аспекте географии (Ландшафт и этнос: IX). «Вестник ЛГУ», 1970, № 12.2. Гумилев Л. Н. Этнос и категория времени. - «Доклады Географического общества СССР», 1970, вып. 53. Гумилев Л.Н. Внутренняя закономерность этногенеза (Ландшафт и этнос: XIV). - «Вестник ЛГУ», 1973, № 6, вып. 1.4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометео-издат, 1990.5. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этногенез icon«Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории
Этногенез iconКонцепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории
Этногенез iconЭтногенез

Этногенез iconЭтногенез белорусов

Этногенез iconЭтногенез народов Дагестана

Этногенез iconЭтногенез восточных славян

Этногенез iconЭтногенез. Теория Л. Н. Гумилева

Этногенез iconЭтногенез и биосфера Земли

Этногенез iconЭтногенез по Л. Н. Гумилёву (+ обширная биография)

Этногенез iconЭтногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы