Развитие культуры 1920 1930гг icon

Развитие культуры 1920 1930гг



НазваниеРазвитие культуры 1920 1930гг
Дата конвертации14.07.2012
Размер47.8 Kb.
ТипРеферат
Развитие культуры 1920 - 1930гг.


Р Е Ф Е Р А ТТема: «Развитие культуры 1920 – 1930гг.»Проверила: Хисамова О.В.Выполнила: Бронникова Екатеринаг. Салават2002 г. Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября 1917года по август 1991 года. После победы Октябрьской революцииСоветская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизньвеликие идеалы просветительного гуманизма - свободу, равенство,братство, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западномумиру, следуя по буржуазно - капиталистическому пути, решила совершитьновая Россия, избрав пролетарско - социалистический путь развития. Революционные события в России стали также вызовом марксизму,поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которымта или иная общественная формация не уходит с исторической сцены до техпор, пока не исчерпает свой потенциал прогрессивного развития.Капитализм в России того времени не только не исчерпал свои возможности,но еще только складывался и не достиг даже зрелого состояния. Хотя Россия в начале века занимала пятое место в мире по общемуэкономическому уровню, в целом она оставалась страной достаточноотсталой. К этому следует добавить то обстоятельство, что Россия кначалу строительства нового общества пережила три года участия в Первоймировой войне, три революции и три года гражданской войны. Она былаполностью разрушена и представляла собой ужасающее зрелище. Никогда ещеникакая другая страна не испытывала такого истощения и опустошения. Именно в таких, крайне неблагоприятных условиях начиналосьстроительство социалистического общества и социалистической культуры.Все это прекрасно видел и понимал главный вдохновитель строительствановой России - В.И. Ленин. Ленин пришел к убеждению, что история и исключительные условияпредоставили России уникальный шанс: попытаться – пусть не без риска –построить социалистическое общество и осуществить мечту о светломбудущем. Реализация этого шанса продолжалась 74 года. В военно – экономической области Советский Союз, в которой Россияпреобразовалась в 1922 году, стал второй мировой державой – после США.Такого уровня он достиг прежде всего благодаря успехам научно –технического прогресса. Однако этот прогресс в полной мере проявил себяглавным образом в военной области. Созданные здесь новейшие, высокиетехнологии не получили должного распространения в гражданских отрасляхпроизводства, за исключением космоса. В развитии культуры советского периода России можно выделить триосновных этапа. Первый из них охватывает 1917 – 1932гг. В центре егонаходился поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший нафоне широкого культурного плюрализма. Второй приходится на 1932 –1956гг. и связан с процессом построения социалистической культуры, скультурной революцией в условиях тоталитаризма. Содержание последнегоэтапа (1956 – 1991) составляет исправление допущенных ранее просчетов иошибок, поиск путей к социализму.
Первый этап становления новой, социалистической культуры протекал висключительно трудных условиях разрухи, вызванной Первой Мировой игражданской войнами. Главными событиями данного этапа в социально –экономической сфере стали гражданская война, НЭП и коллективизация.Несмотря на большие трудности, первый этап оказался весьма интересным инасыщенным самыми различными фактами и процессами. Сразу после победы Октябрьской революции перед новой властью всталвопрос об отношении к доставшемуся культурному наследию, о том, что следуетохранять и брать с собой в новую жизнь, в светлое будущее. В самомневыгодном положении оказались религия и Церковь. Уже в декабре 1917г.Православная Церковь лишается своих землевладений и значительной частисобственности. В январе 1918 года правительство издает декрет, всоответствии с которым Церковь отделяется от государства, а школа отЦеркви. Школьное образование исключило духовные дисциплины. По отношению к другим областям духовной культуры Советская властьпроявляет гораздо большую терпимость и заинтересованность.Здесь она руководствуется известными ленинскими положениями, согласнокоторым все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и бытьдоступными народу. Поэтому уже в 1917г. были национализированы Эрмитаж,Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другиемузеи. С 1918 – 1923гг возникло 250 новых музеев. Для создания основ новой культуры Советская власть разрабатываетширокую программу по ликвидации безграмотности, которая составляла 3взрослого населения. Поэтому в 1919г., правительство принимает декрет, покоторому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родномили русском языках. В 1925 году введено всеобщее начальное образование. Формирование новой интеллигенции потребовало резкого увеличения числауниверситетов и вузов. Чтобы облегчить получение высшего образования, привузах и университетах открывались рабочие факультеты (рабфаки). Врезультате принятых мер к 1933 году по количеству студентов СССР превзошелАнглию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, вместе взятых. Такая форсированность в подготовке специалистов объяснялась нетолько масштабами экономического и культурного строительства, но испецификой послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государствоотносилось к представителям старой интеллигенции подозрительно инастороженно, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатомтакого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Странупокинули сотни и тысячи высококвалифицированных ученых, инженеров,изобретателей и конструкторов, значительная часть которых приобрела зарубежом мировую известность. За пределами России оказались такие выдающие художники, как Ф.Шаляпин, С. Рахманинов, И. Бунин, К. Коровин. Поиск и становление новой культуры происходили в атмосфере интенсивнойхудожественной жизни. В России 20-х годов существовало множество разныхлитературно – художественных течений, школ и группировок. Пролеткульт – культурно–просветительная и литературно-художественнаядобровольная организация возникла в 1917г. Ее теоретики – А. Богданов, В.Плетнев, Ф. Калинин. РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей, куда входили Ф.Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимович. Были художники и писатели, которые предпочитали остаться «вольнымистрелками». Такими были М. Цветаева, С. Есенин, М. Булгаков, Е.Замятин, Б. Пастернак, А. Платонов. Особую роль в формировании социалистической культуры сыграл М.Горький - признанный «буревестник революции», оказавший огромноевлияние на развитие культуры и искусства советского периода. В своих«заметках о революции и культуре» он высказал глубокие мысли, назвав их«несвоевременными», о серьезных опасностях, которые подстерегают русскуюреволюцию в ее отношениях с культурой. К сожалению, многих опасностей, окоторых писал М. Горький, русской революции избежать не удалось. В 1922 -1924 гг. проводилось много дискуссий о формальном методев искусстве, благодаря им появилось большое число новых, хорошо известных исегодня журналов: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда» и другие. Однако к концу 20-х годов, особенно в связи с началом коллективизации, ситуация постепенно меняется. Число художественных течений начинаетнеуклонно сокращаться. Некоторые из них уходят с исторической сценыестественным путем, другие подвергаются давлению со стороны официальныхорганов. В начале 30-х годов этот процесс ускоряется. От прежнегокультурного плюрализма и художественного многообразия практически ничего неостается. Поиски новой культуры прекращаются: она оказывается найденой. Вразвитии советской культуры начинается новый этап.




Похожие:

Развитие культуры 1920 1930гг iconТематика семинарских занятий (на выбор одна из тем) Тема Модернизация советской экономики и культуры в конце 1920 начале 1930-х гг
Тема Модернизация советской экономики и культуры в конце 1920 начале 1930-х гг
Развитие культуры 1920 1930гг iconIii. Вклад Луначарского в дело охраны памятников культуры и искусства
I. Защита и охрана памятников культуры в 1920-1930-е годы
Развитие культуры 1920 1930гг icon«Екатеринбургский текст» в прозе Н. Никитина
Именно в 1920-е гг активизировалось развитие того массива мифов города, который является репрезентативным по сей день. Именно в 1920-е...
Развитие культуры 1920 1930гг iconРазвитие формы государственного единства рсфср в 1917-1920 годах

Развитие культуры 1920 1930гг iconПрограмма физического воспитания
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми которой, являются:...
Развитие культуры 1920 1930гг iconСеминар №7 Тема: Таможенное дело в СССР (1920-1980-е годы)
...
Развитие культуры 1920 1930гг icon1. Формирование и развитие представлений о К. в античности и средние века
Семиотические и символические концепции культуры. Язык, знаки и символы культуры. Культурные коды и типы культур
Развитие культуры 1920 1930гг iconКонспект интегрированного урока физической культуры и музыки в 1-м «а» классе
Воспитывать моральные, волевые эстетические качества, развитие памяти, внимания, общей культуры поведения
Развитие культуры 1920 1930гг iconКолокольный плач. Задачи урока: Образовательные
Развитие псих процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков
Развитие культуры 1920 1930гг iconПасюков П. Н. Развитие научных исследований и организация научной деятельности в сфере физической культуры и спорта на сахалине пасюков Петр Николаевич
Сахалинском. Окончил педагогический факультет Хабаровского института физической культуры, факультет истории Хабаровского педагогического...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы