История художественного литья icon

История художественного литья



НазваниеИстория художественного литья
Дата конвертации14.07.2012
Размер219.47 Kb.
ТипРеферат
История художественного литья


Введение Семь наиболее известных шедевров древних культур названы чудесамисвета. Два из них являются отливками. Это Колосс Родосский работы Хареса изЛиндоса (бронза, 292—280 гг. до н. э.) (рис. 1) и статуя Зевса Олимпийскогов храме Зевса в Олимпии работы Фидия (золото, 430 г. до н. э.). Понекоторым данным они получены хрисоэлефантийским способом. Труд литейщика, изготавливающего уникальную отливку, по своемухарактеру творческий. В большей степени это относится к отливкам,отличающимся какими-либо особыми свойствами, размерами или виртуозностьютехники их литья. Таким отливкам присваивается титул "царь". Знаменитый Царь-колокол Московского Кремля, крупнейший из колоколовкогда-либо существовавших в мире, отлит в 1733 — 1735 гг. из бронзы и весит200 т. Самая большая пушка в мире — Царь-пушка, отлита в 1586 г., весит 40т, ее калибр 890 мм. Геродот в главе 81 четвертой книги писал, что один из царей Скифиирешил определить, сколько скифов живет на свете, и приказал каждому из нихпринести по одному бронзовому наконечнику стрелы. Из этих стрел был отлитогромный котел. Диаметр скифского парытотла составлял 2,5 м, а высота —около 3 м, масса превышала 10 т. Котел был украшен характерным орнаментом,литыми фигурками животных. Древнейшей отливкой, удостоенной титула "царь", по мнению А. М.Петриченко, является 100-тонный чугунный царь-лев, отлитый в 954 г., еговысота 5,5 м, длина более 5 м (Китай). Между ног этой фигуры свободнопроезжает лошадь с телегой. Отливка пустотелая, покоится на плите, внастоящее время глубоко осела в грунт. В XIV в. в Японии был отлит царь-чайник из 3 частей: крышки, ручки исамого сосуда массой 16 т. А еще в 749 г. была отлита статуя Будды массой250 т (вместе с цоколем 380 т), длина ладони — 3 м. В 1987 г. на озереТадзаво к северу от Токио установлена самая высокая статуя богинимилосердия Канной высотой 133 м. Самой крупной царь - отливкой является литой шабот молота массой более650 т, изготовленный в 1875 г. в Перми. Для установления литой формыпотребовался кессон глубиной 40 м. Вокруг было размещено 20 крупныхвагранок. Заливка длилась 3 ч, остывание металла — более 4 месяцев. Первыми металлами, с которыми имел дело человек, были самородные медьи золото. Этому способствовало то, что они легко добывались в видесамородков и россыпей, имели невысокую, чуть больше 1000°С, температуруплавления и принимали необходимую форму с использованием метода холоднойдеформации и литья. Первыми отливками были художественные изделия из золотав виде различных украшений и предметов религиозного культа. Таким образом,можно предположить, что литейное производство началось с художественноголитья. У разных народов зарождение художественного литья приходилось наразные времена. У многих оно было самобытным, другие же опыт заимствовали.Мнения историков и археологов о начале производства литых изделийрасходятся. А. М. Петриченко считает, что впервые фасонное литье появилосьв IV — III тысячелетиях до н. э.
одновременно в Египте, Двуречье, Индии,Южной Туркмении, Закавказье, Молдавии, Юго-Западной Украине, Средней Азии идругих местах. В источниках указывается на данные археологическихисследований, из которых следует, что в Египте производить художественныеотливки из золота начали за 12 тысяч лет до н. э. Изделия из золота,относящиеся к IV тысячелетию до н. э., найдены в Южной Месопотамии, вдолине Нила, в Малой и Средней Азии. На Алтае золото начали добывать иперерабатывать за 4,5 тысячи лет до н. э. На Кавказе золотые изделияизготавливались за 3 тысячи лет до н. э. О высоком мастерстве и художественном вкусе мастеров Шумерасвидетельствует литая голова быка из золота с инкрустацией, изготовленная вVI в. до н. э. Египтяне начали отливать медные изделия раньше другихнародов. Историки полагают, что колоссальные масштабы строительства из камняпирамид стали возможны лишь благодаря широкому применению медных орудий иинструментов. На росписи гробницы в Фивах XVI — V вв. до н. э. изображеныпростые приемы работы древних литейщиков (рис. 2). В то время египетскиелитейщики уже умели получать сложные полые отливки с использованиемлитейных стержней или восковых выплавляемых моделей. Так что правомерносчитать Африку той частью света, где впервые зародилось литейное ремесло, втом числе ремесленное производство художественного литья. Серебро в отличие от золота редко встречается в виде самородков,поэтому использовать его стали позднее, чем золото. Самая ранняя разработкаруд и добыча серебра в крупных масштабах началась в IV в. до н. э. ввосточной части Азии, позднее в Армении и Греции. С середины III в. до н. э. в Месопотамии, а со II в. до н. э. в Египтевслед за примитивной техникой литья в открытые формы появилось литье бронзыв разъемные закрытые формы из глины, в которых отливались мелкие частицепочек, браслетов и др. Эти отливки затем скреплялись оловом и чеканились. В Греции в V — IV вв. до н. э. для отливки крупных бронзовых статуйприменялось литье "по потерянному воску". При этом способе, который донаших дней является основным для бронзовой монументальной и кабинетнойскульптуры, окончательная отделка фигур осуществляется по нанесенному наних воску. Особого расцвета литье достигло в эпоху Возрождения (XIV — XVI вв.) вомногих странах Европы, в том числе и в России. Введенная Бенвенуто Челлини(1500 — 1571) для литья крупных скульптур технология кусковой формовкипозволяла получать по несколько точных отливок с одной модели (метод"потерянного воска" — только одну отливку), с которых однако требовалосьудалять чеканкой следы от стыков отдельных кусков формы. Рис. 2. Изображение египетских литейщиков за работой Рис. З. Заливка формы (китайский рисунок) Со второй трети XIX в. наступает упадок производства художественнойбронзы. Ради удешевления бытовых изделий начинают применять низкосортныемедные сплавы, гальванические покрытия драгоценными металлами, механическиеспособы обработки (штамповка, накатка и др.). Новое художественное осмысление бронза получает в последнеедесятилетие XIX в. и в начале XX в. в творчестве импрессионистов (О. Роден,П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина и др.). В странах Европы отливки из чугуна начали изготавливать примерно в XIVв. с появлением доменных печей. В Китае чугун известен с VI в. до н. э. В954 г. была отлита фигура льва массой около 100 т. В те времена в Китаесуществовали лишь небольшие одноформенные вагранки для плавки чугуна. Они ибыли использованы при выплавке металла для этой гигантской фигуры. Откаждой печи по небольшому каналу выпускался металл, к нему по мереприближения к форме присоединялись ручейки от печей, расположенных по путик форме. На старинном китайском рисунке (рис. 3) показано, как происходилазаливка подобных форм. О том, что именно таким способом отливали льва,свидетельствует устройство чаши в форме, которая так и осталась на отливке.Возможно, чугун в нее наливали из ручных ковшей, принося их из печей,установленных дальше зоны чугунных ручейков. Значительное развитие чугунное литье получило в Германии, Франции иРоссии (на Каслинском, Каменском, Верх-Исетском, Ушвинском заводах). В настоящее время для художественных отливок используются практическивсе широко применяемые сплавы — благородные металлы и сплавы, сплавы наоснове железа, меди, алюминия, цинка, легкоплавкие сплавы, при этомприменяются разнообразные способы изготовления форм, начиная от одноразовыхпесчано-глинистых и кончая многократно используемыми металлическимиформами. Из истории художественного литья Археологические исследования доказали широкое распространение ивысокий уровень культуры литейного производства в средние века. В VI — VIIвв. произошло выделение специалистов-ремесленников, занимающихсяхудожественным литьем из бронзы и драгоценных металлов. Начиная с IX — Хвв. применяется литье по восковой модели. В XI в. появились каменныелитейные формы. Помимо производства литых украшений для знати и среднего сословия(ювелирное производство) литейщики удовлетворяли многочисленные бытовыенужды населения, особенно в период образования Киевской Руси. В это времяотливали котелки, палицы, кресты, иконки складные, бронзовые зеркала,паникадила, колокола, многие из которых сохранились до настоящего времени. Киев в течение двух столетий был художественным центром, из которогово все концы страны расходились готовые изделия, а с образованием мелкихсамостоятельных княжеств и возникновением в них своих ремесленныхмастерских перенимались лучшие технические достижения, заимствовались формыи приемы литейного дела. В XII в. появились кустарные литейки в Смоленском княжестве иНовгороде. Мастера-литейщики высоко ценились в государстве. Так, согласносписку "Русская Правда", за убийство ремесленника - литейщикаустанавливалось наказание — побор в казну, вдвое превышающий побор заубийство "простого" человека. Киев сильнее других городов пострадал от татарского нашествия,вследствие чего торговые пути, проходившие через него, оказались закрытыми.Торговля и промышленность начинали перемещаться в северные области ДревнейРуси. Наибольшую выгоду из сложившейся обстановки сумели извлечь Тверское,Московское княжества и особенно Великий Новгород. Именно в этих земляхначинает бурно развиваться производство художественных изделий. Так,например, в 1342 г. новгородский епископ Василий, желая украсить СофийскийСобор, приглашает из Москвы "мастера добра, именем Бориса". При Дмитрии Донском и его преемнике Василии I в сложившейся обстановкеперед русскими литейщиками ставится задача овладения искусствомизготовления пушек. Их производство началось на Руси в 1393 г. В 1474 г. Иван III дает наказ своему послу в Венеции С. Толбузинупригласить в Москву опытного зодчего, который бы хорошо знал литейноепроизводство. Этот наказ С. Толбузин выполнил блестяще, привезя с собой втом же году мастера Аристотеля Фиораванти. В 1478 г. в Москве Фиораванти построил пушечный литейный завод,находившийся в Китай-городе и носивший название "Пушечная изба". Позднее онвозвел на реке Неглинке новый завод, названный "Пушечный двор". В XVII в.был построен еще один государственный завод — "Гранатный двор" (заводнаходился в Гранатном переулке в Москве). Присоединение к Москве Тверского княжества и особенно ВеликогоНовгорода со всеми их обширными владениями (1480) вызвало опасения уТевтонского ордена, Швеции, хана Ахмата, Литвы в связи с изменениемсоотношения сил на границах с Московией. Московскому правительствуприходилось решать вопрос, существовать ли образовавшемуся государству вкачестве самостоятельной политической единицы, по-старому прозябать в ролиданника татар или стать колонией западных соседей. В XV — XVII вв. на созданных заводах было отлито большое количествопушек. Опытные пушечные мастера весьма высоко ценились в Московскомгосударстве. Пушки, помимо своего прямого назначения, являлисьхудожественными произведениями с богатым декором, изящными лафетами(литейщики А. Чохов, Е. Данилов, А. Григорьев, М. Осипов, И. Моторин идр.). Одним из интересных образцов орудий является знаменитая Царь-пушка(1586), свидетельствующая о блестящем мастерстве литейщика Андрея Чохова.Имя этого русского пушечного и колокольного мастера впервые упоминается в1568 г., а в последний раз в 1623 г. А. Чохов отлил множество пушек,которые отличаются большими размерами, великолепной отделкой и превосходнымкачеством работы. Он был придворным литейщиком и оставил после себямногочисленных учеников. Ему же принадлежит отливка стоствольной пушки-органа. Отливка колоколов со сложным декором (изображениями святых, портретамицарей, затейливой вязью церковных текстов) немало способствоваласовершенствованию художественного бронзового литья. Уже с первой половиныXVIII в. отливались большие колокола массой от 130 до 160 т, в том числезнаменитый Царь-колокол массой 200 т. Бронза русских пушек содержала 7 —11% олова, до 2% цинка и 0,4 — 1% свинца. Для колоколов применялась бронзас большим содержанием олова. Так, бронза Царь-колокола содержит 17,21%олова и 81,94% меди, остальное — примеси. Огромное значение для развития литья имело, в частности, созданиеПетергофских фонтанов с литыми свинцовыми фигурами, изготовленнымиголландскими и английскими мастерами. В конце первой четверти XVIII в.заказы на изготовление скульптуры за рубежом значительно сократились, таккак в Петербурге стали отливать скульптуры из свинца в мастерских Б. К.Растрелли и Ф. Вассу, а также на Васильевском острове в Мастерских избах. Отливки статуй золотились. В Летнем саду стояла свинцовая скульптурнаякомпозиция, изображающая Эзопа и различных животных — персонажей эзоповскихбасен. Свинцовые статуи Петергофских фонтанов прослужили до начала 30-х гг.XVIII в., к этому времени они обветшали и деформировались. В России начало развитию статуарного литья было положено в первойчетверти XVIII в., в царствование Петра I. Тогда появились выдающиесяскульптурные произведения, отлитые в бронзе. Техника литья и в допетровскоевремя была на сравнительно высоком уровне, но тогда она находила применениеглавным образом в отливке пушек, колоколов, в прикладном декоративномискусстве. В технике литья того времени в значительной мере преобладаловлияние итальянских мастеров, но с XV в. начала создаваться московскаяшкола художников, отличающаяся богатством сюжетов и орнаментировки, высокойтехникой литья и тонкостью чеканки. Наиболее известный мастер скульптуры первой половины XVIII в. — Бар-толомео Карло Растрелли (1675 — 1744). В 1716 г. он был приглашен Петром Iиз Франции и, переехав в Россию, остался в ней до самой смерти. Именноздесь Растрелли, не создавший ничего значительного до 1716 г., получилширокие возможности для творчества. Он создал ряд выдающихся произведенийпортретной монументальной и декоративной пластики. Большой известностьюпользуется его бронзовый бюст — портрет Петра I (1724), в котором не толькомастерски передано сходство, но и создан выразительный художественныйобраз, очень верно показаны властность и неукротимая энергия Петра I (рис.4). Творчество Растрелли отличают монументальность и прекрасное знаниелитейного материала — бронзы. В 1741 г. им создана и отлита скульптурнаягруппа "Императрица Анна Иоановна с арапчонком", одна из последних большихего работ. В этом произведении Растрелли необычайно ярко отразил поруазиатского деспотизма и немецкого засилья, нахлынувших на Россию вправление Анны Иоановны. "Это царствование — одна из порочных страниц нашейистории, и наиболее темное пятно на ней — сама императрица, — пишет В. О.Ключевский. — ... Ей было свойственно едкое чувство одиночества, отчужденияот своего Отечества, где она должна всего опасаться... Рослая и тучная, слицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще болееочерствевшая среди козней придворных в Кур-ляндии, она привезла в Москвузлой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий игрубых развлечений. Выбравшись случайно из бедной трущобы на широкийпростор безотчетной русской власти, она отдалась празднествам иувеселениям, поражавшим иноземных наблюдателей мотовской роскошью ибезвкусием". Растрелли изобразил императрицу на тронном помосте, устланном ковром.Она стоит, подняв голову и властно простирая руку, держащую скипетр.Неподвижность фигуры намеренно акцентирована контрастом с маленькойфигуркой арапчонка, представленного в легком, порывистом движении.Жизненность скульптуры достигается прежде всего разнообразием обработкиповерхности бронзы, местами полированной, местами патинированной илипрочеканенной с особой тщательностью проработки отдельных деталей, особеннодрагоценностей, обильно украшающих прическу, шею и платье императрицы. Самое позднее произведение Растрелли стало его лучшим достижением.Творчество великого скульптора оборвалось на высшей точке. Первая работа литейщиков при Академии художеств датируется 1781 г. Ких работам относятся произведения таких выдающихся скульпторов, как Ф. Г.Гордеев, М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, П. П. Соколов, И. П. Прокофьев идр. Выдающимся событием в истории скульптуры во второй половине XVIII в.было открытие памятника Петру I в 1782 г., так называемого "Медноговсадника" работы Этьенна Мориса Фальконе (1716 — 1791). В отличие отРастрелли Фальконе создал новый и гораздо более глубокий по содержаниюобраз Петра — законодателя и преобразователя России. За отливкуколоссальной статуи (масса около 50 т, высота 5,3 м) взялся сам скульптор.Он изучил литературу по литейному делу. Трудность литья усугублялась тем,что Фальконе для большей устойчивости решил уменьшить первоначальную массупамятника, сведя к минимуму толщину стенок. Вычисления показали, что длятого, чтобы сместить центр тяжести фигуры к задним ногам лошади дляустойчивости всего памятника, необходимы следующие толщины стенок: головы,рук, ног и одежды всадника — 7,5 мм, туловища — 10 мм, крупа лошади — до 30мм. Создание "Медного всадника" продолжалось с 1765 по 1782 г. Отливкапроизводилась по восковой модели в 1775 г. и едва не закончиласькатастрофой. Из-за сильного огня в плавильной печи в мастерской началсяпожар, Фальконе был ранен и потерял сознание. Все убежали, кроме литейщикаХайлова. "Этот мужественный человек, — писал Фальконе императрице, —оставшись один, заставил бронзу течь из печи в форму до последней капли;вчера я обнял его и выразил свою признательность ... его храбрости мыобязаны успехом отливки". Однако верхняя часть скульптуры (голова и верхняячасть фигуры всадника) не залилась. Недостающие части отлили спустя двагода. В 1777 г. Фальконе искусно спаял их и прочеканил. Памятник был открыт7 августа 1782 г. в торжественной обстановке, при стечении массы народа,под орудийные выстрелы. Скульптору удалось в бронзовой отливке убедительно передать неудержимостремительное движение всадника, огромную утверждающую силу его жеста.Установленный на берегу Невы в Петербурге "Медный всадник" стал необычайнопопулярной достопримечательностью города. Он был воспет в многочисленныхпроизведениях художественной литературы. Вершин русской реалистической скульптуры XVIII в. достигло творчествоФедота Ивановича Шубина (1740 — 1805), отличающегося большим упорством вдостижении цели, настойчивостью, огромным трудолюбием. Этими чертамихарактера он напоминает своего знаменитого земляка — М. В. Ломоносова.Девятнадцатилетним юнцом Шубин пришел из Холмогор в Петербург и попал внезадолго до этого открытую Академию художеств. Он изучал анатомию,перспективу, литейное дело, свойства различных материалов. Шубин создалцелую галерею характеристических образов современной эпохи. Художником, творчество которого проникнуто яркой эмоциональностью,просветительскими идеями, был Михаил Иванович Козловский (1753 — 1802). В1801 г. Козловский выполнил свою знаменитую статую "Самсон, раздирающийпасть льва" для фонтана Петергофа. Самсон был символом победы русских войскнад шведами. В 1799 — 1801 гг. Козловский создает памятник А. В. Суворову,установленный в Петербурге и принесший ему мировую известность. Суворовпредставлен в виде бронзового рыцаря в латах и шлеме, прикрывающегожертвенник и порывисто взмахивающего мечом. Козловский уже с самого началаработы над статуей обратился к языку аллегории. Он желал создать непортрет, а символическое изображение, прославляющее русское воинство и еговождя после победы Суворова в Италии и легендарного Альпийского похода.Статуя великого полководца была первым монументальным памятником в России,созданным и отлитым отечественным художником и мастером. Крупным мастером монументально-декоративной скульптуры начала XIX в.был Феодосии Федорович Щедрин (1751 — 1825). Широкую известность получилаего композиция, изображающая привязанного к дереву сатира Марсия (рис. 5). Дарование русских художников ярко проявилось при создании скульптурБольшого каскада Петродворца. Вместо свинцовых статуй были выполнены новыескульптуры из бронзы — "Самсон" М. И. Козловского, "Сирены", "Персей","Нева" Ф. И. Шубина, "Волхов" И. П. Прокофьева. Выдающееся место среди скульпторов принадлежит Василию Ивановичу Демут-Малиновскому (1779 — 1846). На создание в 1813 г. произведения "РусскийСцевола" его вдохновили события Отечественной войны (рис. 6). Назвав фигуру"Русский Сцевола", скульптор сравнил подвиг русского крестьянина с подвигомлегендарного римского воина Мупии Сцеволы. Согласно преданию, в Древнем Риме во время войны римлян с этрусками (Vв. до н. э.) римский юноша должен был пробраться в лагерь этрусков, чтобыубить паря Порсену, однако был схвачен. Порсена угрожал юноше жестокимипытками, требуя выдачи сообщников. Желая показать, что он не боится боли исмерти, Спевола опустил руку в огонь и не издал ни одного звука, пока рукане сгорела. В 1812 г. военный историк А. И. Михайловский-Данилевский (адъютант М.И. Кутузова) описал подвиг неизвестного русского крестьянина, совершенныйим в Отечественную войну. Наполеон, желая пополнить свое войско за счетрусских, принуждал их встать на французскую службу, а чтобы прекратитьпобеги, повелел их клеймить, дабы поступивший в воинскую часть и пойманныйпосле побега был расстрелян как дезертир. Выполняя императорское повеление,французы нанесли клеймо на руку одного из крестьян, попавшего в плен,Крестьянину, не знавшему, что это за клеймо, объяснили, что это знаквступления на службу к Наполеону. Тогда крестьянин, верный России, выдернулиз-за пояса топор и отсек себе клейменую руку. Ярким представителем того времени был скульптор Борис ИвановичОрловский (1796 - 1837). Им изготовлена скульптура, отражающая сценуусмирения быка, "Ян Усмарь", но прежде всего он известен в истории русскогоискусства как автор памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли,установленных в Санкт-Петербурге (1828 - 1836). Заметное место занимало творчество таких художников, как С. И.Гольбер, Н. С. Пименов, А. В. Логановский, И. П. Витали. Крупнейшим мастером начала XIX в. был Иван Петрович Мартос (1754 —1835). Среди многочисленных его скульптур наиболее выдающейся являетсяпамятник Минину и Пожарскому (1804 - 1818). Реалистический характер носило творчество Петра Карловича Клодта (1805— 1867). Он особенно прославился как мастер-анималист. И действительно, врусском искусстве первой половины XIX в. не было столь крупного знатокаживотных, как Клодт. П. К. Клодт был учеником В. П. Екимова — литейщика и скульптора. "Сдетства пристрастился к лошадям, с увлечением рисовал и вырезал людей иживотных, первое место среди которых отводил, конечно, любимой лошади. Жилв убогой квартире, — писал Н. И. Греч в своих воспоминаниях. — Клодт вводилв свою квартиру лошадь, а самому уже негде поместиться; сядет, съежившись уее задних ног, и рисует". Он был членом Римской, Берлинской и Пражскойакадемий. Им отлиты памятники Н. М. Карамзину, Г. Р. Державину, Барклаю-де-Толли, Петру I для города Кронштадта. В 1836 г. по предложению профессораИ. В. Буяльского Клодт отлил из бронзы статую "Лежащее тело", которая можетслужить прекрасным пособием для изучения пластической анатомии (рис. 7)."П. К. Клодт — замечательный скульптор и непревзойденный литейщик, работыкоторого доказывают, что сочетание в одном лице скульптора и литейщика,хотя и требует долголетнего упорного труда, но дает изумительныерезультаты, вполне оправдывающие затраченный труд...". Всеобщее признание Клодту принесли конные группы для Аничкого моста вСанкт-Петербурге (рис. 8). 20 ноября 1841 г. состоялось торжественноеоткрытие нового Аничкого моста. На его западной стороне были установленыдве бронзовые группы, а на восточной — две такие же гипсовые, окрашенныепод бронзу. Повторные экземпляры обеих групп, отлитые из бронзы в 1842 г.,так и не попали на предназначенное для них место; они были перевезены вБерлин и установлены на пьедесталах по обеим сторонам главных вороткоролевского дворца. В 1843 — 1844 гг. Клодт в третий раз отлил бронзовыеэкземпляры и поставил их на восточной стороне моста. Им, однако, недолгопришлось оставаться на месте. Весной 1846 г. они были сняты и отправлены вНеаполь, где и поныне стоят у входа в дворцовый сад. Гипсовые экземплярыгрупп вернулись на восточную сторону моста. Но Клодт уже задумалпродолжение начатого ансамбля и создал две новые группы — вырывающегося вяростном порыве коня и коня, укрощенного человеком. Выполнение новыхмоделей потребовало почти четырех лет труда, и только в 1850 г. две новыебронзовые группы были установлены вместо гипсовых. Скульптурный ансамбль,над которым Клодт работал около 18 лет, был наконец завершен. Большой популярностью пользуется памятник баснописцу И. А. Крылову(1848 — 1855), установленный в Летнем саду Петербурга (рис. 9). Клодтизобразил писателя сидящим в глубокой задумчивости с книгой в руках, а напостаменте поместил барельефные изображения различных сцен из его басен(рис. 10) с четырьмя аллегорическими женскими фигурами, означающимиправосудие — с мечом и весами, силу — с копьем и мечом, веру — с крестом,мудрость — с зеркалом. Последней крупной работой скульптора был памятник Николаю I вПетербурге (1856 — 1859). В техническом отношении этот памятник не имеетсебе равных в скульптуре того времени. Клодт поставил бронзового коня надве точки (на задние ноги), что удалось ему в результате точнейшего расчетапри отливке. Клодт по праву считается виртуозным мастером литья, все своиработы он отливал сам и, будучи профессором Академии художеств, долгоевремя руководил ее литейной мастерской. Большое место в истории русской скульптуры занимал Иван ПрокофьевичПрокофьев (1758 — 1828), также воспитанник Академии художеств. Статуи"Актеон, преследуемый собаками" (рис. 11), "Морфей", портреты, рельефыговорят о большом даровании и мастерстве художника. За группу "Актеон" в1785 г. Прокофьев получил звание академика. Для увековечения памяти величайшего из национальных поэтов былопринято решение о сооружении памятника А. С. Пушкину. Среди многочисленныхработ, представленных на конкурс, убедительную победу одержал проектАлександра Михайловича Опекушина (1838 — 1923). Памятник, отлитый в 1880г., прошел испытание временем и до сих пор любим народом (рис. 12).Опекушин изобразил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которогонаброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики,скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. Позапоэта отличается непринужденностью, не исключающей, однако, благороднойвеличавости и поэтической возвышенности. В августе 1950 г. памятник был перенесен на новое место, в центрреконструированной площади. Прежней его высоты в новом архитектурномокружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонныйфундамент, поднявший уровень основания монумента. В 1875 г. А. Р. Бок отлил аллегорическую скульптурную группу,изображающую Минерву — по древнеримской мифологии покровительницуремесленников и художников (рис. 13). Евгений Александрович Лансере (1848 — 1886) выполнял небольшиежанровые статуэтки и группы (преимущественно изображения животных), а такжесценки из быта русских крестьян и народов Кавказа и Средней Азии, в которыхпроявлял большую наблюдательность и мастерство передачи жестов людей иповадок животных (рис. 14). Скульптурно оформлял произведения декоративно-прикладного искусства (чернильницы, подсвечники и др.). Ряд работ Лансеребыл предназначен для тиражирования на Каслинском чугунолитейном заводе.Лансере создано свыше 400 оригинальных отливок. Во второй половине XIX в. скульптура как бы отходит на второй планпосле живописи, что особенно относится к литой монументальной идекоративной скульптуре. Это вызвано протестом художников противакадемической системы преподавания — творить только на отвлеченныемифологические темы. Среди первых скульпторов, обратившихся к бытовомужанру, были С. И. Иванов, М. А. Чижов, В. А. Беклемишев, М. М. Антокольскийи др. Сергей Иванович Иванов (1828 — 1903) вошел в историю главным образомкак автор статуи "Мальчик в бане" (1854). Без всякой слащавости иидеализации скульптор изобразил обливающегося водой крестьянского мальчика(рис. 15). Работы Матвея Афанасьевича Чижова (1838 — 1916), отражающие в основномбытовые сцены, как правило, отмечались наградами. Так, фигура "Киевлянин суздечкой" (рис. 16) получила малую золотую медаль. Золотые медали получилитакже фигуры "Крестьянин в беде", "Игра в жмурки" и др. Наиболее значительны произведения Марка Матвеевича Антокольского(1843 — 1902) на исторические темы, в которых отразились патриотическиеустремления. Такими произведениями - статуями являются "Иван Грозный","Петр I", "Ермак" (рис. 17) и др. Михаил Осипович Микешин (1835 — 1896) приобрел известность, победив в1859 г. в конкурсе на проект памятника "1000-летие России" для Новгорода, ипозднее (1873) при создании памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге. Вобоих случаях Микешину помогали скульпторы М. А. Чижов, Н. А. Лавренский,А. М. Опекушин и др. Роберт Романович Бах (1859 -1932) — крупный академический педагог,автор известного памятника А. С. Пушкину в Царском Селе и памятника М. И.Глинке в Петербурге (1906), многочисленных портретов (рис. 18). P. P. Бахоткрыл в знаменитых Каслях школу, в которой учил рабочих и мастеровых людейискусству скульптуры и литья. Пути развития Каслинского художественного литья отражают различныеэтапы в истории русской скульптуры. В изделиях мастеров находят своеотражение стиль высокого классицизма (Э. М. Фальконе, Ф. П. Толстой и др.),становление камерной скульптуры, связанное с движением "передвижников" (Ф.Ф. Каменский), и стиль "модерн" (Е. Баумгартен). В чугуне повтореныскульптуры Е. А. Лансере, Н. И. Либериха, П. К. Клодта, Ж. Готье и др. Назаводе отливались фигуры животных, множество подсвечников, пепельниц,подчасников, вазочек, чернильных приборов, садовая мебель и др. Благодарякаслинским мастерам работы малой пластики Клодта распространились далеко запределы Уральского хребта. Позже появились литые произведения скульпторов-импрессионистов (П. П.Трубецкой, В. А. Серов и др.), в которых, остро и точно схватывая жест,характер модели, они запечатлевали ее в пластических набросках. Техникалепки экспрессивными раздельными мазками способствует сохранению отпечатковпальцев на скульптуре (рис. 19). Воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества былСергей Михайлович Волнухин (1859 — 1921), автор одного из немногих удачныхпроизведений скульптуры тех лет — памятника первопечатнику И. Федорову вМоскве (1909). Над памятником С. М. Волнухин трудился 7 лет. Во многомуспешному окончанию этой работы содействовал видный живописец С. В. Иванов.Следуя традициям скульптуры второй половины XIX в., Волнухин показывает И.Федорова как совершенно конкретное лицо, облаченное в историческидостоверный костюм, и при этом в реальной обстановке: у печатного станка вовремя чтения только что полученного оттиска листа первой русской книги.Красивое славянское лицо обрамлено прядями густых волос. На лбу ониперехвачены ремешком, как было принято у многих поколений русских крестьяни мастеровых, курчавым окладом борода ложится на грудь. С. М. Волнухин был учителем многих известных скульпторов, в частностиА С. Голубкиной, Н. А. Андреева, С. Т. Коненкова и др. Анна Семеновна Голубкина (1864 — 1927) значительную часть своеготворчества посвятила работе над созданием образов простых русских людей.Она стремилась в обобщенных символах передать пробуждение человека в борьбеза социальную справедливость. В декоративных и станковых композицияхсоциальные мотивы порой сочетаются с отвлеченной символикой в духе стиля"модерн", например "Березка" (рис. 20). Наиболее значительны портреты,отличающиеся одухотворенностью и внутренней экспрессией, например портретА.Н. Толстого (рис. 21). В предреволюционные годы выделялись своими работами скульпторы И. Я.Гинзбург, С. Д. Меркуров, И. Д. Шадр, В. И. Мухина, М. Г. Манизер и др. В самых ранних работах Веры Игнатьевны Мухиной (1889—1953) заметнотяготение к монументальности. После 1917 г. она участвовала в осуществлениигосударственного плана монументальной пропаганды. Ее станковые фигуры,утяжеленные объемы которых выражают мощь внутренней жизни, — "Ветер","Крестьянка" (рис. 22). Во время Отечественной войны В. И. Мухина работалапреимущественно в области портрета, неизменно связывая особенности человекас судьбой народа, позволяя ощутить героический пафос эпохи. В отливке"Партизанка" (рис. 23) ею создан символический образ девушки, пронизанныйненавистью к врагу и несокрушимой уверенностью в победе над ним. Впослевоенный период В. И. Мухина вновь возвратилась к монументальнойскульптуре (памятник М. Горькому для Москвы, "Требуем мира", памятник П. И.Чайковскому в Москве и др.). Пресловутым декретом Советского государства от 12.04.1918 г. "О снятиипамятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектовпамятников социалистической революции" перед скульпторами и литейщикамибыла поставлена задача создания памятников "революционной трудовой России"и организации базы для их реализации в металле. Небольшая мастерская бронзового художественного литья была создана вПетербурге Губполитпросветом. Первая монументальная отливка в этоймастерской выполнена в 1922 г. — памятник Н. А Некрасову (скульптор В. В.Лишев). Затем при государственном меднообрабатывающем заводе "Красныйвыборжец" (1924 г.) был организован "Художественный монументальныйбронзолитейный отдел". В связи с этим был выпущен проспект, в которомсообщалось, что на заводе "Красный выборжец" для отливки "употребляетсяисключительно так называемая художественная сукрасная бронза с цинковойлигатурой, не превышающей 6%". Сукрасная бронза, сообщалось далее,совершенно не чувствительна к температурным переменам, как бы резки они нибыли, и не поддается изменениям при атмосферных осадках. На этом заводебыло отлито около трети всех сооружаемых в стране художественных монументовпо моделям скульпторов А. М. Опекушина, М. М. Антокольского, В. А.Беклемишева, Н. А. Андреева и др. Ежемесячно на заводе отливалось более 3 тхудожественного литья. В 1932 г. эта литейная мастерская стала именоваться «Мастерскойхудожественного литья комбината наглядной агитации и пропаганды» Ленсовета,она тиражировала для населения скульптурные портреты вождей революции. В1939 г. мастерская стала заводом бронзового и чугунного литья"Монументскульптура". В период с 1924 по 1932 г. на заводе были отлиты памятники В. И.Ленину для более чем 20 городов страны по моделям В. В. Лишева, М. Г.Манизера, И. Гинзбурга и других ведущих художников. Из наиболеезначительных работ следует отметить памятник Т. Г. Шевченко для Харькова(М. Г. Манизер) и памятник В. И. Ленину для Минска (этого же автора). Помодели Н. В. Томского отлит памятник С. М. Кирову (масса 18 т, высотафигуры 7,5 м), по проекту В. В. Боголюбова и В. И. Ин-гола — памятник С.Орджоникидзе. С 1938 по 1941 г. заводом было отлито 30 памятников С. М.Кирову для различных городов страны. По проектам М. Г. Манизера было отлито80 скульптурных фигур для станции "Площадь революции" Московскогометрополитена. В 1944 г. завод вернулся из эвакуации и приступил к производствухудожественного литья. На нем были восстановлены памятники многих городовстраны и отлиты многочисленные памятники героям Великой Отечественной войныи деятелям науки и искусства. Одним из замечательных памятников, отлитых на заводе, являетсяпамятник советским воинам, павшим в борьбе с фашизмом, сооруженный попроекту скульптора Е. В. Вучетича в Трептов-парке в Берлине (рис. 24).Высота фигуры воина-освободителя 12,6 м. Позднее Художественным фондом РСФСР был организован Мытищинский заводимени народного художника Е. Ф. Белашовой, где также были отлиты ивыполнены многочисленные скульптурные работы, в частности памятники Ю.Долгорукому и А. В. Суворову в Москве.-----------------------Рис. 1.Колосс Родосский (292—280 гг. до н. э.), бронзаРис. 4.Неизвестный скульптор. Отлито с бронзового оригинала Б. К. Расстрелли. БюстПетра I (1810), чугунРис. 5.Ф. Ф. Щедрин. Марсий (1776), отлито с гипсового оригинала, бронзаРис. 6В. И. Демут-Малиновский. Русский Сцевола (1813), отлитого с гипсовогооригинала, бронзаРис. 7П. К. Клодт. Лежащее тело (1836), бронзаРис. 8П. К. Клодт. Укрощение коня (1833 – 1850), бронзаРис. 9П. К. Клодт. Памятник И.А. Крылову (1848 – 1855), бронзаРис. 10П. К. Клодт. Литые барельефы на памятнике И.А. Крылову (1848 – 1855),бронзаРис. 11И. П. Прокофьев. Актеон, преследуемый собаками (1748), отлито с гипсовогооригинала, бронзаРис. 12А. М. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину (1880), бронзаРис. 17М. М. Антокольский. Ермак (1891), бронзаРис. 18Р. Р. Бах. Портрет П. П. Чистякова – академика Академии художеств, бронзаРис. 19П. П. Трубецкой. Дети (1900), бронзаРис. 20А. С. Голубкина. Березка (1927), бронзаРис. 21А. С. Голубкина. Портрет А. Н. Толстого (1911), бронзаРис. 22В. И. Мухина. Крестьянка (1925), бронзаРис. 23В. И. Мухина. Партизанка (1947), бронзаРис. 24Е. В. Вучетич. Воин-освободитель (1946-1949), бронза




Похожие:

История художественного литья iconУрок по учебному плану Тема урока по учебному тематическому планированию
Развитие навыков творческого выполнения эскизов изделий в стиле каслинского художественного литья
История художественного литья iconИстория литья на Руси

История художественного литья iconТеоретические подходы к развитию художественного восприятия учащихся на уроках изобразительного искусства
Кусства, то исходным этапом в его формировании является развитие художественного восприятия. В связи с этим, возникает необходимость...
История художественного литья iconВопросы к зачетам по дисциплине «История и теория художественного образования»
Л. Б. Альберти – основоположник современной композиции в изобразительном искусстве
История художественного литья iconПаспорт специальности 17. 00. 09 Теория и история искусства
Сущность художественного образа как результата чувственно-рационального познания мира
История художественного литья icon2008-2009 учебный год вопросы студентам 6 курса заочного отделения для государственного экзамена по «Истории художественного образования»
Становление академической системы художественного образования (Академия братьев Карраччи)
История художественного литья iconПримерная программа дисциплины «История изобразительного искусства»
Подготовить студентов к самостоятельному освоению художественного наследия изобразительного искусства
История художественного литья iconСписок вопросов по курсу «История зарубежных литератур ХIХ века»
Эпоха романтизма. Социально-исторические предпосылки и философская почва романтизма. Основные черты романтического художественного...
История художественного литья iconМихайлов Д. А., к и. н. Росляков С. Г., к и. н. Доклады
Экспериментальное моделирование технологии свинцового культового литья Западной Сибири
История художественного литья iconПоложение о районном Конкурсе-выставке детского художественного творчества «Подснежник-2010» общие положения районный Конкурс-выставка детского художественного творчества «Подснежник-2012»
Районный Конкурс-выставка детского художественного творчества «Подснежник-2012» проводится управлением образования администрации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы